Руководства, Инструкции, Бланки

Журнал Стандартные Образцы img-1

Журнал Стандартные Образцы

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статьям журнала «Стандартные образцы»


Требования к публикуемым статьям журнала «Стандартные образцы»

С целью повышения качества рукописей, публикуемых в журнале и их соответствия международным требованиям, предъявляемым к научным публикациям, редакционная коллегия журнала просит авторов соблюдать правила представленные ниже.


В журнале "Стандартные образцы" публикуются передовые и оригинальные статьи, материалы аналитического, научно-исследовательского, научно-методического, консультативного, информационного характера в виде статей, кратких сообщений, писем в редакцию.

1. Условия опубликования статьи:

  • представляемая для публикации статья должна быть актуальной, обладать новизной, содержать постановку задач (проблем), описание основных результатов исследования, полученных автором, выводы;

  • соответствовать правилам оформления;
С авторов взносы за публикацию не взимаются, авторское вознаграждение не выплачивается.

  • Статьи, содержащие результаты диссертационных работ, публикуются вне очереди.
  • 2. Правила оформления статьи:

    • статья направляется в редакцию журнала по адресу: ул. Красноармейская, 4, г.Екатеринбург, ГСП-824, 620000 ФГУП «УНИИМ», главному редактору или ответственному секретарю; e-mail: taraeva@uniim.ru

    • объем статьи - до 20 страниц формата А4 (если статья превышает то редакция вправе поделить публикацию статьи на 2 номера);

    • текст статьи должен быть тщательно вычитан и подписан автором, который несет ответственность за научно-теоретический уровень публикуемого материала;

    • нумерация страниц обязательна;

    • в конце статьи помещается Список использованной, оформленный в соответствии ГОСТ Р 7.0.5 2008 «Библиографическая ссылка»;

    • ссылки на литературу приводятся в тексте в квадратных скобках;

    • статья представляется в бумажном виде и на электронном носителе (по e-mail или на диске) в формате Microsoft Word. Бумажный вариант должен полностью соответствовать электронному. При наборе статьи рекомендуется учитывать следующее: шрифт — Times New Roman, размер — 12 пт. межстрочный интервал — одинарный, форматирование — по ширине; все поля — по 20 мм.

    При написании и оформлении статей следует придерживаться следующих правил:

    • В структуру статьи должны входить: введение (краткое), цель исследования, материал и методы исследования, результаты исследования и их обсуждение, выводы или заключение, библиографический список.

    • Статья на электронном носителе должна быть сохранена под именем по фамилии автора ведущего переписку с издательством.

    • Фамилии авторов статей на английском языке представляются в одной из принятых международных систем транслитерации. Произвольный выбор транслитерации неизбежно приводит к многообразию вариантов представления фамилии одного автора и в результате затрудняет его идентификацию и объединение данных о его публикациях и цитировании под одним профилем (идентификатором – ID автора).

    • Статья должна быть набрана на компьютере в программе Microsoft Office Word в одном файле.

    Статья должна содержать:

    • Шифр УДК;

    • Название рубрики, в которой должна быть размещена Ваша статья.

    • Название статьи, реферат, ключевые слова и сведения об авторе (как на русском, так и на английском языках);

    • Реферат (аннотация) – количество знаков – не менее 100 – 250 слов;

    • Ключевые слова – не менее трех;

    • Сведения об авторах: фамилия, имя, отчество (полностью); ученая степень; звание и должность; контактный телефон и e-mail, название учреждения, его адрес с индексом;

    • Библиографические ссылки должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 2008.

    • Статья должна иметь личную подпись автора (авторов), заверенную должным образом (в канцелярии учреждения или вуза). На статьях аспирантов должна стоять также подпись научного руководителя;

    Возможно представление электронных вариантов документов (в том числе сканированных копий сопроводительного письма, договора, экспертного заключения, рецензии) по электронной почте: taraeva@uniim.ru.

    Оригиналы статьи и всех перечисленных выше документов отправляются на адрес редакции по обычной почте. ул. Красноармейская, 4, г.Екатеринбург, ГСП-824, 620000 ФГУП «УНИИМ», Журнал «Стандартные образцы»



    • Редакция оставляет за собой право отклонять статьи, не отвечающие указанным выше требованиям.

    • Присланные рукописи обратно не возвращаются. Не допускается направление в редакцию работ, которые посланы в другие издания или напечатаны в них.
    3. Сопроводительные документы к статье:

    • Заявление от имени автора (авторов) на имя главного редактора журнала Медвдевских С.В. о публикации статьи (скачать форму Авторскогозаявления );

    • Договор (скачать форму Договора);

    • Сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень, ученое звание, должность, место работы (место учебы или соискательство), контактные телефоны, факс, e-mail, почтовый индекс и адрес ( скачать форму сведений об авторе) ;

    • Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук рекомендацию, подписанную лицом, имеющим ученую степень и заверенную печатью учреждения.

    В рекомендации отражается актуальность раскрываемой проблемы, оценивается научный уровень представленного материала и делаются выводы о возможности опубликования статьи в журнале «Стандартные образцы»;

    Единый формат оформления пристатейных библиографических ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 2008 «Библиографическая ссылка».

    Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы


    Статьи из журналов и сборников:

    • Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - № 10. - С. 76 - 86.

    • Crawford, P. J. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works / P. J. Crawford, T. P. Barrett// Ref. Libr. - 1997. Vol. 3, № 58. - P. 75 - 85.

    Заголовок записи в ссылке может содержать имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, могут не повторяться в сведениях об ответственности.

    • Crawford P. J. Barrett T. P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ret. Libr. 1997. Vol. 3. No 58. P. 75 - 85.

    ЕСЛИ авторов четыре и более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000).

    • Корнилов В.И. Турбулентный пограничный слой на теле вращения при периодическом вдуве/отсосе// Теплофизика и аэромеханика. - 2006. - Т. 13, №. 3. - С. 369 - 385.

    • Кузнецов, А. Ю. Консорциум - механизм организации подписки на электронные ресурсы // Российский фонд фундаментальных исследований: десять лет служения российской науке. - М. Науч. мир, 2003. - С. 340 - 342.

    Монографии:

    • Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки учеб. для вузов. - 2-е изд. - М. Проспект, 2006. - С. 305 - 412.

    Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой.

    • Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. ун-т; [под ред. С. Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 199 с.

    Допускается не использовать квадратные скобки для сведений, заимствованных не из предписанного источника информации.

    • Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -5-е изд. перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2006. - 494 с.

    Заголовок записи в ссылке может содержать имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, не повторяются в сведениях об ответственности. Поэтому:

    • Райзберг Б. А. Лозовский Л. Ш. Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд. перераб. и доп. М. ИНФРА-М, 2006, 494 с.

    Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000). Авторефераты:

    • Глухов В.А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке: Автореф. дис. канд. техн. наук. - Новосибирск, 2000. -18 с.

    Диссертации:

    • Фенухин В. И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказского региона: дис. канд. полит, наук. - М. 2002. - С. 54 - 55.

    Аналитические обзоры:

    • Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М. ИМЭМО, 2007. - 39 с.

    Патенты:

    • Патент РФ № 2000130511/28, 04.12.2000.

    • Еськов Д.Н. Бонштедт Б.Э. Корешев С.Н. Лебедева Г.И. Серегин А.Г. Оптико-электронный аппарат // Патент России № 2122745.1998. Бюл. № 33.

    Материалы конференций:

    • Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегион, конф. Ярославль, 2003. 350 с.

    • Марьинских Д. М. Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивого развития города (на примере Тюмени) // Экология ландшафта и планирование землепользования: тезисы докл. Всерос. конф. (Иркутск, 11 - 12 сент. 2000 г.). - Новосибирск, 2000. - С.125 - 128.

