Руководства, Инструкции, Бланки

образец характеристики на ученика 1 класса с дцп

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика на ученика 1 класса

Характеристика на ученика 1 класса. Как написать характеристику на ученика начальной школы

November 18, 2016

Характеристика на ученика первого класса - важный документ, который в обобщенной форме показывает, насколько успешно проходит социализация ребенка в стенах учебного заведения, как он справляется с возложенными на него новыми задачами и требованиями.

Структура характеристики учеников начальной школы

Характеристика на ученика начальной школы должна включать несколько основных моментов, которые можно принимать за план:

  • анкетные данные о ребенке;
  • период обучения в данной школе, сведенья о посещении детского сада;
  • краткая характеристика семьи (состав, условия проживания, воспитательное влияние);
  • состояние здоровья (соответствует ли возрастной норме физическое развитие);
  • педагогический анализ учебной деятельности (массовое или индивидуальное обучение, успехи в усвоении основных предметов - чтения, письма, математики, выполнение домашних заданий, активность на занятиях, темп, способность концентрировать внимание, учебная мотивация);
  • психологические характеристики ученика;
  • отношения с учителями и сверстниками, реакция на критику и одобрение.

Характеристика на ученика 1 класса должна отображать, насколько адаптировался ребенок к новому учебному заведению, какие условия должны быть соблюдены, чтобы этот процесс протекал более успешно.

Особенности характеристики на ПМПК

Характеристика на ученика 1 класса для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) является более детализированным документом. Здесь важно представить, каким образом ребенок с психическими или физиологическими особенностями развития адаптируется в учебном заведении, где возникают трудности, а главное - какие успехи имеет.

Кроме медицинских данных, анамнеза физического развития ребенка, нужно детально описать особенности поведения малыша на разных занятиях и в различных ситуациях, что вызывает дополнительный стресс у малыша, а что проходит без лишних переживаний. Уровень развития психических процессов, отношения в коллективе (если есть конфликты - указать их причину и поведение в них ребенка), эмоциональное состояние каждый день и в каких случаях оно меняется - все эти сведенья должна содержать характеристика на ученика 1 класса для ПМПК.

Психологические характеристики учеников начальной школы

Психологическая характеристика на ученика начальной школы является неотъемлемой частью комплексной характеристики. Для того чтобы дать полное представление о развитии познавательных процессов и характера ребенка, нужно включить следующие данные:

  • степень развития произвольности общей моторики ребенка;
  • степень развития мелкой моторики рук;
  • развитие восприятия (испытывает ли ученик трудности при выполнении действий по зрительному или словесному образцу);
  • устойчивость, произвольность, переключаемость, концентрация внимания;
  • развитие кратковременной и долговременной памяти, как быстро наступает утомляемость при запоминании нужного объема информации;
  • развитие видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического);
  • речевое развитие (присутствуют ли дефекты речи);
  • сформированность понятийного аппарата, согласно возрасту; ориентация в предметах и явлениях окружающего мира;
  • уровень утомляемости, характеристика процессов торможения и возбуждения (что преобладает и с чем связано).

Характеристика первоклассника: образец

Иванова Сергея Петровича

Иванов Сергей, 2009 года рождения, учится в данной школе с 2016 года. До этого не посещал детский сад, воспитанием ребенка занималась бабушка ввиду трудовой занятости родителей.

Семья состоит из 4 человек. Вместе с Сергеем проживает отец - Иванов Петр Сергеевич, 1980 года рождения, мать - Иванова Елена Ивановна, 1982 года рождения, бабушка - Петрова Анастасия Ефимовна, 1950 года рождения. Семья проживает в однокомнатной квартире по адресу. (адрес).

Физическое развитие Иванова Сергея соответствует норме, заболеваний и противопоказаний не имеет.

С первого дня в школе Сергей показал заинтересованность учебными занятиями, легко вступал в контакт с одноклассниками. Адаптация проходила успешно: до 1 класса ученик уже умел читать, знал алфавит, поэтому школьные задания не доставляли больших трудностей. Речь и фонематический слух развиты хорошо, успешно справляется с письмом под диктовку. Дома тренируется писать, поэтому каллиграфия также соответствует требованиям.

Особый интерес Сергей проявляет к математике, любит считать и решать задачи. Любит рисовать и делать аппликации.

Сергей - активный и веселый ребенок. Ему не всегда удается концентрироваться на выполнении действия достаточно долго, но он реагирует на замечания, умеет быстро переключаться. Родителям удается привить сыну общие правила этикета, мальчик проявляет аккуратность. Мама активно интересуется успехами Сергея в школе, всегда посещает родительские собрания. Забирает мальчика со школы бабушка.

Характеристика на ученика 1 класса должна показывать, насколько успешно прошел период адаптации ребенка в новой социальной среде, какие трудности возникали и как с ними удалось справиться.

Характеристика на ученика 2 класса: образец

ученика 2-Б класса,

Киевской средней образовательной школы № 1

Иванова Сергея Петровича

Иванов Сергей, 2008 года рождения, - ученик данной школы с 2015 года. На данный момент заканчивает 2 класс.

Сергей воспитывается в полной семье. Мать - Иванова Людмила Петровна, 1980 года рождения, находится в декретном отпуске по воспитанию младшего сына, Даниила. Отец - Иванов Петр Петрович, 1981 года рождения, работает грузчиком на предприятии. (название). Семья проживает в общежитии по адресу. (адрес).

Состояние здоровья Сергея удовлетворительное, противопоказаний не имеет.

За время обучения проявил себя как спокойный, слабо коммуникабельный ребенок. Адаптация в первом классе проходила напряженно - трудности вызывало общение со сверстниками. Сергею было непривычно взаимодействовать в другими детьми. На данный момент ученик более общителен, имеет друзей, но предпочитает заниматься индивидуально.

Сергей очень любознателен, любит новые виды деятельности, не боится задавать вопросы. Проявляет интерес к английскому языку. Речь развита на высоком уровне, умеет пересказывать и декламировать стихи. Любит читать, эмоционально реагирует на сюжет и персонажей, умеет сочинять свои истории.

Концентрация внимания развита на высоком уровне, но переключаемость снижена.

Сергей имеет адекватные возрасту представления о себе, мире, природе. Ответственный и справедливый. Родители воспитывают у сына самостоятельность. Он ходит в школу сам, имеет навыки самообслуживания.

Характеристика на ученика 3 класса: образец

ученика 3-Б класса,

Киевской средней образовательной школы № 1

Иванова Сергея Петровича

Иванов Сергей, 2007 года рождения, обучается в школе с 7 лет. За это время проявил себя как активный, любознательный и усердный ученик.

Воспитывается в полной семье (отец, мать, младшая сестра). Родители осуществляют постоянный контроль за школьной успеваемостью и отношениями сына со сверстниками. Постоянно посещают школу, звонят учителю по интересующим вопросам.

Состояние здоровья Сергея соответствует норме, мальчик хорошо физически развит, посещает бассейн и спортивную секцию.

Учебные успехи Сергея высокие - он успешно справляется с учебной программой, занимается с репетитором по немецкому языку, самостоятельно выполняет домашние задания. В семье ребенку прививают любовь к чтению. В свободное время Сергей любит рисовать.

По характеру мальчик общительный, уравновешенный, неконфликтный. Проявляет задатки лидера: одноклассники равняются на него. К учителям относится с уважением, проявляет такт. Школьные принадлежности содержит в порядке, самостоятельно следит на гигиеной.

Характеристика выпускника начальной школы

Характеристика на ученика 4 класса должна показывать готовность ребенка к переходу на новый уровень обучения, в средней школе. Для этого нужно проанализировать следующие моменты:

  • успешно ли овладел ребенок программой начальной школы;
  • к каким предметам проявлял заинтересованность, а что давалось с трудом;
  • достаточно ли развита способность концентрироваться на одной деятельности, насколько легко может переключаться;
  • развитие логического мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • способ реагирования на конфликтные ситуации;
  • развитие самостоятельности в учебной деятельности и бытовых действиях.

Характеристика на ученика 4 класса должна давать представление будущему классному руководителю о том, как правильно построить взаимодействие с ребенком и помочь ему адаптироваться к новой системе обучения.

Видео

Другие статьи

ДИПЛОМ ДЦП

/ ДИПЛОМ ДЦП

Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры

Рецензент: Допускается к защите

Ученая степень, звание Зав. кафедрой:

Ф.И.О. к.п.н. доцент, Тимофеева И.В.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(по направлению 032102 “Адаптивная физическая культура”)

П РОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ТАЛИСМАН»

Студентка А-З-08-51 группы

Прядеина Вера Витальевна

к.п.н. доцент, Тимофеева И.В.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

1.1 Понятие детский церебральный паралич, причины, классификация…….5

1.2. Психологическая характеристика детей, больных детским

1.3. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе………………………………………………………..23

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация и методы исследования…………. …………………..49

2.2. Программа физической реабилитации у детей с ДЦП………….…49

2.3. Результаты исследования и их обсуждения…………….

Актуальность исследования. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). По данным на 2010 год в стране насчитывается 71 тысяча 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 тысяч 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет [25, 26].

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.

Объект исследования дети с атонически-астотической формой детского церебрального паралича.

Предмет исследования – программа физической реабилитации у детей с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра «Талисман».

Цель исследования – улучшение двигательных функций у детей с ДЦП.

Изучить особенности физического и психического развития детей с детским церебральным параличом, средства и методы коррекции двигательных нарушений.

Разработать программу физической реабилитации длядетей с детским церебральным параличомв условиях реабилитационного центра «Талисман».

Улучшить с помощью индивидуальной программы физической реабилитации двигательные функции.

Дать практические рекомендации.

Гипотеза: предполагается, что применение программы физической реабилитации, включающая в себя лечебную физическую культуру(ЛФК) 40 минут, массаж 30 минут и ЛФК в реабилитационном костюме «Фаэтон» 30 минут позволит улучшить двигательные функции у детей с ДЦП.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Понятие детский церебральный паралич, причины, классификация

ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые - у 75% и психические у 50% детей.

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, парали­чей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нару­шения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических реф­лексов и несформированностью цепных установочных выпрямитель­ных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и дефор­мации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамма­тическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки пси­хического развития или умственной отсталости всех степеней тяже­сти. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегета­тивно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр.

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности - от минимальных до максимальных.

Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения и речь [20].

Лобная доля коры имеет переднюю центральную извилину, в которой находится двигательная зона со строго определенной про­екцией участков тела. Она является центром произвольных движе­ний. B передней центральной извилине начинается пирамидный путь, который идет к стволу мозга, частично перекрещиваясь и спускаясь в спинной мозг. По пирамидному пути передаются импульсы произ­вольного движения. B задних отделах лобной доли располагается эк­страпирамидный центр коры. Экстрапирамидная система обеспечива­ет автоматическую регуляцию двигательных актов, поддерживает общий мышечный тонус, перераспределяет его при движениях, уча­ствует в поддержании оптимальной позы.

B средней лобной извилине находится глазодвигательный центр, осуществляющий контроль содружественного поворота головы и глаз, что особенно важно в формировании ориентировочных рефлексов.

B теменной доле расположены центры праксиса. Праксис - автоматизированные целенаправленные движения, которые вырабатыва­ются в процессе обучения и постоянной практики в течение жизни, например ходьба, еда, одевание, письмо, труд. Праксис - высшее проявление свойственных человеку двигательных функций [2].

Мозжечок связан с другими отделами центральной нервной сис­темы тремя парами ножек, в которых проходят проводящие пути. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, коор­динирует деятельность мышц, регулирует мышечный тонус, поддер­живает равновесие. Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппара­том, ретикулярной формацией и корой. При этом кора выполняет главную регулирующую функцию, так как в кору головного мозга поступает и обрабатывается вся информация от проводников и орга­нов чувств.

По данным К.А. Семеновой (1999), заболеваемость ДЦП состав­ляла в России в 1962 г. - 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 г. - 1,72, в 1982 г. - 5,6, а в 1992 г. - 9 на 1000 чел. детского населения.

ДЦП описан еще в трудах Гиппократа и K. Галена. Однако основоположником изучения проблемы церебральных параличей являет­ся английский хирург-ортопед Литтль (1862). В дальнейшем подроб­но описанную им спастическую диплегию стали называть болезнью Литтля.

B нашей стране пользуются классификацией К.А. Семеновой (1978); выделяются следующие формы:

- атонически-астатическая форма [24].

Спастическая диплегия - самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20% детей передвигаются самостоятельно, 50% - с помо­щью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.

Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «стра­дают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные реф­лексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% случаев умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы.

Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашис­тые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. B 20-25% случаев поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.

Гемипаретическая форма - поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правосто­роннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при лево­стороннем - правого).

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Атонически-астатическая форма возникает при нарушении функ­ции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, на­рушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено само­обслуживание, письмо. B 50% случаев отмечаются речевые и психи­ческие нарушения различной степени тяжести [24].

Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздей­ствие на центральную нервную систему, но особенно опасно это вли­яние до 3-4-го месяца беременности. Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывая кислород­ное голодание плода - хроническую гипоксию. Развитие центральной нервной системы в условиях хронической гипоксии нарушено. Таково влияние внутриутробных факторов. B родах причиной поврежде­ния центральной нервной системы (ЦНС) является асфиксия и нарушение мозгового кровообраще­ния. После родов причиной повреждения ЦНС является чаще всего нейроинфекция (менингит, энцефалит) и травмы головы. Таким об­разом, ДЦП является полиэтиологическим заболеванием инфекци­онного, интоксикационного, воспалительного, токсического, радиаци­онного, экологического, травматического и другого происхождения [9].

Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения:

1. Контрактуры и деформации - если у ребенка с ДЦП не фор­мируются установочные рефлексы, то и не формируются шейный и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный кифоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому разви­тию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нарушает­ся развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что приво­дит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквиноварусной и эквиновальгусной деформации стоп.

2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП чрез­мерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом воз­можны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание большого родничка, повышение мышечного тонуса.

3. Судорожный синдром - часто сопровождает ДЦП и в ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпилептиформ­ные пароксизмы.

4. Нарушение вегетативной нервной системы - в виде сниже­ния аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повы­шения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного по­тоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др.

5. Нарушения слуха чаще возникают при гиперкинетических формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки, как «в», «к», «с», «ф», «м», ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слуха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке речевого развития.

6. Нарушения зрения - при ДЦП снижается острота зрения, на­рушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, косог­лазие, парез взора, изменение глазного дна.

7. Нарушения речи - при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельности пра­вого и левого полушария отмечаются разнообразные расстройства формирования речи [21].

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и преж­де всего фонетическое произношение звуков - звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приво­дит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрослыми. Речедвигательным затруднения вторично приводят к на­рушению анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.

Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответству­ет возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, восприятие формы и объема тела.

B связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетика - фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

- дизартрия - нарушение произношения звуков из-за патологи­ческой иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных ме­ханизмов ЦНС;

- алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная);

- дислексия, дисграфия - нарушения письменной речи вслед­ствие дисфункции речевых зон;

- неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вследствие нарушения речедвигательной функции;

- анартрия - отсутствие речи.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преобла­дает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нарушена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль дыхания затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и параличами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребенка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтением и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недоразви­тием устной речи и бывают при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. B письме искажается графический образ букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, встречается зеркальность письма.

Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полей зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигатель­ной и зрительно-моторной систем [11].

Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, моз­жечковой или экстрапирамидной дизартрии [15].

При псевдобульбарной дизартрии повышается тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыхание, жевание.

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ; при этом речь замедленная, толчкообразная, затухающая к концу фразы.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму; при этом нарушается плавность и размеренность речи.

8. Двигательные нарушения

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологи­ческом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синерги­стами.

Существует условное деление мышц на тонические, обеспечива­ющие поддержание поз, и физические, осуществляющие динамичес­кие движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом вхо­дящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двуглавая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, вклю­чающие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжи­тельное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длительное время без утомления, скорость расслабления более низкая (например, мышцы - разгибатели спины, камбаловидная мышца).

Большинство мышц участвует как в статических, так и в динамических движениях.

Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжением и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаи­модействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мыш­цы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование порочной позы.

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; верхней порции трапециевидной мышцы - поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в плече­вом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предплечья. На­пряжение подвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установ­ку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц - сгиба­тельную установку голени (эквинус). Ослабление средней и задней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгиба­ние плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позво­ночника ведет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабление мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, грыжи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи.

Отрицательно для формирования движений в верхних конечно­стях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, стано­вятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная походка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону [11].

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вызы­вает продольное и поперечное плоскостопие, плосковальгусную де­формацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значитель­но нарушает устойчивость ходьбы - передний толчок отсутствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц посте­пенно формируются различные деформации и контрактуры, появля­ются ортопедические нарушения. Наиболее частые - кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп и др. Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной фор­мацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, моз­жечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

- спастичности - повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;

- ригидности - чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии;

- гипотонии – снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы;

- мышечной дистонии – переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы [11].

У детей с церебральным параличом степень нарушения мышечно­го тонуса зависит от влияния тонических рефлексов. По мере созре­вания тех или иных структур мозга и под воздействием лечебных мероприятий мышечный тонус может изменяться. Кроме нарушения мышечного тонуса характерны патологические синергии - включение различных мышц в одно движение или позу. При повышении тонуса одних мышц повышается тонус других мышц, включающихся в пато­логическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки. Так, например, в результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) при сгибании головы по­вышается тонус большой грудной мышцы. Это, в свою очередь, фор­мирует порочные установки как в верхних, так и в нижних конечностях.

K двум-трем годам у ребенка уже формируются стойкие патологические синергии и порочные позы.

При гиперкинетической форме ДЦП появляются непроизволь­ные насильственные движения - гиперкинезы. Они исчезают во сне и в покое, но усиливаются при физическом или эмоциональном напря­жении, попытке выполнить движение, утомлении. Гиперкинезы могут появляться в мышцах конечностей, туловища, языка, шеи, лица.

Гиперкинезы наблюдаются в виде хореи, атетоза, двойного атето­за (хореоатетоза), торсионной дистонии.

Хореиформный гиперкинез - непроизвольные быстрые размашис­тые, неритмичные движения в разных частях тела (чаще в мышцах лица, шеи, артикуляционной мускулатуре и проксимальных отделах верхних конечностей). Хорея препятствует манипулятивной функ­ции рук, речи и письму.

Атетоидный гиперкинез - медленные червеобразные движения в дистальных отделах конечностей.

Хореоатетоз - двойной атетоз, т.е. хореоатетоидные движения мышц лица и конечностей с двух сторон.

Торсионная дистония - скручивающие движения туловища, сопровождающиеся переменным мышечным тонусом.

При атонически-астатической форме ДЦП возможен также тре­мор - дрожание конечностей, особенно пальцев рук и языка. Эти изме­нения характерны при поражении мозжечка. Кроме того, при атоничес­ки-астатической форме наблюдается атаксия - нарушение равновесия и координации движений как в статике, так и в динамике [2].

Для всех форм ДЦП характерно также нарушение проприоцептивной регуляции. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухо­жилиях, суставах - они передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, степени сокращения мышц - это мышечно-­суставное чувство. Нарушение проприоцептивной регуляции резко затрудняет выработку условно-рефлекторных связей. У детей с церебральным параличом нарушено чувство позы, искажено восприятие направления движения. Движения однообразны, стереотипны, задер­живается формирование тонкокоординированных движений. При этом страдает пространственная ориентация - ребенок сложно вос­принимает и запоминает такие понятия, как «справа», «слева», «ввер­ху», «внизу», «вдали», «вблизи» и др.

При ДЦП вследствие мышечного дисбаланса формируются ти­пичные порочные позы. Так, например, при гемипаретической форме ДЦП большая опора происходит на пораженную ногу с акцентом на носок. При этом ограничено разгибание стопы, туловище запрокинуто назад, а таз смещен вперед и в сторону пораженной ноги. C этой же стороны ослаблены ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса. B результате формируется нарушение осанки во фронтальной плос­кости или сколиоз.

При спастической диплегии, двойной гемиплегии ребенок стоит с согнутыми в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах ногами. Эквинусная установка стоп приводит к изменению положе­ния туловища и головы - они наклоняются вперед. Если туловище остается прямым, тогда компенсаторно происходит сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах - это снижает центр тяжести и условия равновесия улучшаются. Таким образом, изменение поло­жения одной части тела приводит к изменению, приспособлению в другой. Все эти изменения проявляют большое разнообразие и ин­дивидуальность при различных формах ДЦП [3].

Психологическая характеристика детей, больных ДЦП

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития и остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения [7].

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

1. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

2. выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;