Категория: Бланки/Образцы
В широком смысле пояснительная записка содержит общие сведения о представленных документах. Она не имеет унифицированной формы, составляется на листе формата А4 в печатном виде и может содержать несколько страниц. Текст выдерживается в официально-деловом стиле. Сведения представляются четко и лаконично. Для каждой сферы предусмотрены специфические требования к составлению пояснительной записки. В конце статьи можно скачать примерный образец для бухгалтерского учета.
Порядок представления документаПояснительная записка прикладывается к бухгалтерскому балансу. Она предназначена для расшифровки данных бухгалтерского учета и содержит данные об учетной политике предприятия. Некоторые их этих сведений нецелесообразно вводить в форму отчетности. Однако их предоставление важно для оценки деятельности компании.
Важно! Подробная пояснительная записка облегчает представление бухгалтерского баланса и уменьшает вероятность проведения внеплановой проверки.
Представление пояснительной записки не требуется от:
Касательно организаций, не осуществляющих коммерческую деятельность, от них может потребоваться пояснительная записка в случае получения дохода. Например, если устаревшее оборудование списано, отчетность по нему представлять не нужно. Когда оно было перепродано, и организация получила прибыль, понадобится заполнить пояснительную записку.
Индивидуальные предприниматели не представляют бухгалтерский баланс. Поэтому и этот бланк формировать им не придется. Для предприятий, работающих на УСН, предусмотрена отдельная, упрощенная форма отчетности.
Для остальных организаций, сдающих бухгалтерский баланс в общем порядке, действует правило: любая существенная перемена в капитале должна быть отражена в пояснительной записке. К таковым относятся:
ПБУ регламентировано, какие сведения должна содержать пояснительная записка к бухгалтерскому балансу. Она целиком раскрывает сведения о политике организации, которые нужны для оценки ее деятельности. Унифицированная форма не предусмотрена. На предприятии разрабатывается собственный образец.
В целом пояснительная записка должна содержать:
В пояснительной записке будут содержаться данные, отражающие состояние на протяжении отчетного периода:
Далее перечислены основные разделы, которые могут быть включены в текст записки. Нет необходимости перечислять их все. Нужно выбрать только те пункты, описание которых целесообразно для конкретной организации.
Продолжают пояснительную записку следующие разделы.
?
В конце пояснительной записки подводится итог деятельности предприятия. Подчеркивается целесообразность его функционирования. Далее можно скачать примерный образец пояснительной записки.
Рекомендуем к прочтению
В соответствии с Законом РБ № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности» (пункт 1 статьи 15) бухгалтерский баланс. отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств и об изменении собственного капитала дополняются примечаниями. Таким образом, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу – это неотъемлемая составляющая годовой бухгалтерской отчетности предприятий, включая организации, использующие УСН (упрощенную систему налогообложения), которая подробнее раскрывает и поясняет информацию, указанную в бухгалтерском балансе.
Структура пояснительной записки к бухгалтерскому балансу Для примечания к бухгалтерскому балансу образец в РБ отсутствует, однако законодательством устанавливаются общие требования к его минимальному содержанию. Пояснительная записка требуется для более полной и безошибочной расшифровки информации, представленной в отчетах, а для этого организация в количественном и качественном выражении предоставляет следующие данные:Инструкция о порядке формирования и представления бухгалтерской отчетности устанавливает единый образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и выделяет в ней информационную составляющую и аналитическую.
Информационная часть пояснительной запискиИнформационная часть должна включать в себя развернутую информацию по следующим пунктам:
Данный раздел должен включать исследование и оценку общего экономического состояния предприятия, структуры составляющих частей бухгалтерского баланса, а также анализ полученной прибыли/убытка.
Аналитическая часть составляется с использованием Инструкции по анализу и контролю платежеспособности субъектов хозяйствования, а примеры пояснительной записки к бухгалтерскому балансу можно найти в специализированной бухгалтерской литературе.
Основные коэффициенты аналитической частиВ пояснительной записке также часто приводят показатели рентабельности активов предприятия, собственного капитала, затрат и рентабельность продаж.
