Руководства, Инструкции, Бланки

образец карточки экскурсионных объектов

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец карточки экскурсионных объектов

Методика оформления учебно-тематических экскурсий

Управление образование и науки
администрации Губкинского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных туристов»

Методические рекомендации
по оформлению учебно-тематических экскурсий
Каждая экскурсия – это наглядный пример гражданственности, школа патриотического воспитания, важная форма комплексного изучения родного края, это новые открытия и встречи с интересными людьми.
Учебно-тематическая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего учащимся-экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры, профориентация и т. п.
Каждая учебно-тематическая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится педагог привлечь внимание учащихся.
Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нём знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.
Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершённостью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает её убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая её подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.
Выбрав тему нужно подумать о её формулировке. Следовательно, тема экскурсии и её название – не одно и то же. Название экскурсии – это её визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, её тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий, длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

Технология разработки экскурсии
Учебно-тематическая экскурсия – это результат трех важнейших процессов: подготовки, проведения и подведения итогов. Они тесно между собой взаимосвязаны.
Подготовка экскурсии проходит 3 основных ступени:
1. Предварительная работа включает: подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение и одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена данная учебно-тематическая экскурсия.
2. Непосредственная разработка экскурсии включает следующие этапы:
Определение цели и задач.
Выбор темы.
Отбор литературы и составление библиографии.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Составление маршрута экскурсии.
Объезд (обход) маршрута.
Разработка технологической карты экскурсии.
Составление карты-схемы маршрута.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
Комплектование «портфеля» экскурсовода.
Отбор методических приемов
Составление методической разработки
3. Заключительная ступень – прием экскурсии на маршруте и ее утверждение на методическом совете образовательного учреждения.
Правила оформления основного содержания экскурсии
1. Методическая разработка экскурсии
тема экскурсии
цель экскурсии
объект экскурсии
подтемы экскурсии
продолжительность экскурсии
маршрут экскурсии
состав экскурсантов
приемы, использованные для проведения экскурсии
2. Маршрут
объекты показа (по точкам)
3. Контрольный текст
вступление (организационная часть и информационная часть)
основная часть
заключение
4. Список рекомендуемой литературы
основная
дополнительная
5. «Портфель экскурсовода»:
фотографии
рисунки
копии подлинных документов, рукописей
географические карты
чертежи
цитаты
карточки экскурсовода
«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Одна из задач портфеля состоит в восстановлении недостающих сведений при показе. Более убедительной экскурсию делают демонстрация копий подлинных документов, рукописей. Наглядные пособия дают зрительное представление об объекте.
Содержание портфеля диктуется темой экскурсии, наглядные пособия должны быть удобны для использования, количество их не должно быть велико, т.к. в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра объектов, рассеивать их внимание. Подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся материалов наиболее выразительные. К каждому экспонату, включенному в портфель, прикрепляется карточка с пояснениями.

Образец оформления титульного листа

Управление образования и науки
администрации Губкинского городского округа
Название образовательного учреждения

«Название экскурсии»
Учебно-тематическая экскурсия по __________
Продолжительность экскурсии –_____часа
Составили:
И.О.Ф.(без сокращений), должность;
И.Ф.(без сокращений), учащийся ____

Образец оформления технологической карты

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор (образовательное учреждение)
__________________И.О. Фамилия
«_____»________________ 20__ г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учебно-тематической экскурсии по ______
«Название экскурсии»

Цель экскурсии:
Задачи экскурсии:
1.
2.
3.

Вид экскурсии. По содержанию:
По способу передвижения:
По месту проведения:
По составу и количеству участников:

Продолжительность экскурсии: ___часа.

Категория экскурсантов: ______

Основные объекты показа:
1.2.3. и т.д.

Маршрут экскурсии:
ул. ____– пр-т _______– ул. _____ пер._______– ул. ______.

(К описанию маршрута должен быть приложен план маршрута).

Образец оформления технологической карты
Методической разработки (см.ниже)

Эффективность технологической карты экскурсии зависит от правильного заполнения всех восьми граф. Размер технологической карты: 6-12 страниц печатного текста, зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Маршрут
экскурсии Остановки Объекты
показа Продолжительность
остановки, мин. Наименование подтем и перечень основных вопросов Продолжительность изложения подтемы, мин. Организационные указания Методические
указания
1 2 3 4 5 6 7 8

В графе «Маршрут экскурсии» указывается точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа экскурсионных объектов.
В графе «Остановки» называются те точки маршрута, в которых предусмотрен выход из автобуса, предлагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка для пешеходной экскурсии.
В графе «Объекты показа» перечисляются те памятные места, основные и дополнительные, которые показывают группе на остановках, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.
В графе «Продолжительность остановки» указывается время, которое затрачивается на показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение экскурсантов по маршруту.
В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, далее раскрываются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтем.
В графе «Продолжительность изложения подтемы» указывается время, которое затрачивается на показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение экскурсантов по маршруту.
В графе «Организационные указания» даются рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание», «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования» и т.д. При проведении производственных экскурсий приводятся рекомендации по технике безопасности.
Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Обзорная пешеходная экскурсия по маршруту: краеведческий музей – городской парк» при раскрытии подтемы «Связь времен: история и современность».
Методическая разработка - это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенности демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала.Каждому коллективу необходимо использовать весь потенциал экскурсионной деятельности как один из видов работы с детьми, которая успешнее всего может помочь педагогу направить воспитательный процесс на развитие инициативы и ответственности каждого ребенка путем вовлечения его в самостоятельную творческую деятельность.

образец карточки экскурсионных объектов:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Паспорт экскурсионного объекта - Центральный портал южного фасада, Паспорт экскурсионного объекта - Большой хаос - Методика проведения экскурсий на пр

    4. Описание объекта

    Южный фасад рассчитан на обозрение с дальнего расстояния

    Мощные опоры портала на двадцатиметровую высоту вознесли подковообразную арку. Внутри ласточкиными гнездами приютились три резных балкончика.

    На фризе шестикратно выведена арабская вязь, перевод которой означает - нет победителей кроме Аллаха.

    Перед порталом раскинулась львиная терасса. Её решение - это причудливое переплетение садов Альгамбры и итальянского ренессанса. Тут есть все, чем славилось паркостроение в 16 в.

    И, наконец, три пары мраморных львов - работа известного итальянского скульптора Банани. Нижняя пара - безмятежно спит у самого основания лестницы. Средние львы - пробуждаются, с недовольством поглядывая на потревожившего их сон. Верхняя пара - это настоящие стражники, призванные вечно охранять и оберегать тишину и покой царствующие во дворце.

    5. Исторические события, связанные с объектом

    В его декоре также имеются элементы тюдоровского стиля, творчески переосмысленного Блором. Но центром всей архитектурной композиции здесь является портал, напоминающий вход в индо-мусульманскую мечеть (на это сходство обратил внимание премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, посетивший Алупку в 1955 г.). В 1844 г. на фризе ниши появилась надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение: "Нет победителя, кроме аллаха", и эту часть дворца стали называть Альгамброй. Происхождение надписи связывают с находящейся на юге Испании арабской крепостью XIII века. История сохранила рассказ о том, как мудрый правитель Гренады халиф Мухаммед I, проводя миролюбивую политику, обязался стать союзником испанского короля. Этим он спас свои владения от разорения испанскими рыцарями, но в 1248 г. был вынужден участвовать, согласно договору, во взятии королевскими войсками арабской Севильи. В Гренаде он был встречен с триумфом; на многочисленных арках было написано слово "Халиб" (победитель). Но Мухаммед воскликнул перед собравшимся народом: "Нет победителя, кроме аллаха!" - очевидно, желая подчеркнуть, что его победа 6ыла только тяжким политическим компромиссом. Позднее он построил крепость Альгамбру (ныне памятник мирового значения). На стенах всех ее помещений сотни раз повторено изречение Мухаммеда, ставшее своего рода девизом. Кроме этой надписи, являющейся в нише южного фасада чисто декоративным элементом, никакого сходства с Альгамброй у Алупкинского дворца нет.

    6. Сохранность объекта

    4. Описание объекта

    На северной окраине Верхнего парка возвышается Большой хаос. Этот гигантский каскад каменных глыб представляет собой величественное зрелище. Он почти лишен зелени, только вершина его увенчана рощей алеппских и итальянских сосен. Отсюда открывается красивый вид на Алупку, весь дворцово-парковый ансамбль, а с вершины Большого хаоса открывается прекрасный вид на плато Ай - Петри

    5. Сезонные явления

    Экскурсионная и выставочная работа - Учебно-методическое пособие - стр

    textarchive. ru

    Методика предъявляет определённые требования к экскурсионному процессу, его содержанию и организации. Вся экскурсионная работа строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отбору экскурсионных объектов. Следует отбирать для наблюдения объекты, имеющие непосредственное отношение к теме, из них оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута, отказываясь от тех, которые расположены далеко либо могут быть плохо видны, то есть являются «неудачными», неподходящими для данного маршрута. Требуется логическая последовательность в порядке показа объектов. Недопустимо однообразие демонстрируемых объектов. Необходимым условием является создание и использование пауз между объектами. При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени передвижения экскурсионной группы. Следует учитывать возможность возникновения отвлекающих раздражителей, таких как уличный шум и посторонние разговоры, в том числе и нахождение в непосредственной близости другой экскурсионной группы, продумать способы их нейтрализации. Экскурсия должна стать непрерывным процессом усвоения знаний, то есть воздействие экскурсионного материала на экскурсантов должно осуществляться в течение всего времени её проведения. Время проведения экскурсии составляют следующие компоненты: время показа, время рассказа и паузы между подтемами и основными вопросами темы.

    Экскурсоводу не следует все время вести рассказ. Согласно методике, время, затрачиваемое на переезды или переходы между объектами, оставляется экскурсантам в качестве возможности подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденными, лучше усвоить и закрепить материал в памяти. Кроме того, такие перерывы необходимы экскурсоводу для отдыха. Паузы планируют в зависимости от маршрута, естественно, что их больше и они продолжительнее в загородных экскурсиях.

    Согласно исследованиям, во время рассказа (лекции) возникают моменты кризиса внимания – на 14, 25, 34 и т.д. минутах. Экскурсионная методика рекомендует в эти моменты вводить новый объект показа. Первый кризис внимания наступает на 14-18 минуте (первая цифра показывает время наступления кризиса у молодёжной аудитории, вторая – у взрослых слушателей), второй – через 11-14 минут после первого, третий – через 9-11 минут после второго, четвертый – через 8-9 минут и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

    В период кризиса внимания рекомендуется вводить новый объект показа или использовать прием новизны материала – когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод сообщает новый интересный пример, занимательные подробности о событии. Можно также на 2-3 минуты сократить пребывание возле него и продолжить рассказ в пути. Если внимание ослабевает во время движения автобуса, то движение приостанавливается для осмотра памятников. Экскурсионная методика рекомендует в некоторых случаях вывести группу из автобуса и продолжить путь до объекта пешком.

    §2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ

    Новая экскурсия является результатом двух сложных взаимосвязанных процессов: её подготовки и проведения. Содержание и ценность новой экскурсии обусловливаются знаниями и компетентностью методистов и экскурсоводов.

    В подготовительной работе выделяют два основных направления:

    разработка новой темы экскурсии (имеется в виду как новой для данного экскурсионного учреждения, так и новой вообще);

    подготовка экскурсовода (как начинающего, так и опытного) к проведению новой для него экскурсии.

    Разработка поручается творческой группе (обычно 3-7 человек), которую, как правило, составляют работающие в учреждении экскурсоводы. В качестве консультантов приглашаются научные работники музеев, преподаватели вузов и т.д. т.е. специалисты различных отраслей. Каждый участник разрабатывает один раздел, одну подтему. Выбирается руководитель, который осуществляет контроль.

    В технологии подготовки новой экскурсии выделяют три основных ступени.

    1. Предварительная работа. Включает в себя подбор и изучение материалов, отбор объектов. (Изучение здесь следует понимать как процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).

    2. Непосредственная разработка самой экскурсии, т.е. составление маршрута, работа над содержанием, обработка фактического материала, составление и написание контрольного текста, методическая работа (работа над методикой проведения экскурсии, выбор наиболее эффективных методических приёмов показа и рассказа во время проведения экскурсии, подготовка методической разработки новой экскурсии), написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

    3. Заключительная часть - приём (защита) экскурсии на маршруте – представляет собой утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

    Если составить самую простую схему, которая подходит для любой экскурсии, независимо от темы, вида и формы проведения, то она будет такой:

    а. Вступление, обычно состоит из двух частей:

    организационной (знакомство с участниками экскурсии, инструктаж группы о правилах безопасности и поведения на маршруте);

    информационной (делается краткое сообщение о теме, продолжительности и протяженности маршрута, времени отправления и прибытия, так же о месте прибытия, санитарных остановках).

    б. Основная часть формирует сочетание показа и рассказа, выстроенное на конкретных экскурсионных объектах. Содержание основной части состоит из подтем (их обычно от 5 до 12), которые должны быть раскрыты на объектах и объединены основной темой.

    в. Заключение. Так же, как и вступление, оно не связано с экскурсионными объектами. Состоит из двух частей и занимает по времени 5-7 минут. Первая часть –кратко формулируется основное содержание экскурсии, делается общий вывод по теме. Вторая часть – информация о других экскурсиях, которые могут углубить знания экскурсантов по данной теме.

    При подготовке новой экскурсии необходимо руководствоваться дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию, ориентироваться на определенную категорию экскурсантов. В стремлении сделать экскурсию интересной важно не перегрузить её информацией. Способ подачи материала не должен быть утомительным. Обязательным условием является учет не только интересов, но и целей потребителей. При организации экскурсии как части программы делового тура следует уделить внимание показу общественных и деловых центров. Если экскурсия проводится в рамках курортного отдыха, то привлекательными становятся прогулки, в том числе водные, с наблюдением природных ландшафтов.

    В процессе подготовки новой экскурсии, начиная с 1976 года и до сегодняшнего дня, выделяют 15 основных этапов.

    1-й этап. Определение цели и задач экскурсии.

    Чётко определяется цель – то, ради чего показываются экскурсантам определённые объекты, то, чему подчинён рассказ экскурсовода. (Пример цели: воспитание патриотизма, расширение кругозора и т.д.). Задача экскурсии – достичь цели путём раскрытия темы.

    2-й этап. Выбор темы.

    Зависит от целенаправленного создания определённой тематики экскурсий, потенциального спроса или конкретного заказа. Этот этап важен потому, что тема объединяет в единое целое все объекты, подтемы экскурсии. Именно в соответствии с темой отбираются объекты и конкретный материал.

    3-й этап. Отбор литературы и составление библиографии.

    При разработке новой экскурсии составляется список книг и статей, раскрывающих тему. Его назначение – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, помочь экскурсоводам в использовании теоретического и фактического материала при подготовке текста.

    Список может включать в себя «основную» и «дополнительную» литературу, в нем указываются стандартные библиографические сведения. Список размножается в количестве, необходимом для работы как творческой группы, так и экскурсоводов.

    4-й этап. Определение других источников экскурсионного материала.

    Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Составляется перечень, в который входят госархивы, музеи, хроникально-документальные фильмы, мультимедийные базы данных, содержащие материалы по теме. Главный критерий отбора – достоверность изложенных сведений.

    5-й этап. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

    Экскурсионные объекты – важнейшая составляющая часть экскурсии, следовательно, правильный отбор объектов, их количество и последовательность показа влияют на качество экскурсии. В настоящее время на государственном учёте находится свыше ста пятидесяти тысяч памятников истории, археологии и культуры, а в музеях России хранится пятьдесят миллионов экспонатов (данные приводятся по книге Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности / Н.М. Хуусконен, Т.М. Глушанок. – СПб. «Издательский дом Герда», 2006).

    В качестве объектов могут быть выбраны:

    памятные места, связанные с историческими событиями России, с жизнью народа;

    здания, инженерные сооружения, памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

    произведения архитектуры и искусства;

    природные объекты (леса, рощи, реки, озёра, заповедники);

    экспозиции государственных и народных музеев, выставок;

    Экскурсионные объекты классифицируются:

    по содержанию – одноплановые (произведение живописи, дом, река, животное, растение), многоплановые (архитектурный ансамбль, лес);

    по функциональному назначению – основные (служат основой для раскрытия подтем) и дополнительные (показываются во время переходов/переездов между основными объектами или логических переходов в рассказе);

    по степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

    При отборе следует учитывать, что у каждой темы должны быть «свои», уникальные объекты, то есть объекты не должны кочевать из одной экскурсии в другую. Ввиду уникальности некоторых объектов (Медный всадник в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве), показываемых во многих экскурсиях (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), следует использовать в каждой из них различный информационный материал.

    Существуют определённые критерии, согласно которым рекомендуется отбирать объекты, включаемые в экскурсию.

    1. Познавательная ценность подразумевает связь объекта с конкретным событием, личностью, эпохой, художественные достоинства памятника, возможность их использования для эстетического воспитания экскурсантов.

    2. Известность объекта. Среди однотипных выбирают тот памятник, который наиболее популярен у населения.

    3. Необычность объекта, то есть его экзотичность, неповторимость. Она может быть не только внешней, но также связанной с каким-либо важным историческим событием. В Санкт-Петербурге такими объектами являются Михайловский (Инженерный) замок, храм Спаса-на-Крови. Экзотичность может быть и естественного, природного происхождения (например, пещеры в Саблино не далеко от Санкт-Петербурга).

    4. Выразительность объекта. Здесь имеется в виду внешняя выразительность и её взаимодействие с фоном, с окружающей средой. Предпочтение отдаётся объектам, гармонирующим с ландшафтом (церковь Покрова на Нерли во Владимире), с другими объектами (мосты Санкт-Петербурга).

    5. Сохранность объекта. Производится оценка того, насколько пригоден объект для показа, его состояния на данный момент.

    6. Местонахождение. (Рассматривалось выше). Прежде всего, это – учёт того, насколько удобен проезд/проход к объекту.

    7. Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, сезонам). Это может быть плохая видимость, выходной день в парке и т.д.

    8. Количество объектов. Не должно быть перегрузки в количестве показываемых объектов, так как это утомляет экскурсантов и ведёт к увеличению продолжительности экскурсии. Для городской экскурсии оптимальная продолжительность составляет от двух до четырёх академических часов. Объектов не должно быть более 15-20. Для того чтобы у экскурсантов остались яркие зрительные впечатления, следует чередовать показ улиц, памятников, отдельных зданий и т.п.

    Экскурсоводу необходимо не просто изучить объект по источникам (книгам, фотографиям и др.), но и предварительно съездить на место показа, изучить его расположение, подходы к нему.

    Отбор объектов заканчивается составлением карточки на каждый из них. Карточки используются при разработке конкретной темы и полезны для будущих экскурсий.

    В карточку объекта вносятся следующие данные:

    наименование объекта (если изменилось, то первоначальное и современное);

    историческое событие, с которым связан объект, дата этого события;

    местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории расположен, к примеру, промышленный объект;

    описание объекта (автор, дата сооружения/создания памятника, из каких материалов изготовлен, при наличии мемориальной надписи записывают её текст, описывают подъезд к нему);

    источник сведений о памятнике (основные печатные работы, места хранения неопубликованных работ, указывается литература, где описан памятник, или события с ним связанные, архивные данные, устные предания);

    сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

    охрана памятника (на кого возложена);

    в каких экскурсиях используется объект;

    дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

    К карточке прикрепляется фотография объекта или несколько, воспроизводящих его нынешний и прежний виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть указаны и другие сведения (сведения о наличии скульптуры, стенописи (снаружи и внутри), о типе и конструкции здания).

    6-й этап. Составление маршрута экскурсии.

    Маршрут экскурсии представляет собой наиболее рациональный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

    Основные требования, которые должны быть учтены при его составлении:

    соблюдение логической последовательности в показе объектов;

    обеспечение зрительной основы для полного раскрытия темы;

    доступность избранных объектов;

    переезд или переход между объектами не должен занимать более 10-15 минут;

    наличие благоустроенных остановок (в том числе санитарных), мест парковки транспортных средств.

    В практике экскурсионных учреждений используется три варианта составления маршрутов: хронологический (используется, в частности, тогда, когда экскурсия посвящена жизни и деятельности выдающихся людей), тематический (так строятся экскурсии, связанные с раскрытием определённой темы) и тематико-хронологический (так построены все обзорные городские экскурсии, при этом расположение материала по хронологии соблюдается при раскрытии каждой из подтем).

    При составлении маршрута учитывается значимость объекта (основной, дополнительный). Показ дополнительных осуществляется, как правило, во время переходов (переездов). Следует учитывать уже упоминавшуюся логическую последовательность, не допускать ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (т.е. так называемых «петель»). Могут возникнуть непредвиденные обстоятельства – ремонтные работы, «пробки» на дорогах, следовательно, необходимо иметь несколько вариантов маршрута.

    Составление автобусного маршрута экскурсии завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчётом километража и времени использования транспорта.

    7-й этап. Объезд (обход) маршрута.

    Данный этап является одним из важнейших при разработке новой темы, он на практике проверяет качество выполнения предыдущего этапа. При его проведении ставятся следующие задачи:

    ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

    уточнить место расположения объекта и место остановки автобуса/пешеходной группы;

    освоить подъезд на автобусе к объектам, местам стоянок;

    провести хронометраж времени, которое необходимо для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса/пешеходной группы, уточнить продолжительность экскурсии в целом;

    проверить целесообразность показа выбранных объектов;

    выбрать лучшие точки показа, варианты расположения экскурсионной группы;

    выбрать методику ознакомления с объектом;

    в целях обеспечения безопасности передвижения группы выявить потенциально опасные места и, по возможности, принять меры.

    8-й этап. Подготовка контрольного текста экскурсии.

    Контрольный текст экскурсии составляется творческой группой во время разработки новой темы. Каждый экскурсовод должен строить свой рассказ (подготавливать свой индивидуальный текст) с учётом требований данного текста. Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для раскрытия всех подтем, содержит определённую точку зрения на излагаемые события, точный, выверенный фактический материал (все цифры, цитаты сопровождаются ссылками на источники). Контрольный текст является основой для всех экскурсий, проводимых на эту тему, поэтому может содержать материал по объектам, не вошедшим в данную экскурсию, но пригодным для аналогичных (например, для экскурсии на ту же тему, но проводимую не для взрослой аудитории, а для детей). Утверждается руководителем экскурсионной (туристической) организации.

    Требования, предъявляемые к контрольному тексту: краткость и чёткость формулировок, достаточное количество фактического материала, полное раскрытие темы, соответствие нормам современного русского литературного языка.

    Текст не отражает структуры экскурсии, не строится в последовательности, соответствующей маршруту. В большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала.

    Практика показывает, что объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет 40-50 страниц текста, набранного на компьютере 14 шрифтом через 1,5 интервала, для 3-часовой пешеходной экскурсии – 25-30 страниц.

    9-й этап. Комплектование портфеля экскурсовода.

    Комплект наглядных пособий, используемый в ходе проведения экскурсии, условно назван «портфелем экскурсовода», так как пособия обычно помещаются в папку или портфель.

    Одна из задач «портфеля экскурсовода» - восстановить недостающие звенья при показе, помочь экскурсантам увидеть те объекты, тот ландшафт, которые не сохранились, но являются необходимыми для раскрытия темы. Также сюда могут входить фотографии исторических личностей, копии документов и рукописей, о которых идёт речь, то есть содержание «портфеля экскурсовода» диктуется темой экскурсии. Обычно, к каждому пособию прикладывают листок с пояснениями.

    10-й этап. Определение методических приёмов проведения экскурсии.

    Эффективность проведения экскурсии зависит от специальных методических приёмов показа и рассказа. Отдельно они будут рассмотрены в следующем параграфе. На данном этапе работа творческой группы состоит в отборе наиболее эффективных методических приемов (для освещения подтем, в зависимости от аудитории и других особенностей) и технологии их использования, определении приёмов сохранения внимания экскурсантов, выработке рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода, отборе правил техники ведения экскурсии.

    11-й этап. Определение техники ведения экскурсии.

    Техника ведения экскурсии является связующим элементом всех организационных вопросов проведения экскурсии. Она разрабатывается автором экскурсии, который продумывает, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как передвигаются между объектами, когда демонстрируются экспонаты из портфеля экскурсовода и т.д. Соответствующие рекомендации заносят в графу методической разработки, которая называется «Организационные указания». Указания относятся к экскурсоводу (о его месте при показе объектов и проведении рассказа во время движения, о соблюдении времени, отведенного на раскрытие отдельных подтем, об использовании пауз в экскурсии и т.п.), к водителю (где парковаться, когда ехать медленнее), к экскурсантам (о соблюдении правил безопасности на улице, правил размещения в автобусе).

    12-й этап. Составление методической разработки (технологической карты экскурсии).

    Методическая разработка – документ, определяющий то, как следует проводить конкретную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и технику ведения следует применять для достижения наибольшего эффекта. Составляется в нескольких вариантах, учитывающих возрастные, профессиональные и др. особенности экскурсантов. Состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

    Правила оформления:

    1. Титульный лист содержит данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяжённость маршрута (в км), продолжительность (в академических часах), состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

    2. На следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута (с указанием объектов и остановок).

    3. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами. Они содержат рекомендации экскурсоводу о том, что он должен обязательно сообщить группе об экскурсии (познакомиться с группой, представить водителя, напомнить правила поведения в автобусе, назвать тему, маршрут и продолжительность экскурсии).

    4. Основная часть. Объем зависит от конкретного маршрута, но обычно вся разработка содержит от 6 до 12 страниц. Основная часть представляет собой таблицу, состоящую из семи граф.

    Образец (отдельные графы могут носить другие, сходные по смыслу наименования).