    Интернет-документы:

    • Официальные периодические издания: электронный путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 20052007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

    • Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.07). http://www.nlr.ru/index.html (дата обращения: 20.02.2007)

    • Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsk.fdme.ru/news/2006/07/03/2121/html (дата обращения: 17.10.08).

    • Литчфорд Е. У. С Белой Армией по Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт Армии Генерала А. В. Колчака: сайт. - URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford/htm (дата обращения 23.08.2007).


    Образец оформления статьи

    Название рубрики. Деятельность Государственной службы стандартных образцов

    НАУЧНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ

    СОСТАВА И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ

    Приведены сведения об исторических этапах развития Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Обозначены роль и место ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» в становлении и функционировании Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

    Ключевыеслова: Стандартные образцы

    TASKS AND FUNCTIONS OF FGUP “UNIIM” – SCIENTIFIC AND METHODICAL CENTRE OF REFERENCE MATERIAL STATE SERVICE

    The information on the milestones of the development of State Service of reference materials for composition and properties of substances and materials is provided. The role and positionof FGUP “The Ural Research Institute for Metrology” in the formation andoperationofState Service of reference materials for composition and properties of substances and materials are indicated

    В структуру статьи должны входить: введение (краткое), цель исследования, материал и методы исследования, результаты исследования и их обсуждение, выводы или заключение

    Е. В. Осинцева — канд. хим. наук, заведующий отделом Государственной службы стандартных образцов ФГУП «УНИИМ»

    620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 4

    Тел./факс: (343) 350-60-68

    Другие статьи

    ФГУП УНИИМ - Журнал СО

    В мире изданий, посвященных проблемам метрологии, Российский научно-технический журнал «Стандартные образцы» является единственным специализированным изданием, тематика которого посвящена главным образом вопросам стандартных образцов.

    Журнал «Стандартные образцы» - создан в целях информирования научных коллективов, аналитических и измерительных лабораторий, лабораторий контроля качества и др. о последних достижениях ученых России и зарубежья в области актуальных вопросов разработки, производства, применения и сличения стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (СО).

    Более подробная информация о журнале располагается на сайте Журнала

    Журнал «Стандартные образцы» основан в 2005 году.
    Учредитель – ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии».
    Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство: ПИ №ФС 77-21103 от 31 мая 2005г.
    ISSN 2077-1177
    Официальный сайт журнала: www.rmjournal.ru

    Адрес редакции:

    ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии»
    г. Екатеринбург, Свердловской области, ул. Красноармейская, 4
    тел/факс: (343) 350-72-42
    e-mail: uniim@uniim.ru

    Главный редактор:
    Медведевских Сергей Викторович
    тел/факс: (343) 350-26-18
    e-mail: uniim@uniim.ru

    Заместитель главного редактора:

    Добровинский Игорь Евсеевич
    тел/факс: (343) 350-21-79

    Технический секретарь редакции:

    Тараева Наталия Сергеевна
    тел/факс: (343) 350-72-42
    e-mail: taraeva@uniim.ru

    Журнал - Стандартные образцы - О ЖУРНАЛЕ

    В мире изданий, посвященных проблемам метрологии, Российский научно-технический журнал «Стандартные образцы» является единственным специализированным изданием, тематика которого посвящена главным образом вопросам стандартных образцов.


    Научно- технический журнал «Стандартные образцы» - создан в целях информирования научных коллективов, аналитических и измерительных лабораторий, лабораторий контроля качества о последних достижениях ученых России и зарубежья в области актуальных вопросов разработки, производства, применения и сличения стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (СО).


    Первый номер журнала «Стандартные образцы» вышел в октябре 2005 года и с тех пор журнал издается под научно-методическим руководством Уральского научно-исследовательского института метрологии и других видных ученых отрасли.


    «Стандартные образцы» освещают вопросы:

    деятельности Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

    метрологического обеспечения современных технологий в области наноиндустрии, энергетики, атомной, космической и других промышленностей, медицины, биоинженерии;

    научно-методических подходов в области метрологического обеспечения современных технологий, в том числе, на основе применения стандартных образцов;

    разработки, испытания, внедрения стандартных образцов, предназначенных для воспроизведения, хранения и передачи характеристик состава или свойств веществ и материалов;

    применения стандартных образцов при испытаниях, поверке, градуировке средств измерений, аттестации методик измерений, для демонстрации калибровочных и измерительных возможностей, проверки компетентности испытательных лабораторий, при проведении межлабораторных сравнительных испытаний;

    анализа и прогнозирование потребностей в стандартных образцах;

    разработки технических и методических документов, устанавливающих требования к созданию, определению метрологических характеристик стандартных образцов, применению стандартных образцов в промышленном производстве и научно-технической деятельности;

    сличения стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

    информационного обеспечения по утвержденным типам стандартных образцов, нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативных и технических документов по вопросам разработки, испытаний и применения стандартных образцов;

    участия в международном сотрудничестве по вопросам разработки, испытания и внедрения стандартных образцов;

  • статьи общеметрологического характера, связанных с обработкой результатов измерений, разработкой и аттестацией новых методик измерений состава и свойств веществ и материалов, анализом возможностей совокупных методов измерений в аналитическом контроле и др.
  • Журнал включен в перечень изданий, признанных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ, что позволяет соискателям научной степени опубликовать свои изыскания и довести до широкого круга специалистов новые мысли и идеи, получить неформальную поддержку от членов научного сообщества. Как один из флагманов научной мысли, журнал «Стандартные образцы» способствует профессиональному росту современного российского научного сообщества, объединяя в себе прикладной характер и глубокий научный подход.

    С 2005 г. статьи журнала включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) www.elibrary.ru (Научная электронная библиотека). Редакцией журнала был заключен договор о сотрудничестве с международной базой данных Ulrich's Periodicals Directory (издательство Bowker, США) и Всероссийским институтом научной и технической информации РАН для отражения в Реферативном журнале и Базах данных ВИНИТИ РАН информации о статьях, публикуемых в журнале «Стандартные образцы», что существенно расширяет информирование российского и зарубежного научного сообщества об издании.

    Не меньшую, если не большую важность для нас представляет включение нашего журнала в будущем в международные библиографические и реферативные базы данных, к чему мы должны и будем стремиться. Журнал всегда открыт для новых идей, создавая широкую научно-дискуссионную платформу

    Стандартные образцы минерального сырья ООО «НТЦ Минстандарт» - журнал Маркшейдерия и недропользование

    «Цена забывается, качество остаётся» Фредерик Ройс Горнодобывающая промышленность в 2014 г. столкнулась с серьезными трудностями в связи со сложными рыночными условиями. Произошло существенное снижение цен на сырье, которое в наибольшей степени коснулось золота: падение цен на него стало рекордным за последние 30 лет.
    В современных условиях для эффективной работы необходимо снижать затраты, но вместе с тем, главной остается задача не допустить снижения качества работ в отрасли.

    Одним из основополагающих этапов геологоразведочных работ являются лабораторные исследования. От достоверности аналитической информации о вещественном составе руды зависит будущее проекта. Недостоверная аналитическая информация приводит недропользователя к значительным дополнительным и необоснованным затратам и сложностям при подсчете запасов и отработке месторождений.

    Использование стандартных образцов является одним из важнейших элементов обеспечения достоверности аналитической информации и при низком уровне затрат на них дает положительный экономический эффект на проект в целом.

    Производство стандартных образцов, при кажущейся простоте, на самом деле сложный процесс, требующий комплексного подхода и участия высококвалифицированных специалистов, как в области метрологии стандартизации, так и в области подготовки проб, минералогических и аналитических исследований.

    Организация и обеспечение соответствующего уровня качества производства стандартных образцов требует значительных вложений: покупка специального дорогостоящего оборудования для подготовки материала, гомогенизации, аналитических и минералогических исследовании, упаковки; обучение квалифицированного персонала и, конечно же, организация особо чистого производства.

