Руководства, Инструкции, Бланки

как сделать контент анализ статьи образец img-1

как сделать контент анализ статьи образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Процедура контент-анализа - Студопедия

Процедура контент-анализа

4. единицы анализа

5. опред.единиц счёта(совп.или нет с ед.анализа)

6. создание полевых документов

7. создание схемы проведения к-а

8. кодировка информации

9. анализ полученной информации

10. вывод и аналитич. отчёт

Контент-анализ состоит из шести этапов:

· Первый этап – это определение совокупности изучаемых источников (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы), сообщений (статьи, заметки, плакаты), заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент); сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина), частота появления сообщений, способ распространения сообщений, место распространения сообщений, время появления сообщений.

· Второй этап – формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда - ограниченную выборку.

· Третий этап – выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы.

· Четвертый этап – это выделение единиц счета. Единицы счета в контент-анализе выступают в качестве индикаторов социальной значимости той или иной проблемы исследования. Единицы счета могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором – исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: физическая протяженность текстов; площадь текста, заполненная смысловыми единицами; число строк (абзацев, знаков, колонок текста); длительность трансляции по радио или ТВ; метраж пленки при аудио- и видеозаписях.

· Пятый этап - непосредственно процедура подсчета.

· И последний, шестой этап – это интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.

Контент-анализ имеет ряд преимуществ . Это очень «прозрачный» метод исследования. Схема кодирования и процедуры формирования выборки могут быть четко сформулированы, следовательно, появляется возможность для воспроизведения конкретного эксперимента и проведения дальнейших исследований. Именно эта ясность зачастую позволяет считать контент-анализ объективным методом анализа.

Он позволяет довольно легко включить в исследование элемент лонгитюдного анализа. Некоторые исследования позволяют проследить за изменением частоты встречаемости определенных единиц анализа с течением времени. Например, в своем исследовании Кабанофф и его коллеги анализировали организационные ценности с интервалом в 4 года. Аналогично, в случае судебных разбирательств по трудовому праву, в которых рассматривались случаи дискриминации по гендерному, расовому или физическому признаку, временной анализ можно было провести, сравнив отчеты о судебных разбирательствах, опубликованные в газетах в течение двух периодов времени – 1960-е и 1990-е годы. Таким образом, появляется возможность исследовать изменения в расстановке акцентов.

Контент-анализ часто называют ненавязчивым методом. Этот термин ввел Вебб и его коллеги для описания метода, предполагающего, что участники эксперимента не должны принимать во внимание присутствие исследователя. Следовательно, это не-реактивный метод. Хотя к этому утверждению все же следует относиться с некоторой опаской. Несомненно то, что когда объектом контент-анализа становятся газетные статьи или телевизионные программы, реактивный эффект отсутствует.

Газетные статьи, понятно, не пишут с мыслью о том, что когда-нибудь они будут включены в контент-анализ. Следовательно, как предполагает Гаррис, контент-анализ вторичных данных, например, газетных статей, особенно актуален в случае, если исследуются деликатные вопросы, такие, как этическое поведение. С помощью этого метода появляется возможность преодолеть тенденцию людей отрицать в себе социально нежелательные черты, а признавать только желательные. С другой стороны, если контент-анализ основывается на таких документах, как расшифровки интервью или на этнографии, то, хотя сам процесс контент-анализа и не производит реактивного эффекта, все же, этому влиянию могут подвергаться сами документы, как минимум отчасти.

Контент-анализ – это очень гибкий по своей природе метод. Его можно применять к широкому спектру разнообразных типов неструктурированной информации.

Хотя контент-анализ в социальных науках, как правило, связывают с анализом «продуктов» СМИ, он имеет более широкое применение в исследованиях менеджмента и организаций.

Как и все техники исследования, контент-анализ имеет ряд ограничений.

Контент-анализ может быть хорошим лишь настолько, насколько хороши документы, над которыми работает исследователь. Рекомендуют оценивать документы в терминах таких критериев, как: аутентичность (действительно ли речь в документе идет о том, о чем заявлено в названии документа); надежность (есть ли основания полагать, что содержание документа было искажено каким-либо образом); и репрезентативность (репрезентирует ли исследуемый документ все возможные релевантные документы, как если бы обобщаемость определенных документов, которые недоступны или больше не существуют, находилась под угрозой). Эти замечания особенно важно иметь в виду, когда контент-анализ применяют для исследования таких документов, как отчеты компаний или внутренние меморандумы.

