Руководства, Инструкции, Бланки

рычаги управления мтз 82 нового образца img-1

рычаги управления мтз 82 нового образца

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Органы управления и приборы трактора МТЗ-82

Органы управления и приборы трактора МТЗ-82.1

Расположение органов управления и приборов тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1

Органы управления и приборы, расположенные в кабине (унифицированной) трактора, представлены на рисунках.

Рис.1. Расположение приборов и органов управления

1 – выключатель аварийной сигнализации; 2 – маховичок управления шторкой водяного радиатора двигателя; 3 – многофункциональный подрулевой переключатель; 4 – комбинация приборов; 5 – блок контрольных ламп; 6 –тахоспидометр; 7 – место ус-тановки радиоприемника; 8 – дефлекторы; 9 –
рециркуляционные заслонки; 10 – блок клавишных переключателей верхнего щитка; 11 – плафон кабины с выключателем; 12 – солнцезащитный козырек; 13, 14, 15 – рукоятки управления выводами распределителя ГНС (выносными цилиндрами); 16 – рулевое колесо; 17 – пульт управления тахоспидометром; 18 – выключатель стартера и приборов; 19 – рычаг управления понижаю-щим редуктором КП; 20 – педаль управления подачей топлива; 21 – педаль управления правым рабочим тормозом; 22 – соединительная планка тормозных педалей; 23 – пе-даль управления левым рабочим тормозом; 24 - педаль управления блокировкой дифференциала заднего моста (при установленном ГОРУ); 25 – рукоятка фиксации угла наклона рулевой колонки; 26 – рукоятка останова двигателя (красного цвета); 27 – педаль управления сцеплением; 28 – выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 29 – рукоятка управления блокировкой дифференциала заднего моста (при установленном ГУР); 30 – центральный переключатель света.

На тракторах Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 с тент-каркасом или основанием тента на базе унифицированной кабины позиции 7, 8, 9, 10, 11, 12, 28 отсутствуют.

Рис.2. Расположение органов управления тракторов с тент-каркасом

1 - рычаг стояночного тормоза; 2 - рычаг переключения передач; 3 - ограничитель хода рычага управления силовым регулятором; 4 - рычаг управления подачей топлива; 5 - рычаг управления ВОМ; 6 - рукоятка управления силовым регулятором (ЗНУ); 7 - выключатель «массы»; 8 - тяга переключения диапазонов ходоуменьшителя (если установлен); 9 - рычаг переключения передач ходоуменьшителя (если установлен); 10 - рукоятка управления захватами гидрокрюка; 11 - рычаг переключения ВОМ (независимый/синхронный); 12 - рычаг фиксации механизма навески в поднятом положении; 13 - рычаг управления приводом ПВМ.

Выключатели и переключатели щитка приборов

Рис.3. Выключатели и переключатели щитка приборов

1 – многофункциональный подрулевой переключатель; 2 – выключатель аварийной световой сигнализации; 3 – центральный переключатель света; 4 – выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 5 – выключатель стартера и приборов.

Выключатель стартера и приборов 5 имеет четыре положения:

- «0» – выключено;
- «I» – включены приборы, блоки контрольных ламп;
- «II» – включен стартер (нефиксированное положение);
- «III» – включен радиоприемник (поворот ключа против часовой стрелки).

Радиоприемник работает только в положениях «I» и «III» выключателя стартера и приборов.

Подрулевой многофункциональный переключатель 1 обеспечивает включение указателей поворота, переключение света фар (ближний-дальний), сигнализацию дальним светом, звуковой сигнал:

- поворотом рычага подрулевого переключателя 1 от себя или на себя включается правый или левый указатель поворота соответственно. После поворота трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 рычаг автоматически возвращается в исходное положение.

- звуковой сигнал включается при нажатии на рычаг в осевом направлении. Звуковой сигнал включается в любом положении рычага подрулевого переключателя 1.

- при включенных дорожных фарах (установка клавиши 3 в положение «III») и при установке рычага переключателя 1 вниз включается «дальний свет», при включенных дорожных фарах и при установке рычага переключателя 1 вверх – «ближний свет».

- при перемещении рычага переключателя 1 из положения «ближний свет» вверх до упора кратковременно включается «дальний свет» («мигание дальним светом», положение нефиксированное) независимо от положения центрального переключателя света. При отпускании рычага он автоматически возвращается в положение «ближнего света».

При нажатии на кнопку выключателя аварийной световой сигнализации 2 включается аварийная световая сигнализация. Встроенная в кнопку контрольная лампа мигает одновременно с мигающим светом сигнализации. При повторном нажатии на кнопку 2 аварийная сигнализация отключается.

Центральный переключатель света 3, имеет три положения:

- положение «I» – «выключено» (утоплена верхняя на рисунке часть клавиши);

- положение «II» – «включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака, освещение контрольно-измерительных приборов на щитке, а также габаритные огни на прицепной машине» (среднее положение);

- положение «III» – «включены все потребители положения «II» и дорожные фары» (нижняя на рисунке часть клавиши нажата до упора).

При нажатии на клавишу 4 (нефиксированное положение) включается стеклоомыватель переднего стекла. При отпускании клавиши 4 – стеклоомыватель переднего стекла выключается.

Блок клавишных переключателей верхнего щитка и выключатель стеклоочистителя заднего стекла

При нажатии на клавишу выключателя 1 включается стеклоочиститель переднего стекла.

Выключатель имеет три положения:

- «Выключено»;
- «Включена низкая скорость стеклоочистителя»;
- «Включена высокая скорость стеклоочистителя».

При нажатии на клавишу переключателя 2 включается вентиляция воздуха в кабине трактора Беларус МТЗ 82-1, 80-1.

Переключатель имеет три положения:

- «Выключено»;
- «Включен режим малой подачи воздуха»;
- «Включен режим большой подачи воздуха».

При нажатии на клавишу выключателя 3 включаются две задние рабочие фары и световой индикатор, встроенный в клавишу.

При нажатии на клавишу выключателя 4 включаются две передние рабочие фары, и световой индикатор, встроенный в клавишу.

Рис.4. Блок клавишных переключателей верхнего щитка

1 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла; 2 – переключатель вентилятора кабины; 3 – выключатель задних рабочих фар; 4 – выключатель передних рабочих фар.

Управление отопителем-вентилятором кабины

Рис.5. Элементы управления отопителем-вентилятором кабины

1, 2 – рукоятка крана отопителя; 3 – рециркуляционная заслонка; 4 – переключатель вентилятора кабины; 5 – дефлектор; 6 – шланг; 7 – хомут; 8 – сливная пробка.

Отопитель-вентилятор кабины может работать в двух режимах – отопления и вентиляции.

Для работы отопителя-вентилятора в режиме отопления необходимо выполнить следующие условия:

- запустите двигатель Беларус МТЗ-82.1, 80.1 и дайте ему поработать на средних оборотах для прогрева воды до температуры от плюс 70°С до плюс 80°С, после чего откройте кран отопителя. Для этого рукоятку крана 1 необходимо повернуть до упора против часовой стрелки. Если кран отопителя установлен снаружи кабины, то необходимо отвернуть рукоятку 2. Затем увеличьте обороты двигателя и через 1-2 минуты убедитесь в циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, приоткрыв сливную пробку 8 сливного крана с правой стороны кабины;

- проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

- включите вентилятор отопителя с помощью переключателя 4, при этом в течение от одной до пяти минут в кабину должен начать поступать теплый воздух, что подтверждает исправность системы отопления;

- направьте поток воздуха с помощью дефлекторов 5;

- путем открытия рециркуляционных заслонок 3 можно управлять количеством свежего воздуха, поступающего в кабину.

Для слива охлаждающей жидкости из системы отопления предусмотрены сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины.

При установленном кране 1 слив ОЖ из системы отопления производите следующим образом:

- откройте кран отопителя, для этого рукоятку 1 необходимо повернуть до упора против часовой стрелки;

- слейте ОЖ в специальную емкость, открыв сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины;

- затяните пробки 8 и отсоедините шланги 6 с левой и правой сторон кабины, предварительно ослабив затяжку хомутов 7;

- продуйте систему отопления сжатым воздухом;

- после продувки закройте кран отопителя, повернув рукоятку 1 до упора по часовой стрелке, соедините шланги 6 и затяните хомуты 7;

- проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

При установленном кране 2 слив ОЖ из системы отопления производите следующим образом:

- закройте кран отопителя, завернув рукоятку 2;

- слейте ОЖ в специальную емкость, открыв сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины;

- продуйте систему отопления сжатым воздухом;

- затяните пробки 8 с левой и правой сторон кабины;

- проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

На тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 также может быть установлен вентилятор кабины.

Рис.6. Элементы управления вентилятором кабины

1 – заглушка; 2 – рециркуляционная заслонка; 3 – переключатель вентилятора кабины; 4 – дефлектор

Для выполнения вентиляции кабины необходимо выполнить следующие действия:

- включите вентилятор с помощью переключателя 3 и направьте поток воздуха с помощью дефлекторов 4;

- путем открытия рециркуляционных заслонок 2 можно управлять количеством свежего воздуха, поступающего в кабину.

Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов

Другие статьи

Органы управления

Органы управления

Расположение органов управления трактором показано на рисунках, приведенных в этой статье.

1 - блоки плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме.

Схема электроцепей трактора, защищаемых плавкими предохранителями

  • 1 - задние фары
  • 2 - стоп-сигнал
  • 3 - указатели поворотов
  • 4 - звуковой сигнал
  • 5 - указатель температуры воды, стеклоомыватель, указатель уровня топлива
  • 6 - электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения
  • 7 - плафон и стеклоочиститель
  • 8 - дальний свет
  • 9 - ближний свет левой фары
  • 10 - ближний свет правой фары
  • 11 - левые габаритные огни
  • 12 - правые габаритные огни

2 - рукоятка троса аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и дизель останавливается. При отпускании последняя автоматически возвращается в исходное положение.

3 - рычаг (рис. ниже) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного дизеля, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтральное положение рычага - вертикальное.

Контрольные приборы и органы управления трактора

4 - рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя с помощью троса воздушная заслонка открывается, при возвращении рукоятки в исходное положение - закрывается.

5 - рычаг и 47 - педаль управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует нулевой подаче топлива, при перемещении рычага вниз подача топлива увеличивается. Педаль управления совершает аналогичную работу.

6 - рукоятка управления краником топливного бака пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при возвращении рукоятки в исходное положение - закрывается.

7 - маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, против часовой стрелки - опускается; при опускании шторки температура охлаждающей жидкости понижается.

8 - рукоятка (рис. выше) управления блокировкой дифференциала. Рукоятка имеет три положения: I - "блокирование дифференциала выключено"; II - "автоматическое блокирование"; III - "принудительное блокирование".

Порядок пользования рукояткой управления блокировкой дифференциала изложен в статье "Блокировка дифференциала заднего моста ".

9 - выключатель магнето пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). После нажатия на кнопку прекращается подача тока на искровую свечу пускового двигателя.

11 - выключатель звукового сигнала. Выключатель стеклоочистителя (смотрите рисунок в этой статье, позиция 13, см. форзацы книги).

15 - переключатель указателей поворота. Переключатель имеет три положения: правое - включены указатели правого поворота, левое - включены указатели левого поворота, среднее - выключено.

19 - переключатель ближнего и дальнего света. Переключатель имеет два положение: левое - "дальний свет", правое - "ближний свет".

21 - выключатель стеклоомывателя.

22 - рулевое колесо поворота трактора. Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда водителя предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регулировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в статье "Привод рулевого механизма".

26 - выключатель стартера (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); включатель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя дизеля Д-240 (для МТЗ-80 и МТЗ-82). Для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л включатель имеет два положения: I - "выключено", II - "включен электростартер пускового двигателя". Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины; для МТЗ-80 и МТЗ-82 выключатель имеет три положение: нейтральное - "выключено", второе - "включена спираль накаливания электрофакельного подогревателя", третье - "включены электромагнитный клапан (при включенной спирали накаливания электрофакельного подогревателя) и стартер".

Поворот выключателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение выключатель возвращается под действием пружины.

27 - рукоятка фиксатора рулевого колеса. Рукоятка имеет два положения: нижнее - фиксатор защелкнут и постоянно удерживается в этом положении с помощью пружины и верхнее - принудительно перемещается и удерживается рукой для обеспечения возможности откидывания рулевого колеса при входе и выходе из кабины.

28, 29, 31 - рычаги управления распределителем гидросистемы: 28 - правым выносным цилиндром, 29 - левым выносным цилиндром и 31 - задним цилиндром. Каждый рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее - "плавающее", среднее нижнее - "нейтральное", нижнее - "подъем" и одно нефиксируемое - среднее верхнее положение - "опускание принудительное", при использовании этой позиции рычаг удерживайте рукой.

30 - рычаг управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее - "заперт", среднее верхнее - "выключен", среднее нижнее - "включен", нижнее - "сброс давления" - не фиксируется, рычаг следует удерживать рукой.

Схема управления рычагами 28, 29, 30 и 31, а также маховичком 49 показана на рисунке ниже.

Схема управления гидросистемой трактора

32 - рычаг управления задним валом отбора мощности (ВОМ).
Рычаг имеет два положения: нижнее - "ВОМ выключен", верхнее - "ВОМ включен".

33 - рычаг управления стояночно-запасным тормозом. При перемещении рычага на себя происходит торможение, от себя (предварительно нажав на кнопку рукоятки) - растормаживание.

34 - рукоятка управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок-ограничитель орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение на секторе орудие поднимается. Рукоятку удерживайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку, и она автоматически установится на фиксатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в рубрике "Порядок работы с сельскохозяйственными машинами и орудиями".

35 - рычаг включения блокировки навесного устройства.

36 - тяга управления раздаточной коробкой (только для МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Тяга имеет три положения: крайнее нижнее с фиксацией упором в нижнем пазу стойки - "муфта свободного хода отключена"; среднее с фиксацией в среднем пазу стойки (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) - "муфта свободного хода включена"; крайнее верхнее с фиксацией упором в верхнем пазу стойки - "принудительно включен передний ведущий мост".

37 - выключатель "массы" аккумуляторных батарей. "Масса" включается нажатием на вертикальный шток и выключателя при нажатии на горизонтальный шток.

38 - выключатель задних фар (справа от сиденья на боковой стенке).

39, 42 - педали тормозов. Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 39 правого тормоза включается пневматический привод тормозов прицепа.

40 - соединительная планка тормозных педалей. Планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами.

41 - переключатель силового (позиционного) регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается позиционное регулирование, влево - силовое регулирование.

43 - рычаг переключения передач. Сначала рычагом включите I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включите нужную передачу, как показано на рисунке ниже.

Схема управления рычагом коробки передач

44 - крышка смотрового люка для доступа к переключателю 41 и ручке 6 (рисунок расположен в этой статье) регулирующего крана силового регулятора.

При перемещении ручки назад кран закрывается, при перемещении вперед - открывается.

Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в статье "Силовой (позиционный) регулятор ".

45 - поводок переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При повороте поводка против часовой стрелки включается синхронный привод, при повороте по часовой стрелке - независимый; среднее положение соответствует нейтрали.

46 - выключатель блока отопления (охлаждения) кабины.

48 - рукоятка тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки - "захваты освобождены от нагрузки", нижнее положение - "захваты под нагрузкой".

49 - маховичок ГСВ для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, при повороте против часовой стрелки - увеличивается.

50 - педаль муфты сцепления. При нажатии на педаль вниз муфта сцепления выключается. При снятии ноги с педали муфта сцепления включается автоматически под действием пружин.

51 - рычаг переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: крайнее заднее - "прямая передача", крайнее переднее - "понижающая передача".

52 - центральный переключатель, имеет три положения: I - "выключено" (находится в крайнем переднем положении); II - "включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-измерительных приборов на щитке, дополнительные фары на прицепной машине" (находится в среднем положении); III - "включены все потребители положения II и передние фары" (занимает крайнее выдвинутое положение).

53 - маховичок механизма фиксации регулировки рулевого колеса по высоте.

54 - рукоятка (рис. ниже) регулирования сиденья по весу водителя. При вращении рукоятки по часовой стрелке грузоподъемность увеличивается, против часовой - уменьшается.

Органы регулирования сиденья

  • 54 - рукоятка регулирования сиденья по весу водителя
  • 55, 56 - болты
  • 57 - фиксатор механизма наклона спинки сиденья
  • 58 - кнопка для разъединения замка ремня безопасности
  • 59 - рычаг блокировки механизма передвижения сиденья
  • 60 - рукоятка регулировки сиденья по высоте

57 - фиксатор механизма наклона спинки сиденья. Регулировка наклона производится поворотом спинки сиденья из крайнего заднего положения вперед до выбранного водителем положения. Предварительно необходимо повернуть спинку сиденья вперед до упора (при этом фиксатор остается в открытом положении), а затем перевести в крайнее заднее положение. Фиксаторы при этом закрываются с обеих сторон.

58 - кнопка для разъединения замка ремня безопасности.

59 - рычаг блокировки механизма передвижения сиденья. При переводе рукоятки влево сиденье имеет возможность перемещаться вперед или назад.

60 - рукоятка регулировки сиденья по высоте. При вращении рукоятки по часовой стрелке посадочное место сиденья поднимается, в обратном направлении - опускается.

61 - рукоятка (рис. ниже) включения (выключения) привода компрессора. Рукоятка имеет два положения: у компрессора А29.01 горизонтальное левое - "выключен", у компрессора 60.113 горизонтальное левое - "включен", горизонтальное правое - "выключен".

  • 61 - рукоятка включения привода

62 - рычаг (рис. ниже) и рукоятка 63 - включения насоса гидросистемы. Рычаг имеет два положения: верхнее - "насос включен", нижнее - "насос выключен". Для перемещения рычага оттяните рукоятку 63 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.

Управление насосом гидросистемы

  • 62 - рычаг включения насоса
  • 63 - рукоятка рычага

64 - поводок (рис. ниже) переключения независимого двухскоростного ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке до упора (положение II) включается II скорость (n = 1000 об/мин.), при повороте против часовой стрелки (положение I) - I скорость (n = 545 об/мин.); перед переключением отверните на один оборот болт 65, после переключения заверните его до отказа.

Переключение привода двухскоростного ВОМ

  • 64 - поводок переключения ВОМ
  • 65 - болт

Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Р асположение органов управления и контрольных приборов на тракторе представлено на рис. 5-14.

П едаль муфты сцепления (рис. 6-7).

Рис.5. Схема переключения передач.

Н ажимом ноги на педаль вперёд муфта выключается.

Р ычаг (2) переключения передач перемещается в прорезях валиков переключения. Вначале рычагом включают I либо II ступень редуктора, затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу по схеме на рис.5. Схема переключения передач закреплена на корпусе щитка приборов справа от рулевой колонки.

Рис. 6. Органы управления, включателя стартера и освещения трактора:
3) – Рукоятка управления жалюзи; 5) – Рычажок переключения задних фар; 6) – Рычажок переключения передних фар; 7) – Ключ выключателя стартера.

Р укоятка (3) [рис. 6] управления жалюзи. Перемещением рукоятки вверх жалюзи открываются, а перемещением вниз – закрываются.

Р улевое колесо (4) [рис. 7] служит для поворота трактора.

Р ычажок (5) [рис. 6] переключателя задних фар и габаритного освещения имеет три положения: верхнее – «включены задние фары», нижнее – «включены габаритные огни и освещение номерного знака», среднее – «выключено».

Р ычажок (6) переключателя передних фар имеет три положения: верхнее – «включён дальний свет», нижнее – «ближний свет», среднее – «выключено».

К люч (7) включателя стартера и свечей накаливания имеет три положения: нейтральное – «выключено», первое – «включены свечи накаливания», второе - «включены свечи накаливания и электростартер». Поворот ключа производится по часовой стрелке. В нейтральное положение ключ возвращается автоматически.

Рис.7. Органы управления и контрольные приборы трактора.
1) – Педаль муфты сцепления; 2) – Рычаг переключения передач; 4) – Рулевое колесо; 8) – Контрольный элемент; 9) – Рычаг включения тормозов прицепа; 10) – Педаль левого тормоза; 11) – Педаль правого тормоза; 13) – Рычаг управления задним ВОМ; 14) – Рычаг управления подачей топлива; 15) – Маховичок регулирования давления подпора; 16) – Рычаг гидроувеличителя сцепного веса; 17), 18), 19) – Рычаги распределителя гидросистемы; 20) – Амперметр; 21) – Указатель давления масла; 22) – Термометр; 23) – Лампа освещения щитка контрольно-измерительных приборов; 24) – Рукоятка переключателя указателей поворота; 25) – Включатель звукового сигнала; 26) – Педаль управления подачей топлива.

К онтрольный элемент (8) [рис. 7] показывает степень нагрева спиралей свечей накаливания.

Т ормоза включаются нажимом ноги на педали (10) и (11) [рис. 7] вперёд. При перемещении педали (11) правого тормоза включается также стоп-сигнал.

С оединительная планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами. Рычагом (9) включаются тормоза прицепов. Для этого рычаг перемещается назад (на себя).

В исходное положение рычаг возвращается автоматически, под действием пружины.

Р ычаг (13) управления задним ВОМ (либо приводным шкивом, если он установлен на тракторе) имеет три положения: переднее – «ВОМ (шкив) включен», среднее положение – «нейтральное», заднее – «выключен».

Р ычаг (14) и педаль (26) управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует наименьшей подаче топлива.

Н ажимом ноги на педаль (26) вниз подача топлива увеличивается, и обороты двигателя возрастают.

П ри помощи маховичка (13) регулируется давление подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, а против часовой стрелки – возрастает.

Р ычаг (16) гидроувеличителя сцепного веса имеет три положения: верхнее – «включен», среднее – «выключен», нижнее – «заперто».

Р ычаги (17), (18), (19) распределителя гидросистемы: правый рычаг управляет задним цилиндром, средний рычаг – левым выносным, левый рычаг – правым выносным цилиндром.

К аждый рычаг имеет четыре положения: верхнее – «плавающее», среднее верхнее – «опускание», среднее нижнее – «нейтральное», нижнее – «подъём».

Схема управления рычагами (16), (17), (18), (19). а также маховичком (15) представлена на [рис. 8]. Эта схема прикреплена в кабине трактора над схемой переключения передач.

Рис. 8. Схема управления гидросистемой трактора.

А мперметр (20) [рис. 7] показывает силу зарядного (стрелка отклоняется в сторону знака «+») либо разрядного (стрелка отклоняется в сторону знака «-») в цепи аккумуляторных батарей.

У казатель давления масла (21) показывает давление масла в системе смазки двигателя.

Т ермометр (22) показывает температуру воды в системе охлаждения двигателя.

Р ычажок (23) включения лампы освещения контрольно-измерительных приборов на щитке. Верхнее положение рычажка в прорези – «лампа включена», нижнее – «выключена».

Р укоятка (24) переключателей указателей поворота. Имеет три положения: верхнее – «включен указатель правого поворота», нижнее – «включен указатель левого поворота» и среднее – «выключено». В конце поворота трактора рукоятка переключателя автоматически возвращается в среднее положение.

В ключатель (25) звукового сигнала.

Рис. 9. Органы управления и включатель массы:
28) – тяга привода защёлки горного тормоза, 29) – включатель массы аккумуляторных батарей, 30) – педаль блокировки дифференциала, 31) – рукоятка переключения заднего ВОМ.

Т яга (28) [рис. 9] привода защёлки горного тормоза.

П еремещением тяги вверх при выжатых педалях тормозов осуществляется фиксация педалей в положении торможения. Нажатием на педали тяга возвращается в исходное положение автоматически под действием пружины.

В ключатель (29) массы аккумуляторных батарей. С его помощью включается масса нажатием на горизонтальный шток и выключается нажатием на вертикальный шток.

П едаль (30) блокировки дифференциала. Нажимом ноги вниз блокировка включается. Выключение осуществляется автоматически при снятии ноги с педали.

Р укоятка (31) переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При перемещении рукоятки вперёд до упора включается синхронный привод и до упора назад – независимый. Среднее положение рукоятки означает, что привод выключен.

Рис. 10. Органы управления боковым ВОМ трактора:
32) – тяга включения бокового ВОМ.

П еремещением тяги (32) [рис. 10] осуществляется включение бокового ВОМ и компрессора (если они установлены на тракторе). При перемещении тяги вверх ВОМ (компрессор) включается и вниз – выключается.

Рис. 11. Органы управления насосом гидросистемы:
33) – рукоятка включения насоса раздельно-агрегатной гидросистемы, 34) – пластина фиксации рукоятки.

Рукоятка (33) [рис. 11] включения насоса раздельно-агрегатной системы имеет два положения, в которых она фиксируется пружинным фиксатором. Для включения насоса рукоятку устанавливают в верхнее положение, для выключения – в нижнее.

Ч тобы перевести рукоятку из одного положения в другое, необходимо оттянуть рукоятку вместе с фиксатором до вывода его из паза пластины (34), после чего перевести в требуемое положение.

Рис. 12. Привод стеклоочистителя и переключатель вентилятора и плафона кабины:
35) – рычажок переключателя вентилятора и плафона, 36) -рукоятка ручного привода стеклоочистителя.

Р ычажок (35) [рис. 12] переключателя вентилятора и плафона (если трактор оборудован кабиной) имеет три положения: верхнее – «включен вентилятор», нижнее – «включен плафон», среднее – «выключено».

Р укоятка (36) предназначена для ручного привода стеклоочистителя.

Д ля тракторов МТЗ-50Л, МТЗ-52Л, оборудованных пусковым двигателем, ключ (7) [рис. 7] отсутствует. Вместо него имеются органы управления пусковым двигателем.

Рис. 13. Органы управления пусковым двигателем трактора:

37) – рычаг включения стартера пускового двигателя. 38) – рычаг включения муфты сцепления пускового двигателя, 39) – рычаг привода бендикса.

Р ычаг (37) [рис. 13] включения стартера пускового двигателя. Нажатием на рычаг назад (в сторону кабины) стартер включается.

Р ычаг (38) включения муфты сцепления редуктора пускового двигателя. Поворотом рычага на себя (по часовой стрелке, если смотреть со стороны крышки редуктора) производится включение муфты сцепления, поворотом рычага от себя – выключение.

Р ычаг (39) привода бендикса. Поворотом рычага вверх (в сторону кабины) шестерня включения редуктора вводится в зацепление с венцом маховика основного двигателя. Вывод шестерни включения из зацепления происходит автоматически после запуска дизеля.

Рис. 14. Расположение педали управления блокировкой муфты свободного хода трактора МТЗ-52:
4) – педаль управления блокировкой муфты свободного хода.

П едаль (4) [рис. 14] управления блокировкой муфты свободного хода. При нажатии на педаль зубчатая муфта, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни и блокирует внутреннюю и наружную обоймы муфты свободного хода, за счёт чего осуществляется принудительное включение переднего ведущего моста. При снятии ноги пружина возвращает педаль и зубчатую муфту в исходное положение, отключая передний мост.

Похожие материалы: