Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о служебных командировках в пределах украины и за границу img-1

инструкция о служебных командировках в пределах украины и за границу

Категория: Инструкции

Описание

Гарантии и компенсации при служебных командировках - Правовой портал Украины

Статья 121. Гарантии и компенсации при служебных командировках



Работники имеют право на возмещение расходов и получение других компенсаций в связи со служебными командировками.

Работникам, направляемым в командировку, выплачиваются: суточные за время нахождения в командировке, стоимость проезда до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством.

За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность).

Работникам, которые направлены в служебную командировку, оплата труда за выполненную работу осуществляется согласно условиям, определенным трудовым или коллективным договором, и размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка.

1. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу (далее в пределах комментария к ст. 121 КЗоТ - Инструкция) определяет служебную командировку как поездку работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его основной работы. Указание в ст. 121 КЗоТ и в Инструкции на служебные командировки вовсе не означает, что законодательство о командировке распространяется не на все категории работников, а только на государственных служащих или служащих вообще. В командировку может быть направлен любой работник, если только в этом возникает необходимость. Поэтому, чтобы избежать конфликтов, порождаемых правовой неопределенностью, следовало бы в местных правилах внутреннего трудового распорядка указать на обязанность работников выполнять распоряжения собственника (по терминологии названной Инструкции - руководителя) о поездке в командировку. Тогда у работников не будет никаких оснований возражать против направления их в командировку, ссылаясь на нарушение условий трудового договора о месте выполнения трудовых обязанностей.

2. Владелец время не вправе требовать от работника поездки в командировку для выполнения задания, не обусловленного трудовым договором. Это требование не соответствовало бы правилам ст. 21 и 31 КЗоТ .

В отличие от ранее действующего законодательства Инструкция уточняет определение командировки как поездки в другой населенный пункт (ранее командировки определялась как поездка в другую местность). Понятие "другой населенный пункт" позволяет четко разграничивать командировку от перемещения работника в месте работы по трудовому договору: если работник для выполнения задания собственника вынужден выехать за пределы территории населенного пункта, в котором находится место работы, для выполнения задания собственника, то это еще не можно квалифицировать как командировки, поскольку выехать за пределы данного населенного пункта - это еще не значит въехать на территорию другого.

Сложность в разграничении командировки и поездки работника для выполнения задания собственника, который не имеет признаков командировки, возникает в том случае, когда в соответствии с административно-территориального деления некоторые населенные пункты (города) включают в себя другие населенные пункты (села, поселка и даже другие города ). Указание в Инструкции такого признака командировки как поездка в другой населенный пункт позволяет решить этот вопрос. Поездка в другой населенный пункт (село, поселок, город), хотя бы и такого, что входит в состав более крупного населенного пункта (города), должна квалифицироваться как командировки, поскольку в этом случае работник въехал на территорию другого населенного пункта, хотя и не выезжал за пределы более крупного населенного пункта, в который входит другой населенный пункт.

Вместе Инструкция признает командировкой только поездку за пределы места постоянной работы. Поэтому признаков командировки нет, если работник принят на работу, которая имеет разъездной (передвижной) характер, или если трудовой договор предусматривает выполнение трудовых обязанностей в полевых условиях, то есть работник принят на такую ??работу, которая предусматривает поездки в другие населенные пункты, а не только выполнение трудовых обязанностей в строго определенном месте.

3. За работником, направленным в командировку, сохраняется место работы (должность) и средний заработок (часть третья комментируемой статьи). Средний заработок, который сохраняется за работником во время командировки (за все рабочие дни), исчисляется исходя из выплат за два календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором началась командировка (работник выехал в командировку). По логике вещей, средняя заработная плата должна сохраняться за командированными работниками только на период проезда к месту командировки и обратно. Остальное время работник, по общему правилу, выполняет работу, предусмотренную трудовым договором. Так, его труд и должен оплачиваться в соответствии с условиями трудового договора. Это касается и премирования. Согласно установленных показателей именно надлежащее выполнение задания в командировке может быть основанием для начисления и выплаты премиального вознаграждения. Но при буквальном толковании законодательства в подобных случаях начислять работникам премии нельзя, потому что время пребывания в командировке оплачивается в размере среднего заработка и дополнительно может оплачиваться только в соответствии с ст. 91 КЗоТ .

Правило об оплате времени нахождения в командировке в размере среднего заработка действует и тогда, когда работник направляется с его согласия в командировки для выполнения задания, выходящего за пределы его трудовых обязанностей. Это, конечно же, полностью соответствует букве нормативного акта, но при направлении в командировку для выполнения более высокооплачиваемой работы прямо затрагиваются интересы работника, поскольку в соответствии с выполняемой работы он мог бы претендовать на более высокую оплату труда.

4. Установлено организационные и финансовые правила направления работников в служебные командировки, которые излагаются ниже.

4.1. Право собственника направлять работников в командировки для выполнения работы, обусловленной трудовым договором, по общему правилу, не ограничивается. Оно ограничивается только относительно отдельных категорий работников (ст. 176, 1861 КЗоТ ).

4.2. Направление в командировку осуществляется руководителем предприятия или его заместителем и оформляется приказом (распоряжением) с указанием пункта (пунктов) назначения, наименование организации, куда работник командируется, срока и цели командировки. Дополнительно по командировкам за границу предусмотрено утверждение задания на командировку, в котором, в частности, определяются условия пребывания за границей. В случае поездки в командировку за границу по приглашению приказу прилагается его копия с переводом. При командировке за границу предусмотрено также утверждение сметы расходов (п. 1.1 раздела II Инструкции).

4.3. Настоящего головной боли руководителям и бухгалтерам наносит п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона "О налогообложении прибыли предприятий". Он допускает возможность относить любые расходы в валовые расходы плательщика налога на прибыль при условии, что связь командировки с хозяйственной деятельностью плательщика этого налога подтверждено документами, исчерпывающий перечень которых приведен в указанном пункте: 1) приглашения принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью налогоплательщика, работник которого направляется в командировку, 2) заключенным договорам (контрактам), 3) другими документами, которые устанавливают или удостоверяют желание установить гражданско-правовые отношения (очевидно, протоколы о намерениях, предварительные договоры и т.п.) 4) документами, которые удостоверяют участие лица, командированного, в переговорах, конференциях или симпозиумах, проводимых по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Значит, отправлять заместителя руководителя государственного предприятия в министерство, а юриста - в хозяйственный суд - можно. Но расходы по выплате работнику компенсации отнести на валовые расходы согласно приведенному формулировка очень трудно. Можно отправлять работника в обособленное подразделение предприятия, находится на территории другой территориальной общины, но отнести на валовые расходы налогоплательщика связанные с этим расходы весьма проблематично. Инструкция добросовестно повторяет в этой части соответствующие положения Закона "О налогообложении прибыли предприятий". И все же практика пока еще не идет путем последовательного применения п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 названного Закона за его излишнюю жесткость.

4.4. Командированному работнику выдается удостоверение установленной формы, в том числе и в тех случаях, когда работник должен возвратиться из командировки в день выезда в командировку.

4.5. Закон равнодушен к затратам времени работника на поездку в командировку в пределах одного дня (суток). Только при выезде в командировку в выходной день Инструкция предусматривает предоставления другого выходного дня. В остальных случаях вопрос о продолжительности рабочего дня в день выезда в командировку и в день прибытия из командировки должны решаться местными правилами внутреннего трудового распорядка. Но поскольку на практике указанные правила названо вопросы не решают, создается ситуация правовой неопределенности, в которой недобросовестный работник самовольно использует время для отдыха, а недобросовестный руководитель ограничивает права добросовестного работника.

4.6. Предельный срок командировки - 30 дней, а за границу - 60 дней. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О надбавки (полевое обеспечение) к тарифным ставкам и должностным окладам работников, направленных для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа которых выполняется вахтенным методом, постоянно проводится в пути или имеет разъем въездной (передвижной) характер ", направление для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ не признается командировкой. При условии, что иное не определено коллективным договором, а также правилами внутреннего трудового распорядка, собственник вправе направлять работников в другую местность (в другой населенный пункт) для выполнения перечисленных работ без соблюдения установленных предельных сроков командировки. Названным Инструкции (абзац третий п. 1.1) срок командировки (направления) на выполнение монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ ограничивается периодом строительства объектов.

4.7. Фактическое время пребывания в месте командировки определяется отметками в командировочном удостоверении. Отметка в удостоверении делается в каждом населенном пункте. Если работник выполняет во время командировки служебное задание на нескольких предприятиях одного и того же населенного пункта, отметка в удостоверении делается на одном из предприятий. Отсутствие в удостоверении отметки о прибытии к месту командировки и убытия из него лишает работника права на получение суточных (п. 1.5 раздела I Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу). Надо полагать, что в отсутствии отметки приравнивается отсутствие печати на отметке, поскольку п. 1.4 Инструкции специально делает оговорку относительно удостоверения отметки печатью.

4.8. Лица, выезжающие в командировки с данного предприятия, регистрируются на этих предприятиях в журнале установленной формы. Регистрации командированных на предприятиях, в которые они отправляются, законодательство не предусматривает.

4.9. На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха того предприятия, которому они командированы. Вместо дней отдыха, не использованных за время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки работникам не предоставляются. В денежной форме работа во время командировки в выходные, праздничные или нерабочие дни также не компенсируется. Исключения составляют лишь те случаи, если работник специально командирован для работы в выходные, праздничные и нерабочие дни, когда работник имеет право на оплату труда и компенсации в соответствии с общими правилами. О том, что работник отправляется с обязанностью работать в выходные, праздничные или нерабочие дни, должно быть оговорено в приказе.

4.10. Если в командировку направляется работник, который работает не только по основному трудовому договору, но и по совместительству, возможны три варианта организации отношений, которые при этом возникают. Первый - работник направляется в командировку по основному месту работы, а на работе по совместительству ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. Второй - работник направляется в командировку по основному месту работы и по работе по совместительству. За ним при этом сохраняется место работы (должность) и средний заработок по основной и совмещаемой работы, а обязанность компенсировать расходы распределяются между основной работы и работы по совместительству по соглашению между их руководителями. Третий: работник направляется в командировку за совмещаемой работы, а по основному месту работы ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. Предоставление отпуска в подобных случаях за основной и совмещаемой работы продолжительностью в сумме не более 15 календарных дней за год допускается согласно ст. 26 Закона "Об отпусках". При необходимости пребывания в командировке более 15 дней в год работник вынужден будет освобождаться основной или совмещаемой работы. В условиях недостаточной социально-экономической обоснованности законодательства и низкого уровня законности, вместо освобождения, соответствующие субъекты примут решение пойти на нарушение закона, считается несущественным (предоставление отпуска без сохранения заработной платы по основному месту работы продолжительностью более 15 календарных дней).

5. За время пребывания в командировке работникам компенсируются не подтвержденные документально расходы на питание и финансирование их личных нужд (п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона "О налогообложении прибыли предприятий"), то есть выплачиваются суточные. Размер суточных определяется постановлением Кабинета Министров Украины "О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу" (далее в пределах комментария к этой статье - постановление). Установлены единые предельные нормы суточных расходов, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций (надо думать, что и для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица) независимо от форм собственности.

5.1. В случае, если в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах не вносятся расходы на питание, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 25 грн. При командировке за границу - 280 грн.

5.2. В случае, если счета на оплату стоимости проживания в гостиницах вносится стоимость одноразового питания, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 20 грн. А при командировке за границу - 224 грн.

5.3. В случае, если счета на оплату стоимости проживания в гостиницах вносится стоимость двухразовое питание, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 15 грн. А при командировке за границу - 154 грн.

5.4. В случае, если счета на оплату стоимости проживания в гостиницах вносится стоимость трехразового питания, предельный размер суточных при командировке в пределах территории Украины составляет 10 грн. А при командировке за границу - 98 грн.

5.5. Если в счета на оплату гостиницы включается стоимость питания, то размер суточных, которые должны быть компенсированы работнику, определяется не стоимостью питания, а количеством раз предоставление питания. Стоимость питания может значительно превышать предельный размер суточных, но работник в любом случае сохраняет право на получение суточных, размер которых дифференцируется в зависимости от числа предоставления питания. Для государственных служащих и других работников предприятий, учреждений, организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, установлены дополнительные ограничения: этим категориям работников возмещаются внесены в счета на оплату проживания в отелях расходы на питание за счет суточных (абзац четвертый п. 2 постановления).

5.6. Приведенные выше предельные нормы суточных при командировке за границу в соответствии с п. 3 постановления пересматриваются: 1) для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме государственных служащих и работников, которые направляются в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, полностью или частично содержащихся за счет бюджетных средств) - после принятия закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, если прогнозный среднегодовой курс гривни к доллару США в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Украины на новый бюджетный год будет отличаться от установленного на предыдущий год курса более чем на 10 процентов; 2) для государственных служащих и работников предприятий, учреждений и организаций, частично или полностью содержатся за счет бюджетных средств, - если возникла такая необходимость.

6. При командировке за границу размеры суточных дифференцируются по двум категориям работников: 1) государственные служащие и работники, которые направляются в командировку предприятиями, учреждениями, организациями, полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств (далее - первая категория работников) 2 ) работники, которые направляются в командировку другими категориями предприятий (далее - вторая категория работников).

Для первой категории утверждены фиксированные нормы суточных при командировке за границу, размеры которых дифференцируются в зависимости от страны, в которой работник командирован. Уменьшать эти нормы нельзя. Увеличивать их тоже нельзя. Это противоречило бы публично-правовым нормам, которым подчиняется предприятие, учреждение, организация, полностью или частично содержится (финансируется) за счет бюджетных средств, с учреждением, осуществляющим финансирование. Но выплата суточных в более высоком размере не противоречило нормам трудового права, вследствие чего выплаченные в таком размере суточные не могут быть взысканы с работника.

А. Е. Сонин справедливо обратил внимание на то, что и постановление Кабинета Министров "О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу", и Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу являются нормативно-правовыми актами финансового права. Их влияние на трудовые отношения являются проявлением отдаленных последствий регулирования названными актами публичных (налоговых) отношений. Поэтому применение положений упомянутых актов в трудовых отношений должно квалифицироваться как субсидиарное (межотраслевая аналогия).

Для второй названной выше категории работников нормы суточных, которые определены по командировку в разные страны и что является фиксированным для первой категории работников, являются минимальными (п. 11 постановления). Максимальным размером суточных для второй категории указанных работников является предельный размер суточных (280 грн.), Установленный подпунктом "а" п. 1 постановления. В рамках указанных минимального и максимального размеров суточных конкретный размер устанавливается владельцем. У работника нет перспектив взыскать с предприятия суточные в размере, превышающем минимальную норму для данной страны, если собственник отказался выплатить суточные в более высоком размере в пределах предельного (280 грн.).

7. Для отдельных категорий государственных служащих установлены надбавки к нормам суточных расходов в иностранной валюте (при командировке за границу): 1) надбавка в размере 50 процентов фиксированной нормы суточных - для членов Правительства, государственных служащих 1 ранга и дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного посла, 2) надбавка в размере 40 процентов фиксированной нормы суточных - для государственных служащих 2 и 3 ранга, дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного посланника 1 и 2 класса, 3) надбавка в размере 25 процентов фиксированной нормы суточных - для членов делегаций, выезжающих за границу на международные переговоры. совещания и для подписания межправительственных соглашений (руководители таких делегаций имеют право на надбавку в размере 30 процентов). К указанным членов делегаций принадлежит только те, которые имеют полномочия выступать от имени и по поручению Президента и Правительства Украины на международных переговорах, конференциях, форумах и для подписания межправительственных соглашений. Другие члены делегаций (представители, наблюдатели) права на надбавки нет.

8. Поскольку предельные размеры суточных при командировке за границу установлены в гривнах, для их пересчета в иностранную валюту, если работники обеспечиваются средствами в иностранной валюте используется официальный курс национальной валюты Украины к иностранным валютам, установленный Национальным банком на день подачи уполномоченному банку расчета расходов.

9. Суточные командированным работникам выплачиваются за все дни командировки, включая выходные, праздничные, нерабочие дни, день отъезда и день приезда. День отъезда определяется по времени отправления транспортного средства. Например, при отправлении поезда 19 сентября в 23 часа 59 минут днем ??отъезда в командировку считается 19 сентября, при отправлении 20 сентября в ноль часов 1 минуту днем ??отъезда будет 20 сентября. Если станция, пристань, аэропорт находятся за пределами населенного пункта, где работает командированный, при определении времени (дня) выезда (приезда) учитывается время, необходимое для проезда от (до) станции, пристани, аэропорту.

В обычном размере выплачиваются суточные при направлении работника в командировку на один день или в такую ??местность, откуда работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания.

10. Расходы по найму жилого помещения возмещаются в пределах фактических затрат с учетом дополнительных услуг, предоставляемых в гостиницах при условии предоставления работником оригиналов подтверждающих документов. Закон "О налогообложении прибыли предприятий" совершенно неожиданно пошел путем расширения дополнительных услуг, которые вместе с расходами по найму жилого помещения подлежат возмещению работникам с отнесением этих затрат на валовые расходы плательщика налога на прибыль. К таким услугам относятся бытовые услуги (стирка, чистка, глажка одежды, обуви или белья), пользование холодильником, телевизором при условии документального подтверждения расходов на такие услуги.

11. Кроме платы за наем жилого помещения (с учетом дополнительных услуг) командированным работникам компенсируются расходы на бронирование мест в гостиницах в размере 50 процентов суточной стоимости места. Для государственных служащих и работников, которые направляются в командировку предприятиями, организациями, которые содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, возмещение расходов на бронирование предусмотрено при командировке и в пределах Украины и за границу (п. 6 постановления). Относительно всех других категорий работников (работников других предприятий, учреждений, организаций) возмещение расходов на бронирование предусмотрено только при командировке в пределах Украины (абзац второй п. 1.6 раздела I Инструкции). И все же мы считаем, что расходы работникам на бронирование мест в гостиницах возмещается во всех случаях, в том числе и в случае командировки работника за границу предприятиями и организациями, которые не финансируются из бюджетов и не получают с них дотаций, поскольку расходы на бронирование можно квалифицировать как расходы по найму жилого помещения, компенсация которых предусмотрена частью второй ст. 121 КЗоТ .

12. Размер компенсации по найму жилого помещения, по общему правилу, ограничивается фактически израсходованными и должным подтвержденными суммами. Из этого правила есть два исключения:

1) для государственных служащих, а также других работников, которые направляются в командировку предприятиями, учреждениями, организациями, которые полностью или частично содержатся за счет средств бюджетов, размер таких компенсаций ограничивается размерами, которые дифференцируются в зависимости от страны, в которую работник командирован. Заметим, что среди этих стран указана и Украина. С разрешения владельца в каждом конкретном случае согласно подтверждающим документам командированному работнику рассматриваемой категории могут возмещаться расходы по найму жилого помещения, превышающие указанные нормы (п. 2.1.4 Инструкции). Наличие такой оговорки означает не возможность применения ст. 91 КЗоТ. а предоставление соответствующим нормам трудового права диспозитивного значение: нормы возмещения расходов по найму жилого помещения установлены, они действуют, но имеют не императивное, а диспозитивный значение, стороны вправе от них отойти;

2) в иных случаях владелец может, реализуя свое право на установление дополнительных ограничений командированным, своим приказом ограничить суммы, которые используются на оплату проживания.

13. Для работников, командированных в пределах Украины, предусмотрена компенсация расходов по найму жилого помещения на время вынужденной задержки в пути, если эти расходы подтверждены соответствующими документами (абзац третий п. 1.6 раздела I Инструкции). При командировке работников за границу, очевидно, действует эта же норма.

14. Ст. 121 КЗоТ не предусматривает такого вида компенсаций в возмещение работникам, направленным в командировку, расходов на бытовые услуги и платы за пользование холодильником, телевизором и кондиционером. Косвенно этот вид компенсаций был легализован признанием в п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" возможности отнесения на валовые расходы плательщика налога на прибыль включенных в счета на оплату проживания расходов работников, направленных в командировку, на бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глажка одежды, обуви или белья). Указанная норма не является нормой трудового права, поэтому сама собой она не возлагает на соответствующие предприятия обязанности проводить такие компенсации, но право плательщика налога на прибыль проводить такие компенсации и относить их на валовые расходы она дает.

В области трудового права легализация расходов на бытовые услуги как разновидности компенсаций командированным работникам произведена только постановлением и инструкцией. И если постановление предусматривает такого рода компенсации только для государственных служащих и других работников предприятий, учреждений, организаций, которые содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, то Инструкция распространяет право на рассматриваемые компенсации на всех командированных работников. По общему правилу, размер этого вида компенсаций ограничивается суммами документально подтвержденных фактических расходов командированного работника на такие цели. Но для государственных служащих и для других работников, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями, организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, установлено ограничение документально подтвержденных фактических расходов на рассматриваемые цели, которые подлежат возмещению командированному работнику. Общий размер компенсаций за все эти дни командировки для таких работников в соответствии с п. 6 постановления не может превышать 10 процентов стоимости за все время проживания в отеле.

15. Что касается компенсации расходов командированных работников по оплате пользования холодильником, телевизором и кондиционером, то отнесение такой компенсации на валовые расходы плательщика налога на прибыль Законом "О налогообложении прибыли предприятий" не предусмотрено. И все же постановление (п. 6) предусматривает возможность компенсации государственным служащим и работникам предприятий, которые полностью или частично содержатся за счет бюджетных средств, расходов по оплате пользования холодильником и телевизором при командировке как в пределах Украины, так и за границу. П. 1.6 Инструкции распространяет это правило на работников предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности. Возмещение расходов по оплате пользования кондиционером прямо предусмотрено для работников предприятий всех форм собственности при командировке за границу (подпункт "б" п. 1.4 раздела II Инструкции). Для государственных служащих и других работников также не установлено ограничение относительно этого. Но здесь следует учитывать следующее.

Обязательные требования к гостиницам о наличии номера кондиционера, холодильника и телевизора установлены ГОСТ 28681.4-95, который вступил в силу с 1 января 1997 года. Но этот стандарт не решает вопрос о том, должна вноситься плата за пользование указанными бытовыми приборами в тариф за проживание или она должна оплачиваться сверх тарифа, установленного за проживание. Поэтому вопрос о внесении или невнесении платы за пользование кондиционером, холодильником и телевизором в тариф за проживание должно решаться отелями на свое усмотрение. Если такая плата к тарифу за проживание внесена, но не выделена, выделить ее в счета на оплату проживания невозможно, поскольку только самому предприятию (отеля) данные право и утверждать тариф и применять механизм его расчета. В таком случае не должно относиться и вопрос о возмещении работникам расходов по оплате пользования кондиционером, потому что они возмещаются в составе платы за проживание как ее неотъемлемая часть. Если же плата за пользование кондиционером выделяется в счете на оплату проживания в гостинице, компенсация таких расходов при командировке в пределах Украины не имеет правовых оснований (кроме компенсаций государственным служащим и работникам предприятий, полностью или частично содержатся за счет бюджетов), а при командировке за границу - нет.

16. Командированные работники имеют право на компенсацию расходов на проезд в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая расходы по внесению страховых платежей на транспорте, оплате услуг, связанных с приобретением билетов, стоимости пользования постельными вещами (независимо от времени нахождения в пути). Но расходы на проезд командированных работников, которые относятся к категории государственных служащих или являются работниками предприятий, учреждений, организаций, которые содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, в спальных вагонах, в каютах, оплачиваемых по 1 - 4 группам тарифных ставок на судах морского флота, в каютах 1 и 2 категорий на судах речного флота, а также воздушным транспортом по билетам 1 класса и бизнес-класса возмещаются в каждом случае только с разрешения руководителя предприятия в соответствии с поданными проездных документов. С учетом стремления работников бухгалтерии в перестрахование, отметим, что получение разрешения руководителя на оплату проезда в указанных вагонах, каютах и ??т.д. других работников (тех, которые не относятся к категории государственных служащих и не являются работниками предприятий, которые полностью или частично содержатся за счет бюджета) не предусмотрено. И только реализуя свое право устанавливать дополнительные ограничения относительно сумм и целей использования средств, выданных на командировку, собственник приказом может приписать работнику ехать, например, только в купейном вагоне (а не в спальном). Но если владелец такой приказ не выдал, командированный работник вправе сам выбрать плацкартный, купейный или спальный вагон.

Пункт 1.7 Инструкции дает право руководителю предприятия при наличии нескольких видов транспорта, связывающих место работы и место командировки, предложить работнику вид транспорта, которым ему следует пользоваться. Это предложение является для работника обязательным, поскольку он имеет право выбрать вид транспорта только "при отсутствии такого предложения".

Предусмотрена также компенсация командированному работнику расходов на проезд транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за пределами населенного пункта, где постоянно работает командированный или куда работник командируется.

Кроме того, командированному работнику компенсируются расходы на проезд городским транспортом общего пользования (кроме такси) по месту командировки. Предусмотрено, однако, согласования маршрута проезда городским транспортом в месте командировки с владельцем. Естественно, эти расходы также подлежат возмещению при наличии документального их подтверждения.

17. Возмещение расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, если работник направляется в командировку на служебном автомобиле, прямо предусмотрено в п. 8 постановления.

18. При командировке за границу предусмотрена также компенсация расходов, связанных с техническим обслуживанием, стоянкой и парковкой служебного автомобиля, а также возмещение расходов по оплате сборов за проезд грунтовыми, шоссейными дорогами и за пользование водными переправами.

Относительно расходов по страхованию на транспорте следует признать, что компенсации подлежат только расходы по обязательному страхованию. Хотя п. 1.7 раздела I Инструкции и не указывает на то, что компенсируются только расходы по обязательному страхованию, следует учитывать, что указание на обязательное страхование содержится в п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона "О налогообложении прибыли предприятий". Что же касается командировки за границу, то пункт 1.4 раздела II Инструкции прямо указывает на компенсацию расходов по обязательному страхованию (не только на транспорте). Это вполне соответствует приведенной выше норме Закона "О налогообложении прибыли предприятий".

19. Постановлением (п. 7) предусмотрена компенсация государственным служащим и другим работникам предприятий, учреждений, организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, расходов на перевозку багажа в пределах 30 килограммов сверх того количества багажа, который входит в стоимость билета. Это касается командировки и в пределах Украины и за границу. Инструкция (пункт 1.4 раздела II) предусматривает компенсацию расходов на перевозку багажа при командировке за границу для всех категорий работников без ограничения веса. Поскольку п. 5.4.8 ч. 5.4 ст. 5 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" предусматривает возможность отнесения на валовые расходы налогоплательщиков расходы на перевозку багажа, которые компенсируются командированным работникам, такие компенсации с учетом указанных ограничений для названных категорий работников должны производиться при командировке как в пределах Украины, так и за границу. Поскольку расходы возмещаются при условии их связи командировки с основной деятельностью предприятия (абзац второй Общих положений Инструкции), расходы на перевозку багажа компенсируются только при условии, что перевозился багаж, необходимый работнику во время пребывания в командировке или для выполнения задания на командировку. Затраты на перевозку другого багажа компенсироваться не должны.

20. Законодательством предусмотрено также возмещение

Другие статьи