Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по планированию рейса резолюция а.893 21 img-1

руководство по планированию рейса резолюция а.893 21

Категория: Руководства

Описание

Билет 26 - Студопедия

1.Требования к планированию перехода. Документы, определяющие сущность планирования перехода. Резолюция ИМО А893 (21)

Цель планирования перехода состоит в обеспечении его безопасности. План должен отражать действия судоводителя от причала до причала, при этом необходимо обеспечить безопасность судна, груза, окружающей среды, что достигается с помощью надежного контроля местоположения судна в течение всего рейса. Практическое назначение планирования заключается в том, чтобы заранее выбрать соответствующие методы контроля местоположения судна на различных этапах перехода. На фарватерах и в стесненных водах наибольшее значение приобретает наблюдение за окружающей обстановкой, особенно по курсу судна, а также выбор оптимальных методов проводки судна. Для правильного применения этих методов необходимо заранее произвести детальную проработку перехода. Правильное и тщательное планирование перехода обеспечивает безопасное плавание судна. В Конвенции ПДМНВ-78/95, в разделе «Основные принципы наблюдения при несении ходовой вахты» говорится: «Предстоящий рейс должен быть спланирован заранее с учетом всей информации, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса». Необходимость планирования рейса и общие требования к выполнению этой процедуры излагаются в следующих международные документах: СОЛАС 74/78, глава V, Безопасность. ПДМНВ 78/95, глава VIII, часть 2 (Общие требования по планированию рейса). Резолюция ИМО А.893(21) от 25 ноября 1999 года «Руководство по планированию рейса». РЕЗОЛЮЦИЯ А.893(21) 1. Цели 1.1 Разработка плана рейса или перехода, а также непосредственный и непрерывный контроль за следованием судна и его местоположением при выполнении такого плана очень важны для обеспечения безопасности человеческой жизни на море, надлежащего судовождения и защиты морской окружающей среды. 1.2 Все суда нуждаются в планировании рейса и перехода. Имеются различные факторы, которые могут отрицательно влиять на безопасное плавание всех судов, и дополнительные факторы, которые могут препятствовать плаванию крупнотоннажных судов или судов, перевозящих опасные грузы. Следует учитывать эти факторы при составлении плана и при последующем контроле его выполнения. 1.3 Планирование рейса и перехода включает оценку, т.е. сбор всей информации, касающейся предполагаемого рейса или перехода; подробное планирование всего рейса или перехода от причала до причала, включая те районы, где требуется наличие на борту лоцмана; выполнение плана и контроль за продвижением судна при выполнении плана. Эти составляющие планирования рейса/перехода рассматриваются ниже.

2. Оценка 2.1 Должна учитываться вся информация, касающаяся предполагаемого рейса или перехода. При планировании рейса следует учитывать следующее: условия состояния судна, его остойчивость и оборудование; любые эксплуатационные ограничения; его допустимую осадку в море, на фарватерах и в портах; данные о маневренности, включая любые ограничения; любые особые характеристики груза (особенно опасного) его размещение, укладку и крепление на судне; обеспечение компетентным и отдохнувшим экипажем; требования в отношении поддержания на уровне современности свидетельств и документов, касающихся судна, его оборудования, экипажа, пассажиров или груза; соответствующий масштаб карт, их точность и приведение их на уровень современности, которые будут использоваться на переходе, а также любые соответствующие постоянные или временные извещения мореплавателям и действующие радионавигационные предупреждения; точные и приведенные на уровень современности лоции, описания огней и знаков навигационного ограждения и радиотехнических средств; любую соответствующую приведенную на уровень современности дополнительную информацию.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Руководство по планированию рейса резолюция а.893 21

Резолюция А.893(21)
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЙСА

Ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,
Ссылаясь также на часть 2 раздела A-VIII/2 (Планирование рейса) Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты,
Ссылаясь далее на то, что Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты и Международная конвенция по охране человеческой жизни на море содержат важные требования, касающиеся планирования рейса, включая требования, относящиеся к лицам командного и рядового состава, судовому оборудованию и системам управления безопасностью,
Признавая важное значение хорошего планирования рейса для охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защиты морской среды и, следовательно, необходимость приведения Руководства по планированию рейса 1978 года, изданного в виде циркуляра SN/Circ.92, в соответствие с требованиями современности,
Принимая к сведению просьбу Ассамблеи, изложенную в ее резолюции А.790(19), о том, чтобы Комитет по безопасности на море рассмотрел вопрос о планировании рейса в связи с обзором Кодекса безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в контейнерах на борту судов (Кодекс ОЯТ), и решение Комитета о том, что рассмотрение вопроса о планировании рейса не должно ограничиваться судами, перевозящими вещества, подпадающие под действие Кодекса ОЯТ, а должно охватывать все суда, совершающие международные рейсы,
Рассмотрев рекомендацию, сделанную Подкомитетом по безопасности мореплавания на его сорок пятой сессии:
1. Принимает Руководство по планированию рейса, изложенное в приложении к настоящей резолюции;
2. Предлагает правительствам довести прилагаемое Руководство до сведения капитанов судов, плавающих под флагом их стран, собственников и операторов судов, судоходных компаний, морских лоцманов, учебных заведений и всех других заинтересованных сторон для информации и принятия необходимых мер;
3. Просит Комитет по безопасности на море держать упомянутое Руководство в поле зрения и при необходимости вносить в него поправки.

РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЙСА


1 ЦЕЛИ
1.1 Разработка плана рейса или перехода, а также непосредственный и непрерывный контроль за продвижением судна и его местоположением при выполнении такого плана имеют важное значение для обеспечения охраны человеческой жизни на море, безопасного и эффективного плавания и защиты морской среды.
1.2 Необходимость планировать рейс и переход существует для всех судов. Существуют различные факторы, которые могут затруднять безопасное плавание всех судов, а также дополнительные факторы, которые могут затруднять плавание крупнотоннажных судов или судов, перевозящих опасные грузы. Эти факторы необходимо учитывать при составлении плана и при последующем контроле его выполнения.
1.3 Планирование рейса и перехода включает оценку, т.е. сбор всей информации, относящейся к предполагаемому рейсу или переходу; подробное планирование всего рейса или перехода от причала до причала, включая районы, в которых требуется присутствие на борту лоцмана; выполнение плана и контроль за продвижением судна при выполнении плана. Анализ этих компонентов планирования рейса/перехода приводится ниже.

2 ОЦЕНКА
  • 2.1 Должна быть изучена вся информация, относящаяся к предполагаемому рейсу или переходу. При планировании рейса и перехода необходимо учитывать следующие вопросы:
  • 2.1 положение и состояние судна, его остойчивость и его оборудование; любые эксплуатационные ограничения; его допустимая осадка в море, на фарватерах и в портах; данные его маневренности, включая любые ограничения;
  • 2.2 любые особые характеристики груза (особенно если груз является опасным) и его размещение, укладка и крепление на судне;
  • 2.3 наличие компетентного и хорошо отдохнувшего экипажа с целью осуществления рейса или перехода;
  • 2.4 обновленные свидетельства и документы, касающиеся судна, его оборудования, экипажа, пассажиров или груза, которые должны иметься на судне;
  • 2.5 точные и откорректированные карты надлежащего масштаба, которые будут использоваться в предстоящем рейсе или переходе, и любые относящиеся к рейсу или переходу постоянные или временные извещения мореплавателям и действующие радионавигационные предупреждения;
  • 2.6 точные и откорректированные лоции, описания огней и радиотехнических средств навигационного ограждения; и
7 важная дополнительная откорректированная информация, включая:
  • 7.1 судоводительские справочники по путям движения судов и карты планирования перехода, изданные компетентными властями;
  • 7.2 атласы приливов и течений, а также таблицы приливов;
  • 7.3 климатологические, гидрографические и океанографические данные, а также другую соответствующую метеорологическую информацию;
  • 7.4 доступность служб для выбора маршрута в зависимости от погодных условий (таких, которые указаны в томе D публикации № 9 Всемирной метеорологической организации);
  • 7.5 установленные пути движения судов и системы судовых сообщений, службы движения судов и меры по защите морской среды;
  • 7.6 интенсивность движения судов, которая может отмечаться во время всего рейса или перехода;
  • 7.7 информацию, касающуюся лоцманской проводки, посадки и высадки лоцманов, если предусматривается использование лоцмана, включая обмен информацией между капитаном и лоцманом;
  • 7.8 доступную информацию по порту, включая информацию, касающуюся доступности береговых средств и оборудования для реагирования в аварийных ситуациях; и
  • 7.9 любые дополнительные вопросы, относящиеся к типу судна или его грузу, конкретным районам, через которые судно будет проходить, характеру предстоящего рейса или перехода.
2.2 На основе вышеупомянутой информации необходимо дать общую оценку предстоящего рейса или перехода. Эта оценка должна четко указать все опасные районы; районы, плавание в которых можно осуществлять безопасно, включая любые установленные пути движения или системы судовых сообщений и службы движения судов; и любые районы, где должны приниматься во внимание аспекты защиты морской среды.
. Скачивайте полную версию.

