Руководства, Инструкции, Бланки

анализ посещенного занятия образец img-1

анализ посещенного занятия образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Анализ посещенного занятия (педагога)

Анализ посещенного занятия (педагога)

Организация урока (занятия). Приход учеников на занятие, их готовность к занятию. Организация учеников (мобилизация их внимания, готовность помещения к занятию).

Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков. Методы проверки.

Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельной работы, заданий дифференцированного характера, качество ответов. Активность учеников (студентов). Подведение итогов проверки знаний.

Содержание и методика изложения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учебного материала. Методы изложения учебного материала.

Система и последовательность изложения, доступность пояснения, связь с предыдущим материалом.

Активизация познавательной деятельности учеников (студентов), привлечение учеников к творческой работе для закрепления нового материалу. роль и место самостоятельной работы учеников в процессе изучения нового материалу.

Содержание и методика закрепления изученного материала. Упражнения и самостоятельная работа дифференцированного характера.

Содержание домашнего задания. Инструкция к его выполнению. Дополнительные задания отдельным ученикам.

Характеристика познавательной деятельности учеников: внимание, восприятие, память, мышление.

Характеристика деятельности педагога (руководителя): владение материалом, увлечённость предметом, педагогический такт, речь (дикция, темп, культура речи, эмоциональность).

Итоговая оценка урока.

Анализ посещенного занятия (студента)

Дата посещения ______________________Группа________________________

1. Оснащенность занятия: (наличие плана занятия, ведение журнала)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Личностные качества преподавателя: (знание предмета, общая эрудиция;

уровень педагогического и методического мастерства; культура речи

степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учениками; внешний вид преподавателя, мимика, жесты.).

Видео

Другие статьи

Анализы посещенных занятий методистом

Анализы посещенных занятий методистом

Руководитель кружка: Калинич Н.Д.

Тема занятия: «Виды изобразительного искусства. Композиция «Зимняя сказка».

- формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

- расширять знания воспитанников об изобразительном искусстве;

- дать понятие о центре композиции и способах его обучения;

- развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства.

На занятии присутствовали 13 детей из 13.

Тип занятия: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования по изобразительному искусству. Занятие началось с сообщения новой темы и рассказа о различных видах изобразительного искусства и подкреплялось наглядным показом образцов готовых картин. Это помогло детям создать наглядный образ различий между видами изобразительного искусства. С целью контроля понимания и усвоения воспитанниками новой темы и развитию культуры восприятия произведений изобразительного искусства педагог провела сравнительный анализ картин, находящихся в кабинете изобразительного искусства на выставке.

Во время практической части занятия дети работали над незавершенными работами. Педагог уделяла внимание каждому воспитаннику, помогала в выполнении работы, комментировала ошибки.

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, эвристический, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям учащихся, способствует развитию наблюдательности и логичности мышления. Осуществление педагогической деятельности было построено на таких принципах: доступности и посильности, наглядности, активности, творческого самовыражения.

При оценке и анализе работ детей по окончанию занятия педагог опирался на а ккуратность в работе, возраст воспитанника, уровень сложности, самостоятельность выполнения.

Рекомендации: Занятие лучше начинать с актуализации опорных знаний и связи с предыдущими занятиями, а не с объяснения новой темы. Перед практической частью проводить инструктаж по безопасному пользованию художественными принадлежностями. Во время оформления плана конспекта не забывать про триединую цель: научить, развить, воспитать.

Методист _____________ Лосева В.А.

Руководитель ИЗО студии «Колибри» _____________ Калинич Н.Д.

Руководитель кружка: Кочергина Т.В.

Тема занятия: «Основы материаловедения»

- познакомить детей с разными видами тканей, их происхождением;

- развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;

- воспитывать трудолюбие, терпение, интерес к декоративно – прикладному искусству.

