Руководства, Инструкции, Бланки

приемный лист при устройстве на работу образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

В силу вступили новые правила приема на работу водителей

Новые правила приема на работу водителей

Вступил в силу приказ Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59: с 12 августа начинают действовать новые правила приема на работу водителей для государственных и частных предприятий.

Теперь любой гражданин при устройстве на работу водителем транспортных средств (грузовых и пассажирских) обязан пройти следующую процедуру:

  1. Представить документы на право заниматься профессиональной деятельностью. Это водительское удостоверение с открытой соответствующей категорией и справка о прохождении медицинского осмотра. Также нужны документы о предыдущих местах работы (трудовая книжка).
  2. Пройти собеседование с руководителем предприятия или уполномоченным на это лицом. В процессе заполняется бланк собеседования, которые хранится в течение 5 лет — независимо от того, получил соискатель работу или нет.

Данные правила распространяются на все виды государственных и частных компаний, работающие в любом сегменте бизнеса. Если кандидат на место водителя не имеет достаточного опыта работы, он должен пройти стажировку на базе предприятия, на которое устраивается.

Стажировка проводится согласно внутреннему уставу компании. Но в Минтрансе РФ указывают, что водителя обучают на том же виде транспорта и маршруте, на котором он будет работать в дальнейшем. По завершении стажировки заполняется специальный отчет, в котором указываются время занятий, вид транспорта и маршрут, а также заносится решение о допуске или недопуске к дальнейшей работе. Данный стажировочный лист работодатель должен хранить не менее 5 лет независимо от результатов обучения.

приемный лист при устройстве на работу образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Обходной лист

    Обходной лист: для чего и как применяется

    Электронный журнал «Зарплата в учреждении »

    Порядок увольнения работника регламентирован статьей 84.1 Трудового кодекса РФ. Учреждение обязано отпустить работника в последний день работы, в этот же день выдать ему трудовую книжку и произвести расчет. Применение обходного листа работодателем не влияет на общий порядок этой процедуры.

    Задержка выдачи трудовой книжки работнику за несдачу или вовсе за отказ оформления обходного листа будет являться нарушением законодательства о труде. А это наказывается штрафом по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушения. Для должностных лиц он составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб. а для учреждения – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

    Как видим, заставить подписать обходной лист нерадивого работника невозможно. Однако в большинстве случаев этот документ очень полезен, поэтому поговорим о том, как его составить.

    Для чего используют обходной лист

    Широкое применение обходного листа объясняется тем, что его использование удобно. Причем он может применяться как при приеме на работу, так и при увольнении.

    Если говорить об увольнении, то обходной лист позволяет проконтролировать, что увольняющийся работник передал все находившиеся в его распоряжении документы и имущество учреждения. Иногда работодатели связывают подписание обходного лица с подтверждением факта передачи дел другому работнику, если процедура передачи дел специально не регламентирована в локальном нормативном акте организации.

    Обходной лист при увольнении применяется рядом ведомств. Например, Федеральной службой по тарифам. В пункте 16 Служебного распорядка, утвержденного данной службой приказом от 17 июля 2008 г. № 264-к. указано: «До дня увольнения гражданский служащий обязан сдать документы и материальные ценности, которые использовались им в связи с ранее выполняемыми должностными обязанностями, что отражается в обходном листе».

    Как обходной лист оформить

    Типовой формы обходного листа законодательством не предусмотрено.

    Обходной лист при приеме на работу

    В него можно включить, например, пункты:

    • о создании рабочего электронного адреса работнику;
    • о прохождении инструктажа по противопожарной безопасности;
    • о прохождении инструктажа по технике безопасности, охране труда;
    • о выделении внутреннего номера;
    • о предоставлении рабочего места (стол, стул, компьютер, телефон);
    • о предоставлении доступа к программам, базам данных;
    • о передаче необходимых документов, ключей, печатей и т. п.;
    • о выдаче пропуска для доступа в учреждение и т. д.
    Обходной лист при увольнении

    Традиционно работодатель включает в обходной лист графы, в которых проставляются отметки о том, что увольняющийся сотрудник исполнил все свои обязательства перед ним. Например, о том, что работник:

    • не имеет задолженности по авансовым отчетам;
    • сдал все материальные ценности (спецодежду, калькуляторы, лампы и т. п.);
    • передал все документы;
    • сдал пропуск в учреждение и т. п.

    Т. Рогова ,
    юрист, член Палаты налоговых консультантов

    На работу принят бывший военнослужащий

    На работу принят бывший военнослужащий

    В настоящей публикации Н.В. Фимина, юрист, эксперт по вопросам налогообложения, рассматривает нормы законодательства, касающиеся работы бывшего военнослужащего по трудовому договору. Речь идет, прежде всего, об особенностях расчета пособия по временной нетрудоспособности и некоторых нюансах исчисления НДФЛ. Методисты «1С» разъясняют порядок отражения в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» факта принятия на работу указанного сотрудника, а также рассказывают о том, каким образом рассчитать пособие по временной нетрудоспособности. Кроме того, в статье затронуты вопросы применения некоторых норм трудового права в связи с особенностями правового статуса лиц, окончивших военную службу и принимаемых на работу в организацию.

    Если на работу принимается гражданин, у которого не было трудовой книжки, этот документ нужно оформить. Сделать это нужно в течение недели со дня приема на работу (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. далее - Правила № 225).

    В тех случаях, когда на работу принимается бывший военнослужащий, довольно часто человек предъявляет только военный билет. Трудовой книжки у него нет. В таком случае нужно оформить трудовую книжку (на основании заявления сотрудника) и внести в нее запись о периоде военной службы.

    В пункте 21 Правил № 225 содержится исчерпывающий перечень видов государственной службы, запись о которых подлежит внесению в трудовую книжку работника. Помимо военнослужащих такую запись нужно внести бывшим сотрудникам органов внутренних дел, налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также бывшим сотрудникам таможенных органов.

    Вместе с тем нормы действующего законодательства РФ не содержат примера подобной записи. При ее оформлении необходимо руководствоваться сложившейся практикой и общими требованиями по заполнению трудовых книжек.

    Титульный лист оформляется по общим правилам. Далее в первой графе раздела «Сведения о работе» следует поставить порядковый номер записи - 1. Во второй - дату внесения записи. В третью необходимо внести запись о службе с пометкой о продолжительности периода службы (например: «Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации с. по. »). В четвертой графе следует сделать ссылку на военный билет с указанием его серии и номера.

    Далее, за номером 2 нужно поставить ту же дату, что и в записи о военной службе, и указать, что человек принят на работу со ссылкой на соответствующий приказ.

    На практике возможна следующая ситуация. Принимая на работу бывшего военнослужащего, работодатель узнает, что в его трудовой книжке нет записи о службе в Вооруженных Силах РФ. Специалист кадровой службы по прошлому месту работы в качестве первой записи сразу же сделал запись о приеме на работу.

    По общему правилу, ошибку в трудовой книжке должен исправить тот работодатель, который ее совершил (п. 27 и 28 Правил № 225 ).

    Вместе с тем, на наш взгляд, применять в данной ситуации правила об исправлении ошибки не обязательно. В законодательстве не сказано, какой именно работодатель должен внести запись о периоде военной службы и об очередности этой записи.

    Поэтому новый работодатель может внести информацию о периоде военной службы записью за следующим порядковым номером, а затем указать сведения о приеме на работу бывшего военнослужащего.

    Оформление трудовой книжки

    Если на работу принимается гражданин, у которого не было трудовой книжки, этот документ нужно оформить. Сделать это нужно в течение недели со дня приема на работу (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. далее - Правила № 225).

    В тех случаях, когда на работу принимается бывший военнослужащий, довольно часто человек предъявляет только военный билет. Трудовой книжки у него нет. В таком случае нужно оформить трудовую книжку (на основании заявления сотрудника) и внести в нее запись о периоде военной службы.

    В пункте 21 Правил № 225 содержится исчерпывающий перечень видов государственной службы, запись о которых подлежит внесению в трудовую книжку работника. Помимо военнослужащих такую запись нужно внести бывшим сотрудникам органов внутренних дел, налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также бывшим сотрудникам таможенных органов.

    Вместе с тем нормы действующего законодательства РФ не содержат примера подобной записи. При ее оформлении необходимо руководствоваться сложившейся практикой и общими требованиями по заполнению трудовых книжек.

    Титульный лист оформляется по общим правилам. Далее в первой графе раздела «Сведения о работе» следует поставить порядковый номер записи - 1. Во второй - дату внесения записи. В третью необходимо внести запись о службе с пометкой о продолжительности периода службы (например: «Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации с. по. »). В четвертой графе следует сделать ссылку на военный билет с указанием его серии и номера.

    Далее, за номером 2 нужно поставить ту же дату, что и в записи о военной службе, и указать, что человек принят на работу со ссылкой на соответствующий приказ.

    На практике возможна следующая ситуация. Принимая на работу бывшего военнослужащего, работодатель узнает, что в его трудовой книжке нет записи о службе в Вооруженных Силах РФ. Специалист кадровой службы по прошлому месту работы в качестве первой записи сразу же сделал запись о приеме на работу.

    По общему правилу, ошибку в трудовой книжке должен исправить тот работодатель, который ее совершил (п. 27 и 28 Правил № 225 ).

    Вместе с тем, на наш взгляд, применять в данной ситуации правила об исправлении ошибки не обязательно. В законодательстве не сказано, какой именно работодатель должен внести запись о периоде военной службы и об очередности этой записи.

    Поэтому новый работодатель может внести информацию о периоде военной службы записью за следующим порядковым номером, а затем указать сведения о приеме на работу бывшего военнослужащего.

    Заключение трудового договора

    Действующее законодательство РФ предусматривает две основные модели оформления трудовых отношений:

    • заключение срочного трудового договора;
    • заключение бессрочного трудового договора.

    По общему правилу, с сотрудником заключается бессрочный трудовой договор (трудовой договор на неопределенный срок). Случаи, когда допускается заключение срочного договора, определены статьей 59 ТК РФ (обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора, в обязательном порядке в нем указываются). Так, допускается заключение срочного трудового договора с лицами, которые являются пенсионерами по возрасту.

    В связи с этим актуальным является вопрос, возможно ли заключение срочного трудового договора с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет?

    Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать термины, которые упоминаются в законодательстве. В части 2 статьи 59 ТК РФ используется термин «пенсионер по возрасту». Пенсионное законодательство РФ вместо термина «пенсия по возрасту» использует понятие «пенсия по старости» (см. например, подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). То, что эти понятия являются тождественными, подтверждено Конституционным судом РФ в определении от 15.05.2007 № 378-О-П.

    Следовательно, пенсионерами по возрасту, о которых говорится в статье 59 ТК РФ. являются граждане, которым назначена пенсия по старости в рамках любого вида пенсионного обеспечения. С данной категорией граждан допускается заключение срочного трудового договора.

    Пенсия за выслугу лет является самостоятельным (наряду с пенсией по старости) видом пенсии, назначаемым в рамках государственного пенсионного обеспечения бывшим военнослужащим, имеющим на момент увольнения соответствующую выслугу лет. Нет оснований для расширительного толкования норм законодательства в данной сфере. Таким образом, можно сделать вывод, что заключить срочный трудовой договор с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет, работодатель не может. Разумеется, при отсутствии других оснований для заключения срочного договора.

    При заключении любого трудового договора (как срочного, так и бессрочного) указывается дата начала работы. Таково требование статьи 57 ТК РФ. регламентирующей перечень данных, составляющих содержание трудового договора.

    На практике возможна следующая ситуация. Работодатель хотел бы заключить трудовой договор с бывшим военнослужащим. Имеется приказ воинской части, в котором подтверждено, что гражданин уволен из Вооруженных Сил РФ, и нет препятствий для заключения с ним договора.

    Однако военный билет на момент обращения гражданина к потенциальному работодателю еще не оформлен.

    На наш взгляд, в такой ситуации безопаснее с заключением трудового договора повременить. Дело в том, что документ воинского учета обязателен к предъявлению при оформлении приема на работу. При этом если у бывшего военнослужащего имеется временное удостоверение о принятии на воинский учет, заключить с ним трудовой договор можно.

    Временное удостоверение военнослужащего является надлежащим документом воинского учета.

    В иных случаях можно, например, предложить человеку временно поработать на условиях гражданско-правового договора.

    Если работодатель нарушит правила приема на работу (оформит трудовой договор без документа воинского учета), ему грозит ответственность по статье 5.27 КоАП РФ.

    • для должностных лиц - штраф от 1 000 до 5 000 руб.;
    • для предпринимателей - штраф от 1 000 до 5 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • для организаций - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» предусмотрена автоматизация воинского учета. Данные военного билета заносятся на закладке Персональные данные справочника Физические лица (рис. 1).

    На основании заполненных данных формируются отчеты, необходимые для передачи в военкоматы. Они соответствуют Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ от 31.12.2007.

    Предоставление отпуска

    По общему правилу продолжительность ежегодного отпуска сотрудника составляет 28 календарных дней. При этом некоторые категории граждан имеют право на дополнительные отпуска. В частности, если сотрудник имеет удостоверение ветерана боевых действий, ему полагается дополнительный отпуск 15 суток.

    Применение данной нормы довольно часто вызывает вопросы у практикующих специалистов. Дело в том, что в пункте 5.1 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон № 76-ФЗ) сказано, что данный отпуск предоставляется военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

    На момент начала работы по трудовому договору гражданин является бывшим военнослужащим, поэтому закономерно возникает вопрос, распространяются ли на него нормы о предоставлении дополнительного отпуска продолжительностью 15 суток.

    Имеются две точки зрения по этому вопросу. Первая заключается в следующем. После того как гражданин был уволен с военной службы, законных оснований для предоставления данному гражданину - ветерану боевых действий, состоящему в трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, дополнительно оплачиваемого отпуска в количестве 15 дней в соответствии с Законом № 76-ФЗ не имеется. Подтверждает данную точку зрения судебная практика. Хотя на федеральном уровне данный вопрос не рассматривался, имеются отдельные судебные решения, подтверждающие данный подход (например, Решение от 17.05.2011, принятое Ленинским районным судом г. Курска по иску Афанасьева Владимира Михайловича).

    Вторая точка зрения заключается в следующем. В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона № 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, устанавливаются:

    • военнослужащим и членам их семей;
    • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ, и членам их семей;
    • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членам их семей.

    Поэтому бывшему военнослужащему, поступившему на работу в организацию по трудовому договору, также полагается дополнительный отпуск продолжительностью 15 дней. Аналогичные разъяснения даются на сайтах региональных трудовых инспекций (см. например, http://git35.rostrud.ru/questioner/ вопрос от 19.11.2012).

    На наш взгляд, более обоснованной является вторая точка зрения. Тем более что в перечне лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий, прямо перечислены военнослужащие, уволенные в запас (в отставку).

    Пособия по временной нетрудоспособности

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» право на получение пособий по социальному страхованию у работника возникает с момента заключения трудового договора.

    Особенности расчета пособия по временной нетрудоспособности бывшему военнослужащему касаются:

    • исчисления страхового стажа;
    • определения заработка за расчетный период;
    • определения источников выплаты пособия.
    Страховой стаж бывшего военнослужащего

    Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа (см. таблицу 1).

    Размер пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от стажа

    60 % среднего заработка

    Примечание:
    * с учетом Федерального закона от 05.04.2013 № 36-ФЗ. который ввел норму, устанавливающую ограничение при выплате пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием (вступил в силу 08.04.2013). Подробнее читайте в № 6 (июнь) «БУХ.1С» за 2013 год.

    Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее - Правила № 91 ).

    В период военной службы граждане не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Однако с 1 января 2010 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон № 255-ФЗ и в Правила № 91.

    Согласно части 1.1 статьи 16 Закона № 255-ФЗ и пункта 2.1 Правил № 91 в страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной и иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1).

    Периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом № 4468-1, подтверждаются (п. 19.1 Правил № 91 ):

    • военными билетами;
    • справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений;
    • записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов;
    • другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

    При этом следует учитывать норму статьи 17 Закона № 255-ФЗ. из которой следует, что если продолжительность страхового стажа, исчисленного по правилам, действовавшим до 1 января 2007 года, меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа за тот же период, то за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного стажа работника.

    Непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года.

    Таким образом, при исчислении продолжительности страхового стажа бывшего военнослужащего необходимо применять следующий алгоритм.

    Вначале рассматривается период до 01.01.2007. Определяется продолжительность страхового стажа по действующим в настоящее время правилам и продолжительность непрерывного стажа по правилам, действующим до 2007 года. Полученные величины сравниваются, и берется бо/льшая.

    О случае, когда период службы не вошел в непрерывный стаж, см. пример 4.

    Далее рассматривается следующий период: с 01.01.2007 до дня, предшествующего дню наступления страхового случая. Эта величина суммируется с предыдущим показателем.

    Затем рассматривается период с 01.01.2007 по 31.12.2009 (определяем продолжительность нестраховых периодов в стаже).

    Акимов С.И. (бывший военнослужащий) поступил на работу в ООО «База» 17.04.2009.

    В феврале 2013 года (10 февраля) он заболел.

    Согласно записям в трудовой книжке, военном билете его трудовая деятельность включает следующие периоды:

    01.10.1999-30.09.2006 - военная служба по контракту (7 лет);

    15.12.2006-16.04.2009 - работа по трудовому договору в ООО «Концепт» (2 года 4 месяца 3 дня);

    17.04.2009 - по день наступления страхового случая 10.02.2013 - работа по трудовому договору в ООО «База» (3 года 9 месяцев 24 дня).

    В данном случае период военной службы вошел в непрерывный трудовой стаж (на 01.01.2007).

    Стаж для оплаты больничных с учетом нестраховых периодов на дату приема составил 9 лет 4 месяца 3 дня, из них страховой стаж (с учетом только страховых периодов) на дату приема (17.04.2009) - 2 года 4 месяца 3 дня.

    Информация о стаже вводится в информационную базу программы по состоянию на дату приема сотрудника в ООО «База» (см. рис. 2).

    При вводе данных в документ Начисление по больничному листу стаж пересчитывается автоматически на дату наступления страхового случая (рис. 3).

    Стаж для оплаты больничных листов составит в общей сложности на день наступления страхового случая с учетом нестраховых периодов13 лет 1 месяц 27 дней, что дает работнику право на получение пособия в размере 100 % среднего заработка. В отчете Расчет пособия б/л образца 2011 года стаж указан с выделением нестраховых периодов в том виде, в котором его следует заполнять в бумажном бланке листа нетрудоспособности (рис. 4).

    Исчисление пособия

    Пособия работникам - бывшим военнослужащим рассчитываются в том же порядке, что и всем остальным работникам (см. таблицу 2).

    Алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности

    Определение расчетного периода

    Расчетный период - два календарных года, предшествующих году начала страхового случая.

    Если в расчетном периоде (или только в одном году расчетного периода) сотрудник находился в отпуске по беременности и родам либо отпуске по уходу за ребенком, он может заменить календарные годы (или год) из расчетного периода на предшествующие календарные годы (год), подав соответствующее заявление, если это приведет к увеличению размера пособия.

    Определение суммы заработка за расчетный период

    В заработок за расчетный период необходимо включить все выплаты за расчетный период, с которых уплачивались взносы в ФСС РФ.

    При этом нужно учитывать предельные значения заработка за расчетный период, которые можно учесть при исчислении пособия по временной нетрудоспособности.

    В 2012 году предельный размер выплат, облагаемый страховыми взносами, составлял 512 000 руб. а в 2011 году - 463 000 руб.

    Суммы заработка за предыдущие годы (2010, 2009, 2008 и т. п.), которые можно учесть при расчете пособия по временной нетрудоспособности, ограничены значением 415 000 руб. за каждый год.

    Если в расчетном периоде у сотрудника не было заработка либо его средний заработок в расчете на полный месяц оказался ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на день наступления страхового случая, пособие рассчитывается из МРОТ.

    В тех случаях, когда работнику установлено неполное рабочее время, величина МРОТ для исчисления пособия пропорционально уменьшается.

    Напомним, что с 1 января 2013 года величина МРОТ составляет 5 205 руб.

    Определение суммы среднего дневного заработка

    Показатель «заработок за расчетный период» нужно поделить на 730.

    Эту формулу необходимо применять, даже если в течение двух календарных лет, предшествующих наступлению страхового случая, у застрахованного лица были перерывы в работе.

    Определение итоговой суммы пособия по временной нетрудоспособности

    Показатель «средний дневной заработок» перемножается на количество дней нетрудоспособности и на процент от страхового стажа (см. таблицу 1).

    В некоторых случаях период, за который нужно начислить пособие, ограничен.

    Пособие по уходу за заболевшим взрослым начисляется не более чем за семь календарных дней (общее количество оплачиваемых дней не может превышать 30 календарных дней в календарном году).

    При уходе за ребенком до семи лет пособие назначается за все время лечения, но не более 60 календарных дней в течение календарного года.

    При уходе за ребенком от семи до 15 лет пособие назначается за период лечения не более 15 календарных дней, но не более 45 календарных дней в течение календарного года.

    Максимальное количество оплачиваемых дней может быть увеличено при наличии определенных заболеваний (и если заболевший ребенок является инвалидом).

    Ограничение в 75 календарных дней на оплачиваемый период временной нетрудоспособности установлено для работников, которые:

    - заключили трудовой договор на срок до шести месяцев;

    - нетрудоспособность которых наступила со дня заключения трудового договора до его аннулирования.

    Инвалиду пособие начисляется за период до четырех месяцев подряд и до пяти месяцев в календарном году (за исключением заболевания туберкулезом).

    Однако имеются определенные особенности. Так, в случае если в расчетный период при исчислении пособия по временной нетрудоспособности входят годы, в течение которых гражданин находился на военной службе, необходимо учитывать, что денежное довольствие военнослужащих не облагается страховыми взносами в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. далее - Закон № 212-ФЗ ).

    Иванов И.И. поступил на работу в ООО «База» в 2013 году (до этого времени он состоял на военной службе). В феврале 2013 года (с 11 по 15 февраля) сотрудник заболел. Работник имеет право на пособие в размере 100 % среднего заработка. В данном случае средний заработок за два предшествующих года отсутствует, так как в 2011-2012 годах у военнослужащего было денежное довольствие, на которое не начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды.

    Таким образом, согласно пункту 11 Порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 данного Положения, не имело заработка, то средний заработок для исчисления пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (5 205 руб.).

    Сумма пособия по временной нетрудоспособности составит:
    5 205 руб. х 24 мес. / 730 дн. х 5 дн. = 855,62 руб.

    Источники выплаты пособия

    По общему правилу, пособия по временной нетрудоспособности, связанные с заболеванием или травмой работника, финансируются из двух источников:

    • за первые три дня болезни - за счет средств работодателя;
    • за последующие дни - за счет средств ФСС РФ.

    Остальные пособия финансируются полностью за счет средств ФСС РФ. Об этом говорится в частях 1 и 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ.

    На бывших военнослужащих эти правила также распространяются, однако имеются определенные особенности в определении источников выплаты пособия.

    В период военной службы граждане не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Тем не менее, время военной службы учитывается при расчете пособий, после того как граждане увольняются с нее и устраиваются на работу по трудовому договору.

    В части 4 статьи 3 Закона № 255-ФЗ установлено специальное правило: финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, связанных с зачетом в страховой стаж периодов военной службы, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету ФСС РФ.

    Определение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых Фонду на финансирование расходов на выплату пособий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа в соответствии со статьей 17 Закона № 255-ФЗ.

    Вернемся к ситуации, изложенной в Примере 1.

    Стаж на дату приема с учетом:

    • нестраховых и страховых периодов - 9 лет 4 месяца 3 дня;
    • только нестраховых периодов - 7 лет 0 месяцев;
    • только страховых периодов - 2 года 4 месяца 3 дня.

    С момента приема сотрудника на работу (17.04.2009) до наступления страхового случая (10.02.2013) прошло 3 года 9 месяцев 25 дней.

    Стаж на дату наступления страхового случая стал с учетом:

    • нестраховых и страховых периодов - 13 лет 1 месяца (рис. 4);
    • только нестраховых периодов - 7 лет 0 месяцев (рис. 4);
    • только страховых периодов - 6 лет 1 месяц 27 дней.

    Страховой стаж работника на 10.02.2013 с учетом только страховых периодов дает право на получение пособия в размере 80 % среднего заработка.

    Вместе с тем, страховой стаж работника на 10.02.2013 с учетом и страховых и нестраховых периодов дает право на получение пособия в размере 100 % среднего заработка.

    Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности, составляющие 20 % (за счет включения в страховой стаж периода службы), должны быть отнесены за счет средств федерального бюджета, 80 % за счет средств ФСС РФ.

    При расчете суммы по больничному листу 3 дня в размере 546,18 руб. оплачиваются за счет работодателя.

    А остальные 13 дней (2 366,78 руб.) оплачиваются за счет ФСС РФ, при этом часть суммы (473,33 руб.), расчитанная пропорционально нестраховому стажу, оплачивается за счет федерального бюджета (рис. 5).

    Это повлияет на заполнение формы 4-ФСС РФ работодателем (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 19.03.2013 № 107н ).

    Общая сумма выплаченного пособия (80 %) отражается в строке 1 графы 4 таблицы 2 раздела I Расчета по форме-4 ФСС РФ, а сумма пособия, подлежащая отнесению за счет средств федерального бюджета (20 %), - в строке 1 графы 5 таблицы 2 раздела I (графе 20 таблицы 5) - см. рис. 6.

    Кроме того, в графе 18 таблицы 5 указывают число получателей. В графе 19 - количество дней нетрудоспособности (рис. 7).

    Если по части 2 статьи 17 Закона № 255-ФЗ учесть период службы не представляется возможным (непрерывный трудовой стаж после службы прервался, либо продолжительность непрерывного стажа (со службой) меньше чем продолжительность страхового стажа (без службы) на 01.01.2007 г), стаж службы следует учитывать в страховом стаже по части 1.1 статьи 16 Закона № 255-ФЗ.

    Иванов И.И. (бывший военнослужащий) поступил на работу в ООО «База» в конце 2006 года. 10 февраля 2013 года он заболел.

    Согласно записям в трудовой книжке, военном билете его трудовая деятельность включает следующие периоды:

    • 15.10.2003-14.10.2005 - военная служба по контракту (2 года);
    • 15.12.2006 - по день наступления страхового случая - работа по трудовому договору в ООО «База» (6 лет 1 месяц 27 дней).

    В данном случае период военной службы не вошел в непрерывный стаж (поскольку перерыв после службы превысил 12 месяцев), поэтому период службы следует учесть в составе страхового стажа на основании части 1.1 статьи 16 Закона № 255-ФЗ.

    Страховой стаж составит в общей сложности 8 лет 1 месяц 27 дней, что дает право на получение пособия в размере 100 % среднего заработка. В этом случае расходы на выплату пособия, составляющие в суммовом выражении 20 % (за счет включения в страховой стаж периода службы), должны быть отнесены за счет средств федерального бюджета.

    Общая сумма выплаченного социального пособия (100 %) отражается в строке 1 графы 4 таблицы 2 раздела I Расчета по форме-4 ФСС РФ, а сумма пособия, подлежащая отнесению за счет средств федерального бюджета (20 %), - в строке 1 графы 5 таблицы 2 раздела I (графе 20 таблицы 5).

    Исчисление НДФЛ

    Особенности исчисления налога на доходы физических лиц с доходов бывшего военнослужащего связаны с тем, что некоторые категории военнослужащих имеют право на получение стандартного вычета (см. таблицу 3).

    Стандартные вычеты по НДФЛ, применяемые к доходам бывших военнослужащих (ст. 218 НК РФ )

    Граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории Российской Федерации

    Если налогоплательщики имеют право более чем на один из указанных стандартных налоговых вычетов, предоставляется максимальный.

    Право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 3 000 и 500 руб. не ограничивается суммой доходов, полученных за налоговый период (п.1 ст. 218 НК РФ ).

    Установленные статьей 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета. Если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.

    Это подтверждается письмом Минфина России 21.07.2011 № 03-04-06/8-175.

    Работа по совместительству

    В данном разделе мы рассмотрим вопрос приема на работу в организацию гражданина, который с военной службы не увольнялся. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» реализует свое право на труд посредством прохождения им военной службы.

    Основной работой для данного лица является военная служба, время прохождения которой фиксируется непосредственно в военном билете.

    «Военнослужащие не вправе:

    - заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

    - заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

    - использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. ;

    - получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

    - получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;.

    - выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;. ».

    Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, фактически установлен запрет на работу по совместительству. Исключения предусмотрены действующим законодательством в отношении осуществления педагогической, научной и иной творческой деятельности военнослужащего.

    Приняв военнослужащего на должность, не относящуюся к вышеперечисленным, работодатель нарушит трудовое законодательство. Избежать нарушений можно, например, заключив с человеком гражданско-правовой договор.

    При этом бухгалтеру организации необходимо учитывать следующее.

    Как правило, военнослужащие не зарегистрированы в Пенсионном фонде РФ, в связи с чем не имеют свидетельства обязательного пенсионного страхования и Страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Будущая пенсия военнослужащих и сотрудников силовых структур не формируется через систему обязательного пенсионного страхования, а назначается по линии силового ведомства.

    Если организация начисляет и выплачивает военнослужащему вознаграждение по гражданско-правовому договору, у нее возникает обязанность уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды с суммы вознаграждения.

    Страховые взносы с вознаграждений по гражданско-правовым договорам рассчитываются так же, как и с выплат по трудовым договорам. Единственное исключение: на вознаграждения по гражданско-правовым договорам не нужно начислять взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ ).

    Соответственно, у работодателя появляется обязанность подать сведения персонифицированного учета на указанного гражданина (оформив также свидетельство пенсионного страхования).

    Военнослужащие и сами могут зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования. Для этого им необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

    Увольнение

    Увольнение работающего по трудовому договору бывшего военнослужащего оформляется в том же порядке и по тем же основаниям, что и увольнение других работников. Уволить человека по инициативе работодателя только потому, что он является пенсионером, нельзя.