Руководства, Инструкции, Бланки

как писать сообщение по литературе образец img-1

как писать сообщение по литературе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал на тему: ПАМЯТКА - quot; как готовить доклад, сообщение - quot

Материал на тему:
ПАМЯТКА "как готовить доклад, сообщение"

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ

Доклад – это небольшое сообщение по заданной теме. Главное в докладах, как и в сообщениях ,— суметь передать свои знания, донести до сл у шателей определённую информацию так, чтобы они её усв о или. При подготовке доклада используется несколько источников (книг, журналов …). При подготовке сообщения можно воспользоваться одним.

КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ:

  1. Готовить сообщение можно с помощью родителей.
  2. Продумайте тему сообщения и составьте план (о чем хотите рассказать одноклассникам), полностью оформлять сообщение не обязательно.

Как выступить с сообщением?

  1. Сообщение нужно рассказыват ь, а не читать.
  2. Перед началом назвать тему сообщения.

б) Я хочу вам рассказать …….

  1. Лучше сказать 5-6 фраз, чем читать 12 предложений.
  2. Чтобы сообщение получилось, дома надо потренироваться, выступая перед родителями.
  3. После выступления другие ребята задают вопросы.

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

1. Продумайте тему, определите основную мысль будущ е го доклада.

2. Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её. (можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете. Подборку книг и журналов помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке).

3. Подберите материал, обратив внимание на то, что будет интересно одноклассникам, сделайте выписки.

4. Составьте план, и в соответствии с ним напиши текст из подобранного материала. Запишите текст доклада полностью.

6. Выделите термины, незнакомые слова, уточните прои з ношение трудных слов, расставьте ударения.

7. Перескажите устно текст доклада дома. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.

По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут. Это соответствует примерно 1-2 страницам печатного текста.

Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением. В начальной школе это чаще всего упрощенные карты и схемы, изображения объектов и животных, о которых говорится в докладе

Главное требование к оформлению доклада – аккуратность. Текст может быть набран на компьютере и распечатан или написан вручную. Первой страницей доклада является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе. В конце доклада желательно указать список использованных при подготовке доклада источников.

Другие статьи

Как составить доклад

Как составить доклад

Вначале нужно сформулировать тему так, чтобы она звучала понятно для самого докладчика. Потом собрать доступный материал по ней. Имеется в виду настоящий список используемой литературы, а не тот, который пишут, чтобы произвести впечатление на преподавателя. Студентам рекомендуется использовать от десяти источников, школьникам - три-пять в зависимости от возраста. После этого начинается работа с источниками информации.

В отдельном файле или отдельной тетрадке выписываются основные положения. Чтобы облегчить себе жизнь, можно сделать табличку: в строчках будут вопросы, а в колонках авторы. Вопросы зависят от темы доклада, но в общих чертах звучат так: "Что нового сказал данный автор по данной теме? На чьи труды опирался? К каким последствия это привело?" После этого этап подготовительной работы можно считать завершенным.

Доклад начинается с правильно оформленного титульного листа, затем следует оглавление, потом введение, основная часть и заключение. Введение может быть совсем коротким, буквально две-три фразы. А может занимать первую страницу. Докладчику нужно обозначить, какую тему он затронул и с чем это связано. Например, "1919 год - одна из самых загадочных страниц истории нашего поселка". Основная часть может быть разбита на пункты. Например, "Белогвардейское движение в истории нашего поселка", "Казачество", "Подполье и партизаны". В докладе автор практически не имеет права делать свои выводы. Он лишь обобщает и систематизирует то, что написали другие. В заключении докладчик может сказать, что тема требует дальнейшего исследования, либо она отражена неполно, либо укажет, что исследования активно ведутся по сей день.

Доклад бывает письменный и устный. Письменный (особенно по гуманитарным дисциплинам) мало чем отличается от реферата. Разве что объем меньше. Устный доклад - это концентрат письменного. Для того, чтобы подготовить устный доклад, нужно сделать подачу материала еще более четкой и внятной. Это достигается за счет терминов, особого построения фраз (научный стиль речи), отсутствия авторских рассуждений. Устный доклад не превышает пятнадцати минут, причем скорость речи докладчика - не чаще ста двадцати слов в минуту.

Как научиться писать сочинение по литературе? План сочинения по литературе

Как научиться писать сочинение по литературе? План сочинения по литературе

Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении. Прежде всего, посмотрим на само это слово. Сочинение. В состав его входит корень "чин". Значение его - "иерархия", "порядок". Другими словами, сочинение представляет собой упорядочение мыслей, которое продиктовано материалом анализа и выбранной темой.

Почему изложение мыслей представляет для некоторых учащихся большую сложность?

Вопросом о том, как научиться писать сочинение по литературе, часто задаются не одни только школьники, которым это задание никак не дается, но и родители, которые не могут помочь своим детям, а также учителя, ищущие новые методы и способы научить ребят писать этот вид работы. Для многих школьников это настоящая мука, и они не понимают одноклассников, у которых при задании написать сочинение загораются глаза.

Почему так происходит? Все мы - люди очень разные. Кто-то любит фантазировать, выступать, спорить, рассуждать. Таким, как правило, нравится писать сочинения. Часто они даже пренебрегают советами и выполняют работу по наитию. Вопрос о том, как научиться писать сочинение по литературе, перед этими счастливчиками обычно не стоит. А вот другие теряются. Варианты решения этой проблемы - критическая литература, интернет, а также дружба с товарищами-любителями излагать свои мысли в письменной форме. В этой статье мы дадим свой ответ на вопрос о том, как наиболее грамотно написать сочинение.

Различные виды работ

В школе мы знакомимся с различными видами этой работы: эссе, сочинение-описание, рассуждение, миниатюра, сочинение по литературному произведению и т. д. Каждый из них обладает своей структурой и имеет собственные требования к написанию, о чем не стоит забывать. Например, сочинение-эссе приближает к литературному творчеству. Стоит обращать особое внимание при работе над ним не только на содержание текста, но и на красоту, образность, легкость изложения. А в сочинении-рассуждении присутствуют обязательно три части: это вступление (в которое включаются тезисы), основная часть (примеры и доказательства) и выводы (выражение собственной точки зрения по поводу темы сочинения). Характеризуя миниатюру, отметим, что она состоит из тезиса, а также его пояснения. На данном виде сочинений часто тренируют одаренных ребят для участия в олимпиадах и предметных конкурсах, ведь написать емко и кратко зачастую намного труднее, чем создать стандартную работу, по объему занимающую несколько листов.

Проблемные темы

Темы сочинения бывают различными. Проблемные - это те, в которых ставятся вопросы эстетического, научного или этического характера. В их формулировку зачастую включается сам этот термин ("проблема"), который подскажет вам, как писать сочинение. Примеры: "Проблема прошлого в поэме "Мертвые души" Н. Гоголя", "Устроит ли счастье героев Толстого героев Достоевского?"

Сопоставительные темы

Сопоставительные предполагают сравнение двух либо более объектов по определенным формулировкой признакам. Обычно включаются в формулировку подобных тем несколько объектов, которые соединены союзом "и". Пример: "Сын и отец Кирсановы в романе "Отцы и дети" И. Тургенева".

Обзорные темы

Обзорные темы предполагают широкий охват материала, зачастую его репродуктивное изложение (то есть пересказ) и описание. Содержание их иногда составляет рассмотрение трансформации объекта со временем. В тему в некоторых случаях включаются сопоставительные элементы, то есть изменение чего-либо во времени. Подобные формулировки подскажут вам, как писать сочинение. Примеры: "Изображение войны в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого", "Москва и москвичи в творчестве Булгакова" и др.

Другие виды тем

Раскрывающие особенности мастерства создателя произведения темы требуют хорошего знания понятий литературоведения. Нужно уметь характеризовать героев, видеть особенности повествования, анализировать описания (интерьер, портрет, пейзаж), разбираться в композиции текста. Главное - видеть идейную и эстетическую ценность данных элементов. Пример: "Мастерство Льва Николаевича Толстого в изображении отечественной истории".

Сочинения по цитате предполагают выявление темы данного высказывания, формулирование проблемного вопроса.

Большая часть тем - это смешанные, которые включают элементы вышеописанных видов. Существуют также свободные, которые опираются часто на житейский опыт автора.

Школьников часто интересует то, как научиться писать сочинение-рассуждение. Цель его - убедить в чем-либо читателя, закрепить или изменить его мнение по заданному вопросу. Основой данного вида работы, стержнем его является понятная, четко сформулированная и обоснованная с различных позиций главная мысль, которая должна быть единственной. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать сочинение-рассуждение, а также другие виды работ, стоит сказать о некоторых правилах.

Правила, которые помогут вам при создании сочинения

Возможно, кому-то они покажутся не такими важными, но проблема в этом случае вряд ли сдвинется с места. Основные неудачи кроются как раз в невнимании к главным правилам.

Сочинение - это жанр, который отрицает переписывание. Выбирая "сочные" фразы и предложения из готовых сочинений по критической литературе, мы этим совсем не обогащаем его, а лишь занимаемся типичным плагиатом. Делая это, мы так и не узнаем, как писать сочинение по теме произведения. Безусловно, ученики должны обращаться к критике, но только для того, чтобы в нужное русло направить собственные мысли, убедиться, что основная мысль понята верно, схвачена суть проблемы.

Философия произведения, раскрытая другими авторами, может оказать помощь для глубокого понимания темы, для внутренней работы. Однако утверждения, выводы, впечатления и мысли должны принадлежать только одному человеку - непосредственно создателю сочинения. "И все-таки, как научиться писать сочинение по литературе в таком случае?" - спросите вы.

Если вам нужно написать работу по конкретному произведению литературы (что является для школьников самым распространенным вариантом), следует в первую очередь прочитать произведение. Не подойдет для этого лишь краткое содержание. Подлинный интерес к литературе можно пробудить, лишь прочитав оригинал. Краткие содержания отражают лишь поверхностный слой, на основе которого глубокая работа с текстом невозможна. Для того чтобы создать хорошее сочинение, следует самостоятельно увидеть в рассказе, поэме или романе необычный сюжет, глубокий смысл, актуальность и талантливое слово.

Очень полезно читать хорошие работы, созданные другими авторами. Образцы их сейчас можно найти во множестве источников. Они будут полезны, когда мы пишем сочинение по литературе. Примеры того, где их можно найти, - специальные пособия, сборники, журналы. Прочитав несколько таких образцов, вы оцените особенности стиля, языка автора, структуру.

И, наконец, последнее правило: никогда не садитесь за чистый лист. У вас в голове обязательно должен быть уже некий план, образ будущего текста. Сложно представлять, что и как следует написать, сидя за письменным столом. А вот, например, когда вы выгуливаете собаку, идете в магазин, моете посуду, можете придумать будущее сочинение. Этот метод стоит попробовать - результат приятно удивит вас.

Для того чтобы написать хорошую работу, нужно иметь под рукой план сочинения по литературе. Что же это такое? План сочинения по литературе неизменно включает в себя следующие три части: это вступление, основная часть и заключение.

Вступление

Цель вступления - предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения - это место, где вы можете выразить свои чувства и мысли. Вступление "рекламирует" дальнейший текст, увлекает читателей. Здесь будет уместно употребить интересные высказывания, эпиграфы, а также обозначить общее настроение вашей работы. Как известно, самое трудное - начать. Для того чтобы данная часть получилась у вас удачной, необходимо сформулировать в ней ключевые проблемные вопросы - те, на которые можно получить ответ в рамках предложенной вам темы, а затем, выбрав один-два из них, которые вы будете раскрывать в вашем сочинении, обосновать этот выбор. Рекомендуем также привести термины, которые вы будете использовать в ответе, определить их, что покажет их понимание автором. Не нужно бояться вопросительных знаков. Формулируйте смело вопросительные предложения. Начало сочинения (вступительная часть) иногда кратко характеризует либо само произведение, либо эпоху его создания, если предложенная автору тема предполагает анализ отдельного аспекта.

Основная часть

Основная часть - это раскрытие темы сочинения. Например, если это образ героя, следует рассматривать его целостно, при этом не оставляя немаловажные детали "за бортом" - ведь их для чего-то все-таки отметил создатель произведения. Не следует писать, если тема сочинения вами не до конца понята, если где-то потеряна линия сюжета. Возможно, требуется в этом случае перечитать произведение. Не бойтесь задавать вопросы учителю - он лишь одобрит вашу пытливость и интерес. Основная часть должна представлять собой доказательный и развернутый ответ на вопросы, сформулированные вами во вступлении. В ней вы должны убедить читателя в том, что верно поставили их и правильно решаете. Это самая большая по объему часть. На нее следует обратить особое внимание, размышляя о том, как писать сочинение.

Образец мысли, представленный каким-либо критиком, можно развить, если его идея уж очень сильно вам понравилась: представить собственные наблюдения, объяснить ее своими словами. Оцените потом, связана ли она как-то с основной темой вашей работы, с общим текстом. Но все же предпочтительнее прибегать к цитатам, что подчеркнет вашу подготовленность и осведомленность, будет выглядеть этично.

Заключение

И, наконец, заключение. Главная задача данной части - это подвести итоги по вашему рассуждению, представленному во второй части, а также по проблемным вопросам, которые были сформулированы вами во вступлении. Следует обобщить выводы, при этом используя термины и ключевые слова, которые входят в формулировку заданной темы: часто в ней присутствуют такие слова, как "пейзаж", "образ", "композиция", "проблема" и другие. В заключительных выводах повторите их. Помните о том, что вступление и заключение по содержанию во многом повторяют друг друга. Только форма меняется от вопросительной к утвердительной.

Следует отметить, что не во всех случаях нужно применять предложенный нами шаблон. Как писать сочинение, решайте индивидуально. Выбор пунктов зависит от читательской зоркости, степени подготовки, умения определять главное. Однако рекомендуется придерживаться плана, который мы составили, тогда не возникнет сложностей с пониманием того, как научится писать сочинения. ЕГЭ, например, оценивает наличие трех элементов - вступления, основной части и заключения.

Как писать реферат

Что такое реферат?

Рефератом называется письменный, развернутый ответ на заданную тему с использованием знаний компетентных в данной области людей.

Это работа с уже опубликованными источниками, освещающими необходимую тему. Он не содержит в себе практической части и является обобщением найденной информации. Чтобы создать качественную работу недостаточно просто переписать из разных книг куски текста, нужно изучить выбранные источники, своими словами передать основное содержание, подкрепив текст цитатами.

Реферат подразумевает работу с информацией. Собрав материал по интересующей теме необходимо выделить в нем главное. Последовательно и логично изложить суть предмета. Такая работа способствует всестороннему изучению и глубокому закреплению материала. Суть реферата в том, чтобы с помощью накопленных другими людьми знаний раскрыть выбранную тему.

Проблема, связанная с неполным раскрытием темы, чаще всего возникает от непонимания: о чем же нужно написать? Решение достаточно просто. Тему реферата необходимо представить в виде одного или нескольких вопросов, и дать на них развернутые ответы.

Реферат должен отвечать следующим требованиям:

1) Текст должен читать легко. При чтении не должно возникать проблем с пониманием слов и выражений автора. Научные термины необходимо пояснять. Для слов, написанных на иностранном языке, обязательно дать перевод на родной язык.

2) Текст должен быть выдержан в научно-публицистическом стиле. Не стоит использовать в работе обороты простонародной речи, сленг и т.д.

Как написать правильный реферат

Чтобы написать хороший реферат, нужно подобрать и прочитать литературу, содержащую информацию об интересующих вопросах. Рекомендуется использовать от четырех до десяти источников. Если тема реферата затрагивает общие понятия, например: «Экология планеты Земля», описывайте только основные проблемы. Если направленность узкая, например: «Экология г. Москва», содержание должно включать в себя не только сведения об экологии в целом, но и детали, касающиеся конкретно экологии г. Москва. Следующий этап после подбора литературы – составление плана работы. В плане четко указывается, о чем будет написано в реферате.

Если тема сформулирована как вопрос

Проще всего построить изложение реферата в виде ответа на него. После того как суть становится ясна, необходимо разделить вопрос на части, чтобы глубже вникнуть в тему. При таком разделении проявится четкая структура реферата. На этом этапе можно составить черновой вариант плана, в котором будут отражены основные особенности ответа на вопрос. Ответ на поставленный темой реферата вопрос должен быть подтвержден фактами из используемых источников.

Тема реферата сформулирована как вопрос или утверждение, которое следует доказать

Например: «Есть ли жизнь на Марсе?». Для изложения такого материала необходимо четко определить основное утверждение - тезис, который следует доказать. Чаще всего такого рода работы выходят не совсем удачными по одной причине: автор не вполне точно представлял, что именно пытался доказать. Основа рефератов такого вида - последовательное приведение аргументов в ходе повествования. С их помощью доказывается то или иное утверждение. Аргументы, в свою очередь, ведут к обоснованию рассуждений: «Почему тот или иной аргумент имеет вес, на чем он основан?», «Каковы источники наших аргументов? ». Выбирать источники нужно исходя из темы реферата и личности предполагаемого читателя. Важно понимать, что аргументы должны иметь прочную научную основу, а не быть «высосанными из пальца». После того, как в литературных источниках собрано достаточное количество доказательств, их необходимо последовательно привести в тексте. Такой подход помогает раскрытию темы. Не стоит «забрасывать» читателя аргументами, лучше выбрать несколько наиболее значимых утверждений. Если в конце такого реферата можно с уверенностью написать: «Что и требовалось доказать», значит тема раскрыта полностью.

Если тема работы содержит в себе скрытый вопрос «за или против»

Например: «Какое домашнее животное лучше – кошка или собака?», необходимо отразить две точки зрения: свою и противоположную. Хороший реферат «за или против» пишется так, что читателю не сразу становится понятно, какой именно точки зрения придерживается сам автор. В работе аккуратно рассматриваются все доводы «за» и «против». Главное - непредвзято осветить различные точки зрения. Не стоит склонять читателя на какую-либо сторону, но и в неведении его оставлять не стоит. Высказать собственное мнение можно только когда продемонстрированы все «за» и «против».

Рассмотренные выше методы можно взять за основу для собственной системы написания рефератов. Их можно сочетать между собой или использовать какой-нибудь один.

Традиционно, реферат содержит в себе следующие части:

1) План или содержание.

3) Основная часть.

4) Заключение или выводы.

5) Список использованной литературы.

Основная часть реферата может состоять из нескольких параграфов. Необходимо соблюдать требования к оформлению титульного листа и текста работы.

План реферата

Продуманный план экономит время и силы. Из него должно быть четко понятно, о чем конкретно будет сказано в реферате. Например, тема «Экология планеты Земля» очень обширна. Вряд ли вся информация по ней уместится на стандартных для реферата двадцати пяти листах. Поэтому стоит ограничить тему самыми значимыми пунктами и выстроить схему реферата, следуя им.

План должен быть простым и понятным. Это поможет сохранить логичность и последовательность раскрытия темы. В плане необходимо перечислить все разделы и названия параграфов реферата. Для каждого раздела указывается номер страницы. Основную часть нумеруют по определенным стандартам. Чаще всего используют цифровую нумерацию. Вступление и заключение не нумеруются. В конце названия параграфов и заголовков разделов точка не ставится. Примерное содержание каждого параграфа должно быть ясным из его названия.

Введение в реферате должно кратко знакомить читателя с темой. В нем необходимо рассказать о причинах выбора именно этой темы, чем она интересна для окружающих, почему заслуживает внимания. Так же можно указать, кто ранее рассматривал эту тему. Объем введения может быть всего два-три абзаца. Она не должно занимать более двух страниц. Здесь определяется круг вопросов, на которые должен ответить реферат. Попытайтесь осветить следующие вопросы: «Для чего нужно писать реферат по данной теме? Почему была выбрана именно эта тема? В чем ее значимость?». Отвечать нужно кратко.

Тема работы может затрагивать слишком широкий круг вопросов. В этом случае нужно выбрать наиболее важное направление, и оговорить этот выбор во введении. В основной части нужно будет раскрыть только эту, избранную сторону темы. Тем самым можно уберечься от размытости и неопределенности в реферате.

Основная часть

Основная часть работы освещает поднятые во введении вопросы, содержит в себе рассуждения, аргументы, примеры и так далее. Все существенное содержание работы должно быть изложено в основной части.

Данная часть реферата должна строиться последовательно, от общего к частному. Эта часть работы состоит из следующих друг за другом параграфов.

Первый параграф основной части - обобщенная информация, касающаяся темы реферата. Например историческая справка, упоминание о первых исследователях вопроса и т.д. Все последующие параграфы – это наиболее значимые детали основной темы. Каждой составляющей можно дать отдельную характеристику. Показать ее уникальность, отличительные черты. Чтобы не возникало путаницы, работу необходимо структурировать. Структура требует определенного обозначения.

Общая характеристика экологии на планете Земля.

Экология воздуха на планете Земля.

Экология воды на планете Земля.

Выстроив структуру основной части, так как показано выше, можно избежать повторений в тексте, непоследовательности и прочих ошибок. Если в теме реферата ставится несколько вопросов, то и параграфов должно быть несколько. Каждый параграф основной части можно заканчивать небольшим выводом. Это придаст реферату значимости и положительно повлияет на оценку. Довольно часто преподаватели просят избегать в тексте реферата подпунктов второго уровня, то есть не дробить вопрос, рассматриваемый в параграфе на более мелкие части.

Основная часть работы должна раскрывать выбранную тему, давать ответы на поставленные во введении вопросы, содержать в себе примеры и аргументы, взятые из прочитанных источников.

При делении на параграфы старайтесь делать их примерно одинаковыми по размеру. Важно соблюдать баланс. Если первый параграф занимает четыре страницы работы, а второй и третий только по одной, очевидна некачественная работа над рефератом. Это говорит о недостаточной проработанности плана.

Заключение

Как правило, в заключении не содержится новой информации. В нем повторяются выводы, вытекающие из содержания работы. Заключение в реферате - это ответы на вопросы, которые поставлены во введении. Если были написаны краткие выводы по каждому пункту в основной части, их можно повторить. Не лишним в заключении будет собственное мнение о выводах, полученных в процессе работы над рефератом.

Список использованной литературы

Последний пункт любого реферата – список литературы. В нем необходимо указать все книги, журналы, газеты или электронные издания, которые были использованы для написания работы. Необходимо указать автора каждого источника, название, год издания, количество страниц. Для электронных изданий указывают ссылку на страницу в Интернете. Главное правило подобных списков литературы – расположение источников по алфавиту. Самым первым в списке располагается автор книги с фамилией, начинающейся на букву А.

Правильное оформление ссылок на использованную литературу

Ссылка на литературу - это цитата из книги в тексте реферата, которая была использована при написании работы. Требования к оформлению ссылок на литературу в тексте могут быть различны. Все зависит от преподавателя. Чаще всего, для выделения куска текста в цитату, используют кавычки. Далее ставятся круглые или квадратные скобки. В скобках указывается порядковый номер книги в списке использованной литературы и номер страницы, на которой находится цитируемый кусок текста. Например, (2, стр.45), где 2 - номер книги в списке использованной литературы, а стр. 45 – номер страницы, на которой расположена цитата. Так как реферат самостоятельная, теоретическая работа, ссылки на использованную литературу в тексте желательны, но все зависит от требований преподавателя. Цитата в реферате выступает в качестве подкрепления сделанным выводам.

Цитирование можно использовать для опровержения точки зрения автора, на которого ссылаются. После цитаты приводится собственный опровергающий аргумент. Нельзя забывать о том, что цитирование чужих мыслей без ссылки - это разновидность воровства, так как они являются интеллектуальной собственностью.

Другое дело, если при написании реферата в голову приходит мысль, которая каким-то образом основывается на отрывке из книги. В этом случае достаточно упомянуть в тексте только имя автора. Ссылки на авторитетные мнения позволяют подтвердить истинность выводов, сделанных в реферате.

Оформление титульного листа и текста

Объем реферата может изменяться от десяти до двадцати пяти страниц. Начинаться реферат должен с титульного листа. Титульный лист содержит информацию об учебном заведении, о предмете и теме работы. Необходимо указать имена: кто выполнил и проверил данную работу. Эта информация является обязательной. Стандарты оформления титульных листов в каждом учебном заведении могут отличаться друг от друга.

Нумерация страниц реферата начинается с титульного листа, то есть, его надо считать первой страницей, но номер на титульном листе не ставится. Вторая страница реферата – план или содержание. В нем перечисляются все разделы работы с указанием страницы, на которой находится раздел. На этой странице номер не проставляется. Третья страница реферата – это введение. Именно с этой страницы на листах реферата появляется порядковый номер. Вся последующая нумерация зависит от объема работы. Текст печатается или пишется только на одной стороне листа формата А4.

На каждой странице должны быть поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 25 мм.