Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции по охране труда для учащихся по предметам учебного плана по внеклассным и внешкольным мероприятиям img-1

инструкции по охране труда для учащихся по предметам учебного плана по внеклассным и внешкольным мероприятиям

Категория: Инструкции

Описание

Методические рекомендации по проведению инструктажа по охране труда для учащихся при проведении внеклассных, внешкольных мероприятий

МАОУ "СШ "Земля родная" » Методические рекомендации по проведению инструктажа по охране труда для учащихся при проведении внеклассных, внешкольных мероприятий.

Методические рекомендации по проведению инструктажа по охране труда для учащихся при проведении внеклассных, внешкольных мероприятий.

Методические рекомендации по проведению инструктажа по охране труда для учащихся при проведении внеклассных, внешкольных мероприятий.

1. Все инструктажи проводят классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования на рабочем месте со своими воспитанниками.

2. Инструктаж по каждому из направлений проводится раздельно и отдельно регистрируется в журнале установленной формы за подписью инструктируемого и инструктирующего против каждой фамилии по каждому направлению:

  • пожарная безопасность;
  • электробезопасность;
  • правила безопасного поведения на дорогах и на транспорте;
  • профилактика негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома, в общественных местах;
  • правила безопасности при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов;
  • правила безопасного поведения на водоёмах в летний, осенне-зимний и весенний периоды;
  • безопасное поведению детей на объектах железнодорожного транспорта;
  • безопасное поведению в общественном транспорте;
  • оказание первой помощи пострадавшему;
  • проведение прогулок, туристических походов, экскурсий.

3. Все инструктажи в образовательном учреждении проводятся два раза в год: в начале учебного года и в начале календарного.

Инструкции составила инженер по ОТ

Другие статьи

Инструктаж учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда

В соответствии с системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения" по характеру и времени проведения инструктажи по безопасности труда подразделяют на:
- вводный;
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, а также с учащимися в учебных заведениях в начале учебного года по предметам повышенной опасности (физика, химия, биология, информатика, физкультура, трудовое и профессиональное обучение), при занятиях в кружках и спортивных секциях.
Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденной руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной (учебной) деятельности проводят со всеми вновь принятыми на работу лицами, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, с учащимися перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждого нового раздела учебного предмета повышенной опасности, при занятиях в кружках и спортивных секциях, при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителем или заместителем руководителя образовательного учреждения и согласованным с профсоюзным комитетом учреждения. Программы разрабатывают для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда и другой технической документации.
Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, а также учащиеся образовательных учреждения по предметам повышенной опасности не реже одного раза в полугодие.
Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
Внеплановый инструктаж проводят:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
- при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
- по требованию органов надзора;
- при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии, с учащимися учебной группы. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие документы; проведении экскурсии на предприятия, организации внеклассных и внешкольных мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, слеты, спортивные соревнования и др.), при перевозке детей автомобильным или другим видом транспорта, при организации с учащимися общественно полезного, производительного труда.
О проведении с работниками вводного инструктажа работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда (приложение 1) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а остальных видов инструктажа - в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (приложение 2).
Проведение с учащимися вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей фиксируется в классном журнале по соответствующим учебным предметам, с учащимися, занимающимися в кружках и спортивных секциях - в рабочем журнале руководителя, а целевого - в журнале инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий (приложение 3).

ЖУРНАЛ инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Фамилия, имя, отчество инструктируемого

Персональный сайт - ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении внеклассных и внешкольных

мероприятий (походов, туристических слетов и т.п.) для учителя

1.Общие требования охраны труда

1.1. Печатная инструкция по охране труда при проведении походов, туристических слетов должна находиться у организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

1.2.К проведению прогулок, туристических походов, экскурсиям допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.3.При проведении прогулок, туристических походов, экскурсий необходимо соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.

1.4.При проведении прогулок, туристических походов и экскурсий возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:

-изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;

-потертости ног при неправильном подборе обуви;

-травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

-укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;

-отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

-заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.5.При проведении прогулок, туристских походов и экскурсий группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых.

1.6.Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.7.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, туристского похода или экскурсии.

1.8.В процессе проведения мероприятия руководитель должен соблюдать установленный порядок проведения прогулки, туристского слета или экскурсии и правила личной гигиены.

1.9.Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности и при необходимости подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.Требования охраны труда перед проведением прогулки, похода, экскурсии

2.1.Пройти соответствующую подготовку, инструктаж

2.2.Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

3.Требования охраны труда во время проведения прогулки, похода, экскурсии

3.1.Руководителю провести с участниками группы соответствующую подготовку и инструктаж.

3.2. Во время проведения прогулки (тур.слета и др.) необходимо контролировать всех участников группы, следить за дисциплиной, выполнением всех указаний руководителя и его заместителя.

3.3.Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа, а туристского похода, экскурсии не должна превышать: для учащихся 1-2 классов – 1 дня; 3-4 классов – 3 дней.

3.4..Во время привалов не разрешать:

- во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

- не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

- не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.

- при передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

- во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.

3.5..Следить, чтобы участники группы соблюдали правила личной гигиены, своевременно информировали руководителя прогулки, туристского похода, экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.

4.Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1.При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.2.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5.Требования охраны труда по окончании прогулки, похода, экскурсии

5.1.Проверить по списку наличие обучающихся в группе.

5.2.Проверить в наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

Памятка руководителю ОУ по оформлению документации по охране труда в течение учебного года

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования Памятка руководителю ОУ по оформлению документации по охране труда в течение учебного года

1. Положение о службе охраны труда - утверждается руководителем учреждения и согласовывается с ПК (ТК), издается приказ о введении его в действие сроком на 5 лет, или при изменении состава службы охраны труда.
2. Приказ о создании комитета ( комиссии) - издается 1 раз в 2 года, или при изменении состава комитета
3. Положение об организации работы по охране труда в образовательном учреждении - утверждается руководителем и согласовывается с ПК (ТК), издается приказ о введении его в действие сроком на 5 лет.
4. Положение о трехступенчатом административно-общественном контроле – утверждается руководителем и согласовывается с ПК (ТК).
5. Приказ о введении в действие трехступенчатого административно-общественного контроля – издается один раз в пять лет.
6. Приказ об организации административно - общественного контроля за состоянием охраны труда - издается 1 раз в 5 лет или при изменении состава 2 и 3 ступени контроля..
7. Приказ руководителя о состоянии охраны труда в учреждении – издается 1 раз в 6 месяцев после проведения 3 ступени контроля и анализа обследований 2 ступени административно - общественного контроля.
8. Приказ о назначении ответственного за работу с документацией по ОТ - издается ежегодно на начало учебного года.
9. Приказ о назначении ответственных за проведение вводного инструктажа, на рабочем месте и за разработку инструкций по ОТ – издается ежегодно на начало учебного года.
10. Приказ о возложении ответственности за организацию работы по охране труда в учреждении – издается ежегодно к началу учебного года, сотрудники должны быть ознакомлены с ним под роспись.
11. Приказ о введении в действие нормативных документов по охране труда - издается один раз в пять лет и при введении новых документов.
12. Приказ о введении в действие должностных обязанностей по охране труда - издается один раз в пять лет и при введении новых должностных обязанностей.
13. Приказ о введении в действие инструкций по охране труда – издается один раз в пять лет и при введении новых инструкций.
14. Приказ о создании комиссии по расследованию и учету несчастных случаев - издается по мере необходимости.
15. Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство, наличие у него удостоверения об обучении по электробезопасности ( не ниже 4гр) - на начало учебного года. Ответственный за электрохозяйство ежегодно на начало учебного года проводит инструктаж с сотрудниками учреждения на 1 гр. по электробезопасности, заполняет журнал проверки знаний (журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью). С вновь принятыми на работу сотрудниками инструктаж проводится в течении месяца.
16. Приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда сотрудников учреждения – издается ежегодно в начале учебного года. Заполняется протокол заседания комиссии. Обучение проводится со всеми сотрудниками 1 раз в 3года.
С вновь принятыми сотрудниками, обучение проводится в течение месяца и также заполняется протокол.
17. Приказы о возложении ответственности на педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий - издаются по мере необходимости при проведении выездных внешкольных мероприятий, фиксируются, в книге приказов по основной деятельности, педработники должны быть ознакомлены с приказом под роспись. Заполняется «Журнал инструктажа учащихся по охране труда при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий». Сопровождать группу свыше 15 человек должны 2 преподавателя. Учащиеся старше 14 лет ставят в журнале подпись.
С преподавателями, сопровождающими группу проводится инструктаж с записью в журнале инструктажа на рабочем месте.
18. Должностные обязанности по охране труда руководящих работников и специалистов образовательного учреждения - утверждаются руководителем учреждения, согласовываются с ПК (ТК) - должны быть по всем должностям; подписи сотрудников об ознакомлении с должностными обязанностями по ОТ при приеме на работу и ежегодно на начало учебного года в приказе о возложении ответственности за жизнь и здоровье учащихся.
19. Перечень инструкций - утверждается руководителем учреждения.
20. Инструкции по охране труда для всех видов работ: для должностей и профессий, для учителя и учащихся - составляются на основе типовых, утверждаются руководителем учреждения, согласовываются ПК (ТК) (указывается номер протокола и дата утверждения), должны иметь сквозную нумерацию, инструкции находятся у руководителя учреждения, в ПК и копии на каждом рабочем месте. В заголовке инструкции указывается - для учащихся или для сотрудников.
Срок действия инструкции - 5лет. Номер инструкции должен соответствовать номеру в приказе о введении в действие инструкций (см.п.4).
21. Журнал учета инструкций по ОТ - ведется по определенной форме он должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
22. Журнал выдачи инструкций по ОТ сотрудникам учреждения - ведется по определенной форме, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
23. Конспект вводного инструктажа - содержит перечень вопросов вводного инструктажа, подбор нормативных документов, должностных инструкций и инструкций по ОТ. Конспект утверждается руководителем образовательного учреждения. Срок действия –
24. Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте - составляется на основе типовой. согласовывается с ПК и утверждается руководителем учреждения. Срок действия -
25. Журнал регистрации вводного инструктажа - ведется по строго зафиксированной форме. В него записываются сотрудники, вновь принятые на работу, совместители. Отметка об увольнении не делается! Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
26. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте - ведется по строго зафиксированной форме. Инструктаж проводиться два раза в год со всеми сотрудниками и совместителями (на начало учебного года и в феврале). Необходимо указывать дату инструктажа напротив каждой фамилии, своевременно ставить все подписи. Журнал должен быть пронумерован прошнурован и скреплен печатью. Заполнять стажировку (10,11.12. графы) для рабочих профессий только при приеме на работу.
27. Журнал административно-общественного контроля - ведется по установленной форме (журнал пронумеровать прошнуровать, скрепить печатью). В него вписываются ежемесячно - 2 ступень контроля (комиссия по охране труда - отв. за ОТ, зам. дир. по АХЧ и ПК), ежеквартально - 3 ступень контроля (комиссия во главе с руководителем учреждения), ежедневно - 1 ступень контроля записывается в отдельную тетрадь (все сотрудники, по мере необходимости), которая находиться у зам. дир. по АХЧ. или в доступном месте для всех сотрудников учреждения.

28. Журнал учета инструктажа по проведению внешкольных мероприятий - после издания приказа о проведении внешкольного выездного мероприятия и возложении ответственности за жизнь и здоровье детей на определенных педагогических работников, эти сотрудники проводят инструктаж с детьми с записью в журнал. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Роспись учащихся с 14 лет.
29. Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися - ведется по определенной форме, прошивается, страницы нумеруются. В него вписываются все несчастные случаи, оформленные актом по форме Н - 2. Если несчастный случай не повлек за собой нетрудоспособность, оформляется акт педагогического расследования.
30. Журнал регистрации несчастных случаев с сотрудниками - ведется по определенной форме, прошивается, страницы нумеруются. В него вписываются все несчастные случаи, оформленные актом по форме Н -1.
31. Акты о несчастных случаях по форме Н-1,Н-2 и материалы расследований -хранятся в отдельной папке, срок хранения - 45лет. (сотрудники) 75 лет (учащиеся)
Акты должны быть оформлены в соответствии с Постановлением Министерства Труда
и Социального развития РФ от 24 октября 2002 года № 73 (по форме Н-1 с
сотрудниками), В соответствие с приказом Государственного Комитета по Народному
Образованию СССР №639 от 01.10.90г. (по форме Н-2 с учащимися).
32. Регистрация инструктажа по ОТ по предметам учебного плана - может вестись в отдельной тетради учителями-предметниками или в классных журналах на страницах по предмету, с указанием номера и названия инструкции. В случае отсутствия ученика и продолжения темы, требующей инструктажа, при его выходе на занятие, учитель обязан сделать запись об индивидуальном инструктаже с этим учеником. Для инструктажа по ОТ в журнале могут быть выделены отдельные страницы, где делают записи все учителя по мере необходимости. В случае ведения записей по ОТ в классных журналах, ведение отдельных тетрадей учителями не требуется. Классный руководитель на отдельной странице своих бесед делает запись о вводном инструктаже (правилах поведения) и по мере необходимости обо всех беседах, касающихся жизни и здоровья учащихся.
33. Журнал амбулаторного приема медсестры школы - все травмы, повлекшие за собой нетрудоспособность и зафиксированные в этом журнале, должны быть оформлены актами Н-2 (переломы, СГМ и пр.). По легким травмам (ушибы, раны, вывихи и пр. не повлекшие за собой потерю трудоспособности) - оформляются акты педагогического расследования в произвольной форме.
34. Анализ случаев травматизма - должен быть сравнительный учет (по годам) случаев травматизма и анализ его причин. Обязательно иметь данные по случаям детского травматизма в районе, которые даются отделом образования, и использовать эти материалы на совещаниях.
35. Соглашение по ОТ с ПК - составляется по определенной форме, ежегодно на календарный (финансовый) год.
36. Акты проверки соглашения - составляются дважды за календарный год (1-ый акт в конце июня, второй в конце декабря), обязательно указываются финансовые средства, затраченные на мероприятия по охране труда.
37. Акты-разрешения на проведение занятий - составляются ежегодно к началу учебного года для мастерских трудового обучения, спортивного зала и кабинетов информатики. Для кабинетов физики, химии, биологии составляются для вновь организованных или реконструированных (такие акты должны храниться и предъявляться по требованию проверяющих).
38. Акты-испытания гимнастических снарядов и спортивного оборудования -составляются ежегодно на начало учебного года.
39. Акты-испытания лестниц-стремянок – ежегодно на начало учебного года.

40. Приказы по надбавкам за неблагоприятные условия труда - издаются ежегодно к началу учебного года в соответствии с нормативными документами или решениями компетентной комиссии или после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организацией (лабораторией), имеющей разрешение Государственной экспертизы условий труда в С-Пб Комитета по труду и социальной защите населения.
41. Наличие инструкций по ОТ на рабочих местах - должны быть вывешены в доступных местах, у каждой единицы оборудования, на каждом рабочем месте. Если оборудование в нерабочем состоянии, вывешивается табличка «Не работает».
42. Состояние помещений ОУ, наличие аптечек по кабинетам повышенной опасности - должно соответствовать требованиям охраны труда, мебель и оборудование укреплено, произведена маркировка электрооборудования. Проводить контроль за сроком годности лекарств в аптечке.
43. Организация дежурства педагогов и учащихся - должны быть графики дежурства учителей и учащихся, организован административный контроль.
44. Организация контроля администрации по охране труда, технике безопасности и профилактике детского травматизма - мероприятия по контролю должны быть спланированы в годовом плане учреждения, вопросы состояния дел по охране труда и профилактике травматизма рассматриваются на совещаниях, педсоветах и т.д.
45. Протокол измерения сопротивления изоляции и защитного заземления электроустановок и электропроводки - 1 раз в 3 года. Если есть дефектная ведомость, необходимо исправлять все замечания.
46. Правила внутреннего трудового распорядка для учащихся - утвержденные директором образовательного учреждения. Срок действия -
47. Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников - утвержденные директором образовательного учреждения. Срок действия -
48. Перечень выдаваемой спецодежды и других средств индивидуальной защиты – заполняется по определенной форме согласовывается с ПК и утверждается руководителем учреждения. Срок действия -
49. Перечень должностей и профессий для неэлектротехнического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей требуется иметь 1 квалификационную группу по электробезопаксности - заполняется по определенной форме согласовывается с ПК и утверждается руководителем учреждения. Срок действия -

Дополнительная информация Поиск по сайту Анонс мероприятий Авторизация Сейчас на сайте

Сейчас 39 гостей онлайн

Охрана труда на производстве и в учебном процессе - Безопасность жизнедеятельности - Холостова Е

5.3. Охрана труда на производстве и в учебном процессе

Подавляющее большинство населения нашей страны так или иначе связано с системой отечественного образования. Около 3 млн наших граждан работают в образовательных учреждениях всех типов и видов. Более 4,6 млн дошколят, порядка 15 млн школьников, свыше 10 млн учащихся и студентов, получающих профессиональное образование, практически ежедневно, за исключением выходных дней и каникул, посещают детские сады, школы, училища и лицеи, техникумы и колледжи, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Родители обучающихся хотят быть уверенными в том, что их дети вернутся домой здоровыми и невредимыми.

Проблема охраны труда и обеспечения безопасности Ц одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе к национальной системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев создание комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности.

Современные требования законодательных и нормативных правовых актов к организации и управлению охраной труда в образовательных учреждениях предполагают строгое соблюдение правил безопасности труда учащихся в процессе изучения учебных дисциплин.

Нормативную базу, регулирующую отношения субъектов образовательного процесса по вопросу охраны труда, безопасного поведения и техники безопасности (ТБ), составляют: ГОСТ 12.0.004-90 УМежгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положенияФ; постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 УОб утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельностиФ; постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 УОб утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны трудаФ; постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 УОб утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организацийФ; инструкции по охране труда для учащихся по предметам учебного плана, по внеклассным и внешкольным мероприятиям и другие документы.

Согласно этим документам личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил ТБ независимо от того, привели или нет эти нарушения к несчастному случаю, несут директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом и руководитель кружка. Именно эти лица принимают необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий; обеспечивают выполнение действующих правил и инструкций по ТБ и гигиене труда; проводят занятия и работы по ТБ; обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов, санитарное состояние помещений; проводят инструктаж учащихся по ТБ и гигиене труда с последующим оформлением инструктажа в журнале; немедленно извещают руководителей о каждом несчастном случае; несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими обязанностей по охране труда учащихся. Документы могут быть укомплектованы по разделам:

Х План гражданской обороны учебного заведения.

Х Охрана труда Ц нормативно-правовые документы (приказы: УО создании комиссии по охране трудаФ, УОб охране труда и соблюдении правил техники безопасностиФ; УПоложение о службе охраны трудаФ, должностные инструкции работников по охране труда).

Х Охрана труда Ц акты (УО готовности к новому учебному годуФ, УО несчастных случаях с обучающимисяФ, УО несчастных случаях на производствеФ, УО результатах учебной эвакуацииФ).

Х Пожарная безопасность (инструкции, памятки).

Х Электробезопасность (общее положение по электробезопасности, должностные инструкции, технический отчет по обследованию и измерению сети защитного заземления и сопротивления изоляции, акт разграничения балансовой принадлежности, положение об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности);

Х Журналы (вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте, инструктажа по пожарной безопасности, регистрации несчастных случаев на производстве, регистрации несчастных случаев с учащимися).

Инструктаж учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда. По характеру и времени проведения инструктажи по безопасности труда подразделяют: на вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, а также с учащимися в учебных заведениях в начале учебного года по предметам повышенной опасности (физика, химия, биология, информатика, физкультура, трудовое и профессиональное обучение), при занятиях в кружках и спортивных секциях.

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденной руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной (учебной) деятельности проводят со всеми вновь принятыми на работу лицами, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, с учащимися перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждого нового раздела учебного предмета повышенной опасности, при занятиях в кружках и спортивных секциях, при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителем или заместителем руководителя образовательного учреждения и согласованным с профсоюзным комитетом учреждения. Программы разрабатывают для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда и другой технической документации.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, а также учащиеся образовательного учреждения по предметам повышенной опасности не реже одного раза в полугодие.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места, по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят:

Х при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

Х при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

Х при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

Х по требованию органов надзора;

Х при перерывах в работе Ц для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ Ц 60 дней.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии, с учащимися учебной группы. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения и т. п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие документы; проведении экскурсии на предприятия, организации внеклассных и внешкольных мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, слеты, спортивные соревнования и др.), при перевозке детей автомобильным или другим видом транспорта, при организации с учащимися общественно полезного, производительного труда.

О проведении с работниками вводного инструктажа работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а остальных видов инструктажа Ц в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Проведение с учащимися вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей фиксируется в классном журнале по соответствующим учебным предметам; с учащимися, занимающимися в кружках и спортивных секциях Ц в рабочем журнале руководителя, а целевого Ц в журнале инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

При проведении инструктажей необходимо пользоваться инструкцией по технике безопасности для учащихся. Данный документ является основным локальным актом образовательного учреждения, устанавливающим требования по охране труда учащихся при проведении занятий. Разрабатывается такой документ администрацией образовательного учреждения.

Учащийся в тексте инструкции должен увидеть полный перечень обоснованных и убедительных предписаний, при выполнении которых ему гарантируются безопасные и безвредные условия труда. Для учащихся инструкции вывешиваются на стендах в кабинете.

Так, например, в приложении 7 к Правилам по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР (утв. Минпросвещения СССР 27 декабря 1982 г.) помещен текст УТиповая инструкция по технике безопасности для учащихсяФ. К основным положениям данного документа относятся следующие нормы:

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.

5. Для предотвращения падения при проведении опытов стеклянные сосуды (пробирки, колбы) осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединений в электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединений в электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

19. При ремонте и работе электроприборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.