Руководства, Инструкции, Бланки

положение о службе экономической безопасности предприятия образец img-1

положение о службе экономической безопасности предприятия образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о Службе Внутреней Безопасности - Служба Внутренней Безопасности - Руководство - Республиканский комитет


УТВЕРЖДЕНО
Правлением Общественной организации «Республиканский комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией»
Протокол № 3 от «10» февраля 2009г

I. Общие положения

1. Служба Внутренней Безопасности является самостоятельным структурным подразделением Общественной Организации «Республиканский комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» - далее Организация, и подчиняется непосредственно Начальнику Главного Управления.
2.Служба Внутренней Безопасности создается и ликвидируется Правлением Организации.
3.Службу Внутренней Безопасности возглавляет Начальник, имеющий высшее образование, назначаемый на должность приказом Председателя Правления Организации по ходатайству Начальника Главного Управления.
4.Структуру и штатную численность Службы Внутренней Безопасности утверждает Председатель Правления Организации по представлению начальника Службы Внутренней Безопасности после согласования с Начальником Главного Управления.
5.Начальник Службы Внутренней Безопасности распределяет обязанности между сотрудниками Службы Внутренней Безопасности и утверждает их должностные инструкции.
6.Служба Внутренней Безопасности может иметь свою печать установленного образца;
7.В своей деятельности Служба Внутренней Безопасности руководствуется:
7.1. Уставом Организации;
7.2. Настоящим положением;
7.3. Действующим Законодательством и другими нормативно-правовыми актами Украины.


1.Обеспечение безопасности Организации.
2.Организация и обеспечение охраны объектов Организации, материальных ценностей и денежных средств Организации.
3.Информирование Начальника Главного Управления, Председателя Правления Организации об угрозах безопасности Организации;
4.Выявление, предупреждение и пресечение незаконных действий направленных на нанесение ущерба безопасности Организации;
5.Организация и осуществление, во взаимодействии с органами государственной власти, борьбы с организованной преступностью и коррупцией.


1.Организует выполнение устава Организации, приказов Правления Организации, Законов Украины и других нормативных правовых актов органов государственной власти в Организации;
2.Обеспечивает создание и эффективное функционирование структурного подразделения Службы Внутренней Безопасности;
3.Берет участие в разработке стратегии предприятия, планов и программ развития Организации;
4.На основе анализа общих потребностей Организации, заданий и возможностей своего структурного подразделения определяет направления, методы и сроки их реализации;
5.Осуществляет организационно методическое руководство структурного подразделения, отвечает за оснастку и развитие его материальной базы, внедрение новой техники и новых технологических процессов;
6.Обеспечивает постоянное повышение уровня профессиональных навыков работников Службы Внутренней Безопасности в соответствии с целями и стратегией Организации, организует подбор кадров для структурного подразделения;
7.Организует роботу по анализу результатов деятельности структурного подразделения, его эффективности, разработке предложений по совершенствованию форм и методов работы, мероприятий по устранению имеющихся недостатков;
8.Обеспечивает правильное расходование денежных средств структурного подразделения;
9.Руководит работниками Службы Внутренней Безопасности;
10.Разрабатывает и осуществляет мероприятия по выявлению, предупреждению и прекращению преступных акций относительно руководящего состава Организации, ее членов и Организации в целом;
11.Разрабатывает и проводит специальные мероприятия по обеспечению защиты Организации и ее членов;
12.Проводит специальные тренинги с должностными лицами Организации по поведению в разных ситуациях;
13.Принимает участие в разработке и реализации программ обеспечения безопасности Организации, производит на основе прогнозов развития внутриполитической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране, предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Организации;
14.Организует и осуществляет оперативно-разыскную деятельность по выявлению, прекращению и предупреждению преступлений членами Организации;
15.Осуществляет следственные действия по делам о преступлениях совершенными членами Организации, в рамках своих полномочий;
16.Взаимодействует с государственными органами в разработке мероприятий по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;
17.Осуществляет в пределах своих полномочий получение, обработку, анализ и реализацию информации об угрозах безопасности Организации;
18.Обеспечивает собственную безопасность Службы Внутренней Безопасности Организации;
19.Взаимодействует с государственными органами в пределах своих полномочий в проведении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан Украины;
20.Взаимодействует с органами внутренних дел и другими органами властных полномочий Украины, в обеспечении безопасности учреждений и граждан Украины;
21.Взаимодействует в пределах своих полномочий с органами государственной власти в обеспечении безопасности, общественно-политических, религиозных и других массовых мероприятий, что проводятся на территории АР Крым;
22.Принимает участие, в пределах своих полномочий, в решении вопросов, которые касаются приема в члены Организации;
23.Устанавливает порядок документирования деятельности Службы Внутренней Безопасности, организует хранение и использование оперативных, архивных и других материалов, устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в этой службе, создает и использует информационные системы в структуре Организации;
24.Способствует на общественных началах предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мероприятий по внутренней безопасности;
25.Осуществляет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы Внутренней Безопасности;


