Руководства, Инструкции, Бланки

образец близкий к идеалу кроссворд img-1

образец близкий к идеалу кроссворд

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как сделать кроссворд самостоятельно?

Как сделать кроссворд самостоятельно?

October 10, 2012

Сегодня уже вряд ли кто вспомнит, когда именно кроссворд пришел к нам из туманной Англии. Разгадывание кроссвордов так прочно вошло в круг наших увлечений, что нам уже сложно представить, как провести свой досуг в дороге без этого ребуса. А вы никогда не задумывались о том, как сделать кроссворд самому и предоставить его на суд своим близким и друзьям или выложить в Сети? Оказывается, сегодня сделать это совсем несложно. Рассмотрим, какими способами можно составить кроссворд.

Как сделать кроссворд?

Возьмите листок в клетку. Первое, с чего следует начать, это так называемый «мозговой штурм». Подберите слова, а к ним придумайте вопросы (можно и с юмором, можно и в стихотворной форме). Затем выберите из своего списка слово, которое является самым длинным. Именно от него вы и начнете построение своего кроссворда. Оставшиеся слова подберите так, чтобы они друг с другом совпадали по одной букве. Располагайте слова как по горизонтали, так и по вертикали. И обязательно пронумеровывайте, внимательно при этом следя, чтобы ответы и вопросы соответствовали друг другу. Когда ваш кроссворд будет полностью готов, следует его как следует оформить. Сегодня это легко можно сделать в одном из офисных компьютерных приложений.

Как сделать кроссворд в Microsoft Word?

Запустите редактор и перейдите к вкладке «Разметка страницы». Чтобы на странице могло уместиться много ячеек кроссворда, сделайте значения полей минимальным, щелкнув «Поля», а затем «Узкое».

Создайте в документе табличку, перейдя во вкладку «Вставка» и выбрав «Таблица» и «Вставить». Теперь следует настроить созданную таблицу в зависимости от того, какое количество ячеек вам требуется. Если шаблона кроссворда вы еще на черновике не создали и пока не в курсе, насколько большим будет кроссворд, не страшно. Укажите примерное количество ячеек, а по ходу составления ребуса вы сможете увеличивать их количество. Создав таким образом табличку, подгоните ее под высоту и ширину страницы.

Впишите в ячейки слова своего кроссворда, а оставшиеся пустыми клеточки просто залейте черным или любым другим цветом при помощи пункта меню «Границы и заливка».

На второй станице вордовского документа составьте список пронумерованных вопросов к кроссворду.

Как сделать кроссворд в Excel?

Клетчатое поле приложения Excel отлично подойдет не только для составления таблиц, но и для создания кроссворда, сканворда или подобного ребуса. Предварительно создайте эскиз кроссворда с заполненными белыми и черными квадратами. Отдельно запишите (или напечатайте на компьютере) определения для слов.

Теперь откройте Excel, создайте новый документ и его сохраните. Первое, с чего следует начать, это с превращения прямоугольных ячеек приложения в квадратики. Предположим, что кроссворд состоит из 10 столбцов и 10 строк. Тогда выделите мышкой диапазон ячеек от А1 до J10. В пункте меню «Формат», подменю «Размер ячейки» выберите «Ширина столбца». Введите значение «5». Затем выберите «Высота строки» и введите «27».

Чтобы нарисовать кроссворд в Excel, обозначьте границы у выделенных ячеек. Нажмите в выпадающем меню «Все границы». Все клеточки станут очерчены жирными темными линиями. Нажав правую кнопку компьютерной мышки, выберите «Формат ячеек», «Выравнивание», а затем – «По центру». Заполните кроссворд, вписав слова, а те ячейки, которые остались пустыми, залейте черным цветом.

Программа для составления кроссворда

Сегодня в Интернете существуют специальные программы, которые существенно упрощают процесс создания кроссворда. К примеру, вы можете воспользоваться такими приложениями, как EasyCross, Decalion, Crossword Forge, CrosswordCreator, Крестословица и другие.

Ну а с готовым кроссвордом вы можете поступить так, как вам захочется. К примеру, выложить его в социальной сети или в своем блоге. Кстати, чтобы привлечь внимание пользователей к своему детищу, следует немало постараться и создать не прост ребус, а тематический, юмористический или кроссворд какой-то необычной формы.

Другие статьи

Презентация на тему: 1 1

1 1. ПОНЯТИЯ «НОРМАТИВНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЛИЧНОСТИ» И «НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ». НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям. - презентация

2 1. ПОНЯТИЯ «НОРМАТИВНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЛИЧНОСТИ» И «НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ». НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, - одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколение имеет свои представления о нравственном идеале, но есть качества которые не поколебимы ни людьми, ни временем. Нормативный образец личности - это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добродетелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. 2

3 нравственный образец моральное сознание 1. ПОНЯТИЯ «НОРМАТИВНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЛИЧНОСТИ» И «НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ». * оценивает существующую действительность и людей как несовершенных, * признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств эти качества пытается восполнить, сделав наглядным примером поведения Идеал недостижим Однако путь к нему фиксировался и превращался в норму этического поведения. Типология нормативных образцов личности: -традиционалистический, -гедонистический, -аскетический, -ригористический, -утилитарный.

4 Конфуций ( гг. до н.э.) «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала». Ключевые категории этики Конфуция: «Жень» - гуманность, милосердие, человеколюбие. «Ли» – ритуал. «Вэнь» – воспитанность. «Цзюнь-цзы» – благородный муж.

5 Конфуций ( гг. до н.э.) «Жень» реализуется в отношениях человека с другими людьми. Золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Человеколюбие, начало взаимности в отношениях общий принцип поведения. Его конкретным воплощением является ритуал. «Ли» - «ритуал», «правила», «церемонии», «этикет», «обряд». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. «Люди с разными принципами не могут найти общего языка» «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям это основа человеколюбия». «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын - сыном». «Вэнь» можно истолковать как воспитанность. «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем». «Жень», «Ли», «Вэнь» являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем

6 Благородный муж - сосредоточие всех высоких качеств, идеальная личность. ОН: - стремится познать правильный путь; - всегда и во всем человеколюбив; - думает о том, чтобы во всем следовать ритуалу, быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках; - он постоянно учится. То, как благородный муж строит взаимоотношения с другими людьми, можно выразить в следующем: он относится ко всем ровно, одинаково; заимствует у окружающих только хорошее и сближается с лучшими; судит только самого себя. Предмет особой заботы благородного мужа - соответствие слова и дела. «У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия». Чтобы застраховать себя от самообольщения, нужно быть не просто сдержанным в словах, а взять себе за правило «прежде осуществить задуманное, а потом уже говорить об этом». Дела благородного мужа должны предшествовать его словам. Благородный муж - нравственно самостоятельная и самодостаточная личность.

7 Принципы традиционалистического образца личности: Не навреди себе и другому. Не навреди словом. Слушать мудрых всегда полезно. Не отвечать на обиды – оскорбителей значит не умножать зло. Не отвечать злом на зло - это значит проявлять благородство и хорошие манеры. Улыбаться и не терять лица (не терять хороших манер) – признак воспитанности. Наличие у человека ЛИ (хороших манер) – это признак воспитанности и благородности. Чем больше у человека ЛИ (хороших манер), тем больше он заслуживает уважения и хорошего отношения к себе. Плати добром за добро и справедливостью за зло. Уважай и люби старших. Проявляй заботу о младших. Титул человека должен соответствовать его фактическому положению в обществе, а поведение должно соответствовать занимаемому положению и званию. Строго соблюдай семейные обычаи предков. Никакое принуждение не сможет преодолеть невозможного.

8 Конфуций утверждал: Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; направив, они редко даются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают, и медлят. Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбрать лучшее. Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным. Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит. Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений.

9 ГедонистическийАскетический Гедонизм этическое направление, утверждающее наслаждение, стремление к счастью, полноценному раскрытию возможностей тела и духа как высшее благо. Аскетизм ограничение, подавление чувственных желаний (умерщвление плоти), отрешение от благ мира сего. Эпикур, Мишель де Монтень, Бенедикт Спиноза, Людвиг Фейербах Иоанн Дамаскин, Аврелий Августин Блаженный, Фома Аквинский Цель гедонизма - отсутствие страданий.Цель аскетизма достижение свободы от материальных потребностей, сосредоточенность духовного пространства. Удовольствие - в умеренностиУдовольствие – в молитвах, покаянии, созерцании духа Разграничения между земным счастьем и потусторонним блаженством (счастье бывает двух родов: «высочайшим, кото­рое уже нельзя умножить», и другое, которое «допускает и прибавление, и убавление наслаждений») Бог первопричина всего, человек в рамках своей жизнедеятельности советуется с Богом, реализуя свободную волю как добрую волю. Отказ от излишней самоуверенности и преклонения перед «общим мнением» («Я знаю, что я ничего не знаю») Главное условие человеческой жизни наличие морального закона, данного Богом и поддерживаемого верой. Единство души и тела, физического и духовного начал это и есть составляющие блага и счастья человека. Главенство души над телом, веры над разумом Нравственный идеал человека - свободный человек, который достигает душевного удовлетворения в бесконечном процессе познания себя и природы вещей. (свобода как познанной необходимости) Идеал - монах-аскет, связывавший все происходящее в мире с боже­ственной волей Стремление к счастью для человека неотрывно от счастья его близких Совесть - акт оценки человеческих деяний в аспекте их отношения к добру и злу.

10 РигористическийУтилитарный Ригоризм строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие- либо компромиссы, учет дру­гих принципов. Утилитаризм принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, при этом цель человеческих поступков должна состоять в стремлении извлекать из всего пользу, выгоду. И. Канта, И.Г. Фихте, К.П. ПобедоносцевИ. Бентам, Д.С. Милль, Долг - единственный критерий нравственности.В основе морали лежит общее благо (как счастье большинства людей). Нужно поступать так, чтобы твое поведение стало правилом для всех цель оправдывает средства, а средства при этом следует оценивать не как безнравственные, а как нравственные Каждый человек является высшей ценностью и его нельзя рассматривать как средство (инструмент) стремиться к счастью, искать пользу, избегать боли Поступки человека должны быть ориентированы на всеобщее благо Каждое частное действие должно, в конечном счете, соотноситься с принципом пользы Человек должен самосовершенствоваться из желания соответствовать идеалу отказаться от личного удовольствия и благополучия в пользу других. Каждый несет персональную ответственность за свое поведение и поступки других людей Счастье - польза «Пустая свобода» индивидуальных мнений, руководствующихся личной выгодой Удовольствие во всех его ипостасях: чувственные наслаждения, радость познания, любовь, полнота жизни Учить следует «искусству науки», т.е. навыкам творческого мышления. Страдание и удовольствие это единственные нравственные ориентиры человечества, которые указывают нам, в чем состоит моральный долг

11 7. НИГИЛИЗМ КАК ОТРИЦАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ КУЛЬТУРЫ Нигилизм это отрицание общепринятых норм культуры. Он распространяется в пограничные, переломные этапы развития общества. Для нигилиста абсолютные (общечеловеческие) ценности не имеют никакого значения. Для его мировоззрения характерно отсутствие какой-либо позитивной программы или же ее абстрактность и аморф­ность. «Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится; что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей налево и направо, от этого вреда не будет и не может быть». (Д.И. Писарев) Фридрих Ницше ( ) Мораль господ и мораль рабов. Нигилисты отрицают «всё», т.е. и религию, и госу­дарственное устройство, и общественную мораль, и нравственность. Идея «разумного эгоизма»: человек эгоист, т.е. он живет и действует ради своих выгод и удовольствий, но эгоизм человека должен быть разумным, значит, делая лучше свою жизнь, он делает лучше и жизнь других.

12 7. НИГИЛИЗМ КАК ОТРИЦАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ КУЛЬТУРЫ Признавая справедливость «золотого правила нравственности», Кропоткин говорит о потребности человека в поисках равноправия. Отсюда вытекает базовая для русского революционера идея идея анархии. Анархия, т.е. отказ от государственной власти, организованной политической борьбы, основывается в воззрениях Кропоткина на отрицании понятия «закона». Нельзя не отметить, что на базе нигилизма в обществе формиру­ется варварство и вандализм. Варварство - крайняя жестокость в разрушении культурного наследия. «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости». Вандализм - разрушение культуры. Вандализм может быть как явным (сжигание книг, уничтожение памятников), так и скрытым (беспамятство, потеря нравственных ориентиров личностью и обще­ством). Варварство и вандализм - явления не только безнрав­ственные, но и асоциальные. Правовой нигилизм начинается там, где человек забывает о прошлом своего народа, не уважает материальных и духовных ценностей, ставит свое «Я» над мнением других, думая и за­ботясь только о себе. В общем, живет по известному принципу «После меня хоть потоп». Варварство и вандализм все это в полной мере проявилось в теории и практике фашистской Германии.

13 Каким образом человек находит свой путь, свою модель поведения в жизни? «Естественным, который дан вообще человеку: углублением в себя. Не в свою личную, чисто субъективную жизнь, не в свои колеблющиеся, беспредметные "настроения", не в праздную, гложущую и разлагающую рефлексию. Но в свое сверхличное, предметно-насыщенное, духовное достояние. Пусть оно будет невелико, пусть оно будет подобно искре. Но в искре есть уже сила искренности, ибо искра есть пылинка вечного, божественного пламени. ». (И.А. Ильин)

Ответы на ежедневный кроссворд № 8556 в Одноклассниках

Ответы на кроссворд № 8556 в Одноклассниках


распечатать и разагадать на бумаге

1. корсет — Пояс для имитации осиной талии.
7. гомель — Один из областных городов Беларуси.
10. автожир — Вид летательного аппарата.
11. гамаюн — ". птица вещая" (Васнецов).
12. архонт — Древнегреческий аналог современного губернатора.
13. дальтон — Атомная единица массы.
14. пульке — Водка "маде ин Мексика".
15. коника — "Коллега" и соперник "Никона".
16. манжета — Отворот на конце рукава.
26. врубель — Русский художник в рифму с дюбелем.
27. диалект — Языковая разновидность.
28. манеж — Арена для клоунов и младенцев.
29. текучка — Постоянная смена кадров в штате.
30. иеремия — Великий пророк из Ветхого Завета.
31. носач — Мартышка с острова Калимантан.
32. волынка — Дудка для мужика в юбке.
33. калинин — Недалёкое прошлое Твери.

Кроссворд № 8556

2. оракул — Дельфийский прорицатель.
3. старье — Хлам, ветошь и барахло.
4. тандем — Четырёхпедальный велосипед.
5. эталон — Образец, близкий к идеалу.
6. сжатие — Уменьшение объёма под давлением.
7. гранка — Графический эскиз газетной полосы.
8. махина — Большой, громоздкий предмет.
9. линька — Смена шерсти животных.
17. альманах — Литературный сборник.
18. жадность — "Неделимая" черта скряги.
19. таджичка — Коренная жительница Душанбе.
20. двутавр — Форма стальной балки.
21. куркуль — Прижимистый мужик, кулак.
22. ветчина — Свиная вкуснятина.
23. кадриль — Чисто русский бальный танец.
24. вермонт — Штат США, граничащий с Канадой.
25. стряпня — Наскоро сляпанное кухонное "сочинение".

Правила решения японских кроссвордов

Правила решения японских кроссвордов
  1. Японский кроссворд представляет собой зашифрованный рисунок, в котором цифры слева от рядов и сверху над колонками показывают, сколько групп черных клеток находится в соответствующей линии и сколько черных клеток содержит каждая группа. Например, три числа - 2, 5, 9 - обозначают, что в этом ряду есть три группы, состоящие: первая - из двух, вторая - из пяти, третья - из девяти слитных черных клеток.
  2. Группы разделены, по крайней мере, одной пустой клеткой.
  3. Группы не всегда начинаются от края поля, т.е. пустые клетки могут быть и по краям рядов.
  4. Так что определите, сколько пустых клеток находится между группами черных клеток (маленький совет: в процессе решения отмечайте не только “найденные” вами черные клетки, но и места расположения пустых клеток - это облегчит выполнение рисунка), и если все сделаете правильно, то получится картинка.
  5. Если вы никогда не решали таких задач - изучите пример решения.
Пример решения

Разберем решение японского кроссворда на простом примере (рис. 1).

Начинать рисовать проще всего с самой большой группы клеток. Так как очевидно, что если возле ряда стоит одно число, которое больше, чем половина длины ряда, то независимо от того, как впоследствии разместятся эти слитные черные клетки, несколько центральных клеток в любом случае окажутся заполненными, как ни располагай черную группу. В нашем примере смело можно закрасить некоторые клетки в шестой и седьмой строках (рис. 2).

Теперь обратим внимание на колонки. Четвертая колонка содержит одну группу из 10 клеток, поэтому всю колонку можно сразу закрасить. Вновь возвращаемся к строкам - в первой всего одна черная клетка, и ее положение уже известно, так что остальные клетки в этой строчке явно пустые. Отметим их крестиками и больше не будем обращать на них внимание (рис. 3).

Вышеописанную логику можно применить, заполняя линию, имеющую на полях не одно, а несколько чисел - 10-я строка содержит числа 5 и 1, следовательно, единственная черная клетка и стоящая перед ней пустая должны занять как минимум две клетки справа от пяти черных. Поэтому как бы вы ни располагали их, клетки с 4-й по 5-ю в строке будут черными (рис. 4).

Вот так шаг за шагом и создается рисунок (рис. 5).

ВНИМАНИЕ! При решении цветных рисунков не забывайте, что клетки необходимо закрашивать в тот же цвет, в какой окрашено соответствующее число. Также учтите, что после ряда клеток одного цвета пустой клетки может и не быть. А в целом, разгадываются цветные “япошки” куда проще, чем черно-белые.

Как отличить нравственный идеал от кумира - Стремимся вершин добра - Этика 6 класс разработки уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков - ра

Тема И. Стремимся вершин добра

УРОК 7 Как отличить нравственный идеал от кумира.

Тема. Как отличить нравственный идеал от кумира.

Цель: сформировать у учащихся понятие «идеал», «кумир», «идол»; обосновать важность самосовершенствования как одного из действенных средств приближения к нравственному идеалу; развивать потребность в самосовершенствовании, выяснить, почему человеку свойственно стремление к идеалу; воспитывать разумное отношение к идеалу; поговорить о том, кто такие «фанаты».

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; аудиозапись «Симфония № 3» («Героическая») Л. ван Бетховена.

Эпиграф: «Вечной совершенству нет - есть постоянное стремление к ней» (С. Далее).

Высказывания: «Ценность идеала в том, что он удаляется, когда мы приближаемся к нему» (Г. Ганди).

«Не сотвори себе кумира» (Библейская мудрость.)

Ключевые идеал; идеальный; кумир. понятия:

I. Вступительная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что такое идеал.

2. Почему мы стремимся к идеалу.

3. Кто такие идолы и кумиры.

III. Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке речь шла о том, что значит быть справедливым.

• Какую сказку про зависть мы читали в учебнике?

• Что мы понимаем под великодушием?

• Что такое этические (моральные) ценности?

• Как можно противостоять несправедливости? (Правдивым словом, разъяснением, неравнодушием, уступкой в чем-то.)

2. Актуализация опорных знаний.

Что же такое справедливость? Определите понятие клеветы, лести, лицемерия, ханжества, хитрости. (Ответы детей.)

Проверка письменного домашнего задания по теме

«Что значит быть справедливым».

1-2. И согласен ли ты с утверждением?

Справедливым является то, что отвечает нашим интересам, желаниям, а несправедливым то, что заставляет нас уступать. (Нет.)

Справедливость проявляется в двух качествах: никому не вредить и способствовать общей пользы. (Да.)

3-4. Допиши предложение.

Проявлением несправедливости я считаю. (оскорбления, клевета, лесть, хитрость, зависть, равнодушие к проблемам других).

5-6. Или считаешь, что герои рисунков противодействуют несправедливости? (Вариант А. - так; вариант Б. - нет.)

7-8. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.

Считаешь ли ты совет старого воробья этической? (Нет, он думает только о себе, чтобы ему хлеба больше досталось. А не про воробья, который только вылетел из гнезда и совсем не знает, какая опасность может его ждать.)

Могут ли быть справедливыми люди, отношения которых основаны на неискренности, хитрости, равнодушия? Почему? (Нет, не могут, потому что справедливые отношения должны основываться на моральных ценностях, а не на хитрости, равнодушия, неискренности.)

9-10. Разгадай кроссворд.

11-12. Обоснуй или спростуй мнению древнегреческого философа Аристотеля: «Быть справедливым в мыслях - еще не значит быть справедливым на деле».

(Индивидуальная ответ ученика.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Посмотрите на картины П. Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1625) и П. Ренуара «Девушка с веером» (1881) на странице 46 учебника. Дайте ответ на вопрос в задании 1.

• Красивые женщины изображены на этих картинах?

• В какие времена написаны картины?

• Меняются ли с годами идеалы внешней женской красоты?

• Меняются ли с годами идеалы духовной красоты? (Ответы детей.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Как отличить нравственный идеал от кумира». Рассматривая тему, мы поговорим о том, что означают понятия «идеал», «кумир», «идол»; обоснуем важность самосовершенствования как одного из действенных средств приближения к нравственному идеалу; поговорим о том, почему мы стремимся к идеалу; кто такие фанаты.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что такое идеал.

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Что такое идеал». Выпишите главную мысль этого текста. (Идеал - совершенство, совершенный образец, высшая степень совершенства в чем-либо, которого трудно достичь. Любая из моральных ценностей - добро, правда, любовь, счастье, справедливость - это идеал, к которому мы стремимся в отношениях с людьми.)

Обратите внимание на толкование понятия «идеал» в учебнике, подумайте над понятиями.

Идеал - совершенное воплощение чего-нибудь, совершенный образец.

Идеальный - совершенный, образцовый, безупречный.

Учитель. Стремление идеала естественное для человека. Даже гении и известные на весь мир люди когда-то хотели быть похожими на какую-то выдающуюся личность

Один из известных ораторов древнего мира - Демосфен. С юных лет он, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и старательно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень требовательны к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее наполнение, но и мимика - различные приемы движения рук, пальцев, положение тела во время разговора, выражение лица. Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Однако настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменяли шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся мимике перед зеркалом, причем меч, который спускался с потолка, колол его всякий раз, когда он, по привычке, подводил плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен неделями не выходил из комнаты, поголивши себе половину головы, чтобы избежать соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

2. Почему мы стремимся к идеалу.

Учитель. Людвиг Фейербах писал: «Идеалом является целостный, всесторонний, совершенный, образованный человек». Если говорить про идеальную личность, такой можно назвать морально совершенного человека, в котором воплощены самые высокие моральные качества. (Иисус Христос в христианстве, Будда - в буддизме, Мухаммед - в мусульманстве). Прочитайте текст «Почему мы стремимся к идеалу» на страницах 48-49 учебника. Сделайте вывод из прочитанного. (Нравственные идеалы - образцы для самосовершенствования. Каждый человек формирует свой идеал как представление о те качества, которые ей необходимы для счастья.)

Именно поэтому, ориентируясь на идеал, мы самосовершенствуемся, делаемся благоразумными, стремимся предугадать последствия своих поступков. За идеалом мы оцениваем себя и становимся лучше.

Почему говорят, что идеал похож на звезду? (Звезды, как и идеала, мы не можем достичь, но на звезды (как и на идеал) всегда ориентируемся.)

Учитель. Для приближения к нравственному идеалу нужно много над собой работать. А самосовершенствование - это один из действенных способов приближения к нравственному идеалу.

Подумайте над высказыванием, который записан на доске: «Ценность идеала в том, что он удаляется, когда мы приближаемся к нему». Как это понять? (Чем выше мы поднимаемся по ступенькам нравственности, тем выше становятся наши идеалы.)

Нравственный идеал имеет влияние и на отношения между людьми, на жизнь в обществе. Этикет - это тоже образец, идеал того, как нужно себя вести. Но выполняя правила этикета, мы приближаемся к идеалу и начинаем требовать от себя большего. Во все времена существовали идеальные модели общества (вспомните фильм «Человек-амфибия»), люди всегда мечтали об идеальном обществе. Были ученые, которые положили жизнь на разработки основ такого общества. В философии существует даже такое течение - идеализм. Как вы считаете, почему у каждого из нас свой идеал? (Выбор идеала зависит от индивидуальных потребностей каждого человека.)

Звучит фрагмент «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.

Учитель. Желание иметь идеал, по которым можно сверить свои поступки, иногда бывает таким сильным, что человек начинает искать идеальную личность на экранах кинотеатров, телевизоров, на концертных сценах. Но, идеализируя какую-то личность, мы можем разочароваться, если окажется, что «идеальные» черты не реальные, а придуманные. Так, Людвиг ван Бетховен идеализировал Наполеона, хотел посвятить ему свою «Симфонию № 3», но, услышав, что Наполеон объявил себя императором, изменил название симфонии на «Героическую». Почему? (Бетховен считал Наполеона борцом за независимость, свободу, равенство, братство, деятелем революции, воплощал лучшие черты вождя, которому ничего для себя не надо, а только для народа Франции. Оказалось, что это не так.)

Работа с учебником.

Работая в парах, выберите в задании 6, на странице 50, один из текстов и подумайте над вопросами:

• Чему учит притча?

• Кого считают образцом для подражания?

• Каковы качества идеального человека, о которых говорится в притчах?

После сообщения результатов работы посоветуйтесь, что общего

в содержании обоих притч. О чем это свидетельствует? (Ответы детей.)

3. Кто такие идолы и кумиры.

Учитель. В этике нравственный идеал отличают от кумира.

Кумир - предмет слепого поклонения.

Слово «кумир» означает то же самое, что и идол - статуя, которая изображает языческое божество. В Библии записано: «Не сотвори себе кумира».

Кумиров мы выбираем по внешним показателям, идолам поклоняемся, идеал выбираем за высокие моральные качества.

Современный мир наполнен кумирами. Проанализируем такие ситуации.

Богдан вырезал из журналов фотографии Димы Билана. Вся комната в фотографиях. Парень учился ходить так, как Дима. Даже прическу себе такую же сделал. Одежда тоже выбирал, как у Димы Билана.

Андрей учился в музыкальной школе на вокальном отделении. Когда Дима Билан стал серебряным призером на Евровидении-2006, Андрей начал еще тщательнее изучать иностранные языки, чтобы петь так, как Дима Билан.

Маринка ни о ком не хотела слышать, кроме Димы Билана. Она писала ему письма, собиралась, когда вырастет, ездить за певцом на гастроли. Она перестала учиться. Все разговоры были только про Билана. Этими разговорами она уже надоела подружкам. Даже кота своего она назвала Димой [6].

Скажите, в какой из трех ситуаций мы можем говорить об идеале, о кумире, о фанатизм? (Дети отвечают.)

Учитель. Фанаты - это лица, которые посвящают свою жизнь «служению» кумиру. Такие люди не развивают своих способностей, не думают над своей жизнью. Это гибельный путь, им идти не следует.

Прочитайте на страницах 51-52 притчу «Деревянная статуя». О чем здесь идет речь? Чему учит эта притча? (Идеал должен быть в душе человека, к нему нужно приближаться, работая над собой.) Чтобы приблизиться к идеалу, нужно знать, какие черты характера в себе нужно воспитывать, какие качества формировать. Иногда нам кажется, что мы лучше или хуже, чем есть на самом деле.

Предлагаю вам выполнить задание 5 на стр. 49, ответить на вопросы теста. (Дети выполняют тест.)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

• Что такое идеал?

• Что такое кумир?

• Как приблизиться к идеалу? (Ответы детей.)

Учитель. Нарисуйте пирамиду и ступени до высшей точки. Высшая точка - твой идеал. На каждой ступеньке нужно написать, что же сделать, чтобы приблизиться к идеалу.

IV. Д омашнє задачи.

Прочитать параграф учебника (с. 46-52). Выучить определения ключевых понятий и терминов урока.

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Как отличить нравственный идеал от кумира».