Руководства, Инструкции, Бланки

образец договора гчп img-1

образец договора гчп

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Министерство экономического развития Российской Федерации - Деятельность - Государственно-частное партнерство

Министерство экономического развития
Российской Федерации
Минэкономразвития России Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Использование механизмов частно-государственного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое  распространение в Российской Федерации.

ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.

ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Типовые концессионные соглашения

Методическое и информационное сопровождение

Инвестиционный Фонд Российской Федерации

Москва, Овчинниковская наб. д.18/1
+7 (495) 651-79-70
+7 (495) 951-53-32

Документов на странице:

Документов на странице:

Найдено документов: не менее 28.

© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб. д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1

Видео

Другие статьи

Что такое - ГЧП - и что такое - концессия?

Что такое “ГЧП” и что такое “концессия”?

Московские власти собираются передавать имущество городских больниц в концессию. рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заместитель мэра Москвы по социальному развитию Л.Печатников. Что это означает? Благо ли это?

ГЧП – государственно-частное партнёрство (или ЧГП). отношения между государством и частным партнером, получающие всё большее распространение. ГЧП представляет собой организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности в масштабах всей страны или отдельных территорий.

В широком смысле к основным формам ЧГП можно отнести:

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • государственные контракты;
  • арендные отношения;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;
  • соглашения о разделе продукции (СРП);
  • концессионные соглашения .

Для чего всё это?

Главная претензия государству состоит в том, что оно не обеспечивает полного набора необходимых общественных благ и услуг. Для использования преимуществ частного бизнеса перед государственным управлением и преимуществ государственных ресурсов и масштабов перед частным бизнесом и придумали ГЧП.

Государство может, должно и, как видим, намерено допустить участие частных структур в предоставлении общественных благ, размывая постепенно сложившуюся монополию в сфере инфраструктуры и социальных услуг. Функции государства смещаются в область адресной защиты наиболее уязвимых слоёв населения, что, в свою очередь, принципиально меняет отношение к возможности участия частного бизнеса в производстве и распределении общественных благ.

По концессионному соглашению (КОНЦЕССИЯ) частный партнёр государства (концессионер) получает в пользование государственные имущественные объекты и обязан обеспечивать бесперебойность оказания услуг, недискриминацию пользователей, общедоступность услуг, равенство тарифов на одинаковые услуги. С целью защиты публичного интереса в концессионном соглашении могут быть предусмотрены односторонние права и преимущества органа публичной власти перед концессионером для принятия мер.

Особенностью концессии является то, что государство (муниципальное образование), оставаясь полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Право же собственности на выработанную по концессии продукцию получает концессионеру. В рамках концессии государство прежде всего является органом публичной власти. В этом качестве оно не просто предоставляет партнерам по соглашениям часть своих правомочий как собственника, но и делегирует им часть своих властных функций. Делать это можно только на основании соответствующего властного акта государства. Таким образом, источник исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав – не статус государства, как собственника. а его прерогативы как органа публичной власти. Это юридический нюанс.

Очень важный момент: исключительный (суверенный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также самого государства.

Ряд характерных признаков концессии :

- её предметом всегда является государственная (муниципальная) собственность, а также монопольные виды деятельности государства либо муниципального образования;
- одним из субъектов концессионного соглашения выступает государство или муниципалитет (в лице соответствующих органов исполнительной власти);
- цель концессии – удовлетворение общественных нужд и потребностей;
- она всегда имеет договорную основу (концессионное соглашение);
- концессия опирается на возвратность предмета соглашения, который предоставляется частному партнеру за плату, определяемую в соглашении.

Можно выделить по меньшей мере три вида концессий :

  1. на уже существующие объекты инфраструктуры;
  2. на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов;
  3. передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

В России закон о концессионных соглашениях действует с 2005 г. Однако препятствием развития таких отношений было, пока есть, отсутствие в РФ публичного права. В концессии частному партнёру передаются объекты, принадлежащие государству и вопрос в том, насколько государство вообще может поступиться частью своего суверенитета в пользу частного бизнеса.

В настоящее время в развитых странах под действие публичного права подпадают объекты государственной собственности, публичные службы, природные ресурсы и отдельные виды монопольной деятельности государства. Публично-правовая собственность принадлежит всему обществу в целом и никому в отдельности. У нас только есть гражданское право, чего недостаточно для точной и правильной регламентации отношений между партнёрами ГЧП. Но эти нюансы вам не очень нужны. Важно, что процесс пошёл.

Суть новой тенденции взята, я думаю, из Европы, где ГЧП и, в частности, концессии, очень распространены. С помощью таких механизмов ЕС помогало восточно-европейским странам подтянуться до приемлемого уровня.

Дело в том, что с ростом уровня жизни, образовательного и культурного уровня населения ряд классических публичных благ – образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные услуги, культура – население предпочитает полностью или частично оплачивать самостоятельно, то есть рассматривает их как частные блага. В этой связи суверенитет государства перемещается с проблемы обеспечения общественными благами, как таковыми, в сторону гарантирования их достаточности и надлежащего качества. что для самого государства, я думаю, задача неподсильна и нереальна. Вот поэтому государства и привлекают частную инициативу и способности к эффективному управлению процессами для решения своих непосильных задач.

Передавать имущество лечебных учреждений в концессию позволяет закон «О концессионных соглашениях». Примеры частного управления государственным здравоохранением в России уже появились. В 2011 г. мэрия Новосибирска передала на 22 года частной клинике «Авиценна» по договору концессии роддом № 1, а ЗАО «Стоматологическая поликлиника № 6» получило стоматологическую поликлинику. По договору с городом «Авиценна» обязуется ежегодно проводить 48 процедур экстракорпорального оплодотворения нуждающимся в этой услуге бюджетникам, а стоматологическая поликлиника — безвозмездно обслуживать в год 300 льготников.

В том же году министерство земельных и имущественных отношений Татарстана передало компании «Ава-петер» (владеет клиниками «Ава-петер» и «Скандинавия») в концессию помещения «Центра планирования семьи». А правительство Ульяновской области собирается строить по концессионному соглашению хирургический корпус на территории областной больницы — конкурс по выбору концессионера запланирован на начало 2013 г.

В Москве, по данным департамента здравоохранения, 97 городских больниц, в том числе детские, специализированные и проч. На вопрос, какую часть из них планируется передать в концессию, представитель департамента не ответил. Список больниц, предназначенных в концессию, пока не определен, говорит Печатников, пишет «Ведомости». Концессионеров город будет выбирать на конкурсе — выбирая лучший из предложенных бизнес-планов. Победитель получит право управлять больничным имуществом и возьмёт на себя часть городского заказа, в том числе обслуживание пациентов по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). Москва получит высококлассное лечебное учреждение, работающее на город, но не будет нести затрат на его содержание, объяснил «Ведомостям» идею Печатников.

Сейчас есть претендент на отдельную больницу, в её реконструкцию инвестор планирует вложить до 150 млн. евро, говорил в эфире «Эха Москвы» Печатников. Речь идёт о городской клинической больнице № 63 на пр-те Мира, которой интересуется в числе других претендентов «Европейский медицинский центр» (ЕМЦ), сообщил Печатников. ЕМЦ готов участвовать в конкурсе, подтвердил гендиректор компании А.Гапеев. Дата конкурса не назначена, говорит Печатников. По словам его представителя, торги могут состояться в конце этого — начале следующего года.

Сейчас городская клиническая больница № 63 — это терапевтическое лечебное учреждение, в котором 30 лет не было ремонта, говорит Гапеев, на её базе ЕМЦ предлагает создать четыре высокотехнологичных медицинских центра общей площадью около 30 000 кв. м: перинатальный, эндоваскулярной хирургии, реабилитационный и центр позитронно-эмиссионной томографии. Около 40% мощностей больницы будет использоваться для обслуживания пациентов с полисами ОМС (после реконструкции больница сможет обслуживать сопоставимое с нынешним число таких пациентов за счет внедрения новых технологий) и оказания высокотехнологичной медицинской помощи, остальное — для обслуживания пациентов с полисом добровольного медицинского страхования (ДМС) и за наличный расчёт. Для полной реконструкции больницы, по оценкам Гапеева, потребуется 140-150 млн. евро. Финансировать проект ЕМЦ будет из собственных и привлеченных средств. Срок концессии будет исчисляться десятками лет, точной цифры нет, она будет определена в конкурсной документации. говорит Гапеев.

По словам Печатникова, город уже получил предложения от девяти инвесторов, в том числе страховых компаний.
«Мы в курсе этого вопроса и находимся в активном общении с мэрией Москвы, — комментирует гендиректор “Альфастрахования” В.Скворцов. — Очевидно, что для нас как для компании, которая имеет собственную сеть поликлиник и активно работает на рынке ДМС и ОМС, это представляет большой интерес. Сейчас мы изучаем открывающиеся дополнительные возможности, проводим оценку инвестиций и отдачи от них».

В мае 2008 г. была подписана Транспортная федеральная целевая программа, где большие надежны возлагаются на ГЧП в виде концессии. Частные инвестиции в транспортные проекты предполагается довести до 4 – 5% ВВП, а пропорции государственного и частного финансирования – приблизить к 35%. 65%. Конечно, вряд ли все инфраструктурные проекты в России будут развиваться в форме концессий. Не проработан и порядок отбора проектов и выделения средств на концессионные соглашения из Инвестиционного фонда РФ. Более вероятно заключение концессий, ориентированных на модернизацию и эксплуатацию действующих имущественных комплексов – аэропортов, портов, вокзалов, отдельных терминалов. Так, в апреле 2008 г. в Санкт-Петербурге был объявлен конкурс претендентов на концессионное соглашение по аэропорту Пулково. Концессионер должен инвестировать 600 млн. евро в строительство новых терминалов, а взамен получит аэропорт в управление на 30 лет.

Наиболее распространены следующие механизмы ГЧП:

ВОТ (Build, Operate, Transfer – строительство – эксплуатация/ управление – передача). Этот механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.

BOOT (Build, Own, Operate, Transfer – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передаётся публичной власти.

ВТО (Build, Transfer, Operate – строительство – передача – эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения.

BOO (Build, Own, Operate – строительство – владение – эксплуатация/управление). В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остаётся в распоряжении инвестора.

ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer – строительство – эксплуатация/управление – обслуживание – передача). Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.

DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer – проектирование – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование.

В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate – проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация/управление) специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.

Эти знания сейчас могут вам пригодиться, т.к. ГЧП получают сейчас очень хорошую динамику и умные чиновники, как и бизнесмены, находят там очень хорошие перспективы. Вы здесь ещё не опоздали и можете успеть. Я лично себе план уже наметил и он в реализации. Ищите и вы, чем помочь государству: где оно плохо справляется, что ему не свойственно и не нужно и от каких забот ему следует избавиться. Процесс ГЧП пошёл.

ОТВЕТЫ ГЧП

/ ОТВЕТЫ ГЧП

ГЧП развивается в Японии сравнительно быстро, сохраняя тенденцию к расширению и стабильный характер. Оно устойчиво возрастает по всем количественным показателям, в первую очередь по числу и масштабам самих соглашений в сфере ГЧП. Если по началу на рынке ГЧП доминировали малые и средние контракты, то в последние годы среди них появляется все больше проектов крупномасштабным 1 млрд. дол. США. Их участники уверены в надежности такой формы хозяйственного взаимодействия. Не случайно средний срок действия проекта ГЧП в Японии исчисляется 25-30 годами. Растет и общий объем инвестиций в такие проекты.

Одна из особенностей японской практики регулирования – детально разработанная нормативно правовая база.

Разработан и действует широкий круг мер экономической поддержки партнеров:

- предоставление в безвозмездное пользование гос собственности и сдача в аренду гос административной собственности;

- приобретение государством долговых обязательств операторов;

- выдача беспроцентных кредитов по линии гос фин. институтов и учре-й;

- содействие партнерам в приобретении земли и др.

В Японии придается весьма серьезное значение обеспечению консультационного воздействия развитию ГЧП. Оно рассматривается как один из приоритетов, необходимый практический шаг по оказанию частному сектору помощи и поддержки: 1) по поиску, сбору и анализу необходимой информации; 2) с целью минимизации трансакционных издержек при подготовке и согласованию необходимых документов.

11. Государственно-частное партнерство в Канаде: тенденции развития

Проекты ГЧП в Канаде проводились в основном на трех уровнях: федеральном, провинциальном/территориальном и муниципальном. Органом-поставщиком по проектам ГЧП в Канаде может быть Ее Величество Королева в Праве Канады, королевское (федеральное) агентство, провинциальное/территориальное или провинциальное агентство (или офис), или муниципалитет.

ГЧП развивалось в Канаде эволюционно и благодаря его концепции, оговоренной в канадском законе о стратегическом инфраструктурном фонде (2002 г), в котором предусматривается «выплата» отчислений подходящим получателям за проведение крупных стратегических инфраструктурных проектов, которые способствуют экономическому росту или повышают уровень жизни в Канаде, и которые способствуют достижению Канадой целей в отношении инфраструктуры” и указывает, что”Фонд, когда это уместно, будет способствовать использованию партнерств между государственными и частными учреждениями”.

Муниципалитет может заключить контракт с третьей стороной об эксплуатации его водопроводных сооружений, системы очистки воды, системы канализации или других систем водоснабжения на срок до 25 лет. Закон Канады о стратегическом инфраструктурном фонде, в соответствии с которым образованный фонд обязуется продвигать использование партнерств между государственными и частными учреждениями в соответствующих обстоятельствах; Закон о соглашениях о партнерствах в секторе здравоохранения (БК), который применяется, если партнер из сектора здравоохранения заключает соглашение с партнером из частного сектора.

Часто муниципальные власти не могут заключать контракты с обязательствами по расходам на срок свыше пяти лет без получения наказа избирателей через проведение референдума. Однако это не оставляет возможностей для муниципальных ГЧП, которые не должны требовать от органа управления делать платежи за эксплуатационную готовность. Это – основная причина, почему недавно был организован фонд Канады ГЧП на сумму 1.2 млрд. канадских долларов, программа, основанная на качестве, с целью поддержки инфраструктурных проектов ГЧП, развивают канадский рынок ГЧП и создают существенные общественные блага

Внедрение проекта и процесс заключения контрактов

Каждый уровень власти использует различные аффилированные компании для предоставления общественных услуг, кроме прямого предоставления данных услуг. Каждая провинция отвечает за планирование и внедрение своего собственного бюджета.

ГЧП в широком смысле применялись разными уровнями правительства и некоторыми предприятиями для проведения широкого спектра небольших и средних проектов. Однако крупные капитальные проекты, включающие долгосрочные, частным образом финансируемые концессии, в основном проводились в четырех провинциях: Британская Колумбия (“БК”); Альберта; Онтарио; и Квебек. Правительство Канады объявило о формировании «PPP Canada Inc.» (“PPP Canada”) в бюджете 2009 года. «PPP Canada» - это ГЧП офис федерального правительства, и его цель – поощрение дальнейшего развития ГЧП рынка Канады. «PPP Canada» будет осуществлять управление Фондом государственно-частных партнерств, национальной инфраструктурной программы, введенной как часть бюджета 2007 года.

12. Государственно-частное партнерство в США: тенденции развития

Практика государственно-частного партнерства (ГЧП) в США имеет долгую и обширную историю. Самые первые форматы возникли более двухсот лет назад в период становления американской государственности. Сейчас на территории страны успешно действуют тысячи примеров ГЧП между федеральными, муниципальными органами власти и деловым сообществом.

Наиболее распространенными сферами сотрудничества являются модернизация инфраструктуры, развитие транспортной системы, экономичное использование водных ресурсов, утилизация бытовых отходов и т.д. Сегодня, по данным Национального института государственно-частного партнерства, из 65 среднестатистических муниципальных сервисных служб - 23 функционируют в формате ГЧП (более 30 проц.).

На практике, взаимодействие между заинтересованными сторонами регламентируется федеральными и местными законодательными актами, которые утверждаются Конгрессом (если речь идет об общенациональных программах), либо местным законодательным собранием.

Кроме того, по линии этих ведомств осуществляется ряд программ международной помощи в контексте обязательств США по достижению «Целей развития тысячелетия». Координацию содействия международному развитию (СМР) в США осуществляет Агентство по международному развитию. Оно, в соответствии Законом о международной помощи (Foreign Assistance Act) принятым в 1961 г. официально уполномочено оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой. В число приоритетов США входят вопросы борьбы с голодом, бедностью, инфекционными заболеваниями и последствиями стихийных бедствий, в распространении эффективных методов охраны окружающей среды, образовании, в проведении экономических и демократических реформ, создании и укреплении институтов гражданского общества.

В основе деятельности Агентства лежат отработанные механизмы формирования государственно-частных партнерств. С 2001 г. в рамках разработанной AMP программы Глобального альянса в интересах развития (Global Development Alliances) было создано 1700 партнерств, что позволило дополнительно мобилизовать на цели развития по линии частного сектора более 9 млрд. долл. в то время как объем государственных инвестиций составлял около 1 млрд. долл. Основное внимание в США уделяют осуществлению СМР в Африке. Так, в рамках «Глобальной инициативы здоровья» планируется предотвратить около 12 млн. новых инфекционных заражений вирусом иммунодефицита, охватить до 85% всех беременных обследованием на предмет позитивной ВИЧ-реакции, а также предоставить антиретровирусное лечение 4 млн. зараженных. За счет помощи лекарством предполагается сократить смертность от туберкулеза на 50% (1,3 млн. чел.).

13. Современное состояние и перспективы развития ГЧП в Беларуси. Роль и значение ГЧП при проведении государственной И и И политики. Проблемы, недостатки и перспективы развития Н-П базы ГЧП в Беларуси. Проекты законов «О ГЧП», «О концессиях».

Беларусь находится в самом начале пути формирования эффективной системы государственно­частного партнерства. Государственные структуры принимают меры для совершенствования и преодоления недостатков действующей экономической системы с учетом международного опыта. При этом, важную роль играют стимулы к активному участию всех заинтересованных сторон в этом процессе для того, чтобы внедряемые механизмы государственно­частного партнерства служили во благо государства, бизнеса и населения. Для преодоления стимуляционных ограничений в процессе повышения эффективности использования ресурсов республики важно совершенствовать институты, которые оказывают влияние на экономичные решения субъектов экономики. Эффективные институты снижают трансакционные издержки предприятий, поощряют дополнительные инвестиции и инновации, стимулируют эффективное использование наемными менеджерами активов предприятия, содействуют их объективной экономичной оценке и перемещению прав собственности к наиболее эффективным собственникам. Таким образом, институты оказывают непосредственное влияние на эффективность решений о реаллокации ресурсов, в том числе государственных активов, создают стимулы для постоянной реструктуризации бизнеса и реализации инноваций. Одним из таких институтов является государственно­частное партнерство, для развития которого в свою очередь необходимо устойчивое функционирование в Беларуси центра субконтрактации и увеличение полномочий местных органов власти в вопросах экономического развития регионов.

14. Основные разновидности институциональных и контрактных форм ГЧП

Институциональные ГЧП – это все виды совместных предприятий между государственными и частными участниками, а также продажа долей государственных компаний частным для привлечения финансирования и качественного управления проектами

Контрактные государственно-частные партнерства

1. Контракты на предоставление услуг. Для данной формы ГЧП характерно применение системы оценки качества оказанных услуг. Правительство заранее устанавливает ключевые показатели эффективности и оплачивает услуги частной стороны в зависимости от выполнения этих показателей.

2. Контракты на управление и содержание. Реализация контрактов на управление и содержание направлена на улучшение внутренней системы управления и операционной деятельности объекта.

В данных контрактах объектами могут послужить организации социальной направленности, в том числе не исключается жилищно-коммунальная сфера. Заключая договоры на управление и содержание, частный сектор берет на себя обязательства по обеспечению нормального функционирования того или иного объекта. Вместе с тем, остальная ответственность, связанная с рисками неплатежей по коммунальным сборам и возвратом вложенных средств, остается за государственными органами.

3. Контракты на эксплуатацию и содержание (аренда, лизинг). Целью использования данной формы ГЧП является повышение операционной эффективности и улучшение качества оказываемых услуг, а также привлечение средств из частного сектора для финансирования объекта.

Частный сектор арендует государственное имущество, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры, как правило на длительный срок, и несет ответственность перед потребителем как оператор услуг. Выступая как частный оператор, получает вознаграждение за эксплуатацию и содержание объекта, размер которого напрямую зависит от его показателей эффективности. Кроме того, выплачивает государству арендную плату, которая используется для внесения капитальных вложений.

4. Контракты ВОО (строительство – эксплуатация – владение) и выведение из государственного сектора является промежуточной формой ГЧП между концессией и приватизацией. В отличие от концессии, срок возврата объекта государству не устанавливается, в отличие от приватизации, ответственность перед населением за оказание услуги, определенной в соглашении ВОО, остается за государством [5

5. Концессии являются наиболее актуальной формой ГЧП. Это можно объяснить наиболее сбалансированным распределением рисков в концессионных соглашениях, чем в других формах ГЧП. Особенность состоит в том, что государство, оставаясь полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока определенные функции, которые оговариваются в соглашении, наделяя его при этом соответствующими правомочиями. Одно из них заключается в том, что он получает исключительное право не допускать аналогичной деятельности других лиц и самого государства. За пользование государственной собственностью концессионер вносит плату, оговариваемую в соглашении. На выработанную продукцию концессионер получает право собственности.

15. Преимущества и недостатки контрактов, сочетающих в себе различные виды работ и отношения собственности (BOOT, BBO, BOT, BTO, BOO, DB, DBO..)

«Приобретение – строительство – эксплуатация» (BBO – Buy – BuildOperate):

Передача государственного имущества частной и государственной структуре на условиях контракта, согласно которому имущество должно быть модернизировано и эксплуатироваться определенный период времени. Государственный контроль осуществляется на протяжении действия контракта о передаче имущества.

«Строительствовладениеэксплуатация» (BOOBuild – Own – Operate):

Частный сектор финансирует, строит, владеет и эксплуатирует сооружение или оказывает услугу на основе пожизненного владения или аренды.

Особенность данных арендных отношений заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату.

Это наиболее распространенная форма участия частного сектора в энергетическом секторе во многих странах мира. По проекту BOO местные органы государственного управления (или организация распределяющая электроэнергию) может иметь или не иметь долгосрочный договор купли-продажи энергомощностей по согласованной цене от оператора проекта.

«Строительствовладение – эксплуатацияпередача» (BOOTBuild – Own – Operate – Transfer )

Структура частного сектора получает франшизу на финансирование, формирование, построение и эксплуатацию сооружения (а также на взимание платы за использование) на определенный период, по истечении которого право собственности возвращается государству.

«Строительство – эксплуатация – передача» (BOT – Build – OperateTransfer):

Частный сектор проектирует, финансирует и строит новое сооружение на основе долгосрочного концессионного соглашения и эксплуатирует его в период действия этого соглашения.

«Строительство – передача– эксплуатация» (ВТО – Build – Transfer – Build)

Частный сектор проектирует, финансирует и строит новое сооружение на основе долгосрочного концессионного соглашения и передается государственному сектору. Эксплуатацию осуществляет частный сектор.

«Строительство – аренда - эксплуатация – передача» (BLOTBuild – Lease –Operate – Transfer):

Компания частного сектора получает франшизу на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию арендуемого сооружения (а также и взимание платы с потребителей услуги) на период аренды, внося рентную плату.

«Проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация» (DBFO –Design – Build – FinanceOperate ):

Частный сектор проектирует, финансирует, строит и эксплуатирует новое сооружение на основе и в период долгосрочной аренды. Частный сектор передает новое сооружение государственному сектору по истечении аренды.

«Проектирование – строительство – владение – управление – передача» (DBOOT–Design–Build–Own–Operate–Transfer):

Особенностью соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование.

16. Определение концессии. Место и роль концессий в системе форм ГЧП.

Концессии (концессионное соглашение ) – форма отношений между государством и частным бизнесом, получающее все большее распространение и имеющая наиболее длительный срок взаимоотношения государства и бизнеса (от 5 до 39 лет). Особенность состоит в том, что государство, оставаясь полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока определенные функции, которые оговариваются в соглашении, наделяя его при этом соответствующими правомочиями. Одно из них заключается в том, что он получает исключительное право не допускать аналогичной деятельности других лиц и самого государства. За пользование государственной собственностью концессионер вносит плату, оговариваемую в соглашении. На выработанную продукцию концессионер получает право собственности. По этому соглашению концессионер (частный партнер) обязан подчиниться требованиям публичных интересов, оказывать соответствующие услуги, делать их общедоступными и устанавливать одинаковый тариф на эти услуги. В случае обстоятельств, приносящие угрозу обществу, государство принимает законные меры, не прописанные в соглашении.

Можно говорить о следующих преимуществах концессионных договоров:

– концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательство осуществлять все затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, переданных в концессию, покрывая свои издержки, например, за счет тарифов;

– концессии устанавливают достаточно жесткие долгосрочные юридически оформленные, то есть стабильные, отношения между государством и концессионером;

– концессионные договоры позволяют привлекать частный, в том числе иностранный, капитал без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами.

В соответствии с действующим законодательством, инвестиционная деятельность в Республике Беларусь может осуществляться в различных формах, в том числе в форме концессии.

Заключение и выполнение концессионных договоров регулируются вышеназванным Законом, условиями концессионных договоров, иными актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь

17. Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора как форма ГЧП

Государственный или муниципальный контракт – договор, заключенный заказчиком от имени государства, субъекта РБили муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора

Предмет контракта: Софинансирование + Строительство + Эксплуатация

Форма собственности на имущество: Государственная

Контрактнаясущность этих отношений. «Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Подавляющая часть контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не относится к ГЧП по следующим причинам.

Во-первых, их выполнение не предполагает государственно-частное софинансирование. Деятельность в рамках государственного/муниципального контракта осуществляется, как правило, на средства государства/муниципального органа власти и регламентируется условиями контрактного договора, сметами расходов и другими документами. Подрядчик государства не имеет права произвольного распоряжения полученными из бюджета средствами.

Во-вторых, при выполнении таких контрактов подрядчик не несет серьезных финансовых рисков, поскольку финансирование осуществляется в полном объеме органом власти. Соответственно для контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не характерны сложные схемы распределения, перераспределения рисков между сторонами их страхования.

В-третьих, в государственном контракте или приложениях к нему регламентируются многие характеристики деятельности подрядчика, отсутствующие в контрактах ГЧП: перечни используемых и закупаемых материалов и оборудования, организация рабочего процесса (порядок ведения журнала работ, проведения оперативных совещаний и т.д.).

Однако многообразие государственных и муниципальных контрактов на закупку товаров и услуг, возможность сочетания различных видов таких контрактов, в частности с привлечением для их выполнения средств частного сектора на условиях софинансирования, иногда стирают грань между ними и ГЧП.

Таким образом, отношения ГЧП в рамках государственного или муниципального контракта возникают только в том случае, если для удовлетворения государственных или муниципальных нужд привлекаются внебюджетные источники финансирования.

Структура государственного контракта с инвестиционными обязательствами частного сектора может быть, например, следующей:

1. Предмет контракта. 2. Имущественные права сторон.

3. Сроки и содержание этапов реализации проекта. Инвестиционный план-график.

4. Права и обязанности сторон.

5. Ответственность сторон.

7. Изменение и прекращение контракта.

8. Форс-мажор. 9. Разрешение споров.

18. Соглашения о разделе продукции как форма ГЧП

Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса. В соответствии с Федеральным законом №225-ФЗ от 30.12.1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым государство предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Эта форма, безусловно, имеет сходство с концессией, однако все же отличается от нее. Различия, прежде всего, проявляются в институте отношений собственности между частным бизнесом и государством. Так, например, в концессионных соглашениях Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» №1, 2014 субъекту предпринимательской деятельности принадлежит вся выпущенная продукция, товары и услуги, а в соглашениях о разделе продукции частному инвестору принадлежит лишь его часть. Как правило, подобного рода соглашения заключаются сторонами в отношении добычи нефтепродуктов.

19. Аренда государственной собственности как форма ГЧП

Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях, передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества. Не менее распространенный механизм ГЧП как в прошлом, так и настоящем – аренда.

Содержанием арендных взаимоотношений органов государственной или муниципальной власти и частного партнера является передача государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В такого рода отношениях в обязательном порядке предусматривается возвратность самого предмета отношений, предусмотренного договором аренды, но права по распоряжению имуществом сохраняется за собственником (государством) и не передается второй стороне соглашения (частному партнеру).[3]

Модель лизинга является наиболее подходящей для сооружения общественных зданий. В мире накоплен весьма представительный опыт лизинговых форм партнерства органов местного самоуправления с частным бизнесом.

20. Смешанные ГЧП как форма государственно-частного партнерства

Привлечение частной инициативы и инвестиций при сохранении государственного контроля над активами (такими, как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение, и т.д.) может быть эффективно реализовано в рамках совместных предприятий именно со смешанным государственно-частным капиталом.

Признаки ГЧП при смешанном ГЧП предприятии:

- взаимодействие сторон в ГЧП достаточно обеспечено в законодательном плане;

- подобное взаимодействие создает возможности для соблюдения паритета, баланса обоюдных интересов;

- организационно-правовая форма такого партнерства – ОАО – означает его четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель – удовлетворение государственного интереса);

- в процессе взаимодействия сторон консолидируются, объединяются их активы (ресурсы и вклады);

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в рамках ГЧП результаты, распределяются между сторонами в пропорциях согласно вкладу в уставный капитал ОАО.

Смешанные предприятия могут создаваться сразу, в результате частичной реприватизации государственных корпораций или путем «филиализации», при которой смешанную форму приобретают, как правило, дочерние и внучатые компании государственных холдингов. При этом степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

Основополагающей чертой взаимодействия государства и частного сектора в условиях смешанных предприятий является возможность достижения баланса интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации. Для государства основное преимущество участия в капитале акционерных обществ заключается в том, что частные инвестиции направляются для создания, улучшения и эффективного использования государственного имущества, не включенного в свободный хозяйственный оборот, но важного для экономики страны и повседневной жизни граждан. Данный аспект ГЧП необходимо рассматривать в контексте развития положений Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ.