Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на дошкольника с зпр образец готовый img-1

характеристика на дошкольника с зпр образец готовый

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Педагогическая характеристика на ребенка с ЗПР

Педагогическая характеристика на ребенка с ЗПР

Посещение уроков по всем предметам с классом

2. Учебная деятельность

Сформированность мотивации на учебную деятельность

Учебная мотивация не сформирована, руководствуется сиюминутными желаниями.

Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нару шений поведения, частых заболеваний, соматической ослабленности, ограниченно го/ фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.)

Программный материал усваивает удовлетворительно, несмотря на потенциальные возможности учиться лучше из-за формального выполнения домашнего задания, которое сводится к списыванию.

Проводились консультации с мамой учащегося по вопросу изменения формы обучения на индивидуальную.

Особенности учебно-познавательной деятельности

Осознает и принимает учебную задачу только с помощью взрослого (педагога).

Не всегда способен удержать учебную задачу, так как теряет цель и замыкается в себе, требуется постоянная организующая помощь педагога.

При планировании нуждается в помощи педагога, так как не может самостоятельно организовать свою деятельность. Стремится идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений, при решении учебных задач не способен к выбору из предложенных вариантов без участия педагога.

При возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом.

Присутствует доминирующий вид контроля – пошаговый, который сформирован частично.

Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками

При визуальном восприятии учебного материала не может классифицировать части из целого;при письме «на слух» записывает с небольшим количеством ошибок; при списывании количество сделанных ошибок увеличивается.

Для запоминания пользуется приемами карточек и таблиц.

Слабо развит уровень понимания смысла прочитанного.

Счетные операции, вычислительные, измерительные умения развиты слабо.

Знает таблицу умножения, счет в пределах 20. Путается в применении знаний при умножении, делении, вычитании и сложении многозначных чисел

Материал осознает частично, знания поверхностны, неустойчивы; действует по аналогии, применения на практике помощь педагога.

Особенности психического развития

Репрезентативная система (доминирующая модальность при приеме и переработке информации

При приеме и переработке информации доминирует тактильный способ познания окружающего мира(кинестетик).

Особенности познавательных процессов

Внимание не устойчивое с трудом переключается. наибольшие затруднения испытывает при извлечении информации из текстов.

Работоспособность неустойчивая, утомляемость быстрая, 2-3 задания, выполняет за урок.

Восприятие выборочное, особенности пространственной ориентировки выражены с затруднениями.

Доминирующий тип памяти -механическая, процесс запоминания непродуктивный, доминирует процесс забывания.

Особенности мыслительной деятельности заключаются в следующем, что преобладает наглядно-образное мышление, не сформирована аналитико-синтетической деятельности, нет умения устанавливать причинно-следственные связи, особенности формирования и оперирования понятиями происходят с большими затруднениями.Речевая деятельность слабо развита.

Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности

Эмоциональная сфера развита слабо, наблюдается бедность проявления эмоций, всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек, уравновешен, практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.

Не способен к волевым усилиям, ведомый и очень добрый.

Коммуникативные навыки выражены слабо, отмечается поверхностная глубина контактов, со взрослыми соблюдает дистанции; не является членом никакого внешкольного объединения; пользуется симпатией только у отдельных ребят; авторитетом среди большинства одноклассников не пользуется.

Провести дополнительную консультацию с мамой учащегося по вопросу изменения формы обучения на индивидуальную; направить учащегося на консультацию с логопедом, для дальнейшего развития речи ребенка.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Борякова Н

2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные» структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Характеристика на дошкольника с зпр образец готовый - открыт доступ к информации

Характеристика на дошкольника с зпр образец готовый

Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сададефектолог Разделы: Содержание обучения в специализированном дошкольном учреждении определяется программой воспитания и обучение дошкольников с задержкой психического развития 5. Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствует тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. В программе отражена многоплановая коррекционно-педагогическая работа по формированию у детей пространственно—временных представлений и представлений о смене времен года и осуществляется это следующими разделами программы: Формирование элементарных математических представлений. Ознакомление с окружающим миром и развитее речи. При ознакомлении с сезонными изменениями в природе автор предлагает знакомить детей не только со временами года, но и дать такие понятия как: начало, середина и конец каждого времени года кроме лета. Вся воспитательно-образовательная работа в специализированном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на специально организованных занятиях. В процессе занятия решаются сложные задачи коррекционно-развивающие, образовательные, воспитательные и реализуется программное содержание. Занятия проводятся педагогом в соответствии с планом его работы. Для проведения занятий отведено постоянное время и место в режиме дня каждой группы. Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать ряду требований. Воспитательная и образовательная работа с детьми должна строиться, на основе доступности, систематичности, последовательности и концентричности. Это дает возможность последовательно вести их от простого к сложному, от частному к общему выделению существенных связей и отношений, к формированию обобщенных представлений о смене времен года. Одним направлением коррекционно-педагогической работы является формирование интереса к разнообразию окружающего мира мира людей, животных, растений, к явлениям природы. Реализация данной задачи будет способствовать придания занятиям формы увлекательных игр, экскурсий, бесед, наблюдений. В результате этого обогащается чувственный опыт детей. Возможность непосредственно наблюдать объект и выполнять с ним практическую работу стимулирует развитие детской любознательности. Умение наблюдать вырабатывается у детей в процессе анализа и сравнения объектов во время экскурсий, развивающих прогулок, демонстрации изучаемых предметов на занятиях. Для того чтобы экскурсия или прогулка имели развивающий эффект, педагогу необходимо правильно спланировать собственную деятельность, хорошо знать особенности наблюдаемого объекта, составить четкий план экскурсии, определить ее основную цель и детально продумать объем и последовательность заданий. Детям должно быть понятно, с какой целью они идут на экскурсию. Недостаточно произнести общую фразу, например, о том, что на прогулке они увидят, как изменилась природа с наступлением весны. Внимание детей надо направить на конкретную задачу. В обучении наблюдению — умению видеть и выделять части, элементы, признаки объекта, замечать изменения, происходящие в природе, - огромную роль играет речь педагога. Именно педагог с помощью последовательно выстроенных вопросов и указаний руководит рассматриванием и обследованием предмета, так как сам ребенок не сможет увидеть характерных для данного объекта признаков. Следовательно, необходимо заранее продумать ход беседы, сопровождающей наблюдение и обобщающей то, что дети узнали в ходе экскурсии. Готовясь к проведению экскурсий, педагог намечает работу по обогащению и активизации словаря детей. В ходе наблюдений он акцентирует внимание на новые для них словах, так ставит вопросы, чтобы дети, отвечая. Учились их применять, а также употреблять уже известные им слова в новом значении. Следует обратить внимание на использование детьми определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также на правильность грамматического оформления высказываний. Важно так организовать рассматривания объекта или явления во время экскурсии, чтобы у каждого ребенка эта деятельность вызвала интерес и стимулировала его познавательную активность. На прогулке дети могут встретиться с новыми, ранее неизвестными предметами. Ознакомление с ними поводится в такой последовательности: сначала учат узнавать предмет, сличая его с образцом натуральным или картинкойзатем — по словесному описанию, наконец, дети учатся составлять описание изучаемого предмета. Активизации познавательной деятельности детей хорошо служат дидактические игры. Знания, полученные в ходе наблюдений во время экскурсий и целенаправленных прогулок, углубляются и обогащаются на занятиях. Помимо фронтальной беседы, такие занятия должны включать в себя коллективное индивидуальное составление устных рассказов по предложенному плану, по опорным словам, по картинке и т. Особое место в таком занятии занимают рассказы детей о самостоятельных наблюдениях. Долю самостоятельности дошкольников в ведении наблюдений необходимо увеличивать, предъявляя постоянно возрастающие требования к доказательности и обоснованности ответов. Большие возможности для такой работы предоставляют систематические долгосрочные наблюдения за природными явлениями. Можно включать и проблемные задания, требующие от детей поиска самостоятельных решений. На обобщающих занятиях проводятся беседы, при этом необходимо формулировать вопросы. Чтобы пробудить интерес даже у крайне пассивных детей. Чередование трудных и легких вопросов заставит детей быть внимательней. С самого начала обучения необходимо побуждать к том, чтобы они обосновали свой ответ педагог просит доказать или объяснить, почему ребенок так думает. Дети приобретают навык совместного обдумывания, когда педагог, получив ответ одного, спрашивает, как об этом думают. Наблюдения в природе, работа по их обобщению должны стать этапом, подготавливающим детей к овладению связанной речью, составлению рассказов на соответствующие темы. На занятиях обобщающих наблюдения, дети учатся выделять существенные признаки предмета, отделять их от второстепенных, т. Нахождения различия и сходства в двух или более сопоставляемых предметах, а также установление изменений, происшедших с предметами или группой предметовосуществляется посредством их сравнения. На занятиях важно предусмотреть два основных момента: целенаправленный анализ предмета следует научить детей посредством самостоятельных наблюдений и практических работ; необходимо уделить особое внимание обучению составлять связанный рассказ-описание предмета. Анализ объекта проводится в определенной последовательности: сначала задают вопросы, позволяющие охарактеризовать предмет в целом, затем дети выделяют основные части предмета например, ствол, ветви дерева и рассказывают об их свойствах, далее выделяют более мелкие части листья, плодыдается характеристика, и, наконец, дети повторно дают оценку целого предмета. Обучая ребенка анализу предмета, педагог ставит вопросы, побуждающие тщательнее рассмотреть объект, сравнить отдельные части, выделить значительное число признаков, прийти к выводу, какие из них существенные. Проводит анализ объекта, а также сопутствующую беседу даже в старшей группе чрезвычайно трудно. Дети часто не понимают задачи наблюдения, не осознают цели и мотивов предлагаемой им деятельности. Избежать этого возможно, если в процессе анализа предмета будет установлена тесная связь между наблюдением практической деятельность и развитием речи дошкольника. Организовать практическую деятельность детей, направленную на выделение определенных свойств объекта, возможность посредством различных действий или опытов с. Например, для определения особенностей листа того или иного дерева можно провести его сравнение путем наложения на другой лист, путем обводки контура, определения поверхности на ощупь и т. В других случаях целесообразно обратиться к аппликации, рисованию, лепке и, что особенно эффективно, к изготовлению поделок из природного материала. Большое значение приобретает выбор поделок. Педагог подбирает только такие, для выполнения, которых природный материал выступает в качестве основной детали. Например, стрекозу изготавливают их плодов липы орешек с летучкой и пластилина; зайчика — из листьев березы, рябины и пластилина. Предварительно необходимо показать готовый образец поделки и выяснить, какие детали нужны для ее изготовления. Эта работа заставляет детей всматриваться в своеобразный строительный материал, любоваться совершенством формы и окраски природных объектов, высказывать суждение об их красоте. Анализ образца предполагает, прежде всего, выделение отдельных его частей и название материала, из которого сделана поделка, а затем в ходе изготовления определяются ее различные свойства цвет, форма, величина и т. В процессе работы детям показывают каждую операцию, которою им предстоит выполнить. Используя разные виды словесных отчетов детей: сначала их учат отчитываться в произведенном действии, затем в предстоящих действиях. При изготовлении поделок из природного материала детали сначала называются как части дерева лист, веточка, орешек липы и т. В процессе работы детей учат объяснять, почему для той или иной детали выбран именно этот природный материал. Сравнивая однотипные поделки, дети должны выделять общие и отличительные признаки. После выполнения поделки этот процесс помогает сформировать представления о предмете в целом и его основных частях дети учатся составлять рассказ-описание. Эта работа начинается, как уже указывалось, с составления рассказов о собственных наблюдениях. Обучение целенаправленному, последовательному анализу предметов и явлений окружающей действительности способствует накоплению определенного круга конкретных представлений. Формируя представления о конкретных предметах, мы формируем представления о конкретных предметах. Именно различение конкретных предметов, составляющих одну родовую группу, затрудняет детей не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. При изучении программного материала образовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе с воспитательными. Важно пробудить в детях внимательное, доброе отношение к растениям и животным, научить ухаживать за ними, охранять их, понимать роль и ценность их существования в природе. Этому служит приобретаемые детьми знания об отдельных представителях растительного и животного мира. Необходимо прививать детям навыков правильного поведения в лесу, парке. Следует показать детям, как много времени должно пройти даже при благоприятных условиях, чтобы из семян выросли молодые деревца. Стремясь укрепить добрые чувства в душе ребенка, можно обсудить серия картинок с изображение соответствующей ситуации. Рассматривая картинки, анализируя воспроизведенную на них ситуацию, составляя коллективный, а затем индивидуальные рассказы, выражая свои чувства, дети формулируют свое понимание того, как правильно надо обращаться с растениями, у них закрепляется представление о бережном отношении к природе, формируются суждения о формах правильного общения с природой. Нужно научить детей замечать красоту природы в разное время года, радоваться ей и оберегать. Чтобы активизировать восприятие, вызвать положительные эмоции, можно в процессе наблюдений прочитать детям соответствующее стихотворение, загадать загадку, рассказать логическую задачу или дать детям задание — подметить и рассказать, что изменилось в парке, найти самое красивое дерево, куст. Работа по ознакомления с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем. Прогулки, на которых ведутся наблюдения за погодой изменениями в жизни растений и животных, за трудом взрослых людей, воспитатель сопровождает беседой. Наблюдения планируются воспитателем совместно с педагогом-дефектологом. Наблюдения занимают от 5 до 10 минут. Воспитателю, как и педагогу-дефектологу, необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка и следить за его развитием. Которые не усвоили материал на занятии, полезно проводить дидактические игры, ориентируясь на учебную задачу. Для эффективного использования заложенных в программу возможностей формирования познавательных интересов необходимо так организовать процесс обучения, чтобы новые знания возникали в результате активной умственной деятельности детей, направленной на решение возникающих у них вопросов и принятых ими самими учебных задач. Это достигается такими способами обучения, при которых деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений. Педагогические системы воспитания детей с отклонениями в развитии. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства: Дис… канд. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».

Рекомендуем:

Характеристика воспитанника детского сада - Характеристика на ученика - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет

Характеристика воспитанника детского сада: для кого и как она составляется?

Составление характеристики на ребенка входит в обязанности работников ДОУ. Сведения, указываемые в характеристике, должны быть исчерпывающими и объективными. Мы разработали примерную схему характеристики воспитанника детского сада, которая поможет воспитателям в их работе.

Организационные моменты

Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:

  • Поступления в школу.
  • Решения юридических вопросов.
  • Консультации у психиатра.
  • Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
  • Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
  • Органов опеки и попечительства.

Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.

Шаблон характеристики воспитанника детского сада

Человек, работающий над написанием документа, руководствуется образовательно-воспитательной программой. Педагог делает выводы, учитывая выполнение ребенком ее целей и задач. В характеристике воспитанника детского сада на ПМПК он описывает особенности усвоения учебных умений и навыков.

Документ пишется по примерному плану:

  • Общие данные о дошкольнике.
  • Физическое развитие.
  • Общение с другими детьми.
  • Отношение к трудовой деятельности.
  • Особенности познавательной сферы.
  • Общие и специфические способности.
  • Темперамент.
  • Преобладающие черты характера.
  • Заключение.

Подробный образец характеристики воспитанника детского сада позволит создать оптимальные условия для его адаптации к школе: используя сведения о ребенке и его семье, учитель поможет ребенку безболезненно влиться в еще незнакомый коллектив.

На нашем сайте вы найдете образцы готовых характеристик, составленных воспитателями-практиками на основе своего опыта работы.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Характеристика на дошкольника с зпр образец готовый

§1. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

История исследования детей с ЗПР имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями. отстающие в педагогическом отношении. псевдонормальные. запоздавшие? и др. в отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобных состояний существовали такие определения, как ?слабоодаренные дети? (В.П.Кащенко). умственно недоразвитые. находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский). Термин ?задержка психического развития? предложен Г.Е.Сухаревой. [19, 8]

В наше время понятие ?задержка психического развития? (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. [26, 205]

Р.Д.Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как не имеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что испытывают трудности при обучение по общеобразовательным программам. [27, 7]

В психологическом словаре ЗПР характеризуется как особый тип аномалии психического развития. [22, 20]

Возникновение аномалий развития связано с действием, как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и различных наследственных влияний. [23, 169].

Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной психологии в 60-70 гг. ХХ века. Это было вызвано возросшими образовательными проблемами, связанными с переходом на новые усложненные программы.

При разработке теоретических основ изучения детей с ЗПР использовались идеи Л.С.Выготского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований во многих областях психологии. [19, 7]

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные ее формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебрастенические состояния. [26, 206]

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80 гг. Ею была предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа:

-задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм – эмоциональная и личностная незрелость);

- задержка психического развития соматогенного генеза, возникающая при заболеваниях сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем;

- задержка психического развития психогенного генеза, возникающая под длительным воздействием психотравмирующих факторов (безнадзорность, гиперопека);

- задержка психического развития церебрально-органического генеза – незрелость или поврежденность ряда психических функций. [26; 1]

Клинические исследования направлены на изучение причин и клинико-нейрофизических механизмов отклонений в развитии и обусловленной ими психопатологической симптоматики, а также на выделение клинических вариантов ЗПР.

Рассматривая клинический аспект, Н.Ю.Борякова отмечает следующие характерности детей с ЗПР:

- незрелость сложность форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств;

-эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов;

- недоразвитие межличностных компонентов;

- низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;

- неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;

- хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;

- гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков.

В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию построить трудно в связи с тем, что категории детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальном проявлении в психолого-педагогическом плане неоднородна.

Психолого-педагогический аспект характеризуется:

- нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);

- нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания.

- общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;

- низкое развитие игровой деятельности;

- несформированы все структурные компоненты учебной деятельности.

Психологи, медики, изучающие детей с ЗПР, отмечают, что у них значительно ослаблены ?социальные возможности личности. низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждение, избеганием или конфликтом (В.В.Коноваленко, Л.М.Шипицина, К.С.Лебединская и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с ЗПР. В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями. [27, 8]

Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод:

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимо для оказания адекватной коррекционной помощи.