Руководства, Инструкции, Бланки

образец психолого-педагогическая характеристика ученика 8 класса img-1

образец психолого-педагогическая характеристика ученика 8 класса

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психолого-педагогическая характеристика класса

Психолого-педагогическая характеристика класса

В восьмом классе двадцать пять учеников. Из них двенадцать девочек. тринадцать мальчиков. Класс вместе занимается восьмой год, второгодников нет, новичков тоже нет. Коллектив сформирован, дисциплинирован. В классе семнадцать учеников успевают на «4» и «5», два отличника.

Класс дружный. Отношение между девочками и мальчиками дружелюбное. Есть чувство коллективизма. Учащиеся всегда поддерживают друг друга. Активно выступают во всех классных и школьных мероприятиях. Не раз занимали призовые места в районе по разным видам спорта. 2 года подряд класс в школе является классом-победителем. Многие учащиеся принимают участие и на спортивных соревнованиях и на олимпиадах. Это Антонов Костя, Волков Костя, Николаева Светлана, Арсентьев Владик, Ефимов Антон, Верещака Сергей.

Класс на уроках внимательный. Учащиеся регулярно выполняют домашнее задание. Пропусков без уважительных причин не было. У одних лучше проявляются лингвистические способности. Это Никифорова Катя, Арсентьев Владик, Владимирова Ксения. Другим легко даются предметы естественно-научного цикла. Это Антонов Костя, Самойлов Вова, Алексеева Оля, Куницова Марина.

В классе царит дружелюбная атмосфера. Ребята душой болеют за каждого своего одноклассника. У нас с ребятами сложились очень теплые, доверительные отношения. Хотя порой и бываю проблемы, мы их решаем своевременно. Ведь на то и жизнь, чтобы учиться на своих ошибках.

1. Дальше развивать ответственное отношение к учебе.

2. Уважительно относиться к старшим, учителям, родителям и друзьям.

Общие сведения о кл ассе

В классе всего 25 человек: м альчиков 13, д евочек 12

1. Николаева Светлана

2. Николаева Вика

Видео

Другие статьи

Психолого-педагогическая характеристика класса

Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика

Общие сведения о классе.
В классе учатся 27 человек, из них 19 мальчиков и 8 девочек. Большинство детей 2002-2003 года рождения. Учатся вместе с 1-го класса за исключением небольших изменений. За лето никто не выбыл, и прибыл в 3-ю четверть 1 новый ученик: Глеб. Смена классного руководителя за 4 года не производилась. Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. Все учащиеся живут в полных семьях. Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом большинство учащихся воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива нет учащихся склонных к правонарушениям. В целом у класса успеваемость выше среднего.

Взаимодействие класса со школой на высоком уровне, поручения отданные директором учащиеся выполняю с удовольствием. Из беседы с учителями-предметниками можно сделать вывод о том, что почти все учащиеся находятся в хороших отношениях с учителями, активно работают на уроках. С параллельным классом учащиеся находятся в нейтральном отношении. Но из наблюдения мною за взаимодействием этих двух классов, могу сказать, что данное отношение связано с негативным воздействием параллельного класса.
Структура класса .
Старостой класса является Илья. Мальчик с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных отметок одноклассников. Неформальным лидером класса является Антон. Очень энергичный, активный и доброжелательный мальчик. Принимает активное участие в организации и проведение различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все учащиеся в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Кристина, которая сама по себе является «тихоней» и ей не всегда интересно попусту беседовать с одноклассниками. К «звездам» класса можно отнести Павла, Владислава, потому что они являются весельчаками класса, но дисциплину на уроке они нарушают редко. В классе к ним относятся хорошо, но никакого плохого влияния они не оказывают. К «звездам» можно отнести еще Егора он присоединяется к категории весельчаков, но ввиду плохой успеваемости он нередко срывает дисциплину на уроке. Часто вызывает некую агрессию со стороны учащихся, так как он мешает слушать учителя на уроке. К «аутсайдерам» можно отнести Даниила, Максима. Их часто подтрунивают и они относятся к этой группе по причине того, что реагируют на шутки в их сторону агрессивно, что вызывает смех у других учащихся. Решение данной проблемы можно провести путем беседы с учащимися над их реакцией и попытаться научить их абстрагироваться от шуток в их сторону. К этой же группе можно отнести и Глеба. Причиной является то, что он новенький в данном классе и не успел влиться в коллектив. Решение данной проблемы пройдет со временем. В целом учащийся неконфликтный, поэтому никаких проблем с вливанием произойти не должно. Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном это сосед по парте. За пределами урока группы не прослеживаются, все учащиеся контактируют друг с другом. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место взаимовыручка и взаимопомощь между учащимися. Они понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителями-предметниками – доброжелательно-деловые. Отношения между полами имеют ситуативный характер, так как коллектив в основном «мальчишеский». Мальчики в основном взаимодействуют между собой, но встречаются случаи, когда мальчики тесно взаимодействуют и с девочками.
Руководство и лидерство.
В классе есть несколько учащихся, претендующих на роль лидера. К ним можно отнести действующего лидера, старосту класса, Илью и неофициального лидера Антона. Влияние на класс у них принципиально разное. Если Илью выбрали на должность старосты за ответственность, добросовестное отношение к учебе и умение помогать с успеваемостью, то Антон является лидером по причине своей активной жизненной позиции. Он активно занимается спортом, легко находит общий язык, как со сверстниками, так и с учителями, не конфликтный и задорный. Он «батарейка» класса. Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина, преподает у них английский язык. О. И. старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учащихся. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать, что видно и в тесте 3. По пункту «В нашем классе хороший классный руководитель» имеется наивысший показатель удовлетворенности. Стиль руководства, О. И. выбрала демократичный, так как он ориентирована на развитие активности учащихся, привлечение каждого к решению задач, поставленных перед всем классом. Основу управления в данном случае составляет опора на коллектив класса. И класс ее, как видно было из наблюдений, не подводит. Учащиеся, за исключением пары мальчиков, «понимают с полуслова» классного руководителя, они достаточно дисциплинированны и не конфликтуют с учителем.
Особенности развития класса как группы.
Из наблюдения за учащимися могу сделать следующие выводы. Группа в целом не выделяется особой активностью. Есть учащиеся, которые полны энергии, есть и пассивные ребята, но большинство обладает средним уровнем активности. К сожалению, но этот класс не выделяется особой духовностью, выше всего ставятся примитивные материальные блага, развлечения, хотя в наше время это норма. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. Как отмечалось выше, учащиеся тесно взаимодействуют, как друг с другом, так и с учителями-предметниками. В силу своего возраста, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Мною было отмечено, что существует немного не справедливое отношение к некоторым членам группы. Четко прослеживается подтрунивание слабых учащихся, особенно на переменках. Хотя на уроке эти учащиеся активно сотрудничают с другими. Также хочется отметить, что группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться» в коллектив. Уровень сплоченности коллектива я проверила с помощью методика «Что важнее» и вывила, что класс промежуточный по уровню ценностно-ориентационного единства. Наиболее ценные качества в группе это дисциплинированность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, моральная воспитанность. Следовательно, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с положительным отношением к учебе и с собственным стилем поведения и деятельности и в меньшей мере – с учебно-организационными умениями класса. К традициям класса можно отнести поздравление каждого учащегося с днем рождения, поздравление мальчиков и девочек с тематическими праздниками, а также поздравление учителей мелкими, но приятными подарками. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Учащиеся переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Большинство учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, ребята принимают активное участие во всех школьных мероприятиях. В классном коллективе 8 «А» класса принято принимать решения группой. Иногда это решение находят быстро, но бывают случаи проявления дискуссии, хотя компромисс все же находится. Эмоциональный климат в группе достаточно позитивный. Учащимся комфортно в классе. Об этом свидетельствует тест 3. Пункт «В школе у меня обычно хорошее настроение» отличается высоким показателем удовлетворенности. Конфликты в этом классе явление достаточно редкое, за все время наблюдения за учащимися серьезных конфликтов не происходило, все учащиеся относятся друг к другу с уважением и не принижают достоинства своих сверстников.
Содержание и характер учебной и внеучебной деятельности класса.
Учебная деятельность. В классе в целом успеваемость выше средней. 7 человек обладают высокой успеваемостью, 3 – ниже средней. Среди любимых предметов ученики (по результатам коротких бесед на переменах) отмечают следующие: математика, физика, английский язык, информатика. К учителям относятся уважительно, но не всегда. Не на всех уроках соблюдают дисциплину, выполняют требования, однако активны, внимательны, умеют рассуждать, логически мыслить. Основные мотивы учебной деятельности (из коротких бесед):
- учеба необходима для будущей профессии;
- в современном мире полезно быть образованным;
- для того, чтобы развиваться, опираясь на полученные знания;
- учеба позволяет смотреть на мир более широко;
- применять своих знания на практике: чем больше знаний, тем проще решать некоторые вопросы. Многие занимаются на факультативах по математике, физике, английскому языку, посещают дополнительные занятия по информатике.
Общественная деятельность.
В классе несколько человек занимаются спортом, участвуют в спортивно-массовых мероприятиях. Класс участвует в культурно-массовых мероприятиях. Во время участия во внутришкольных мероприятиях учащиеся стремятся к победе, стремятся отстоять честь класса. В ходе беседы учащиеся рассказывали, что свободное время любят проводить в кругу друзей (в том числе и школьных), много времени уделяют компьютерным играм.
Воспитательный потенциал класса как группы. Воспитательный потенциал класса как группы проявляется во взаимопомощи, взаимовыручке, которую члены группы оказывают друг другу в чрезвычайной ситуации, порой даже в ущерб себе. Тут важно выделить, что учитываются социальные потребности других, т.е. необходимость поделиться своими знаниями, необходимость передать свой опыт другому человеку. В процессе наблюдения выявила, что происходит влияние на отдельных индивидов группы всем классом, за счет чего меняется поведение этого учащегося. В классе присутствуют групповые цели, групповые нормы, которые не нарушает никто. В целом характер влияния коллектива на личность положительный.
Психолого-педагогические выводы.
На основании методик исследования, наблюдения и бесед с классом и учителями-предметниками, а также с классным руководителем могу сделать следующий вывод. Класс является достаточно способным, сплоченным коллективом, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны, всегда относятся к учителям с уважением. Класс достаточно дружный, активный, открытых конфликтов, как правило, не наблюдается. Учащиеся всегда готовы прийти на помощь своим товарищам. Отличительные черты учеников класса: общительность, умение легко сходиться с новыми людьми, дружелюбие. Учащиеся имеют свою точку зрения и не стесняются высказать, доказать её. Ученики участвуют в учебном процессе и внеклассных мероприятиях с удовольствием. Классный руководитель внимательно следит за процессом обучения своего класса, за внешкольной жизнью своих учеников, находиться в постоянном контакте с родителями.
В перспективе необходимо проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки. В целом все необходимое для класса классным руководителем уже предусмотрено.
Отчет по практике 5 курс физико-математический факультет БГПУ им. М.Танка, 2016 г

Материал (8 класс) по теме: Характеристика ученика

Материал (8 класс) по теме:
Характеристика ученика

1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Физическое развитие ребенка соответствует возрастной норме.
Вес 53 кг, рост 162 см. У подростка нет недостатков зрения либо слуха.
Он не имеет никаких серьезных заболеваний, иммунитет хороший.
Мелкая моторика развита отлично, мальчик хорошо рисует, легко манипулирует мелким инструментом и предметами.
Методы: анализ документации, беседа с ребенком, классным руководителем, наблюдение, изучение рисунков и записей мальчика в тетрадях.

Энер – здоровый, подвижный ребенок, что очень хорошо влияет на учебу и трудовую деятельность.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ

В состав семьи ребенка входят 5 человек: он, его родители, мать и отец, 2 брата. Атмосфера в семье неконфликтная, отношения между взрослыми и детьми доверительные и теплые. Хотя родители и строго контролируют Энер, они предоставляют достаточную свободу в выборе чего-либо и поведения. Именно это и дает Энер уверенность в правильности своих поступков и ответственность за свои поступки.

Методы: беседа с классным руководителем и Энер.

Атмосфера в семье неконфликтная и отношения достаточно доверительны, уровень взаимопонимания с родителями высок.

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ

У Энера много друзей, как в своем классе, так и в параллельных классах. Причем он дружит как с мальчиками, так и с девочками. Его уважают в классе за его доброту, сочувствие и поддержку и отзывчивость. Энер не со зла в классе называют Фином из-за его храбрости, на что он и сам смеется. Он очень подвижный и шустрый мальчик. В классе пользуется лидерскими качествами, к его мнению прислушиваются, но и он прислушивается к мнениям своих одноклассников. Он общителен, открыт, не боится выступать в незнакомой обстановке, отзывчив, является «опорой педагога». Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

Положение мальчика в коллективе благоприятное. Он не чувствует дискомфорта и не боится высказать свое мнение по тому или иному делу.
У него ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это ценится его товарищами и дает подростку определенные социальные дивиденды. Эта тенденция может быть использована и в воспитательных аспектах, например, поручить подростку ответственно дело в рамках жизни школьного коллектива.

4. УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

По уровню успеваемости Энер опережает многих своих товарищей. Однако объективно, его можно назвать средним. Наибольший интерес у него вызывают уроки алгебры, физики, физической культуры, изобразительного искусства, трудового обучения и геометрии. что подтверждается достаточно высокими отметками по этим предметам.
Что касается дисциплины при выполнении трудовой деятельности, то его выполнение можно назвать отличным. Он постоянно участвует в жизни класса и школы. Любит и сам организовывать внеклассные мероприятия, например, легко может уговорить друзей сходить в ледовый зал СК «Субедей» или же посетить бассейн. Также он посещает кружки и секции.
Методы: анализ документов, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка.

Такого рода отношение к труду и учебе связаны с интересом к учебе и внимательного отношения ко всему окружающему. Также немаловажную роль здесь играет и хороший контроль, и одобрение за хорошие оценки со стороны членов его семьи.

5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Что касается развития способностей, то у Энер они выражены достаточно хорошо, особенно художественные. Он охотно рисует, любит спорт, танцы. Участвует во всех школьных мероприятиях.

Высокий уровень развития способностей ученика – заслуга самого Энер, а также его семьи, которая старается дать ему все, что может помочь его развитию.

6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКА

Подросток проявляет высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей. Быстро схватывает все новое, умеет сравнивать, выделять характерное, делать выводы.
Преобладает образное мышление, однако уровень понятийного тоже очень высок.
Что касается развития таких познавательных психических процессов как внимание, память, восприятие, воображение то нужно отметить следующее.
Объем памяти высокий: запоминает раз сказанное и вспоминает, когда спрашивают через несколько дней.
Внимание мальчика устойчиво, однако преобладает непроизвольная форма.
Восприятие развито очень хорошо, отмечается быстрота идентификации объектов вне зависимости пространственного положения, их соотношения друг с другом. Энер наблюдателен, быстро отмечает изменения, происходящие в окружении. Тонко чувствует собеседника, реагирует на изменения его настроения.
Методы: наблюдение, беседа с учеником, его сверстниками и классным руководителем.

Исходя из данных диагностики, можно сказать, что Энер -- ученик с очень хорошей памятью, сообразительностью, находчивостью, что объясняется его жизнерадостностью и поставленной в жизни цели – получить хорошее образование и поступить в элитный университет.

7. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА

По данным диагностического исследования мальчика можно отнести к сангвиническому типу темперамента. Потому что он очень живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Энер обладает выразительной мимикой. Всегда видно, когда он радуется или же, что редко случается, грустит. Эмоциональная устойчивость имеет высокий уровень, он умеет контролировать себя и свои действия, поступки.
Методы: наблюдение, беседа с учеником, ее одноклассниками, классным руководителем и другими учителями-предметниками.

Исходя из полученных данных, для мальчика легче удаются дела, связанные с быстрым выполнением какой-либо деятельности, медленная и монотонная работа будет исполняться ребенком плохо, что объясняется его подвижностью и живостью.
Он не стремится находиться в центре внимания, для него важны отношения со сверстниками, хорошая и теплая атмосфера в классе. Энер не стремиться к самоутверждению, потому что он знает, что его итак уважают и любят.

8. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

Наблюдение за ребенком, использование методик диагностики черт характера позволяет охарактеризовать Энер как дружелюбного, общительного, жизнерадостного подростка. Для него характерны такие черты, как стремление к гармонии и хорошим отношениям со всеми.
По отношению к менее успевающим и физически слабым детям он проявляет отзывчивость и помощь, не любит показывать свое превосходство.
Самооценка у мальчика нормальная. Для него его семья и друзья самые лучшие и он дорожит ими. Энер настойчив в достижении значимых целей, однако неудачи не выбивают его из колеи. Ему не сложно организовать целенаправленную деятельность. Преодоление трудностей не вызывает у Энер негативные переживания, он делает все, чтобы все получилось. Он не из тех, кто легко сдается.
Методы: наблюдение, беседа с классным руководителем, беседа с Энер.

Отсутствие негативных черт характера (пренебрежение к девочкам, проявление превосходства по отношению к слабым) может быть обусловлено внутрисемейной обстановкой. Он видит и подражает отношениям членов своей семьи. Он не агрессивен. Чувствует себя уверенно и уютно в обществе.

Обобщая сказанное выше нужно отметить, что для подростка характерны позитивные, сильные стороны.
К основным сильным сторонам личности Энер можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность подростка, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к помощи слабым, компетентность. Он – очень надежный друг, хороший сын и примерный ученик.

Все его положительные качества связаны с теплой и доброжелательной атмосферой в семье. Также он сам по своей природе очень хороший человек.

10. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

За время изучения личности школьника была проделана следующая работа:


1. Беседа с Энер и классным руководителем о его поведении в различных ситуациях, с выяснением основных детерминант такого поведения.
2. Объяснение данных полученных во время психологической диагностики. С указанием на те стороны личности подростка, к которым необходимо уделить особенное внимание.
3. Обсуждение с ним волнующих его тем с выяснением приоритетности разрешения существующих проблем психологического характера.
4. Конструирование ближайшего будущего с подростком, обозначение ближайших перспектив жизни ребенка, мотивация его на социально-значимые поступки.

Проведенная работа с учеником была многомерная и сложная. Было использовано большое число методик по выявлению особенностей психологической и личностной организации мальчика.
Особую трудность вызвала необходимость привлечения ученика к совместной работе, так как после уроков он тут же стремился домой или к друзьям. Также мешало позднее время.
Оценка проведенной работы следующая:

он с моей стороны узнал о своих положительных качествах, чего он не замечал. После бесед он стал еще больше ценить своих друзей и свою семью, которая ему во многом очень помогла стать тем, каким он сейчас является.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика ученика

Характеристика ученика 10 класса

Характеристика ученика 10 класса.

Анкета родителям "Характеристика ученика" (профориентация)

Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации.

Характеристика ученика

В данном документе описаны различные критерии по которым можно охарактеризовать учащихся.

Характеристика ученика

Думаю, что материал пригодится для классных руководителей.

Характеристика ученика.

план составления характеристики ученика.

Характеристика ученика 7 класса

Характеристика учеников 7 класса Чикина Андрея и Кузьминой Василины.

Общие рекомендации составления психолого-педагогической характеристики класса

Общие рекомендации составления психолого-педагогической характеристики класса

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.

Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.

Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.

Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.

При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.

И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.

Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом – не навреди.

Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.

План психолого-педагогической характеристики класса

Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:

1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.

2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.

3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.

4. Уровень воспитанности учеников.

5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.

6. Социометрическая и статусная характеристика класса.

7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.

8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.

9. Какими способами решаются конфликты в классе.

10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.

А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.

Образец психолого-педагогической характеристики класса

1. 8 "А" класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.

2. В 8 "А" классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.

3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса – Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.

4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.

5. Основные «ячейки» класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.

6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. «Звезда» - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный – Демарин Иван.

7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.

8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.

9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.

10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 "А" класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только «каркас» документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия.

Ваш комментарий