Руководства, Инструкции, Бланки

как правильно оформить сочинение образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как правильно писать сочинение?

Как правильно писать сочинение?

Прежде чем начать писать сочинение на заданную тему, прочти основные рекомендации и придерживайся их впоследствии.

Рекомендации по написанию сочинения
  • Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.
  • Вступление и заключение вместе должны составлять не более одной трети всего сочинения.
  • Чтобы работа получилась логичной, обязательно составь план на черновике по нашим рекомендациям.
  • Содержание сочинения должно освещать основной вопрос - тему работы.
  • Сочинение не должно быть простым пересказом текста.
  • Приветствуется, если ты проявляешь эрудицию и умение сопоставлять, задействуя в сочинении примеры из других произведений, из жизни. Но не переборщи, чтобы все было уместно.
  • Обязательно дели текст на абзацы.
Как правильно писать сочинение: этапы работы

Итак, тема сочинения не может быть заменена другой, близкой по смыслу. То есть, твоя задача - как можно полнее раскрыть главный вопрос работы, написать строго на заданную тему.

План сочинения на черновике

Сейчас возьми черновик и составь план работы. Мысленно преобразуй тему сочинения в вопрос. Подумай, как бы ты на него ответил - это и будет основная мысль твоей работы. План основной части (между вступлением и заключением) раздели на несколько пунктов, которые логически будут переходить от одного к другому и постепенно отвечать на главный вопрос сочинения. Воспринимай основную часть, как логическое и последовательное доказательство твоей точки зрения по данному вопросу. По такому плану тебе будет намного проще писать сочинение на чистовике: постепенно раскрывай каждый пункт основной части плана, так ты и получишь готовое сочинение на заданную тему.

Вступление

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо серьезно отнестись не только к основной части, но и к вступлению. Существуют различные варианты вступительной части сочинения:

  • К примеру, ты можешь применить историческое введение, то есть, начать свое сочинение с краткой характеристики эпохи, анализируя экономическую, политическую или социальную обстановку и привязывая это к теме работы.
  • Также можно начать с аналитического введения, поразмыслив над центральным понятием темы сочинения.
  • Если ты берешь биографическое введение, анализируй изменение взглядов писателя, его жизнь, вспомни об истории написания данного произведения.
  • Сравнительное введение требует упомянуть былые литературные течения и поразмыслить над тем, что нового внес автор в развитие литературы.
  • Как альтернативу, можешь использовать лирическое введение, когда будешь сопоставлять тему сочинения с личным опытом, мыслями и чувствами от прочитанного.
Основная часть

Пиши основную часть сочинения, строго следуя своему логическому плану на черновике. Не уходи в "дебри", старайся четко ответить на главный вопрос, доказывая свою точку зрения, подкрепляя ее цитатами и примерами из текста.

Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

Заключение

Здесь должны быть четко сформулированы выводы сочинения. Поразмыслите об актуальности и вечности поставленной проблемы. Кратко раскройте смысл образов героев и произведения. Опишите его воздействие на современников, на следующие поколения. Заключение - это итог всем рассуждениям в основной части, краткое резюмирование.

Вот такие нехитрые рекомендации должны помочь вам справиться с поставленной задачей - написанием сочинения. Правда, за долгие учебные года вам еще предстоит узнать, как писать эссе. изложение, рассказ и т.д. Возможно, на уроках литерауты вы познакомитесь и с правилами написания стихотворений, но это уже совсем другой вопрос.

как правильно оформить сочинение образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Требования к оформлению сочинений

    Требования к оформлению сочинений

    1. Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те

    темы, названия которых представляют собой цитату.

    2. Эпиграф записывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается.

    Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой ниже и не

    заключается в скобки. Если автор сочинения хочет назвать ещё и

    произведение, из которого взят эпиграф, то это название следует писать

    в кавычках в той же строке, что и фамилию автора, поставив после

    3. Слово План пишется после эпиграфа, если таковой имеется, или же сразу

    после темы, посередине строки. После слова План ставится точка.

    4. План состоит из трех частей: Вступления, основной части и заключения,

    которые обозначаются римскими цифрами. После римских цифр ни точка, ни

    скобка не ставятся. Основная часть должна быть развёрнута, то есть

    содержать не менее трёх пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без

    скобок), после которых ставится точка. Пункты основной части (один,

    два или все) также могут быть развёрнуты, то есть подпункты,

    обозначенные буквами, после которых ставится скобка (не менее двух

    подпунктов). Если сочинение большое по объёму, то развёрнутыми в плане

    могут быть и вступление, и заключение.

    5. при переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на

    следующую строку место под римскими, арабскими цифрами, буквами

    6. после формулировки любой из частей сочинения ставится точка. Следующая

    формулировка пишется с заглавной буквы. Так же расставляются знаки

    препинания и при написании формулировок пунктов основной части

    вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты)

    имеет подпункты, то после формулировки такого пункта ставится

    двоеточие, а после формулировок подпунктов – точка с запятой.

    Формулировки подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы.

    После формулировки последнего подпункта ставится точка, и формулировка

    следующего пункта или следующей части начинается с заглавной буквы.

    7. формулировки частей сочинения, пунктов должны нести максимум

    информации, которую можно заключить в короткой фразе, потому в плане

    недопустимы формулировки типа «Стихотворение С. Торайгырова «Сухое

    дерево»«, «образ Плюшкина», т. к. они расплывчаты, и скорее

    представляют собой тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла

    сочинения, следует сделать формулировки более ёмкими, например:

    «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое

    дерево»«, «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»

    8. в формулировках плана недопустимы глаголы в любой форме, кроме формы

    9. Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.

    10. Если автор составляет цитатный план или использует цитаты в некоторых

    формулировках, то следует цитату заключить в кавычки, а фамилию

    автора записать в конце цитаты и заключить её в скобки.

    11. в соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы.

    12. сочинение пишется после плана красной строки.

    13. даты в сочинении следует писать цифрами: век – римскими, год, число –

    арабскими, любые другие числительные рекомендуется писать прописью.

    Записывать век арабскими цифрами не следует, хотя такая запись не

    является поводом для снижения отметки за сочинение.

    14. при оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными

    правилами, изложенными в учебнике русского языка, поэтические цитаты,

    в которых сохраняется стихотворная строка, записываются по средине

    листа и без кавычек.

    15. сочинение должно быть написано аккуратно, разборчиво.

    Сочинение (этапы работы, рекомендации)

    Сочинение (этапы работы, рекомендации) Требования к оформлению сочинений

    1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).

    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:

    II Основная часть.

    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»

    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.

    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.

    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.

    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).

    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?

    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.

    2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.

    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).

    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.

    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.

    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.

    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.

    «Тема не раскрыта»

    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:

    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

    Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.

    В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.

    Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.

    Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.

    Любое сочинение состоит из трех частей.

    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).

    Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.

    Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.

    Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

    Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

    Например, план может выглядеть так:

    Свет и тени натуры Обломова

    (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)

    I. Обломов — сложный человек.

    II. Положительные и отрицательные черты в характере

    героя романа И. А. Гончарова.

    1. Тени натуры Обломова:

    1.1. барин — ленивец;

    1.2. раб самому себе;

    1.3. Обломов и Захар.

    2. Пустые мечтания.

    3. Светлые стороны натуры Обломова:

    3.1. доброта души;

    3.2. любовь к детям;

    3.3. любовь к Ольге.

    4. Обломов — поэт в душе.

    III. Обломов — живой, реальный человек.

    План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.

    Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!

    И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

    Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ? всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ? части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.

    При переписывании следите за стройностью и соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.

    Основные части сочинения:

    1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.

    2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.

    3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :

    историческое. даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.

    аналитическое. наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.

    биографическое. правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.

    сравнительное. проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.

    лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.

    4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.

    5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.

    Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.

    Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:

    Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.

    Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.

    Как написать сочинение

    «Залог успеха,
    Соль удачи —
    Трудолюбивое терпенье.
    А без терпенья мало значат
    И озаренье
    И уменье…»
    Л.Татьяничева

    Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

    КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
    • вступление
    • основная часть
    • заключение

    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

    ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

    Во вступлении может:
    • содержаться ответ на заданный по теме вопрос
    • представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»)
    • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
    • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)

    Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

    В основной части следует избегать:
    • пересказа литературного произведения
    • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

    Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

    Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

    Заключительная часть должна быть:
    • короткой, но емкой
    • органически связана с предыдущим изложением

    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

    Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.

    Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.

    Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен на «отлично»
    • Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.
    • Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.
    • Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.
    • Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.
    • Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.
    • При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.
    • Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.
    • Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.
    • Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
    • И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу.

    Составитель: Ведерникова И.

    В зале делового чтения в помощь учебному процессу разработаны мероприятия «Школа самообразования и организации умственного труда». Принимаются заявки на проведение мероприятий.
    Тел: 9-06-60
    email: zdch@foramail.ru