Почти невозможно составить руководство по кодированию, которое не включало бы определенную долю интерпретацию со стороны кодировщиков. Кодировщики должны опираться на свой повседневный опыт и знания как представители их культуры, чтобы быть способными кодировать материал, с которым они сталкиваются.

Спорным остается вопрос, оправдано ли предположение о существовании согласия между людьми, ответственными за составление анализируемых документов, и людьми, их кодирующими.

Посредством контент-анализа сложно получить ответы на вопрос «почему?». Например, исследователи обнаружили, что на протяжении почти десятилетия, академически-ориентированные статьи на тему организационной культуры постепенно адаптировались и переняли подход практиков. Почему? Хотя авторы предлагают ряд гипотетических ответов на этот вопрос, сам контент-анализ не может предоставить ответ. Как утверждается, «конвергенция – принятие теоретиками более практичного подхода — могла возникнуть из-за того, что они хотели обезопасить ценные ресурсы и сохранить большую аудиторию для своих работ, но, учитывая природу данных, в равной степени возможны и другие объяснения». Следовательно, утверждают теоретики, определение мотивов этой конвергенции потребует проведения интервью с авторами работ «и исследования набора цитат с целью — выяснить, кто же и на кого повлиял».

Исследования, в которых применяют контент-анализ, часто обвиняют в том, что они атеоретичны. Несложно понять, почему мог возникнуть атеоретичный подход. Тот акцент, который в контент-анализе делают на метрике, может легко и непреднамеренно трансформироваться в акцент, который делают на том, что можно измерить, а не на том, что теоретически значимо или важно. Однако контент-анализ не обязательно атеоретичен.

Понимание языковых категорий – это важная составляющая исследований, в особенности во включенном наблюдении. Это важно потому, что знание способов употребления значения специфических слов и специфических терминов в местном жаргоне часто считают решающим фактором для оценки того, как изучаемый социальный мир воспринимают его участники.

Другие статьи

Контент анализ: определение, сущность, анализ

Изучение содержания текста посредством контент-анализа Определение и сущность контент-анализа

Контент-анализ или анализ содержания текстов – это стандартная исследовательская методика в сфере общественных наук. Посредством данной методики проводится анализ содержательной составляющей текстовых массивов, коммуникативной корреспонденции. В нашей современности выделять принято следующие виды контент-анализа:

  • количественный анализ;
  • контент-анализ качественный.

Контент-анализ определяется как качественно-количественная методика изучения различного рода текстовых документов и источников. В основном исследование производится в социальном контексте. В силу этой особенности предмет контент анализа – это текст. но объектом исследования может стать не всякий документ, а лишь несущий в себе определенную социально значимую содержательную линию. Так, посредством контент-анализа могут быть исследованы газеты на предмет их политической или экономической направленности.

Таким образом, подлежит изучению лишь тот текст, содержание которого позволит исследователю задать однозначное правило, дающее возможность зафиксировать определенные характеристики, которые бы встречались в тексте достаточно часто. Данные показатели принято называть принципом формализации и принципом статистической значимости. Они есть основополагающие принципы анализа. Именно их соотношение и позволяет исследователю делать конкретный вывод, провести предметно-следственные связи, определить направленность тенденций.

Ключевая цель контент анализа заключается в выявлении общих или основных тенденций текстового материала, принадлежащего одной тематике. Применительно к политическим исследованиям, данная методика позволяет вычленить основные направления и характер влияния конкретного политического течения или партии. Контент анализ рекламы позволяет выделить наиболее эффективные стратегии и методики представления товаров на рынке, привлечения интереса потребителя к конкретной категории услуг, способы популяризации товара или бренда.

История возникновения и сфера применения метода

Первые зачатки и виды контент анализа, как метода изучения текстов можно найти еще в XVIII веке. Посредством подобной методики изучались религиозные тексты на предмет наличия еретических мыслей. В современном же понимании методика контент-анализа начала свое существование в 30-е годы ушедшего столетия, его активное использование начали американские ученые, позиционируя как наиболее прогрессивный способ изучения и работы онлайн над текстами.

Что касается самого термина «контент анализ документов», то его возникновение следует отнести к концу XIX столетия. Применять его начали журналисты.

На ранних этапах становления метод контент анализа активно применялась преимущественно в исследованиях социологической направленности, в частности при изучении материалов рекламного и пропагандистского характера.

Немного позднее метод покорил и сферу политики. Продвигать данный способ в сфере политического исследования начал Г.Лассуэл, занимавшийся на тот момент изучением материалов пропагандисткой направленности.

1960-е годы стали переломной точкой во всей методологии. В это время началось развитие автоматических способов обработки текстов и внедрение информационных технологий, что еще больше усилило интерес к анализу контента, как методике исследования.

Метод контент анализ прессы в психологии и других научных областях, так или иначе связанных с коммуникацией, стали применять не менее активно. В этот же момент производится его подразделение на количественный контент-анализ и качественный.

К концу прошлого столетия круг научных областей и дисциплин в тех или иных вариантах использующих основы и результаты контент анализа существенно расширился. Во многом этот факт объясняется универсальностью методики. В настоящее время он применяется в менеджменте. управлении персоналом, антропологии, исторической науке, философии. В этой связи значительно расширились задачи контент анализа.

Подробнее узнать о методах и способах работы в интернете, вы можете из этой статьи. А ознакомиться с таким методом продвижения сайтов в сети интернет, как SEO-оптимизация - здесь .

Существенно изменились и качественные составляющие данного способа анализа. Контент-анализ прессы, в частности отдельных сообщений СМИ, новостей экономико-политической направленности, официальных выступлений известных политических и общественных деятелей: все это анализируется с позиции влияния на общественное сознание, поведение отдельных социальных групп в конкретных ситуациях, и в целом характер восприятия публикаций общественностью.

В отдельную исследовательскую категорию необходимо выделить контент анализ документов, созданных как в нашей современности, так и в прошлом. Сопоставление полученных результатов, и уже их анализ, позволяет делать вывода прогностического характера, если, например, это документы, относящиеся к сфере политики или законотворчества.

Контент-анализ на практике: этапы применения

Проведение контент анализа предполагает подразделение всей исследовательской процедуры на конкретные этапы, позволяющие достичь определенных промежуточных целей на пути к достижению основной цели исследования. Основным условием, позволяющим применить на практике данную исследовательскую методику, является наличие материального источника - носителя информации.

Этапы контент анализа и их содержание:

  1. Первый этап состоит в определении совокупности всех исследуемых источников в соответствии с заданным набором критериев.
  2. На следующем этапе формируется выборочная совокупность сообщений. В конкретных случаях этот этап можно и опустить, взяв за основу для исследования перечень материалов, определенных на первом этапе.
  3. Третий этап заключается в необходимости выделить единицы контент анализа.
  4. Четвертый этап исследования заключается в необходимости выделить единицы счета. К ним принято относить протяженность текста, записи, число знаков, абзацев, строк и иные характеристики текстов.
  5. На пятом этапе производится подсчет полученных данных, для наглядности формируется таблица контент-анализа. Актуально на данном этапе и использование компьютерных программ, статистических расчетов и формул.
  6. На завершающем шестом этапе производится непосредственная интерпретация полученной информации и ее анализ. Наиболее часто акцент делается на таких моментах, как попытка автора скрыть от читателя определенные материалы или наоборот подчеркнуть их значимость.

В целом, суть контент анализа заключается в представлении художественного или иного текста в виде определенного числового набора – цифрового кода, позволяющего провести стандартизированное измерение и выявить несовпадения или неточности.

На современном этапе развития научного исследования методика контент анализа является одним из наиболее прогрессивных аналитических средств, позволяющих производить анализ текста посредством точного математического подхода. В связи с этим, с момента становления до активного применения, существенно изменились и категории контент анализа.

Преимущества контент-анализа перед другими методиками

Сила слова, как произнесенного вслух, так и зафиксированного в тексте, велика. По этой причине важно умение определять ее значение, влияние и мощь. В связи с этим разработка такой исследовательской методики, как анализ содержания или контента, имела весьма прогрессивное значение. Основная характеристика контент анализа заключается именно в математическом анализе содержательной составляющей любого теста. В сравнении с другими методиками исследования, анализ содержания позволяет получить более точные данные.

Проект ВААЛ

Контент-анализ. История метода.

пределений контент-анализа существует много, но среди них трудно найти удовлетворительное. Например, можно встретить следующие формулировки:
  1. статистическая (квантитативная) семантика;
  2. техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации;
  3. техника для делания выводов при помощи объективного и систематического установления характеристик сообщений.
Каждая из приведенных выше формулировок неудовлетворительна уже по той причине, что основной акцент в них делается на количественные параметры анализа текстов и в них совершенно не отражена специфика качественных методов контент-анализа.

Слишком широким является определение контент-анализа как "исследовательского метода, используемого для определения присутствия определенных слов или понятий в тексте или массивах текстов".

Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д.

Качественный vs количественный

Количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания.
Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.

Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать примерами.

В 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты "Правда" обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него.

С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо.

Очевидно, что количественный контент-анализ легче поддается реализации в компьютерных программах. Именно по этой причине в дальнейшем мы будем вести речь исключительно о методах количественного контент-анализа.

Следует обратить внимание на то, что когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит - личных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и пр.

Первым можно назвать этап в развитии контент-анализа, когда внимание исследователей было направлено в основном просто на подсчет частот появления в текстах различных слов или тем. Г.Г. Почепцов условно относит появление контент-анализа к 18 веку, "когда в Швеции частота появления тем, связанных с Христом, использовалась для принятия решения о еретичности книги."

Однако, просто частота появления того или иного слова или темы мало что говорят. Гораздо более информативны не абсолютные, а относительные частоты, которые вычисляются как отношение абсолютной частоты к длине анализируемого текста. В зависимости от того, что является переменной содержания, под длиной текста может пониматься количество слов в нем, количество предложений, абзацев и пр.

В качестве реального примера такого анализа текстов можно привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился Б.Клинтон в 1994 и 1995 годах. Эти послания содержат от 7000 до 10000 слов. Были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи и др. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Т.е. все эти темы нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания - преступности, международным делам, социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить о приоритетах правительства США.

В приведенном выше примере было упомянуто понятие категории. В качестве категории может выступать набор слов, объединенных по определенному основанию. Можно сказать, что посредством категорий в контент-анализе представлены определенные концептуальные образования. Так в случае с посланиями Б.Клинтона была образована категория

ЭКОНОМИКА. в которую входили слова - экономика, безработица, инфляция. В категорию СЕМЬЯ входили слова - ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов, позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.

Очевидно, что от качества составления таких категорий во многом зависит качество результатов анализа. Контент-анализ текстов с использованием категорий иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. Два основных типа задач, решаемых с его помощью:
  1. Есть два или более текстов, которые необходимо сравнить в отношении нагрузки на определенные категории. Например, задача выяснить, какое внимание уделяют две разные газеты определенным темам. Если эти газеты рассчитаны на одну аудиторию, то существенное различие в частотах позволит судить о различиях в политике, проводимой людьми, стоящими за ними.
  2. Задача отслеживания динамики изменения нагрузки на определенные категории. Например, выяснить частоту упоминания темы внешнего долга России в фиксированном наборе центральных газет на протяжении какого-то времени и соотнести ее с колебаниями курса доллара путем простого корреляционного анализа.
Из истории разведки известно, как по изменению в специальной литературе частоты упоминания определенных научных тем и фамилий ученых делались достоверные выводы об успехах, достигнутых в конкретных областях исследований.

Из новых функция в четвертой версии появилась оценка архетипичности и агрессивности текста.

Относительные частоты позволяют сравнивать два и более текстов, но иногда требуется сделать вывод на основе анализа лишь одного текста.

Например, имеется текст выступления депутата Думы и требуется оценить, насколько оно агрессивно. Прежде всего для решения этой задачи должна быть составлена категория агрессивно окрашенной лексики. После этого мы можем сравнить текст выступления нашего депутата с выступлениями других и сказать, кто из них агрессивнее. Но от нас требуется не это, от нас требуется оценить степень агрессивности выступления. Очевидно, что для ответа на этот вопрос нам потребуется некоторая норма, своеобразная нулевая отметка агрессивности. Мы получим ее, если выясним относительную частоту употребления агрессивно окрашенных слов средним носителем русского языка. Помощь в этом могут оказать частотные словари. Сравнивая относительную частоту употребления агрессивно окрашенной лексики в выступлении депутата с частотой ее употребления средним носителем русского языка мы как раз и можем сделать вывод о степени агрессивности. Но и это еще не все. Небольшие отклонения частот в большую или меньшую сторону могут быть следствием случайных колебаний. На вопрос о значимости отклонения частот позволяет ответить статистическая оценка, известная под названием z-score и вычисляемая по формуле (N-E)/(стандартное отклонение). где N - количество слов данной категории, реально встретившихся в тексте, а E - ожидаемое число вхождений слов данной категории в текст. Величина E вычисляется путем умножения нормальной частоты категории на число слов в анализируемом тексте.

Представим, что мы хотим оценить степень агрессивности выступления не депутата, а профессионального военного. Очевидно, что норма для него будет отличаться от нормы для среднего человека. Поэтому для оценки уровня агрессивности профессионального военного требуются другие нормы, которые могут быть получены путем дополнительной статистической обработки представительной выборки текстов, характерных для военной среды.

Дальнейшее развитие контент-анализа требовало более тонких методов анализа текстов. К середине 50-х годов исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию категорий в тексте, а связям между категориями. Для этого обращают внимание на совместную встречаемость (cooccurence ) слов различных категорий. Например, для каждого предложения текста мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями и знак этой связи. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенденция их совместного употребления, а для других - наоборот.

В качестве гипотетического примера можно привести газетную статью, в которой наблюдается совместное употребление категорий ПРАВИТЕЛЬСТВО и НЕГАТИВ.

Интересно то, что в некоторых случаях это может быть отражением сознательной позиции автора статьи, а в некоторых - связью на уровне подсознания.

Понятно, что изучение связей между категориями значительно расширяет круг задач, которые может решать контент-анализ.

Круг пользователей расширялся. Дополнительно ими становились журналисты, подразделений по связям с общественностью различных банков и крупных компаний. Продолжался расширяться круг пользователей системы ВААЛ и в среде депутатов различных уровней.

Представим, что мы взяли статью натуралиста о змеях и решили ее проанализировать. Для этого мы отметили в тексте все предложения, в которые входит слово. и составили статистику слов из этих предложений. Можно предположить, что частотными в этих предложениях окажутся слова: яд, ядовитый, укус, ползать, длинный. т.е. те слова, которыми наиболее часто характеризуются змеи. Таким образом, наш формальный метод анализа текстов позволил выделить существенные признаки, характеризующие змей. В англоязычной литературе такие контексты употребления слов как раз и называют collocations.

Ценность описанного метода анализа текстов очевидна, так как позволяет на основе формальных методов извлекать из массивов текстов содержательную информацию.

Метод нахождения контекстов употребления слов (collocations ) допускает дальнейшее развитие. Выбрав предложения, в которых встречается конкретное слово или категория, мы получили некоторую подвыборку текста, к которой в свою очередь применимы все методы контент-анализа. Т.е. контексты употребления слов и категорий в свою очередь могут быть подвергнуты контент-анализу - выяснению простых частот категорий. относительных частот, оценок категорий относительно нормы и т.д.

Если выразиться образно, то контекстный анализ позволяет выделить в тексте несколько тематических нитей и анализировать их отдельно.

Очевиден огромный потенциал контекстного анализа при мониторинге больших объемов информации, так как он позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора информации.

Использование при контент-анализе определенного набора категорий задает концептуальную сетку, в терминах которой и анализируется текст. От того, насколько удачен набор используемых категорий, зависит качество результатов анализа. Поэтому исследователей давно интересовала задача автоматической категоризации слов текста, т.е. выделение обсуждаемых в нем тем.
Были предложены ряд подходов для решения этой задачи. Следует отметить, что автоматическая категоризация возможна лишь в том случае, если объем анализируемых текстов достаточно велик.