Руководство по планированию рейса резолюция а.893 21

/ В.Н.Драчёв.Планирование перехода

Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

В.Н. Драч?в. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА

Драчев В.Н. Планирование перехода – Владивосток: Мор. гос.

В данном пособии излагаются практические методы планирования перехода с учетом последних требований Резолюций ИМО, а также планирование действий на случай непредвиденных обстоятельств. В приложениях приведены примеры оформления прокладки

на картах при плавании в стесненных водах, сделаны выписки из Резолюций ИМО о необходимости планирования перехода и планы перехода разных компаний.

Планирование перехода является одним из важнейших этапов подготовки судна к плаванию, выполнение которого регламентируется резолюциями ИМО: СОЛАС 74/78, ПДМНВ 78/95, А.893 (21) «Руководство по планированию рейса».

Данное пособие предназначено для курсантов судоводительской специальности, для практиков – судоводителей и является учебным пособием для слушателей института повышения квалификации работников водного транспорта (судоводителей).

© Морской государсударственный университет им. адм. Г.И. Невельского, 2007

Одна из основных задач судоводителя состоит в том, чтобы обеспечить безопасное и эффективное плавание и защиту морской окружающей среды. Для выполнения этой задачи нужен определенный уровень мастерства, который нелегко определить, поэтому, при недостаточной подготовке к рейсу, на мостике может возникнуть нештатная ситуация.

Причиной нештатной ситуации является персональная ошибка, просчет (человеческий фактор). Предотвращение большинства просчетов достигается путем системной организации работы, например, подробным предварительным планированием действий, проработкой рейса, с учетом всех возможных обстоятельств, взаимным контролем и т.д.

Управление судном включает в себя несколько аспектов управления, из которых для целей управления судном необходимо выделить следующее:

- управление судном как движущимся объектом (маневрирование)

в условиях ограниченной акватории или при плавании в узкостях;

- управление судном в особых (экстремальных) ситуациях при воздействии морской стихии для обеспечения безопасности экипажа, судна, груза и охраны окружающей среды.

Следует отметить, что до начала 90-х годов прошлого столетия проблемы безопасности мореплавания в основном решались за счет разработки новых правил и нормативных документов в виде различных Международных конвенций, совершенствования транспортных средств и технологического оборудования, что, конечно, давало свои положительные результаты. Анализ аварийности последних лет показал, что большая половина аварий включала в себя ошибочные действия (или бездействие) членов экипажа судов. Эта проблема заключа-

ется еще и в том, что на данный момент нет достаточных знаний о естественных законах поведения человека и о причинно-следственных связях действия на человека различных факторов, особенно в экстремальных условиях.

Человеческий фактор – это все то, что зависит от человека: пси хологические и психофизиологические свойства (возможности, желания, способности и т.д.).

Важность человеческого фактора определяется усложнением управления за счет возрастающих требований к интеллектуальным и другим личностным характеристикам человека. Соответственно, возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами, в том числе и судном.

Существует три основных методологических подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.

Системный подход – это подход к анализу явлений, при котором они рассматриваются как система. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т.е. средой), а также между частями и окружением.

С помощью системного подхода коллектив рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех подсистем.

Ситуационный подход – это подход, утверждающий, что оптимальным решением является функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде.