Тип занятия: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования “Сувенир”. Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. Для ознакомления детей с новой темой был использован рассказ о видах тканей, их происхождении. Рассказ был подкреплен наглядными пособиями, а именно тематической папкой с образцами разных тканей. Это позволило подробно объяснить и показать детям основные свойства тканей, развивать мелкую моторику и тактильные ощущения детей, помогло воспитанникам самостоятельно найти и объяснить различия между разными видами тканей. Особенно интересно было детям узнать о видах и технологиях крашения тканей красителями и способами окраски ткани в домашних условиях подручными материалами (луковая шелуха, зеленка, марганцовка, чай и т.д.).

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, эвристический, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям воспитанников, способствует развитию наблюдательности и логичности мышления.

Рекомендации: использовать более широкий спектр и цветовую гамму тканей, пополнить тематическую папку новыми и более современными тканями.

Методист декоративно - прикладного

направления _____________ Лосева В.А.

Тема занятия: «Семья»

- введение нового лексического материала;

- развитие речевых навыков, правильной артикуляции;

- воспитание языковой культуры.

На занятии присутствовали 14 человек из 15.

Тип занятия: изучения нового материала. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования “Английский язык”. Структурные этапы занятия выдержаны. Занятие началось с речевой зарядки, что соответствует методике преподавания иностранного языка. В начале занятия вводились новые лексические единицы. На протяжении занятия отрабатывалась грамматическая структура I have. С целью закрепления графического образа букв и их фонетического образа ребята писали слова под диктовку по буквам. При наличии ошибок в произношении детей педагог старалась вовремя исправлять и повторять с ними правила чтения и произношения.

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, что соответствует содержанию материала.

Рекомендации: более тщательно относиться к подготовке занятия, подбору языкового материала. При использовании наглядных пособий следует учитывать их размер, при показе наглядного образца на расстоянии, нужно быть уверенными, что ребенок их рассмотрит и поймет о чем речь, также у них они должны быть эстетично оформлены.

Методист гуманитарного направления _______________ Лосева В.А.

Руководитель кружка « Happy English » _______________ Фролова М.Г.

Руководитель кружка: Мурашов Ю.Я.

Тема занятия: «Общая физическая подготовка. Судомодельная подготовка»

- знакомить с технологиями изготовления оборудования;

- овладение двигательными навыками и умениями;

- развитие функциональных возможностей организма;

- укрепление костно-связочного аппарата;

- воспитание внимания и дисциплинированности.

На занятии присутствовали 10 воспитанников из 12.

Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования по виндсерфингу. Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. Перед основной физической нагрузкой был проведен разогревающий комплекс разминочных упражнений с целью подготовки костно-связочного аппарата к усиленной физической нагрузке, что является методически верным. Руководитель кружка в доступной форме объяснил и наглядно на собственном примере показал правильную технику выполнения физический упражнений, сопровождая это разъяснением целесообразности и необходимости данных комплексов для занятий виндсерфингом. Во время основного структурного этапа воспитанники занимались современной гимнастикой «воркаут». С целью повышения организации учебной деятельности и мотивации воспитанников во время занятий имело место проведения разнообразных спортивных игр. Это позволило поддерживать психологический контакт с детьми и дисциплины во время занятия. На итоговом структурном этапе провели гоночные соревнования маленьких моделей яхт, изготовленных самими воспитанниками на специально оборудованном столе с водой.

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям воспитанников, способствует развитию наблюдательности и логичности мышления. Осуществление педагогической деятельности было построено на таких принципах: доступности, постепенности, повторности, наглядности.

Методист спортивного направления _____________ Лосева В.А.

Руководитель кружка «Виндсерфинг» _____________ Мурашов Ю.Я.

Руководитель кружка: Приваленко Е.Н.

Тема занятия: «Материаловедение (х/б ткани). Их свойства, назначение»

- учить пользоваться материалами и инструментами;

- знакомить с видами тканей и других материалов, которые используются при изготовлении игрушек (тесьма, бусинки, мех, бисер, пряжа, наполнитель и др.);

- развивать мелкую моторику, стремление к самостоятельности;

- воспитывать детей средствами художественно – технического творчества.

Тип занятия: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования «Мягкая игрушка». Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. Для ознакомления детей с новой темой был использован рассказ о разновидностях хлопчатобумажных тканей, происхождении их названий. Рассказ был подкреплен наглядными пособиями, а именно тематической папкой с образцами хлопчатобумажных тканей. Это позволило подробно объяснить и показать детям основные свойства данного вида ткани, развивать мелкую моторику и тактильные ощущения детей. Также был произведен анализ готовых игрушек, а именно – применение разных материалов для украшения игрушек (тесьмы, бусинок, бисера, пряжи, наполнителя).

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям воспитанников, способствует развитию наблюдательности и логичности мышления.

Рекомендации: обязательно проводить беседу по технике безопасности во время занятия, особенно обращать внимание на аккуратность работы с мелкими материалами (бусинами, бисером и др.)

Методист декоративно - прикладного

направления _____________ Лосева В.А.

Тема занятия: «Плетение петельками»

- познакомить с техникой плетения петельками;

- обучать изготовлению цветов из бисера;

- развивать творческие способности детей, аккуратность, усидчивость;

- воспитывать эстетические чувства, вкус.

На занятии присутствовали 9 человек из 15.

Тип занятия: комбинированный. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования по бисероплетению. Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. В начале занятия педагог проверила готовность детей и наличия у них всех необходимых материалов, что является методически верным.Был проведен анализ цветовой гаммы, элементов готового изделия, количественный анализ бисера для каждого элемента изделия. Перед началом практической деятельности был проведен инструктаж по технике безопасности работы с материалами и принадлежностями. Во время самостоятельной практической работы педагог следила за правильностью выполнения, оказывала детям помощь.

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям учащихся, способствует развитию наблюдательности и логичности мышления. Осуществление педагогической деятельности было построено на таких принципах: доступности и посильности, наглядности, активности, творческого самовыражения.

При оценке и анализе работ детей по окончанию занятия педагог опирался на а ккуратность в работе, возраст воспитанника, уровень сложности, самостоятельность выполнения.

Методист декоративно-прикладного направления ___________ Лосева В.А.

Руководитель кружка бисероплетения «Бисеринка» ___________ Калинич Н.Д.

Руководитель кружка: Конограева Л.И.

Тема занятия: «Изделия с цельнокроеным рукавом»

- учить самостоятельно выбирать фасон, узор, производить расчет петель;

- учить применять теоретические знания на практике;

- совершенствовать технические навыки и приемы вязания;

- развивать художественно – эстетический вкус;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования по вязанию. Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. В начале занятия была проведена актуализация опорных знаний по технике составления чертежа и выкройки изделия, по расчету петель, по технике безопасности во время работы с вязальными инструментами. На занятии дети работали над изготовлением изделия «на себя», а именно над летним блузоном в сеточку, вязанием спинки блузона с соблюдением ровного края. Руководитель кружка во время практической работы контролировала соблюдение правил безопасности, правильность выполнения работы, корректировала работу детей.

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям учащихся, способствует развитию наблюдательности и логичности мышления. Осуществление педагогической деятельности было построено на таких принципах: доступности и посильности, активности, творческого самовыражения.

При оценке и анализе выполненной работы детей по окончанию занятия педагог опирался на а ккуратность в работе, уровень сложности, самостоятельность выполнения, правильность расчета петель, соответствие выкройке.

Рекомендации: чаще использовать динамические паузы с целью повышения концентрации и внимания детей, отдыха глаз и рук.

Методист декоративно – прикладного

направления _____________ Лосева В.А.

Руководитель кружка: Иваненко В.М.

Тема занятия: «Материаловедение»

- учить различать виды тканей, определять лицевую и изнаночную сторону;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- способствовать созданию комфортного психологического климата в коллективе;

- воспитывать творческое отношение к труду.

Тип занятия: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования “Театр мод”. Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. Для ознакомления детей с новой темой был использован рассказ о видах тканей, их происхождении. Рассказ был подкреплен наглядными пособиями, а именно тематической папкой с образцами разных тканей. Это позволило подробно объяснить и показать детям основные свойства тканей, развивать мелкую моторику и тактильные ощущения детей, помогло воспитанникам самостоятельно найти и объяснить различия между разными видами тканей. Особенно интересно было детям узнать о видах и технологиях крашения тканей красителями и способами окраски ткани в домашних условиях подручными материалами (луковая шелуха, зеленка, марганцовка, чай и т.д.).

Целесообразным был иллюстрированный показ образцов одежды на моделях с целью анализа сочетаемости разных видов тканей для создания единого образа.

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, эвристический, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям воспитанников, способствует развитию наблюдательности, памяти и логичности мышления.

Рекомендации: использовать более широкий спектр и цветовую гамму тканей, использовать динамические паузы с целью поддержания дисциплины и психологического контакта с детьми.

Методист _____________ Лосева В.А.

Руководитель кружка: Климец Е.В.

Тема занятия: «Свет. Фокусировка»

- обучать правилам фотосъемки;

- способствовать развитию познавательного интереса к информационным технологиям;

- развивать логическое мышление, внимание;

- воспитывать терпение, умение оказывать взаимопомощь.

Тип занятия: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования по фото - искусству. Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. Актуализации опорных знаний проводилась в форме беседы об устройстве цифровой фотокамеры и ее основных компонентах. Был уместен плавный переход от актуализации опорных знаний и сообщения темы и задач урока к изучению нового материала. В течение занятия воспитанники составляли перечень этапов подготовки камеры к началу фотосъемки, настройки оборудования, а именно света, резкости и фокусировки.

На занятии были использованы такие методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям учащихся, способствует развитию наблюдательности и логичности мышления. Осуществление педагогической деятельности было построено на таких принципах: доступности и посильности, активности, наглядности.

Рекомендации: проводить инструктаж по правилам работы с фотоаппаратом, проводить динамические паузы с целью повышения мотивации воспитанников, поддержания дисциплины и психологического контакта с детьми.

Методист _____________ Лосева В.А.

Руководитель кружка: Петренко Т.Ю.

Тема занятия: «Ритмика. Современный этюд. Постановочная деятельность. Отработка поставленного репертуара»

- учить ритмично двигаться в соответствии с различными характерами музыки;

- разучивать новые танцевальные движения;

- отрабатывать выученный репертуар;

- повышать танцевальное искусство и навыки посредством современного танца.

На занятии присутствовали 20 человек из 20.

Тип занятия: групповой, комбинированный. Тема и задачи соответствуют программе дополнительного образования “Студия современного танца”. Структурные этапы занятия выдержаны, учебное время использовано рационально. Работа началась с разогревающих упражнений для всех групп мышц, растяжка, что является методически верным на занятиях хореографией. Перед разучиванием нового этюда проводились упражнения на координацию и гибкость, выполнялись прыжковые комбинации, что помогло плавно перейти к изучению нового материала. Изучение нового этюда сопровождалось наглядным показом педагогом на собственном примере со словесным пояснением.

На этапе отработки поставленного материала педагог использовала различные приемы: перестановка детей в разные линии, перемена линий местами с целью лучшего контроля и выявления ошибок, выявленных во время исполнения танцев. При выявлении массовых ошибок проводилась проработка проблемных элементов под счет с комментированием.

На занятии были использованы такие методы работы: наглядный, словесный, практический, что соответствует содержанию материала, целям и возрастным особенностям воспитанников, способствует развитию наблюдательности, памяти и логичности мышления.

Занятие проходил в рамках темы и разработанного педагогом плана-конспекта. Цели и задачи занятия были достигнуты.

Методист ______________ Лосева В.А.

Руководитель Студии современной

хореографии «Art Angels» _______________ Петренко Т.Ю.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Методическая разработка по теме: АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая разработка по теме:
АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________________________

№ группы, год обучения ________________________, возраст обучающихся _____________________

Кол-во обучающихся на занятии _____________________, по журналу __________________________

Дата, время, место проведения занятия_____________________________________________________

Форма проведения занятия_______________________________________________________________

Структурные элементы анализа

1. Организационная часть.

Привлечение внимания обучающихся, настрой на работу, предварительные указания по плану занятия (цели, задачи), готовность кабинета.

Наличие плана занятия, журнала. Их оформление.

2. Психолого-педагогический аспект.

Найден ли контакт с обучающимися, соответствует ли форма проведения занятия возрастным особенностям, общая атмосфера на занятии, педагогический такт.

3. Способы контроля знаний.

Используемые методики и приёмы позволяют в полной мере определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост обучающихся, формы поощрения.

Какие знания, умения, навыки были продемонстрированы, сколько обучающихся справилось, сколько – нет, формы фиксации результатов педагогом.

Уровень выполнения практической работы.

5. Рациональность использования теоретического изложения материала,

наглядных пособий, дидактического материала, технических средств обучения

Рекомендации посещающему занятия

Методические рекомендации посещающему учебное занятие.

Цель посещения учебного занятия заключается в осуществлении внутреннего контроля, позволяющего увидеть организационную, теоретическую, психологическую, методическую подготовку и уровень мастерства преподавателя, оценить качество знаний и умений студентов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов специальностей.

Организация контроля включает следующие этапы работы и процедуры:

1. До посещения занятия (урока)

2. При посещении занятия (урока)

3. После посещения занятия (урока)

- определить цель контроля;
-подготовиться к контролю

- зафиксировать фактическое состояние дел.

- провести анализ выявленного состояния; - сделать вывод из анализа; - сформулировать рекомендации и предложения и определять сроки их реализации; - провести повторный контроль за выполнением рекомендаций.

I этап работы проверяющего

Важной процедурой проверки является определение целей контроля. К ним относят:

    обмен опытом работы;
    ознакомление с внедрением образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс;
    изучение отдельных методов и приемов работы по развитию учебно-познавательной деятельности студентов, способов учебной деятельности студентов;
    изучение эффективности и результативности обучения по дисциплине;
    реализация задач, намеченных на текущий учебный год;
    изучение проблемы, над которой работает преподаватель;
    ознакомление с методической (организационно-педагогической, теоретической, психологической) подготовкой преподавателя:
    оказание помощи в работе молодым преподавателям.

- оказание помощи в работе молодым преподавателям. Для реализации целей контроля необходимо подготовиться к посещению занятия, предварительно ознакомиться с рекомендациями по анализу занятия, материалами преподавателя, которые отражают его работу, в том числе анализами ранее посещенных занятий. Подготовить материалы для ведения наблюдения за ходом занятия.
Объектами наблюдения при изучении состояния учебно-воспитательного процесса являются:

    Подготовка преподавателя к занятию (уроку).
    Материалы преподавателя, документация.
    Деятельность преподавателя и уровень его подготовки.
    Деятельность студентов и уровень их подготовки к занятию.
    Качество знаний, умений и навыков студентов.

II этап работы проверяющего

Контролирующий ведет наблюдение для последующего анализа собранного фактического материала. Для записи наблюдаемого на занятии можно использовать специальные бланки и формы. В зависимости от цели посещения фиксируются:

    время на отдельные этапы урока, ответы, объяснение нового материала:
    учебные ситуации, формы общения;
    методы и приемы, используемые преподавателем;
    научность, доступность, логичность, достоверность учебного материала, излагаемого преподавателем;
    возникающие трудности, эмоциональный и психологический климат урока;
    использование электронных образовательных ресурсов;
    реализация управленческих функций преподавателя (мотивация, организация, ориентировка, контроль, корректировка), характеристика отдельных ситуаций.


Весь полученный материал служит основой для анализа посещенного занятия.

III этап работы проверяющего

Анализ занятия (урока) может быть полным, кратким, структурным, аспектным, комплексным, поэтапным. Все типы анализа реализуются в ходе индивидуального собеседования с преподавателем. Сначала следует дать возможность преподавателю провести самоанализ. Выбор цели посещения занятия определяет вид последующего его анализа.
Полный анализ – это система аспектных анализов урока. Проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на занятии. Он должен отражать учебно-воспитательный процесс как единое целое.
Примерные вопросы для полного анализа:

    Планирует ли преподаватель комплексное решение задач обучения, воспитания, развития?
    Соответствует ли структура урока теме и задачам?
    Соответствует ли содержание материала задачам урока?
    Какие методы, приемы обучения применяет преподаватель для развития активной самостоятельной, творческой, мыслительной деятельности обучаемых?

Обучаются ли приемам логической обработки материала?

    Какие методы стимулирования познавательной деятельности используются?
      Применяется ли многообразие средств обучения?
      Какие подходы и методы использует преподаватель для усиления практической направленности обучения (связь с производством, самостоятельная работа студентов с книгой, справочниками, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием, умение организовать рабочее место и др.?
      Как осуществляется работа над основными понятиями, законами, как раскрываются причинно-следственные и межпредметные связи, систематизируется и обобщается учебный материал?
      Используются ли методы и приемы, способствующие воспитанию умений вести дискуссию, принимать решения в различных ситуациях? Используется ли коллективная мыслительная деятельность?
      Как проводится повторение и закрепление знаний?
      Как преподаватель вырабатывает умения и навыки студентов?
      На каких этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний и умений студентов?
      Имеет ли место дифференциация и индивидуализация процесса обучения?
      Как прослеживается сотрудничество между студентами и преподавателями?
      Соблюдается ли в учебном процессе санитарно-гигиенические требования?
      Как решаются цели и задачи занятия на всех его этапах, каков конечный результат, решены ли цели, выдвинутые перед занятием?
    Что из данного занятия можно взять для себя и рекомендовать другим?

Аспектный анализ занятия (урока) – применяется руководителем для глубокого освещения одной стороны учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на занятии. Этот анализ предполагает разбор и оценку аспектов урока:

    дидактического;
    психологического;
    воспитательного;
    методического;
    организационного.


Анализу могут быть подвергнуты и более частные стороны занятия, например, отдельные способы активизации познавательной деятельности студентов, приемы воспитательного воздействия, содержание учебного материала, структурная организация занятия и др. Такой анализ можно назвать поэлементным.

Дидактический анализ предусматривает разбор занятия по основным дидактическим категориям, таким как:

    цель;
    принципы;
    структура;
    тип урока;
    содержание;
    методы и формы организации процесса обучения;
    дифференцированный и индивидуальный подход к обучаемым.


Психологический анализ занятия предусматривает его работу по следующим составляющим:

    эмоциональный фон;
    установки (целеполагание) на учебно-познавательную деятельность;
    моделирование общения;
    организация и управление общением;
    выявление системы общения преподавателя;
    управление восприятием, представлениями, памятью, мышлением, воображением, речью, вниманием, волевыми процессами, темпераментом студентов;
    общий психологический климат занятия.

Краткий анализ занятия предусматривает оценку его качеств.
Оцениваются:

    поставленные цели, их реализация в ходе урока;
    соответствие содержания материала, методов и средств поставленным целям;
    достигнутые результаты.


Поэтапный анализ урока предусматривает анализ основных этапов урока в зависимости от их последовательности:

    постановка цели урока;
    изучение нового материала;
    закрепление;
    повторение;
    задание на дом.

1. Подготовительный этап:

    четкость формулировки темы, целей и задач занятия (урока) - мотивация;
    целесообразность, научность, достоверность отобранного для занятия содержания;
    соответствие содержания, структуры, методов, форм и средств занятия целевым установкам;
    дидактическая оснащенность занятия (наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства).


2. Организационное начало занятия:

    оборудование помещения;
    готовность к занятию преподавателя и студентов;
    мотивация студентов, ориентирование в предстоящей работе, организация внимания.


3. Проверка знаний и умений:

    цель проверки знаний, место контроля на различных этапах занятия;
    методика проверки, ее целесообразность и эффективность;
    реализация основных функций проверки знаний и умений (обучающая, контролирующая, развивающая);
    характеристика уровня знаний и умений студентов, выявленных в ходе проверки;
    объективность оценки, наличие ее достаточной аргументации и оценочного суждения.

4. Изучение нового материала:

    соответствие содержания изучаемого материала требованиям программы, доступность нового материала, система познавательных задач на уроке, логика изложения (наличие смысловых блоков и познавательных задач к каждому из них), соотношение эмпирических (номенклатура, представления, факты) и теоретических (понятия, связи, теории, принципы, закономерности) знаний, соотношение основного и дополнительного материала;
    методы, используемые для изучения нового материала, обоснованность и эффективность их применения для реализации основных функций обучения; соотношение продуктивных и репродуктивных методов, уровень сложности учебных задач;
    роль и место самостоятельной работы студентов, стимулирование и мотивы для познавательной деятельности;
    использование на уроках разнообразных источников получения знаний;
      характер умственной деятельности студентов при овладении новым материалом (первичное восприятие, запоминание, осмысление, анализ применения знаний и умений в идентичных или новых ситуациях);
      целенаправленность и эффективность использования дидактических материалов и электронных образовательных ресурсов;
      осуществление обратной связи в процессе изучения нового материала, уровень овладения студентами вновь полученными знаниями. 5. Закрепление нового материала и задание на дом:
      место и методика закрепления материала в структуре занятия, их целесообразность;
      объем и посильность домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
      характер домашней работы, ее соотношение с методикой изучения нового материала;
    наличие и характер инструктажа, дифференцированность, индивидуальность заданий на дом.
Структурный анализ позволяет подвергнуть анализу взаимосвязи всех элементов урока, их обусловленность и зависимость от поставленных целей. Структурный анализ направлен на выявление доминирующего элемента занятия, выявление структур отдельных элементов в зависимости от его задач, определение целесообразности составляющих элементов занятия, их последовательности. Этот вид анализа предусматривает изучение деятельности преподавателя и студента, ее результативности на всех этапах занятия, выявление зависимости этой деятельности от целей занятия и направленности на конечный результат. Суть анализа в том, чтобы сопоставить цели занятия с конечными результатами и установить, решены ли поставленные задачи на уроке. Комплексный анализ – это анализ 3-5 занятий по одной теме или системы посещаемых занятий. Дается анализ развития содержания, методов, организационных форм процесса обучения на занятии. Это всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения. Выявляется, как осуществляется преподавателем процесс индивидуализации и дифференциации обучения, как идет реализация развивающей функции обучения. Прежде чем дать комплексный анализ системы посещенных уроков, можно провести проверку знаний студентов в форме опроса или выполнения ими контрольной работы. Цель комплексного анализа – изучение системы работы преподавателя, обобщение передового педагогического опыта.
  • Возможны и такие формы анализа занятия как:
  • диалог с преподавателем;
  • «круглый стол»;
  • дискуссия и др.
  • Выводы и предложения основываются на проведенном анализе и самоанализе. В выводах раскрываются положительные стороны деятельности преподавателя, достигнутые успехи в педагогическом мастерстве. Отмечается, как осуществляется подготовка к занятию. В какой степени достигаются ожидаемые результаты, как излагается новый материал, как организуется работа по повышению качества знаний и умений студентов, формулируются конкретные причины выявленных недостатков. Выделение недостатков и определение их причин позволяют определить предложения и наметить конкретные меры по их устранению и сроки последующей проверки.
    Таким образом, проводимые посещения занятий, последующий анализ, формулирование выводов и предложений являются формой повышения квалификации преподавателя, роста его педагогического мастерства.

? Copyright © 2016. БМТК