Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция специалиста в сфере закупок в бюджетном учреждении img-1

должностная инструкция специалиста в сфере закупок в бюджетном учреждении

Категория: Инструкции

Описание

Как установить оклад для специалиста в сфере закупок?

Как установить оклад для специалиста в сфере закупок?

Как правильно установить оклад в бюджетном учреждении для должности "Специалист в сфере закупок" (в соответствии с профессиональным стандартом)

Согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 17.08.2010 N 100-П (ред. от 15.07.2015) "Об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области" (вместе с "Положением об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области") размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее именуются - ПКГ) согласно приложениям 1 - 6, 11 к настоящему Положению.

Минимальный оклад устанавливается в размере 2237 рублей.

Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих, отнесенных к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих".

Согласно профстандарту на специалиста в сфере закупок. данная должность относится к категории «специалисты».

В ПРИКАЗЕ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 29.05.2008 № 247н представлены квалификационные уровни по должностям специалистов, служащих, но рассматриваемой должности нет (есть только агент по закупкам, но это должность служащих, а не специалистов). Полагаем, что это пробел в законодательстве.

Рекомендуем по данному вопросу обратиться непосредственно в Администрацию по Вашему региону. Вполне возможно после Вашего обращения пробел будет устранен.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ:Как применять профессиональные стандарты

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте описана более подробно и отвечает современным требованиям бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты пришли на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент морально устарели и не могут полностью отвечать современным требованиям бизнеса.

Каждый профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции. Они в свою очередь содержат перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям для выполнения данной трудовой функции. По наличию определенных знаний и умений определяют, какую работу может выполнять сотрудник и его уровень квалификации.

В результате работодатели могут широко применять профессиональные стандарты, чтобы:

  • формировать кадровую политику и управлять персоналом. В том числе определять трудовую функцию работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;
  • проводить обучение и аттестацию работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;
  • тарифицировать работы и присваивать тарифные разряды, а также устанавливать системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 1 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Помимо прочего, профстандарты начали применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б». «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Вопрос из практики: отменят ли ЕКС и ЕТКС в связи с принятием профстандартов

Да, отменят, но такая отмена будет происходить постепенно.

ЕКС и ЕТКС планируют заменить профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые утвердят законодательными и иными нормативными правовыми актами. В некоторых сферах такие акты уже утверждены. Например, для водителей организаций, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Однако замена ЕКС и ЕТКС будет происходить постепенно и займет не один год. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016–2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике. разбитом по отраслям.

Разработка новых документов происходит в соответствии с Планом разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200 .

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как разрабатывают и принимают новые, по правилам. утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 2 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Какие организации обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ ). То есть в этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом, а если стандарт еще не утвержден, то в соответствии с квалификационными справочниками;
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

Вместе с тем, с учетом что не все компании успевают перейти на профстандарты, начали появляться отдельные распоряжения Минтруда о переносе срока внедрения стандартов.

В настоящее время исключение предусмотрено для профстандарта «Педагог». утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Он вступает в силу только 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н ). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить введение профстандарта по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит письмо Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в пункте 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841 .

Популярные вопросы

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:

  • тарификации работ (ч. 8. 9 ст. 143 ТК РФ);
  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ ).

Вопрос из практики: какие организации обязаны применять требования профстандартов: все работодатели или только государственные и муниципальные учреждения

Обязательное применение требований профессиональных стандартов установлено для определенных законом случаев (ст. 57 ТК РФ. Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). Общие нормы, которые регулируют применение профстандартов, не устанавливают зависимость применения стандартов от формы собственности организации или статуса работодателя.

Вместе с тем, государственные и муниципальные учреждения, внебюджетные фонды, государственные и унитарные предприятия, а также госкорпорации и госкомпании с долей государства более 50 процентов могут отложить обязательное применение профессиональных стандартов в части требования к квалификации работников. Они вправе внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года на основе утвержденных планов-графиков .Такой порядок предусмотрен в пунктах 1. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

В частности, все федеральные государственные, унитарные и казенные учреждения должны были утвердить планы-графики внедрения стандартов до 20 мая включительно и представить их в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся. Соответствующие указания дала Любовь Ельцова на специальном семинаре, организованном для федеральных органов. Подробнее см. на сайте Минтруда России 27 апреля 2016 года. Аналогичные разъяснения давали специалисты Минтруда России в пункте 7 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Кроме того, Минтруд России подготовил законопроект. который устанавливает отдельные особенности применения профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорациями и компаниями, более 50 процентов которых принадлежат государству. Согласно проекту такие организации будут обязаны применять стандарты, как и коммерческие организации, только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. При этом характеристики квалификации в профстандартах, которые не обязательно применять, работодатели могут использовать в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Если сотрудник не имеет необходимого уровня образования и опыта работы, требуемого профстандартом, но обладает всеми необходимыми навыками, работодатель может поручить ему работу по этой должности на основе проведенной аттестации. При организации подготовки обучения сотрудников и дополнительного профессионального образования работодателям согласно проекту также следует ориентироваться на положения профстандартов.

Вопрос из практики: действие профстандарта распространяется на все виды деятельности, указанные в группе ОКВЭД, или только на один ОКВЭД, который прописан в профстандарте

Да, на все виды деятельности, указанные в группе.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для определенных случаев. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ .

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух–шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

– XX – класс;

– ХХ.Х – подкласс;

– ХХ.ХХ – группа;

– ХХ.ХХ.Х – подгруппа;

– ХХ.ХХ.ХХ – вид.

Таким образом, действие профстандарта распространяется на все виды экономической деятельности, указанные в соответствующей группе ОКВЭД (ОКВЭД. утвержден приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст ).

Например, в профстандарте «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений» указан ОКВЭД – 41.00. В организации разрешенный вид деятельности – 41.00.2. Код 41.00 представляет собой группу видов экономической деятельности, в которую включают две подгруппы: 41.00.1 и 41.00.2. Соответственно, код 41.00, который указан в профстандарте, включает в себя все входящие в эту группу подгруппы видов экономической деятельности. Поэтому организация с ОКВЭД 41.00.2 может в полной мере руководствоваться указанным профстандартом с учетом общих правил применения документа.

Вопрос из практики: может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте

Да, может. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений полностью лежат на работодателе. Требования в профстандарте – это рекомендуемый общий набор знаний, которым может обладать «универсальный» сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в должностной инструкции (ст. 8 ТК РФ ). Аналогичные выводы можно сделать из письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.

Как внедрить профстандарты в работу

Законодательство не регламентирует порядок внедрения профстандартов. Поэтому каждый работодатель определяет его самостоятельно исходя из нормативных требований, потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации (ст. 8 ТК РФ ).

Примерный перечень этапов по внедрению профстандартов может быть таким:

  • сформировать рабочую группу (комиссию). В состав группы включите представителей ключевых подразделений. Например, представителей службы персонала, юридического отдела, бухгалтерии. Приказ о создании рабочей группы издайте в произвольной форме. Основные задачи и порядок работы группы пропишите в Положении о работе рабочей группы. Положение составьте в произвольной форме ;
  • утвердить план-график работ по внедрению профстандартов ;
  • ознакомить руководителей подразделений с законодательной базой по внедрению профстандартов. Для этого можно организовать корпоративный семинар или провести презентацию утвержденного плана-графика работ;
  • реализовать мероприятия, предусмотренные планом-графиком работ;
  • подвести и систематизировать итоги работы рабочей группы и утвердить отчет о результатах внедрения профстандартов.

План-график внедрения стандартов

Вопрос из практики: как составить план-график внедрения профстандартов

С учетом особенностей трудовой деятельности в организации и обязательности внедрения профстандартов укажите в плане-графике, что необходимо сделать и к какому сроку, а также ответственных исполнителей и итоги работы. То есть план-график составляют в произвольной форме. В него могут войти, например, такие этапы:

1) анализ и изменение локальных актов организации. Например, штатного расписания. должностных инструкций. трудовых договоров. Ознакомление работников с запланированными изменениями;

3) определение потребности в повышении квалификации работников, выбор образовательных программ;

4) аттестация сотрудников на соответствие профстандартам.

Как итог в плане-графике отразите:

  • список профстандартов, которые будут применять в организации;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании или профессиональном обучении работников исходя из анализа квалификационных требований профстандарта. А также сведения о запланированных мероприятиях по образованию и обучению работников;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые нужно изменить в связи с введением профстандартов.

Проверка работников на соответствие требованиям стандарта

Вопрос из практики: как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта

Каждый работодатель определяет порядок проверки сотрудника на соответствие профстандарта самостоятельно исходя из потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации и фиксирует этот порядок в своих локальных актах (ст. 8 ТК РФ ). Такая проверка может стать одним из этапов внедрения профстандартов в организацию. Провести проверку может специальная рабочая группа. Итогом ее работы станет отчет о соответствии работников профстандартам, а также рекомендации по обучению тех сотрудников, чья квалификация либо знания и умения не соответствуют требованиям утвержденного профстандарта. При этом признание сотрудника не соответствующим требованиям профстандарта по итогам работы группы не может стать основанием для его увольнения .

С 1 января 2017 года в помощь работодателям будут организованы специальные центры независимой оценки квалификации. в которых в добровольном порядке сотрудники как по собственной инициативе, так и с подачи работодателя смогут пройти экзамен на соответствие профстандарту (Закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ ).

Вопрос из практики: нужно ли изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в профстандарте. В организации установлена система оплаты труда по тарифным ставкам в соответствии с разрядами ЕТКС

Работодатель обязан применять тот или иной профстандарт с учетом требований законодательства или если организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе (ст. 57 ТК РФ. Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). При этом профстандарты не предполагают замену разряда на уровень квалификации. В самом тексте профстандарта также указано, к каком уровню квалификации относится выполнение работ по соответствующему разряду, который присвоен сотруднику. Так, например, в профстандарте «Машинист печатно-высекального агрегата», утвержденном приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1147н. так и указано, что к 3-му уровню квалификации относится выполнение работ машиниста 3-го разряда. При этом в данном случае имеет место совпадение уровня квалификации и разряда. А, например, в профстандарте «Сварщик», утвержденном приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н. указано, что ко 2-му уровню квалификации относится выполнение сварщиком работ как по 2-му, так и по 3-му разряду.

Таким образом, при внедрении профстандартов изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в стандарте, не требуется. Поэтому если в организации применяют систему оплаты труда работников в зависимости от установленного им разряда, то продолжайте применять эту систему без изменения разрядов. Если же работодатель одновременно с внедрением профстандартов захочет перейти на систему оплаты труда исходя из уровня квалификации, то в Положении об оплате труда пропишите размер окладов сотрудников в зависимости от уровня квалификации, а также внесите изменения в трудовые договоры сотрудников в связи с изменением системы оплаты труда.

Изменение должностных инструкций

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

Утверждение профстандартов само по себе не является основанием для изменения должностных инструкций и трудовых обязанностей работников.

Изменить инструкции придется, если работодатель:

  • с учетом требований законодательства обязан применять тот или иной профстандарт;
  • организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе.

В этих случаях изменение инструкций и приведение их условий с учетом требований профстандартов станет одним из этапов внедрения стандартов в организацию .

Вопрос из практики: нужно ли в полном объеме прописывать требования профстандарта в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника или могут быть допущения

Работодатель определяет содержание трудового договора или должностной инструкции с учетом статьи 57 Трудового кодекса РФ. При этом профессиональный стандарт можно применить как рекомендательный методический документ. Исключением являются содержащиеся в профстандарте требования к квалификации. которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).

Таким образом, если сотруднику установлены требования к квалификации, то их необходимо прописать в трудовом договоре или должностной инструкции. Отражать остальные требования профстандарта в полном объеме работодатели не обязаны. Работодатель также, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, вправе распределять трудовые функции, которые содержит профстандарт, между несколькими должностями, профессиями, специальностями и самостоятельно определять содержание и объем выполняемой сотрудником работы. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 9 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Увольнение сотрудников, не соответствующих стандартам

Вопрос из практики: можно ли уволить работника, не соответствующего профстандарту

Нет, нельзя. Такое основание в законодательстве не предусмотрено.

Если оценочный центр или специальная рабочая группа. созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения. и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Далее, когда все мероприятия проведены, работодатель может провести аттестацию работника. по итогам которой у работодателя при неудовлетворительных результатах уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ).

Ответственность за неприменение профстандартов

Какая ответственность предусмотрена за неприменение или неправильное применение профстандартов

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме сотрудников на работу. только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. В других случаях применение стандартов носит рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены обязательные требования законодательства о применении профстандартов, то работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 13 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Другие статьи