Руководства, Инструкции, Бланки

как написать автореферат к дипломной работе образец img-1

как написать автореферат к дипломной работе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Что такое автореферат и как его пишут

Что такое автореферат и как его пишут Что такое автореферат и как его пишут

Автореферат имеет жестко установленные рамки оформления, которые определяются Высшей аттестационной комиссией. Поэтому будет полезно сначала зайти на сайт ВАК и внимательно прочитать всю информацию по оформлению автореферата. Там же можно скачать ГОСТ Р 7.0.11-2011, в соответствии с которым, вы будете оформлять текст. Учтите, что ваш автореферат – это «лицо» диссертации, и его будут читать все члены диссертационного совета. Жесткая структурированность – одно из обязательных условий написания автореферата.

Титульный лист

Титульный лист должен содержать название работы, шифр специальности, название города, в котором будет проходить защита. В верхнем правом углу необходимо поставить свою подпись, иначе автореферат не будет считаться действительным. На обратной стороне титульного листа указывается на базе какого высшего учебного заведения выполнена работа, кафедра, ФИО научного руководителя, информация об официальных оппонентах, ведущей организации, дата, место и время защиты. Также на этой странице обязательно должна стоять подпись ученого секретаря диссертационного совета, в котором будет проходить защита. Когда вы указываете диссертационный совет, обязательно напишите его номер. Дата рассылки автореферата обозначается в нижнем левом углу.

Структура автореферата

Структура автореферата состоит из вводной и основной части, после которых указывается список публикаций, состоящий из статей в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ. Вводная часть – это общая характеристика работы, включающая актуальность исследования, научную новизну, объект, предмет, цель работы, материал и методологическую базу исследования. Отдельно необходимо обозначить поэтапную методику, которую вы использовали при анализе материала. В вводной части также определяется теоретическая и практическая значимость диссертации, указывается, где и как были апробированы результаты исследования. Обязательно напишите положения, выносимые на защиту. Это важная часть автореферата, так как отражает в сжатом виде итоги исследования. В заключении вводной части кратко описывается структура работы.

Основная часть – это содержание работы. Необходимо написать название каждой из глав и количество параграфов. Далее дается информация по содержанию главы, ее теоретическому и практическому наполнению. Можно включить в текст таблицы, схемы и иллюстрации для лучшего визуального восприятия материала.

Обратите внимание на внешнее оформление автореферата. Аккуратность и высокое качество печати – показатель вашего серьезного отношения к исследованию. В типографии предлагают разнообразные цвета для обложки, однако лучше выбрать неяркую однотонную гамму. При написании автореферата придерживайтесь строго научного стиля. Если вы сомневаетесь в уровне своей стилистической грамотности, обратитесь за помощью к редактору типографии, который не только проверит текст, но и сформирует макет автореферата.

Другие статьи

Автореферат дипломная работа

Автореферат дипломная работа


Дипломная работа. 61 страница, 55 источников.

Структура работы. введение, основная часть (3 раздела), заключение, список использованных источников.

Ключевые слова. протоколлаж, коллаж, монтаж, центон, палимпсест, поток сознания, автоматическое письмо, тропизмы, алеаторика.

Предмет исследования – коллаж, его устойчивые структурные особенности, эволюция и родственные техники письма в литературе и искусстве ХХ века. Объектом исследования стали образцы коллажной техники в прозе У.С. Берроуза, произведениях авангардных художников и музыкантов.

^ Методы исследования. дескриптивно-аналитический с элементами системного анализа, культурно-исторический, элементы методов интертекстуального и биографического анализа.

^ Целью исследования является характеристика коллажа как особой техники письма и выявление его вариантов. Задачи. 1) определить степень изученности понятия «коллаж» в современном литературоведении; 2) обратиться к генезису коллажа; 3) проследить развитие техники коллажа в литературе и искусстве ХХ века; 4) выявить родственные коллажу техники письма; 5) определить объем понятия «коллаж» и дать ему четкую терминологическую дефиницию, отграничив от смежных понятий (монтаж, поток сознания, автоматическое письмо, тропизмы и др.); 6) обнаружить специфику функционирования техники коллажа в творчестве У.С. Берроуза.

Выводы по разделам. Коллаж – это способ организации текстового пространства при помощи соединения разнородных элементов. На протяжении веков техника коллажа существенно не изменилась, изменились функции коллажа: от статуса периферийного приема к универсальному принципу построения текста в постмодернизме. Нами выделены функции коллажа: 1) протоколлаж применялся неосознанно с целью овеществления метафор; 2) в авангарде коллаж является а) основным методом разрушения материального мира и организации нового пространства; б) орудием разрушения традиционного зрительного восприятия; в) технологией стирания пространственных границ; г) способом выражения субъективной точки зрения художника; д) методом отрицания логического мышления; е) выражением хаотичности как внешнего, так и внутреннего мира личности. Т.о. коллаж связан не только с идеей разрушения, но и с формированием нового восприятия. 3) В постмодернизме коллаж – отражение гибридно-цитатного мышления и главное средство формирования гипертекстуального культурного пространства. Объектом коллажа является не живая реальность, а текст. В модернизме коллаж был впервые осмыслен как особый технический прием и стал применяться осознанно. Модернизм углубляет и развивает коллаж, порождает родственные техники письма. Тотальное распространение коллажа в культуре ХХ в. обусловлено: 1) вниманием к особенностям человеческой психики и ее изменениям; 2) развитием технических средств; 3) ощущением «приговоренности к традиции», современный автор создает мозаичные тексты, новизна которых будет состоять в особенностях компоновки материала. Поток сознания, автоматическое письмо и тропизмы представляют собой развитие техники коллажа, его особые варианты. Они отображают «монтажное» и «коллажное» ассоциативное мышление человека на уровне функционирования мозга.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий по курсу теории литературы, в качестве материала лекций, спецкурсов и семинаров, посвященных авангардистскому искусству ХХ века.

1 ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «КОЛЛАЖ» в литературе и искусстве 6

2 Коллаж и Родственные техники письма в литературе и искусстве ХХ века 29

2.1 «Поток сознания» как технический прием в искусстве и литературе 29

2.1.1 «Поток сознания» в психологии 29

2.1.2 «Поток сознания» в лингвистике 31

2.1.3 «Поток сознания в литературе 32

2.1.4 «Поток сознания» в музыке 36

2.1.5 «Поток сознания» в абстрактном искусстве 36

2.2 Автоматическое письмо: развитие техники коллажа в принципе автоматизма 38

2.3 Тропизмы как вариант приема коллажирования 43

3 Особенности функионирования коллажных методов в творчестве Уильяма Берроуза 46

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58


Актуальность данного исследования определяется, во-первых, отсутствием в российском и белорусском литературоведении специальных работ, посвященных коллажу в литературе. По существу, не выявлен объем рассматриваемого понятия, не дана его дефиниция. Поэтому в основу данного исследования были положены работы, в которых анализируются различные авангардистские тенденции в литературе и искусстве XX века; работы, посвященные творчеству отдельных художников. Во-вторых, в конце ХХ – начале XXI века проблема коллажного метода создания текста особенно актуальна в связи с возникновением компьютерного искусства — нового направления в современном искусстве, связанного с использованием возможностей компьютера.

Вместе с тем коллаж имеет древнюю историю. Еще в древнейших текстах времен античности можно обнаружить элементы коллажа, примененного еще неосознанно. Метод коллажа соответствует «коллажам» самой природы, например: два полюса магнита, физический феномен «частица-волна». В 1970-х гг. ученые обнаружили образное «монтажное» и «коллажное» ассоциативное мышление человека на уровне функционирования мозга.

На протяжении развития культуры коллаж затрагивал все больше и больше областей. Изначально художественная культура представляла собой единое синкретичное целое. Постепенно из этого целого выделились и сформировались отдельные виды искусства. Каждая новая эпоха рождала, с одной стороны, становление и выделение новых видов искусства, их трансформацию, углубление, расширение выразительных средств, языка искусства, а с другой — их слияние, взаимодействие и взаимовлияние элементов. В переходные эпохи – барокко, романтизма, модернизма – активизировался поиск новых средств выражения, новых путей развития искусства. Сопутствующее развитию культуры развитие техники также обогащало искусство, определенным образом воздействуя на его выразительные возможности. В настоящее время – в эпоху постмодерна – культура вновь вспоминает о своей синкретичности, создаются тексты на грани различных сфер искусства, науки и литературы. Современные литература и искусство активно прибегают к новым техническим средствам.

На каждой стадии развития культуры коллаж выполняют определенную функцию. Изначально вся только возникшая культура представляла собой единое коллажное целое; в переходные эпохи, в том числе на рубеже XIX — XX вв. коллаж помогал выстраивать новую модель мира и выражать новое мироощущение; в наше время коллаж становится господствующим способом восприятия и отражения мира, приметой гибридно-цитатного – т.е. коллажного – мышления современного человека. Даже современные детские игрушки реализуют принцип коллажа, например, конструктор «Лего» или игрушки-трансформеры. В Интернете любой желающий может узнать, каким образом можно составить коллаж из сподручных средств. Современная культура, как и культура древности, синтетична, и, следовательно, коллажна, только этот синтез гораздо более сложен. В настоящее время искусства оказывают влияние друг на друга, происходит визуализация вербальных и акустических искусств (литературы и музыки) и вербализация визуальных (живописи, кинематографа), в результате формируются новые средства выразительности. В целом в современной художественной культуре доминирующим становится элемент игры, и это характерно для всех видов искусства и, конечно, для литературы. Коллаж – это одно из многих проявлений игрового начала.

Целью данного исследования является характеристика коллажа как особой техники письма и выявление его вариантов. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  1. определить степень изученности понятия «коллаж» в современном литературоведении;

  2. обратиться к генезису понятия «коллаж»;

  3. проследить развитие техники коллажа в литературе и искусстве ХХ века;

  4. выявить в литературе и искусстве родственные коллажу техники письма;

  5. определить объем понятия «коллаж» и дать ему четкую терминологическую дефиницию, отграничив от смежных понятий (монтаж, поток сознания, автоматическое письмо, тропизмы и др.);

  6. обнаружить специфику функционирования техники коллажа в творчестве У.С. Берроуза.

Научная литература по интересующей нас теме состоит из нескольких тематических блоков – это 1) научные статьи, по преимуществу справочного и энциклопедического характера, обеспечивающие теоретическую базу исследования; 2) работы, посвященные изучению отдельных явлений – кинематографического монтажа (С. Эйзенштейн), сюрреалистического автоматического письма (А. Бретон, Л.Г. Андреев), тропизмов (Н. Саррот), потока сознания (У. Джемс, А.Ф. Лосев); 3) непосредственно произведения американского писателя У.С. Берроуза.

НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Написание, оформление и структура дипломной

Дипломная работа является завершающей научно-исследовательской работой, которая демонстрирует наличие у студента знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности по специальности.

При написании дипломной работы важно показать способность отбирать, систематизировать и анализировать литературу. Оценивается также наличие собственной аргументированной точки зрения и навыки по проведению самостоятельной научно-исследовательской работы.

Этапы написания дипломной работы

Выбор темы дипломной работы

Написание дипломной работы

Представление дипломной работы на защиту

Выбор темы дипломной работы

Тема для написания дипломной работы может выбираться из списка тем предлагаемых кафедрой, определяться студентом самостоятельно или в процессе консультаций с руководителем. Окончательное наименование темы утверждается на заседании кафедры.

В процессе написания дипломной работы обычно допускается незначительное изменение формулировки темы, в зависимости от доступности материалов.

Подготовительная работа

На этом этапе студент обсуждает выбранную тему и особенности работы над ней с научным руководителем. Составляется предваритель­ный план дипломной работы, отражающий аспекты, подлежащие рассмотрению для раскрытия темы. В процессе работы с литературой структура дипломной работы может уточняться.

План (от лат.planum – плоскость) представляет собой краткое изложение последовательности рассмотрения материала в работе. В завершенной работе план позволяет легко найти нужный раздел.

После составления примерного плана подбираются источники, которые будут использоваться при написании дипломной работы. В выбранных источниках изучают и конспектируют разделы ценные для раскрытия темы.

В процессе конспектирования важно записывать библиографические сведения источника и номера страниц, с которых были заимствованы мысли для последующего оформления ссылок на источники в дипломной работе.

После анализа теоретического и фактического материала по теме работы переходят к экспериментальным исследованиям и расчетам, если таковые предусмотрены.

Написание дипломной работы

С учетом подготовленных конспектов и проведенных исследований уточняется план дипломной работы. Затем все материалы оформляют и располагают в соответствии с окончательной структурой. После завершения работы над главами, формулируется заключение и введение. Все элементы работы должны быть логически связаны между собой.

В процессе написания дипломной работы производят согласование ее чернового варианта с научным руководителем. На основании его поправок вносят изменения.

Структура дипломной работы

Согласно правилам оформления дипломной работы оглавление располагают на следующей после титульного листа странице. В оглавлении указывают наименование разделов и соответствующие им номера страниц.

Во введении дипломной работы указывают на актуальность исследования, степень освещенности темы в литературе, обозначают объект и предмет, цель и задачи исследования. Дают описание структуры дипломной работы. В зависимости от требований ВУЗа и специфики темы дипломной работы может быть включен ряд других аспектов .

В основной части дипломной работы приводят теоретический и фактический материал по теме. Анализируют существующие точки зрения на исследуемую проблему, излагают и обосновывают свою позицию. Проводят необходимые теоретические и/или экспериментальные исследования.

Оформление дипломной работы предполагает наличие 2-3 глав. Каждая глава разбивается на параграфы. В конце глав, а также, в случае необходимости, по тексту работы делают выводы.

Содержит краткое изложение рассмотренных в процессе написания дипломной работы аспектов и выводы по результатам анализа. Здесь же могут приводиться практические ре­комендации и возможные направления дальнейшего развития темы дипломной работы.

По правилам оформления дипломной работы список использованной литературы завершает работу. В него включают изученные при написании работы источники, которые упоминаются или цитируются в тексте.

В случае наличия приложений их приводят после списка литературы.

Помимо написания текста дипломной работы студенту необходимо подготовить
  • Доклад на предзащиту и защиту дипломной работы, презентационные и раздаточные материалы. Доклад обычно рассчитан на 5-10 минут. Делают один доклад на предзащиту, и он же дорабатывается на защиту.
  • Рецензия на дипломную работу.
  • Ответы на вопросы и замечания рецензента.
  • Отзыв научного руководителя дипломной работы.

Читать о написании дипломных на заказ

Автореферат магистерской диссертации

Автореферат магистерской диссертации

Научные работы, которые предназначены для повышения квалификации, в любом случае имеют свою структуру. Если рассматривать ее с точки зрения наполнения главами, приложениями и прочим, то важной их частью является автореферат. Мы сегодня расскажем своим читателям, зачем пишется автореферат, какую он имеет структуру и какой смысловой акцент он должен донести до читателя.

Что такое автореферат

Автореферат магистерской диссертации в общих чертах является сжатой информацией, которая содержит основные показатели диссертации, то есть ее основную мысль. Авторефераты пишутся для научных работ на получение степени доктора или кандидата наук. Каждый студент, который приступает к написанию автореферата, может подумать, что эта информация будет являться второстепенной по отношению к основной работе. Но на самом деле это не так. Этот документ прямо пропорционален всей имеющейся информации в диссертации. Более того, автореферат имеет юридическое значение. Есть некоторые работы, которые в силу своей определенной специфики могут не содержать какой-то информации, например, приложений или практической части, но автореферат считается обязательным для написания. Еще ни одному студенту не удалось избежать этого пункта в написании своей научной работы. Таким образом, следует изначально понимать, что если он будет отсутствовать в работе или будет оформлен не в соответствии с установленными правилами и рекомендациями (в том числе по ГОСТ), то соискателя не допустят к защите диссертации, а следовательно, его работа и труды будут проделаны напрасно.

Как грамотно написать автореферат

Структура и состав автореферата определяется высшей аттестационной комиссией. На данном этапе устанавливается его объем и примерное содержание. Все эти нюансы обговариваются студентом с его научным руководителем. Здесь стоит учитывать, что не каждый студент с силу своих знаний, может владеть информацией о том, как правильно должны быть оформлена данная работа в соответствии с ГОСТ. Данную информацию должен донести до студента именно научный руководитель. Он может сообщить номер ГОСТ, который студент найдет самостоятельно в интернете или других источниках. Также руководитель проекта может составить самостоятельно четкие правила, которые должен будет соблюдать студент. Таким образом, в конечном итоге должен получиться полностью структурированный текст, который будет передавать определенный смысл.

Если более подробно остановиться на структуре автореферата, то его можно условно разделить на три составные части. Это введение, основа и список примененных источников. Причем, на каждый источник в тексте должна быть соответствующая ссылка, которая оформляется также в соответствие в ГОСТ, либо учитывая особенности определенного ВУЗа.

Итак, вводная часть – это основа не только автореферата, но и всей работы в целом. В ней автор ставит конкретные цели и задачи, а основная часть должна показать, как он эти задачи реализовывал и какие методы применял для этого.

В автореферате должны быть рассмотрены определенные вопросы, которые сразу станут ясны и понятны совету ученых. Во-первых, это содержание работы. Во-вторых, это основная цель проекта, его задачи и способы их рассмотрения и реализации. В-третьих, все доказанные теории должны быть подкреплены новыми, никем не использованными определениями. В-четвертых, это значимость полученного исследования для науки и человечества в целом. Эти данные также должны быть доказаны самим студентом, то есть, он должен показать, как бы он применял свое исследование на практике, и какой итог при этом возможно было бы получить. Из этого пункта плавно вытекает последний научный смысл - это собственный вклад студента в исследование.

Написанный автореферат распечатывается в нескольких экземплярах. Оформление его должно напоминать нечто, вроде брошюры. При этом изначально ученым советом устанавливается определенное количество экземпляров, которое должно быть распечатано в типографии. После того, как автореферат полностью оформлен и готов к рассылке, студент отправляет го всем заинтересованным лицам. Это могут быть члены ученого совета, а также представители определенных организаций.

Перед тем, как приступить к рассылке, студент должен получить разрешение на нее. Имеется в виду, что автореферат должны изучить эксперты и выдать студенту свое заключение. Список всех людей, которым должен быть разослан автореферат, студент может получить у секретаря ученого совета в своем ВУЗе.

Есть также особые тонкости в оформлении, рассылке и содержании автореферата, но они связаны со спецификой каждой определенной дисциплины. Таким образом, если вы решили самостоятельно написать автореферат к диссертации, то следует учитывать множество тонкостей и нюансов.

Вам будет интересно
  • Рецензия на магистерскую диссертацию
  • Содержание магистерской диссертации
  • Оформление магистерской работы
  • Диссертация
  • Автореферат диссертации

Автореферат диссертации: рекомендации по оформлению и написанию

Автореферат диссертации: рекомендации по оформлению и написанию

Из книги Ярская В.Н. "Методология диссертационного исследования"

Автореферат есть краткое изложение основных идей, квинтэссенции диссертационной работы, написанное в определенном жанре, для более широкого ознакомления ее содержания с научным сообществом.

Жанр – от французского Genre род, вид – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр. в музыке – симфония, кантата, песня; в живописи – портрет, пейзаж, бытовые сюжеты. Стиль – от латинского stylus, греческого Stylos – идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; индивидуальный слог писателя; способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов; старый и новый стиль летоисчисления, календарь.

Язык автореферата – академичный по стилю, учитывающий жанровые особенности каждого раздела. Тираж автореферата – 100 экземпляров, так как он рассылается за месяц – полтора до защиты диссертации. Эта работа пишется в третьем лице единственного числа: диссертант опирается, солидаризуется, полагает; автор показывает, демонстрирует, спорит; по мнению диссертанта, с точки зрения автора диссертации.

Автореферат диссертации является кратким и сжатым, но зато более растиражированным отражением содержания диссертационной работы, это авторское произведение тиражируется на правах рукописи, как и диссертационный текст, хотя в отличие от последнего текст автореферата может быть изготовлен в типографии. Эту работу читают члены диссертационного совета, эксперты, официальные оппоненты, рецензенты, специалисты ВАК. Поэтому автореферат – не просто сокращенная диссертация, это в определенной мере самостоятельное произведение, в известной степени новый взгляд на собственную проделанную работу.

В автореферате должны быть изложены основные идеи и выводы диссертации, показан вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Автореферат диссертации печатается типографским способом или на множительных аппаратах в количестве экземпляров, определяемом диссертационным советом. Установлен перечень организаций, которым авторефераты подлежат обязательной рассылке. Автореферат рассылается также членам диссертационного совета и заинтересованным организациям, имеющим специалистов по профилю диссертации. Рассылка производится не позднее, чем за месяц до защиты диссертации. По диссертациям в виде научного доклада роль автореферата выполняет сам научный доклад, который подлежит рассылке. Однако если научный доклад подготовлен не на русском языке, то в этом случае печатается его автореферат на русском языке.

Объем автореферата кандидатской диссертации – один печатный лист. Объем автореферата докторской диссертации – два печатных листа. Обложка автореферата оформляется особым образом, это можно увидеть в приложениях. Имеются некоторые изменения в требованиях к оформлению обложки автореферата. С лицевой стороны обложки снято название организации, в которой функционирует диссертационный совет, оно указано на обороте обложки. Таким образом, с организации, принявшей диссертацию к защите, снимается ответственность за возможную некачественную работу по изданию автореферата. Вместе с тем для усиления ответственности за форму и содержание автореферата по требованию диссертационного совета на последней странице автореферата может фигурировать фамилия ученого, ответственного за выпуск.

Допускается начать автореферат краткой аннотацией, где соискатель лаконично определяет объект и предмет исследования, основные задачи диссертации. Аннотация может, к примеру, начинаться словами: В диссертационной работе поставлена актуальная научная задача, состоящая в совершенствовании. Структура автореферата состоит из трех основных разделов: общей характеристики работы, краткого содержания работы; заключения. Если же защита докторской диссертации идет по совокупности печатных трудов, а диссертация не переплетается, то автореферат готовится в форме доклада, и его объем может достигать четырех печатных листов.

В общей характеристике работы последовательно развертывается исследовательская программа диссертации: актуальность проблемы; методология; объект и предмет исследования; цель и задачи диссертационной работы; направление исследований и методы исследований; достоверность и обоснованность; научная новизна; положения на защиту; практическая значимость; апробация работы; публикации; структура и объем диссертации. Чтобы достойно презентировать свои идеи, автор диссертации должен соблюдать определенные правила стиля и жанра.

В автореферате не стоит делать многочисленные постраничные сноски, так как задача здесь – не устраивать диалог с несколькими авторами, а показать их сгруппированность по отдельным аспектам проблемы. Иначе создается впечатление о простом копировании отдельных кусков текста диссертации, а не специально продуманном вводном разделе автореферата как автономного произведения автора.

Между тем научный работник должен быть заинтересован не только в том, чтобы достойно представить свои результаты на защите диссертации, но и в дальнейшей научной жизни работы – автореферат попадает в библиотеки многих вузов, академических институтов, а диссертацию надо специально разыскивать в диссертационном зале Российской государственной библиотеки или библиотеке по месту защиты.

Именно в первом проективном компоненте автореферата раскрывается программа исследования и демонстрируется вся его архитектура: соискатель определяет объект исследования, формулирует актуальность и состояние проблемы, трудности ее разрешения, излагает цель исследования, направления и методы решения.

Хорошо написать автореферат диссертации – это не только показать своевременность, актуальность темы, но и компетентно расставить методологические концепты, оптику исследования, чтобы читатель увидел резюме диссертации, ее перспективу.

Так как актуальность – обязательный элемент программы исследования и определения проблемного поля диссертации, то одновременно она выступает и как формальный структурный пункт вводной части автореферата, требование к разделу общей характеристики диссертации, которое и начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В описании актуальности надо показать и теоретическую, и практическую актуальность, то есть своевременность научного анализа и решения задач диссертации в аспекте развития научной теории и в аспекте практических рекомендаций.

Следующий раздел программного аппарата исследования – это Научная новизна. Этот раздел строится в формулировках: разработано, раскрыто, обосновано, определено, выявлено, установлено. Диссертанты стремятся либо совсем избежать, либо повторять навязчиво термин впервые, и здесь требуется внимание научного руководителя, который поможет соискателю дать объективную оценку собственной работы. От диссертационной работы не требуется научных открытий – этого было бы бессмысленно ждать от каждого магистранта или аспиранта. Более предпочтителен подход, при котором этот раздел представлен как перечисление определенных конструкций: сформулирован авторский принцип; разработаны новые требования; по-новому дано обоснование; впервые апробирован инструментарий. Такой вариант формулирования данного раздела позволит раскрыть новизну работы, инновационные методы диссертанта.

Программный раздел Положений, выносимых на защиту, по нашему мнению, не является обязательным для введения к диссертации, но обязателен для вводной части в автореферате.

Попробуем этот тезис обосновать более детально. Предметом защиты выступают содержательные формулировки полученных результатов диссертационного исследования, которые соискатель устно докладывает на защите. Исходными прототипами этих положений выступают выводы по отдельным главам, параграфам или разделам диссертации, которые артикулируют решение отдельных задач исследования. Более крупными и обобщенными эти выводы становятся в заключении как последнем разделе диссертации, где достаточно развернуто синтезируются итоги всей работы в качестве реализации не только отдельных поставленных задач, но и всей цели исследования. Логически и исторически эти выводы должны помещаться после всех этапов исследования, а не перед ними, то есть во введении они быть не должны.

Согласно требованиям ВАК диссертация должна представлять собой самостоятельную квалификационную научную работу, содержащую совокупность результатов в форме научных положений, выдвигаемых автором к публичной защите и свидетельствующую о личном вкладе автора в науку. В таком случае фактически формулируются основные выводы диссертационной работы, выраженные в форме некоторой совокупности развернутых предложений, определенных утверждений. Эти положения нужны в самой процедуре защиты и автореферате, который знакомит научное сообщество с моделью, программой и результатами исследования в сжатой форме. Поэтому в практике последних

лет для удобства изготовления самого автореферата положения на защиту стали появляться и во введении диссертации.

Думается, что разрешать или не разрешать повторять эти итоговые утверждения, дело диссертационного совета и научного руководителя, но до тех пор, пока это обстоятельство не будет специально оговорено в Положении ВАК.

В любом случае эти положения на защиту нужны в самой процедуре защиты и автореферате, который знакомит научное сообщество с моделью, программой и результатами исследования в сжатой форме.

Оба эти раздела – Новизна исследования и Положения на защиту – тесно взаимосвязаны, они в принципе говорят об одном и том же, только с разных позиций, в разных аспектах.

Оценка научных результатов сложна и не всегда укладывается в общепринятые экономические критерии, весьма трудно, а порой невозможно учесть практический эффект, который могут дать реализация новых знаний о социуме, мире человека, а также понимание новых институциальных закономерностей, социальных процессов, отношений и явлений духовной жизни. Тем не менее любой ученый, эксперт, взяв автореферат, в первую очередь обратится к выводным положениям на защиту – что интересного можно там найти и прочитать.

Приводятся сведения об апробации, о полноте опубликования в научной печати основного содержания диссертации, ее результатов, выводов, о защищенности технических решений авторскими свидетельствами и патентами. К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, относятся:

- дипломы на открытия;
- авторские свидетельства, патенты – изобретения;
- промышленные образцы и патенты;
- алгоритмы, включенные в государственный фонд алгоритмов и программ; - аннотированные в научных журналах;
- препринты;
- опубликованные материалы докладов научных съездов, симпозиумов, конференций и семинаров;
- технологические части проектов на строительство или реконструкцию предприятий;
- информационные карты на новые материалы, включенные в государственную базу данных.

В автореферате обязательно, в отличие от введения диссертации, раскрывать структуру диссертационной работы, давать перечень ее структурных элементов и обосновывать последовательность их расположения так, как все это дано в оглавлении диссертации. Основное содержание диссертации излагается по структурным разделам, главам и параграфам диссертационной работы. В автореферате по гуманитарным и социальным направлениям обычно не приводятся математические выражения, важные графики, диаграммы и таблицы, но реферируется, аннотируется, то есть излагается в краткой форме и третьем лице описание диссертации: во введении обоснована актуальность проблемы, в первой главе дается анализ, во второй главе развивается теория, дается метод решения, в третьей главе приводятся результаты эмпирических исследований, заключение содержит общие выводы по работе. Кроме того, должна быть обрисована реализация программных задач и целей в содержании структурных разделов диссертации.

Например, алгоритм текста автореферата по диссертации о проблеме времени:

Дается краткая характеристика современного уровня проблемы, определяется цель и общая задача исследования, устанавливается необходимость связи предвидения со временем, анализ категории бытия в ее диалектическом содержании, а также последующее раскрытие временного (темпорального) среза бытия дадут в дальнейшем основание для описания времени и предвидения в рамках культуры. Автор формулирует задачу показать сложность, многогранность и своеобразный синкретизм представлений о времени в современной культуре. По мнению автора, анализ научного открытия является дальнейшим углублением понимания процессов предвидения, культуры научной деятельности в целом и дополнительной расшифровки наполнения социокулътурного времени. Этими соображениями продиктован параграф, завершающий главу о темпорализме современной культуры.

Негативное впечатление даже от содержательной работы может быть оставлено в результате неряшливого оформления, невычитанности текста, бытующей малограмотности соискателя. Типовые ошибки в написании текста автореферата проистекают из непонимания академизма, недобросовестности, низкой общей культуры, незнания группы отличий жанра, стиля, языка оформления автореферата и текста диссертации. Например, отсутствие Положений, выдвигаемых на защиту, либо их объединение с пунктами новизны, но без достаточного расширения и развернутой расшифровки их содержания создают впечатление скороспелости и непродуманности диссертации, слабого научного руководства, поспешности постановки на защиту и незрелости самого диссертационного совета, который данную работу пропустил на защиту.

Употребление устаревшего написания слов, терминов обуславливает субстанциональный, экзистенциональный, конвенциональный вместо современной нормы обусловливает, субстанциальный, конвенциальный, экзистенциальный показывают недостаточный уровень владения русской литературной речью. Плохо выглядят работы, которые вообще изобилуют орфографическими и синтаксическими ошибками, не вычитываются ни автором, ни его научным руководителем, ни экспертами диссертационных советов. Неакадемические обороты и т. д. и т. п. и пр. и др. создают впечатление ограниченности диссертанта, его желанием скрыть недостаточное знание источников, концепций, персоналий. Именно в редакционной правке велика роль научного руководителя, которая превращается в тяжкое мучительное бремя из-за неграмотности диссертанта. Указанные ошибки, разумеется, могут быть отнесены не только к тексту автореферата, но и к тексту самой диссертации.

Между тем, исправления в тексте автореферата и диссертации после сдачи диссертации в диссертационный совет не допускаются. Более того, авторам небрежно оформленных диссертаций, содержащих ошибки, может быть отказано в присуждении ученой степени.

Об этом должны помнить буквально все участники театра получения ученой степени – и диссертанты, и научные руководители, и члены диссертационного совета, и сотрудники управлений поствузовского образования. Авторитет соискателя и всего окружения научного профессионального ритуала можно сохранить только при исключительно строгом и требовательном подходе к представляемым диссертационным подходам.

В конце автореферата приводятся публикации соискателя по теме диссертации в научных изданиях, отражающие основные научные результаты диссертационной работы. Перечень публикаций в конце автореферата должен содержать только те работы, которые уже вышли из печати и будут представлены во время защиты на специальном выставочном стенде. Трудно рассчитывать, что научные труды, опубликованные периферийными издательствами, становятся общедоступными, известными научной общественности страны.

Для того, чтобы научные факты, полученные вами, стали известны коллегам по отрасли знания, их следует публиковать в центральных изданиях, реферируемых на иностранные языки. В последнее время список подобных издательств уточняется и будет опубликован в Бюллетене ВАК.

Общие требования к автореферату для всех диссертантов, докторантов и аспирантов все же должны быть скорректированы в отношении соискателя профессиональной степени магистра. В связи с этим обстоятельством приведем здесь материалы, принятые для осуществления процедуры и требований к магистерским диссертациям в Саратовском государственном техническом университете в соответствии с требованиями Минобразования России.