Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по игре в шахматы img-1

инструкция по игре в шахматы

Категория: Инструкции

Описание

Правила игры в шахматы

Правила игры в шахматы

Если вы не знаете, как увлекательно провести вечер всей семьей, попробуйте сыграть в шахматы. Для того чтобы освоить эту интеллектуальную старинную игру, совсем не обязательно иметь высокий IQ. Важно изучить основные правила игры в шахматы – и при определенном старании вскоре вы сможете придумывать новые комбинации ходов не хуже опытных игроков. Азы игры для начинающих игроков

Шахматная доска включает 64 квадрата, где белые поля чередуются с темными. Горизонтальные линии нумеруют от одного до восьми, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами с a по h. Каждому полю доски присваиваются свои координаты, образованные из названия вертикальной полосы и номера горизонтальной полосы на доске, например, а7, f5 и т. д.

Перед началом партии стоит не только узнать правила игры и понять, как играть в шахматы, но и правильно разместить доску. Ее кладут так, чтобы у каждого участника с правой стороны располагалось угловое поле белого цвета. Игроков два: один управляет фигурами белого цвета, а второй – фигурами темного (черного) цвета. Все фигуры имеют собственные уникальные наименования: король, ферзь (королева), слоны (офицеры), ладьи (туры), кони и пешки. В игре участвуют один король (обозначение при записи Кр) и ферзь (Ф), два коня (К), две ладьи (Л), два слона (С) и восемь пешек (п.) с каждой стороны – всего по 16 фигур.

Правила игры в шахматы для начинающих и детей: просто о сложном

Изначально все фигуры на доску выставляют так, как показано ниже.

Все они ходят особым, свойственным только им образом:

  1. Слон ходит в диагональном направлении на любое из полей с того места, где он размещен.
  2. Ладью можно переместить на любое поле в вертикальном или горизонтальном направлении, начиная от того места, где она стоит.
  3. Ферзь свободно перемещается на любое поле по диагонали либо в вертикальном или горизонтальном направлении.
  4. Взрослым, рассказывая правила игры в шахматы для детей, следует акцентировать внимание на том, что слона, ладью или королеву нельзя переставить через поле, если его занимает вражеская фигура.
  5. Конь ходит в виде буквы «Г», занимая одно из полей, наиболее близких к месту его расположения, но оно не должно располагаться на той же диагонали, горизонтали либо вертикали.
  6. Пешку можно передвинуть только вперед несколькими способами. С начальной позиции данную фигуру допускается переместить на 1 либо 2 поля вперед на той же вертикали, если они свободны от других фигур. В любом другом положении пешка ходит так же, но лишь на одно поле. Этой фигурой можно убрать фигуру соперника, если она находится перед пешкой на соседней вертикали в диагональном направлении.
  7. Согласно основным правилам игры в шахматы пешка, достигнувшая самой крайней горизонтали от своей исходной позиции, превращается в слона, ладью, коня или королеву того же цвета.
  8. Король передвигается на любое соседнее поле, если ему в новом положении не грозят фигуры соперника.

Также эту ключевую фигуру можно переместить способом рокировки.

Если король и ладья того же цвета занимают начальную позицию, их перемещают по крайней горизонтали: с начального поля короля переставляют на 2 поля по направлению к туре, а затем тура как бы «перепрыгивает» через короля на следующее возле него поле.

Выполнение шаха и мата

Шах – это нападение фигур противника на короля. В этой ситуации знать правила игры очень важно, чтобы понять, как научиться играть в шахматы. Вы не сможете сделать ход другой фигурой, кроме короля, пока не уведете его из-под шаха. С помощью черного слона можно легко создать шаховую ситуацию для белого короля, как, впрочем, и наоборот: белый офицер угрожает черному королю.

На следующих рисунках шах объявлен черным фигурам, но они защищаются от него, переместив слона на с5.

Матом называется шах, который нельзя нейтрализовать. Объявленный мат считается выигрышем. Классический вариант: ферзь атакует короля, у которого нет никаких путей к отступлению. Убрать королеву с доски король также не способен, поскольку ее защищает белый король.

Мат также можно поставить с помощью ладьи: уйти из-под удара ключевой фигуре черных мешают черные пешки f7, g7 и h7.

Список литературы по обучению игре в шахматы:
  1. Левенфиш Г. Я. «Книга начинающего шахматиста» (1957).
  2. Рохлин Я. Г. «Шахматы» (1959).
  3. Подгаец О. А. «Прогулки по белым и черным полям» (2006).
  4. Волокитин А. Грабинский В. «Самоучитель для вундеркиндов» (2009).
  5. Юдович М. М. «Занимательные шахматы» (1966).
  6. Эйве М. «Учебник шахматной игры» (2003).
  7. Халас Ф. «Приключения в шахматном королевстве» (2016).
  8. Калиниченко Н. М. «Уроки шахматной тактики для юных чемпионов» (2016).
  9. Трофимова А. С. «Секреты мастерства для юных шахматистов» (2016).
  10. Чендлер М. «Шахматы для детей. Поставь папе мат!» (2015).
Также предлагем вам ознакомиться с правилами игры в нарды и шашки.

Большую часть игр в лагере проводят на воздухе, но погода преподносит порой сюрпризы, и вожатым приходится перестраивать программу развлечений «под крышей». Разберем некоторые интересные варианты игр.

Игры под открытым небом в летнем лагере - лучшее времяпровождение для ребят, ведь тут можно дать волю фантазии, найти выход накопившейся энергии и просто совершенствовать свою физическую силу. Рассмотрим, как полезно и весело провести время.

Основное развлечение детей в летнем лагере - это игры и конкурсы. Вожатым стоит тщательно продумывать программу, чтобы интересно было каждому, и детвора провела время с пользой для ума и тела.

Боулинг - чрезвычайно увлекательная игра, которую любят многие. Собираясь в боулинг-клуб, обязательно запаситесь знаниями о том, по каким правилам в нее играть, и обязательно научите азам своих детей.

Другие статьи

Шахматы: правила

Правила шахмат. Фигуры в шахматах. Шахматные фигуры Описание шахмат

Шахматы - очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.

В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды - числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем - ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).

Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.

Общие правила шахмат

Игроки ходят по очереди. Белые всегда ходят первыми. Белые выбирают фигуру, которой будут ходить, и ставят ее на другую клетку, исходя из правил передвижения этой фигуры. За раз ходят всегда одной фигурой, исключение из этого правила - рокировка. когда задействуются сразу две фигуры (король и ладья). Клетка, на которую ступает фигура, может быть либо пустой, либо ее может занимать фигура противоположной стороны. В последнем случае, вражеская фигура захватывается. Иначе говорят, что происходит взятие фигуры. Захваченная фигура убирается с доски, и больше не принимает участия в игре. (Взятие не является обязательным действием.)

Более подробно взятие и рокировка рассматриваются в следующих разделах:

Фигуры в шахматах

На нижнем ряду на рисунке сверху, где расположены фигуры белых, находятся (слева направо): ладья (называемая также тура́ или башня ), конь. слон. ферзь (называемой также королевой ), король. еще один слон, еще один конь, и еще одна ладья. Во втором ряду белых фигур расположены восемь пешек. Обратите внимание, что ферзь в начальном положении всегда занимает клетку того же цвета, как и сам ферзь (т.е. ферзь белых ставится на клетку светлого цвета, а ферзь черных - на клетку темного цвета).

Каждая шахматная фигура имеет определенную ценность (как правило, их измеряют в пешках, т.е. каждая фигура заменяет собой определенное количество пешек). Ферзь стоит 9 очков, поэтому он гораздо ценнее, чем пешка, чья стоимость - всего 1 очко.

В таблице ниже перечислены все шахматные фигуры с их изображениями, названиями, символами, и ценностью. Король в шахматах не оценивается, ведь это самая главная фигура, и если ему объявлен мат (см. ниже), игра проиграна. Хотя в некоторых источниках ему присваивают 200 очков.

Каждая фигура в шахматах двигается по-своему. Подробнее все шахматные фигуры описаны в следующих разделах:

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат. Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

Другие правила шахмат
  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход - этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью - если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE .

До 1561 года рокировка осуществлялась в два хода

Правила игры в шахматы

Правила шахмат

Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.


По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии "черные" и "белые" имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
----
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка - это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Рокировку нельзя делать:
- если король уже делал ход
- если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
- если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
- если после рокировки король окажется под шахом
- если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
- если король при рокировке должен пройти через "битое поле" (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается "0-0", длинная "0-0-0".
-----
Шах - ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
- защититься от шаха
- забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
- уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
-----
Мат - такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
----
Пат - такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
----
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).

---
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

----
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).

---
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой "Г". То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой "Г". Отличительной особенностью коня является то, что он может "перепрыгивать" через другие фигуры.

----
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Также здесь следует разъяснить такое понятие как "битое поле". Битое поле - это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали - у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки - она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему - ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

----
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием "ракета".
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил "обычных" шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Похожие новости Комментарии (76)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости. не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Учимся играть в шахматы

Как играть в шахматы

Древняя индийская мудрость гласит, что шахматы это игра тысячи радостей. И с этим сложно не согласиться. Сейчас невозможно прийти к единому мнению, являются ли шахматы спортом . наукой или даже искусством . Все эти точки зрения в равной степени могут быть правильными, ведь данная игра обладает чертами, присущими всему вышеперечисленному. Рассматривать шахматы как спорт можно, поскольку тут присутствует элемент борьбы — психологической, борьбы быстроты, борьбы планов. Как науку это занятие также можно рассматривать, поскольку в нем есть теоретическая часть, изучать которую нужно с научным подходом. Искусством шахматную игру можно смело называть, потому что она является продуктом творчества двух игроков, во время которого можно создавать красивые комбинации и выстраивать сложную позиционную композицию. Вне зависимости от того, кто победил в игре, а кто проиграл, оба участника получают от партии удовольствие, чтобы познать которое, нужно научиться играть в шахматы.

Необходимо:

— шахматные фигуры;
— шахматная доска
— партнер.

Инструкция:
  • Для начала, необходимо определиться с характером и целью игры, а также с основополагающими правилами. Так партия разыгрывается двумя шахматистами на одной квадратной доске, поделенной на 64 клеточки . Игрок, играющий белыми, начинает партию. Второй игрок может походить, когда его партнером будет сделан ход.
  • Целью игроков является атаковать короля противника так, чтобы у него не было никакой возможности избежать «взятия » во время своего хода. Человек, который достигает этой цели, «ставит мат » и становится победителем в игре. В случае, если складывается такая позиция, когда ни один из игроков не может поставить мат, игра заканчивается ничьей.
  • Перед началом партии фигуры выставляются на игровой доске. После чего партнер, играющий белыми, делает свой первый ход . Но для этого нужно знать, как можно перемещаться по доске. Так, ни одну из фигур нельзя переместить на клеточку, если там уже стоит экземпляр такого же цвета. Если там расположена фигура противоположного цвета, то она считается взятой и ее необходимо убрать с поля. Это является частью одного хода.
  • Теперь давайте посмотрим на то, как фигуры могут передвигаться по полю. Слон может перемещаться на любую клеточку по диагонали, если на ней никто не стоит и в случае когда никто не преграждает ему дорогу. Ладья может перемещаться на любое поле по горизонтали и по вертикали. Ферзь может переместиться на любое поле в любом направлении, и по горизонтали, и по вертикали, и по диагонали. Конь ходит в любую сторону буквой «Г ». Пешка может передвигаться только вперед на соседнее поле, если оно свободно. Также, если пешка находится в исходной позиции, ее можно продвинуть вперед на две клеточки. Фигуру партнера пешкой можно «забрать » походив на поле с ней по вертикали.
  • Когда пешка доходит до горизонтали противника, происходит «превращение » — ее можно заменить на любую фигуру (ферзь, ладья, слон или конь), причем выбирать игрок может из всех вариантов, а не только из тех, которые были сняты с игры.
  • Король может переходить на любое поле, которое находится рядом с ним. Но при этом если эта клетка находится под «атакой » противника, игрок не имеет права переставлять на нее короля. Также им можно провести рокировку. Для этого его переставляют с его исходного места на две клеточки в сторону ладьи, а ладью переставляют через короля на то поле, которое он пересек последним. Рокировку нельзя провести, если или королем или ладьей уже совершались ходы. Временно рокировкой нельзя воспользоваться в двух случаях: если между ладьей и королем находится еще какая-то фигура, которая мешает проведению операции, или если какое-либо из полей, которые должен пересечь король, находится под атакой противника.
  • Перед тем, как играть в шахматы, также необходимо знать, что король может быть в позиции «под шахом », если он находится под атакой, хотя бы одной фигуры противника. Даже в том случае, когда сама фигура не может перемещаться. Объявлять шах не обязательно. Нельзя сделать ход фигурой, если после этого король останется под шахом.
  • Вы ознакомились с общими правилами игры и теперь можете приступать к ее освоению. Только не забывайте. что для того, чтобы хорошо научиться играть в шахматы, необходимо играть с более сильным партнером.
Сколько стоит PSP Go Выход Мафии 3 Составить слово из букв Когда выйдет СТАЛКЕР 2 Русское лото проверить