Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на аутиста дошкольника образец img-1

характеристика на аутиста дошкольника образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика на ребенка дошкольника аутиста образец

ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА АУТИСТА ОБРАЗЕЦ

Но весь вопрос лишь в том, что у ребенка при аутизме наблюдаются другие. взаимодействие обычных детей и детей, страдающих аутизмом. (Табл. 4. 1). Характеристики нормального развития ребенка в дошкольном возрасте. Характеристика мышления у детей с детским аутизмом. Неудивительно, что даже интеллектуально-сохранный ребенок, страдающий аутизмом, при.

характеристика на ребенка дошкольника аутиста образец - 4. 1. 3. раннее социальное взаимодействие у обычных детей и.

4 фев 2012. Образец позволит быстро составить характеристику на ребенка воспитателем. для педагогических комиссий ( ПМПк, МПК), выпуске в. 4. 1. 3. раннее социальное взаимодействие у обычных детей и. Психологическая характеристика ребенка дошкольного. Аутизмом. Н. Б. ЛАВРЕНТЪЕВА. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва. Предлагается методика тестирования детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом. Даны рекомендации. образец не показывается. Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир. Гениальность в науке рассматривается как крайняя форма нормы. Основой познания для ребенка дошкольного возраста является. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал. Психологический портрет аутичного ребенка Пример написания логопедической характеристики на ребенка Но весь вопрос лишь в том, что у ребенка при аутизме наблюдаются другие. взаимодействие обычных детей и детей, страдающих аутизмом. (Табл. 4. 1). Характеристики нормального развития ребенка в дошкольном возрасте. Но весь вопрос лишь в том, что у ребенка при аутизме наблюдаются другие. взаимодействие обычных детей и детей, страдающих аутизмом. (Табл. 4. 1). Характеристики нормального развития ребенка в дошкольном возрасте.

Характеристика на ребенка в детском саду. Характеристика на дошкольника - образец. Характеристика. на воспитанника. МДОУ детского сада №. Аутизм — Википедия Характеристика ученика с ОВЗ - Характеристика на ученика. 4 фев 2012. Образец позволит быстро составить характеристику на ребенка воспитателем. для педагогических комиссий ( ПМПк, МПК), выпуске в. Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир. Гениальность в науке рассматривается как крайняя форма нормы. Характеристика ученика с ОВЗ - Характеристика на ученика. Педагогическая характеристика на дошкольника (образец) Пример написания логопедической характеристики на ребенка На нашем сайте учителей вы можете скачать Характеристика ученика с ОВЗ Характеристика на ученика. Образец был подготовлен с целью предоставления на ПМПК. Характеристика обучающегося коррекционной школы I-II вида с аутизмом. Проблемы со здоровьем в дошкольный период. Семья. Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир. Гениальность в науке рассматривается как крайняя форма нормы. Характеристика ученика с ОВЗ - Характеристика на ученика. Характеристика мышления - Центр психолого-медико. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад: главная тема данной страницы сайта Psyoffice. ru. Характеристика на ребенка в детском саду. Характеристика на дошкольника - образец. Характеристика. на воспитанника. МДОУ детского сада №. Аутизмом. Н. Б. ЛАВРЕНТЪЕВА. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва. Предлагается методика тестирования детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом. Даны рекомендации. образец не показывается. Психологический портрет аутичного ребенка Характеристика ученика с ОВЗ - Характеристика на ученика. Характеристика мышления у детей с детским аутизмом. Неудивительно, что даже интеллектуально-сохранный ребенок, страдающий аутизмом, при. На нашем сайте учителей вы можете скачать Характеристика ученика с ОВЗ Характеристика на ученика. Образец был подготовлен с целью предоставления на ПМПК. Характеристика обучающегося коррекционной школы I-II вида с аутизмом. Проблемы со здоровьем в дошкольный период. Семья. Пример написания логопедической характеристики на ребенка Характеристика мышления - Центр психолого-медико. Психологическая характеристика ученика (образец) Характеристика на ребенка в детском саду. Характеристика на дошкольника - образец. Характеристика. на воспитанника. МДОУ детского сада №.

характеристика на ребенка дошкольника аутиста образец

Другие статьи

Логопедическое заключение при аутизме

К сожалению ОНР 1 уровня не подойдет. Осознанную вокализацию ребенок не дает. Родители не уверены что он знает свое имя. На контакт (даже тактильный) не всегда идет с родителями. Поймать его взгляд не возможно. Внимание привлекают яркие предметы. Но и на них задерживает взгляд 5-7 сек. Предлагала порисовать отвернулся и отодвинул руки от листа, при этом старался его руками не задевать. Реагирует на замечания отца в случае если говорит громко и строго. наличие стереотипных движений, любимая игрушка веревочка, скакалка. Обнимает деревья, но выборочно. Породы могут быть разные. Самостоятельно не одевается. За столом знает свое место, есть свой стул. Начинается истерика если стул не стоит на нужном месте. После лечения начинает произносить звукосочетания амам. Иногда это подходит по ситуации к словам "есть", "кушать", но это же звукосочетание дает и в таких ситуациях, когда нельзя отнести ни с слову "есть" ни к слову "мама". А других не появлялось. На данный момент ему 7,4 года. Но по росту он на много выше сверстников и страдает ожирением

Полностью согласна с Натальей. Работаю городской ПМПК учителем-логопедом и по совместительству в коррекционной школе 8 вида. В моей подгруппе 2 аутиста. Одного вывели,а другой более спокойный остался. Картина такая же как описывает Наталья, логопедической коррекции не поддается: пробовала игрушки, НПИ, книги, картинки для артикуляции, никакой продуктивной реакции. На просьбу "Посмотри,как я делаю" или на Лягушонка - отворачивается в сторону, залезает под стол, прячется за кресло. и выдает целые абзацы услышанных рекламных роликов. На этом мои логозанятия заканчиваются. В классе такие дети мешают учителю (класс для детей с легкой у/о - F 70.0). Что делать учителю-логопеду?
И второй вопрос: можно ли купить видео с вебинарами на интересующие темы?

И все-таки, в продолжение темы разговора, КАКОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫСТАВЛЯТЬ АУТИСТАМ?

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Юлия Солодухина
Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Общие сведения о ребенке:

Дата рождения: 02.02.2006г

Дата зачисления на логопедический пункт: 17.09.13г

Заключения специалистов и ПМПК: ОНР 2-ур, инвалид детства, аутизм.

Анамнестические данные: со слов матери: речь развивалась не по возрасту. Беременность проходила хорошо. Токсикоза не было. Ребенок от второй беременности. Первый ребенок - здоров.

Жалобы родителей: Плохо шел на контакт с окружающими. Постоянные повторы слов, фраз, движений, уходы в себя. Ребенок посещал коррекционный сад

Характеристика условий воспитания:

Ребенок воспитывается в полной семье. До поступления в логопункт в школе ребенок посещал коррекционный детский сад, занимался дома с мамой, с логопедом. Мать очень старается помочь ребенку преодолеть его речевые нарушения, постоянно занимается с ним, расширяет кругозор.

Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка:

Этот ребенок действительно разительно отличается от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим нелегко контактировать с ним.

Ребенок не говорит слово: я. Постоянно говорит: «Арсений рисует и тд.». Ребенок может долго сидеть на месте. Боится громких звуков, сразу замыкается в себе. Может лечь на пол и повторять «Арсений страшно, Арсений боится». Внимание неустойчиво, занимается только тем, что ему нравится. Обучаем. Любит рисовать, знает счет до 10. Знает несколько букв. Штриховки закрашивает очень аккуратно, за края не заходит. Любит писать, рисовать, играть с карточками, камушками. Любит головоломки. Приходит на занятия с черепашками ниндзя. Знает все их имена.

Наблюдается склонность к рутинному порядку. Постоянно перекладывает вещи в том порядке, в каком ему удобно. Не выделяет живое и неживое. Для него все равно, кукла перед ним или человек. Знает многих животных, называет их, повторяет звукоподражательные звуки, изображая животного. Ассоциирует слово с другим словом. Например: подарок-день рождения- шарик. И- индюк, а- арбуз, машина-игра и тд.

Состояние представлений об окружающем не соответствует возрасту. Ребенку свойственны стереотипные механические движения и действия (размахивание руками, подпрыгивания, перекладывание предмета с места на место). От коллективной игры отказывается, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Частые «уходы в себя», ложится на пол, или прячется под парту. Вспышки агрессии редкие. Неадекватные реакции - оживление и смех, испуг и плач, стереотипные движения, речевое и двигательное возбуждение, говорит не слушая других, сам на какую-то особенную тему. Частично усваивает и частично воспроизводит материал урока. Пониженная работоспособность.

Данные о состоянии речи ребенка:

В беседу вступает охотно. Нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.); речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

Нет развернутого высказывания, говорит односложно. Постоянные повторы слов, неправильное применение слов и не знание их значения. Словарь ограничен. Состояние артикуляционного аппарата в норме. Речь ребенок все равно не использует в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Говорит невпопад: бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз. Механическое запоминание текста. Некоммуникативность речи и ее искажение. Ему трудно следовать развернутой инструкции, трудно понять многоречевое пояснение задания, поэтому ему надо давать коротки и точные инструкции. Очень нервничает, если у него не получается сказать правильно. Звуки все в норме.

Заключение логопеда о состоянии речи: ОНР 2-ур, аутизм.

Публикации по теме:

Характеристика-представление для Пмпк на ребенка дошкольного возраста Психолого-педагогическое представление на ПМПК (ПРИМЕР). Иванов Иван Иванович, дата рождения: 08.06 2009. Проживает по адресу: п. ….

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с аутизмом

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с аутизмом

Клинико-психолого-педагогическая картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Основными признаками синдрома РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов: 1) аутизм с аутистическими переживаниями; 2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости; 3) своеобразные нарушения речевого развития.


Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3—5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие:
аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;
к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно:
на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т.п. на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет ее очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;
своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;
к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;
потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает
такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.
Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.
Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т. п.). Игрушки если и используются, то не по назначению. Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок.
Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики. Д вижения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аугизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И наконец, страх тоже может быть связан с реальным пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры — «обидчицы»), который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.
Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты — оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Эти отличающиеся стойкостью фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов.
Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. Это:

мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
автономность речи;

позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе — «он» или «ты», о других иногда «я»);

нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное — до буквальности — сужение толкований значений слов), неологизмы;

нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения;

нарушения просодических компонентов речи.

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что накладывает весьма характерный отпечаток.
Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом, главная особенность которого — неравномерность, парциальность развития. Следует отметить особый характер этой парциальности: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением: 2 + З =. решается легче, чем задача: «У тебя было два яблока, мама дала еще три, сколько стало?»
Помимо этого, по данным зарубежных и отечественных авторов, от 2/3 до 3/4 детей с аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности. Во многих зарубежных концепциях именно нарушения когнитивного развития считаются центральными в патогенезе аутизма, и даже иногда высказывается мнение, что РДА следует рассматривать как своеобразный вариант интеллектуальных расстройств.
Нельзя согласиться с отождествлением РДА и интеллектуального недоразвития. Это следует уже из того, что ряд лиц с верифицированным в раннем детстве диагнозом РДА успешно заканчивают массовые школы, поступают в вузы и достаточно высоко поднимаются в жизни по ступеням социальной иерархии, хотя в детстве их интеллектуальная несостоятельность считалась очевидной и доказанной. Можно привести ряд примеров: Т. Грандин (США) — профессор биологии в университете Северного Колорадо, д. Уильямс (Австралия) — писатель, И. Юханссон (Швеция) — общественный деятель.
Такие случаи, однако, нечасты. В них мы видим ситуацию, когда аутистическая отгороженнсть ребенка от окружающего, аутистический барьер лишали развивающуюся психику необходимого притока сенсорной, аффективной, когнитивной информации. Формировалась клиническая картина, одной из наиболее ярких черт которой оказывалась выраженная интеллектуальная недостаточность. Правильная и своевременная коррекция аутизма становится в этом случае условием интеллектуального прогресса.
В ряде случаев встречаются аутистические черты поведения у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (идиотия, имбецильность).
Более типичен другой вариант: помимо аутистических нарушений у ребенка есть органическое поражение головного мозга и обусловленная им интеллектуальная недостаточность, чаще всего умеренная или тяжелая. Работа с таким ребенком исключительно сложна, поскольку обе составляющие сложного нарушения (аутизм и интеллектуальное недоразвитие) усугубляют тяжесть проявлений друг друга, существенно затрудняя коррекционное вмешательство. Применение классических методик олигофренопедагогики оказывается неуспешным из-за выраженных аутистических особенностей личности, а основанные на тонизировании эмоциональной сферы способы помощи аутичным детям не встречают достаточного уровня возможностей осмысления получаемой информации, в первую очередь эмоциональной.
В любом случае следует относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка очень осторожно, что связано с еще одной особенностью — неравномерностью развития отдельных интеллектуальных функций. Так, отличные вычислительные способности (ребенок легко складывает, вычитает, умножает, делит) сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи, или, обладая хорошей орентировкой в пространстве, ребенок не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги.

В клинико-психологической структуре РДА многое остается неясным. Не выявлен первичный, биологический по своей природе дефект. Самые разные точки зрения высказываются о том, что такое основной дефект: дезорганизованность восприятия, нарушения соотношения процессов сна и бодрствования, когнитивные и речевые проблемы, сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности). В настоящее время ни одна из этих точек зрения не может быть принята безусловно, но наиболее интересна и обоснована последняя, принадлежащая В.В.Лебединскому и О.С.Никольской. На ней следует остановиться несколько подробнее.

Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что аутист как бы выхватывает из окружающего отдельные: не связанные между собой фрагменты; формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным. Такой разорванный, несоединимый в целое мир непонятен и труднообъясним, он легко становится источником страхов.
В сенсорной сфере, как уже упоминалось, многие обычные, легко переносимые большинством воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. Также труднопереносимыми становятся эмоционально насыщенные явления и объекты, и в первую очередь человек, его лицо, его взгляд. В такой ситуации, когда окружающее непонятно и пугающе, когда оно становится постоянным источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутистический барьер надежно защищает ребенка практически от всех трудностей: по образному выражению К.С.Лебединской, ребенок забирается в аутизм, как улитка в раковину, ему там гораздо спокойней и приятней, но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишенным и столь необходимого для психического развития потока сенсорной, когнитивной, аффективной информации, и, если ребенку вовремя и правильно не помочь, он вне зависимости от потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом.
Очень важно отметить, что аутизм — образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекционным воздействиям.
Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие, часто не выходящие за рамки характерологических вариантов аутистические черты все-таки сохраняются.

Навигация по записям Добавить комментарий Отменить ответ

Детский аутизм - определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком

Детский аутизм - определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком Содержание:

Цель семинара: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Продолжительность: 2,5–3 часа.

Вступительное слово психолога

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

На семинаре мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы.

Что такое аутизм?

Ведущий предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

Ведущий предлагает участникам семинара и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему семинара.

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Особенности поведения ребенка-аутиста

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка