Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция к ролевой игре img-1

инструкция к ролевой игре

Категория: Инструкции

Описание

Ролевая игра инструкция

[Город Теней]



Время года - зима. Время суток: промежуток с 19.00 до 7.00 следующего дня. Погода: легкий мороз, небо расчистилось, видны тусклые звезды.


Добро пожаловать в Хеллерштайн, мир Средневековья, готики, жестокости. Приятно лицезреть живую и не очень игру новых участников, кои поражают воображение наблюдателей своей грамотностью и активностью. Наиболее посещаемая тема, естественно же, флуд, всеми любимый и обожаемый!



Жрица Смерти Морхэйн впала в немилость своего божества, заодно открыв, наконец, для себя его двойную природу. Пленная дампиресса сидит в камере в Кантамблоке и пытается развлекать разговорами тюремщика. Иномирянка-ученый знакомится в городе с разведчиком от кантасцев. И главная новость: У ШТАЙНСКОЙ ЦЕРКВИ РУХНУЛА КРЫША. Есть жертвы.


Коль необходимо прорекламить свой форум вам у нас, не стоит регистрировать человека лишнего и непотребного. Пользуйтесь имеющимся. Ник - Пиар. пароль - 1234. возможности неограниченные. Отдельные темы существуют для банерообмена и партнерства. Не забывайте ни в коем случае о взаимности всех ваших действий.

Информация о пользователе Ролевая игра [инструкция] Поделиться 1 2010-02-16 19:20:19

Ролева́я игра́ — (англ. Role-playing game - RPG) — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.
Действие ролевой игры происходит в мире игры. Мир игры может выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир может быть полностью придуманным, основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе).
Достижение цели не обязательно является основной задачей ролевой игры, а в некоторых ролевых играх её вообще нет. Главной задачей может выступать развитие персонажа, правильный отыгрыш или исследование мира.
Материал взят из Википедии.

А теперь коротко пройдемся по пунктам, ибо Википедия говорит несколько неясным языком.

1. Игроки.
Игроки - это, собственно говоря, вы сами. Ещё называют персонажами, коротко - персами. Участник ролевой - человек, который приходит сюда, регистрируется и создает тем самым своего персонажа - некую личность, жителя этого мира. Все подробности об этом человеке или не человеке вы описываете в анкете. После того, как вас приняли администраторы, решив, что анкета не противоречит этому миру и не содержит мешок ошибок, вы приступаете к игре.
2. Посты.
Пост - это игровое сообщение. Ролевые игры, подобные этой, строится на сообщениях игроков. Пост содержит в себе описание действий вашего персонажа, его мысли, чувства, переживания. Речь. Так как играют чаще всего вместе несколько человек, то пост - это описание ещё и вашей реакции на действия других персонажей.

Теперь понятия, относящиеся к форуму.

3. Бан .
Это слово пугает всех и каждого. Бан - это блокировка доступа к форуму. Человек с заблокированным IP не может заходить на форум. Это делается администрацией в качестве наказания.
4. IP (АйПи).
У каждого компьютера есть свой личный АйПи, набор цифр, единственный в своем роде. Именно на АйПи накладывается блок, когда банится участник.
5. Плагиат .
Воровство, попросту говоря. Плагиатом считается присвоение себе чужого творчества, и вообще чужих идей. Это нарушение авторских прав, использование запрещенного творчества. Карается жестоко. Помните, что плагиат может привести к взлому форума.
6. Флуд/спам.
Сообщения, не относящиеся к игре/несущие в себе рекламу чего-либо. Писать подобные сообщения можно лишь в определенных темах, для этого специально созданных. Насчет оффтопа - в правилах.

Другие статьи

Ролевая игра « Для тренера

Третья статья из цикла тренинг тренеров и тема Ролевые игры .

Ролевые игры лучше разрабатывать в четырех этапах, которые ниже будут описаны более подробно.

1 .Исходная ситуация
Для начала необходима исходная ситуация, возможно, из близкой сферы деятельности. Это может быть беседа, связанная с продажами, рекламация, разговор с сотрудником или обсуждение с коллегами. Важно в выбранной ситуации то, чтобы она была близка к практике, чтобы содержала в себе конфликт и обладала конкретными границами. Особенно важна последняя характеристика, так как в ролевых играх нельзя проследить полное развитие ситуации – она всегда ограничена тем или иным моментом. Если хотят проиграть ситуацию с рекламацией, невозможно проиграть всю ситуацию продажи, однако факты, предшествовавшие продаже, должны быть доступны для ролевой игры. Импульсы для ситуации можно найти в повседневной работе, либо в рассказах коллег или друзей. Чтобы иметь запас идей, рекомендуется запоминать или записывать ежедневный опыт, все, что услышите или с чем встретитесь во время работы.

2. Действующие лица.
Когда конкретная ситуация уже найдена, необходимы еще и люди, которые будут правдоподобно действовать в этой ситуации. Этих людей необходимо представлять себе. Они должны быть реалистично и достаточно детально описаны, иметь как положительные, так и отрицательные черты характера. Лучше всего применить трехшаговый подход:

Личная информация – сюда относится: имя, возраст, национальность также может играть определенную роль, социальное положение, наличие детей, окружение, проживание, любимые занятия…

Профессиональная информация: профессиональный путь развития, приобретенные на настоящий момент навыки, с каких пор работает в компании, какое развитие получил в компании и какую позицию занимает сейчас; о чем говорит его стиль работы; что о нем думают его коллеги; каковы его планы на будущее, как он ведет себя по отношению к руководству; клиентам, коллегам…

Личные качества: основная установка; нормы и ценности, формирующие поведение; черты характера; сильные стороны; слабые стороны; личные особенности…

Так как достаточно сложно представить на бумаге живых людей, можно приглядеться к своим друзьям и коллегами, и возможно, Вы найдете кого-нибудь, кого будет легко описать. Вам также могут помочь телесериалы или книги.

3. Предшествующая ситуация.
Каждая ситуация разыгрывается в конкретном окружении. При этом необходимо обратить внимание на два уровня. Прежде всего, это общая основа ситуации: О какой компании идет речь? Как давно компания представлена на рынке? Какова ее позиция: сильная или слабая? Как относится к своим клиентам и партнерам…

Кроме того, есть еще и конкретная основа ситуации: Каким образом возникла эта ситуация? Какова непосредственная предыстория? Где и каким образом происходит разговор.

Эта информация позже будет очень важна для игроков, так как образует основу для дальнейшего их поведения.

4. Инструкция по ролям.
Инструкция по роли дает исполнителю роли конкретные указания по действиям, о том, как он должен вести себя во время разговора или к какой цели он должен стремиться. Такие рекомендации часто начинаются со слов: «Вы пришли, чтобы….»

Также можно полностью вверить «территорию игры» исполнителям. В этом случае инструкция по ролям будет звучать таким образом: «Вас вызвали к директору…»

Во время ролевой игры важны следующие пункты:
• Чем больше динамики в игре, тем больше она развивается: участники будут импровизировать, и продолжать игру;
• Тем больше риск потери контроля над игрой: ведущий не может контролировать, каковы представления у каждого из участников («каждый видит то, что ему хочется видеть»).

Ролевая игра с психологической точки зрения — комплексный метод, при котором, как никогда в других формах обучения, можно обратиться к чувствительной, эмоциональной стороне процесса.

Готовность обучающихся участвовать в игре нельзя планировать, она проявится лишь в процессе работы.

Значит, ролевая игра — это метод, который участники могут и отвергнуть.

Есть, например, люди, которые болезненно относятся к слову «игра», не чувствуют в себе азарта перевоплощения. Поэтому вопрос о добровольности необходимо обязательно поставить перед проведением игры, и если появляются категорические отказы, то следует принимать их без нажима и критики. Для таких участников необходимо иметь под рукой другую задачу (например, наблюдать за процессом подготовки к игре и за самой игрой).

Вербальная подробность и точность игрового руководства не дают гарантии того, что она будет точно так же понята, как это предусматривал руководитель игры. Хорошие инструкции к игре имеют предпосылкой большую интуицию, способность проникновения тренера в индивидуальные особенности участников и в специфику их жизненных и рабочих ситуаций.

Ролевая игра может формально проходить нормально, но чувства участников при этом остаются незатронутыми. Причиной может служить то, что руководство к игре не дошло до чувственного сознания участников. В этой ситуации тренер должен спросить их, что нужно изменить, чтобы ощутить ситуацию адекватно.

Поэтому, главным принципом игровой инструкции является, не то, что предлагает тренер, а то, что понимают участники.

Участников знакомят с инструкциями. Как они их воспринимают?
Участники, прежде всего, отмечают, что они уже знают о предлагаемой ситуации, что в их памяти связано с такими словами, как семья, зоопарк, воскресенье, прогулка и т.п. Вам придется работать с очень личными представлениями. Вы узнаете и о предыдущем опыте обучения, готовые ожидания от обучения.

Участники понимают инструкции в соответствии со своими личными представлениями обо всем процессе обучения и по конкретной теме. Если эта ситуация им близка и приятна, и они считают, что они могут повлиять на процесс обучения (ожидание контроля), то они так или иначе согласятся играть.

Воспринимаемые инструкции по игре оцениваются на соответствие определенным правилам поведения, ведь никто не хочет, чтобы над ним смеялись; слишком высокой степени эксгибиционизма также стоит опасаться; все, что происходит, должно производить впечатление спонтанности и не вызывать сомнений в правдоподобии.

Участники обдумывают, должны ли они обратиться к давно усвоенным и проверенным моделям поведения, или к стандартизированным ролям из повседневной жизни, телевидения, театра.
Эти знания они смешивают с целями курса и предположениями, которые они имеют об ожиданиях ведущего (скрытый сценарий ведущего) Таким образом появляется сценарий участника для ролевой игры: внутренняя, скрытая инструкция.

Этот процесс, занимающий считанные секунды, значит многое для участников, хотя часто они и не осознают этого: здесь мозг автоматически проверяет информацию перед тем, как она вступает в игру. В этой связи центральное понятие – «Tele».

«Tele» при этом обозначает способность эмоционального восприятия, способность рассчитанного на реальность взаимной оценки. Здесь речь идет о главной квалификации тренера, которая позволяет нам сказать участнику: «мне кажется, Вы бы могли взять эту роль на себя».

————————————————————————————————
Азартная жизнь — это игра. Игра в интернет казино в покер онлайн дает возможность выиграть, впечатления и увлекательные повороты судьбы. А ты баловень фортуны?

Ролевые игры: До использования метода ролевых игр всем участникам зачитываются или

Ролевые игры

До использования метода ролевых игр всем участникам зачитываются или раздаются информационные листы:

1) с описанием метода ролевых игр,

2) с рекомендациями по высказываниям с обратной связью,

3) с рекомендациями по получению обратной связи (см. выше).

Тренер во время обсуждения видеозаписей опирается на рекомендации по проведению группового обсуждения (см. выше).

Ситуация. Как-то после очередной выдачи зарплаты одна из подчиненных начала просить повышения зарплаты у заместителя директора. Он же, восприняв этот разговор как несерьезный, не обратил на нее особого внимания и как-то отшутился («не сегодня. »), поскольку считал, что зарплата сотрудницы соответствует ее должности. В среднем по городу такие специалисты так и получают, по его мнению.

Через несколько дней заместитель директора понял, что назревает конфликт, так как сотрудница стала нервная, дерганная, в го-

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

лосе постоянно обида и т. п. Заместитель директора решил вызвать сотрудницу и поговорить с ней.

Действующие лица. Заместитель директора и сотрудница.

Инструкция заместителю директора. Выяснить причину изменения в поведении у сотрудницы и ее желания получать более высокую зарплату. Решить возникшую проблему.

Кроме того, в этом месяце одна из сотрудниц обращалась к заместителю директора за материальной помощью, которую она и получила вместе с зарплатой.

Инструкция сотруднице. Обида и желание повысить зарплату вызваны тем, что вам стало известно, что другая сотрудница, до этого получавшая такую же зарплату, получила в этот раз больше. Вы решили, что «сопернице» повысили зарплату. Вы это воспринимаете как проявление несправедливости по отношению к вам. Вы хотите добиться повышения своей зарплаты, чтобы она была не ниже, чем у другой сотрудницы.

Инструкция по проведению упражнения

Ситуация зачитывается вслух для всех членов группы.

Выбираются действующие лица для ролевой игры.

П Им в индивидуальной форме даются инструкции. Для этого игроков можно вывести в другое помещение.

Во время ролевой игры проводится видеозапись. О Затем идет обсуждение переживаний игроков.

Просмотр видеозаписи с дальнейшим обсуждением поведения, слов каждого.

Ситуация. В продовольственном магазине один человек работал в должности старшего кассира. В его обязанности входило заполнение кассовых книг, снятие касс, ведение учета и отчета в специальных ведомостях.

Через некоторое время после его приема на работу директор магазина заметил, что у этого человека стало очень много ошибок в работе. Он уходил раньше с работы, его перестала интересовать жизнь магазина. И директор решил поговорить со старшим кассиром, так как не хотел увольнять его.

Действующие лица. Старший кассир и директор магазина.

________Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации»___________

Инструкция старшему кассиру. Вам совершенно не интересна ваша работа и никакие деньги не заставят вас полюбить вашу работу. Но и увольняться вы в общем-то не хотели бы, других вариантов пока нет, вас устраивает директор и другие сотрудники.

Инструкция директору магазина. Поговорить и выяснить причину такого отношения к своей работе. Вы не хотите его терять, вам кажется, что это подходящий для вашего магазина человек и мог бы исполнять какую-нибудь другую работу. У вас есть, например, вакансия товароведа. На этой должности у работника есть возможность общаться с людьми, с поставщиками, например, изучать определенную группу товара и проч.

Инструкция по проведению упражнения представлена в ролевой игре 1.

Ситуация. В одной организации в отделе оптовых продаж возникла конфликтная ситуация при обсуждении разделения клиентской базы по категориям между менеджерами. Основная причина конфликта заключалась в опасении потерять часть клиентов и, как следствие, уменьшении объема продаж, который напрямую влияет на зарплату.

Руководитель отдела оптовых продаж решил собрать менеджеров и обсудить возникшую ситуацию, с тем чтобы найти оптимальное решение.

Действующие лица. Руководитель отдела и три-четыре менеджера отдела.

Инструкция руководителю отдела. Вести групповое обсуждение, использовать групповые формы принятия решения. Если менеджеры окажутся в тупике, можно предложить свой вариант. Он заключается в том, что каждый менеджер составляет бюджет на следующий месяц, все бюджеты корректируются и сводятся в единый бюджет отдела. Бонус зависит как от выполнения каждого бюджета, так и от выполнения общего бюджета отдела. Данная программа позволяет мотивировать менеджеров на выполнение бюджета.

Инструкция менеджерам. Участвовать в обсуждении для нахождения взаимно согласованного, устраивающего всех решения.

Инструкция по проведению упражнения представлена в ролевой игре 1.

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

Ситуация. В одном предприятии в обязанности коммерческого директора входит контроль за деятельностью отделов снабжения и сбыта. Он рассказал, что:

«Однажды возникла ситуация, связанная с тем, что крупный заказчик слишком долго разгружал наш автотранспорт на объекте. В договоре поставки была оговорена стоимость единицы продукции, включая доставку, но не было обозначено время, отведенное на разгрузку. Доставку осуществляют подрядчики, также работающие по договору с нашим предприятием.

Поскольку доставка продукции осуществлялась в вечернее время и к тому же машины разгружались слишком долго, на следующий день некоторые водители отказались ехать.

Для того чтобы не сорвать график отгрузки продукции, мне пришлось без ведома генерального директора (его не было несколько дней) пообещать подрядчикам увеличить стоимость сделанных рейсов (с простоем)».

По возвращении генеральный директор очень сильно разозлился, так как эти деньги пришлось выплачивать из прибыли предприятия. Между коммерческим директором и генеральным возник конфликт.

Действующие лица. Генеральный директор и коммерческий директор.

Инструкция коммерческому директору. Разрешить конфликтную ситуацию путем переговоров с генеральным директором. Для этого вы можете обсудить возможность получения денег у заказчика. Можно собрать доказательства простоя машин, провести переговоры с заказчиком. Можно, опираясь на эту информацию, оформить дополнение к договору поставки товара с описанием штрафных санкций.

Инструкция генеральному директору. Участвовать в переговорах с коммерческим директором. Реагировать по ситуации. Злость вызвана тем, что решение о дополнительной оплате водителям принималось без вас. У вас были другие планы в отношении этих денег. Вам кажется, что эти деньги безвозвратно потеряны. По вашему мнению, коммерческий директор мог бы и заранее предвидеть возможность возникновения такой ситуации и предпринять что-то раньше.

Инструкция по проведению упражнения представлена в ролевой игре 1.

Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации»

Реальная ситуация, происшедшая несколько лет назад. Коллектив отдела — 22 человек, причем большинство из них женщины (16 чел.). Отдел занимается различными направлениями, направления работы разбиты на сектора. Одно из направлений, бывших ранее более важным, теряет свою значимость, но не может быть полностью устранено. Из четырех человек двое прикрепляются к другим секторам. Нагрузка на двух оставшихся человек продолжает снижаться. Занять их чем-то дополнительным, передав функции других сотрудников, сложно, поскольку тогда снизится загрузка других сотрудников; в ход пойдут «женские» амбиции.

При очередном пересмотре окладов руководитель принимает решение увеличить оклады сотрудникам с более интенсивной загрузкой. Женщина, проработавшая более 20 лет, являющаяся хорошим специалистом и занимающая должность ведущего инженера, но работающая по направлению, теряющему свою значимость, начинает устраивать скандалы.

Действующие лица. Начальник отдела и ведущий инженер.

Задание. Начальнику отдела нужно поговорить с ведущим инженером, используя техники установления контакта и техники активного слушания, с тем чтобы прояснить для сотрудницы ситуацию, сохранить ее и хороший с ней контакт.

Ситуация. Подчиненный допустил профессиональную ошибку, которая произошла по независящим от него обстоятельствам. Начальник крайне недоволен случившимся. Последствия ошибки весьма серьезны, пострадало все предприятие.

Действующие лица. Менеджер и его подчиненный.

Задание. Подчиненному нужно поговорить со своим начальником, использовать техники установления и поддержания эмоционального контакта. Обоим нужно использовать техники активного слушания.

Ситуация. Менеджеру сложно противостоять необоснованному выговору со стороны высшего руководства. Бывают ситуации,

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

когда говорят: «Я же говорил тебе, я помню. У меня хорошая память». На самом деле это не говорилось.

В связи с тем что отношения с подчиненными доверительно-дружеские, в случае их проступков или ошибок менеджеру не очень комфортно их отчитывать, наказывать и т. д.

Действующие лица. Менеджер и его начальник.

Задание. Менеджеру нужно поговорить с начальником и выразить свое недовольство, используя техники и приемы установления и поддержания контакта; обоим также нужно использовать техники активного слушания.

Инструкция начальнику. Он и не подозревал о своей забывчивости, и что она может вызывать такие проблемы с его подчиненными.

Ситуация. Возникли проблемы в общении с главными бухгалтерами, так как часто с их стороны были возражения (с точки зрения менеджера нелогичные) на то или иное его действие.

Действующие лица. Менеджер и главный бухгалтер.

Задание. Менеджеру — поговорить с главным бухгалтером и выразить свое недовольство, используя техники установления и поддержания контакта, а также техники активного слушания.

Инструкция главному бухгалтеру. Вам кажется, что менеджер порой хочет невозможного, не учитывает новых требований. Его указания идут вразрез с возможностями предприятия. Нужно сообщить ему это, если он установит благоприятный с вами контакт.

Ситуация. Прибавка вашего жалованья по результатам года составила всего 5%, а у других сотрудников — не меньше 30%. Вы считаете это несправедливым и намерены добиться от своего начальника корректировки этих цифр.

Действующие лица. Начальник и подчиненный.

Задание. Поговорить с начальником с целью решения своей проблемы, использовать техники установления контакта и техники активного слушания.

Начальник также использует техники активного слушания.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - Студопедия

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных дей­ствий. С психологической точки зрения, содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с пред­метами; не человек - предмет, а человек - человек.

Ролевая игра - способ расширения опыта участников посред­ством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предла­гается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к дос­тойному завершению (игра).

Известный американский разработчик теории ролей Дж. Море­но отмечал, что слово role (роль) происходит от латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало оз­начать скрученный в трубочку лист бумаги с записью слов пьесы для актеров. Лишь с XVI—XVII веков под ним стали понимать игру актеров. Понятие ролевых игр появилось лишь в XX веке.

Прототипом ситуационно-ролевых игр стали импровизирован­ные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 году Дж. Морено.

С середины 50-х гг. применение ролевых игр в США пошло дву­мя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, вклю­чая группы личностного роста, социометрию, психодраму, геш-тальт-терапию, а также группы встреч. Вторая область применения ролевых игр - тренинговые группы, которые ставят задачу само­развития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направ­ление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, конструк­тивного взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, фор­мирования адекватного самовосприятия и восприятия других.

Этот ролевой методдейственное диагностическое, прогности­ческое и коррекционное средство социально-психологической под­готовки руководителей и специалистов.

Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, осо­бенно когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет обя­занности. Идея упражнений позволяет решить ряд проблем и тем самым развить навыки в областях управления и делегирования пол­номочий.

Преподавателю необходимо выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостоверить­ся, что создаваемые условия игры максимально соответствуют спе­цифике основной деятельности участников ролевого взаимодей­ствия.

Как и во всех предыдущих технологиях анализа ситуаций, слу­шателей знакомят с самой ситуацией, а затем предлагают распре­делить между собой роли ее участников.

СПОСОБЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ

Возможны, как правило, два варианта распределения ролей: 1) роли распределяются между некоторыми слушателями, а ос­тальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции «арбитра», записывая осо­бенности поведения участников и затем оценивая его последствия; 2) слушатели разбиваются на небольшие группы единомышлен­ников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельно­го лица - участника ситуации или возглавляемого им подразделе­ния.

Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях применения психологии и в системе про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОЛЕВЫХ ИГР

К основным характеристикам ролевых игр относят:

наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную со­циально-экономическую систему. Такой моделью может стать фаб­рика, завод, магазин, музей, библиотека или отдельное подразде­ление какой-либо организации с достаточно подробным описани­ем специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);

• различие целей участников игры, исполняющих разные роли;

• наличие общей цели у всего игрового коллектива;

• наличие группового или индивидуального оценивания деятель­ности участников игры;

• наличие управляемого эмоционального напряжения.

Преподаватели, использующие этот метод в учебном процессе, часто путают такие его разновидности, как «разыгрывание ситуа­ций в ролях» и ролевые игры. С нашей точки зрения, эти методы, хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существен­но различаются.

При «разыгрывании» ситуаций в ролях участники исполняют роль так, как сами считают нужным, определяя самостоятельно свою стратегию поведения, свой вербальный сценарий. При этом они могут позволить себе импровизацию, исходя из своего виде­ния заданной роли. Как правило, на таких игровых занятиях слу­шатели или играют самих себя, демонстрируя свой стиль, ценно­сти, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.

При обсуждении результатов такой игры преподаватель может не только решать образовательные задачи, но и осуществлять кор­рекцию личности.

Основное отличие ролевых игр от разыгрывания ситуаций в ро­лях прежде всего в том, что тому, кто исполняет роль участника ана­лизируемой ситуации, наряду с описанием выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придер­живаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать.

Инструкция к ролевой игре должна, с одной стороны, детально описывать все аспекты ситуации. Вместе с тем, с другой стороны, она не должна ставить жестких границ, препятствующих участни­кам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представ­лениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.

Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхожде­ния в заданный образ, то есть в какой-то степени даже перевопло­щения, актерского мастерства.

Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвую­щие в ролевой игре - создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей. Следует подчеркнуть, что именно поведение, а не просто проявление талантов выступающих будет основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены.

Методы проигрывания ролей являются интерактивными, как
правило, они используются в программах по изучению руководи­
телями и специалистами сферы человеческих отношений (взаимо-
19- 291

ПреимуществаВ большинстве случаев роле­вая игра предлагает сравнитель­но «безболезненный» и прият­ный способ усвоения психологи­ческих знаний и навыков.

Ролевая игра позволяет участ­никам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с неко­торыми ситуациями. Это пони­мание может оказаться мощным инструментом обучения: оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть ка­ким-либо иным образом.

Хотя использование ролевой I игры и содержит в себе элемент педагогического риска, послед­ний относится, главным обра­зом, к возможным способам реа­гирования группы, а не к воздей­ствию игры на нее. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнооб-

действие деловых партнеров, межличностная коммуникация, вза­имопонимание), помогают им стать более восприимчивыми к чув­ствам других.

Проигрывание ролей может быть приятным и недорогим сред­ством получения многих новых навыков. Участники занятия мо­гут также отказаться от правил и экспериментировать. Например, играющий может поэкспериментировать со стилями руководства или стратегиями взаимодействия, применяя то демократический, то авторитарный стиль, демонстрируя то конкуренцию, то уступ­ку, то компромисс при принятии решений.

При внедрении этой технологии занятия проводятся в форме либо совещания, либо свободно развивающегося ролевого обще­ния (диалога) между участниками.

