Руководства, Инструкции, Бланки

идейно-теоретической основой деятельности нового руководства явилась img-1

идейно-теоретической основой деятельности нового руководства явилась

Категория: Руководства

Описание

Общественно-политическая жизнь СССР В 1965-1984 гг - Студопедия

Общественно-политическая жизнь СССР В 1965-1984 гг

С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые друпие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталннизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества 466 к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего — К.У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-х 70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая.

Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения. Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.

В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа.

Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства — Советы.

Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Другие статьи

1_Istoria_kak_nauka_22222 (1)

/ 1_Istoria_kak_nauka_22222 (1)

34. Фрсированная модернизация страны в годы первой пятилетки 1928-1941 гг.

V съезд Советов СССР в мае 1929 г. после неоднократных пересмотров в сторону увеличения заданий утвердил первый пятилетний план. Вскоре после его принятия отдельные показатели были вновь значительно повышены. В частности, ЦК ВКП (б) принял решение довести выплавку чугуна к концу пятилетки до 17 млн т вместо 10 млн т по плану. Были выделены в группу «ударных» 50–60 строек, среди них: Днепрогэс и Турксиб. XVI съезд ВКП (б) летом 1930 г. провозгласил, что по ряду отраслей (нефтяная, электротехническая и т. д.) пятилетка будет выполнена в 2,5–3 года.

1930 г. – первая половина 1931 г. стала для промышленности временем «отчаянного штурма» при использовании «военно-коммунистических методов»: 1) отмирание денег; 2) переход к прямому распределению продуктов; 3) введение карточек (виделось как ступень на пути к социализму).

Сверхнапряжение, вызванное стремлением к выполнению раздутых, сильно завышенных заданий, вело к нарушению всей системы управления, постоянным сбоям в производстве, а затем массовым арестам специалистов. Приток необученных рабочих в производство, на стройки приводил к росту аварий. В результате темпы развития упали до 5 % в 1933 г. После чего руководство вынуждено было несколько отступить: вводилось материальное стимулирование, создавалось движение хозрасчетных бригад и др. Но основная линия оставалась прежней: 1) форсированное наращивание тяжелой промышленности; 2) расширение капитального строительства.

Во время проведения первых пятилеток эксплуатировался энтузиазм миллионов советских людей, которые искренне верили в возможность одним рывком добиться наступления прекрасного будущего. Ради этой мечты люди зачастую не щадили ни самих себя, ни своих близких. Всенародным бедствием стал голод 1933 г. погибло несколько миллионов человек. Причиной его стало изъятие зерна и скота по приказу руководства страны во второй половине 1932 г. Рыночные цены в 1933 г. были выше государственных в 12–15 раз. Но жертвы во многом оказались напрасными. В условиях нарушения диспропорций, сильно завышенных заданий, отсутствия специалистов промышленность не смогла эффективно использовать средства, перекачанные из деревни. В результате первая пятилетка была фактически провалена по всем главным показателям.

Вторая пятилетка оказалась более реалистичной по размерам плановых заданий. Большую роль в ее выполнении сыграло развернувшееся стахановское движение: 1) началом движения стал рекорд, который установил 31 августа 1935 г. шахтер Алексей Стаханов на шахте «Центральная – Ирмино». В ночную смену он выполнил 14,5 нормы; 2) на всю страну прославились вместе с А.Г. Стахановым широко имена кузнеца А.X. Бусыгина, ткачих Е.В. и М.И. Виноградовых, машиниста П.Ф. Кривоноса и др.; 3) стахановское движение базировалось на сочетании новой технологии труда и «неограниченной сдельщины», которая стимулировала производительность труда на конкретном рабочем месте. Таким образом, реальность заданий, внимание к технической реконструкции, стахановское движение способствовали меньшей роли экстенсивных факторов роста. И хотя в целом вторая пятилетка тоже не была выполнена, темпы экономического развития увеличились.

Итоги первых пятилеток: 1) в какой-то мере были достигнуты цели, провозглашенные в конце 20 – начале 30-х гг. построить социализм «в исторически минимальные сроки»; 2) по объему промышленного производства СССР вышел на первое место в Европе и второе в мире, резкий скачок сделали энергетика и металлургия; 3) возник ряд новых отраслей: авиационная, автомобильная, алюминиевая, подшипниковая, самолето– и танкостроение и др.; 4) хотя по важнейшим для того времени видам продукции производство на душу населения составляло от 1/4 до 2/3 уровня передовых стран, но стадиальное различие было преодолено.

35. политическая система общества в 1930-е годыю

Особенности политической системы СССР в 30-е гг.

Роль партии в жизни государства. Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формированию особою политического режима, при котором государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. Правящая группа полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохраняла власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.

Ядром политического режима в СССР была большевистская партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов различных уровней. Только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Многие государственные и хозяйственные функции были переданы партийным органам. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику государства, решало вопросы планирования и организации производства. На нужды партии тратились не только партийные средства, но и деньги из государственного бюджета, в том числе часть из них направлялась за границу на нужды мировой революции.

В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус — красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.

К концу 30-х гг. изменился и облик ВКП(б). Она окончательно утратила остатки былого демократизма. Исчезли бурные дискуссии, характерные для 20-х гг. В партийных рядах воцарилось полное «единомыслие». При этом рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.

36. Советская внешняя политика 1918-1938 годов

К концу 1920-х гг. международное положение СССР было достаточно устойчивым.

Относительно стабильным оставалось положение на западных границах СССР. Но на восточных рубежах страны (Дальний Восток) усилилась напряженность. (Вооруженный конфликт между советскими и китайскими войсками на КВЖД в 1929 г. агрессия Японии против Китая.)

В 1932 г. отношения СССР с Китайской народной республикой были восстановлены.

В 1930-е гг. СССР поддерживал отношения с Англией, Францией, Германией, другими европейскими государствами. Были установлены дипломатические отношения с США.

Установление в Германии в 1933 г. диктатуры национал-социалистов, уничтоживших коммунистическое движение в стране, которое активно поддерживал СССР, вызвало смену ориентиров в советской европейской внешней политике. В 1935 г. III конгресс Коминтерна ориентировал компартии европейских стран на создание антифашистского народного фронта. Внешнеполитическая активность СССР стала носить антигерманский характер.

С середины 1930-х гг. СССР активно поддерживал идею создания системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которая должна была привести к изоляции Германии и Японии. Важным реальным достижением в этой сфере было принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций – международную организацию того времени.

СССР выступал и с другими мирными инициативами, осуждая процесс милитаризации Германии, но предложения советской стороны не встречали поддержки со стороны членов Лиги Наций. Развитые страны стремились использовать Германию в своих интересах в качестве противовеса активному внешнеполитическому курсу СССР.

Даже такие события 1930-х гг. как гражданская война в Испании и интервенция Германии в Италию и Испанию, присоединение (аншлюс) Германией Австрии (1938 г.), не вызвали протеста мировой общественности.

Напротив, ведущие европейские державы (Англия, Франция, Италия) пошли на налаживание отношений с Германией, заключив с ней в 1938 г. в Мюнхене соглашение, согласно которому к Германии была присоединена Судетская область, принадлежащая Чехословакии. Но это соглашение не ослабило агрессивных намерений Германии.

В связи с этим Англия и Франция стремятся к наладить отношения с СССР. В 1939 г. в Москве были проведены англо-франко-советские переговоры военных миссий. Но переговоры зашли в тупик. СССР не исключал возможности заключения соглашения Германии с Англией и Францией против СССР.

В этих условиях СССР приступил к зондажу германских позиций по поводу возможного сближения.

37. Советско-германское сближение 1939-1940 годов. Начало Второй мировой войны.

К концу 1930-х гг. Советский Союз по общему объему промышленного производства вышел на первое место в Европе и второе место в мире. В ранее необжитых районах поднялись сотни новых городов, вступили в строй тысячи новых заводов. Миллионы людей трудились

cамоотверженно, воспринимали успехи и заботы страны как свои собственные, верили, что они строят новый мир. Успехи в экономике достигались ценой огромного напряжения сил и самоограничения при сохранении серьезных диспропорций в народном хозяйстве. И в третьей пятилетке (1938—1942) упор делался на развитие тяжелой индустрии. Между тем и в этой отрасли сохранялись слабая дисциплина, недостаточная профессиональная подготовка и текучесть кадров. Многие новостройки возводились трудом заключенных. К этому времени в стране окончательно сложился политический режим с полностью огосударствленной экономикой, командно-административными методами управления. Духовная и культурная жизнь общества находилась под постоянным идеологическим контролем. Для психологической атмосферы в обществе было характерно сочетание массового энтузиазма, веры в лучшее будущее со страхом перед неизвестностью, непониманием причин проводимых репрессий. Сложной и противоречивой была и международная обстановка. Попытки, СССР создать систему европейской безопасности окончились неудачей. Начавшиеся 12 августа 1939 г. англо-франко-советские переговоры о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией зашли в тупик. Контакты же с Германией увенчались подписанием 23 августа 1939 г. договора о ненападении и секретного протокола о разделе “сфер интересов” в Восточной Европе (по существу, предполагался четвертый раздел Польши). Историки и политики по-разному оценивают этот договор. Заручившись поддержкой СССР, Германия 1 сентября напала на Польшу. Через день Англия и Франция объявили войну Германии. Вторая мировая война началась. 17 сентября части Красной Армии вступили в Западную Украину и Западную Белоруссию. 28 сентября Польша перестала существовать как суверенное государство. В тот же день в Москве был подписан советско-германский договор “О дружбе и границе”. В секретных приложениях к нему были уточнены сферы влияния. Союз с Гитлером подтолкнул СССР на вооруженный конфликт с Финляндией. Продолжавшиеся четыре месяца (ноябрь 1939 — март 1940 г.) боевые действия носили ожесточенный характер. Потери Красной Армии составили более 120 тыс. человек. Война закончилась подписанием мирного договора. Была установлена новая граница, расстояние между ней и Ленинградом увеличилось до 150 км. Летом 1940 г. произошло новое изменение границ СССР. В его состав были включены Северная Буковина и Бессарабия, республики Прибалтики. Понимая, что войны с Германией избежать нельзя. Советский Союз готовился к защите. Ассигнования на оборону, составлявшие в 1939 г. 25,6% государственного бюджета, в 1940 г. возросли до 32,6%, а в начале 1941 г. достигали уже 43,4%. Накануне войны прошли испытания новые образцы военной техники. Однако не был налажен их массовый выпуск. На востоке страны создавались предприятия-дублеры, которые в случае войны могли бы заменить разрушенные или захваченные врагом.

38.39. Советский Союз в Великой Отечественной войне

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 г. была вызвана рядом причин:

1) экономическими и политическими противоречиями;

2) борьбой за дальнейший передел мира;

3) агрессивной политикой фашистской Германии;

4) неумелыми действиями разобщенной Европы, считавшей большей угрозой для себя не нацизм, а коммунистическую идеологию.

В войне участвовало 61 государство, военные Действия велись на территории Европы, Азии, Африки, США, Океании и на всех океанах. Общее количество солдат армий воюющих стран превысило 110 млн. человек, число убитых составило по разным данным от 60 до 70 млн. человек. Крупнейший за всю историю мировой конфликт, продолжавшийся 6 лет, стал самым разрушительным. Причиной этого было то, что в отличие от Первой мировой войны боевые действия были значительно более динамичны, широко использовалась военная техника (танки и самолеты), плацдармом военных действий стали огромные территории.

Первым этапом войны стал захват Польши (в соответствии с германским планом «Вайс»). Несмотря на то что 3 сентября Великобритания и Франция, а также их колониальные владения объявили войну Германии, уже через две недели польская армия была разбита.

Следующий период войны характеризовался некоторым затишьем и получил название «странная война» по той причине, что военные действия в то время практически не велись. Широкомасштабное наступление в Западной Европе началось в соответствии с планом «Везерюбунг» только 9 апреля 1940 г. Были оккупированы Дания и Норвегия, а затем 10 мая 1940 г. германская армия вторглась на территорию Бельгии и Голландии, которые капитулировали, соответственно, 28 и 14 мая. В это же время началось вторжение во Францию. Основная часть англо-французской группировки была эвакуирована в Англию в район Доккера, а 22 июня 1940 г. в Компьенском лесу было заключено франко-германское перемирие. Италия, вступившая в войну 10 июня, начала наступление в Сомали против английских войск. Против Англии действовал план «Морской лев», который предусматривал массированные бомбардировки и подготовку десантной операции на Британские острова. К лету 1941 г. Германия и Италия оккупировали 12 стран, установив контроль над значительной частью Европы. Одновременно, с июля 1940 г. разрабатывался план войны против СССР под названием «Барбаросса».

40. Последствия Второй мировой войны.

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные направления и приоритеты развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народно-хозяйственными пятилетними планами. Возрождать разрушенное войной хозяйство одновременно означало и продолжать намеченный XVIII съездом партии курс на завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунистическому обществу.

В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточивались в руках СНК (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

Восстановление народного хозяйства началось еще в ходе войны.

В августе 1943 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Значительная часть восстановительных работ была проделана к концу войны.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и дальнейшего развития хозяйства на 1946–1950 гг. согласно которому планировалось в народно-хозяйственном развитии достигнуть довоенного уровня, а затем и превзойти его в значительных размерах. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой промышленности. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса. Экономика страны не утратила милитаристской направленности. Советское правительство и на новом этапе готовилось к войне за выживание в капиталистическом окружении.

Удовлетворение материальных потребностей людей, как и в довоенные годы, отодвигалось на второй план.

В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

После окончания войны надежды миллионов жителей страны на смягчение политического режима не оправдались. Политика репрессий была продолжена.

После смерти И. В. Сталина в 1953 г. в стране началась борьба за власть. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они в свое время находились в ближайшем окружении И. В. Сталина и были причастны к злодеяниям режима. Но в то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ.

В 1953 г. лидирующие позиции в стране перешли к Г. М. Маленкову.

Он пытался усилить социальную политику в стране, но ему не удалось закрепить свое политическое положение. В 1955 г. он ушел в отставку. Полноправным руководителем страны стал Н. С. Хрущев (с 1953 г. – первый секретарь ЦК КПСС).

41. Послевоенное востановление в СССР 1945-1953 гг.

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные направления и приоритеты развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народно-хозяйственными пятилетними планами. Возрождать разрушенное войной хозяйство одновременно означало и продолжать намеченный XVIII съездом партии курс на завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунистическому обществу.

В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточивались в руках СНК (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

Восстановление народного хозяйства началось еще в ходе войны.

В августе 1943 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Значительная часть восстановительных работ была проделана к концу войны.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и дальнейшего развития хозяйства на 1946–1950 гг. согласно которому планировалось в народно-хозяйственном развитии достигнуть довоенного уровня, а затем и превзойти его в значительных размерах. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой промышленности. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса. Экономика страны не утратила милитаристской направленности. Советское правительство и на новом этапе готовилось к войне за выживание в капиталистическом окружении.

Удовлетворение материальных потребностей людей, как и в довоенные годы, отодвигалось на второй план.

В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

После окончания войны надежды миллионов жителей страны на смягчение политического режима не оправдались. Политика репрессий была продолжена.

После смерти И. В. Сталина в 1953 г. в стране началась борьба за власть. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они в свое время находились в ближайшем окружении И. В. Сталина и были причастны к злодеяниям режима. Но в то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ.

В 1953 г. лидирующие позиции в стране перешли к Г. М. Маленкову.

Он пытался усилить социальную политику в стране, но ему не удалось закрепить свое политическое положение. В 1955 г. он ушел в отставку. Полноправным руководителем страны стал Н. С. Хрущев (с 1953 г. – первый секретарь ЦК КПСС).

42. Хущевская "оттепель"

В середине 1950-х гг. система образования, сложившаяся в 1930-е гг. нуждалась в реформировании. Основные изменения были произведены в системе среднего образования: принятый в декабре 1958 г. закон вводил всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего. Создавалась восьмилетняя политехническая школа, среднее образование можно было получить в школе рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, в техникуме (на базе восьмилетки), в средней трудовой общеобразовательной школе (с производственным обучением). Система высшего образования была ориентирована в основном на подготовку инженеров. Для студентов высшей школы вводился обязательный трудовой стаж.

Создавались новые научные учреждения, институты и проблемные лаборатории, научные центры.

Расширялась география советской науки.

Одними из наиболее значимых достижений советской науки в эти годы стали:

1) создание в 1957 г. самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц — синхрофазотрона;

2) пуск на воду первого в мире атомного ледокола;

3) запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли;

4) отправка в космос животных в ноябре 1957 г.;

5) первый в истории полет человека в космос 12 апреля 1961 г. (Ю. А. Гагарин);

6) попытка создания первого в мире реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера (ТУ-104).

Проводилась работа в области теории ядерного синтеза, теории поля, аэродинамики, гидродинамики. Всемирную известность обрели советские ученые Л. Д. Ландау, А. Д. Сахаров, М. А. Лаврентьев, С. П. Королев.

В мае 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца»», в котором прежние оценки советских композиторов признавались несправедливыми и бездоказательными.

Были созданы новые союзы деятелей искусств: Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР

Настоящим событием стал выход произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Возникает феномен диссидентства (Б. Галанский, В. Буковский, Э. Кузнецов, возникновение литературы самиздата).

43. Советское общество в 1965-1985 гг.

Новому руководству страны во главе сЛ. И. Брежневым предстояло сделать сложный выбор: либо продолжать радикальный курс ХХ съезда по либерализации социалистического режима, грозящий его дальнейшему существованию, либо остановиться на более умеренном продвижении вперед. Утраты социалистических завоеваний руководство страны допустить не могло. Поэтому был выбран путь дальнейшего постепенного совершенствования социализма.

Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 1960-х гг. концепция развитого социализма. Процесс экономического реформирования не затронул советскую политическую систему.

Она рассматривалась тождественной существовавшему в стране строю, поэтому любые попытки ее обновления трактовались как покушение на социализм.

Характерной чертой политической жизни страны в этот период стала интенсивная законотворческая работа, увенчавшаяся принятием в 1977 г. новой Конституции.

Главная цель этой Конституции заключалась в укреплении монополии коммунистической партии на власть. Конституция в целом носила демократический характер. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

В этот период произошли существенные изменения во внешнеполитической области.

К концу 1960-х гг. СССР удалось добиться стратегического паритета с США в ракетно-ядерных вооружениях. Это открывало возможность для ослабления международной напряженности.

В международных отношениях начался период, получивший название эпохи разрядки. Отсчет его начался с первого в истории визита Президента США (Р. Никсона) в Москву в мае 1972 г. когда были подписаны ключевые договоры, до сих пор определяющие отношения России и США (об основах взаимоотношений, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений). Этот успех был закреплен в 1973 г. в ходе визита Л. И. Брежнева в США, где было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.

Апогеем эпохи разрядки стало состоявшееся в Хельсинки в 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) глав государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады.

По итогам был подписан Заключительный акт, который узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе и в мире. Процесс разрядки оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира.

Усложнились отношения СССР с ЧССР (1968 г.), Польшей, Китаем (военный конфликт 1969 г.). Отрицательно в мире был воспринят ввод советских войск в Афганистан (1979 г.).

44. Перестройка в СССР

В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М. С. Горбачеву, решившемуся на широкое экономическое и политическое реформирование страны. Перемена курса предполагала соединение социализма и демократии, улучшение социализма.

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений НТР, децентрализацией управления народным хозяйством, внедрением хозрасчета, укреплением дисциплины на производстве.

На основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов.

В обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930—1950-х гг.

В 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. На конференции был провозглашен курс на создание правового государства, образование постоянно действующего парламента (в советской форме), намечалась демократизация избирательного процесса, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и т. д.

В соответствии с решениями конференции были учреждены новые высшие органы законодательной власти: Съезд народных депутатов СССР и избранный из делегатов съезда Верховный Совет.

Но экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям.

Радикализировался и процесс политических перемен. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС, активизации деятельности Советов.

1989 г. в стране оформилась демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая была сторонницей изменения всего общественного строя, существовавшего в СССР.

На III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, введен институт президентства в стране (президентом СССР стал М. С. Горбачев).