Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по мерам пожарной безопасности с изменениями в 2016 году img-1

инструкция по мерам пожарной безопасности с изменениями в 2016 году

Категория: Инструкции

Описание

В помощь молодому офицеру - Содержание инструкции по пожарной безопасности

ИНСТРУКЦИИ ПО МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В каждой воинской части должны быть разработаны и утверждены командиром части общая инструкция о мерах пожарной безопасности в расположении части и инструкции для отдельных объектов (хранилища, мастерские, склады, казармы, штабы, парки и т.п.).

Инструкции должны устанавливать требования, направленные на исключение возможности возникновения и развития пожаров, создания условий безопасной эвакуации людей, техники, имущества и успешного тушения пожаров.

Для каждого объекта должна быть разработана инструкция по мерам пожарной безопасности и план (схема) эвакуации личного состава, вооружения и имуществаЭвакуация имущества Порядок эвакуации имущества на случай пожара (во много этажных знаниях – на каждом этаже).
В детских дошкольных учреждениях, учебных заведениях, лечебных учреждениях со стационаром, санаториях, клубах и домах офицеров, крытых спортивных зданиях и сооружениях, гостиницах, общежитиях и других объектах с массовым пребыванием людей в дополнение к схематическому плану эвакуации разрабатывается инструкция, определяющая действия обслуживающего персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных работников.

В общей инструкции определяются:
  • обязанности военнослужащих, гражданского персонала по обеспечению пожарной безопасности;
  • порядок содержания территории, дорог, подъездов к зданиям, сооружениям, источникам противопожарного водоснабжения;
  • режим курения;
  • порядок проведения огневых и других пожароопасных работ;
  • порядок содержания пожарного оборудования и инструмента, связи и сигнализации;
  • порядок вызова сил и средств, предусмотренных планом противопожарной защиты, и действия по пожарной тревоге.
В инструкциях для отдельных объектов предусматриваются:
  • порядок и нормы хранения веществ и материалов с учетом специфики объекта;
  • места, запрещенные для курения и применения открытого огня, а также места специально отведенные для курения и проведения огневых работ;
  • специальные противопожарные мероприятия для отдельных процессов производства;
  • порядок сбора, хранения и удаления отходов, обтирочных материалов и спецодежды;
  • действия при возникновении пожара.
Общая инструкция разрабатывается штабом и начальниками служб воинской части, инструкции для отдельных объектов - начальниками (командирами) объектов (подразделений).

Инструкции разрабатываются на основе требований действующих правил и нормативных документов, утверждаются соответствующим командиром (начальником) и являются обязательными к исполнению всеми военнослужащими и гражданским персоналом воинской части.

Инструкции вывешиваются в зданиях (сооружениях) на досках документации или пожарного расчета.Вид и содержание доски пожарного расчета

Приказом командира воинской части объявляются, ответственные лица за пожарную безопасность зданий (сооружений). Таблички с фамилиями этих лиц и знаки безопасности вывешиваются на зданиях (сооружениях), а пожарные щиты устанавливаются у зданий или внутри помещений.

Инструкции по мерам пожарной безопасности должны корректироваться при перепланировке или изменении назначения объекта, изменении штатного расписания персонала, и тому подобное.

Для объектов воинских частей с пребыванием в них людей ночью (казармы, общежития, палаточные городки, и тому подобное) в инструкциях необходимо предусматривать действия в случае пожара по двум вариантам: днем и ночью.

Другие статьи

Безопасность детей в период зимних каникул

Главная Южный федеральный округ Республика Калмыкия

19 Декабрь 2016 года Безопасность детей в период зимних каникул.

В Элистинском техническом лицее на общих родительских собраниях выступил начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Калмыкия подполковник внутренней службы Убушиев Олег Владимирович.

В преддверии Новогодних праздников и зимних каникул в целях профилактики пожарной безопасности Олег Убушиев провел лекцию по мерам безопасности при обращении с пиротехникой.

Основные меры безопасности при обращении с пиротехникой.

При выборе пиротехнических изделий необходимо знать, что использование самодельных пиротехнических изделий запрещено. Более того, приобретая пиротехнические изделия, необходимо проверить наличие сертификата соответствия, наличие инструкции на русском языке, срок годности. Также нужно иметь в виду, что нельзя использовать изделия, имеющие дефекты или повреждениями корпуса и фитиля.

Перед использованием пиротехнических изделий необходимо:

Выбрать место для фейерверка. Желательно для этих целей использовать большую открытую площадку (двор, сквер или открытая площадка), свободная от деревьев и построек. В радиусе 100 метров не должно быть пожароопасных объектов, стоянок автомашин, деревянных сараев или гаражей, а также сгораемых материалов, которые могут загореться от случайно попавших искр. При сильном ветре размер опасной зоны по ветру следует увеличить в 3-4 раза. Зрителей необходимо разместить на расстоянии 35-50 метров от пусковой площадки. Использование ракет, бабочек рядом с жилыми домами и другими постройками категорически запрещается, т.к. они могут попасть в окно или форточку, залететь на балкон, чердак или на крышу и стать причиной пожара.

- использовать приобретённую пиротехнику до ознакомления с инструкцией по применению и данных мер безопасности;

- применять пиротехнику при ветре более 5 м/с;

- взрывать пиротехнику, когда в опасной зоне (см. радиус опасной зоны на упаковке) находятся люди, животные, горючие материалы, деревья, здания, жилые постройки, провода электронапряжения;

- запускать салюты с рук (за исключением хлопушек, бенгальских огней, некоторых видов фонтанов) и подходить к изделиям в течение 2 минут после их использования;

- наклоняться над изделием во время его использования;

- использовать изделия с истёкшим сроком годности; с видимыми повреждениями;

- производить любые действия, не предусмотренные инструкцией по применению и данными мерами безопасности, а так же разбирать или переделывать готовые изделия;

- использовать пиротехнику в закрытых помещениях, квартирах, офисах (кроме хлопушек, бенгальских огней и фонтанов, разрешённых к применению в закрытых помещениях), а так же запускать салюты с балконов и лоджий;

- разрешать детям самостоятельно приводить в действие пиротехнические изделия;

- сушить намокшие пиротехнические изделия на отопительных приборах-батареях отопления, обогревателях и т.п.

Существуют особенные требования пожарной безопасности к объектам с круглосуточным массовым пребыванием людей, а именно:

Руководителям организации и учреждений с круглосуточным массовым пребыванием людей, готовясь к новогодним праздникам, в дополнение к вышеперечисленным требованиям пожарной безопасности по проведению новогодних мероприятий, заблаговременно необходимо:

- уведомить о времени и месте проведении праздничных мероприятий с органами государственного пожарного надзора;

- организационным приказом назначить ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности в период проведения праздничных мероприятий;

- ответственным лицам за проведение праздничных мероприятий должны пройти обучение по программе пожарно-технического минимума в организациях имеющих лицензию на данный вид деятельности;

- разработать инструкции по мерам пожарной безопасности в период проведения праздничных мероприятий и инструкции по действию обслуживающего персонала при возникновении пожара. Довести данные инструкции до обслуживающего персонала под роспись;

- отработать действия обслуживающего персонала в случае возникновения пожара;

- обслуживающий персонал обеспечить электрическими фонарями из расчета не менее одного на каждого работника дежурного персонала, обслуживающий персонал объектов с круглосуточным пребыванием людей обеспечить индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, а здания высотой 5 этажей и более индивидуальными спасательными устройствами.

Содержание и краткое описание пунктов инструкций о мерах пожарной безопасности на 2016 год

Инструкция о мерах пожарной безопасности 2016

Одна из обязанностей руководителя предприятия или организации – это обеспечение должной пожарной безопасности (ПБ) сотрудников и имущества. Для соблюдения этого требования необходимо всегда быть в курсе изменений и обновлений, касающихся ПБ, которые вводятся и утверждаются государственными органами РФ.

ППБ 01-03 на сегодня являются устаревшими, а инструкции о мерах пожарной безопасности, составленные на основе Правил считаются недействительными.

Инструкция о мерах пожарной безопасности-2016

Действующим на сегодня документом в области ПБ являются Правила противопожарного режима Российской Федерации, утвержденные в 2012 году.

Согласно данным Правилам, с учетом изменений 2016 года, инструкции по мерам ПБ не должны быть безликими, т. е. указание в Инструкции:

  • особенностей организации;
  • вида деятельности;
  • технологических процессов, –

В Инструкции о мерах ПБ должны быть отражены такие пункты:

  1. Порядок содержания территории объекта (всех сооружений, зданий, помещений, включая пути эвакуации). При этом учитывается изменение, внесенное в Правила в 2016 году относительно обустройства эвакуационных путей, запрещающее:
    • устройство порогов на путях эвакуации, за исключением дверных проемов;
    • установку раздвижных, подъемно / опускных дверей (ворот), если нет возможности их открытия и блокировки в открытом состоянии изнутри вручную;
    • установку вращающихся дверей, турникетов и других подобных конструкций, если они препятствуют свободной эвакуации людей (при условии отсутствия дублирующих эвакуационных выходов).
  2. Мероприятия, обеспечивающие ПБ сотрудников при эксплуатации технологического оборудования или пожароопасных работах.
  3. Порядок и нормы, касающиеся хранения, эксплуатации, транспортировки горючих, взрыво- и пожароопасных веществ (материалов).
  4. Порядок контроля помещений по окончании рабочего процесса в них.
  5. Месторасположение специально отведенных для курения, проведения огневых (пожароопасных) работ участков, а также путей для проезда транспорта.
  6. Правила содержания спецодежды на объекте.
  7. Допустимое (для единовременного нахождения в помещениях объекта) количество сырья, первично обработанной и готовой продукции.
  8. Распорядок уборки горючих отходов производства, пыли в помещениях, а также мест хранения промасленной спецодежды.
  9. Регулярное внесение показаний измерительных приборов, контролирующих параметры среды, изменения которых являются сигналом начала пожара (манометры, термометры и т. д.).
  10. Перечисление обязанностей и действий сотрудников при возникновении пожара, с обязательным включением подпунктов:
    • вызов пожарной охраны;
    • аварийная остановка оборудования, работающего от сети;
    • отключение вентиляции;
    • эвакуация горючих веществ / материалов;
    • эвакуация материальных ценностей;
    • использование ручных средств тушения огня.
  11. Разрешенное количество сотрудников (или иных лиц), имеющих возможность одновременно находиться на территории объекта.

В Инструкции обязательно подлежит указать лиц, несущих ответственность за выполнение пунктов правил и обеспечение ПБ, а именно за такие действия:

  • информирование пожарной охраны и руководства;
  • организация эвакуации людей, оказание первой помощи;
  • активация системы противопожарной защиты;
  • блокировку электроэнергии, необходимых агрегатом и систем;
  • прекращение не связанных с пожаром работ на объекте;
  • руководство по тушению огня до прибытия специализированных служб;
  • защита материального имущества организации;
  • встреча пожарников и оказание им посильной помощи.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе


На этой странице можно просмотреть инструкцию о мерах пожарной безопасности в школе, а именно в самом здании, в помещениях и на территории образовательного учреждения. Данная инструкция является общеобъектовой и является обязательной для всех учебных учреждений.

1. Общие положения инструкции
1.1. Данная общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности в школе устанавливает требования пожарной безопасности для зданий, сооружений, помещений и территорий образовательного учреждения, нормы поведения работников в целях обеспечения пожарной безопасности.
1.2. Настоящая инструкция о мерах пожарной безопасности в школе разработана согласно:

  • Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» с изменениями, согласно Постановлениям Правительства РФ от 17.02.2014г. №113, 23 июня 2014 года N 581, 6 марта 2015г № 201, 10 ноября 2015г №1213, 6 апреля 2016 г. №275 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;
  • Приказу МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645 (ред. от 22.06.2010 г.) «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
  • Федеральному закону №69-ФЗ от 21.12.1994г «О пожарной безопасности» в редакции от 23 июня 2016 года.

1.3. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие сотрудники образовательного учреждения, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и ликвидации пожара.
1.4. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школе и выполнение новой инструкции о мерах пожарной безопасности в образовательном учреждении несет – директор школы.
1.5. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе в образовательном учреждении не допускаются.
1.6. Директор общеобразовательного учреждения обязан:
а) обеспечить выполнение данных правил и осуществлять контроль соблюдения установленного в школе противопожарного режима всеми сотрудниками, учащимися и воспитанниками, а также принимать незамедлительные меры по устранению выявленных недостатков;
б) организовать изучение общей инструкции о мерах пожарной безопасности на объекте школы и проведение противопожарного инструктажа со всеми сотрудниками образовательного учреждения. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.
в) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия сотрудников образовательного учреждения на случай возникновения пожара. План и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.
г) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий школы после завершения учебных занятий и работы образовательного учреждения;
д) осуществлять контроль соблюдения противопожарного режима арендующими организациями;
е) обеспечить своевременное исполнение мероприятий по противопожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.
1.7. Со всеми учащимися образовательного учреждения один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться беседы на тему предупреждения пожаров в школе и дома.
1.8. Практические занятия, направленные на отработку плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие.
1.9. Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях школы, а также за исполнение противопожарных мероприятий, которые указаны в договоре аренды, несут руководители арендующих организаций.

2. Содержание территории, зданий и помещений образовательного учреждения.
2.1. Образовательное учреждение перед началом каждого учебного года должно быть принято соответствующими комиссиями, в состав которых входят представители государственного пожарного надзора.
2.2. Территория образовательного учреждения должна содержаться в надлежащей чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву необходимо своевременно убирать и вывозить с территории школы.
2.3. Дороги, проезды и подъезды к пожарным источникам воды, а также доступы к противопожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободны. О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по иным причинам, препятствующим проезду автомобилей пожарной службы, необходимо немедленно оповестить пожарную охрану.
2.4. Противопожарные разрывы между зданиями школы не должны использоваться для складирования и хранения материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.
2.5. Разведение костров, сжигание мусора на территории образовательного учреждения строго запрещено.
2.6. В образовательном учреждении классы (группы) детей младших возрастов должны быть размещены не выше второго этажа.
2.7. Вместимость помещений школы должна соответствовать установленным нормам.
2.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, столовых и других помещениях образовательного учреждения не должна препятствовать эвакуации людей и свободному подходу к средствам пожаротушения.
2.9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов школы должны присутствовать предписывающие и указательные знаки безопасности.
2.10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы образовательного учреждения не должны быть перекрыты каким-либо оборудованием и предметами.
2.11. Двери лестничных клеток, коридоры, тамбуры и холлы школы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы специальными устройствами самостоятельного закрытия, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период нахождения людей в зданиях образовательного учреждения двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).
2.12. В помещениях образовательного учреждения, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть надежно прикреплены к полу.
2.13. Помещения школы должны быть оборудованы средствами оповещения людей о возникшем пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут применяться внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, речевая противопожарная сигнализация, звонки и иные звуковые сигналы.
2.14. Двери (люки) чердачных и технических помещений школы (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков необходимо хранить в строго определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях помещений образовательного учреждения должны присутствовать надписи, определяющие назначение помещений и место хранения ключей.
2.15. Наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крыше здания образовательного учреждения всегда должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту, не превышающую 2,5 м от уровня земли.
2.16. В зданиях школы проживание обслуживающего персонала и других лиц категорически запрещено.
2.17. Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легко воспламеняющихся материалов в зданиях образовательного учреждения, связанных с пребыванием детей, а также в подвалах и цокольных помещениях школы не допускается.
2.18. Приямки окон подвальных и цокольных помещений образовательного учреждения должны содержаться в надлежащей чистоте. Не допускается устанавливать на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и закладывать кирпичом оконные проемы.
2.19. В зданиях образовательного учреждения запрещено:
а) совершать перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;
б) применять для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;
в) размещать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;
г) снимать дверные полотна в проемах, которые соединяют коридоры с лестничными клетками;
д) забивать двери эвакуационных выходов;
е) использовать для отопления нестандартные нагревательные устройства;
ж) применять электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения за исключением специально оборудованных для этого помещений;
з) размещать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
и) выполнять огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;
к) оборачивать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
л) выполнять уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
м) совершать отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации и т.п. с использованием открытого огня, для этих целей необходимо применять горячую воду, пар или нагретый песок;
н) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;
о) оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и любые другие электроприборы.
2.20. Огневые и сварочные работы могут производиться только с письменного разрешения директора образовательного учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.
2.21. Использование утюгов допускается только в специально отведенных помещениях образовательного учреждения, под наблюдением сотрудника школы. Использование данных помещений для других целей, в том числе для хранения белья, строго запрещено. Выполнение глажения допускается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны быть установлены на подставках, выполненных из огнеупорных материалов.
2.22. Все здания и помещения школы согласно инструкции по мерам пожарной безопасности в школе должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.
2.23. После завершения занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях образовательного учреждения учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения и другие сотрудники школы должны тщательно осмотреть помещение, устранить обнаруженные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.

3. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
3.1. Перед началом каждого отопительного сезона калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а также перед началом каждого учебного года системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.
3.2. Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать строго запрещено.
3.3. Использование вентиляционных каналов для отводов продуктов сгорания от газовых приборов категорически запрещено.
3.4. Хранение в вентиляционных камерах какого-либо оборудования и материалов не разрешается.
3.5. Автоматические огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны), расположенные на воздуховодах в местах пересечения противопожарных преград, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами пожаротушения, противопожарные разделки дымоходов, вытяжные зонты и каналы от плит всегда должны содержаться в исправном состоянии.
3.6. Во время эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха строго запрещено:
а) отключать огнезадерживающие устройства;
б) выжигать скопившиеся в воздуховодах и зонтах жировые отложения и другие горючие вещества;
в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
3.7. В местах забора воздуха должна быть полностью исключена возможность появления горючих газов, паров, дыма, искр и открытого огня.

4. Электроустановки
4.1. Электрические сети и электрооборудование, которые используются в образовательном учреждении, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
4.2. Администрация школы обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное выполнение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 3.1.
4.3. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.
4.4.Устройство и эксплуатация временных электросетей за исключением электропроводки, подающей электропитание в места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускаются.
4.5. В производственных, складских и других помещениях образовательного учреждения с наличием горючих материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).
4.6. Переносные светильники должны быть оснащены защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками. Для этих светильников и другой переносной и передвижной электроаппаратуры необходимо использовать гибкие кабели с медными жилами и резиновой изоляцией в оболочке, устойчивой к окружающей среде. Подключение переносных светильников к электросети необходимо предусматривать от ответвительных коробок со штепсельными розетками.
4.7. Устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами, штабелями лесоматериалов, тары и складами для хранения горючих материалов категорически запрещено.
4.8. Осветительная электросеть должна быть выполнена так, чтобы светильники находились на расстоянии не меньше 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов и не менее 0,5 м от тары в складских помещениях.
4.9. Электродвигатели должны своевременно очищаться от пыли. Строго запрещено накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.
4.10. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, чрезмерный нагрев изоляции, кабелей и проводки, должны незамедлительно устраняться. Неисправные электросети и электрооборудование следует немедленно отключать то электросети до приведения их в пожаробезопасное состояние.
4.11. Во время эксплуатации электроустановок строго запрещено:
а) использовать электрические кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными окончаниями;
в) использовать поврежденные (неисправные) электрические розетки, ответвительные коробки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
г) завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;
д) применять ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;
е) использовать для прокладки электросетей радио- и телефонные провода;
ж) применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители;
з) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого типа.
4.12. Любые новые подключения различных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов и т.д.) должны выполняться только после проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность таких подключений.
4.13. Во всех помещениях образовательного учреждения (независимо от их назначения), которые после завершения работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться от электросети.
4.14. Используемые для отопления небольших помещений школы, масляные электрические радиаторы и греющие электрические панели заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные электрорегуляторы.
4.15. Образовательное учреждение, согласно общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности в здании и на территории школы, должно быть обеспечено электрическими фонарями на случай внезапного или запланированного отключения электроэнергии.

5. Противопожарное водоснабжение.
5.1. Администрация образовательного учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями, внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай возникновения пожара).
5.2. Внутренние пожарные краны в школе периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем запуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок должны быть составлены соответствующие акты.
5.3. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые должны быть опломбированы. В шкафу должен присутствовать рычаг для облегчения открытия крана.
5.4. Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год необходимо выполнять проверку рукавов путем пуска воды под давлением и перекатывать их «на ребро».
5.5. На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:

  • буквенный индекс ПК;
  • порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части.

5.6. В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров необходимо незамедлительно поставить в известность об этом пожарную охрану.
5.7. Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их следует регулярно очищать от грязи, льда и снега.

6. Установки пожарной автоматики.
6.1. Администрация школы должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на этот вид деятельности, с которой у образовательного учреждения должен быть заключен договор.
6.2. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией контроль качества их выполнения осуществляет директор образовательного учреждения, который является ответственным лицом за эксплуатацию установок.
6.3. Установки пожарной автоматики согласно инструкции о мерах противопожарной безопасности в школе должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.
6.4. В процессе эксплуатации пожарной автоматики строго запрещено:
а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;
б) преграждать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;
в) складировать материалы на расстоянии менее 0,9 м до оросителей и 0,6 м до извещателей;
г) использование трубопроводов, установок для подвески или крепления какого-либо оборудования;
д) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий во время проведения ремонтов и в процессе их эксплуатации.

7. Первичные средства пожаротушения
7.1. Образовательное учреждение должно быть оснащено первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений школы установками пожаротушения и пожарными кранами.
7.2. Места расположения первичных средств пожаротушения в школе должны быть указаны в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009, внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001.
7.3. Ручные огнетушители должны быть размещены согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:
а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте, не превышающей 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя.
б) путем установки в пожарные шкафы, в специальные тумбы или на пожарные стенды.
7.4. Огнетушители должны быть установлены таким образом, чтобы был хорошо виден находящийся на его корпусе текст инструкции по эксплуатации. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.
7.5. Огнетушители должны быть размещены в строго определенных и легкодоступных местах, где должно быть полностью исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов.
После размещения огнетушителей не должны быть ухудшены условия эвакуации людей.
7.6. Огнетушители, которые размещены вне помещений или в не отапливаемых помещениях, подлежат съёму на холодный период года. В этих случаях на пожарных стендах должна быть помещена информация о месте их расположения.
7.7. На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда образовательного учреждения.
7.8. В процессе эксплуатации и технического обслуживания огнетушителей необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
7.9. Ежедневный контроль сохранности, содержания и постоянной готовности к действию первичных средств пожаротушения согласно общей инструкции о мерах пожарной безопасности в учреждении осуществляется сотрудниками, назначенными приказом директора образовательного учреждения.
7.10. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и иных нужд, не связанных с ликвидацией пожаров, категорически запрещено.

8. Требования пожарной безопасности для помещений различного назначения.
8.1. В учебных классах и кабинетах образовательного учреждения допускается размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.
8.2. Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п. размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях школы, должны храниться в специальных шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
8.3. Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских образовательного учреждения учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, выполнение опытов и других видов работ, которые не входят в утвержденные перечни и программы, не допускается.
8.4. Хранение фильмокопий, диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально выделенных для этой цели помещениях школы.
8.5. Не разрешается помещать обрезки и куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и другими материалами.
8.6. Хранение пиломатериала, предназначенного для организации технического обучения в столярной мастерской, должно осуществляться из расчета одного учебного дня.
8.7. Для учебных кабинетов школы необходимо разработать инструкции по пожарной безопасности:

8.8. Ежедневно после завершения учебных занятий следует проводить влажную уборку помещений мастерских технического труда.

9.10. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях школы для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не меньше одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не меньше ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны быть расположены так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей. Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места не допускается.
9.11. В помещениях образовательного учреждения для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и надежно прикреплены к полу. В помещениях, которые используются для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не выполняться.
9.12. Эвакуационные выходы из помещений школы должны быть обозначены световыми указателями с надписью «выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. В случае нахождения людей в помещениях образовательного учреждения световые указатели должны быть во включенном состоянии.
9.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах образовательных учреждений допускается только в строгом соответствии с действующими правилами противопожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.
9.14. В помещениях школы, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, строго запрещено:
а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;
в) использовать горючие материалы, не обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;
г) хранить бензин, керосин и любые другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
д) хранить имущество, инвентарь и иные предметы, вещества и материалы под сценой, а также в подвалах, расположенных под помещениями, где проводятся культурно-массовые мероприятия;
е) применять предметы оформления помещений, декораций и сценическое оборудование, выполненное из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);
ж) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с использованием химических и других веществ, способных вызвать возгорание;
з) размещать стулья, кресла и т.п. конструкции которых сделаны из пластмасс и других легковоспламеняющихся материалов;
и) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и трудно открывающиеся запоры;
к) помещать на окна глухие решетки.
9.15. Полы помещений образовательного учреждения должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений, в проходах должны быть оборудованы пологие пандусы.
9.16. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, применяемая на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами с последующим составлением акта в двух экземплярах, один из которых передается заказчику (образовательному учреждению), а второй хранится в организации, производившей пропитку.
9.17. Директор школы обязан проводить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятия, осуществлять контроль соблюдения требований данной инструкции о мерах пожарной безопасности на объекте школы.
9.18. Во время проведения новогоднего вечера елка должна быть установлена на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) таким образом, чтобы не затруднять выход из помещения. Ветки елки должны располагаться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолка помещения. В случае отсутствия в образовательном учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться только в светлое время суток.
9.19. Оформление иллюминации елки должно выполняться опытным электриком.
9.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением всех требований правил устройства электроустановок. Лампочки в гирляндах должны иметь мощность не больше 25 Вт. При этом электрические провода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную и надежную изоляцию и подключаться к электрической сети с помощью штепсельных соединений.
9.21. В случае неисправности елочного освещения (сильное нагревание электропроводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена от электросети и не включаться до выявления всех неисправностей и их устранения.
9.22. Участие в новогоднем вечере учеников и взрослых, одетых в костюмы, изготовленных из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, непропитанных огнезащитным составом, строго запрещено.
9.23. В процессе оформления елки не разрешается:
а) применять для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;
б) использовать для иллюминации новогодней елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;
в) обкладывать подставку елки и украшать ветки ватой и игрушками, изготовленными из нее, не пропитанными огнезащитным составом.

10. Порядок действий в случае возникновения пожара.
10.1. В случае возникновения пожара, действия сотрудников образовательного учреждения и привлекаемых к ликвидации пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их экстренную эвакуацию и спасение.
10.2. Каждый сотрудник школы, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.), обязан:
а) незамедлительно сообщить об этом по телефону «101» (при этом следует четко назвать адрес образовательного учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию и имя);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре;
в) приступить самому и привлечь других лиц к экстренной эвакуации детей из здания школы в безопасное место согласно плану эвакуации;
г) оповестить о возникшем пожаре директора образовательного учреждения или заменяющего его сотрудника;
д) организовать встречу прибывших пожарных подразделений, принять меры по ликвидации пожара всеми имеющимися в образовательном учреждении средствами пожаротушения.
10.3. Секретарь директора школы или заменяющий его сотрудник в соответствии с инструкцией о мерах пожарной безопасности в школе обязан доложить о возникновении пожара в ближайшую пожарную часть и оповестить (информировать) руководство образовательного учреждения и дежурного администратора школы.
10.4. Директор образовательного учреждения или заменяющий его сотрудник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, оповещена ли пожарная часть о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей из здания школы и ликвидацией пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае возникновения угрозы для жизни людей экстренно организовать мероприятия по их спасению, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия учеников и сотрудников школы, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) назначить для встречи пожарных подразделений работника образовательного учреждения, хорошо знающего расположение подъездных путей и источников воды;
д) проверить включение в работу автоматической системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех сотрудников школы и других лиц, не задействованных в эвакуации людей и ликвидации пожара;
ж) в случае необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) немедленно остановить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и тушению пожара;
и) организовать отключение сетей электроснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также осуществить другие мероприятия, способствующие предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и ликвидации пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) оповестить начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании образовательного учреждения.
10.5. Во время выполнения эвакуации и ликвидации пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, которые обеспечивают возможность эвакуации людей в безопасную зону в самые кратчайшие сроки;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям и другим сотрудникам школы нельзя оставлять детей одних без присмотра с момента обнаружения пожара и до его полной ликвидации;
в) эвакуацию детей необходимо начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений школы, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, детям старших возрастных групп разрешается предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста необходимо выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения образовательного учреждения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других труднодоступных местах;
е) выставить посты безопасности на входах в здание школы, чтобы исключить возможность возвращения детей и сотрудников в здание, где возник пожар;
ж) во время тушения пожара следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания оконных стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные с пожаром помещения. Покидая помещения или здание образовательного учреждения, необходимо закрывать за собой все двери и окна.

11. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре.
11.1. Наиболее характерными видами повреждения во время пожара являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
11.2. Строго запрещено:

  • перетаскивать или перекладывать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и первую неотложную доврачебную помощь можно оказать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, а также имеющих проникающие ранения;
  • давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно извлечь;
  • оставлять находящегося без сознания пострадавшего в положении на спине, т.к. он может задохнуться в случае рвоты или кровотечения.
  • как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошел пожар;
  • если у вас нет уверенности, что информацию правильно поняли, звонок лучше повторить;
  • до приезда бригады «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную первую медицинскую помощь;
  • в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, необходимо оказать ему первую неотложную доврачебную помощь, не забывая при этом об основополагающем медицинском принципе – «не навреди».

11.4. Основные действия при оказании первой неотложной доврачебной помощи:
11.4.1. При травматическом шоке следует:

  • осторожно уложить пострадавшего на спину, в случае возникновения рвоты повернуть его голову набок;
  • проверить, присутствует ли у пострадавшего дыхание и сердцебиение. Если нет, необходимо немедленно начать реанимационные мероприятия;
  • быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;
  • дать пострадавшему обезболивающий препарат, а при его отсутствии – 50 – 70 г алкоголя;
  • при угнетении дыхания и сердечной деятельности немедленно ввести адреналин, кордиамин, кофеин.

11.4.2. При травматическом шоке строго запрещено:

  • переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – без иммобилизации;
  • снимать прилипшую к телу после ожога одежду;
  • давать пострадавшему воду (если он предъявляет жалобы на боль в животе);
  • оставлять пострадавшего одного без наблюдения.

11.4.3. При термическом ожоге необходимо:

  • аккуратно освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
  • не допускается вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и любыми другими веществами.

11.4.4. При ограниченных ожогах I степени следует:

  • на покрасневшую кожу наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом;
  • немедленно начать охлаждение места ожога (предварительно прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) холодной водопроводной водой в течение 10 – 15 минут.
  • на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие препараты (анальгин, баралгин и т. п.).

11.4.5. При обширных ожогах необходимо:

  • после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем;
  • ввести обезболивающие препараты;
  • тепло укутать пострадавшего и срочно доставить его в лечебное учреждение.

Если транспортировка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворить в двух стаканах воды).
11.4.6. При ранении необходимо:

  • смазать края раны йодом или спиртом, не прикасаться к ране руками;
  • наложить стерильную повязку, не прикасаясь к стороне бинта прилежащей к ране.

11.4.7. При сильном кровотечении следует:

  • пережать поврежденный сосуд пальцем;
  • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
  • наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, вновь затянуть жгут;
  • при небольших кровотечениях следует прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.

11.4.8. При переломах необходимо:

  • обеспечить покой травмированного места;
  • наложить шину (стандартную или изготовленную из подручных материалов), не фиксировать шину в месте перелома кости;
  • придать травмированной конечности возвышенное положение;
  • приложить к месту перелома холодный компресс;
  • ввести обезболивающие средства;
  • при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

11.4.9. При удушье следует:

  • обеспечить приток свежего воздуха к пострадавшему;
  • уложить пострадавшего таким образом, чтобы ножной конец был приподнят;
  • расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
  • дать понюхать пострадавшему нашатырный спирт;
  • при отсутствии самостоятельного дыхания немедленно начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

11.4.10. Приступая к оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшему во время пожара, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. В этом случае время играет решающую роль.

Ответственный за пожарную безопасность __________ (________________)

С инструкцией ознакомлен (а), второй экземпляр получил (а)
«___»_____20___г. __________ (_______________________)