Категория: Бланки/Образцы
Средства: презентация, проектор, ноутбуки, раздаточный материал (брошюры);
План доклада: (доклад в сопровождении презентации)Проект (от латинского) – брошенный вперед.
Проект – это процесс взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, и в тоже время определенного результата.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВКлючевые измерения проектов
Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности:2) Основные требования к проекту:
1.Ограниченность (по времени, целям, задачам и результатам)2. Целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. 0бъективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность авторов и членов команды - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение членами команды технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
3) Процесс реализации и жизненный цикл проекта.
Процесс реализации проекта.
Этапы жизненного цикла проекта.
4) Алгоритм создания проекта:
1. Тема проекта. Идея.
Формулировка идеи. Где? Как? Что сделать?
2. Постановка проблемы.
Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем). Определить причины существования данной проблемы. Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса). Почему возникла необходимость в выполнении проекта? Почему решение данной проблемы приоритетная задача? Какие источники информации свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?
Желаемый результат деятельности.
Задачи – конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование. Задачи – это шаги по достижению цели, в соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
5. Методы исследования.
Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов.
Какие ресурсы – кадры, товары, услуги – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.). Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств.
7. Составление плана работы.
Что сделать? когда? кто отвечает?
8. Составление рабочего графика.
Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы.
9. Определение обязанностей.
Продумать обязанности, необходимые для реализации плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта.
10. Оценка проекта.
Определить основные критерии, подлежащие оценке. Перечень показателей и способов оценки.
5) Ошибки и причины неудачи реализации проекта.
Причины:ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?
вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы. и преодолению разнообразных социальных проблем ;
конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного, на достижение социально значимой цели и локализованного поместу, времени и ресурсам .
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.
В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом разработчик социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления социального проекта ресурсы .
сконструированное НКО социальное нововведение. целью которого является создание, модернизация и поддержание в изменяющейся социальной среде каких-либо материальных или духовных ценностей. которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы. воздействие которого на социальные группы и общество в целом признается положительным по своему социальному значению.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ
ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ОШИБКА №1: «Чем проект глобальнее, тем лучше»
Подавая свой социальный проект на конкурс, на рассмотрение инвестора, вы должны понимать, что проект должен быть реалистичным: т.е. практически выполнимым. Социальный проект не просто абстрактная идея, а система мероприятий,
которая может быть воплощена в жизнь. Лучшие проекты - это «локальные» проекты, направленные на развитие конкретной социальной общности, территории и т.д.
ОШИБКА №2: Проект должен быть обязательно «объёмным» и занимать минимум столько же печатных листов, как «Война и мир»
Эксперты, чаще всего, просматривают только начальные страницы проекта, пытаясь вычленить главную идею, смотрят план-график, письма поддержки. Если всё это ещё и небрежно скомпановано, то шансы, что ваш проект будет внимательно прочитан (и высоко оценен!) не велики. Поэтому лучше не рисковать и найти некий оптимум между объёмом проекта и его содержанием.
ОШИБКА №3: «В учебном заведении, трудясь над написанием курсовых, дипломных, контрольных работ, я всегда использовал сложные профессиональные термины и теоретико-методологические схемы»
В социальном проектировании, если это и верно, то лишь отчасти. Для начала вам необходимо чётко понимать специфику организации, в которую вы подаёте социальный проект: если организация научная или имеет большой опыт работы с научным сообществом, то такая форма подачи материала, в принципе, возможна в обратном случае - лучше писать проект доступным непрофессионалу в вашей сфере языком.
Свою научную состоятельность, конечно, стоит продемонстрировать, выделив для этого два-три небольших абзаца в обосновании актуальности проекта. Все остальные «наукоёмкие» части проекта (программы научных исследований, образовательные программы, формулы, бланки социологических исследований и т.д. лучше вынести в приложение). Уважающий себя эксперт обязательно просмотрит и по достоинству оценит их.
ОШИБКА №4: «Ага, объявили конкурс по социальному проектированию, надо что-то написать и сдать, если будет что-то не так - мне потом скажут»
В корне неверное заблуждение большинства начинающих «проектировщиков». Зачастую, написание социального проекта начинается с изучения
положения, в котором содержатся основные требования к технической стороне,
требования к содержанию документов, сроки подачи заявки. Не поленитесь, выпишите
все требования на отдельном листке бумаги крупным шрифтом и несколько раз
сверьте с тем, что содержится в вашей заявке. Принцип «семь раз отмерь - один раз
отрежь» здесь подходит как нельзя кстати.
ОШИБКА №5: «В социальном проекте достаточно описать проблему, придумать креативные мероприятия, позволяющие частично или полностью решить поставленную проблему/проблемы»
Это верно только отчасти. Кроме этого в проекте обязательно должны быть механизмы реализации проектных мероприятий (план-график мероприятий с указанием сроков, ответственных лиц, сметы проекта и пр.). Без этого потенциальный грантодатель не сможет понять конкретные сроки, логическую последовательность ваших действий, необходимых для претворения проекта в жизнь.
ОШИБКА №6: «Социальный проект должен обязательно содержать в себе проблему и пути её решения, которые до меня никто не предлагал»
Конечно, всегда интересно рассматривать нестандартные идеи, но для написания качественного проекта не обязательно «открывать Америку»: чаще всего достаточно просто отыскать актуальную для вашей целевой группы, локального сообщества проблему, предложив пути её решения. Для того, чтобы внести в ваш проект инновационность можно сделать его нестандартным в деталях (нестандартная реклама и PR-мероприятия, инновационные формы работы с целевыми группами и пр.).
ОШИБКА №7: «Я составил социальный проект, в нём достаточно всё обосновано, если его одобрят, то потом приступлю к реализации, буду искать поддержку»
Этоабсолютно неверное утверждение. практически всем интересны социальные проекты, которые находятся в динамике, в развитии, иными словами уже поддержаны внешними, по отношению к составителю проекта, структурами. Важно продемонстрировать, что проект уже находится в некоторой стадии реализации: мало того, что он разработан. К примеру, есть коллектив, который будет его реализовывать (можно приложить список коллектива, с резюме некоторых его членов), минимальная материально-техническая база, интерес со стороны каких-либо организаций или учреждений, СМИ и пр.
ОШИБКА №8: «Разработанный мною социальный проект не получил ожидаемой поддержки со стороны грантодателя на конкурсе - больше я туда подавать ничего не стану»
Это абсолютно неправильно. Обязательно пробуйте ещё и ещё! Ведь конкурсные приоритеты могут меняться, к тому же вы и ваша организация со временем приобретаете больше опыта в области социального проектирования.
ОШИБКА №9: «Я не знаю с чего начать»
«Начните с начала». Возьмите чистый лист и начните творить, идеи будут приходить по мере работы.
Представление жителей местного сообщества о деятельности молодежной организации
Пример написания проектаНазвание Проекта: «Я, ты, он, она: Мы - здоровая страна!»
Проект направлен на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и создание профилактических программ нового поколения в массовой профилактике социально значимых заболеваний.
Проектом реализуется комплекс мероприятий, обращенных на:
развитие новых форм социального партнерства муниципальных и общественных организаций, государственных структур и СМИ в интересах охраны здоровья населения и окружающей среды;
ориентацию молодежи на содержательные виды организации досуга (спорт, творчество, туризм, добровольческая деятельность) через прямое информирование, Интернет и СМИ;
формирование готовности молодежи к социально-значимой работе как внутриличностного механизма здорового и безопасного образа жизни через расширение сети школьных и студенческих команд здоровья.
Проект предполагает охват школьников и молодежи всех городов и районов Чувашской Республики и имеет долгосрочную перспективу.
Здоровье детей и молодежи является высокой социальной и гуманитарной ценностью. Вместе с тем подростки и молодежь являются наиболее уязвимой группой населения, которая быстро вовлекается в эпидемический процесс: вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция и инфекции, передаваемые половым путём, наркомания и т.д. Их доля в возрастной структуре заболеваемости населения с каждым годом увеличивается.
Рост социально значимых заболеваний, табакокурения и наркомании среди подростков и молодежи обуславливают такие факторы, как социальная дезадаптация, низкий уровень гигиенических знаний, средовые условия, раннее начало половой жизни, низкая информированность.
Пример. Для изучения уровня информированности целевых групп, в частности о вирусных гепатитах (в рамках программы Фонда «Чувашия «Антигепатит» на 2005-2007 г.г) проведен социологический опрос учащихся образовательных учреждений Чувашской Республики и их родителей.
По данным опроса до 76% школьников не задумывались о мерах безопасности против вирусных гепатитов, до 60% уверены, что они никогда не заболеют такими болезнями, до 50% не знают факторов риска инфицирования вирусными гепатитами, до 60% не имеют достаточной информации о факторах защиты.
Очевидно, что одной из существенных причин уязвимости молодежи перед различными социально-значимыми заболеваниями является практически полное отсутствие конкретных знаний и при этом – большое количество мифов, компенсирующих нехватку информации в этой области.
Свою лепту в эти негативные тенденции до последнего времени вносят и средства массовой информации, насаждая насилие и жестокость, вредные привычки. В целом, появление большого количества рекламы и «желтой прессы» снизило доверие населения СМИ.
Выходом из сложившейся ситуации может стать создание профилактических программ нового поколения и развитие нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни.
Популяризация и повышение престижа здорового образа жизни через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и массовой профилактике социально значимых заболеваний среди подростков и молодежи как условие формирования новой политики здоровья в Чувашской Республике.
Создание условий для эффективного взаимодействия и организации новых форм социального партнерства муниципальных, общественных организаций, государственных структур и СМИ для внедрения программ нового поколения в массовой профилактике социально-значимых заболеваний в молодежной среде;
Формирование нового отношения к социально значимым заболеваниям и повышение информированности подрастающего поколения в области социально-значимых заболеваний, развитие в молодежной среде навыков безопасного поведения;
Формирование системы моральных стимулов для поддержания подростками и молодежью положительной мотивации к здоровому образу жизни и личной ответственности за собственное здоровье.
Обоснование социальной значимости проекта.
Для проведения эффективной профилактики социально-значимых заболеваний и вредных привычек требуются усилия не только медицинских работников, но и органов власти, самой общественности, и, в первую очередь, самой молодежи, как наиболее динамичной и активной группы. В то же время, судя по публикациям последнего времени, молодежь в общей массе остается пассивной, считая, что они не в состоянии влиять на решения, принимаемые обществом, и зависимы от обстоятельств.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его реализация будет осуществляться через сверстников целевых групп, в профилактической работе которых основное внимание уделяется усилению факторов защиты (активный отдых, общественная жизнь, повседневная активность, хобби и т.д.), в то время как в прошлом столетии, например, в профилактике социально-значимых заболеваний использовались в основном методы устрашения и запугивания.
Мероприятия проекта затрагивают не только школьную и молодежную среду городских поселений, но позволяют охватить учебные заведения сельских поселений, интернатские учреждения и т.д.
Результаты исследований, проводимые в молодежной среде, указывают с одной стороны, на ее пассивность и инертность, а с другой - на то, что в определенных условиях молодые люди вполне готовы брать на себя ответственность и активно участвовать в принятии решений. К примеру:
они хотели бы, чтобы к их готовности относились серьезно;
они хотят участвовать в процессе принятия решений о том, что и как надо делать;
они хотят, чтобы при этом учитывался их личный опыт;
им должно нравиться то, что они делают.
Волонтерская команда здоровья создает реальные шансы для решения обозначенных проблем. Лидеры, прошедшие подготовку по программе «Сверстник сверстнику» могут оказывать поддержку ровесникам в сложных вопросах, связанных с необходимостью принимать решения в отношении здоровья, являются активными представителями своей возрастной группы в команде здоровья.
Такая модель работы в сфере профилактики социально-значимых заболеваний была благополучно апробирована в ходе реализации Фондом «Чувашия» программы «Антигепатит».
По данным Минздравсоцразвития Чувашии в результате проведенных мероприятий в рамках вышеуказанной программы и иммунизации населения в 2006 году показатель заболеваемости составил 8,43 на 100 тыс. населения, что по сравнению с 2005 годом меньше на 21 %.
Исходя из этой оценки, можно сделать вывод, что подростков следует более активно привлекать к реализации различных программ, в том числе программ профилактики социально значимых заболеваний и обучения здоровью. Такие подходы, опирающиеся на влияние сверстников, базируются на той роли, которое играет общение со сверстниками при социализации подростка. Зарубежные исследователи (Tobler, 1986, Bangert - Drowns, 1988) делают вывод, что программы учитывающие влияние группы, имеют больший эффект, в сравнении со старыми традиционными формами профилактики (беседы, лекции), во многих отношениях: получаемых знаний, отношения к проблеме, жизненно важных навыков и т.д.
Таким образом, проект имеет не локальную, а социально значимую средовую направленность, обеспечивающую сохранение положительных тенденций стабилизаций и снижение распространенности основных групп социально-значимых заболеваний среди детей и молодежи, а также создает условия для эффективного взаимодействия и социального партнерства муниципальных и общественных организаций, государственных структур, СМИ в формировании новой политики здоровья.
Целевые группы, на которые направлен проект:
учащиеся общеобразовательных и интернатных учреждений Чувашской Республики;
учащиеся и студенты профессиональных технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений;
педагоги, психологи, медицинские работники образовательных учреждений.
Механизм и поэтапный план реализации проекта.
Проект осуществляется с участием самой целевой группы с использованием интерактивных методов, Интернет-ресурсов, СМИ.
В реализации всего проекта используются подходы основанные:
на предоставлении информации;
на апелляции к ценностям и знаниям;
на влиянии сверстников и социальной среды.
Реализация проекта осуществляется путем исполнения подпроектов:
В основу подпроекта заложены идеи партнерства в охране здоровья и создания в образовательных учреждениях команд здоровья как многодисциплинарных групп по созданию эмоционально-нравственного, духовно-интеллектуального, физического, психологического благополучия.
Расширение и развитие сети волонтерских команд здоровья среди школьников и студентов в городах и районах республики. В рамках подпроекта предполагается совместное обучение здоровью в объединенных группах педагогов, психологов, школьников, школьных медицинских работников. Предполагаемый охват целевой группы 140 тысяч учащихся - более 500 средних общеобразовательных учреждений республики, профтехучилищ, ВУЗов и ССУЗов республики, детских оздоровительных лагерей.
При выборе форм и методов обучения мы опирались на так называемую «пирамиду познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. Именно поэтому мы выбрали групповые дискуссии (50% усвоения ), обучение практикой действия (70% усвоения ), выступление в роли обучающего (90% усвоения ).