Служба Внутренней Безопасности имеет право:
1.Запрашивать в структурных подразделениях Организации материалы и документы, необходимые для разработки мероприятий по обеспечению внутренней безопасности;
2.Требовать от должностных лиц и членов Организации соблюдения устава, приказов, распоряжений и других нормативно-правовых актов Организации, а также законодательства Украины;
3.Доступа на все объекты Организации, а также ко всем источникам и носителям информации Организации;
4.При наличии оснований производить проверку документов должностных лиц и членов Организации, офисных помещений, а также досмотр транспортных средств членов Организации;
5.Получать объяснения, наводить справки и получать необходимую информацию о должностных лицах и членах Организации;
6.Давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию службы.


V. Взаимоотношения (служебные связи)


Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, Служба Внутренней Безопасности взаимодействует:
1. Со всеми подразделениями Организации по вопросам:
1.1. Получения:
а. заявок на сопровождение работников Организации, перевозящих товарно-материальных ценности;
б. данных о мерах, принятых к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей Организации;
в. сведений об угрозах в адрес руководящих лиц Организации и членов Организации;
г. информации об утрате, гибели имущества Организации;
д. информации о всех членах Организации;
е. и другой информации необходимой для осуществления свой деятельности.
1.2. Предоставления:
а. рекомендаций и разъяснений по соблюдению режима внутренней безопасности Организации;


1.Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник Службы Внутренней Безопасности.
2.Ответственность сотрудников Службы Внутренней Безопасности устанавливается должностными инструкциями.

Другие статьи

Положение о службе экономической безопасности акционерного общества - Образец документа

Положение о службе экономической безопасности акционерного общества
  1. Служба экономической безопасности является самостоятельным подразделением АО.
  • В своей деятельности подразделение руководствуется положениями Конституции российской Федерации, требованиями законов Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности”, “Об оружии”, Уставом службы безопасности. “Положением о коммерческой тайне”, другими соответствующими актами Российской Федерации, а также распоряжениями Председателя правления. его заместителей не противоречащими названным законодательным актам.
  • Структура и штаты службы безопасности утверждаются Председателем правления.

  • II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ
    1. Основными задачами службы являются:
    • разработка и осуществление профилактических мероприятий по защите финансовых и других операций АО;
    • сбор, обработка, хранение и анализ официальной и конфиденциальной информации в отношении контрагентов и деловых интересов АО с целью предупреждения сделок с недобросовестными контрагентами;
    • организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности персонала АО, основных фондов и финансовых активов в различных условиях повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях;
    • проведение работ по защите информации;
    • внедрение нормативных актов по организации охраны помещений АО, взаимодействию с охранной фирмой “Пикет”, Управлением внутренних дел;
    • проведение единой технической политики в вопросах охраны;
    • контроль, выполнение требований подразделениями АО по вопросам, входящим в компетенцию службы;
    • проведение инструктажа и обучения работников АО правилам работы с конфиденциальной информацией.

    III. ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
    1. В вопросах экономической безопасности:
    • организация и осуществление совместно с отделами АО мероприятий по защите конфиденциальной информации о финансовой, кадровой и иных сторонах деятельности;
    • проверка сведений, а также данных о попытках шантажа, провокаций и иных неблаговидных акций в отношении персонала, преследующих цель получения конфиденциальной информации о деятельности АО;
    • взаимодействие с правоохранительными органами, проведение мероприятий по выявлению и предупреждению различного рода финансовых злоупотреблений;
    • организация сбора, накопления, анализа и автоматизированного учета информации по вопросам безопасности АО;
    • проведение проверок в подразделениях АО и оказание им практической помощи по вопросам безопасности их деятельности;
    • взаимодействие с другими подразделениями при осуществлении ими деятельности, связанной с иностранными специалистами;
    • внедрение положения о коммерческой тайне
    • обучение работников банка практическим навыкам по обеспечению экономической, информационной и физической безопасности;
    • оказание содействия отделу кадров по работе с персоналом в вопросах подбора, расстановки, передвижения и обучения персонала;
    • сбор, обработка, хранение, анализ информации о клиентах АО с целью предотвращения сделок с недобросовестными
      партнерами;
    • выполнение поручений руководства АО, входящих в компетенцию службы.

    IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
    1. Службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности приказом председателя правления АО.
    2. Служба имеет право:
    • получать от подразделений АО информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее основных задач;
    • давать разъяснения по правильному применению ведомственных актов по вопросам компетенции службы;
    • проверять соблюдение экономической безопасности в подразделениях;
    • требовать от сотрудников АО представления письменных объяснений по фактам нарушения экономической безопасности.

    Положение о службе безопасности предприятия - Мои статьи - Каталог статей - Охранная фирма Киев компания агенство услуги охраны вид

    Положение о службе безопасности предприятия

    1. По вопросам допуска сотрудников к охраняемой информации: 1. Совместно со специалистами, ответственными исполнителями разрабатывает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (КТ) предприятия. Вносит соответствующие документы на рассмотрение и утверждение руководителя. Контролирует соответствие содержания и условий проведения работ реквизиту «КТ – собственность предприятия» и сроки его действия.

    2. Разрабатывает и осуществляет мероприятия. обеспечивающие доступ к охраняемой информации только тех лиц, которым это необходимо для выполнения служебных обязанностей.
    3. Разрабатывает систему организационных и технических мер, регламентирующих внутри объектовый режим предприятия. Организует и контролирует их выполнение.
    4. Осуществляет контроль за изготовлением, учетом, хранением, выдачей и использованием бланков служебных удостоверений (пропусков), печатей, штампов предприятия, а также металлических и мастичных печатей с индивидуальными учетными номерами. 2. По вопросам делопроизводства: 1. Организует и ведет делопроизводство; контролирует обеспечение установленного порядка размножения документов, их учета, хранения и пользования ими.
    2. Обеспечивает соблюдение правил рассылки документов, содержащих коммерческую тайну предприятия.
    3. Разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению разглашения и утечки информации при ведении делопроизводства. 3. По вопросам передачи и приема информации техническими средствами связи: 1. Организует прием и передачу охраняемой информации и открытой корреспонденции по телетайпу, телексу, телефаксу.
    2. Выбирает эффективные и экономичные средства связи в зависимости от характера передаваемой информации. Учитывает и анализирует входящую и исходящую корреспонденцию, оперативно доводит до адресатов.

    4. По вопросам обеспечения пропускного режима, охраны имущества и персонала предприятия, контроля за противопожарной безопасностью:

    1. Разрабатывает документы, регламентирующие пропускной режим и утверждает их у руководителя предприятия. Оформляет, учитывает, выдает, изымает все виды пропусков на территорию предприятия. Контролирует правильность оформления документов на ввоз (вывоз), внос(вынос) материальных ценностей и документов.
    2. Организует контрольно-пропускные посты. Обеспечивает установленный временной режим охраны объектов предприятия. Эксплуатирует технические средства охраны.
    3. Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению личной безопасности работников предприятия.
    4. Следит за состоянием противопожарной безопасности, предлагает меры по устранению нарушений.5. По вопросам инженерно-технического обеспечения безопасности охраняемой информации и охраны предприятия:

    1. Разрабатывает требования к помещениям, где ведутся работы с охраняемой информацией, хранятся соответствующие документы, изделия, а также материальные ценности. Проводит аттестацию помещений и объектов хранения материальных ценностей. Организует установку и эксплуатацию технических средств защиты, в том числе и средств противодействия техническим разведчикам (ПДТР)
    2. Координирует меры безопасности при проведении работ с использованием ЭВТ. Организует спецпроверки и специсследования. Контролирует выполнение нормативных документов при эксплуатации ПЭВМ.
    3. Ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ ( а также ключей к ним), в которых разрешено постоянно или временно хранить документы, содержащие охраняемую информацию ( с реквизитом «КТ-собственность предприятия»).
    4. Контролирует выполнение заявок (договоров) на установку и ремонт инженерно-технических средств защиты, а также установку средств связи.

    6. По вопросам безопасности информации при осуществлении внешнеэкономической деятельности:

    1. Участвует в подборе специалистов, способных вести эффективную работу с зарубежными фирмами и в подготовке оформления выездных документов для загранкомандировок.
    2. Участвует в подготовке документов и материалов (программы, соглашения, контракты) по внешнеэкономической деятельности, организации переговоров, приемов и других совместных с зарубежными специалистами мероприятий на территории предприятия и вне ее.

    7. Оказывает методическую помощь ответственным исполнителям по вопросам обеспечения экономической безопасности при заключении договоров со сторонними организациями.
    8. Участвует в экспертизе материалов, подготовленных к открытой публикации (статьи, доклады, реклама и др.).
    9. Осуществляет организационно-методическое руководство уполномоченными по защите коммерческой тайны в структурных подразделениях. Проводит консультации для сотрудников предприятия по организационно-правовым вопросам обеспечения экономической безопасности и способам защиты охраняемой информации.
    10. С привлечением специалистов предприятия изучает все виды деятельности подразделений в целях выявления и закрытия возможных каналов утечки охраняемой информации и нанесения экономического ущерба.
    11. Организует служебные расследования по фактам разглашения охраняемой информации, утраты документов или изделий, содержащих такие сведения, нарушений внутриобъектового и пропускного режима предприятия.
    12. Осуществляет связь с правоохранительными и другими государственными органами по вопросам защиты коммерческой тайны и обеспечения экономической безопасности предприятия.

    1. Исходя из задач и функций в СБ предприятия входят:

    1. Подразделение защиты информации
    2. Подразделение технических средств связи и противодействия техническим средствам разведки
    3. Подразделение охраны.

    2. Задачи, функции, права, ответственность структурных звеньев СБ определяются отдельными положениями и должностными инструкциями сотрудников.

    Организационно служба безопасности состоит из следующих структурных единиц (рис. 2):

    _ отдел режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны;

    _ отдел защиты информации;

    _ инженерно-техническая группа;

    _ группа безопасности внешней деятельности.

    Все больше руководителей приходят к мысли, что им необходима некая структура (или хотя бы человек) способная решить весьма специфические задачи — задачи обеспечения безопасности предприятия. Естественно сам руководитель чаще всего не имеет достаточного опыта для организации такой структуры. Возникает необходимость в человеке, который возьмет на себя эту работу.

    При подборе руководителя службы безопасности предприятия, в большинстве случаев, на первом месте стоит не вопрос профессионализма, а вопрос лояльности. Ведь в силу выполняемых функций этому человеку будет известно не просто все о компании, а все проблемные (тонкие) места в ее работе, весь негатив, а порой и очень многое о частной жизни руководства… Согласитесь, решиться кому-то отдать эту информацию очень не просто. А с другой стороны руководитель понимает, что развитие нашего общества заставит его сделать такой выбор и чем раньше это произойдет, тем меньше потерь будет у предприятия.

    Широко распространено мнение, что подобного кандидата необходимо искать только среди своих и только среди бывших сотрудников органов. Это значительно сужает итак узкий круг возможных кандидатов. По поводу "среди своих" — согласен, что человек с рекомендациями хорошего знакомого будет пользоваться большим доверием нежели сторонний кандидат. Но свои, а тем паче родственники, в силу наличия связи с руководителем, уверены в том, что с ними все будет нормально и как следствие к работе относятся с прохладцей и воздействовать на них сложнее по тому, что они свои.

    То, что искать нужно среди выходцев из силовых структур также требует определенного комментария. Как правило бывшие сотрудники, проработавшие в органах длительное время, являются профессионалами, но только в своей специализации. А руководитель СБ должен знать очень многое. Кроме того профессионалов органы не отпускают — за ними наблюдают, их могут в любой момент привлечь к сотрудничеству — они под колпаком. Это к вопросу о лояльности. Помимо того длительная работа в соответствующих структурах накладывает отпечаток и на стиль жизни и на стиль поведения человека. А это определенная специфика, к которой не все готовы. За последнее время появилось достаточно специалистов в области обеспечения безопасности бизнеса косвенно или вообще никак не связанные с силовыми структурами. Да их не так много как хотелось бы, но они есть и затраты на их поиск и привлечение к сотрудничеству с лихвой окупятся результатами.

    Еще один аспект поиска кандидата на должность руководителя службы безопасности заключается в четком понимании целей данного мероприятия. Вы должны ответить для себя на вопрос ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО? Каковы приоритеты в работе создаваемой службы безопасности. То ли это устранение угрозы со стороны конкурентов, то ли борьба с мошенничеством персонала, то ли противодействие криминалу, или нейтрализация воздействия силовиков. В зависимости от этого и нужно искать специалиста. Если главная проблема силовики — лучше выходец с руководящих должностей из этих структур с соответствующими связями. Если криминал — то сотрудник имевший опыт работы с ними и опыт создания соответствующих систем безопасности. Если конкуренты — незаменим опыт сбора информации и анализа экономики предприятий. Но согласитесь — не бывает профессионала во всем. Поэтому настоятельно рекомендую иметь ни одного, а нескольких человек для работы в области безопасности. Пусть один — официальный руководитель, второй его заместитель, а третий консультант (советник). Помимо повышения эффективности, такой подход позволит наилучшим образом контролировать работу СБ и значительно увеличит живучесть предприятия.

    Основываясь на изложенном материале предлагаю Вам вести поиск кандидата всеми доступными средствами (а не только среди своих), но предварительно проконсультировавшись со специалистами ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ такой человек, О ЧЕМ ЕГО НУЖНО СПРОСИТЬ, НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В БЕСЕДЕ.

    Что должен знать кандидат на должность руководителя СБ

    Наверное не открою ничего нового если скажу, что руководитель отдела (управления, департамента…) должен знать работу всех направлений своего отдела, хотя бы в общих чертах. Соответственно кандидат, при собеседовании, должен описать не только основные направления деятельности службы безопасности предприятия, но и поведать каковы цели и задачи этих направления, и что нужно сделать для решения этих задач. Причем вполне конкретно — пошагово и с примерным перечнем затрат на то или иное мероприятие.

    Предлагаю перечень наиболее распространенных целей и задач СБ предприятия по направлениям с кратким описанием что нужно делать в этом направлении, а Вы определите приоритеты конкретно для Вашей ситуации. И на основе этого материала стройте беседу.

    Работа с внешней средой

    1. Изучение конкурентов — сбор информации о конкурентах осуществляется посредством использования баз данных МРП, БТИ, ГИБДД, ЕГТС…, изучения прессы и рекламной продукции конкурентов, сбора данных в интернете, общения с менеджерами, с клиентами конкурента, наблюдения за объектами конкурента…
    2. Изучение партнеров (клиентов, поставщиков, посредников…) — технологии используются те же но с большей осторожностью
    3. Противодействие криминалу — построение надежной, многоуровневой системы охраны объекта, налаживание соответствующих связей с местными правоохранительными органами, накапливание и анализ информации о криминальной среде
    4. Работа с правоохранительными органами — это в основном налаживание и поддержание соответствующих связей, разработка и использование плана на случай внезапной проверки, разработка и внедрение системы закрытого документооборота

    Работа с внутренней средой

    1. Изучение кандидатов — сбор информации о кандидатах из разнообразных баз данных, получение информации о кандидате с мест работы и мест пребывания
    2. Наблюдение за сотрудниками — наблюдение за поведением работников, за благосостоянием работников, контроль переговоров (в том числе ТЛФ)
    3. Охрана ТМЦ — разработка и создание системы многоуровневой охраны (собственно охрана, охранная сигнализация, видеонаблюдение, система контроля доступа)
    4. Обеспечение режима предприятия — разработка и внедрение внутриобъектового режима и систем его обеспечивающих
    5. Контроль движения ТМЦ — совместно с бухгалтерией разработка и внедрение системы контроля за движением товаро-материальных ценностей (в основном за счет отчетности)
    6. Противодействие техническому шпионажу — разработка и установка системы выявления и подавления каналов технической утечки информации
    7. Защита коммерческой тайны — совместно с юристами разработка нормативной базы (Положение о КТ, соглашение о неразглашении КТ, инструкции по использованию КТ…)

    Целью описываемого мероприятия являются:

    — выявление склонности кандидата к мошенничеству
    — выявление связей, способных навредить фирме
    — выявление фактов биографии, способных навредить фирме
    — выявление профессиональной пригодности кандидат
    — получение информации об особенностях кандидата.

    При появлении кандидата нужно проводить его комплексную проверку, которая обязательно должна включать в себя следующее:

    — сбор официальной информации и формальные проверки
    — заполнение специально составленной анкеты
    — предоставление копии паспорта, трудовой книжки, военного билета, документов об образовании, водительского удостоверения и т.п.
    — проверка полученных документов на подлинность и сопоставление содержащейся в них информации с анкетными данными
    — получение информации из баз данных
    — получение отзывов с предыдущих мест работы по официальным каналам
    — тестирование кандидата
    — открытое психологические тестирования
    — проверка на детекторе лжи
    — скрытое психологические тестирования
    — косвенное тестирование (через косвенные проявления психических особенностей)
    — замаскированное тестирование (под видом анкетирования)
    — ряд собеседований (минимум три)
    — первое собеседование проводит кадровик и в процессе беседы уточняет полученные из документов данные, также получает общее представление о кандидате,
    — второе собеседование также проводит кадровик устраняя разногласия между предоставленной информацией и полученной из других источников, кроме этого задаются проблемные вопросы для выяснения профпригодности и отношения к определенным фактам, событиям и т.п. при этом желательно проводить скрытое и явное психологическое тестирование кандидата
    — третье собеседование проводит руководитель, имея на руках результаты предыдущих собеседований и проверок, ставятся конкретные проблемы и выясняются знания и профессионализм
    — скрытые собеседования проводятся вне пределов фирмы под видом подбора сотрудника на сходную должность, но в другую компанию, естественно их проводят подставные лица
    — сбор субъективной информации и неформальные проверки
    — неформальное общение (опрос) с бывшими сослуживцами, подчиненными, соседями
    — создание искусственных ситуаций (провокации) и наблюдение за тем как человек реагирует, как ведет себя
    — наблюдение за поведением в стандартных ситуациях и сопоставление с декларируемыми идеями и принципами
    — сопоставление всей полученной информации, и принятие решения о пригодности кандидата.

    Прохождение кандидатом всех проверок еще на означает его абсолютную пригодность, поэтому нельзя сразу отдать в его руки все козыри. Целесообразнее договориться об испытательном сроке, в течении которого кандидат начнет работу с менее проблемных узлов. И по тому как он будет работать можно судить и о его отношении к делу в целом. Начать можно например с построения системы физической охраны объекта и разработки мероприятий по защите коммерческой тайне, или проработки вопроса технической защиты информации.

    Особенности проведения отдельных мероприятий

    Психологические тестирования дают возможность оценить способности кандидата, его возможности, склонности к тем или иным видам деятельности, вероятность тех или иных отклонений. Сейчас в свободном доступе большое количество разнообразных тестов общего плана и специализированных. Не обольщайтесь видимой доступностью такого мощного инструмента — чтобы качественно овладеть психологическими методиками нужна большая практика. Поэтому прежде чем их использовать необходима консультация с психологом. Он в зависимости от поставленной задачи подберет наиболее подходящий тест, адаптирует его под конкретный случай и что наиболее важно правильно и полно интерпретирует полученные данные.

    Проведение открытого тестирования наиболее простой способ, но вместе с тем и менее надежный — поскольку данные методики также доступны и кандидатам, что позволяет сделать предположение о возможности подготовки. А учитывая специфику данного направления — вероятнее всего кандидаты готовы к такого рода проверкам. Соответственно наиболее точные данные получаются при проведении скрытого тестирования.

    Косвенное тестирование подразумевает использование такого эффекта как проецирование психики человека на его внешние проявления (мимика, предпочтения в одежде, цвете, почерк, сленг …). Данный способ требует хороших знаний и опыта, но минимальную предварительную подготовку. Тогда как замаскированное тестирование напротив требует серьезной предварительной подготовки. Она выражается в маскировании самого теста под что то иное. Например в анкету вставляются вопросы специально ориентированные на выявление каких то моментов.

    Собеседования сами по себе комплексные мероприятия являющиеся объединением нескольких элементов. Например, самый простой симбиоз подобного рода это собственно собеседование (получение либо уточнение информации) и скрытое тестирование кандидата, возможны и более сложные варианты — все зависит от поставленной цели и опыта проводящего данное мероприятие. Поэтому можно смело утверждать, что собеседование является наиболее простым и доступным инструментом как для простого изучения человека так и для сложного (скрытого либо объединенного).

    Важно во время проведения собеседований фиксировать их содержание на магнитофон для дальнейшего более глубокого анализа, еще лучше на видео — в этом случае есть возможность анализа не только содержания ответов и интонации, но и невербальных проявлений (мимика, жесты, внешний вид и т.п.). Для проверки профессионализма можно использовать прием "гонка с преследованием", суть его сводится к тому, что человека просят дать совет в решении какой то отвлеченной задачи связанной с его профессиональной деятельностью, предварительно получив информацию как эта задача должна быть решена. И по тому как быстро он приходит к правильному решению можно судить о его профессионализме. Второй способ заключается в углублении в суть вопроса настолько, что нужно оперировать не общими данными, а конкретными цифрами и способами.

    Например, специалисту по системам безопасности можно дать такие проверочные задания как:

    — составить концепцию безопасности фирмы
    — составить план мероприятий по созданию системы безопасности фирмы
    — составить перечень затрат для решения конкретных вопросов безопасности
    — выяснить информацию общего плана о каком то юридическом лице или человеке
    — предложить варианты оснащения объекта техническими средствами безопасности

    Полезно при проведении собеседований с кандидатами претендующими на достаточно ответственные должности пользоваться услугами консультантов, которые смогут в достаточной мере определить уровень подготовки по тому или иному вопросу. Кроме повышения качества результатов собеседования, привлечение сторонних специалистов позволяет проверить стрессоустойчивость испытуемого, поскольку разговор с несколькими собеседниками дело достаточно сложное, особенно если учесть то, что кандидат претендуя на определенную должность стремится показать себя, свои способности с наилучшей стороны. Фактически получается перекрестный допрос.

    Эффективно использование скрытых собеседований. Технология их проведения такова: кандидата приглашают в стороннюю организацию, сходную по своим параметрам с вашей (либо в агентство по подбору персонала), и с ним проводится аналогичное собеседование, результаты которого используются для разработки тактики основного собеседования и в последствии для уточнения его результатов посредством сравнения.

    Сбор субъективной информации и неформальные проверки

    Данные мероприятия являются наиболее дорогостоящими, наиболее трудоемкими, наиболее сложными, они не во всех случаях дают ожидаемый результат, но вместе с этими недостатками они обладают одним несомненным преимуществом — реальностью предоставляемой информации. Это связано с тем, что информация собирается там и таким образом, что объект изучения не может повлиять на результаты исследований либо ему проблематично оказать такое воздействие. Возникает такой эффект по следующим причинам:

    — во первых большинство людей не предполагают возможность их столь глубокого изучения;
    — во вторых если такое предположение и существует то реализовать закрытие информации под силу не всем;
    — в третьих даже если принимаются меры по закрытию такого рода информации, полностью закрыть ее невозможно.

    Благодаря проведению данных мероприятий можно получить информацию о поведении объекта исследований в "естественных условиях", о том как субъект проявляется в тех или иных обстоятельствах, что он делает на самом деле в той или иной обстановке, а не то что он хочет показать окружающим. Немаловажным моментом является проведение подобных мероприятий при условии отсутствия у проверяющей стороны необходимых связей и возможностей. В таком случае имеет смысл прибегнуть к услугам детективных агентств. В зависимости от глубины заказываемой проверки и социального статуса объекта цены могут колебаться от 200 долларов США до 1500. На 200 долларов ограничатся сбором информации из баз данных и уточнением работал ли там-то и там-то и что входило в обязанности. На 500 - 800 эти данные будет проверены на месте и уточнены. За более крупное вознаграждение соберут отзывы, данные об эффективности работы и т.п. Не забывайте, что данная категория специалистов плохо идет на контакт, даже когда ищет работу. А стоимость таких сотрудников не опускается ниже 1000 долларов США. Есть еще один способ обзавестись своим специалистом в области безопасности — это "вырастить" его. Иначе говоря взять наиболее подходящего, разработать для него программу обучения и дать возможность попрактиковаться. Вначале его труд можно оплачивать по меньшим расценкам чем профи, но по мере набора опыта и знаний необходимо увеличивать оплату — иначе сбежит. В последнее время специалистов по безопасности стали готовить некоторые высшие учебные заведения. В частности Университет дружбы народов, РАНХ, Институт повышения квалификации информационных работников. Люди, получающие там образование уже более подготовлены для данной работы.

    И в заключении хочу обратить особое внимание на построение взаимоотношений с руководителем СБ. Как было указано в начале статьи руководитель СБ не рядовой сотрудник, — это человек обладающий всей полнотой информации о предприятии, а также имеющий специальные знания и подготовку. Поэтому отношения с ним нужно строить на принципах взаимного уважения. Нельзя обижать человека — именно обида (явная или мнимая) становится причиной конфликтов. И это один из способов достижения максимальной лояльности. Постарайтесь постепенно перевести взаимоотношения в более личную плоскость. Это не значит, что нужно опускаться до фамильярности — проявите искренний интерес к человеку, интересуйтесь его заботами, помогите в решении какой то проблемы… И его отношение к Вам перейдет из разряда "работник-работодатель" в более дружественные формы, а соответственно этот сотрудник станет гораздо более заинтересован лично в Вашем благосостоянии и благосостоянии компании.