Руководства, Инструкции, Бланки

авторитарное руководство это img-1

авторитарное руководство это

Категория: Руководства

Описание

Авторитарный стиль - руководство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Авторитарный стиль - руководство

Авторитарный стиль руководства основывается главным образом на подчинении учащихся учителю, жестком контроле выполнения предъявляемых требований. Недооцениваются собственные коллективные начинания учащихся, их инициатива и самостоятельность; учитель не считается с возникающими ситуациями, не обосновывает свои действия перед учащимися, не мотивирует свои поступки.  [1]

Авторитарный стиль руководства отличается широким использованием принципа единоначалия, в основном единоличным принятием решений руководителем буз учета мнения коллектива. Такой руководитель не терпит возражений, устанавливает строгий контроль за действиями подчиненных, часто вмешивается в их работу, требует пунктуального исполнения подчиненными его указаний, распоряжений.  [2]

Авторитарный стиль руководства лежит в основе абсолютного большинства конфликтов и бед благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и в конечном счете влияет на не - эффективность работы. Автократ парализует работу аппарата, на который он опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненный зависит от него, но и он во многом зависит от них. Недовольные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. А кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей. Такой погонщик может купить часы мускульной энергии, но купить уважение нельзя - это нужно заработать.  [3]

Преимуществом авторитарного стиля руководства является оперативность при централизации воздействия на коллектив, главный же недостаток - неудовлетворенность сотрудников руководителем. Творческие силы и возможности сотрудников не находят должного применения, и, как следствие, при авторитарном методе руководства не достигается необходимых положительных результатов работы коллектива.  [4]

Для авторитарного стиля руководства. который характеризуется единоличным принятием решения руководителем, жестким управлением деятельностью подчиненных, ограничением инициативы подчиненных, эффективным будет информативный тип собрания или собрание-инструктаж.  [5]

Для авторитарного стиля руководства характерна ориентация на результаты предмета деятельности организации и выполнения функций подразделений при полном игнорировании интересов трудового коллектива.  [6]

При авторитарном стиле руководства менеджер навязывает свое решение подчиненным, опираясь на теорию X Макгрегора.  [7]

На этом основании выделяют авторитарный стиль руководства. демократический стиль руководства и либеральный стиль руководства.  [8]

Психологами установлено, что только вызов к руководителю авторитарного стиля руководства выбивает из калеи на весь день.  [9]

В случае достаточно сложных задач, стоящих пеоед группой, авторитарный стиль руководства неблагоприятно влияет на поведение студентов.  [10]

Появление на одной из ступеней пирамидальной структуры формального лидера, обладающего авторитарным стилем руководства. означает, что на нижележащих ступенях будет преобладать так же авторитарный стиль.  [11]

В Испании бизнес представлен, как правило, семейными фирмами с авторитарным стилем руководства и неформальной организационной структурой. Коммуникации в основном носят вертикальный характер, коллективная деятельность практически отсутствует. Важнейшие решения по вопросам закупок чаще всего передаются высшему руководству для конечного одобрения; чтобы предотвратить блокирование нужного для вас решения, жизненно важно поддерживать хорошие отношения с руководством среднего звена.  [12]

Конвейер действительно был абсолютно подконтрольным объектом управления, а иерархическая структура подчинения и авторитарный стиль руководства производством приносили свои экономические плоды. С другой стороны, в такой системе работники и эксплуатировались, и чувствовали себя как обесчеловеченный ресурс, поскольку конвейерное производство именно в силу своей идеально отлаженной организации востребует не таланты и способности, а физическую силу и выносливость, выводя истинно человеческие проявления за скобки производства. Да и стандартная система оплаты труда никак не стимулировала инициативу и заинтересованность рабочих в результатах труда.  [13]

Противоречие между должностным статусом и авторитарностью Я - образа возникает прежде всего как проявление авторитарного стиля руководства в условиях, когда руководитель оказывается вынужденным защищать свою управленческую позицию от критики снизу, являющейся реакцией на недостатки в управлении. Руководитель, ориентированный на властные требования по отношению к подчиненным ему работникам, воспринимает ее как подрыв своего личного авторитета.  [14]

Характерными чертами южно-корейских ФПГ являются высокий уровень отраслевой диверсификации, централизованное планирование, значительные размеры текущей задолженности, авторитарный стиль руководства.  [15]

Страницы:      1    2

Поделиться ссылкой:

Другие статьи

АВТОРИТАРНОЕ РУКОВОДСТВО - это

АВТОРИТАРНОЕ РУКОВОДСТВО это: Смотреть что такое "АВТОРИТАРНОЕ РУКОВОДСТВО" в других словарях:

Сектоведение — У этого термина существуют и другие значения, см. Сектоведение (значения). Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было я … Википедия

авторитарный — ая, ое; рен, рна, книжн. 1) Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарная форма правления. Авторитарный режим. Синонимы: дикта/торский 2) Стремящийся утвердить личную власть, свой авторитет. Авторитарное руководство.… … Популярный словарь русского языка

Плановая экономика — (командная экономика) (planned economy), экономика, при к рой все (или почти все) ресурсы распределяются централизованно првом, а не рынком через механизм ценообразования. Вся земля и весь капитал при П.э. принадлежат госву, а доходы… … Народы и культуры

СТИЛИ РУКОВОДСТВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ — Левин и др. (Lewin K. et al. 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительствующий стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой… … Психотерапевтическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых… … Энциклопедия Кольера

Азиатский способ производства — (нем. Asiatische Produktionsweise)  в марксизме  особая общественно экономическая формация и способ производства, следующие за первобытно общинным строем. Содержание 1 Терминология 2 … Википедия

Мудрецы Эрец Исраэль — (Хахмей Эрец Исраэль) Сказал р. Пинхас от имени р. Ошайи: Четыреста восемьдесят синагог было в Иерусалиме, и при каждой из них была школа для изучения Св. Писания и дом для изучения Мишны. И все это [и Храм] сжег Аспасианос [Веспасиан] (ТИ.,… … Энциклопедия иудаизма

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — англ. personality, authoritarian; нем. Personlichkeit, autoritare. Тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верно подданичеством и высокомерием по отношению к нижестоящим. А. л. в принципе… … Толковый словарь по социологии

TQM — Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. Содержание 1 История 2 Что такое Всеобщее управление качеством 3 … Википедия

Total Quality Management — Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. Содержание 1 История 2 Что такое Всеобщее управление качеством 3 … Википедия

  • Краткое руководство по воспитанию малышей / Хаке А.. Хаке А. Аксель Хаке – немецкий журналист и писатель, обладатель нескольких премий и наград, среди которых международная литературная премия «Корина». Хаке вел колонку в немецкой газете «Зюддойче… Подробнее Купить за 553 руб
  • Краткое руководство по воспитанию малышей. Хаке Аксель. Аксель Хаке - немецкий журналист и писатель, обладатель нескольких премий и наград, среди которых международная литературная премия"Корина".Хаке вел колонку в немецкой… Подробнее Купить за 349 руб
  • Краткое руководство по воспитанию малышей. Аксель Хаке. "В прошлом многие поколения родителей твердо знали, из чего состоит воспитание детей. У них имелись теории - впрочем, я не уверен, что правильные. В отличие от прежнихродителей, мы не стоим… Подробнее Купить за 297 руб

Что такое авторитарный стиль управления?

  • Лечение черным тмином и маслом черного тмина
  • Десять самых «громких» экспериментов в истории социальной психологии
  • Результат теста IQ: что означают баллы?
  • Отрасли психологии
  • 10 самых влиятельных психологов
  • Как провести время с детьми? Вот вам 100 идей!
  • Ид, Эго и Суперэго
  • Учёные подвергли критике пирамиду Маслоу
  • Эффект Струпа: как создать ваш собственный эксперимент?
  • 10 вещей, которые необходимо знать о психологии

div > .uk-panel'>" data-uk-grid-margin>

Что такое авторитарный стиль управления?

Авторитарный стиль управления, также известный как автократический, характеризуется индивидуальным контролем за принятием абсолютно всех решений, происходящем практически без участия членов группы. Авторитарные лидеры, как правило, делают выбор на основе своих собственных идей и суждений, а также редко принимают советы от подчинённых. Авторитарный стиль управления, по сравнению с другими. предполагает абсолютный, единоличный контроль над группой.

Характеристики авторитарного стиля

Среди основных характеристик авторитарного стиля управления встречаются следующие:

  • возможность для членов группы сделать свой вклад в организационную работу ограничена либо же вообще отсутствует;
  • все решения принимаются лидером;
  • лидер группы диктует свои условия и методы работы;
  • членам группы редко доверяется решение важных задач и т.д.
Преимущества авторитарного стиля управления

Такой стиль управления в некоторых случаях может быть полезным — например, когда решения должны быть приняты быстро, без консультации с большой группой людей. Некоторым проектам требуется сильный руководитель, для того чтобы задачи выполнялись быстро и эффективно.
Вы когда-нибудь работали с группой студентов или коллег по работе над проектом, который был сорван из-за плохой организации, нехватки лидерских качеств у руководителя и его неспособности установить сроки выполнения работы? Если да, то скорее всего, результаты вашей группы или команды очень сильно пострадали. В таких ситуациях ответственность за работу группы может взять на себя сильный лидер, который использует автократический стиль управления: он распределит задачи для разных членов группы и установит точные сроки завершения проекта.
В особенно напряжённых ситуациях, например, во время военных конфликтов, члены группы могут на самом деле предпочитать автократический стиль управления всем остальным. Это позволяет им сосредоточиться на выполнении конкретных задач, не беспокоясь о том, чтобы принимать комплексные решения. Также это позволяет членам группы получить высокую квалификацию при выполнении каких-либо определенных обязанностей, которые могут принести пользу группе.

Недостатки авторитарного стиля

Хотя автократический стиль руководства иногда может быть эффективным, нередки всё-таки и случаи, когда этот стиль приносит в коллектив проблемы. Людей, которые склонны злоупотреблять автократическим стилем, часто считают властными диктаторами, их поведение зачастую может привести к недовольству среди остальных членов группы.
Поскольку авторитарные лидеры принимают решения, не посоветовавшись с коллективом, людям может не понравиться, что они не имеют возможности привнести в процесс работы группы новые идеи. Исследователи также обнаружили, что авторитаризм часто приводит к отсутствию творческих решений текущих задач, что может в конечном счете оказать негативное влияние на производительность группы.
Несмотря на то, что в самом авторитарном стиле управления уже заложены некоторые потенциальные «ловушки», руководители могут научиться использовать элементы этого стиля с умом. Например, авторитарный стиль может эффективно использоваться в ситуациях, когда лидер — наиболее опытный и квалифицированный член группы либо тот, кто имеет доступ к информации, которой другие члены группы не могут обладать.

Если понравилась статья, поделись с друзьями: Комментировать через контакт Последние записи: Похожие записи:
  • Отношение: как оно влияет на наше поведение? Как Вы относитесь к смертной казни? Какая, на Ваш взгляд, политическая партия наилучшим образом управляет страной? Следует ли вводить в школах религиозное воспитание? Следует ли […]
  • Транзакционное лидерство Руководители, предпочитающие транзакционное лидерство, также известное как управленческий стиль, делают ставку на контроль над деятельностью членов группы, а не только на её […]
  • Попустительский стиль управления Попустительский стиль управления коллективом известен также как либеральный. Это один из тех стилей управления, в которых лидеры абстрагируются от руководства как такового и позволяют […]
  • Немного о демократическом стиле управления Сопричастный, или демократический стиль управления является одним из тех видов стилей руководства, в которых члены группы принимают более прямое участие роль в процессе принятия решений. […]
  • Как стать отличным руководителем: 10 советов Как бы Вы описали по-настоящему сильного лидера? В одном исследовании, посвященном лидерству, в качестве наиболее важных черт характера были названы уверенность в себе, умение […]

Авторитарность это что такое Авторитарность: определение

АВТОРИТАРНОСТЬ АВТОРИТАРНОСТЬ (АВТОКРАТИЧНОСТЬ)

Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр. В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, - в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания.

↑ Отличное определение

Неполное определение ↓

Авторитарность

от лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции. Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов как стратегических, так и тактических. При этом авторитарная личность полностью готова беспрекословно подчиняться указаниям «сверху» в рамках той управленческой системы, членством в которой она удовлетворена и «винтиком» которой она себя с гордостью считает, но при условии, что ей будет предоставлена возможность осуществлять полновластное давление «вниз» по иерархическому властному вектору «руководство — подчинение». Именно эту особенность авторитарной личности отмечал Адорно, фиксируя ее с помощью специальной шкалы «фашизма». Другими словами, авторитарность как личностная характеристика не исчерпывается лишь стремлением к доминированию, но и предполагает готовность к подчинению вышестоящим, как раз и делегирующим за это авторитарной личности право подавлять нижестоящих. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. Помимо этого, в современной семейной психологии и семейной психотерапии авторитарность рассматривается как типичная «горячая картофелина» — деструктивный поведенческий паттерн, передаваемый из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. В практическом плане проблема авторитарности тесно связана с такими явлениями, как авторитарный стиль воспитания и авторитарный стиль управления. И то, и другое предполагает жесткую статусно-ролевую иерархию, контроль и подавление инициативы и автономии индивидов, занимающих подчиненное положение. Тем самым не только ограничиваются возможности развития, самоактуализации личности, но и нередко провоцируется устойчивое неприятие любых общепринятых авторитетов и социальных норм. Как показывают последние исследования, наиболее тяжкие преступления достаточно часто совершаются лицами, выросшими в условиях авторитарного воспитания.

Понятно, что проблематика авторитарности и ее проявлений наиболее развернуто исследуется в рамках психологии управления и политической психологии. В то же время и в рамках социальной психологии развития и, в частности, социальной возрастной психологии эти вопросы активно и достаточно давно изучаются и обсуждаются. Так, например, очень точный портрет типичной авторитарной матери дал в своей работе «Идентичность: юность и кризис» Э. Эриксон. «Описывая пациентов с некоторыми патогенетическими тенденциями, мы склонны спрашивать себя, что общего у них с их родителями. Я думаю, можно сказать, что в наших случаях общим для значительного числа матерей является ряд черт, прямо не зависящих от их реального социального статуса. Во-первых, это провозглашаемое стремление к власти, претенциозность или намерение “держаться за что-то”. Они, как правило, склонны отвергать понятия чести и интеллектуальности в пользу видимости здоровья или статуса, благопристойности и “счастья”; фактически они пытаются заставить своих детей претендовать на “природную” и “правильную” социальность. Во-вторых, они обладают специфическим качеством проницательной вездесущности; их обычные голоса, равно как и тишайшие вздохи, на деле оказываются острыми, занудными или раздражающими, от которых нигде нет убежищ. Матери, подобные этой, любят своих детей, но любят отчаянно и назойливо. Они сами настолько изголодались по одобрению и признанию, что изводят своих малышей бесконечными жалобами, особенно по поводу отцов, почти умоляя детей оправдать свое материнское существование их собственным существованием»1.

Как видно из приведенного описания, авторитарность в контексте детско-родительских отношений отнюдь не всегда является синонимом прямых жестокости и физического насилия. В частности, в своем исследовании детства А. Гитлера, Э. Фромм отмечает, что его отец — Алоис Гитлер «. не был тираном, хотя и был авторитарной личностью; он верил в такие ценности, как долг и честь, и считал своим долгом определять судьбу своих сыновей до наступления их зрелости»1.

Однако, будучи по самой своей природе, в сущности, симбиотической зависимостью садо-мазохистского характера, авторитарность часто порождает жестокость и насилие. Так, например, английский путешественник Дж. Флетчер, так описывал нравы простого, «черного» люда в Московском царстве конца XVI в. «Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они также бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств. Жизнь человека считается нипочем. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, что подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами»2.

Перед нами, по сути дела, классическое описание общества, основанного на авторитарной иерархии. Это, разумеется, не случайно. Авторитарность с давних времен являлась главной составляющей традиционного воспитания и социального устройства на Руси. По словам известного отечественного историка И. Е. Забелина, «. старинная родительская философия и житейская практика со стороны всяческой власти стояла на том, чтобы не давать воли малому, т. е. малому или меньшему во всех отношениях, и домашних, и общественных. Это было коренное, несомненное начало, руководившее прежде всего воспитанием детей, следовательно родительской властью, а потом всяким начальством, всяким управлением в житейской среде, начиная с домовладычества и восходя до владычества в каком либо воеводстве или наместничестве, или даже в государстве. На этом начале крепко стоял смысл всякой власти, сколь бы ни была она мала или велика. Оно господствовало везде и не допускало никаких других понятий о подчиненных, подвластных, как только о детях, о малолетних или домочадцах, которыми управлять — значило не давать им воли»3.

Представление о покорности и полном подчинении вышестоящему — «старшему» как о главной нравственной добродетели и проявлении житейской мудрости превратилось в устойчивый архетип российского коллективного бессознательного, что отчетливо проявляется в пословицах и поговорках: «Покорись, да в ноги поклонись»; «Повинюсь, да в ноги повалюсь»; «Послушание паче поста и молитвы»; «Не делай свое хорошее, а делай мое худое» и т. п. Этим во многом объясняется живучесть авторитарных установок и в современном российском обществе. Авторитарность по-прежнему рассматривается многими родителями и педагогами как наиболее эффективное, а часто и единственно возможное, средство выполнения своей миссии и достижения поставленных целей. Аналогичных взглядов придерживаются многие руководители бизнес- и государственных структур.

Между тем, по практически единодушному мнению специалистов в области организационной психологии и психологии менеджмента, авторитарный стиль руководства наименее эффективен из всех возможных. Как пишет известный американский специалист Д. Гоулман, «Давайте проанализируем, как он (авторитарный стиль управления — В. И. М. К.) влияет на климат в организации. Больше всего страдает гибкость корпоративной среды. Крайняя форма иерархичной деспотии в принятии решений убивает все новые идеи в зародыше. Люди чувствуют, что босс не испытывает к ним ни малейшего уважения, и поэтому не питают никаких иллюзий: “Мне нет смысла даже заикаться о своих идеях, — все равно они будут отвергнуты”. Пропадает также и чувство ответственности перед организацией: не имея возможности проявлять инициативу, сотрудники теряют ощущение причастности к судьбе компании и мало заботятся о качестве своей работы. Авторитарное лидерство наносит вред и системе стимулирования. Для самых лучших работников факторы мотивации не ограничиваются деньгам и — для них важно еще и удовлетворение от хорошо выполненной работы. Авторитарный же стиль руководства не щадит профессиональную гордость. Наконец, этот стиль лидерства лишает начальника одного из важнейших инструментов грамотного управления — возможности показать сотрудникам, что их работа является частью значимой коллективной миссии, и тем самым повысить их мотивацию. Такой стиль руководства приводит к потере ясного представления задач организации, к ослабевающей приверженности общим целям и, наконец, приводит к отчуждению людей от своей работы. Сотрудники задаются вопросом: “Да какое мне до всего этого дело?”»1.

Следует добавить, что последние исследования в области корпоративного управления, проведенные, в частности, крупнейшим международным консалтинговым агентством McKinsey, доказали полную несостоятельность весьма распространенного и тиражируемого утверждения о якобы эффективности и, более того, необходимости авторитарного руководства в экстремальных условиях функционирования организации. В действительности авторитарная иерархия с ее многоуровневой системой принятия решения, тотальным контролем и доминирующим принципом мышления («Как бы чего не вышло») оказывается совершенно несостоятельной в экстремальных ситуациях, каждая из которых характеризуется выраженным давлением временных ограничений в сочетании с высокими требованиями к инициативности, самостоятельности, готовности к принятию ответственности на всех уровнях. Более того, данные требования на глазах становятся необходимым условием успешности и повседневного функционирования в современном мире. По словам одного из экспертов агентства, Т. Петерса, «для того, чтобы сохранить хоть какой-то шанс удержать контроль над событиями в наше бурное время, необходимо отказаться от большей части средств и методов контроля»2.

Деструктивные последствия авторитарности проявляются не только в специализированных областях человеческой деятельности, но и в негативных социально-психологических явлениях, вызывающих широкий общественный резонанс. В частности, так называемая «дедовщина» в российской армии является прямым следствием авторитарных установок, доминирующих и, более того, порой сознательно культивируемых в армейской среде. В ходе ряда полевых экспериментов было установлено, что в наибольшей степени к насилию и издевательствам над солдатами первого года службы склонны те из старослужащих, кто, будучи «первогодком», проявлял наибольшую склонность к подчинению требованиям «дедов», причем не только и даже не столько уступая физическому давлению, сколько в силу внутренней готовности признать легитимность такого рода требований. Совершенно очевидно, что и здесь речь идет о типичных авторитарных личностях.

Таким образом, проблема авторитарности на практике затрагивает самые различные и существенно важные сферы жизни общества. В связи с этим она остается одним из приоритетных направлений исследовательской и прикладной деятельности социальных психологов.

Практическому социальному психологу, работающему в реально функционирующих группах и организациях разного типа, необходимо уметь диагностировать категорию авторитарных членов сообщества, что позволяет, с одной стороны, адекватно осознавать действительные мотивы конкретных проявлений активности отдельных личностей, а с другой — корректировать, а порой и купировать как сами эти проявления, так и их последствия и в пространстве диадических контактов, и в пространстве внутригруппового партнерства в целом.

↑ Отличное определение