В заключение занятия слушатели, так же как и в АКС, обсужда­ют итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведе­ние в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктив­ность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает -педагог, который проводит критический разбор итогов ролевого общения, отмечая достижения и потери.

Наблюдения могут быть более эффективными, если будет сдела­на видеозапись ролевой игры, которая в случае необходимости мо­жет быть использована для обеспечения обратной связи и подтвер­ждения тех или иных положений, а также для консультирования.

Метод ролевых игр позволяет слушателю «походить в чужих бо­тинках», посмотреть как бы со стороны на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, что имеет большое значение для перцеп­тивного обучения руководителей и специалистов, развития у них навыков адекватного восприятия деловых партнеров и достиже­ния взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения. ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГРПреимущества

«Обучение через действие» -один из самых эффективных спо­собов научения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.

Ограничения Суть успешной ролевой игры -создание ситуации, приближен­ной к реальности настолько, на­сколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры бу­дет потеряна и цели обучения не будут достигну ть'

Если цели ролевого упражне­ния полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), суще­ствует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серь­езных целей упражнения не ме­шает людям получать удоволь­ствие от участия в нем и обес­печивает радость от взаимодей­ствия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.

Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное во­влечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Иг­ра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять ли­цо», участвуя в игре, или стес­няются процесса ролевого об­щения, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения кон­тролируется, еще больше уси­ливает напряжение.

Если преподаватель имеет слабую психологическую и коммуникативную компетент­ность, он может вызвать у ис­полнителей ролей чувство тре­вожности, беспокойства за свое реноме и самооценку. Отсутст­вие психологической поддерж-ки взрослых обу чаемых также

разные модели поведения. Пре­имуществом здесь является ком­муникативная среда тренинга, свободная от риска, связанного с применением той или иной мо­дели, которые могли бы возник-нуть в естественных условиях.

Ролевая игра используется как самостоятельная технология обу­чения, а также применяется в коммуникативных тренингах, направ­ленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, ко­торые необходимы для успеха в таких сферах, как интервьюирование, предоставление обратной связи и оценки, переговоры, продажи, де­ятельность по связям с общественностью, а также при проведении самих тренингов.

1. Тщательно разрабатывайте план ролевой игры Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу ее участникам. Такие инсценированные игры целесообраз­но проводить после того, как группа преодолела скованность, внут­реннее сопротивление и психологический дискомфорт.

2. Используйте ролевые игры и метод проигрывания ситуаций кор­
ректно

Эффективность ролевых игр обусловлена их жизнедеятельно­стью и новизной переживаний. Это означает, что этот метод следу­ет использовать осторожно. Если проводить игры при каждом удоб­ном случае, их ценность как интерактивной технологии может сойти на нет.

3. Старайтесь делать группы маленькими

Преодолеть сопротивление группы легче, ограничив ее числен­ность до десяти человек. Небольшая численность участников спо­собствует созданию спокойной неформальной обстановки, необ­ходимой для успешного обучения.

Возможности для использования ролевой игры в качестве ча­сти программы тренинга остаются и тогда, когда в группе более десяти человек. Большие группы можно разделить на несколько малых, в каждой из которых будут свои наблюдатели, наборы ро­левых игр и инструкции. Время в таких случаях рассчитывается так,

чтобы все члены малых групп смогли обсудить результаты деятель­ности своих коллективов сообща.

4. Применяйте ролевые игры творчески, импровизируйте

Нет причин изолировать ролевые игры от других методов обу­чения. Лучше всего строить процесс так, чтобы после теоретиче­ской части следовала ролевая игра, дающая возможность на прак­тике применить только что изученные принципы или техники.

В случаях, когда всем участникам тренинга необходимо спра­виться с некоторой практической ситуацией, можно устроить ро­левую игру для всех. Для этого нужно разделить одну большую группу на несколько малых, и каждая из них будет разыгрывать свою ситуацию.

Существует еще один вариант ролевой игры - инвертированная игра. При помощи этого метода можно достичь глубокой оценки проблем и преимуществ других людей. Это производится следую­щим образом: в ходе игры ведущий предлагает участникам оста­новиться и поменяться ролями, представив эту же ситуацию с про­тивоположной точки зрения, с такой позиции, которая зачастую будет в корне противоречить убеждениям и привычному образу действий участников.

Не важно, что вызывает болезнь, важ­но, что ее устраняет.