Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция Microlab Fc530 img-1

инструкция Microlab Fc530

Категория: Инструкции

Описание

Обзор и тестирование активной 2

Редакция сайта iXBT.com обращается к вам с просьбой отключить блокировку рекламы на нашем сайте.

Дело в том, что деньги, которые мы получаем от показа рекламных баннеров, позволяют нам писать статьи и новости, проводить тестирования, разрабатывать методики, закупать специализированное оборудование и поддерживать в рабочем состоянии серверы, чтобы форум и другие проекты работали быстро и без сбоев.

Мы никогда не размещали навязчивую рекламу и не просили вас кликать по баннерам. Вашей посильной помощью сайту может быть отсутствие блокировки рекламы.

Спасибо вам за поддержку!

Активная 2.1-акустика Microlab FC530U — недорогой комплект с дополнительными возможностями

Познакомимся поближе с одним из участников сравнительного обзора активной акустики 2.1 в рамках проекта «Кристальный звук» — моделью Microlab FC530U.

Прежде всего напомним: речь в обзоре шла об устройствах с достаточно бюджетной ценой (на дату публикации — в пределах $110—$140), и подходить к ним с теми же мерками, что и к гораздо более дорогой акустике, по меньшей мере неразумно; тем более что и вполне достойную, и неудачную технику можно встретить в любой ценовой категории.

Акустика фирмы Microlab Technology достаточно известна (сто́ит только вспомнить популярную серию SOLO), образцы ее продукции уже тестировались в нашей лаборатории, поэтому нам есть с чем сравнивать.

Мы не будем повторять список заявленных характеристик, поскольку его легко можно найти на сайте производителя. результаты субъективной оценки (прослушивания) были приведены в сравнительном обзоре, а графики измерений можно посмотреть тут .

В данном материале остановимся на тех моментах, которые не вошли в предыдущие материалы.

Итак, перед нами активная акустическая система 2.1. В комплекте, помимо сабвуфера и двух сателлитов, имеются пульт ДУ, аудиокабель (mini-jack — 2×RCA, длина около 1,75 м) и русскоязычное руководство пользователя. Причем возможности системы не исчерпываются воспроизведением звука с внешних источников: есть встроенные MP3-плеер и FM-радиоприемник.

Руководство пользователя в целом достаточно исчерпывающее; несколько забавляют лишь фразы «превосходная система… безупречные характеристики…» во вводной части (сам себя не похвалишь. ) да явно перекочевавшая из какого-то другого описания строчка в «Часто задаваемых вопросах» насчет поворота ручки громкости — нету ее, ручки-то: громкость в этой модели регулируется кнопками.

Корпус (В×Ш×Г: 301×242×280 мм) сделан из МДФ с облицовкой темно-коричневого цвета. Верхняя крышка отделана приятным на ощупь черным материалом под кожу. Таким же материалом покрыта и часть передней панели, скрывающаяся за съемной декоративной сеткой. Подобное оформление уже использовалось фирмой — например, модель Microlab FC330 2008 является прямо-таки «близнецом» FC530U (собственно, этого можно было ожидать, исходя из названия).

Заметим: производитель честно указывает на своем сайте, что корпус системы сделан именно из МДФ, в то время как многие другие фирмы считают, что если при производстве панелей для корпуса была использована хоть горсть опилок, то можно смело заявлять, что он сделан из дерева.

Ножки у сабвуфера практически отсутствуют: их заменяют наклейки из резиноподобного материала толщиной в пару миллиметров.

Нижняя четверть лицевой стороны сабвуфера, на которой расположена панель управления и индикации, покрыта таким же черным материалом под кожу, но с более мелким рисунком тиснения. Конечно, издали разницу не заметишь, но при более близком рассмотрении и при снятой декоративной сетке наблюдается некоторый диссонанс.

Толщина МДФ-панелей 12 мм, материал рыхлым не назовешь — во всяком случае, вывернутые крепежные саморезы удается плотно завернуть обратно, причем не единожды.

Задняя панель садится в паз корпуса очень плотно, сразу и не вытащишь. По краям паза обнаруживается прокладка из пористой резины — значит, есть надежда, что стыки достаточно герметичны и не будут снижать эффективность работы фазоинвертора (он расположен на той же задней стенке).

Фазоинвертор трубчатый, состоит из трех частей: двух пластмассовых раструбов (один с креплением к задней стенке сабвуфера) и картонной трубки в середине. Вот только между собой они скреплены не слишком прочно, но об этом чуть позже.

Изнутри конструкция выглядит не очень симпатично: голые панели, стыки которых кое-где укреплены кривовато приклеенными брусочками из того же МДФ. Никаких распорок для повышения жесткости, никакой отделки звукопоглощающим материалом… К тому же, чтобы динамик (а он вставляется снаружи) не выступал из плоскости лицевой панели, по его контуру сделано фрезерованное углубление. Эстетически это оправдано, но жесткость самой панели снижена. Сам динамик крепится непосредственно к панели, без всяких прокладок.

Правда, тут нужно отметить, что подобные экономные решения отнюдь не отличительная черта данного комплекта. Его «собратья по цене» других производителей отличия в этом плане имеют редко. Во всяком случае, то же самое можно сказать о сабвуферах всех участников февральского обзора (причем у некоторых или стенки были потоньше, или материал более рыхлый).

При прослушивании испытательного синусоидального сигнала, поданного с генератора, на частотах ниже 80-85 Гц с увеличением громкости наблюдается заметный дребезг, на более высоких частотах дребезг, конечно, тоже есть, но проявляется при бо́льших уровнях громкости.

Сателлиты (В×Ш×Г: 188×110×135 мм) в FC530U практически те же самые, что и для упоминавшегося уже «брата-близнеца» FC330. Как и в ранних выпусках FC330, они однополосные — используется одна СЧ-ВЧ динамическая головка. Вместо твитера в них установлена имитация, причем внешне весьма похожая на полноценную «пищалку» (никакого обмана: и на сайте, и в руководстве пользователя упомянут именно один динамик, кроме динамика сабвуфера). Конечно, внешне сателлит при этом выглядит более сбалансированно, чем с единственным динамиком, но всё же надеемся, что производитель выпустит и двухполосный сателлит, как это уже было в модификации «старшего брата» — модели FC330 2008 .

Толщина стенок заметно меньше, чем у сабвуфера — 9 мм. Изнутри те же брусочки для укрепления стыков и никаких звукопоглощающих материалов. Динамик крепится к панели также без прокладок. А вот ножки у сателлитов хоть и из того же материала, что у сабвуфера, но заметно выше.

Соединительный кабель имеет длину около 1,5 м. С одной стороны он имеет разъем RCA, а внутри сателлита распаян на контакты динамика. При желании заменить его не составит труда — достаточно открутить 4 самореза, крепящих динамик; правда, изнутри кабель завязан в узел и зафиксирован нашлепкой из полупрозрачного компаунда, — с этим придется немного повозиться.

При прослушивании синусоидального сигнала наиболее сильные призвуки, как и у сабвуфера, с повышением громкости вновь наблюдались в нижней части рабочего диапазона — до частот порядка 500-550 Гц (динамик сабвуфера при этом был отключен).

При подключении флешки или SD-карты (карты формата SDHC поддерживаются) становится доступным их выбор в качестве источника входного сигнала. Плеер быстренько «обнюхивает» содержимое носителя и начинает воспроизведение: прервать и возобновить его, а также перейти с трека на трек можно кнопками панели управления или пульта ДУ.

Конечно, ни о каком выборе папок, составлении плей-листов, не говоря уже об отображении информации о треках, речи нет: плеер просто один за другим воспроизводит все звуковые файлы с носителя (причем как из корневого каталога, так и из папок даже с «глубокой» вложенностью; плеер понимает папки и файлы, если они поименованы самым изощренным способом — длинные кириллические названия для него не помеха, равно как и наличие на носителе «незвуковых» файлов), если процесс воспроизведения не прервать, то он будет бесконечно повторяться «по кругу».

Можно одновременно вставить и флешку, и SD-карту, выбирая желаемый источник кнопкой панели управления или пульта ДУ. Если при воспроизведении с одного съемного носителя вставить другой, то плеер перейдет к воспроизведению файлов со «свежевставленного» устройства.

Плеер может работать лишь с форматами MP3 и WMA. При попытке «скормить» ему файлы других звуковых форматов аппарат просто зависает и перестает реагировать на нажатие кнопок. В таких случаях выручает извлечение носителя.

Правда, пару раз при тестировании плеер точно так же зависал и на MP3-файлах, причем на тех, которые и до, и после того он спокойно воспроизводил — но тут уже извлечение носителя делу не помогало, приходилось делать «ресет» с помощью механического выключателя питания на задней стенке сабвуфера. Является ли это особенностью лишь нашего экземпляра — сказать нельзя: других образцов у нас не было; к тому же такая неприятность происходила именно пару раз: для случайности уже многовато, но и для серьезных «оргвыводов» особого повода нет.

А вот совершенно однозначным недостатком можно считать следующее: носители очень неудобно вставлять или вынимать, когда сабвуфер установлен на низкой подставке или на полу (собственно, это наиболее вероятное место его размещения) — разъемы-то находятся в самой нижней его части; при этом подключенные устройства (особенно флешка) сильно выступают вперед, что небезопасно: их легко можно чем-нибудь задеть (ногой, сумкой, ножкой придвигаемого стула) и сломать.

Работает в диапазоне 87—108 МГц. Чувствительность при приеме на штатную телескопическую антенну довольно высокая. В конструкции антенны предусмотрен дополнительный шарнир, позволяющий сориентировать выдвинутый штырь в разных плоскостях для улучшения приема.

Однако в помещениях с железобетонными стенами или с высоким уровнем помех прием многих станций может быть плохим. К сожалению, не всегда есть возможность выбора места, лучшего как для прослушивания и подключения к компьютеру, так и для приема FM-станций (мы специально пробовали перемещать устройство), и тут могла бы выручить внешняя антенна, но разъем для ее подключения не предусмотрен.

Тюнер позволяет запомнить до 40 станций. Правда, и сама операция записи в память, и выбор станций может осуществляться только с пульта ДУ, и лишь сканирование диапазона доступно с панели управления на сабвуфере.

С пульта можно включать-выключать АС, регулировать громкость и тембр НЧ/ВЧ, включать режим Mute, выбирать источник сигнала, управлять MP3-плеером и приемником, задавать время выключения системы (15/30/45 минут), наконец, можно сбросить все настройки на предустановленные значения. Питание — от двух батареек ААА.

Эргономика пульта настолько обычная, что вряд ли заслуживает особого описания. Отметим лишь пару моментов. Пульт достаточно велик, а потому удобно ложится в руку, соответственно и кнопки на нем расположены не слишком тесно. К положению наиболее используемых кнопок (включение, громкость, управление MP3-плеером, Mute) быстро привыкаешь и начинаешь использовать вслепую, а вот остальные сгруппированы не очень удачно — в матрицу 3×5 одинаковых кнопок, и для их использования надо либо держать пульт перед глазами, либо долго «тренироваться».

Несколько слов о чувствительности ИК-датчика: когда сабвуфер и пульт расположены примерно на одном уровне, нет нужды «искать» пультом датчик — команды нормально воспринимаются в диапазоне примерно плюс-минус 75-80 градусов по горизонтали от оси сабвуфера, достаточно лишь направить излучатель пульта примерно в сторону панели управления. Но с вертикальными отклонениями дело обстоит хуже: если саб расположен ниже пульта (стоит под столом), то ориентировать пульт приходится более тщательно, однако и в этом случае не всё так уж плохо: в большинстве случаев датчик будет нормально воспринимать отраженные от пола сигналы.

Электроника

Электронная начинка расположена на трех платах в корпусе сабвуфера: предварительный усилитель, усилитель мощности, блок управления и индикации. Две первые платы закреплены на металлической задней стенке, а третья — в нижней части передней стенки.

Отметим, что модель FC530U обзавелась регуляторами тембра НЧ и ВЧ, которых не было в FC330, к тому же включать и выключать ее удобнее.

Схемотехника во многом повторяет другие разработки Microlab: так, предварительный усилитель построен на базе микросхемы R2SI5904SP, осуществляющей также коммутацию входов и регулировки громкости и тембра. К сожалению, поисковые системы не находят datasheet для такой микросхемы, а близкие по названию SI5904 — это сборки МОП-транзисторов в совсем другом корпусе.

На этой же плате распаяны разъемы — как входные (пара RCA и mini-jack), так и выходные для сателлитов (RCA).

Кроссовер «размазан» по двум платам: хотя на плату усилителя мощности поступают три сигнала, но при измерениях выяснилось, что в предусилителе формируется лишь канал сабвуфера и его АЧХ, которая имеет явно выраженный максимум в районе 100 Гц (и форма АЧХ, снятой по звуковому давлению с помощью микрофона, во многом определяется характеристикой усилительной части этого канала); каналы сателлитов в звуковом диапазоне на выходе предусилителя имеют характеристику, близкую к линейной, и фильтрация нижних частот для этих каналов ведется уже на плате усилителей мощности.

Усилитель мощности собран на четырех микросхемах D2030A (явно клон известного усилителя TDA2030A; чем отличаются — неизвестно: datasheet на них также найти не удалось), две из которых работают на левый и правый сателлиты, а две другие, включенные по мостовой схеме, нагружены на динамик сабвуфера.

Если посмотреть на график зависимости выходной мощности от напряжения питания для TDA2030A, то при напряжении питания 25 В (±12,5 В) на нагрузке 8 Ом (а именно такое сопротивление обозначено на НЧ-динамике) выходная мощность одного УНЧ составит 6-7 Вт; мостовое включение двух микросхем увеличивает ее в 3-3,5 раза (на той же нагрузке) — т. е. приблизительно до 20 Вт; для 4-омного динамика сателлита выходная мощность в соответствии с графиком составит 10-11 Вт. И это для «родной» микросхемы TDA2030A, причем при КНИ =0,5%; а клоны, как известно, не бывают лучше оригинала — иначе зачем клонировать… В технических характеристиках на сайте и в описании приведены другие цифры: выходная мощность усилителя 64 Вт (с пометкой RMS), распределение мощности 18 Вт × 2 + 28 Вт (т. е. по 18 Вт на сателлиты и 28 Вт на сабвуфер). Но не надо торопиться обвинять фирму Microlab в обмане: такие преувеличения — это сложившаяся практика, и если какая-то фирма не будет следовать ей, то обречет себя на провал… Поэтому просто-напросто надо разделить приведенные на любой упаковочной коробке гордые цифры на три (а то и на четыре), чтобы более-менее привести «китайскую RMS» мощность к номинальной по ГОСТ, и вспомнить, что для озвучивания средней жилой комнаты вполне достаточно единиц Ватт на канал (но именно номинальных по ГОСТ); а всё, что сверх того — это запас для неискаженной передачи пиковых уровней реального сигнала.

Вернемся к конструкции усилителя.

Микросхемы УНЧ через изолирующие прокладки (конечно, с использованием термопасты) закреплены на задней стенке сабвуфера — довольно толстой (1,8 мм) металлической пластине. Для дополнительного отвода тепла в области крепления УНЧ снаружи предусмотрен ребристый радиатор. К сожалению, этот радиатор не является единым целым с задней стенкой, а прикреплен к ней винтами, что хоть и удешевляет конструкцию, но снижает эффективность теплоотвода.

Для питания используется трансформатор на Ш-образных пластинах, закрепленный на задней стенке сабвуфера. Одна из его вторичных обмоток (2×12,5 В, 1,8 А, с отводом от средней точки) используется для питания оконечных каскадов усиления. После выпрямительного моста установлены два конденсатора по 4700 мкФ, что довольно неплохо для устройств данной ценовой категории. Вторая обмотка (14 В, 0,7 А) — для предварительного усилителя, цепей управления, FM-приемника и MP3-плеера, причем питание «аналоговой» (предусилитель) и «цифровой» частей разделено двумя интегральными стабилизаторами на 9 и 5 Вольт, снабженных небольшими радиаторами.

Цепи питания довольно щедро оснащены конденсаторами в непосредственной близости от микросхем.

Реальные способности трансформатора фактически соответствуют заявленным — при токе 1,8 А выходные напряжения составляют 11,8 В. Но это при входном напряжении 220 В, а расчет наверняка производился для 230 В (в инструкции указан диапазон 220-240 В). К тому же греется трансформатор при нагрузках, близких к максимальным, довольно мало: после 30-минутной выдержки под нагрузками 2×1,5 А и 1×0,5 А температура его корпуса не превысила 36-38 °C (температура в помещении 21-22 °C), т. е. была не более чем ощутимо теплой. Снижению температуры трансформатора способствует его крепление на металлической задней стенке сабвуфера, играющей роль теплоотвода.

Перейдем к тепловому режиму усилителя мощности: даже в отсутствие сигнала микросхемы УНЧ слегка нагреваются (на 5-6 градусов выше комнатной температуры), но это вполне нормально для режима AB.

Отметим, что все четыре микросхемы расположены очень близко, с шагом 12-15 мм, и наверняка будут подогревать друг друга. Использование задней стенки в качестве радиатора вполне позволяет разнести их подальше, но тут соображения экономии явно шли впереди конструкторской мысли: пришлось бы делать и печатную плату покрупнее, и дополнительный радиатор брать побольше.

Попробуем испытать усилитель в очень тяжелом режиме, который в возможных условиях эксплуатации вряд ли когда-нибудь реализуется. Но чтобы не сжечь микросхемы, сначала прикинем максимально возможные температуры, вновь основываясь на параметрах TDA2030A (поскольку для имеющихся D2030A точных данных найти не удалось): 85-90 °C — это уже критическая температура корпуса, выше которой либо сработает тепловая защита (если повезет), либо наступит летальный исход…

Динамики заменяем резисторами соответствующих номиналов, подаем входной сигнал частотой 100 Гц (чтобы работал в основом канал сабвуфера — самый мощный из трех); контролируя осциллографом, устанавливаем амплитуду выходного сигнала на грани клиппинга (ограничения); КНИ при этом на уровне 5—10%. Отслеживаем температуру обеих микросхем низкочастотного канала (нижней и второй снизу); корпус второй микросхемы за 7-8 минут достиг температуры 85 °C, после чего эксперимент был прерван. Но перед этим мы зафиксировали температуру корпуса нижней микросхемы: она была на 5-6 градусов ниже, что вполне объяснимо: эта микросхема стоит с краю, а потому охлаждается лучше, т. е. наш прогноз насчет взаимного подогрева оправдался.

Второй вывод из этого теста также можно было предсказать заранее: усилители подобного уровня не годятся для сколь-нибудь длительного воспроизведения непрерывных сигналов с малым пик-фактором при повышенной громкости. Спрашивается: а зачем тогда тратили время на тест? Ответ простой: чтобы получить точку отсчета для сравнения в будущих тестах других активных АС.

Теперь перейдем к эксперименту, тоже непростому для усилителя, но более близкому к реальности: используем не абстрактную синусоиду, а «живой» музыкальный сигнал от встроенного FM-приемника, установив амплитуду выходного сигнала так, чтобы на пиках наблюдался небольшой клиппинг. Контролируем температуру корпусов микросхем в течение 30 минут: у самой горячей (той самой, второй снизу) она порой подбиралась к отметке 80 °C, но в среднем колебалась в районе 70-75 °C (в помещении было около 25 °C), и опять температура ее нижней «напарницы» была на 5-6 градусов ниже. Температуры корпусов микросхем, работающих на сателлиты, были еще ниже. Скорее всего, они определялись не столько собственным тепловыделением, сколько «подогревом» со стороны УНЧ канала сабвуфера.

Это неплохой результат: даже если кто-то, плюнув на многократно возросшие искажения, будет с очень большой громкостью слушать музыку или звуковое сопровождение игры, то усилителю, как минимум, не грозит перегрев, а если ограничиться более разумными уровнями громкости — тем более. Конечно, не надо забывать про отвод тепла от задней стенки сабвуфера: в нашем последнем эксперименте металлическая задняя стенка была весьма теплой, а радиатор так просто горячим (хотя и не обжигающим; значения температур не приводим — они не имеют смысла, поскольку даже для радиатора сильно различаются в разных его точках); и если сабвуфер установлен в нише, да к тому же температура в помещении достаточно высокая, то всё же лучше не «насиловать» аппарат чрезмерными уровнями громкости.

Заодно измерили пульсации напряжения питания усилителя: в первом эксперименте амплитуда пульсаций была около 2 В, во втором — при пиках сигнала достигала 1,4-1,6 В, а в среднем была менее 1 В. Это вполне достойный результат. Разумеется, можно пожелать и лучшего, но это, скорее, должно относиться к технике более высокой ценовой категории.

В целом качество сборки нельзя назвать халтурным: трансформатор крепится к задней стенке сабвуфера через демпфирующую прокладку (гудения практически не слышно), идущие от него провода скреплены стяжками, на сетевой кабель надето ферритовое кольцо; впечатление портят неряшливые «кляксы» и «нити» фиксирующего компаунда, которым густо облиты разъемы, гнезда, выключатель питания и даже хвостовик антенны. С одной стороны, это хорошо: герметизация всех щелей повысит эффективность работы фазоинвертора, а с другой — дает повод поворчать: можно было и поаккуратнее… даже с учетом того, что далеко не каждый владелец полезет внутрь сабвуфера. Заметные на фото тонкие светлые полоски — это не дефект съемки, а те самые «нити», которые оставил монтажник, перемещавший тубу с компаундом. Этим же составом скреплены, причем не слишком аккуратно и надежно, и части фазоинвертора.

К плате на передней панели сабвуфера, содержащей приемник, плеер, индикатор, ИК-датчик для ДУ и органы управления, без хирургического вмешательства не доберешься (изнутри эта плата закрыта пластинами того же МДФ, из которого сделан корпус саба, крепежные винты отсутствуют — скорее всего, крепление на клею), и потому придется обойтись без фотографии и описания «потрохов». По внешним проявлениям в упрек можно поставить разве что недостаточную яркость индикаторов: в затемненном помещении они читаются более-менее нормально, а вот на свету разобрать что-либо не очень просто. Плохо различимы и надписи, обозначающие функции кнопок: слишком мелкий шрифт.

Из анализа схемы питания можно сделать еще один вывод: поскольку обмотка трансформатора, питающая «слаботочные» платы, рассчитана на ток 700 мА, не сто́ит подключать к USB-разъему устройства с большим потреблением (типа внешних HDD) или использовать его в качестве зарядного устройства.

Имеется механический выключатель питания, а также предохранитель, замена которого возможна без вскрытия корпуса.

В целом конструкция достаточно добротная (с учетом ценовой категории) и привлекательная внешне (но, конечно, на вкус и цвет…), к тому же имеет приятные и полезные дополнения — плеер и приемник. Сабвуфер звучит лучше, чем у всех других участников обзора, а вот сателлиты явно подкачали: при прослушивании они уступили двум из трех остальных участников обзора, сумев обойти только совсем уж декоративные сателлиты Logitech Z523. Остается непонятным, почему производитель, в некоторых отношениях сделавший шаг вперед по сравнению с предшествующей моделью FC330, так «неласково» обошелся с сателлитами. Вновь выразим надежду на появление более сбалансированной модификации FC530.

Основные достоинства и недостатки уже были перечислены в обзоре. К плюсам добавим неплохо продуманный и реализованный конструктив электронной части (конечно, учитывая цену), а к минусам — вполне вероятную возможность сломать неосторожным движением USB- или SD-носитель, вставленный в разъем плеера (если сабвуфер установлен на полу). Кроме того, к условным минусам можно отнести отсутствие разъема для подключения наушников: в данной конфигурации он наверняка был бы размещен на сабвуфере, установка которого на полу сделала бы подключение наушников проблематичным (как у другого участника обзора — Sven MS-970).

Большинство же из прочих недостатков конструкции, упомянутых выше, нельзя отнести исключительно к рассматриваемой модели: они присущи всей продукции сходной цены. В планируемом в ближайшее время к выпуску обзоре 2.1-акустики ценой 200—300 долларов посмотрим, сильно ли сказывается удвоение цены на конструктивных решениях.

Средняя текущая цена (количество предложений) этой модели в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке): $137 (42 )

30 марта 2011 г.

Другие статьи