Руководства, Инструкции, Бланки

приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии образец img-1

приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студопедия

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение экологической безопасности АТК является сложной и ресурсо­емкой работой, требующей системного подхода, основанного на четком опре­делении целей системы и подсистем, способов, методов и сроков их достижения и необходимых ресурсов. Поэтому для решения такой задачи, например, на уровне региона, города, группы АТП или владельцев транспортных средств целесообразно разрабатывать целевую экологическую программу, представляющую собой ком­плекс факторов и мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных перед АТК целей (рис. 27.2).

При этом вышестоящей системой является регион (город) с его экологической обстановкой, а подсистемой - АТК, оказывающий наряду с другими подсистемами (промышленность, коммунальное хозяйство и др.) влияние на окружающую среду.

Вышестоящая система устанавливает для АТК и для других подсистем цель первого уровня ЦН° и время ее достижения в виде допустимых годовых суммарных и покомпонентных выбросов, сбросов и отходов. АТК как подсистема второго

уровня устанавливает свои цели Ц; для стационарных и передвижных источников загрязнения таким образом, чтобы было обеспечено достижение генеральной цели ЦН° в заданное время.

Это позволяет для всех уровней АТК назначить свои управляемые, понятные и контролируемые целевые нормативы, оценить их влияние на достижение по­ставленной цели и определить способы (мероприятия) достижения поставленных целей, например улучшение технического состояния автомобилей, применение топлива с улучшенными экологическими характеристиками, утилизация и вторич­ное использование отработанных масел, аккумуляторов и т.д.

Таким образом, на третьем уровне дерева систем появляется достаточно боль­шой перечень мероприятий, которые могут в принципе благоприятно сказаться на повышении экологической безопасности АТК и улучшении экологической си­туации в регионе (городе).

Очевидно, что по организационным, ресурсным и другим ограничениям практически одновременно задействовать все мероприятия невозможно. Они со­ставляют лишь потенциальный перечень, из которого при формировании про­граммы для конкретного региона (города), АТП, СТО выбирается некоторая группа мероприятий.

Механизм формирования, корректирования и реализации мероприятий эколо­гической программы представленный на рис. 27.3, учитывает динамичность из­менения структуры и условий работы АТК, методов ресурсосбережения, развитие рыночных отношений и других факторов, влияющих на масштабы, содержание и эффективность мероприятий программы, а также наличие обратных связей.

Рис. 27.3. Схема формирования, корректирования и реализации программы снижения вредного воздействия АТК на окружающую среду региона

На основе федеральных и региональных (городских) законов, нормативов, стандартов, постановлений, директив (1-4), обобщения отечественного и зарубеж­ного опыта (6) и результатов НИОКР (7), а также результатов мониторинга окру­жающей среды и вклада АТК в ее загрязнение (11, 12) для данного региона (горо­да) определяется генеральный целевой норматив для АТК; формируются потен-

циальные направления и мероприятия по повышению экологической безопасности АТК (9); определяется концепция программы (10); разрабатывается методика оценки приоритетности предлагаемых мероприятий (13). Затем, используя мето­дику (13), концепцию (10), целевые показатели загрязнения окружающей среды АТК (12), производятся анализ и классификация предложений по мероприя­тиям (14); их ранжирование по приоритетности и формирование стандартного банка мероприятий (15), из которых затем выбираются достоверные и перво­очередные мероприятия (16.1), имеющие максимальный ранг и являющиеся осно­вой программы краткосрочных мер (19); достоверные и перспективные (16.2), составляющие группу средне- и долгосрочных мероприятий (17), реализуемых, как правило, на федеральном (1) и региональном (2) уровнях; и недостоверные или требующие уточнения показатели (16.3), которые возвращаются для уточнения в банк (15) или для дополнительного исследования (7).

Обязательным элементом таких программ являются целевые нормативы

ЦН/ (20), определяющие конкретные уровни сокращения загрязнений окружаю­щей среды после реализации намеченных мероприятий в течение заданного вре­мени. Периодическое сопоставление целевых нормативов (20) и целевых показа­телей (12), полученных на основании объективного мониторинга окружающей среды (11), даст возможность установить уровень выполнения мероприятий программы.

Природоохранная деятельность на АТП организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством, подзаконными актами, а также экологическими программами вышестоящей системы и нормативными доку­ментами. Ответственность за соблюдение установленных правил и требований несет руководитель (владелец) предприятия. Основные из них приведены ниже. АТП, располагающее собственной ПТБ, должно иметь

• экологический паспорт, утвержденный и зарегистрированный подразделе­нием Роскомприроды (расчеты предельно допустимых выбросов в атмосферу, предельно допустимых сбросов в водоемы, объемов образующихся отходов);

• разрешения на ПДВ, водопользование и сброс воды, на хранение и вывоз отходов;

• подлинники актов, протоколов, предписаний, выданных государственными органами по контролю за состоянием окружающей среды;

государственную отчетность о природоохранной деятельности;

• государственные стандарты на токсичность ОГ автомобилей и другую тех­ническую и нормативную документацию.

Экологический паспорт является документом, характеризующим состояние природоохранных работ на АТП, и оформляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90.

Расчет ПДВ выполняется в соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проектов ПДВ в атмосферу для предприятий" и согласовывается с местными органами Госкомсанэпиднадзора. После утверждения расчета в терри­ториальном отделении Роскомприроды АТП получает разрешение на ПДВ уста­новленной формы.

Расчет ПДС выполняется в соответствии с "Методикой расчета ПДС в водные объекты со сточными водами", согласовывается с местными органами Госкомсан­эпиднадзора и территориальным отделением Роскомприроды. Затем АТП заклю­чает договор с региональным органом, контролирующим охрану водных ресурсов, и получает разрешение на водопользование с указанием лимитов водопотребления и водоотведения.

Расчет объемов образующихся на предприятии отходов выполняется в соот­ветствии с "Методикой оценки объемов образования отходов производства

и потребления". На его основе АТП разрабатывает "Проект размещения лимитов промышленных отходов", представляет его в орган Госкомсанэпиднадзора и полу­чает от него разрешение на хранение и вывоз промышленных отходов, в котором указан их перечень, объемы хранения и место утилизации.

АТП должно располагать необходимыми производственными помещениями, оснащенными оборудованием в соответствии с существующими нормами, приме­нять технологии, обеспечивающие высокое качество ТО и ТР, и поддерживать ПС в технически исправном состоянии. Кроме того, предприятие должно быть осна­щено приборами для контроля токсичности автомобилей: 1 газоанализатор на 50 бензиновых автомобилей и 1 дымомер - на 50 дизельных.

Малые АТП и владельцы автомобилей, не имеющие ПТБ, обязаны проводить ТО и ТР, а также проверку и регулировку токсичности своего ПС на крупных оснащенных АТП или на специализированных предприятиях и СТО.

Выпускаемые на линию автомобили должны быть технически исправны, а токсичность их ОГ соответствовать действующим экологическим стандартам.

Предприятие обязано проводить организационно-технические и другие меро­приятия, обеспечивающие снижение загрязнения окружающей среды и рацио­нальное потребление природных ресурсов, и силами ИТС вести экологическое обучение и повышение квалификации персонала.

АТП должно быть отделено от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Трубы котельных и вентиляционные выводы производственных участков, выбрасывающих вредные вещества (сварочный, аккумуляторный, окрасочный и др.), должны быть оборудованы специальными улавливающими фильтрами. Кон­центрации загрязняющих веществ, выбрасываемых ПТБ в атмосферу, на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать установленные ПДК вредных веществ в воздухе населенных пунктов. Уровни создаваемого предприятием шума также не должны превышать значений, регламентированных санитарными нор­мами.

Необходимо соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотве-дения, содержать в исправном состоянии очистные сооружения и обеспечивать очистку стоков до уровней, оговоренных в разрешении на ПДС. Следует также строго соблюдать правила сбора, хранения и утилизации промышленных отходов. Приемка и выдача ТСМ должна быть организована таким образом, чтобы исключалась возможность их попадания на почву и в канализацию.

Предприятия, расположенные в регионах, где температура самого холодного месяца достигает -15 °С, должны оснащать открытые стоянки устройствами подо­грева или разогрева двигателей.

Государственная отчетность о природоохранной деятельности на АТП, имею­щим ПТБ, ведется по следующим формам Госкомстата:

"Отчет об охране атмосферного воздуха", форма 2-тп (воздух);

"Отчет об использовании воды (при заборе воды из собственных водоемов)", форма 2-тп (водхоз);

"Отчет о ходе строительства водоохранных объектов" (предприятия, имеющие предписания от административных органов о таком строительстве), форма 3-ос;

"Отчет о текущих затратах на охрану природы" (покупка оборудования, приборов, специальной тары для отходов, нейтрализаторов и др.), форма 4-ос;

- "Капитальные вложения на природоохранные цели", форма 18-кс.
Оформленные на специальных бланках отчеты в установленные сроки на­
правляются органам местной администрации.

• Государственный экологический контроль за соблюдением АТП природо­охранных требований осуществляют территориальные органы Роскомпри-роды, Госкомсанэпиднадзора и органы местной администрации, а контроль за

соблюдением лицензионных требований, в том числе экологических, - Рос­сийская транспортная инспекция. Руководство АТП обязано создавать им условия для проведения осмотров и замеров и предоставлять всю необхо­димую документацию. • Для природоохранной работы на крупных и средних АТП целесообразно создавать специальное структурное подразделение или экологическую группу в составе технического отдела или отдела безопасности движения, а на малых предприятиях приказом руководителя назначать ответственного за эту работу. В обязанности экологической службы АТП входит систематический контроль токсичности автомобилей, принятие оперативных решений по приведению парка в соответствие с действующими экологическими стандартами; выбор необходимых организационно-технических мероприятий, проверка работы очистных сооружений и соблюдения правил хранения отходов, ведение экологической документации, осуществление контактов с государственными экологическими службами региона. План природоохранных мероприятий АТП должен составляться на основании целевой экологической программы региона и данных о фактическом размере за­грязнений, образующихся на данном предприятии.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Видео

Другие статьи

Об обеспечении экологической безопасности на предприятии»

«Об обеспечении экологической безопасности на предприятии»

Ф И Р М Е Н Н Ы Й Б Л А Н К


г. _____________ от «___» __________ 20___ г


«Об обеспечении экологической безопасности на предприятии»

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.

1 Инженеру-экологу ________ разработать и представить на утверждение в срок до ______________200__ г.:

-Порядок производственного контроля в области обращения с отходами;

-Порядок организации сбора, хранения, утилизации и вывоза отходов производства и потребления;

-Программу производственного экологического контроля;

-График мероприятий по проведению производственного экологического контроля в _________________;

-Технологические регламенты и инструкции по экологической безопасности, а также инструкции по обращению с опасными отходами.

-Программу вводного инструктажа по охране окружающей среды;

-Программу первичного инструктажа на рабочем месте по экологической безопасности.

1.1 Ввести в действие вышеперечисленные документы с ___________ г.

2 Принять следующий порядок проведения инструктажей по экологической безопасности:

2.1 Инженеру-экологу __________ проводить:

-вводный инструктаж по экологической безопасности со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности;

-первичный, повторный, внеплановый, целевой инструктажи на рабочем месте с вновь принятыми работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу.

2.1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте по экологической безопасности проводить по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране окружающей среды, локальных нормативных актов ________________, инструкций по экологической безопасности, технической и эксплуатационной документации, на основании типовой программы (Приложение 1 настоящего приказа).

2.2 Руководителям структурных подразделений:

2.2.1 Внеплановый инструктаж проводить индивидуально или с группой работников:

-при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны окружающей среды, а также стандартов, правил, инструкций по экологической безопасности и изменений к ним;

-при нарушении работниками требований экологической безопасности, если нарушения могли создать или создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (загрязнение окружающей среды, авария и т.п.);

-при изменении технологических процессов, замене, модернизации оборудования, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на экологическую безопасность;

-по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля.

2.2.2 Целевой инструктаж проводить при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий, стихийных бедствий.

2.2.3 Объем и содержание внепланового, целевого инструктажей определять в каждом конкретном случае, в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

2.3 Проведение всех инструктажей по экологической безопасности регистрировать в соответствующих журналах регистрации инструктажей с указанием подписи инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (Приложение 2 настоящего приказа).

3 Инженеру-экологу ______________. обеспечить:

- наличие необходимых документов по вопросам окружающей среды согласно Приложению 3 в срок до _____________________г.;


- учет первичной документации по проведению мероприятий производственного экологического контроля (включая акты, протоколы, результаты проведения инструментальных замеров состояния атмосферного воздуха, санитарно-защитной зоны, на рабочих местах).

4 На время отсутствия инженера-эколога ___________ лицом, ответственным за проведение производственного экологического контроля возложить на инженера по охране труда – ________________.


5 Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Генеральный директор _____________

к Приказу №____ от «____» ___________20__г.


Перечень необходимых документов по вопросам охраны окружающей среды на предприятии

Приказы, распоряжения по предприятию по вопросам охраны окружающей среды.

Планы мероприятий по охране окружающей среды по предприятию и отчеты об их выполнении.

Документы, подтверждающие необходимую профессиональную подготовку или переподготовку работников, ответственных за экологическую безопасность.

Положение о контроле в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии, утвержденное генеральным директором.

Положение о производственном экологическом контроле в предприятии, утвержденное генеральным директором.

Программы вводного и первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности. Журнал регистрации вводного инструктажа. Журнал регистрации первичного (повторного) инструктажа.


ДОКУМЕНТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК

Акты по результатам проверок предприятия контролирующими органами. Предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. Протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, и разрешения на возобновление работы. Приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях. Отчеты о выполнении предписаний и актов.

Журнал учета мероприятий по государственному контролю (надзору) в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

График проверок производственных и вспомогательных участков предприятия специалистом по охране труда и инженером-экологом. Предписания в области охраны труда и экологической безопасности по результатам проверок. Отчеты о выполнении предписаний.


ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах».

2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

2-тп (отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении отходов производства и потребления».

Том (самостоятельный раздел) «Охрана окружающей среды» в проектной документации.


ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Организационные документы по охране атмосферного воздуха:


? приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание пылегазоочистных установок и о его функциях;

? инструкции по обслуживанию и эксплуатации пылегазоочистных установок;

?паспорта на каждую установку очистки газов (установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия). По результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт;

? план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования;

?график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа.

Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:

? № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»;

?№ ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»

? схема расположения источников выбросов.


ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД

Организационные документы по охране поверхностных вод от загрязнения:

? приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание очистных сооружений, и о его функциях;

?должностные инструкции для персонала, обслуживающего очистные сооружения;

?паспорта на очистные сооружения;

?инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений;

?журналы учета работы очистных сооружений;

?график планово-предупредительного (текущего) ремонта очистных сооружений.

В случае пользования сетями канализации:

? договор между абонентом (заказчиком) и организацией водопроводно-канализационного хозяйства;

?нормативов допустимого сброса (ДС);

? схема водоснабжения и канализации;

?план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод;

?акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.


ДОКУМЕНТЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Приказ о назначении лиц, ответственных за обращение с отходами;

Приказ о направлении лиц, ответственных за обращение с отходами на обучение или переподготовку;

Договоры на размещение и обезвреживание отходов;

Перечень отходов, образующихся на предприятии;

Схема размещения мест временного хранения отходов;

Инструкции по обращению с отходами производства и потребления.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Отчет об использовании, размещении и обезвреживании отходов за год для субъектов малого и среднего предринимательства

к приказу № ___ от «______» _____________20__г.


Формы журналов регистрации инструктажей по экологической безопасности


регистрации инструктажа на рабочем месте по экологической безопасности


(первичный, повторный, внеплановый, целевой)


Начат ________ _______г.

Окончен ________ _______г.

к приказу № ____от «_____» _________20__г.


Типовая программа вводного инструктажа по экологической безопасности

Общие положения: цели, задачи, обоснование проведения инструктажа.

Основные направления негативного воздействия производства на окружающую среду: отходы, выбросы, сбросы, шум, электромагнитные излучения и др. Последствия влияния производственной деятельности на окружающую среду.

Принципы экологической безопасности при осуществлении производственной деятельности на предприятии. Экологические требования, правила, нормы осуществления работ.

Перечень необходимых документов по вопросам охраны окружающей среды на предприятии: положения, инструкции, журнал учета отходов, справки, акты, договора и пр.

Воздухоохранная деятельность предприятия: источники выбросов, вентиляционные системы, системы очистки отходящих газов.

Источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения (в том числе ливневая канализация), системы очистки сточных вод.

Безопасное обращение с отходами на предприятии. Источники образования отходов: технологические процессы и отдельные технологические стадии. Учет образования отходов. Инструкции по обращению с отходами производства и потребления. Сбор отходов, схема мест временного хранения отходов. Обезвреживание, транспортировка отходов. Используемое природоохранное оборудование и инвентарь.

Взаимодействие производственных и вспомогательных участков по вопросам охраны окружающей среды.

Возможные аварийные ситуации на предприятии, связанные с негативным воздействием на окружающую среду.

План природоохранных мероприятий предприятия.

Ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды работников предприятия: дисциплинарная, административная, уголовная.

Приказ 793 Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в у

Приказ 793 Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 20 ноября 2007 г. N 793

О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности

В соответствии со статьями 71 - 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 25; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; 2007, N 27, ст. 3213), статьей 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности.

2. Определить, что Управление государственного экологического надзора (А.И. Масалевич):

осуществляет координацию, организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами);

готовит инструктивно-методические документы по реализации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами), координирует и контролирует их исполнение межрегиональными территориальными и территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору;

рассматривает дополнительные профессиональные образовательные программы подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами), разрабатываемые образовательными учреждениями;

организует ведение учета образовательных учреждений, реализующих программы подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами).

3. Управлению по вопросам государственной службы, кадровой политики и защиты государственной тайны (С.П. Карпенко) оказать необходимую методическую помощь Управлению государственного экологического надзора по созданию действенной системы организации и контроля подготовки и аттестации специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности.

Руководитель К.Б. Пуликовский

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г.

Регистрационный N 10963

Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности

1. Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности (далее - Положение) разработано во исполнение требований статей 71 - 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133), статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г. N 26, ст. 3009), постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 27, ст. 2580), постановления Правительства Российской Федерации "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" от 16 мая 2005 г. N 303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023), руководствуясь Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

2. Настоящее Положение регулирует основные вопросы, связанные с организацией и контролем работ и процедур по подготовке и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности.

3. Положением определяются:

подготовка или обучение специалистов для субъектов хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (далее - Подготовка) с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области обеспечения экологической безопасности;

аттестация или определение соответствия профессиональной компетентности (далее - Аттестация) руководящих работников и специалистов организаций требованиям квалификационных характеристик, устанавливаемых для деятельности в области обеспечения экологической безопасности.

контроль организации, полноты и качества Подготовки и Аттестации специалистов в области экологической безопасности.

4. В соответствии с настоящим Положением осуществляются Подготовка и Аттестация руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений (далее - Специалистов) по:

размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду;

изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию, и ремонту технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объекте оказывающего прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду;

обращению с отходами производства и потребления;

транспортированию опасных веществ и отходов;

осуществлению экологических экспертиз;

реализации мероприятий государственного, муниципального экологического контроля и по учету техногенного воздействия;

осуществлению мероприятий производственного экологического контроля и экологического аудита объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду;

реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации в области обеспечения экологической;

осуществлению работ и оказанию услуг природоохранного назначения.

5. Подготовка и аттестация Специалистов проводится в объемах, соответствующих должностным обязанностям, по дифференцированным дополнительным образовательным программам повышения квалификации.

6. Содержание дополнительных образовательных программ повышения квалификации Специалистов дифференцированы в соответствии с квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих на три квалификационных группы (далее - Группы):

1-ая - для Специалистов исполняющих обязанности (приступающих к исполнению обязанностей), квалификационные характеристики * которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности (далее специалисты структур общего управления);

2-ая - для Специалистов исполняющих обязанности (приступающих к исполнению обязанностей), квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства, принципов управления охраной окружающей среды и практической реализации методов и процессов организации обеспечения экологической безопасности и экологического контроля (далее специалисты экологического управления и контроля);

3-ья - для Специалистов исполняющих обязанности (приступающие к исполнению обязанностей), квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний норм и стандартов обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с опасными отходами производства и потребления и претендующих на право допуска к таким работам.

7. Действие настоящего Положения не распространяется на деятельность по обеспечению экологической безопасности при обращении с радиоактивными объектами, веществами и отходами.

8. Подготовку и аттестацию Специалистов организует и контролирует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

9. Основными задачами Подготовки являются:

создание и развитие эффективной системы непрерывного повышения квалификации в сфере формирования высококвалифицированных кадров для обеспечения экологической безопасности;

обеспечение субъектов хозяйственной и иной деятельности квалифицированными специалистами, обладающими знаниями основ экологического законодательства, менеджмента экологической безопасности и способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, а также обеспечивать соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

10. Основными принципами Подготовки являются:

осуществление ее проведения на базе действующих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды и экологической безопасности, по договорам с заинтересованными организациями;

реализация ее по согласованным с Управлением государственного экологического надзора Ростехнадзора дополнительным профессиональным образовательным программам;

разработка образовательными учреждениями дополнительных профессиональных образовательных программ на основании утвержденных в установленном порядке требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации:

"Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления";

"Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля";

"Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".

11. Для комплексной реализации дополнительных профессиональных образовательных программ Подготовки в образовательных учреждениях целесообразно создание специализированных учебных центров подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности (далее - Центров), уполномоченных образовательными учреждениями на осуществление:

курсовой подготовки по практическому закреплению знаний и навыков в области обеспечения экологической безопасности на специализированной учебно-практической базе (далее - Стажировка);

профессиональной подготовки работников на право работы с опасными отходами.

11.1. Для целей внешней оценки деятельности по подготовке Центры разрабатывают, документируют и демонстрируют систему обеспечения качества и комплекс мероприятий, обеспечивающий функционирование этой системы.

11.2. Для целей демонстрации и информирования потребителей услуг о Центрах, обеспечивающих надлежащее качество Подготовки, осуществляется их аккредитация.

12. Ведение учета и координации методологического обеспечения деятельности аккредитованных Центров организуется Управлением государственного экологического надзора Ростехнадзора.

13. В целях организации взаимодействия при реализации настоящего Положения и планирования Подготовки руководители организаций представляют списки лиц, работающих в организации и подлежащих Подготовке и Аттестации на предстоящий год не позднее 1 февраля текущего года на согласование в соответствующее территориальное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора одновременно с проектом плана этой Подготовки. Согласованный план утверждается руководителем организации и является составной частью планирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

14. Подготовка Специалистов 1-ой Группы осуществляется по программам разработанным на основании требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления".

15. Подготовка специалистов указанной Группы:

15.1. производится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью - не реже 1 раза в пять лет;

15.2. реализуется в виде повышения квалификации и стажировки:

по очной форме (72 часовые учебные программы по основам и применению экологического законодательства),

по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 10 часов;

15.3. завершается квалификационными испытаниями по оценке уровня знаний руководителей (специалистов), а также способности последних их эффективно применять.

15.4. По результатам квалификационных испытаний Специалисту образовательным учреждением выдается удостоверение о повышении квалификации, а аккредитованными Центрами по результатам курсовой подготовки (стажировки) выдается Сертификат, являющийся допуском к Аттестации.

16. Подготовка Специалистов 2-ой Группы осуществляется по программам разработанным на основании требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля".

17. Подготовка специалистов указанной Группы:

17.1. производится при приеме на работу и в дальнейшем, исходя из того, что некачественное исполнение ими должностных функциональных обязанностей является наиболее вероятным источником риска для окружающей среды, с периодичностью - не реже 1 раза в три года;

17.2. реализуется в виде повышения квалификации и стажировки:

по очной форме (200 часовые учебные программы и более),

по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 50 часов;

17.3. завершается квалификационными испытаниями по оценке уровня знаний Специалистов, а также способности их эффективного применения.

17.4. По результатам квалификационных испытаний Специалисту образовательными учреждениями выдается свидетельство о повышении квалификации, а аккредитованными Центрами по результатам курсовой подготовки (стажировки) выдается Сертификат, являющийся допуском к Аттестации.

17.5. При представлении Специалистом указанной группы документов государственного образца (диплома, свидетельства о повышении квалификации и т.п.) о наличии у специалиста подготовки по программам:

послевузовского профессионального образования по специальностям 03.00.16 "Экология" и 11.00.11 "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";

высшего профессионального образования по специальности 013100 (020801, 020802) "Экология" и специальностям, входящим в направление подготовки дипломированных специалистов 656600 (280200) "Защита окружающей среды" (специальности 320700 (280201) "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", 330200 (280202) "Инженерная защита окружающей среды");

дополнительного образования для получения дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности" и "Эколог (с указанием области профессиональной деятельности";

изучение теоретических дисциплин учебной программы не требуется, а специалист допускается к Стажировке.

18. Подготовка Специалистов 3-й Группы осуществляется по программам разработанными на основании требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".

19. Подготовка специалистов указанной Группы:

19.1. производится при приеме на работу и в дальнейшем, исходя из того, что некачественное исполнение ими должностных или функциональных обязанностей является наиболее вероятным источником риска для окружающей среды, с периодичностью - не реже 1 раза в три года;

19.2. реализуется в виде повышения квалификации и стажировки:

по очной форме (112 часовые учебные программы и более),

по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 30 часов;

19.3. завершается итоговым квалификационным испытанием по оценке уровня знаний руководителей (специалистов), а также способности последних их эффективно применять.

19.4. По результатам квалификационных испытаний Специалисту образовательными учреждениями выдается свидетельство о повышении квалификации, а аккредитованными Центрами по результатам курсовой подготовки (стажировки) выдается Сертификат, являющийся допуском к Аттестации.

19.5. На Специалистов указанной Группы распространяется действие п. 17.5 настоящего Положения.

20. Аттестация направлена на предупреждение угрозы вреда от непрофессиональной деятельности, нарушений правил, норм и порядка в деятельности по обеспечению экологической безопасности субъектов хозяйственной и иной деятельности способной оказывать негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при обращении и ликвидации опасных объектов, отходов и материалов области обеспечения экологической безопасности, а также процедурой внешней оценки качества подготовки.

21. Аттестация осуществляется в виде определения соответствия уровня профессиональной компетентности специалистов требованиям квалификационных характеристик по должностям в области обеспечения экологической безопасности, а также при присвоении им определенных настоящим Положением аттестационных категорий.

22. Основной задачей Аттестации является стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности руководящих работников и специалистов организаций по вопросам в области обеспечения экологической безопасности, соблюдения стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей среды.

23. Аттестация Специалистов проводится в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - аттестационные комиссии Ростехнадзора), в соответствии с установленными ею правилами и процедурами в форме собеседования или тестового контроля знаний.

24. Тестовый контроль знаний может осуществляться в прошедших аккредитацию Центрах, указанных в п. 31. настоящего Положения.

25. При положительном результате Аттестации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдается удостоверение об Аттестации руководителя (специалиста) с указанием, что аттестуемый, по уровню знаний и способности их применять:

25.1. Для Специалистов 1-ой Группы - аттестуемый соответствует квалификации - "Специалист по обеспечению экологической безопасности общехозяйственных систем управления";

25.2. Для Специалистов 2-ой Группы - аттестуемый соответствует квалификации:

"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - высшей аттестационной категории;

"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - I аттестационной категории;

"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - II аттестационной категории;

"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - начальной аттестационной категории;

25.3. Аттестационные категории определяются в зависимости от требований к уровню подготовки, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требований к стажу работы соответствующих занимаемой должности.

25.4. Для Специалистов 3-ей Группы - аттестуемый соответствует квалификации - Специалист в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с опасными отходами.

26. При неудовлетворительном результате Аттестации удостоверение не выдается, а руководителю организации аттестуемого предлагается направить его на повторную подготовку по очной форме.

При повторном факте неудовлетворительной Аттестации Ростехнадзор уведомляет руководителей организаций аттестуемых, с предложением решения вопроса о компетентности специалиста осуществлять деятельность, связанную с обеспечением экологической безопасности.

27. Квалификационные категории Специалистам присваиваются на срок не более пяти лет.

28. При проведении мероприятий государственного экологического контроля (надзора), государственного учета негативного воздействия, осуществлении разрешительной и лицензионной деятельности органы Ростехнадзора должны обеспечивать осуществление контроля за Подготовкой и Аттестацией Специалистов в области обеспечения экологической безопасности подконтрольных объектов.

Основанием для проведения внеочередной проверки, проводимой с этой целью, может, в том числе служить информация, поступившая из центральной или территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, о неудовлетворительном обеспечении Подготовки и Аттестации Специалистов в конкретных подконтрольных организациях.

29. В ходе мероприятий по государственному экологическому контролю органы Ростехнадзора проверяют на подконтрольных объектах организацию, обеспечение и планирование Подготовки и Аттестации Специалистов в установленные сроки и по соответствующим программам Подготовки, а также фактические знания Специалистами требований в области обеспечения экологической безопасности.

30. В случае выявления фактов недостаточной профессиональной компетентности Специалистов требованиям квалификационных характеристик должностей органы Ростехнадзора применяют предоставленные им права в целях недопущения угрозы вреда от непрофессиональной деятельности в области обеспечения экологической безопасности и воздействия на руководителей подконтрольных организаций, не обеспечивающих их Подготовку и Аттестацию. Как правило, результаты проверки знаний указываются в выдаваемом предписании.

31. Результаты контроля Подготовки и Аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности должны учитываться и анализироваться органами Ростехнадзора в целях выявления:

образовательных учреждений, не обеспечивающих надлежащее качество Подготовки, для информирования органов Федеральной службы контроля в сфере образования и науки и органов аккредитации Центров для принятия мер соответствующего законодательству в установленной сфере деятельности реагирования.

организаций, не обеспечивающих своевременное и качественное проведение Подготовки и Аттестации своих Специалистов.

* Постановление Минтруда России от 9 февраля 2004 года N 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" зарегистрировано в Минюсте РФ 9 марта 2004 г. Регистрационный N 5628.

Еще документы скачать бесплатно