За 2007 год было реализовано продукции на сумму 493101 тыс.руб.. (без учета НДС) что выше запланированного объема реализации на 65711 тыс.руб. (рост составил 15,4%). По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. наблюдается увеличение объемов реализации на 69625 тыс.руб. или 16,4%. Увеличение, согласно факторного анализа, за счет увеличение выработки, изменение соотношения цен (упаковка, не упаковка), выпуск кондитерских изделий (тортов, пряники, печенье ,чак чак в шоколаде), за счет структурных сдвигов.
отклонение факт-план 2007 г.)
отклонение факт. 2007 г. -факт. 2006 г.
Прочая реализация (аренда, трансп.услуги)
Реализация покупных товаров
При рассмотрении структуры выручки за 2007 год видим, что наибольший удельный вес имеет выручка от реализации хлебобулочных изделий: 83,1%
структура план. выручки
структура факт. выручки
Прочая реализация (аренда, трансп.услуги)
Реализация покупных товаров
Одним из важных показателей продаж является рентабельность продаж.
Выручка реализованной продукции, тыс.руб.
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.
Прибыль от продажи, тыс.руб.
Из таблицы видно, что отклонения фактической рентабельности продаж по отношению к плановой (изменение составило 0,22) незначительно. Если сравнивать с рентабельностью за аналогичный период прошлого года, то за 2007 г. рентабельность выросла на 1,77%. Это связано с ростом доли более прибыльной номенклатуры (Сухари, тортовое производство), выделение торгового комплекса на отдельный баланс.
СебестоимостьОдним из важнейших показателей, характеризующих работу организации, является себестоимость продукции.
Объем выпущенной товарной продукции, тыс.руб.
Полная себестоимость товарной продукции, тыс.руб.
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.
По сравнению с плановой фактическая себестоимость товарной продукции за 2007 год увеличилась на 64638 т.р. (изменение составило 18,1%). Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 2,10 коп .
На основании проведенного факторного анализа можно сделать вывод, что увеличение затрат за счет влияния всех факторов, а именно: структурных сдвигов, за счет чего уменьшились затраты на 1 рубль товарной продукции на 0,28 коп; увеличение себестоимости отдельных продуктов, увеличили затраты на 1 рубль на 3,3 коп.; ценового, который уменьшил затраты на 1 рубль товарной продукции на 5,123 коп.
Структура затрат по реализованной продукции за 2007 год
ОАО «Казанский хлебозавод №3»
выполнение плана в %
Затраты на оплату труда
Итого, полная себестоимость
По сравнению с планом на 2007 год по статье «Материальные затраты» произошел структурный сдвиг в сторону увеличения (с 49,09% до 51,9%), за счет увеличения выпуска тортового производства, стоимости муки относимой на себестоимость. По остальным позициям наблюдается незначительное снижение доли в полной себестоимости.
При рассмотрении структуры затрат на производство за 2007 год, наибольший удельный вес в полной себестоимости занимает статья «Материальные затраты» 51,9%. Статьи «Затраты на оплату труда» и «ЕСН» в полной себестоимости составляют 34,6%.
Расшифровка себестоимости по статьям затрат на реализацию 2007 г.
ОАО «Казанский хлебозавод №3»
Себестоимость всего, в т.ч.:
Основное и дополнительное сырье за минусом возвратных отходов
Транспортно-заготовительные расходы на основное сырье
Вспомогательное производство (транспорт) 23 сч
Топливо и энергия на технологические цели
Заработная плата производственных рабочих
Отчисления на социальные нужды
Расходы на подготовку и освоение производства
Общепроизводственные расходы (сч.25)
Общехозяйственные расходы (сч.26)
Стоимость покупных товаров для перепродажи
Коммерческие расходы, всего:
в т.ч. производство
в т.ч. издержки по торговле
Полная себестоимость всего
Финансовый результат работы ОАО «Казанский хлебозавод №3» за 2007 годПо итогам деятельности за 2007 год ОАО «Казанский хлебозавод №3» получило чистую прибыль в размере 7786 т.руб.. что на 1502 тыс.руб. выше запланированной. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года чистая прибыль выросла на 432 тыс.руб. или на 5,9% (чистая прибыль за 2006 г. составила 7354 тыс.руб .)
отклонение факт- 2006 г
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб.
Бюджет доходов и расходов по ОАО «Казанский хлебозавод №3» за 2007 года Статьи доходов и расходовОАО "Казанский хлебозавод №3"
Выручка от реализацииПроизводство: Объем ТП
Транспортная служба (доход)
Себестоимость всего, в т.ч.
Стоимость покупных товаров для перепродажи
Коммерческие расходы, всего
в том числе производство
в том числе издержки по торговле
Полная себестоимость всего
Проценты к получению и уплате
доходы и расходы
Прибыль/убыток до налогообложения
Движение кредитов и займов
По состоянию на 01.01.08, согласно данных бухгалтерского баланса, займы и кредиты составляют 161420 тыс. руб. Д анные обязательства предприятия носят долгосрочный характер в сумме 35431 тыс. руб. краткосрочный в сумме 125989 тыс.руб. За 2007 год долгосрочные займы и кредиты снизились на 13218 тыс.руб.. Кредиты взяты с целью приобретения хлебопекарной линии, и для реализации проекта «Техническое перевооружение кондитерского цеха», а на пополнение основных и оборотных средств, взят краткосрочный кредит, который за 2007 год вырос на 35900 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2007 г. у хлебозавода были долгосрочные кредиты в размере 48649 т.р.. а также кредиты в сумме 90089 тыс.руб.. носящие краткосрочный характер.
Дебиторская и кредиторская задолженность
В течение 2007 года дебиторская задолженность с начала года снизилась на 119,6% и составила 21800 тыс.руб. При этом дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам выросла: на 1602 тыс.руб. Наиболее крупными контрагентами являются Ак барс торг – 1871 тыс.руб. ООО «ТД «Золотая Нива» - 3019,1 тыс.руб. ЗАО «ТК Эдельвейс» - 1422,8 тыс.руб.; ООО «ТД Элекскор» - 721,4 т.р.; ООО «Перекресток» -1005,7 т.р.
Кредиторская задолженность увеличилась с начала года на 205% и составила 73152тыс.руб. в т.ч. по поставщикам – 21495 тыс.руб. перед персоналом организации – 39200 тыс.руб. внебюджетными фондами – 6925 тыс.руб. по налогам и сборам –3053 тыс.руб. и прочим кредиторам –2479 тыс.руб .
Наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности занимает задолженность перед персоналом организации (53,6%). Доля кредиторской задолженности по поставщикам составляет 29,4%.
Наиболее крупная задолженность по поставщикам Золотой Колос 18363,4 тыс.; Метал Мастер 283,9 т.р. Центр Дис– 232 т.р.;
Динамика среднесписочной численности за январь-декабрь 2007 года
по ОАО «Казанский хлебозавод №3»
С января по декабрь 2007 г. по отношению к прошлому году наблюдается сокращение численности работающих на 11 человек за счет перевода в ТД «Золотая Нива». По итогам года численность ППП к прошлому году выросла на 71 человек за счет роста производства торгового цеха (рост в 12,8 раза по отношению к прошлому году) и расширение ассортимента в экспериментальном участке.
Средняя зарплата за месяц в течении отчетного периода колебалась от 10068 руб. до 15431 руб. Средняя зарплата ОАО «Казанский хлебозавод №3» составляет 14186рублей
Общие показатели по фонду оплаты труда, численности и производительности можно представить в следующей таблице:
Коэффициент текущей ликвидности оказался намного ниже нормативного значения. Это говорит о том, что предприятие за счет своих активов не может покрыть свои краткосрочные обязательства, но активов недостаточно для дальнейшей работы.
Значение коэффициента быстрой ликвидности составило 0,14. Это означает, что у ОАО «Казанский хлебозавод №3» не достаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства и погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.
При норме 0,2 и более значение коэффициента абсолютной ликвидности составило 0,05.
1. За 2007 г. произошел рост объемов производства. План производства в целом выполнен на 106,%. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года также наблюдается рост объемов производства на 103,6%.
2. Реализация продукции за 2007 год также выросла по сравнению с плановыми показателями – выполнение плана составило 115,4,%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года реализация увеличилась на 16,4%.
3. Рентабельность продаж выросла по сравнению с 2006 г. на 1,77%, что может говорить об увеличении доли более рентабельных видов продукции в реализации. И по сравнению с планом рентабельность несколько увеличилась (на 0,2%).
4. Увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции составило увеличение к плану на 2.10 коп. за счет влияния структурных сдвигов, ценового фактора и увеличение себестоимости отдельных видов продуктов.
5. В целом по предприятию по итогам 2007 г. была получена прибыль, она выше запланированной на 1540 тыс.руб. и на 6,4% выше прибыли за 2006 г.
6. Численность работников за исследуемый период - произошли изменения в сторону увеличения ППП на 71 по отношению к 2006г. в связи с запуском тортового производства и общая численность уменьшилась на 11 человек. ФОТ колебался в пределах от 10068 руб. до 15431 руб. средняя зарплата составила 14207 руб.
7. Производительность труда на одного работающего увеличилась по сравнению с планом на 53615 руб. Рост удельного веса рабочих в общей численности производственно-промышленного персонала положительно повлиял на исследуемый объект
8. Анализ финансового состояния ОАО «Казанский хлебозавод №3» показал, что финансовое положение предприятия можно характеризовать как удовлетворительное.
Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н, далее -Инструкция № 5н), в состав бюджетной отчетности включается Пояснительная записка (ф.0503160). О том, как ее составить, рассказывают методисты фирмы "1С".
Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:
В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.
Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.
Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.
В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.
С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.
Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII "Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности" приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).
Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):
Код по ОКУД (No. для таблиц)
Графы, подлежащие своду
В формах документов, прилагаемых к Пояснительной записке, жирными рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных. В таблице, представленной выше, указано, данные каких именно граф следует консолидировать при составлении главным распорядителем бюджетных средств сводной Пояснительной записки на основании данных подведомственных им учреждений.
С одной стороны, Пояснительная записка поясняет результаты операций, отраженных в учете учреждения, а с другой - расшифровывает функциональные задачи и функциональную принадлежность бюджетного учреждения.
Все таблицы и формы Пояснительной записки можно разделить на две категории. К первой категории относятся таблицы, которые заполняются на основании данных синтетических и аналитических регистров бюджетного учета. Ко второй категории относятся таблицы, которые отражают результаты деятельности бюджетного учреждения за отчетный период. Такие таблицы нельзя заполнить, основываясь только на данных бюджетного учета, поскольку требуется отразить и количественно-качественные показатели деятельности учреждения (как плановые, так и фактические), и основные функции и задачи учреждения.
Все показатели в Пояснительной записке следует отражать в тысячах рублей.
По разъяснениям Федерального казначейства, таблицы, для заполнения которых у учреждения нет показателей, следует представить только в бумажном виде с проставленными прочерками.
Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером (лицами, их замещающими).
Рассмотрим заполнение приложений к Пояснительной записке.
Пояснительная запискаОсновными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:
В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.
Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.
Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.
В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.
С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.
Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII "Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности" приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).
Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):
Код по ОКУД (No. для таблиц)
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения
В формах документов, прилагаемых к Пояснительной записке, жирными рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных. В таблице, представленной выше, указано, данные каких именно граф следует консолидировать при составлении главным распорядителем бюджетных средств сводной Пояснительной записки на основании данных подведомственных им учреждений.
С одной стороны, Пояснительная записка поясняет результаты операций, отраженных в учете учреждения, а с другой - расшифровывает функциональные задачи и функциональную принадлежность бюджетного учреждения.
Все таблицы и формы Пояснительной записки можно разделить на две категории. К первой категории относятся таблицы, которые заполняются на основании данных синтетических и аналитических регистров бюджетного учета. Ко второй категории относятся таблицы, которые отражают результаты деятельности бюджетного учреждения за отчетный период. Такие таблицы нельзя заполнить, основываясь только на данных бюджетного учета, поскольку требуется отразить и количественно-качественные показатели деятельности учреждения (как плановые, так и фактические), и основные функции и задачи учреждения.
Все показатели в Пояснительной записке следует отражать в тысячах рублей.
По разъяснениям Федерального казначейства, таблицы, для заполнения которых у учреждения нет показателей, следует представить только в бумажном виде с проставленными прочерками.
Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером (лицами, их замещающими).
Рассмотрим заполнение приложений к Пояснительной записке.
Таблица № 1. Сведения о методах оценки активов и обязательствСогласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности в Таблице № 1 следует охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.
В таблице необходимо представить сведения обо всех видах объектов, которые учитывались в учреждении в течение отчетного периода, а также о методах их оценки и моментах отражения в учете.
При заполнении таблицы следует руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2004 № 70н.
Таблица является информационной и не подлежит своду (консолидации).
Момент возникновения обязательства (дата заключения договора, выставления счета, сводной расчетно-платежной ведомости и др.)
Таблица № 2. Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учрежденияВ таблице необходимо перечислить все основные функции и направления деятельности бюджетного учреждения. Каждому направлению деятельности учреждения необходимо дать краткую характеристику и правовое обоснование (ссылка на нормативно-правовые документы).
Данные таблицы не подлежат своду, информация, представленная в ней, необходима учреждениям - главным распорядителям бюджетных средств для осуществления контроля за деятельностью подведомственных им учреждений - получателей средств бюджета.
Если бюджетное учреждение является администратором доходов, то этот факт в обязательном порядке нужно отразить в Таблице № 2, если нет, то при проверке отчетности становится понятно, почему расходы превышают доходы и результат деятельности учреждения за отчетный период является отрицательным.
Рассмотрим заполнение таблицы на примере медицинского учреждения - поликлиники.
Правовое обоснование возникновения функции
Оказание медицинской помощи населению
Доврачебная помощь (акушерское дело, лечебное дело, стоматология, эпидемиология, лабораторная диагностика, сестринское дело, лечебная физкультура, диетология)
Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому
Работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности
Работы и услуги по экспертизе (контроль) качества медицинской помощи
Работы и услуги по экспертизе профпригодности
Работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам
Работы и услуги по профилактической медицине
Работы и услуги по специальности эпидемиология
Устав,
Закон о здравоохранении
Оказание платных медицинских услуг
Оказание населению дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи услуг в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи
Расширение структуры услуг, оказываемых населению
Использование финансовых средств, полученных за оказание населению платных медицинских услуг, для производственного и социального развития коллектива, а также создание дополнительных возможностей для оплаты труда сотрудников МУЗ.
Положение о порядке предоставления платных услуг населению муниципальными медицинскими учреждениями, лицензия
Обеспечение хозяйственной деятельности
Обеспечение работников учреждения спецодеждой, канцелярскими и хозяйственными товарами
С учреждением - главным распорядителем, которому представляется отчетность, следует согласовать, насколько подробно следует описывать каждое направление деятельности.
Таблица № 3. Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средствВ таблице нужно отразить сведения о мерах, которые были приняты в отчетном периоде и привели к экономии бюджетных средств или позволили более эффективно их расходовать.
Порядок заполнения таблицы № 4 можно посмотреть на сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru. где в качестве примера приведены пояснительные записки к отчетности за 9 месяцев 2005 года УФК по Республике Алтай и УФК по Воронежской области.
Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроляВ Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых - контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.
Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.
Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.
Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).
Тип контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий)
За счет бюджетных средств отремонтирован автомобиль, поврежденный вследствие аварии по вине водителя
Составлен Акт о нарушениях. Руководитель и главный бухгалтер привлечены к административной ответственности.
2. Правильность ведения бюджетного учета (отражение операций, ведение регистров бюджетного учета) в соответствии с действующими на данный момент нормативно-правовыми актами
Нарушений не обнаружено
3. Соблюдение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Нарушений не обнаружено
Форма 0503161. Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельностиФорма заполняется учреждениями - главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, которые в данной таблице отражают информацию о количестве подведомственных учреждений и разделы функциональной классификации расходов, по которым осуществляет их финансирование.
Код раздела функциональной классификации
Форма 0503163. Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджетаЗаполняется учреждениями - главными распорядителями бюджетных средств. В форме необходимо отразить в разрезе кодов бюджетной классификации сведения об изменениях в бюджетной росписи, произведенных в отчетном периоде, а также указать причины этих изменений.
По разъяснениям специалистов Федерального казначейства, форма 0503163 заполняется не только по расходам, но и по доходам, и только по тем разделам, которые претерпели изменения в отчетном году. В графе 1 данные отражаются в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов и в разрезе видов доходов. В графе 6 необходимо указать ссылку на нормативный акт, на основании которого были внесены изменения в бюджетную роспись.
Код раздела, подраздела по функциональной классификации расходов
Утверждено на год законом (решением) о бюджете, руб.
Утверждено на отчетный период
Разница между уточненной бюджетной росписью и утвержденными бюджетными назначениями, руб.
Форма 0503164. Сведения о кассовом исполнении бюджетаВ соответствии с разъяснениями, данными на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, в форме 0503164 следует отобразить информацию о кассовом исполнении бюджета за отчетный период, при этом в графе 1 "Код бюджетной классификации"
Графа 2 "Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью, руб." заполняется на основании соответствующего нормативного документа (закона о бюджете, утвержденной сводной бюджетной росписи). Для расходов - это годовые назначения, для доходов и источников финансирования дефицита бюджета - назначения, утвержденные уточненной сводной бюджетной росписью.
Графа 3 заполняется на основании данных бюджетного учета, и данные, отраженные в ней, должны быть те же, что и в Отчете об исполнении бюджета (ф.0503127).
В графах 4 и 5 следует указать величину и причины отклонений кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи. Причинами отклонений могут быть:
Код бюджетной классификации
Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью, руб.
Исполнено (кассовое исполнение бюджета), руб.
Отклонение кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи
1. Непредставление к учету договоров на коммунальные услуги
2. Изменение графика платежей
Согласно приказу Минфина России от 11.11.2005 № 137н в данной форме подлежат консолидации данные по всем графам, включая графу 5 "Причины отклонений". Рекомендуем ГРБС составить классификатор причин для использования подведомственными учреждениями, что позволит консолидировать данные по причинам отклонений.
При казначейской системе исполнения бюджета на конец отчетного года кассовое исполнение обычно равно утвержденным бюджетным назначениям. Превышение последних над кассовым исполнением означает наличие остатков бюджетных средств, неиспользованных до 31 декабря, которые согласно положениям Бюджетного кодекса РФ подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Форма 0503165. Сведения об эффективности бюджетных расходовВ Форме 0503165 следует отразить результаты анализа (по возможности в количественной оценке) взаимосвязи между объемом (структурой) бюджетных расходов и полученными результатами по основным направлениям деятельности (основным функциям).
Графы 1 и 2 заполняются на основании данных бюджетного учета и подлежат консолидации при составлении главным распорядителем сводной пояснительной записки.
В графе 3 нужно указать, на какие цели были потрачены бюджетные средства по каждому разделу и результат.
Код раздела по функциональной классификации расходов
Исполнено (кассовое исполнение бюджета), руб.
Результаты произведенных расходов
Форма 0503166. Сведения об исполнении целевых программЗаполняется учреждениями, которым выделяются средства в рамках целевых программ. В графе 1 следует указать наименование программы (подпрограммы), в которой участвует учреждение, в графе 3 - утвержденные бюджетные назначения в рамках данной программы (подпрограммы), в графе 4 - исполнение. В графе 5 следует описать, какие мероприятия были запланированы на отчетный год в рамках целевой программы, в графе 6 - что реально удалось выполнить, в графе 7 - причины невыполнения запланированных мероприятий.
При составлении главным распорядителем сводной Пояснительной записки консолидируются данные граф 1-4, данные остальных граф используются ГРБС для контроля за выполнением целевых программ подведомственными ему учреждениями.
Утверждено уточненной бюджетной росписью, руб.
Форма 0503167. Сведения о целевых иностранных кредитахЗаполняется в случае, если в течение отчетного периода учреждению были предоставлены целевые иностранные кредиты. В форме следует отразить виды используемых целевых иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований, цели использования и информацию об их достижении с раскрытием причин недостижения поставленной цели.
Соглашение о кредите
Сумма использованного кредита, руб.
Цель использования заемных средств
Степень достижения цели
Форма 0503168. Сведения о движении нефинансовых активовПри составлении Пояснительной записки необходимо представить информацию о движении нефинансовых активов учреждения за отчетный период. При этом отдельно нужно представить информацию по всем видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам и материальным запасам.
В соответствии с разъяснениями, данными на Всероссийском совещании-практикуме "Формирование бюджетной отчетности", следует представлять информацию по каждому аналитическому счету учета нефинансовых активов отдельно.
Машины и оборудование
(наименование нефинансового актива)
по бюджетным средствам
по внебюджетным средствам
Остаток на начало года
в том числе приобретено
в результате переоценки
в том числе
реализовано
списано по причине порчи
списано вследствие
чрезвычайных ситуаций
из них
за счет виновных лиц
за счет учреждения
израсходовано на нужды
учреждения
Выбыло в результате переоценки
Остаток на конец отчетного периода
При составлении формы по основным средствам по строке 38 "израсходовано на нужды учреждения" следует отражать данные операций по списанию объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно, списанных в момент выдачи в эксплуатацию.
Кроме того, в Пояснительной записке следует представить информацию о техническом состоянии, эффективности использования и обеспеченности учреждения и его структурных подразделений основными фондами (соответствие величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них). Также, следует указать, какие мероприятия проводились учреждением в течение отчетного периода по улучшению состояния и сохранности объектов основных средств, характеристику комплектности и сведения о своевременности поступления материальных запасов.
Форма 0503169. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженностиВ форме по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, следует отразить сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям с объяснением причин образования сумм задолженности.
Формы составляются отдельно по бюджетной и внебюджетной деятельности, а также по кредиторской и дебиторской задолженностям, таким образом, всего необходимо составить 4 формы 0503169.
Форма 0503169 заполняется на основании данных Главной книги по счетам:
В графе 1 следует указать 26-значный номер счета бюджетного учета, в графе 2 - сумму задолженности. Эти две графы подлежат своду.
Графы 3 - 5 содержат информацию об организациях кредиторах (дебиторах), документах - основаниях возникновения задолженности и причинах возникновения задолженности и нужны главным распорядителям для осуществления контроля за расчетами подведомственных учреждений.
Номер счета бюджетного учета
Форма заполняется на основании данных Главной книги по счетам 030101000 "Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам" и 030102000 "Расчеты с кредиторами по внешним долговым обязательствам". В графе 1 следует отражать 26-значный номер счета, в графе 2- сумму задолженности. Данные в графах 1 и 2 подлежат консолидации при составлении главным распорядителем сводной Пояснительной записки.
Форма 0503173. Сведения об изменении остатков валюты балансаДанная таблица заполняется в случае, если произошли изменения валюты баланса по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату. Такая ситуация, например, может возникнуть из-за ошибок при переносе остатков при переходе на новую инструкцию по бюджетному учету, если была проведена переоценка активов учреждения или если были обнаружены и исправлены ошибки ведения учета, допущенные в прошлом отчетном периоде, а также в случае реорганизации и передачи учреждения в другое подчинение.
При составлении сводной Пояснительной записки главные распорядители вместо формы 0503173 представляют в электронном и бумажном виде Справку об изменении остатков валюты баланса по форме, представленной в Приложении 3 к письму Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250 и Приложении 5 к письму Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695.
Номер счета бюджетного учета
Остаток на конец предыдущего отчетного финансового года
Остаток на начало отчетного финансового года
Графа 1 называется "Номер счета бюджетного учета", а сравниваются данные Баланса исполнения бюджета на конец предыдущего года и на начало текущего года. Баланс, как известно, формируется по коду счету (9 знаков), поэтому, правильнее в данной форме было бы отражать не номер счета (26 - знаков), а код счета бюджетного учета (9 знаков).
Чтобы не возникало проблем с организацией, принимающей бюджетную отчетность, следует согласовать правила заполнения формы 0503173 с главным распорядителем.
Форма 0503176. Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учрежденияхНеобходимо представить информацию о выявленных в течение отчетного периода недостачах финансовых и нефинансовых активов учреждения, учтенных на счете 0209000 "Расчеты по недостачам". Эта форма аналогична применяемой ранее форме № 15 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2000 г. № 54н) и заполняется в аналогичном порядке.
Также, после табличной части текстом необходимо указать, какие меры были приняты учреждением по выявлению и восполнению сумм недостач.
В ходе инвентаризации, проведенной 1 декабря 2005 года, была выявлена недостача имущества - медицинских халатов в количестве 10 штук общей стоимостью 1 200 рублей. Виновным лицом признана завхоз Иванова И.М. Решением руководителя, из заработной платы Ивановой И.М. удержана рыночная стоимость недостающего имущества - 1400 рублей.
Форма 0503177. Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учрежденияВ таблице отражаются расходы на приобретение и модернизацию вычислительной техники, расходы на приобретение неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и базы данных (в том числе экземпляров программ для ЭВМ и баз данных на различных носителях (компакт-дисках, CD-ROM и т.д.), расходы на создание программного обеспечения и баз данных (в том числе на оплату государственного контракта на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ или баз данных), а также на приобретение исключительных прав на них у правообладателей, а также расходы на иные мероприятия в сфере информационных технологий (подключение к компьютерным сетям, создание и поддержку интернет-сайтов и информационных систем, монтаж, наладку локальной вычислительной сети, текущий ремонт, техническое обслуживание, техническую поддержку и администрирование средств вычислительной техники, систем передачи, отображения и защиты информации и т.п.).
Кроме того, необходимо привести обоснование целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели).
Основные цели произведенных расходов
Расходы на приобретение:
вычислительной техники
Обеспечение текущей деятельности (оснащение бухгалтерии и информационного отдела )
неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и баз данных
Приобретение программного обеспечения для автоматизации ведения бюджетного учета и составления отчетности
Расходы на создание программного обеспечения и баз данных, а также приобретение исключительных прав на них
Для того, чтобы заполнить данную форму, необходимо вести аналитический учет по каждому приобретаемому объекту в разрезе видов затрат, указанных в форме 0503177.
Особенности составления Пояснительной записки органами, организующими исполнение бюджетов и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетаПредставление годового отчета об исполнении бюджета соответствующего уровня органами, организующими исполнение бюджетов и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, должно сопровождаться представлением Пояснительной записки, которая должна содержать результаты анализа исполнения соответствующего бюджета.
Если данные таблиц, которые заполняются всеми учреждениями-бюджетополучателями, нужны вышестоящим организациям для контроля и эффективного оперативного управления, то при составлении Пояснительной записки к консолидированному Отчету об исполнении бюджета эти данные не нужны. В Пояснительной записке отражаются только те данные, которые характеризуют исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.
После составления отчета об исполнении бюджета необходимо провести анализ отчетных показателей, а в Пояснительной записке следует:
Например, изменение суммы поступлений налога на прибыль в 2005 году по сравнению с 2004 годом можно объяснить увеличением ставки налога.
Структуру расходов можно представить таким же образом.
Кроме того, можно представить в виде диаграммы ритмичность расходов (доходов) в течение года и привести анализ колебания расходов. То есть выделить расходы (доходы) каждого месяца из общего их объема (см. рис.).
При анализе отчетных показателей следует воспользоваться методами структурного, динамического и факторного анализов.
При сравнении структуры доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов 2005 года с аналогичными показателями 2004 года могут возникнуть проблемы, поскольку с 1 января 2005 года приказом Минфина России от 10.12.2004 № 114н была введена в действие новая бюджетная классификация. Поэтому прежде чем сравнивать показатели этих двух отчетных периодов, следует их привести к виду, удобному для сравнения.
В Пояснительной записке также следует: