Руководства, Инструкции, Бланки

патронаж новорожденного участковой медсестрой образец img-1

патронаж новорожденного участковой медсестрой образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Первый патронаж к новорожденному - Студопедия

Первый патронаж к новорожденному

Абсолютные противопоказания к первому прикладыванию к груди

Факторы, способствующие длительной и полноценной лактации.

Прикладывание ребенка к груди.

Первое прикладывание ребенка к груди проводится в течение первых 20 – 30 мин после рождения. Это способствует более раннему началу выработки молока, положительно влияет на течение послеродового периода у матери, дети ведут себя спокойнее, развиваются лучше.

У детей, приложенных к груди матери в ранние сроки, физиологическая потеря массы тела меньше, вес восстанавливается быстрее, у мамы проблем с кормлением ребенка грудью не бывает.

Самый хороший стимул выработки молока - более частое прикладывание ребенка к груди.

Кормление начинают с одной груди, после того как ребенок перестает активно сосать – ему дают другую грудь. Следующее кормление надо начинать со второй груди и заканчивать первой.

При сосании груди ребенком в организме матери вырабатывается и выбрасывается в кровь:

· гормон пролактин . стимулирующий образование грудного молока;

· гормон окситоцин, способствующий сокращению матки, уменьшая риск возникновения послеродовых осложнений, а так же воздействуя на миоэпителиальные клетки молочных желез, способствует секреции и лучшему выделению молока.

1. Питание кормящей женщины должно быть полноценным, сбалансированным, разнообразным.

2. Количество потребляемой в сутки жидкости 1,5 – 2 л.

3. Исключить продукты, которые могут вызвать у ребенка поносы, запоры, аллергию

4. Ограничить прием лекарственных препаратов.

5. Длительный и полноценный сон и отдых.

6. Соблюдение личной гигиены.

Первое прикладывание осуществляется в течение первых 30 минут после рождения ребенка в родильном зале.

Со стороны ребенка:

1. гемолитическая болезнь новорожденного

2. тяжелые нарушения мозгового кровообращения

3. внутричерепные кровоизлияния

4. глубокая недоношенность

5. тяжелые формы дыхательных расстройств.

Со стороны матери:

1. почечная недостаточность

2. пороки сердца

3. болезни крови

4. эндокринная патология

6. психические заболевания

Затруднения при вскармливании

Со стороны матери:

1. неправильная форма сосков

2. трещины сосков

Со стороны ребенка:

1. врожденные аномалии лица

4. индивидуальная непереносимость молока

Выполняется участковой медсестрой детской поликлиники совместно с врачом в первые 1 – 2 дня после выписки из роддома.

Первый ребенок в семье, дети с перинатальной и врожденной патологией, а так же недоношенные осматриваются в день выписки.

· сбор анамнеза для выявления факторов риска;

· объективное обследование ребенка;

· инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания.

Мать передает медработникам обменную карту, полученную при выписке из роддома.

Особое внимание медсестра уделяет сохранению грудного вскармливания, обучает мать уходу за ребенком (утреннему и текущему туалетам, купанию, свободному пеленанию, укладыванию в кроватку), контролирует соблюдение гигиенического режима и условий воспитания, ограждение новорожденного от излишних контактов, при необходимости – обрабатывает пупочную ранку. Осматривает след от БЦЖ –вакцинации, выполняет назначения врача, проводит беседы и инструктирует мать об организации уголка ребенка, температурном режиме в комнате, санитарном состоянии и уборке помещения, рассказывает он необходимых предметах ухода за ребенком и его одежде, значении свободного пеленания, правилах стирки и хранения чистого и грязного белья, организации прогулок, роли отца в уходе за ребенком и его воспитании. Даются сведения о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и учреждениях, куда следует обратиться при них. Полученная информация регистрируется в истории развития ребенка.

к новорожденному проводятся на протяжении первого месяца жизни еженедельно, т. е. 4 раза.

является повторное обследование состояния здоровья ребенка, контроль за выполнением рекомендаций, ответы на вопросы матери в связи с возникшими затруднениями, инструктаж по вскармливанию, уходу за ребенком, его воспитанию.

Приглашают мать с ребенком на профилактический прием в детскую поликлинику в возрасте одного месяца.

Лекция №4. Тема: «Период младенчества. Особенности вскармливания детей раннего возраста».

Период младенчества включает детей в возрасте от 29 дня жизни до года. Основной особенностью этого возраста являются высокие темпы физического и нервно-психического развития в результате ускоренных

процессов обмена веществ.

Особенности функций основных органов и систем:

· сниженные защитные функции;

· несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.

Другие статьи

Обязанности детской участковой медсестры

Обязанности детской участковой медсестры.

Основые разделы: профилактич работа, оказание лечебной помощи, противоэпидемич работа на участке и санитарное просвещение

Основы проф работы участ мед является проведение активных патронажей:

1. проведение дородовых патронажей (из женской консуль сообщ в поликл о появл беременной. Осущ 2 дородовых патронажа (на 2о-22 нед берем, второй на 32 нед и позже)

2. патронаж новорожденного ребенка. После выписки их роддома сообщают телефонограммой о месте ребенка). В первые три дня после выписки из роддома (совместый патронаж медсестры и врача). В период новорожденности медсестра посещает ребенка один раз в неделю.

3. Патронажи к грудным детям (с месс до 6 мес- 2 раза в месяц, с 6 мес до года 1 раз в месяц)

4. Патронажи к здоровым неорганизованным детям (не посещают ДДУ) (с года до 2 лет 1 раз в 3 мес, с 2 лет - 1 раз в полгода, до 6 один раз в год)

Составление графика вакцинации неорганизованных детей педиатрического участка.

Патронаж детей, кот предстоит вакцинация, патронаж к детям после вакцинации.

Лечебная работ а: патронаж к больным детям, с целью выяснения состоян ребенка, проведение мед манипуляций и процедур по назначению врача. Обучение Уходу за больным. Контроль за выполнением назначений врача.

В обяз медсестры входит помощь врачу во время приема детей. Она готовит кабинет к приему врача. Проводит антропометрию, контрольное кормление, выписывает рецепты, справки, направления.

Проводит работу с диспансерной группой детей.

Вызывает на прием детей. Контролирует регулярность лабор исслед, контроль осмотра узкими специалистами,

Совместно с врачом составляет план и осуществляет его: подготовки ребенка к ДДУ и к школе.

Контролир диспанс ребенка перед поступ в детск коллектив и в школу.

В обьяз мед входит проведение бесед, лекций среди родителей, индивид работы с родителями, выпис самбюлетня по акт темам. Распростр популяр медлитер, при каждом посещ ребенка каждый патронаж заканчив советами и реком по режиму дня, вкармливанию.

Схема первичного патронажа к новорожденному:

1. Сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домаш адрес, дата выполнения патронажа,

2. Сведения о родителях, ФИО, возраст, состояние здоровья,

3. Составление родсловной в трех поколениях

4. Социальный анамнез: мат состояние, жилищ условия, уровень образования родителей.

5. Биолог анамнез: количество беременностей и чем закончились.

6. Течение последней беременности (были ли заболевания, токсикозы, угроза перерывания беременности, неблагополучия в анализах)

7. Течение родов (срок родов, оказание помощи в родах, продолжительности родов

8. Масса новорожденного. оценка по шкале ангар, когда приложен ребенок к груди, на какой день выписан из родильного дома, вакцинирован ли ребенок в родильном доме

9. Осмотр новорожденного (жалобы со стороны матери и ребенка)

10. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО (состояние считается удовлетворительное, если сон спокойный, крик громкий, активно сосет грудь)

11. Вскармливание новорожденного: на каком виде вскармливания, режим кормления, достаточная ли лактация у матери

12. Осмотр кожи, (кожные покровы в норме розовые, чистые, эластичные, умеренной влажности) слизистой, пупочной ранки (чистая сухая в норме)

13. Выявляем видимые врожденные пороки развития, описываем стул ребенка (консистенция, цвет, запах и количество раз)

14. Проверить есть ли все необходимое по уходу за новорожденным

15. Дать советы и рекомендации по вскармливанию, по уходу за новорожденным.

Анатомо-физиологические особенности ребенка Уход за здоровым ребенком Справочник медсестры

Анатомо-физиологические особенности ребенка

Показатели, характеризующие физическое развитие детей, претерпевают значительную динамику в процессе жизни ребенка.

Рост. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет 50 см. В дальнейшем нарастание длины тела подвержено индивидуальным колебаниям и неравномерно в различные периоды жизни. Длина тела до двух лет измеряется горизонтальным ростомером. Прибавка длины тела на первом году жизни: 1—3 мес. — по 3,0 см (9,0 см); 4—6 мес. — по 2,5 см (7,5 см); 7—9 мес. — по 2,0 см (6,0 см); 10—12 мес. — по 1,0 см (3,0 см). Измерение роста у детей старшего возраста производят на стандартном вертикальном ростомере. Для оценки показателей роста после года используют центильные таблицы.

Масса тела при рождении колеблется в значительных пределах. Средние показатели — 3200—3400 г. На первом году жизни прибавка массы происходит следующем образом: 1 мес. — 600 г; 2 мес. — 800 г; 3 мес. — 800 г; 4 мес. — 750 г и далее в каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем в предыдущий. Средняя ежемесячная прибавка массы в течение I полугодия — 700 г, во II полугодии — 500 г. Считают, что к 4—5 мес. жизни масса тела удваивается, а к году — утраивается. Измерение массы тела до двух лет производят на чашечных весах, в старшем возрасте — на больших медицинских весах. Оценку массы тела после года проводят с помощью центильных таблиц.

Окружность грудной клетки у доношенного ребенка при рождении составляет 32—34 см. На первом году жизни окружность грудной клетки увеличивается ежемесячно в среднем на 1,2 см.

Окружность головы у доношенного новорожденного — 34—36 см, прибавка на первом году — 1 см ежемесячно.

В возрасте 2—3 мес. происходит выравнивание этих размеров. Увеличение объема головы можно наблюдать при гидроцефалии. Уменьшение объема головы может быть связано с ранним закрытием родничка, как проявление рахита или врожденного порока развития.

Нервно-психическое развитие ребенка осуществляется поэтапно. В течение первых 3—4 лет особенно быстро нарастает масса мозга, хотя в функциональном отношении деятельность нервной системы еще несовершенна. На протяжении всего первого года жизни происходит развитие координации движений различных мышечных групп. Следует отметить, что условные рефлексы и привычки начинают вырабатываться у детей с первых дней жизни. С этого периода должно начинаться воспитание ребенка. В первый год жизни закладываются основные черты характера, с которыми человек проходит по всей жизни. Ориентировочные показатели нервно-психического развития представлены в табл. 3.

Ребенок к 1,5—2 мес. начинает держать голову, в 6— 7 мес. — самостоятельно сидеть, в 7—8 мес. — ползать, в 8— 9 мес. — при поддержке стоять, в 10 мес. — самостоятельно стоять, а в 12—14 мес. — ходить. Данные сроки формирования движений являются максимально поздними.

В первые годы жизни ребенок не полностью понимает обращенную к нему речь. Он больше реагирует на интонацию, чем на смысл слов, поэтому с ним надо разговаривать, начиная с рождения. Речь ребенка формируется на основе подражания, поэтому очень важно соблюдать правила формирования речи у ребенка: говорить правильно, избегать стереотипных фраз, действия сопровождать словами, следить, чтобы ребенок не заменял слова жестами, при чтении книг учитывать возраст ребенка, поправлять ошибки, начиная с 2,5 лет.

Нервнопсихическое развитие ребенка ______от рождения до б лет _______________

Свободно говорит, описывает нарисованное на картинке. Начинает считать и в конце дошкольного периода — читать. Может пользоваться ножницами, вырезает ими картинки. Всем интересуется, задает много вопросов. Любит играть с другими детьми. Отличает разрешенное от запрещенного.

У ребенка, особенно первого года жизни, кожа имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, во многом отличающих ее от кожи взрослых.

У здорового ребенка кожа гладкая, бархатистая, бледно-розового цвета. Она хорошо кровоснабжена. Роговой слой тонкий и состоит из 2—3 слоев слабосвязанных между собой и постоянно отторгающихся клеток. Базальная мембрана, находящаяся между эпидермисом и дермой, и не обеспечивает прочную связь основных слоев кожи, что способствует легкому отделению эпидермиса и образова нию пузырей. Кожа новорожденного покрыта первородной смазкой. Она способствует прохождению ребенка по родовым путям матери и предохраняет его от внешних воздействий. Волосы очень мягкие. Через 6—8 недель они выкатываются и заменяются новыми.

Защитная функция кожи недостаточна. Поэтому при уходе за ребенком матери и обслуживающему персоналу необходимо соблюдать строжайшую чистоту и асептику, избегать применения в раннем возрасте мазей, содержащих раздражающие и легко всасывающие вещества. Также несовершенна терморегуляторная функция кожи. Ребенок легко перегревается или переохлаждается. В первые дни жизни из-за незрелости потоотделительных центров головного мозга потовые железы не функционируют. Потоотделение начинается с 3—4 месяцев и появляется при более высокой температуре, чем у старших детей. Выделительная функция кожи достаточно развита благодаря тонкому эпидермису, хорошему кровообращению и относительно большой поверхности кожных покровов. Дыхательная функция кожи в раннем возрасте имеет более существенное значение, чем у взрослых, поэтому так важны гигиенические мероприятия. В коже под влиянием ультрафиолетовых лучей происходит синтез витамина Д, играющего важную роль в фосфорно-кальциевом обмене особенно у детей 1-го года жизни. Для выполнения витаминообразующей функции необходимо соблюдать режим дня с достаточным пребыванием ребенка на свежем воздухе.

Подкожно-жировая клетчатка у доношенных детей хорошо развита и интенсивно нарастает в первые 6 месяцев жизни. Систематическое перекармливание грудных детей может привести в дальнейшем к стойкому и выраженному ожирению.

Костно-мышечная система. Основу скелета новорожденного составляет хрящевая ткань, которая по мере роста и развития ребенка замещается костной. Наиболее выражен ные изменения в костях отмечаются в первые два года жизни, в младшем школьном возрасте и в период полового созревания. Кости ребенка содержат мало минеральных солей и много воды. Поэтому они гибкие, мягкие, легко возникают деформации черепа, грудной клетки, искривления позвоночника или ног. Упругость костей в детском возрасте обусловливает их меньшую ломкость по сравнению с костями взрослых. Надкостница у детей толстая, более сильным ее развитием объясняется возможность поднад-костничных переломов в раннем возрасте. Процессы новообразования и рассасывания идут у детей более энергично, чем у взрослых. Костная ткань кровоснабжена, поэтому имеется предрасположенность к развитию гематогенного остеомиелита.

При рождении ребенка кости черепа отделены друг от друга соединительнотканными мембранами — швами. Характерной особенностью черепа детей грудного возраста является наличие родничков. Большой родничок — это участок ромбовидной формы в месте соединения теменных и лобных костей, состоящий из соединительнотканной мембраны. Средние размеры его при рождении 2,5x3 см. Приблизительно к 1—1,5 годам он закрывается. При измерении большого родничка сантиметровую ленту кладут между противоположными сторонами ромба (но не между углами). Малый родничок расположен между теменными и затылочной костями. У большинства новорожденных он к рождению уже закрыт или же закрывается в первые три месяца У здорового ребенка при крике можно наблюдать небольшое выпячивание родничка над уровнем костей черепа. Неблагоприятным симптомом является выбухание и напряжение родничка, что может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления (гидроцефалия, воспалительные процессы в мозговом веществе либо оболочках мозга). При обезвоживании организма, которое может быть связано с поносом и рвотой, родничок западает.

Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов. Прорезывание зубов начинается в возрасте 6—7 месяцев. От 6 до 8 месяцев прорезываются нижние средние резцы, через 1—1,5 месяца — верхние средние резцы, от 9 до 12 месяцев — боковые резцы. Количество зубов у ребенка до двух лет рассчитывается по формуле N—4, где N — количество месяцев, т. е. к году у ребенка — 8 зубов, к 2 годам — 20 зубов (все молочные зубы). В 6—7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена зубов происходит в том же порядке, как они прорезывались. Заканчивается смена зубов к периоду полового созревания (к 11—12 годам). Постоянных зубов — 32.

У детей 1-го года жизни грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Ребра расположены горизонтально, под прямым углом к позвоночнику в положении вдоха. Это ограничивает ее подвижность и затрудняет расправление легких. Глубина вдоха у детей раннего возраста обеспечивается в основном экскурсией диафрагмы. Когда ребенок начинает ходить, происходит физиологическое опущение ребер, более узкими становятся межреберные промежутки.

Позвоночник у новорожденных почти прямой. Физиологические изгибы формируются в связи с возникновением статических функций: в 2 месяца (ребенок держит голову) появляется шейный лордоз (изгиб кпереди), в 6 месяцев (начинает сидеть) — грудной кифоз (изгиб кзади), в 11—12 месяцев (начинает ходить) — поясничный лордоз. Позвоночник ребенка обладает большой гибкостью, поэтому легко возникает патологическое (боковое) искривление — сколиоз.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, связанный с особенностью функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Постепенно гипертония мышц исчезает (в 2—2,5 месяца — на верхних конеч ностях, в 3—4 месяца — на нижних). Мускулатура у ребенка развита слабо. С возрастом мышечная масса увеличивается, наиболее интенсивный рост происходит в период полового созревания. Неблагоприятным фактором считают, когда тонус мышц бывает повышен чрезмерно или определяется неравномерно на симметричных конечностях.

Органы дыхания к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни они интенсивно растут и дифференцируются. К 7 годам формирование органов дыхания заканчивается и в дальнейшем происходит только их увеличение. Благодаря особенностям развития языка (язык при рождении относительно большой и заполняет всю ротовую полость, что является приспособлением для сосания) дыхание через рот у детей затруднено. Дети дышат исключительно через нос, ходы которого узкие, слизистая оболочка нежная и имеет хорошее кровоснабжение. Поэтому легкий ринит (воспаление слизистых оболочек носа) может вызвать нарушение дыхание. Важно помнить, что дыхание через нос обеспечивает очищение, увлажнение и нагревание вдыхаемого воздуха. Длительное дыхание через рот способствует более частым простудным заболеваниям и поражениям нижних отделов дыхательной системы, а это может привести к задержке развития ребенка. У детей младшего возраста относительно узкий просвет гортани, трахеи, бронхов, что создает определенные предпосылки для более тяжелого течения болезней органов дыхания. По этой же причине при воспалении дыхательных путей (ларингит, трахеит, бронхит), как правило, затруднено прохождение воздушной струи (обструктивный синдром), что представляет опасность для жизни. Для обеспечения нормального дыхания важно соблюдать принцип свободного пеленания, а также необходимо укладывать ребенка в кровать с возвышенным головным концом.

В различные возрастные периоды жизни дыхание имеет свои особенности. Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Наибольшее число дыханий отмечается после рождения — 40—60 в минуту, у детей 1—2 лет частота дыхания составляет 30—35, в 5—6 лет — около 25, в 10 лет — 18—20, у взрослых — 15—16. Отношение частоты дыхания к частоте пульса составляет у новорожденных — 1:2,5-3; у детей других возрастов — 1:3,5-4; у взрослых — 1:4. В первые 2—3 недели жизни новорожденного отмечается аритмия дыхания, поэтому у детей раннего возраста подсчет пульса производится строго за 1 минуту в состоянии покоя. Тип дыхания зависит от возраста и пола. В раннем возрасте отмечается брюшной тип дыхания, в 3—4 года — грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Половое различие появляется с 7—14 лет. В период полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной тип, у девочек — грудной тип дыхания.

Сердечно-сосудистая система. У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К трем годам жизни масса сердца начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период полового созревания. Сердце новорожденного имеет округлую форму, к 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15—16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых. Наибольшая частота сердечных сокращений отмечается у новорожденных (120—140 в мин). С возрастом она постепенно уменьшается: к году — 110—120 в 1 минуту; к 5 годам — 100; к 10 годам — 90; к 12—13 годам — 80-70 в минуту. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия. Поэтому пульс необходимо считать строго за 1 минуту в состоянии покоя. Артериальное давление (АД) у детей более низкое, чем у взрослых. Оно тем ниже, чем младше ребенок. Примерный уровень максимального АД у детей 1-го года жизни можно рассчитать по формуле: 70+N, где N — число месяцев, 70 — показатель систолического АД у новорожденного. У детей более старшего возраста максимальное АД ориентировочно рассчитывается по формуле: 80 + 2N, где N — число лет. Диастолическое давление составляет 2/3— 1/2 систолического давления. Для измерения АД у детей необходим набор детских манжеток. Использование взрослой манжетки приводит к занижению показателей.

Периферическая кровь в процессе роста и развития ребенка претерпевает большие изменения. По гематологическим показателям весь детский возраст подразделяют на три периода: 1) новорожденности 2) грудной; 3) после первого года жизни. Основные показатели периферической крови по трем возрастным группам приведены.

Основные показатели периферической крови по трем возрастным группам

Для кроветворной системы ребенка характерны выраженная функциональная неустойчивость, легкая ранимость.

Лимфатические узлы — морфологическая и связанная с ней функциональная незрелость приводит к их недостаточной барьерной функции, в связи с чем у детей первых месяцев жизни микроорганизмы легко проникают в кровяное русло. С 7—8 лет в связи с завершением развития лимфатических узлов появляется возможность защиты от возбудителей инфекций. Ответной реакцией на внедрение инфекции является увеличение размеров лимфатических узлов, их болезненность при пальпации. У здоровых детей пальпируются подчелюстные, подмышечные и паховые лимфоузлы. В связи с незрелостью лимфоидной ткани миндалин дети первого года жизни редко болеют ангинами.

Органы пищеварения новорожденного недостаточно зрелы и приспособлены переваривать только материнское молоко. Слизистая оболочка полости рта нежна и богато кровоснабжена. Слюноотделение в первые месяцы жизни незначительно, слизистая оболочка полости рта остается сухой. С 3—4 месяцев количество отделяемой слюны увеличивается. В первое время, когда у ребенка еще не выработался рефлекс заглатывания слюны, заполняющей полость рта, слюновыделение сопровождается слюнотечением. В первые месяцы жизни недопустимо протирание полости рта (можно повредить нежную слизистую оболочку). После появления молочных зубов следует приучить ребенка чистить их перед сном.

Желудок у детей маленький. Его физиологический объем после начала кормления быстро увеличивается и к концу первого года ребенка желудок вмещает 200—250 мл. У детей первых лет жизни отмечается функциональная и анатомическая недостаточность кардиального сфинктера желудка, причем формирование его завершается лишь к 8 годам. Пилорическая часть желудка, наоборот, функционально хорошо развита уже при рождении. Желудок ребенка первых месяцев жизни сравнивают с открытой бутылкой, поэтому у детей легко возникают срыгивания и рвота. Активность ферментов желудка низкая.

Печень у новорожденного большая и занимает все правое, а также левое подреберье. Нижний край ее можно прощупать до 7 лет. Функции печени еще не совершенны, особенно барьерная, обеспечивающая нейтрализацию токсичных продуктов. Этим объясняется частое развитие токсикозов при различных заболеваниях. Малое количество желчи способствует ограничению усвоения жира и выделению его с испражнениями (стеаторея).

В результате повышенной проницаемости стенок кишечника продукты неполного переваривания пищи и токсины легко проникают в сосуды, что приводит к развитию токсикоза.

До первого кормления желудочно-кишечный тракт новорожденного стерилен. Характер флоры в толстом кишечнике в дальнейшем во многом зависит от вида вскармливания. При грудном вскармливании преобладает бифидум-флора, при введении молочных смесей — ацидофильные палочки, энтерококки. У более старших детей преобладающей флорой являются энтерококки и кишечная палочка.

Характер стула ребенка зависит от вида вскармливания и микробной флоры, заселяющей кишечник. У детей, находящихся на грудном вскармливании, испражнения кашицеобразные, желтые, с кисловатым запахом. При получении молочных смесей стул становится пастообразным, крошковидным, беловато-желтой окраски с неприятным гнилостным запахом.

Мочеполовая система. У детей раннего возраста почки расположены ниже, чем у взрослых, затем они постепенно поднимаются кверху. Емкость мочевого пузыря у ново рожденного составляет около 50 мл. Учащенное мочеиспускание у новорожденных является нормальным (до 20—25 раз в сутки). Почки у новорожденных не обладают достаточной способностью концентрировать мочу. За сутки новорожденный выделяет около 300—400 мл мочи, в 10 лет около — 1,5 л, а к 14—15 годам — почти 2 л. Относительная плотность мочи увеличивается также постепенно. К 2— 3 годам она равняется 1010—1017 и к 12—13 годам достигает норм, соответствующих для взрослых.

Мальчики рождаются с несформированными яичками, и развитие их продолжается до 11—17 лет, когда появляются зрелые сперматозоиды. У девочек яички к моменту рождения практически сформированы. В дальнейшем их дифференциация незначительна. К 14—15 годам у девочек может наступить нормальная беременность.