Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция для посетителей пищевого предприятия img-1

инструкция для посетителей пищевого предприятия

Категория: Инструкции

Описание

Разработка инструкции по контрольно-пропускному режиму

Разработка инструкции по контрольно-пропускному режиму

Контольно-пропускной режим является неотъемлемой частью общей системы обеспечения безопасности фирмы. Контольно-пропускной режим (как и вся система безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу фирмы, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность фирмы.

Основные цели системы контроля доступа сводятся к следующему:

— защита законных интересов прав фирмы, поддержание устойчивости порядка внутреннего управления;
— сохранение собственности фирмы, ее рационального и эффективного использования;
— способствовать росту прибылей фирмы;
— достижение внутренней и внешней стабильности предприятия;
— сохранение коммерческих секретов и прав, интеллектуальную собственность.

Для достижения целей системы контроля доступа должны отвечать следующим требованиям:

— обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоз (вывоз) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
— исключать незаконный проход лиц на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения), бесконтрольный въезд (выезд) транспортных средств;
— своевременное выявления угроз жизненно-важным интересам фирмы, причин и условий способствующих нанесению фирме материального и морального ущерба, ее нормальному функционированию и развитию;
— формирование надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей фирмы, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции в развитии;
— пресечение посягательств на законные интересы фирмы, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств в выявлении и ослаблении источников угрозы ее безопасности.

Cистемы контроля доступа можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию; совокупность организационно-правовых ограничений и правил устанавливающих порядок пропуска через системы контроля доступа сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснения пределов их действий, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности использования ограничительных мер, применением санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.
Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, и создание благоприятных возможностей и условий деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия системы контроля доступа разрабатываются службой безопасности и утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию системы контроля доступа возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводится административное расследование.
Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяется в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.

Прежде чем приступать к конструированию норм (правил), определяющих охранный пропускной режим, необходимо осуществить следующие аналитические действия.

Первое. Изучить организационную структуру предприятия, места расположения и архитектуру его отдельных элементов и характер деятельности (производства) на них.
Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:
— выделить объекты и территории предприятия, на которые необходимо организовать охранный пропускной режим;
— определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП для пропуска людей и КПП для пропуска транспортных средств и материальных ценностей).

Второе. Провести оценку "суточного объема" и потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала предприятия и посетителей), пересекающих границы охраняемых объектов и территорий предприятия. Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно сравнить пропускную способность действующих контрольно-пропускных пунктов, и привести их в соответствие с задачами предпринимательства на охраняемых объектах и территориях. Такая оценка позволит:
— выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля "прохода", "проезда", "проноса" и "провоза" на границах охраняемых объектов и территорий.

Третье. Выделить и на предприятии (по степени важности) категории объектов, территории, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности на шесть категорий режимности (”зон безопасности”) Классификация приведена в таблице 1.

Охранная сигнализация (2 рубежа), система контроля доступа, технические средства защиты информации, инженерное усиление

Как видно из таблицы, шесть категорий режимности способны охватить практически все варианты функционального назначения служебных помещений. Кроме того, таблица может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации системы контроля доступа и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Приведение помещений к одной из категорий режимности помогает регламентировать и обосновать:

— условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект, определить общедоступные, закрытые и ограниченного доступа объекты, здания, помещения;
— предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта разрешительного порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
— наличие и вид физической охраны;
— виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.

Сделать такое разграничение нужно для того, чтобы разработчик охранного пропускного режима смог решить, в частности, два вопроса:
— обосновать систему допуска на предприятие, то есть определить общедоступные, закрытые и ограниченного доступа объекты, территории и материальные ценности;
— предложить администрации предприятия оптимальный вариант разрешительного порядка пропуска лиц, транспортных средств и грузов на охраняемые объекты.

Четвертое. Разработать организационно-правовую структуру и механизм осуществления охранного пропускного режима на предприятии. Вписать пропускной режим в единую систему охраны предприятия, его конкретных объектов и территорий.

Без юриста-администратора решить эту задач будет, непросто. Дело в том, что механизм осуществления пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении одних субъектов (физических и юридических лиц, пересекающих границы охраняемых объектов и территорий) для обеспечения охранных прав и интересов других (предприятия и его персонала). Такой механизм регулирования правоотношений в сфере предпринимательства должен быть безупречен с позиции требований Конституции (Основного закона) и действующего законодательства.

Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумное сочетание запретов (ограничений) и интересов предпринимательской деятельности предприятия. Запреты и ограничения не должны быть препятствием па пути предпринимательства.

В интересах службы и для единого понимания требований контрольно-пропускного режима целесообразно использовать следующие понятия:

Заявка на пропуск — документ установленной формы подписанный компетентным должностным лицо предприятия, дающий право на пересечение границы охраняемого объекта лицам, транспортным средствам и материальным ценностям;
Клиент — лицо, находящееся в соответствующих правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и имеющее с ним прямые связи;
Посетитель — любое лицо, не находящееся в правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и не имеющее с ним прямых связей.
Ответственные работники налоговой службы, органов внутренних дел, следственных органов, прокуратуры, государственной безопасности, судебных органов, арбитража, административных инспекций, не могут быть отнесены к категории посетителей. Данная категория лиц на законных основаниях вправе посещать охраняемые предприятия по служебным удостоверениям, подтверждающим их правовой статус (принадлежность к государственным органам);
Документ, удостоверяющий личность гражданина — документ, содержащий обязательно: фотографию, фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, гражданство, место жительства, дату выдачи документа, наименование государственного органа, выдавшего документ, подпись соответствующего должностного лица, заверенную гербовой печатью;
Документы, удостоверяющие представителя фирмы — (коммерческой структуры) — документ, удостоверяющий личность гражданина плюс доверенность фирмы по установленной законом форме;
Охраняемый объект — находящиеся под охраной граждане, должностные лица (руководители. сотрудники предприятий и т. п.), здания, сооружения, коммуникации, территории, транспортные средства, информация, материальные ценности, денежные средства, драгоценности, ценные бумаги;
Закрытая территория — недоступный для посетителей участок предприятия, местности, здания сооружения, коммуникаций и т.п. который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "закрытый вход". Границы закрытой территории оформляются специальными обозначениями;
Территория ограниченного доступа — участок предприятия (местности, здания, сооружения коммуникации и т. п.), который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "вход по пропускам";
Пропуск — документ на право пересечения границы охраняемого объекта, закрытой территории, территории ограниченного доступа;
Закрытое транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, полностью закрытое со всех сторон и имеющее преграду для проникновения во внутрь;
Материальные ценности — вещи, предметы, продукция различных производств, получившие стоимостное значение в установленном законом порядке, взятые на официальный учет, хранение и владение, пользование и распоряжение которыми осуществляется ответственными лицами в соответствии действующим законодательством;
Факты, подлежащие немедленному докладу — случаи, явления и события, могущие повлечь за собой нежелательные, опасные последствия для охраняемого объекта;
Уполномоченный по службе контрольно-пропускного режима — официальное лицо предприятия которому предоставлено право принимать решения в сфере пропускного режима;
Дежурный но контрольно-пропускному пункту (КПП) — должностное лицо службы охраны, осуществляющее в установленном порядке пропуск лиц, транспортных средств и грузов через границу охраняемого поста.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ОХРАНЫ

Сотрудник охраны обеспечивает безопасность охраня­емых объектов и сотрудников, работающих на них (при условии заключения с ними отдельных договоров), в соответствии с положениями, инструкциями, приказами, распоряжениями и другими руководящими документами, регламентирующими деятельность службы по организации охраны объектов в пределах должностных обязанностей. Соблюдает пропускной режим на охраняемом объекте, следит за целостностью и работоспособностью периметральных технических средств охраны, регулярно проверяет территорию объекта с целью выявления нарушений хранения материальных ценностей, пресечения хищений. Принимает участие в проведении совместных с нарядами милиции и администрацией предприятия рейдов по выявлению и задержанию правонарушителей.

Сотрудник охраны должен знать:

Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», положения, инструкции, приказы, распоряжения и другие руководящие документы, регламентирующие деятельность службы в пределах должностных обязанностей; общие условия и меры обеспечения безопасности охраняемых объектов, должност­ные обязанности, правила внутреннего трудового распорядка, инструкцию о пропускном режиме, правила применения спецсредств и оружия; законодательные, нормативные, правовые акты по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Специальная подготовка по установленной программе. Наличие удостоверения частного охранника.

РАЗРАБОТКА ИНСТРУКЦИИ О ПРОПУСКНОМ РЕЖИМЕ

Пропускной режим является неотъемлемой частью общей системы охраны объекта. Практическое решение этих вопросов оформляется в виде «Инструкции о пропускном режиме». Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:

1. Общие положения.

В этом разделе указываются:
— нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
— определение контрольно-пропускного режима и цель его установления;
— на кого возлагается руководство пропускным режимом, практическое его осуществление;
— санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
— требования к оборудованию различных помещений.

2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты.

В этом разделе рекомендуется:
— перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
— изложить требования к оборудованию КПП;
— установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные подразделения;
— определить права и основные обязанности контролеров КПП;
— установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.

3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей.

В этом разделе указываются:
— порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
— въезд-выезд и стоянка на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
— порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
— порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
— правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.

4. Обязанности должност­ных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.

5. Виды пропусков, порядок их оформления.

В этом разделе определяются:
— виды пропусков, их количество и статус;
— описание пропусков;
— порядок оформления и выдачи пропусков;
— общая замена и перерегистрация пропусков;
— мероприятия при утере пропуска сотрудником.

Виды пропусков.  Для допуска на предприятие, в отдельные помещения, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываются администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать защитными свойствами. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются в бюро пропусков (или в ином подразделении) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, закрепленных для постоянного обслуживания объекта. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при оставлении таких пропусков в кабине на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных сотрудников уничтожаются установленным порядком.

Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме.
Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (требовать их предъявления охранники не вправе).

Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим отличительным признакам.
Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.
Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.
Контроль посетителей предприятия с разовыми пропусками осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.
Разовый пропуск изымается на посту контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении установленного срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, записывают в специальную книгу учета.

Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.
Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения сотрудников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.

7. Оборудование контрольно-пропускных пунктов. Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков у проходящих лиц и удовлетворять следующим требованиям:
— исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспорт­ных средств;
— способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
— способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
— обеспечивать меры безопасности охранника в рабочее время.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

8. КПП для прохода людей. Для контроля лиц, проходящих на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Такое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.
Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:
— средства механизации, автоматизации, системы контроля доступа;
— физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
— основное и резервное освещение;
— средства связи и тревожной сигнализации;
— системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа. При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают «нормально открытые» и «нормально закрытые». «Нормально открытые» турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются «нормально закрытые» турникеты — роторные турникеты-«вертушки», турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей — организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или «вертушкам».

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турникете рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-«вертушки» применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте — от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

9. Автотранспортные КПП. В состав автотранспортного КПП входят грузовая площадка и служебные помещения. Площадка предназначается для размещения автомобилей. Площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на местности, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Она должна отвечать следующим требованиям:
— иметь достаточную площадь для размещения транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
— исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
— обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года фиксирование автомобильного транспорта и перевозимых грузов;

  • Следующая статья Перечень служебной документации на охраняемом объекте
  • Предыдущая статья Типовой договор на техническое обслуживание систем безопасности
Похожие статьи.

Видео

Другие статьи