Руководства, Инструкции, Бланки

образец графика предоставления ссуды беспроцентного займа img-1

образец графика предоставления ссуды беспроцентного займа

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Налоговые последствия беспроцентных займов

Налоговые последствия беспроцентных займов

На правах рекламы

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

С принятием НК РФ. в котором содержалась ст. 40. регулировавшая налогообложение между взаимозависимыми лицами, многим было непонятно, распространяется ли действие этой статьи на ситуацию по выдаче беспроцентных займов.

В связи с этим вопрос нашел свое отражение в судебной практике. В постановлении Президиума ВАС РФ от 03 августа 2004 г. № 3009/04 было указано, что если организация получила денежные средства взаем под низкие проценты или вообще без процентов (беспроцентный заем), то никаких доходов, облагаемых налогом на прибыль, у нее нет. Вслед за ВАС РФ соответствующие разъяснения появились и в письмах Минфина России (Письмо Минфина России от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/245. Письмо Минфина России от 17 июля 2008 г. № 03-03-06/1/415. Письмо Минфина России от 29 августа 2011 г. № 07-02-06/161).

Таким образом, материальная выгода, полученная организацией от пользования вышеуказанным займом, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль, так как она не указана в качестве объекта налогообложения для налогоплательщиков по налогу на прибыль.

После внесения изменений в НК РФ. в частности, вступления в силу с 1 января 2012 года Раздела V.1. "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании ", налоговые органы сразу разъяснили, что, поскольку в НК РФ теперь говорится о сделках, а не о цене товаров/работ/услуг, как это было в ст. 40 НК РФ (а договор займа, безусловно, относится к сделкам), то положения указанной главы применяются к договорам займа.

На необходимость применения п. 1 ст. 105.3 НК РФ к договорам беспроцентного займа Минфин России неоднократно указывал (Письмо Минфина России от 2 октября 2013 г. № 03-01-18/40821. Письмо Минфина России от 13 августа 2013 г. № 03-01-18/32745 ). По мнению госоргана, доходы заимодавца по сделкам по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами определяются исходя из суммы процентов, которые были бы получены заимодавцем в случае совершения сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в сопоставимых с анализируемой сделкой коммерческих и (или) финансовых условиях.

Кроме того, с 1 января 2015 года ст. 269 НК РФ изложена в новой редакции (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации "). Согласно абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ. по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ. если иное не установлено ст. 269 НК РФ .

По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 32-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации ", письма Минфина России от 06 апреля 2015 г. № 03-01-18/19113. от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/2/17141).

При несоблюдении указанных условий по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ. На это также указал Минфин России в своем письме № 03-03-06/2/17141.

При этом, согласно п. 1.2 ст. 269 НК РФ в целях п. 1.1 указанной статьи. устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ. – от 0% до 180% (на период с 1 января по 31 декабря 2015 г.), от 75% до 125% (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Банка России.

В том случае, если сделка признается контролируемой, то есть совершена между взаимозависимыми лицами и отвечает признакам, изложенным в ст. 105.14 НК РФ. то применительно к договору займа нужно учитывать следующее. При определении для целей ст. 105.14 НК РФ суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются только доходы в виде процентов, полученных по договору займа. При этом доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договору займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, при расчете указанной суммы не учитываются (об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-01-18/4-67 ).

Однако НК РФ напрямую не отвечает на вопрос о том, как быть в тех случаях, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, однако, не является контролируемой. Самый простой случай применительно к нашей теме – это договор беспроцентного займа, гипотетический доход по которому в виде процентов не превышает 1 млрд руб.

В этой связи следует отметить, что сразу после изменений появились разъяснения Минфина, касающиеся порядка контроля цен по неконтролируемым сделкам. Согласно этим разъяснениям,контроль по таким сделкам осуществляет не ФНС РФ, как в случае с контролируемыми сделками, а ее территориальные органы. Об этом, например, говорится в следующих письмах: письмо Минфина России от 26 декабря 2012 г. № 03-02-07/1-316. письмо ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615 (вместе с письмом Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 ), письмо Минфина России от 26 октября 2012 г. № 03-01-18/8-149. Аналогичные подходы Минфин и ФНС РФ высказывают и в более поздних письмах (письма Минфина от 19 июня 2015 г. № 03-01-18/35527 и ФНС РФ от 16 июня 2015 г. № ЕД-2-13/710@ ) .

Сказанное в полной мере относится и к договорам займа. В 2015 году в производстве арбитражных судов появились налоговые споры по налоговым доначислениям по договорам займа, которые не подпадают под разряд контролируемых сделок.

Так, например, в постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. по делу № А55-6976/2015 была рассмотрена ситуация, когда организацией был выдан беспроцентный заем, а налоговый орган доначислил займодавцу недополученные проценты. При этом, несмотря на то, что заключенные сделки не являлись контролируемыми, что налоговым органом не отрицается, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области полагала, что любым налоговым органам Российской Федерации статьей 105.3 НК РФ предоставлено право проверять соответствие рыночных цен по любым сделкам между взаимозависимыми лицами. Рассматриваемые сделки имели своей целью "создание условий для возникновения необоснованной налоговой выгоды", что является основанием для применения п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г. Вместо предоставления займа займодавец, по мнению налогового органа, мог получить более высокий доход от размещения денежных средств на депозите в банке.

Для оценки "рыночного" уровня процентных ставок налоговым органом была принята информация, предоставленная Международной информационной Группой "Интерфакс" (СПАРК), согласно которой в 2012 году займы в рублях на срок от одного года до трех лет предоставлялись коммерческим организациям по ставке от 12,58% до 13,89%. В результате оспариваемым решением было произведено доначисление налога, исходя из предполагаемого дохода, который мог быть получен при размещении средств на депозите по минимальной ставке.

Указанный довод налогового органа не был принят судом ввиду следующего. Судом отмечено, что право определять для целей налогообложения выручку налогоплательщика (по сделке с взаимозависимым лицом) принадлежит исключительно ФНС России, что прямо указано в п. 2 статьи 105.3 НК РФ. Иным налоговым органам полномочия по контролю за уровнем "рыночности" цен не предоставлены. С учетом изложенного, использование данного механизма налогового контроля к не попадающим под него сделкам является недопустимым, поскольку:

  • допускает реализацию непредусмотренных законодательством прав налоговых органов и произвольное применение законодательства;
  • влечет за собой произвольный выбор и проведение мероприятий налогового контроля;
  • лишает налогоплательщика гарантий, предусмотренных законом, при проведении аналогичных контрольных мероприятий;
  • приводит к налогообложению неполученных абстрактных доходов.

Помимо этого, налоговым органом не был установлен факт получения необоснованной налоговой выгоды от совершения данных сделок.

Таким образом, для того, чтобы оценить риск проведения мероприятий налогового контроля в отношении организации-заимодавца, по мнению суда, необходимо определить сумму доходов по сделкам с взаимозависимым лицом, включив в показатель дохода сумму процентов, которую заимодавец мог бы получить от заемщика. Если сумма дохода по сделкам за год не превышает установленного значения, то сделка беспроцентного займа контролю не подлежит. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Девятого Арбитражного суда от 30 сентября 2015 г. № 09АП-35789/2015.

В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2015 г. по делу № А29-10095/2014 указано, что в ходе проверки инспекция пришла к выводу, что общество не отразило в составе внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль проценты по займу, выданному взаимозависимому лицу. При рассмотрении дела суд исходил из того, что инспекция не представила доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды в результате недобросовестного поведения и злоупотребления своими правами. Кроме того, суд пришел к выводу, что инспекцией не соблюдены условия проведения налогового контроля по сделкам с взаимозависимыми лицами, установленные разделом V.1 Налогового кодекса Российской Федерации .

Знаковым стоит считать первое Определение Верховного Суда РФ по данному вопросу: Определение по делу № 301-КГ15-19116 от 10 февраля 2016 года. Суд установил, что инспекцией не представлено доказательств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате недобросовестного поведения и злоупотребления своими правами. При этом сделка по предоставлению займа была реально осуществлена, не противоречит гражданскому законодательству и не оспорена, заключение договора беспроцентного займа не привело к уменьшению налоговой обязанности налогоплательщика. Инспекцией же, напротив, не соблюдены условия проведения налогового контроля по сделкам со взаимозависимыми лицами, установленные разделом V.1 НК РФ. в связи с чем доначисление спорных сумм налога на прибыль, соответствующих им пеней и штрафа произведено неправомерно.

Как можно увидеть, арбитражная практика пока что складывается в пользу налогоплательщиков.

КСК групп оказывает услуги по сопровождению налоговых проверок, а также по обжалованию актов и решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе и в судебном порядке. Стоимость услуг по обжалованию решения налогового органа рассчитывается исходя из объема работ и составляет примерно 250-350 тыс. руб. за одну инстанцию, то есть, например, за обжалование решения в апелляционном порядке или в суде первой инстанции. Стоимость обжалования в вышестоящих судебных инстанциях оговаривается отдельно. Дополнительно Клиент оплачивает премию успеха в размере от 5% до 10% от доначисленных сумм налога. Таким образом, вложив в грамотное разрешение налогового спора определенную сумму, клиент может вернуть себе значительные суммы денежных средств, доначисленных налоговым органом.

Екатерина Лакатош, ведущий юрисконсульт департамента налоговой безопасности международного планирования и развития http://kskgroup.ru/

Другие статьи

Материальная выгода с беспроцентного займа (ссуды) работнику: расчеты с работником

16 .02.09 Материальная выгода с беспроцентного займа (ссуды) работнику: расчеты с работником. Бухгалтерский учет и налогообложение

Нередко организации и индивидуальные предприниматели выдают беспроцентные займы особо ценным сотрудникам. Бухгалтерской службе необходимо правильно отразить в учете не только сами эти операции, но и связанные с ними налоговые последствия. При предоставлении сотрудникам беспроцентных займов у заемщиков возникает доход в виде материальной выгоды за счет экономии на процентах. В данном случае организация (предприниматель) признается налоговым агентом, и работодатель обязан исчислить сумму по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), удержать ее у налогоплательщика и уплатить в бюджет (ст. 226 НК РФ). Мы рассмотрим ситуацию, когда займ предоставляется на прочие нужды: деньги в долг от работодателя.

Размер материальной выгоды с беспроцентного займа, предоставленного в 2008 году и погашаемого в 2009 году, будет определяться по-разному

Согласно статье 212 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ и действующей до 1 января 2009 года), доходом в виде материальной выгоды является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, в отношении которой налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. По новому порядку в 2009 году для расчета налоговой базы в отношении материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в рублях принимается две третьих ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ и действующей на дату уплаты процентов — по договорам займа (кредита) с уплатой процентов (ст. 212 НК РФ). Если же в договоре займа (кредита) не предусмотрена уплата процентов, принимается ставка рефинансирования, установленная на дату погашения займа.

К сожалению, в статье 212 Налогового кодекса РФ нет никаких указаний относительно даты получения дохода при беспроцентном займе, и в подпункте 3 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ говорится о займе, за пользование которым выплачиваются проценты, а материальная выгода должна определяться и в случае, если в договоре займа не предусмотрена уплата процентов. Поэтому если работник получил беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты (дату) возврата заемных средств. Подобная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 26.03.2008 № 03-04-05-01/83, от 11.04.2008 № 03-04-06-01/83, от 23.04.2008 № 03-04-06-01/103 и от 21.07.2008 № 03-04-06-01/217.

В отношении материальной выгоды, получаемой при погашении беспроцентного займа в 2008 году, для расчета налоговой базы используются ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующие на соответствующие даты получения дохода физическим лицом, то есть на даты погашения займа. Также об этом сказано в письме Минфина России от 15.04.2008 № 03-04-06-01/89.

Как правильно определить материальную выгоду и отразить ее в бухгалтерском учете? Какие расчеты нужно провести с работником?

Для понимания порядка определения материальной выгоды работника рассмотрим конкретный пример. Предположим, что организация выдала своему работнику беспроцентную ссуду в размере 50 000 рублей сроком на десять месяцев на ремонт квартиры. Ссуда была предоставлена 1 октября 2008 года со сроком ее погашения 1 августа 2009 года. Предположим также, что погашение ссуды производится ежемесячно, в фиксированной сумме — 5 000 рублей из заработной платы работника. Ставку рефинансирования ЦБ РФ в 2009 году примем условно постоянной 13 процентов.

Прежде чем делать записи в бухгалтерском учете, необходимо сформировать отдельный налоговый регистр, по расчетам по налогу на доходы физического лица на весь период предоставления и погашения займа (ссуды) (см. Таблицу 1).

В нашем примере беспроцентный займ погашается ежемесячно и налоговую базу необходимо определять каждый месяц. Ведь размер средств, находящихся в пользовании заемщика, ежемесячно снижается.

Алгоритм расчета следующий: в текущем месяце сумму займа умножаем на долю ставки рефинансирования, делим на 365 и умножаем на количество календарных дней месяца.

Обратите внимание: размер материальной выгоды за 2008 год рассчитан исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, а за 2009 год исходя из двух третьих ставки рефинансирования. Доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами облагается по ставке 35 процентов. Указанная ставка предусмотрена для физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Налоговый агент должен удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Организация (предприниматель) может удержать сумму налога за счет любых денежных средств, выплаченных налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Таким образом, если помимо дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами налоговый агент выплачивает и иные доходы в денежной форме (в частности, зарплату), НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды удерживается из таких выплат. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ) (см. также письмо Минфина России от 05.06.2007 № 03-11-04/1/16).

После составления налогового регистра в бухгалтерском учете делаются записи, представленные в Таблице 2.

Предоставлен заем работнику организации 1 октября 2008 года

Договор займа, расходный кассовый ордер

Ежемесячные операции в течение срока действия договора займа (ссуды)

Отражен возврат денежных средств по договору займа в кассу/удержание из зарплаты

Приходный кассовый ордер/листок удержаний

Удержан НДФЛ с суммы экономии на процентах (материальной выгоды)

Ежемесячная сумма по данным налогового регистра, таблица 1

Налоговый регистр, налоговая карточка

Уплачен налог в бюджет

Ежемесячная сумма по данным налогового регистра, таблица 1

А если, например, заемщик уже уволился и не получает от предприятия доходов?

При получении дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах удержание налога производится независимо от того, является физическое лицо работником или нет. Если исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент удержать не может, он обязан в течение одного месяца с момента возникновения дохода письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК РФ). Эти сведения необходимо представлять в налоговый орган по форме 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 20.12.2007 № ММ-3-04/689). А заемщик должен будет уплатить сумму НДФЛ с материальной выгоды и подать декларацию о доходах самостоятельно.

Аудитор, налоговый консультант
П.А. Десятчиков

22 Декабря 2016

Принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, взимаемых в РФ, подробно рассмотрены в части второй Налогового кодекса. Однако для организаций не менее важной является и часть первая НК РФ. С 1 января 2017 года в часть первую НК РФ будут внесены существенные изменения. И большинство из них важно изучить уже сейчас.

Имея в резерве банковские счета, которые долго не используются ("спящие" банковские счета), компания может столкнуться с проблемами в случае начала их использования. Если списания по банковскому счету носят нерегулярный характер, уплата налогов со счета не осуществляется, движений по счету не было, а затем операций сразу стало много, банк вправе заблокировать "Клиент-банк" компании.

Госдумой РФ в третьем чтении 9 декабря 2016 года принят бюджет Пенсионного фонда России на период с 2017 по 2019 годы. Согласно принятому документу в новом году предусмотрен рост пенсионных выплат согласно законодательным актам о пенсионном обеспечении. Соответствующая информация размещена на официальном сайте ПФР.

21 Декабря 2016

Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ были утверждены форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения (далее – Порядок), а также формат представления расчета по страховым взносам в электронном виде. Данный приказ начнет действовать 1 января 2017 года, а расчет по страховым взносам, форма которого утверждена этим приказом, впервые будет представлен за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. В статье рассмотрим особенности заполнения новой отчетной формы.

Сколько стоит лицензия на розничную продажу алкогольной продукции? Каким образом должен быть организован учет госпошлины, уплачиваемой предприятиями общепита за предоставление лицензии на осуществление розничной продажи алкоголя (продление срока ее действия)? Меняется ли порядок учета госпошлины, если в предоставлении лицензии отказано?

Беспроцентный кредит - самые главные секреты, как взять

Кредит без процентов

Сегодня мало кто верит в существование беспроцентных займов, видя в этом традиционный подвох банков или государства.Однако, они существуют!

Много беспроцентных ссуд предлагает государство в виде специальных программ для:

  • многодетных семей;
  • работников государственной службы;
  • военнослужащих;
  • для развития сельского (фермерского хозяйства) и пр.

Беспроцентные займы предоставляют и организации – юридические лица для:

  • строительства жилья своим работникам;
  • развития предпринимательского бизнеса;
  • частным предпринимателям.

Кредит без процентов могут предоставлять и банки как льготный период погашения задолженности по взятой ссуде. Предлагают под 0% и магазины совершить покупку дорогостоящей электронной продукции, бытовой техники, мебели, сантехники и других товаров народного потребления.

Но это уже совсем другая история, как любит говаривать ведущий Леонид Каневский в своей телепрограмме «Следствие вели…». А мы поговорим о настоящих беспроцентных займах без никаких скрытых комиссий, ежемесячных платежей в виде определенного % за обслуживание займа и других подвохов.

Что это такое

Основное отличие беспроцентного займа от других видов предоставления ссуды состоит в том, что на взятую сумму кредитор не начисляет никаких процентов.

Если заем выдает юридическая организация, то она не ставит целью получить прибыль, а только, например, заинтересовать и удержать ценного работника на предприятии или организации, поддержать партнерские отношения с бизнес-структурами и пр.

При условии выдачи кредита банком, то, по своей сути он должен принести некую выгоду, поэтому всегда является платной услугой. Здесь гарантом получения банком своей прибыли является государство, которое возмещает начисленные проценты по ссудам, предоставляемым разными целевыми программами.

Если же это рядовой потребительский вид кредита, то каждый банк при выдаче заемных денег устанавливает определенный срок льготного периода, в течение которого процент не начисляется.

Это является своеобразным маркетинговым ходом для привлечения все большего количества клиентов. Такую отсрочку банки предоставляют и по кредитным картам.

В таком случае, либо вы гасите задолженность по займу единовременно в течение льготного периода, который обычно составляет 30-50 календарных дней, и не платите процентов вообще, либо платите ежемесячно, но уже с начисленными процентами.

О кредите на строительство дома без первоначального взноса читайте здесь .

На уловку магазинов в предложении беспроцентного займа на покупку товара идти не советуем, так как завуалированный процент будет уже заложен в стоимости товара.

А это, обычно, от 10% до 30%. При покупке, например, бытовой техники стоимостью 50000 рублей ваша переплата составит до 15000рублей. а это, согласитесь, немало.

Самые главные секреты беспроцентных кредитов

Здесь не пойдет речь о целевых займах, реализуемых в рамках государственных программ. Хотя их получить весьма непросто, но зато их условия полностью прозрачны и понятны для заемщика. Другое дело обстоит, когда ссуду без процентов предлагают на месте покупки.

Выгодна ли такая «уступка» продавца? Практика показывает, что осуществление покупки с помощью такой «беспроцентной» ссуды зачастую оказывается дороже нецелевого потребительского займа, взятого в банке на общих основаниях.

  1. Во-первых, в стоимость покупки заложены скрытые платежи в виде ежемесячной страховки (обычно 1-2% от общей суммы).
  2. Во-вторых, традиционные банковские проценты за пользование займом уже заложены в стоимость товара, увеличив его стоимость.
  3. В-третьих, если платеж задолженности по займу по какой-либо причине просрочен, то кредитор устанавливает штраф, что уже нивелирует беспроцентность кредита.

Да и сам заем обычно оформляется на срок не более 1 года. Причем требуется обязательно внести первоначальную плату в размере до 40% стоимости товара, тогда как потребительские ссуды в банке можно оформить на более долгий срок и пользоваться аннуитетным или дифференцированным видами погашения задолженности.

Вывод: заключайте договор только тогда, если, просчитав всевозможные доплаты и риски, вас устроит конечная стоимость покупки.

Условия выдачи

Чтобы оформить беспроцентный потребительский кредит на какие-то определенные цели либо в рамках государственной программы, или нецелевого назначения, кредитор, в соответствии со ст. 5 ФЗ № 353 от 21.12.2013 года, предъявляет к заемщику определенные требования, выполнение которых обязательно.

Примерные требования кредиторов приведены ниже:

  • гражданство РФ;
  • регистрация в регионе нахождения кредитора;
  • возраст от 21 года до 65 лет на момент погашения долга по займу;
  • постоянное место работы;
  • справка о доходах по 2-НДФЛ ;
  • заявление заемщика о предоставлении ему того или иного вида ссуды с указанием цели, если это предусмотрено условиями договора.

Исходя из вида займа, кредитор может потребовать выполнение дополнительных условий, например:

  • предоставление документа на право владения жильем, другим движимым или недвижимым имуществом;
  • для предпринимателя – утвержденный бизнес-план развития того или иного вида хозяйственной деятельности;
  • свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • другие виды страховки;
  • выписка с места работы из дебетового счета;
  • копия трудовой книжки, заверенная нотариусом;
  • справка о составе семьи по форме 9 (выдается паспортным столом или ЖЭКом по месту жительства), смотрите образец ниже.

(нажмите для увеличения)

Способов получения таких займов немало. Есть множество государственных программ поддержки определенных категорий населения, в рамках которых можно получить необходимую сумму денег на те или иные цели без начисления процентов за пользование ссудой. Рассмотрим некоторые из них.

Для многодетных семей в 2015 году

Пунктом д) Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями) от 25.02.2003 года предусматривается содействие в выделении беспроцентного кредита многодетным семьям в 2015 году.

Для того, чтобы реализовать свои права, необходимо получить само удостоверение многодетной матери, а также справку о праве на льготы. Такие документы выдают органы социальной защиты, находящиеся в регионе проживания многодетной семьи.

Если, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 152 от 22.02.2000 года, средний доход на одного члена семьи не превышает прожиточный минимум, установленный на данный период времени, то такая семья имеет право на беспроцентный заем.

Он может быть использован:

  • на строительство жилья;
  • на покупку квартиры;
  • на улучшение жилищных условий (например, на утепление дома).

Расходы по возмещению денежных средств производятся из федерального бюджета или бюджетов РФ в порядке, установленном законодательством.
Следует иметь ввиду, что ввиду возможного изменения дохода или состава многодетной семьи, документы на право получения льготы следует обновлять ежегодно.

Видео: Ипотека для многодетных. Новости. GuberniaTV.

Любая организация может оформить выдачу своему сотруднику, на основании ст. 807 ГК РФ. беспроцентный кредит на приобретение жилья. Причем возврат денежных средств будет осуществляться за счет кредиторских средств материнского капитала.

Для выдачи сотруднику беспроцентного займа организация-кредитор заключает с сотрудником договор. Заемные деньги оформляются в виде платежного документа и перечисляются заемщику с расчетного счета кредитора либо выдаются наличными посредством кассового ордера.

Обязательно нужно погасить кредит средствами материнского капитала, что обусловливается в договоре. Также, в соответствии со ст. 809 ГК РФ. делается акцент на беспроцентной выдаче денег.

Кредитор имеет право потребовать от заемщика предоставления, например, документов на дом, свидетельство о праве собственности на него, т.е. документы, подтверждающие целевое использование выданного займа. Исходя из ст. 810 ГК РФ. о графике погашения заемных средств стороны договариваются самостоятельно, что должно также отразиться в договоре.

для госслужащих

Субсидия на приобретение жилья является государственной гарантией для госслужащего, однако предоставляется только тем, кто проработал не менее 1 года.

Согласно постановлению РФ № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» от 27.01.09 (ст. I) и во исполнение статьи 53 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», чтобы стать на учет нужно соответствовать некоторым условиям.

Работник не должен иметь собственного жилья (общежитие, коммунальная квартира не считается) или же он проживает на жилплощади близких родственников. А также если на одного члена его семьи приходится менее 15 кв. м.

Исходя из п.8 ст. 217 НК РФ. предоставляемый беспроцентный кредит на приобретение квадратных метров жилья не облагается налогом.

Расчет размера субсидии рассчитывается с помощью поправочных коэффициентов и зависит от стажа работы на государственной службе. Так, работник, имеющий стаж 20 и более лет, получает заемные деньги с учетом максимального поправочного коэффициента 1,5.

Размер государственной субсидии рассчитывается, исходя из норм квадратных метров на одного члена семьи служащего.

Например, на одного госслужащего выделяют средства на 33 кв. м. жилья, а на семью из 3-х человек – 54 кв. м. (3х18). Цена за 1 кв. м. определяется, исходя из информации Минстройжилкоммунхоза, каждый квартал.

При этом берется среднее значение рыночного показателя стоимости с учетом поправочного коэффициента. Кроме того, Минтруда РФ подает списки привилегированных госслужащих, имеющих право на первоочередное выделение субсидии.

для военнослужащих

С целью реализации льготы военнослужащим в виде предоставления жилья правительством РФ в постановлении № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений)» от 03.02.2014 г. установлен алгоритм расчета субсидируемой суммы на предоставляемую жилплощадь.

Количество положенных квадратных метров жилья рассчитывается, исходя из установленной в постановлении нормы, которая равна:

  • 33 кв. м на 1-го военнослужащего;
  • 42 кв. м на молодую семью из 2-х человек;
  • по 18 кв. м, если семья состоит из более 3-х членов.

Исходя из приказа Минобороны РФ, регламентирующего порядок предоставления субсидии для покупки или строительства жилья № 510 от 21.07.2014 года, военнослужащему нужно подготовить следующий пакет документов:

  • документы, удостоверяющих личности всех членов семьи;
  • свидетельства о заключении актов гражданского состояния;
  • подтверждение прописки с места жительства в течение последнего 5-тилетнего срока;
  • документы, дающие право на получение бесплатного жилья;
  • договор об открытии банковского счета;
  • данные о наличии жилой недвижимости у себя или членов семьи, их участии в приватизации (образец смотреть ниже или можно скачать в приложении к Постановлению № 76).

(нажмите для увеличения)

После получения необходимых документов структурным подразделением ДОЖ (Департамент обеспечения жильем) Минобороны создает приказ о постановке военнослужащего на учет для получения субсидии, которая предоставляется в порядке существующей очереди.

Видео: Военная ипотека — лучший способ получения жилья военнослужащими. заем для индивидуального предпринимателя

В бизнес-деятельности частного предпринимателя очень часто бывают моменты, когда ему не хватает оборотных средств на развитие своего дела. Платить высокие проценты в банке невыгодно, поэтому займы между партнерами (перераспределение денежных средств) получили широкое распространение.

Для правильного юридического оформления такой сделки между предпринимателя составляется договор (специальное соглашение), в котором кредитор передает денежные средства без оплаты каких-либо процентов, а заемщик обязуется вернуть одолженную сумму в срок и в полном объеме. Это и будет беспроцентный коммерческий кредит.

Сумма займа не должна быть более 50 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Причем одолженная сумма займа не облагается налогом.

для фермерского хозяйства

Для поддержки развития сельского хозяйства правительство РФ предоставило возможность получения беспроцентных кредитов, расходы на прибыль банка будут оплачиваться из федеральных бюджетов регионов страны. Ссуду на развитие фермерского хозяйства предоставляют на срок до 5 лет.

95% ставки по займу субсидируется из федерального бюджета страны, а остальные 5% — за счет местных властей.

Такие займы государством поручено выдавать Россельхозбанку и Росагролизингу, для этого их уставные фонды были увеличены на 3,7 и 13,5 млрд. руб.. соответственно.

Этот заем является целевым, поэтому в заявлении необходимо изложить точную цель получения денежных средств, указать точную необходимую сумму и предвидеть возможные риски.

Видео: Подробности. Помощь начинающим фермерам. образовательный

На территории Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 104 ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» можно получить заем на образование в рамках государственного субсидирования. Такие ссуды выдают около десяти банков, среди которых Сбербанк и банк «Союз».

Как получить кредит с плохой кредитной историей и просрочками, читайте здесь .

Со скольки лет дают кредит, информирует эта статья .

Для этого заемщику необходимо заключить в одном из этих банков договор на беспроцентный кредит на обучение, хотя полностью беспроцентным его не назовешь. 95% процентной ставки оплачивается из федерального бюджета, а остальные 5% придется выплачивать заемщику.

Сумма займа эквивалентна стоимости обучения в определенном ВУЗе и только на определенные специальности.

Заемщик выплачивает стоимость обучения и 5-ти процентную ставку по ссуде в течение 10 лет после окончания учебы равными минимальными платежами (100-150 рублей ). Кроме паспорта и желания учиться никаких других документов не требуется.

Видео: Как оформить льготный кредит на обучение. молодым семьям

Новая программа, предложенная правительством РФ «Молодым семьям доступное жилье» действует с 2011 года по 2016 год. В рамках этой программы молодые семьи обеспечиваются субсидией, которая равна 30-35% стоимости жилья.

Выделяемой субсидией можно погасить первоначальный взнос в банке, а также оплатить часть процентов по займу, однако рассчитывать на полностью беспроцентный кредит молодой семье в 2015 году не стоит.

Видео: Жилье молодым семьям — беспроцентная рассрочка. Беспроцентный кредит это правда или уловка

Конечно, в жизни бывают разные критичные ситуации, например, кто-то из родных попал в больницу или случилось что-то непредвиденное, и тогда не разбираешь, есть ли какой-то подвох или нет – лишь бы побыстрей получить деньги и спасти человека.

Но когда решение о получении кредита принимается не спеша, взвешенно, учтены все риски – тогда можно выбрать любую из предложенных программ, патронируемых государством. Это всегда выгодно и дает возможность поддерживать необходимый для жизни комфорт.