При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации. Однако это справедливо только для такой ситуации, когда для принятия решения имеется полная и достоверная информация. В условиях мореплавания у капитана зачастую такая информация отсутствует или она ограничена, поэтому ему часто приходится принимать решения, полагаясь на интуицию. А при вынесении суждений о правильности действий следует делать поправку на «эффект обратного мышления», заключающийся в том, что у эксперта, знакомого со всеми обстоятельствами аварии, возникает иллюзия очевидности аварийного исхода при таких действиях, в то же время для человека, предпринимавшего действия, приведшие к аварии, такой исход был далеко не очевиден. Неучет этого эффекта может привести к обвинению в непрофессионализме и неразумности действий. Следует учитывать, что экспертиза проводится в статике, а реальное неблагоприятное раз-

витие ситуации протекает в динамике. Экспертиза располагает полной информацией, а судоводитель в условиях реальных действий принимает решения в обстановке неопределенности. Поэтому расследовать аварию значительно легче, чем найти единственно правильное решение в реальных условиях.

Процессный подход – это подход, основывающийся на концепции, согласно которой управление – это непрерывная цепь функций, осуществляемых в результате выполнения связанных между собой действий.

В общем случае задача управления судном заключается в обеспечении заданных параметров движения судна.

Морские бедствия очень редко являются результатом одного события, чаще всего они происходят вследствие цепи ошибок. В этом отношении важное значение имеет своевременная осведомленность судоводителя. Если вахтенный помощник обладает полной информацией об окружающей обстановке, то при системной организации своей работы он может заметить начало развития цепи ошибок и предпринять необходимые действия для предотвращения бедствия.

Цепь ошибок может возникнуть по следующим причинам:

- переход проработан не в полном объеме, как предусмотрено процедурой планирования;

- отсутствие должной адекватной реакции, которая возникает при появлении каких-либо неожиданных отклонений от намеченного плана, что может быть следствием неопытности судоводителя, недостаточной практической подготовки;

- невнимательность, которая может возникнуть вследствие напряженной и длительной работы, стресса;

- недостаточная психическая устойчивость;

- наличие действий при управлении судном, которые не соответствуют инструкции или хорошей морской практике.

Цель планирования перехода состоит в обеспечении его безопасности. План должен отражать действия судоводителя от причала до причала, при этом необходимо обеспечить безопасность судна, груза, окружающей среды, что достигается с помощью надежного контроля местоположения судна в течение всего рейса. Необходимость планирования становится еще более актуальной в связи с работой судов по более плотному расписанию, увеличением интенсивности судоходства, сокращением экипажей судов.

Практическое назначение планирования заключается в том, чтобы заранее выбрать соответствующие методы контроля местоположения судна на различных этапах перехода. На фарватерах и в стесненных водах наибольшее значение приобретает наблюдение за окружающей обстановкой, особенно по курсу судна, а также выбор оптимальных методов проводки судна. Для правильного применения этих методов необходимо заранее произвести детальную проработку перехода.

Правильное и тщательное планирование перехода обеспечивает безопасное плавание судна, однако, если план перехода не выполнен или выполнен ненадлежащим образом, то решение возникающих при этом навигационных проблем приводит к необоснованно большим затратам.

В Конвенции ПДМНВ-78/95, в разделе «Основные принципы наблюдения при несении ходовой вахты» говорится: «Предстоящий рейс должен быть спланирован заранее с учетом всей информации, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса».

Необходимость планирования рейса и общие требования к выполнению этой процедуры излагаются в следующих международные документах:

- СОЛАС 74/78, глава V, Безопасность.

- ПДМНВ 78/95, глава VIII, часть 2 (Общие требования по планированию рейса).

- Резолюция ИМО А.893(21) от 25 ноября 1999 года «Руководство по планированию рейса».

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПЕРЕХОДА

Рейс любой протяженности может быть разбит на две стадии: подготовка и исполнение.

Подготовка включает: оценку и планирование. Исполнение включает: организацию и контроль.

2.1 Оценка перехода

После получения рейсового задания начинается сбор информации для перехода. Предстоящий переход оценивается капитаном на основе следующих документов:

2. навигационные карты;

3. океанские пути;

4. путевые и крупномасштабные карты;

5. карты с рекомендованными путями, утвержденными ИМО;

6. наставления для плавания и лоции;

7. списки огней и знаков;

8. таблицы приливов;

9. атласы течений;

10.извещения мореплавателям (НАВАРЕА, срочные извещения и извещения об опасностях);

11.информация по связи (включая систему управления движения судов (СУДС) и вызов лоцмана);

12.информация по климату, метеорологии и океанографии. Погода, состояние моря и ожидаемая ледовая обстановка;

13.загружаемые электронные карты;

15.корректурная информация по электронным системам навигации;

16.радио и местные предупреждения;

17.другие неопубликованные источники и информация судовладельца;

18.маневренные характеристики судна;

21.руководство по заходу в порт;

Процесс оценки перехода длится до тех пор, пока не будет собрана вся доступная информация, относящаяся к рейсу, включая состояние судна и механизмов. При этом особое внимание следует уделить:

1. главной силовой установке;

2. рулевому устройству;

3. навигационному оборудованию;

5. подруливающему устройству;

6. вспомогательным механизмам;

7. дифференту, осадке судна и максимальному возвышению над водой (от ватерлинии до клотика);

8. поперечной остойчивости;

9. укомплектованности экипажа.

На основании всей собранной информации капитан делает общую оценку перехода. При этом рассматривается расстояние между портами, необходимое количество бункера и запасов на переход с учетом штормового запаса. По пути следования определяются возможные порты захода. При переходе океаном решается задача выбора пути, который должен быть наиболее экономически выгодным. Таковым является путь кратчайший по расстоянию. Однако кратчайший путь по расстоянию не всегда будет кратчайшим по времени. Тем не менее, планирование перехода часто начинается с расчета кратчайшего пути и анализа плавания этим путем.

На практике в качестве наивыгоднейшего пути, как правило, выбирается один из следующих вариантов:

- плавание по локсодромии;

- плавание по дуге большого круга (ДБК), являющегося кратчай-

- составное плавание, включающее в себя плавание по ДБК и плавание по локсодромии;

- стандартный климатический путь с учетом установившейся или прогнозируемой погоды;

- оптимальный путь, выбираемый и корректируемый судоводителем самостоятельно с учетом гидрометеорологических факторов: преобладающие ветры, пути прохождения циклонов, волновой режим, границы распространения льдов, действующие течения;

- обеспеченность радионавигационными системами, возможные ограничения в использовании;

- возможность получения прогнозов погоды, штормовых и ледовых предупреждений, оперативной навигационной информации;

- оптимальный путь, основанный на рекомендациях специализируемой береговой службы.

При обсуждении плана перехода на стадии оценки необходимо особо выделить участки пути, находящиеся на незначительном расстоянии от береговой линии и опасностей. Также следует рассмотреть районы с принятой ИМО системой разделения движения.

При проходе архипелага определяются проливы и проходы, которые рекомендованы наставлениями для плавания и лоциями, и уточняется необходимость в лоцманской проводке. При определенных обстоятельствах предпочтительнее пройти вокруг архипелага.

Сделав оценку намеченного перехода, капитан определяет свою стратегию и дает задание уполномоченному на то помощнику планировать рейс, который должен выполнить все требования капитана, несущего полную ответственность за план перехода.

Планирование перехода от причала до причала должно стать одним из обязательных условий готовности судна к предстоящему выходу в море. Прокладка должна быть хорошо выполнена на карте и в окончательном варианте утверждена капитаном.

Для паромов, линейных и других судов, работающих на регулярных линиях, изучение района плавания в полном объеме выполняется судоводительским составом перед выходом в первое плавание по заданному маршруту. Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняются уже известные положения и изучаются новые данные, связанные с изменениями в навигационной обстановке, а также учитывается опыт, полученный в предыдущих рейсах. А в плане перехода, составленного для предыдущего рейса, пункты с переменными данными, такими как погода, информация по течениям, должны постоянно обновляться. Однако, если судно меняет район плавания или меняются помощники капитана, необходимо проводить проработку перехода в полном объеме.

Прокладку необходимо выполнять таким образом, чтобы судно всегда находилось в безопасных водах, чтобы наиболее сложные участки перехода были выделены, а сам переход рассчитан по времени, проверен и чтобы соответствующие навигационные методы, требуе-

мые для каждой части рейса, были определены. Подготовку плана перехода необходимо закончить до отхода судна в рейс, при этом он должен включать те участки перехода, где ожидается присутствие лоцмана на борту.

В стесненных водах прокладка должна быть выполнена по глубоководным частям районов, избегая, насколько это возможно, резких поворотов. Необходимо рассмотреть возможность альтернативных путей, запасных якорных стоянок, отклонения от линии пути, оставаясь на безопасных глубинах. План перехода должен предусматривать расхождение с судами согласно МППСС-72, ожидаемое направление ветра, течения.

Планирование перехода можно разделить на две стадии:

- переход океаном и открытым морем;

- прибрежное плавание и плавание в устьях рек. Временами эти две стадии сливаются и частично совпадают.

При подготовке плана перехода необходимо принимать во внимание следующее:

- соответствующие глубины под килем в течение всего перехода;

- увеличение осадки на ходу (проседание), которое зависит от скорости движения на мелководье, в том числе за счет килевой и бортовой качки, волнения;

- увеличение осадки из-за постоянного крена и дифферента, изменение глубины за счет высоты прилива;

- соответствующие расстояния до опасностей, принимая во внимание погоду, приливо-отливное течение, ожидаемое движение судов, надежность данных при определении, наличие безопасной воды и используемые навигационные системы;

- изменения курсов в точках, которые можно надежно контролировать при помощи радара и визуальных пеленгов;

- смену карт, которая не должна происходить в критических точках перехода;

- схемы разделения движения и требования правила 10 МППСС-72;

- приливо-отливную информацию и заранее рассчитанные допущения моментов на смену направления течений, которые вынуждают планировать ETD/ETA к шлюзу и т.д.;

- безопасную скорость по всему переходу, беря за основу плановую (снижение скорости должно быть предусмотрено), планируемое ЕТА, принимая во внимание уменьшение видимости;

- заранее вычисленные глубины, с учетом высоты прилива, для сравнения с показаниями эхолота;

- точки доклада, частоты УКВ, требуемые при плавании по системе разделения движения, районы специального назначения, точки приема лоцмана и буксиров;

- определение плановых точек возврата перед входом в стесненные районы в случае непредвиденных обстоятельств: аварии, выхода из строя приборов или механизмов, крайней необходимости или плохой видимости;

- использования первичных и вторичных методов определения;

- требования ко всем системам электронных карт;

- все карты и пособия, имеющиеся в распоряжении, откорректировать на день отхода;

- определение пределов допустимых ошибок по всем участкам перехода, нанесение ограждающих пеленгов и расстояний;

- определение пути океанского перехода (по дуге большого круга, локсодромии или смешанный переход);

- при определении перехода необходимо избегать районов со льдами, штормовых районов, которые могут быть на пути следования в данное время года.

Капитан должен лично убедиться, что план перехода выполнен и учитывает все его требования, а помощники, несущие ходовую вахту, должным образом проработали план.

2.3 Организация мостика

Квалифицированная организация мостика включает следующие процедуры:

- исключение возможных ошибок с помощью взаимных проверок;

- уделение особого значения надлежащему визуальному наблюдению, соблюдению и выполнению Правил МППСС-72 для предотвращения столкновений;

- поощрение использования всех методов определения местоположения судна, чтобы в случае, если один из методов становится ненадежным, немедленно начинать пользоваться другим;

- использование навигационных систем, которые позволят вести непрерывный контроль местоположения и своевременно обнаружить отклонение от линии пути;

- обеспечение определения инструментальных поправок всех приборов, которые должны быть известны и применяться соответственно;

- использование лоцмана только в качестве как советчика. Только при выполнении этих процедур каждым, кто несет ходо-

вую вахту, а также, если он осознает, что играет важную роль в безо пасном плавании судна, позволит успешно и безаварийно выполнять рейс любой сложности.

2.4 Контроль плана перехода

Во время перехода обычно определяется место судна, а затем принимается во внимание пройденное расстояние и смещение от линии пути по отношению к предыдущему определению. В этом случае определять место судна лучше всего через равные промежутки времени. Это позволит осуществлять простые проверки относительно скорости судна и быстрое, эффективное вычисление ожидаемого места положения судна при использовании последнего курса и действительной скорости для предупреждения любой опасности.

В стесненных водах должны быть использованы методы проводки, позволяющие предусмотреть и осуществлять эффективное наблюдение, вести контроль отклонения от заданной линии пути. Частые, поспешные посещения штурманской для нанесения на карту местоположения судна не являются наиболее эффективным использованием

имеющегося в распоряжении времени, т.к. полное осмысление и оценка местоположения могут быть прерваны каким-либо обстоятельством, в результате чего возможна дезориентация. Необходимо помнить о контроле показаний эхолота. Этот прибор часто может дать первые предупреждения о том, что судно приближается к опасности, хотя под килем еще достаточный запас глубины.

Таким образом, план перехода должен быть подготовлен для эффективного управления, а заранее подобранные и отмеченные соответствующие навигационные методы, помогут обеспечить безопасное управление судном и строгое соблюдение плана.

При этом необходимо, чтобы:

- до начала рейса было проведено совещание, нацеленное на выполнение рейса, и инструктаж всех лиц, которые будут участвовать в выполнении плана, акцентируя внимание на индивидуальной осведомленности плана в целом и содействии его выполнения;

- до начала и в течение перехода рабочее время экипажа было организовано таким образом, чтобы в распоряжении капитана был отдохнувший бодрый экипаж;

- место судна было определено каждый раз после окончания поворота на новый курс;

- определения проводились через равные промежутки времени;

- интервалы между определениями были определены на стадии планирования и являлись такими, чтобы судно не могло ощутимо отклониться от линии пути или снесено действием приливо-отливного течения, ветра или постоянного течения в период между определениями;

- обсервации были не только точными, но и регулярными;

- после опознания нужных навигационных ориентиров, была использована соответствующая технология прохода;

- для управления в местах повышенной сложности дополнительно привлекался палубный или машинный персонал;

- вахтенный помощник помнил, что присутствие на борту лоцмана, несмотря на его обязанности и долг, не снимает ответственности с кАпитана и вахтенного помощника от обязанности по безопасности судна.

Весь штурманский состав необходимо осведомлять, что даже самый продуманный план перехода, может быть подвергнут изменениям в течение рейса. Ответственность за изменения лежит на лице, ко-

торое внесло изменения, при этом, оно должно гарантировать, что изменения внесены с согласия капитана и весь штурманский состав должен быть извещен о произведенных изменениях.

Преимущество наличия плана перехода в том, что он может быть проверен до начала его осуществления, что обеспечивает возможность контроля во время перехода. Появляется возможность независимой проверки до выполнения любого действия, изложенного в плане перехода. Неожиданное отклонение от плана может указать на развитие цепи ошибок. Любое подобное отклонение по какой-либо причине должно привести в состояние готовности команду мостика для выяснения причины неисправного оборудования, индивидуальной ошибки или неожиданного течения. План поможет решить проблему наилуч-

шим образом, когда по каким-либо причинам возникнут отклонения от утвержденного варианта.

Планирование перехода может рассматриваться как действие, направленное на контроль управления и возможность заблаговременной проработки по всему переходу. В процессе планирования необходимо выполнять следующее:

- собрать, всю относящуюся к рейсу информацию;

- привести в рабочее состояние все навигационные приборы и определить их поправки;

- точно отметить запретные для захода районы;

- определить использование навигационных методов по всем участкам перехода и подготовить безопасные пути;

- убедиться, что переход по требуемому пути можно эффективно контролировать;

- обеспечить эффективный контроль поворотов;

- ясно указать течения, отметить районы с системами разделения движения, места интенсивного судоходства;

- выписать частоты для связи по УКВ с лоцманом, СУДС, портом

и точки обязательных докладов;

- планировать скорость по всем участкам перехода;

- обеспечить достаточное освещение лоцманского трапа и требуемых частей якорного устройства;

- определить время необходимое для подготовки команды и точки, в которых необходимо усилить состав мостика;

- довести в последовательном изложении план перехода так, чтобы он стал понятен всему составу мостика, включая лоцмана, если используются услуги последнего;

- убедиться, что офицеры являются специалистами, имеющими необходимую квалификацию для выполнения плана и, если необходимо, пройти учебную тренировку или изучить программное руководство.

Помощник, ответственный за составление плана, должен ожидать, что план подвергнется обсуждению и внесению поправок. Если переход сложный, целесообразно подготовить черновик, обсудить план и только после этого подготовить окончательный вариант. Уровень планирования должен соответствовать обстоятельствам перехода.

Схема плана перехода не оговорена в Резолюции ИМО А.893(21). Поэтому судоходные компании для своих судов самостоятельно разрабатывают план перехода, который может достигать до 24 листов (см. приложение 3).

3. МЕТОДЫ СУДОВОЖДЕНИЯ

3.1 Подбор карт Необходимо собрать все карты для предстоящего рейса и сложить