    Исходя из вышесказанного, на данный момент наиболее экономически эффективным решением является покупка готовых стандартных образцов или передача процесса изготовления стандартных образцов из руд месторождения на аутсорсинг.

    Для решения задач производства отечественных стандартных образцов по качественным и количественным характеристикам, превосходящим зарубежные аналоги, был создан научно-технический центр ООО «НТЦ «Минеральные стандарты».

    Огромным преимуществом перед зарубежными стандартными образцами является изготовление из материала, отобранного с различных месторождений РФ.

    Кроме того, стоимость наших стандартных образцов составляет от 5 руб/г, что не уступает стоимости зарубежных аналогов, например, всем известных образцов Rocklabs, Geostats, Oreas и др.Особенно это актуально в связи с растущим курсом доллара, поскольку наши цены в рублях и к курсу доллара не привязаны.

    Еще одним преимуществом является постоянное наличие стандартных образцов на складах в Красноярске и Магадане. Нет необходимости ждать доставки по 2-3 месяца, а то и дольше.

    Номенклатура наших стандартных образцов на сегодняшний день составляет более 35 наименований. Имеются в наличии образцы во всех классах содержаний по золоту и серебру.

    Наши образцы используют геологи и аналитики ведущих компаний отрасли для процедур QA/QC при поисках, оценке и разведке месторождений, при добыче и переработке руд; для контроля качества выполнения анализа в коммерческих лабораториях.

    Стандартные образцы, разработанные Научно-техническим центром «Минеральные Стандарты» необходимы для проведения внутреннего и внешнего лабораторного и геологического контроля качества результатов анализа, при отработке методик анализа для сложных типов руд, подборе шихты при пробирном анализе, такие образцы позволяют выявить причины наличия систематических отклонений и других нарушений стабильности процесса.

    Необходимо отметить, что расходы в пять рублей за грамм стандартного образца – это совсем немного по сравнению с теми убытками, к которым может привести недостоверная аналитическая информация. Образцы, идентичные по своему составу рабочим пробам с месторождения, способны устранить многие производственные и финансовые риски и значительно повысить экономическую эффективность деятельности предприятия.

    Е.А. Ильина ,
    кандидат технических наук, ООО «НТЦ «МинCтандарт», коммерческий директор .

    107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская д.2 стр.1, офис № 4,
    Тел./факс +7 (3842) 28-12-03; Моб. +7 (985) 273-04-13

    C Новым годом!

    Долгова Людмила

    Без стандартного образца Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности Новая структура федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Для реализации этого становится необходимой позиция педагога, который обсуждает совместно с учащимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает использовать для индивидуальных потребностей образовательные ресурсы за пределами образовательного учреждения. Это тьюторская позиция педагога, она отличается от позиции учителя, психолога или классного руководителя.

    Учитель отвечает за предметное обучение, психолог корректирует психологические особенности учащихся, работа классного руководителя направлена на коллектив класса.

    Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

    Томск стал одним из первых городов, где освоили тьюторскую практику в инновационных школах, начали готовить профессиональных тьюторов в структурах повышения квалификации.

    В европейском образовании история тьюторства насчитывает несколько веков, а в России всего 16 лет. Именно тогда в Томске появились первые в стране школы, в том числе наша «Эврика-развитие», использующие тьюторскую идеологию и занявшиеся разработкой соответствующих технологий, стали проводиться всероссийские тьюторские конференции. В инновационных ОУ все эти годы тьюторство существовало как платная дополнительная образовательная услуга.

    Ниже мы отразим и существующий опыт нормативного оформления тьюторской работы в общеобразовательной школе, и проектные варианты возможного оформления в рамках модернизации образования и новой системы оплаты труда.

    Содержание тьюторской деятельности

    Что такое тьюторская деятельность? Это деятельность, направленная на создание условий для становления субъектной позиции учащегося (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения); на помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Он оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего обучения, организует опыт построения программ образования.

    Что непосредственно делает тьютор? Организует события, нацеленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, социальную идентификацию подростков и их конфликтную компетентность, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую виды деятельности: выбор темы, роли, ответственности, продукта. Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.

    Каков результат тьюторской работы? Благодаря участию тьютора во взрослении ребенка тот сможет: анализировать эффективность своих проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, и продуктивность переходов от пробного действия к результативному; осуществлять рефлексию своего образовательного движения.

    Тьюторство как платная дополнительная образовательная услуга

    Для оформления тьюторства как платной дополнительной образовательной услуги в школе должны быть следуюшие документы:

    – описание услуги в уставе школы;
    – положение о тьюторском сопровождении индивидуальных образовательных программ в ОУ;
    – программы тьюторской работы;
    – должностные обязанности тьютора;
    – договор с родителями;
    – график работы тьютора;
    – аналитические материалы, отражающие результаты тьюторской деятельности.

    Предлагаем вариант описания услуги по личностно ориентированному (тьюторскому) сопровождению индивидуальных образовательных программ в уставе школы 1 :

    I ступень (1–4-е классы): формирование индивидуального учебного стиля; проявление, поддержка и оформление учебного и образовательного интереса; обеспечение перехода «дошкольное детство – начальная школа», «начальная школа – подростковая школа»; организация адекватной возрасту образовательной среды для обеспечения учебной успешности ребенка; адаптация новичков; сопровождение образовательного заказа семьи; включение учащегося в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштаба; сопровождение формирования портфолио учебных достижений; реализация возрастного программного направления по поддержке эффективного взросления учащихся.

    II ступень (5–8-е классы): поддержка и оформление учебных и образовательных инициатив; обеспечение перехода «начальная школа – подростковая школа»; вовлечение в социальное проектирование; организация адекватной возрасту образовательной среды в школе (в том числе во второй половине дня) для обеспечения социальной успешности подростка; сопровождение образовательного заказа семьи; включение учащихся в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштаба; формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях, навыков учебной самоорганизации, сопровождение формирования портфолио; реализация возрастного программного направления по поддержке эффективного взросления учащихся.

    III ступень (9–11-е классы): сопровождение разработки и реализации индивидуальной программы профильного обучения и предпрофильной подготовки; организация участия старшеклассников в образовательных и профессиональных стажировках для определения дальнейшего образовательного движения; проведение ролевых, деловых, организационно-деятельных игр, образовательных конкурсов и олимпиад; обеспечение перехода «основная школа – старшая профильная школа»; вовлечение в исследовательскую работу; сопровождение образовательного заказа семьи; включение учащихся в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштаба; формирование навыков эффективного поведения в командной работе, навыков планирования; сопровождение формирования портфолио; организация пробы общественной и профессиональной деятельности через социальную и профессиональную практику; реализация возрастного программного направления по поддержке эффективного взросления учащихся.

    Какие задачи появляются в управлении школой, ориентированной на индивидуализацию и тьюторское сопровождение?

    Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, требуют тьюторской поддержки детских действий. Однако при этом воплощение новых подходов вступает в противоречие с традиционными установками школы на обучение по образцу и алгоритму, исполнительскую позицию учащихся.

    Поэтому основная задача управленческой команды ОУ, ориентированного на индивидуализацию и тьюторское сопровождение, – создать систему работы школы, которая бы сочетала инициативный, пробно-поисковый, событийный характер деятельности педагогов-тьюторов с работой на образовательные результаты, анализом и планированием.

    Основные задачи управления в школе:

    создание условий для тьюторских проектов;

    организация пространства общения, анализа и рефлексии тьюторами своей работы;

    оформление функционала тьютора.

    Они могут быть решены в деятельности ОУ через включение целей и результатов тьюторской работы в образовательную программу школы, создание структуры тьюторского совета или методического объединения тьюторов.

    Следующим шагом развития тьюторской работы должно стать ее нормативное оформление. Эти задачи решаемы, если внести изменения в устав ОУ, создать должностные обязанности тьютора, разработать программы работы, графики, внести изменения в учебный план, используя школьный компонент для создания условий индивидуализации, разработав положения о мероприятиях в поддержку индивидуализации, которые позволят учащимся разных школьных ступеней проявлять инициативу в реализации своих образовательных интересов.

    И, наконец, необходимо создание системы оплаты и материального стимулирования качества работы тьютора.

    Для этого можно использовать разные варианты финансового оформления работы такого специалиста в зависимости от тех моделей тьюторской деятельности, которые выбраны ОУ.

    Во-первых, это может быть организация платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) по тьюторству. Во-вторых, можно ввести должность тьютора в штатное расписание школы. В-третьих, внести нагрузку педагога-тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ). В-четвертых, разработать показатели качественной работы педагога, использующего тьюторскую позицию, для стимулирующих доплат таким педагогам из фонда стимулирования качества в той же ситуации НСОТ.

    В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом 2 :

    тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы через издание приказа, заключение трудового договора или заключение договора о возмездном оказании образовательной услуги;

    тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с положением об организации тьюторской работы в школе и договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);

    тьюторами назначаются педагоги общего и дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами о повышении квалификации по тематике индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению;

    для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединены в совещательный орган – методическое объединение (МО) тьюторов. Руководство МО осуществляет организатор тьюторской услуги;

    МО тьюторов имеет следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар;

    деятельность тьютора по сопровождению ИОП на возрастных ступенях школы по реализации содержательных аспектов организации образовательного процесса регулируется соответствующими разделами школьных положений: положения о безотметочном оценивании в начальной школе, положения о проектной деятельности в подростковой школе, положения о творческих экзаменах в подростковой школе, положения о предпрофильной подготовке, положения о предпрофильной подготовке в старшей школе и др.;

    документация тьютора: программа сопровождения ИОП подопечного (учащегося), график оказания услуги для своей тьюторской группы, табель посещаемости детей, анализ реализации программы, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных и их семей;

    за выполнение работы по оказанию услуги «личностно ориентированное (тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты.

    Введение тьюторства в штатное расписание школы

    Внесение тьютора в реестр профессий позволяет ввести эту должность в штатное расписание школы и оплачивать его работу из бюджетных средств. Если концепция или программа развития ОУ предусматривает организацию профильного обучения в старшей школе по индивидуальным программам, то мы считаем целесообразным ввести должность педагог-тьютор в раздел «Педагогические работники» штатного расписания школы для организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ учащихся старших классов.

    В таком случае необходимо прописать тарификационные характеристики новой должности и условия оплаты труда. Например, установить два уровня оплаты в зависимости от квалификации и продолжительности работы в данной должности, установить продолжительность рабочего времени (по нашему опыту, это от 10-ти до 18-ти часов в неделю).

    Другие способы организации работы по индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению ИОП в школе и оплаты из бюджетных средств при НСОТ

    Если концепция ОУ включает задачи индивидуализации на всех ступенях школы, то могут быть два варианта организации тьюторской деятельности и ее оплаты.

    Это может быть вариант выделения определенного количества часов на тьюторскую работу по сопровождению индивидуальных траекторий учащихся из внеаудиторной части фонда оплаты труда.

    Если же эффективность индивидуализации связывается с тем, что все педагоги школы реализуют тьюторскую позицию каждый на своем месте – учителя как предметные тьюторы, классные руководители и администрация как сопровождающие новую деятельность подопечных (и учащихся, и педагогов), – то тьюторскую работу можно регламентировать и оплачивать из фонда стимулирующих доплат фонда оплаты труда. Тогда нужно разработать показатели качества тьюторской работы, систему самоанализа результатов работы тьютора и систему экспертной оценки качества. На основе этого оценивать результаты и эффекты тьюторской работы в баллах и устанавливать ежемесячные премии педагогам, реализующим тьюторскую позицию.

    1 Краткое извлечение из положения о тьюторском сопровождении индивидуальных оразовательных программ в МОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска.

    2 Краткое извлечение из положения о тьюторском сопровождении индивидуальных оразовательных программ в МОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска.