Руководства, Инструкции, Бланки

руководство губэп и пк мвд рф официальный сайт img-1

руководство губэп и пк мвд рф официальный сайт

Категория: Руководства

Описание

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии. проверенной 16 июня 2013; проверки требуют 12 правок .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии. проверенной 16 июня 2013; проверки требуют 12 правок .

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ. обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года — Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России). В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Бывший начальник — генерал-лейтенант полиции Сугробов Денис Александрович.

Нынешний начальник ГУЭБиПК МВД России — генерал-майор полиции Миронов Дмитрий Юрьевич [1] .

Основная информация

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации. федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. международными договорами Российской Федерации. нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Пресса о ГУЭБиПК МВД России

1) В Санкт-Петербурге арестована преступная группа «чёрных риелторов », участники которой подозреваются в незаконном завладении более чем 20 квартирами. Об этом говорилось в сообщении Департамента экономической безопасности МВД России. [2]

2) Департамент экономической безопасности МВД сообщил о возбуждении дела против руководителя одного из крупных торговых центров Москвы. Представители этого ТЦ требовали компенсацию у компании Panasonic, планировавшей закрыть магазин и вывезти товар. Как сообщил «Маркеру» источник в представительстве Panasonic. дело возбуждено против Алексея Киселева, возглавляющего ООО «Агентство коммерческой безопасности» (АКБ). Эта фирма является арендодателем-посредником в торговом комплексе «Черемушки». [3]

3) Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России распространил сообщение о том, что пресечена деятельность организованной группы банкиров, занимавшихся незаконным обналичиванием и легализацией денежных средств. «В группу входили советник председателя правления Темпбанка Ефремов Дмитрий Валерьевич, начальник клиентского управления КБ „Империя“ Савченко Маргарита Бекировна, её дочь Савченко Наталья Юрьевна, а также иные лица, выполняющие их указания» [4]

Создано данное подразделение в 1937 году. Названия в разные годы — БХСС. ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Как центральный аппарат курирует УБЭП (управления по борьбе с экономическими преступлениями) и УНП (управления по налоговым преступлениям), структурно входящие в региональные органы внутренних дел.

Примечания

Другие статьи

Освобожден от должности глава антикоррупционного главка МВД - Российская газета

Генерал от должности свободен

Президент своим указом от 21 февраля освободил от должности начальника главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ генерал-лейтенанта полиции Дениса Сугробова .

Сугробов занимал этот пост с июня 2011 года, возглавив ведомство в звании полковника. Причины отставки генерала не указаны. В то же время в МВД не комментируют указ.

Возможно, увольнение Сугробова связано с тем, что вокруг главка недавно разразился скандал из-за уголовного дела, по которому проходят несколько высокопоставленных сотрудников ведомства. Ранее в СМИ сообщалось о возбуждении уголовного дела по факту вымогательства и превышения должностных полномочий в отношении группы высокопоставленных сотрудников одного из ведущих главков МВД РФ и задержании восьми человек.

Напомним, что глава МВД придерживается принципа, по которому начальник подразделения несет полную ответственность за своих провинившихся сотрудников, вплоть до увольнения.

Между тем накануне Мосгорсуд отменил решение Басманного суда столицы, отказавшегося 15 февраля арестовать группу высокопоставленных сотрудников ГУБЭП и ПК МВД России. Они подозреваются в провокации взятки и превышении должностных полномочий. По решению суда четверо офицеров полиции по ходатайству Генпрокуратуты будут находиться под стражей. Среди них два заместителя начальника управления "Б" антикоррупционного главка Иван Косоуров и Алексей Боднар. Они освобождены от своих должностей. Руководством ГУЭБиПК в отношении этих сотрудников назначена служебная проверка.

Экономическая полиция или полиция по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭБиПК МВД России)

Экономическая полиция или полиция по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭБиПК МВД России)

До 2011 года в России существовал Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел (ДЭБ МВД РФ). В связи с проводимой в 2011 году реформой МВД этот департамент был переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции при МВД (ГУЭБиПК МВД России).

Нынешним руководителем ГУЭБиПК МВД России является генерал-майор полиции Дмитрий Юрьевич Миронов.

История создания экономической полиции в России

Предшественник данного подразделения был создан ещё в 1937 году. С тех пор в разные годы оно меняло названия: БХСС, ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП и, наконец, ДЭБ. Указом президента РФ Департаменту в 2008 году было также поручено бороться с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. В его структуру вошли ОРБ №3 (борьба с коррупцией) и ОРБ №10 (борьба с организованной преступностью в экономической сфере). Департамент курирует также управление по налоговым преступлениям (УНП) и управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), которые являются структурами региональных ОВД.

В какой-то момент после воссоздания экономическая полиция работала тайно. О необходимости создания финансовой полиции высказался в 2013 году глава Следственного комитета Александр Бастрыкин на посвящённой работе следственных органов коллегии. Он уже неоднократно выступал с подобной инициативой. При этом на коллегии он отметил, что многие работники в правоохранительных и государственных органах назначение этого института восприняли неправильно и начали говорить о возврате к службе налоговой полиции. Пришлось им объяснять, что среди функций финансовой полиции выявление нарушений в налоговой сфере станет лишь небольшим сегментом работы, но и он также поможет пополнять бюджет. Новый орган объединил в себе разные функции: оперативно-розыскной деятельности, финансовой разведки, контроля над движением денежных средств бюджета. И заниматься он должен не только обнаружением налоговых преступлений, но также выискивать преступные посягательства на совокупную финансово-бюджетную систему государства.

Во многих европейских государствах существует финансовая полиция, которая обладает даже большими полномочиями, нежели обычная. Первые «финансовые разведчики» или полицейские появились в нашей стране несколько лет назад. Причём речь идёт не о сотрудниках Росфинмониторинга, являющихся своеобразной внешней финансовой разведкой Российской Федерации, которая в том числе имела опасное знание про аудиторские фирмы США. Эта организация больше следит за денежными потоками, уходящими за пределы страны или поступающими в неё, а её главной задачей является препятствование финансированию терроризма и отмыванию «грязных» денег.

В пару к ней стала очевидной необходимость создания легальной внутренней финансовой разведки, которая до поры также велась, но могла действовать только негласно. Начиналась финансовая разведка с очень скромного штата – пары десятков человек, которые подчинялись разным закрытым структурам. Создание финансовой полиции помогло легализовать их работу. А в её необходимости сомнений быть не могло и не может. Государство каждый год раньше теряло огромные средства из своего бюджета, которые созданная финансовая полиция помогла в значительной степени сберечь.

Видео о том, как экономическая полиция задержала чиновников МОЭСК, подозреваемых во взяточничестве

Основные направления деятельности полиции по борьбе с экономическими преступлениями

Созданное в недрах Министерства внутренних дел Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, то есть фактически полиция по борьбе с экономическими преступлениями, в центральном аппарате Министерства внутренних дел ГУЭБиПК является самостоятельным структурным подразделением, обеспечивающим выполнение в пределах своей компетенции следующих функций:

  • министерские функции касательно выработки и реализации политики государства и нормативно-правового регулирования;
  • правоприменительные полномочия в сфере обеспечения экономической государственной безопасности;
  • противодействия преступлениям коррупционной и экономической направленности.
Основные задачи экономической полиции

Круг главных задач Главного управления составляют:

  • Участие в создании главных направлений политики государства в области экономической безопасности.
  • Участие в процессе совершенствования норм правового регулирования в сфере экономической безопасности.
  • В пределах отведённой компетенции принятие мер по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.
  • Расстановка важнейших приоритетов в вопросах деятельности Главного управления.
  • Методическое и организационное руководство работой подразделений, борющихся с экономическими и налоговыми преступлениями, относящихся к главным управлениям МВД РФ по федеральным округам, главным управлениям, министерствам внутренних дел, управлениям внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями отделов (управлений) внутренних дел на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, УВД (ОВД) на режимных и особо важных объектах, а также к закрытым административно-территориальным образованиям.

Главное управление в своей деятельности руководствуется:
  • российской Конституцией;
  • конституционными федеральными законами;
  • распоряжениями и указами Президента России;
  • распоряжениями и постановлениями Правительства РФ;
  • заключёнными Россией международными договорами и соглашениями;
  • правовыми нормативными актами Министерства внутренних дел РФ;
  • специальным Положением о Главном управлении.

Главное управление относится к оперативным подразделениям полиции и призвано производить в соответствии с российским законодательством оперативно-розыскную деятельность. Его работа осуществляется на основе сочетания планирования, единоначалия в вопросах служебной деятельности и их коллегиального обсуждения. Каждый сотрудник, государственный служащий и работник несут персональную ответственность за выполнение отдельных поручений и состояние дел на порученном направлении.

Основные функции и полномочия полиции по экономическим преступлениям

Полиция по экономическим преступлениям (ГУЭБиПК)имеет следующие основные функции:

  • Обеспечение экономической безопасности и ведение борьбы с преступлениями, имеющими коррупционную и экономическую направленность и специфику, в том числе осуществляемыми организованными группами, преступными организациями и преступными сообществами, носящими межрегиональный или транснациональный характер, а также вызвавшими значительный общественный резонанс.
  • Проведение мероприятий, которые направлены на противодействие отмыванию (легализации) доходов, имеющих преступное происхождение, подрыв экономических основ преступных организаций (преступных сообществ) и преступных групп, борьба с фальшивомонетничеством и преступлениями в области внешнеэкономической деятельности.
  • Документальная фиксация преступлений, имеющих признаки коррупционной и экономической направленности.

ГУЭБиПК МВД РФ в отражении российской прессы
  • Преступная группа «чёрных риэлторов» была арестована в Санкт-Петербурге. Её участники подозреваются в том, что завладели незаконно более двумя десятками квартир. Это выдержка из сообщения Департамента экономической безопасности МВД РФ.
  • Этот же Департамент проинформировал, что против руководителя одного из крупных московских торговых центров возбуждено уголовное дело. Выяснилось, что представители этого ТЦ требовали у компании «Panasonic» компенсацию за то, что та собралась закрыть свой магазин, расположенный в торговом центре, и вывезти оттуда собственный товар. Источник из «Panasonic» сообщил журналистам, что дело было возбуждено против возглавляющего ООО «Агентство коммерческой безопасности» господина А. Киселёва. Его фирма является посредником, сдающим площади в аренду в торговом комплексе «Черёмушки».
  • Из Департамента экономической безопасности МВД РФ поступило сообщение о пресечении преступной деятельности организованной группы банкиров, которые занимались легализацией денежных средств и незаконным обналичиванием. В эту группу входили: Ефремов Дмитрий Валерьевич – советник председателя правления «Темпбанка», Савченко Маргарита Бекировна – начальник клиентского управления коммерческого банка «Империя», её дочь Наталья Юрьевна Савченко и группа лиц, выполнявших их указания.
Видео о том, как полиция по экономическим преступлениям пресекла незаконную банковскую деятельность в Москве

Как Вы думаете, работа экономической полиции в России эффективна? Поделитесь своим мнением в комментариях .

Кого и почему проверяет ОЭБиПК

Кого и почему проверяет ОЭБиПК

Оперативные подразделения в сфере Экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) МВД РФ являются структурными подразделениями органов внутренних дел, в должностные обязанности которых входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие налоговых и экономических преступлений.

Оперативно- розыскные мероприятия, направленные на выявление экономических и налоговых преступлений, а также оперативное сопровождение возбужденных по результатам ОРМ уголовных дел, осуществляют подразделения экономической безопасности различного уровня, в том числе:

  • территориальные подразделения экономической безопасности (например, отдел экономической безопасности УВД по ЦАО г.Москвы);
  • подразделения экономической безопасности ГУВД по субъектам РФ (например, Управление экономической безопасности ГУВД по г.Москве);
  • подразделения экономической безопасности Главных управлений МВД по федеральным округам (например, ГУВД по ЦФО);
  • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ.

При проведении оперативно- розыскных мероприятий сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3- ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144- ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности». Порядок осуществления сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, регламентировался УПК РФ от 18.12.2001 № 174- ФЗ.

Чаще всего сотрудники подразделений экономической безопасности вмешиваются в деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении оперативно- розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение, выявление и документирование налоговых преступлений, предусмотренных соответствующими налоговыми статьями УК РФ:

  • Ст.198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.
  • Ст.199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
  • Ст.199.1 УК РФ Неисполнение обязанностей налогового агента.
  • Ст.199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

При получении информации о возможных фактах совершения налогового преступления сотрудники управлений (отделов) экономической безопасности проводят оперативно- розыскные мероприятия, направленные на проверку полученной информации и документирование фактов уклонения от уплаты налогов.

Если по результатам оперативно- розыскных мероприятий получены достаточные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов, руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) предлагается добровольно уплатить выявленную сумму налоговой недоимки, штрафов и пеней. В случае уплаты руководитель организации (индивидуальный предприниматель) освобождается от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.ст.198, 199 УК РФ.

В случае несогласия с выводами органов внутренних дел и отказа добровольно уплатить выявленную недоимку, штрафы и пени, полученные материалы направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Еще совсем недавно возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям могло быть осуществлено исключительно на основании полученных из налоговых органов материалов. Но как показала практика, данное положение, закрепленное в законодательстве, вынуждало использовать в рамках уголовного процесса специальные познания в судебной бухгалтерии, что в совокупности с нечеткостью критериев выбора экспертов отрицательно сказывалось на раскрытии налоговых преступлений.

С 22 октября 2014 года в Уголовно-процессуальный кодекс РФ были внесены кардинальные изменения в отношении порядка возбуждения уголовных дел по данной категории преступлений. Теперь по действующей ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовных дел являются:

  • явка с повинной;
  • заявление о преступлении;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

По действующему порядку следователь, получивший информацию о возможном совершении налогового преступления, при выявлении им оснований для возбуждения уголовного дела обязан в трёхдневный срок направить сообщение в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу плательщика. Тот в течение пятнадцати суток с момента получения сообщения должен направить следователю заключение о наличии или отсутствии нарушений налогового законодательства. Очевидно, этого срока может быть недостаточно для проведения полномасштабной налоговой проверки, поэтому налоговый орган также обязан сообщать и о том, что решение по итогам налоговой проверки ещё не принято или не вступило в законную силу. Следователь, получивший такое заключение налогового органа, должен вынести постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении. И вполне допустимо, что при наличии достаточных доказательств совершения налогового преступления уголовное дело может быть возбуждено следователем еще до получения им ответа из налогового органа.

А налоговый орган, в отличие от следствия, может и не обнаружить никаких нарушений требований закона — тогда получится, что заключение об отсутствии признаков налогового правонарушения поступит из налогового органа тогда, когда по уголовному делу уже будут полным ходом идти следственные действия. Такой конфликт в оценках налоговых и следственных органов может быть объективно и справедливо разрешен только с привлечением квалифицированных экспертов. В уголовных делах такого рода характерно противостояние юридических налоговых и экономических заключений сторон обвинения и защиты.

Вообще в законе предусмотрен механизм, позволяющий избежать подобных сложностей. В любом случае, если следователь возбуждает уголовное дело без заключения налогового органа, то в соответствии с ч. 9 ст. 144 УПК РФ он обязан направить материалы в налоговый орган.

Таким образом, по смыслу ч. 7 ст. 144 УПК РФ возбуждение уголовного дела по налоговым преступлениям допускается лишь на основании поступившего от органа дознания сообщения о преступлении. А все прочие основания, указанные в ст. 140 УПК РФ, будут лишь поводами для проведения проверки поступившей информации органом дознания и проведения им неотложных следственных действий — например, обысков, арестов имущества и изъятий документов.

В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия.

Оперативное сопровождение уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, осуществляют сотрудники подразделений экономической безопасности, проводивших доследственную проверку (оперативно- розыскные мероприятия, предшествующие возбуждению уголовного дела).

По окончании предварительного расследования уголовное дело направляется для разбирательства в суд, по завершении которого выносится оправдательный или обвинительный (95- 97 % случаев) приговор.

Следует отметить, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишения свободы, как правило, не назначаются. Реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений (совершение двух или более преступлений, например, уклонение от уплаты налогов и мошенничество). Как правило, в качестве наказания назначается штраф или условный срок. Помимо штрафа, который назначается в качестве наказания за совершение уголовного преступления (например, ч. 2 ст.199 УК РФ от 200 000 до 500 000 руб.), с налогоплательщика в пользу государства взыскивается сумма неуплаченных налогов, пени и штрафы. Также необходимо отметить, что при осуществлении предварительного расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу практически не применяется. Следователи, как правило, ограничиваются подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Это означает, что, если в отношении вас возбудили уголовное дело по факту возможного уклонения от уплаты налогов, вероятность оказаться в следственном изоляторе на время расследования уголовного дела при соблюдении ряда правил практически равна нулю. Например, нельзя давать следователю даже формальный повод для изменения меры пресечения, т. е. необходимо являться в назначенный срок по вызовам следователя, не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя и не препятствовать производству по уголовному делу.

Учитывая, что привлечение к уголовной ответственности возможно только за уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное в крупном размере (свыше 5 млн руб.), отделы экономической безопасности в основном занимаются проведением оперативно- розыскных мероприятий с целью документирования налоговых преступлений в отношении предприятий, обороты которых составляют десятки миллионов рублей.

В связи с этим уголовные дела по ст.199 УК РФ практически не возбуждаются в отношении организаций, использующих упрощенную систему налогообложения. Здесь необходимо оговориться, что использование упрощенной системы налогообложения не является стопроцентной гарантией отсутствия проблем с правоохранительными органами.

В настоящее время используются различные схемы уклонения от уплаты налогов, при которых у организации с активной хозяйственной деятельностью в налоговой отчетности может отражаться незначительная выручка, позволяющая использовать упрощенную систему налогообложения.

Например, использование фиктивных договоров комиссии, по которым организация выступает в качестве комиссионера и осуществляет сделки по реализации товаров, якобы принадлежащих другой организации (комитенту). При этом комиссионер получает лишь минимальное комиссионное вознаграждение. При данной схеме минимальная выручка позволяет организации использовать упрощенную систему налогообложения.

В случае получения сотрудниками полиции в ходе проверки данных, подтверждающих фиктивный характер договоров комиссии, применение упрощенной системы налогообложения признается незаконным, расчет налогов осуществляется в соответствии с традиционной системой налогообложения. Также неуплата налогов может быть вменена руководителю организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, если будет задокументирован факт частичного ведения хозяйственной деятельности от лица «проблемной» организации. При данной схеме от лица основной организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, осуществляется минимальный объем хозяйственных операций (аренда, коммунальные платежи, выплата заработной платы, налогов и т.д.). Основной объем хозяйственных операций осуществляется от лица «проблемной» организации, с деятельности которой налоги не уплачиваются.

На практике это может привести к серьезным проблемам с проверяющими структурами, так как правоохранительными и налоговыми органами накоплен значительный опыт выявления и доказывания подобных схем уклонения от уплаты налогов.

Помимо борьбы с налоговыми преступлениями подразделения экономической безопасности также проводят оперативно- розыскные мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, предусмотренных разделом VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Деятельность коммерческих структур зачастую попадает в поле зрения отделов экономической безопасности при осуществлении ими оперативно- розыскной деятельности по следующим направлениям:

Борьба с незаконным обналичиванием денежных средств, в рамках которой в поле зрения правоохранительных органов попадают организации, осуществляющие перечисления денежных средств на расчетные счета фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок» (ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», ст.172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность»). Фирмы-«однодневки» выявляются сотрудниками полиции по следующим характерным признакам: а) Данные, свидетельствующие о фиктивном характере хозяйственной деятельности организации:
  • отсутствие офисных, складских и торговых помещений, используемых в хозяйственной деятельности организации;
  • отсутствие в штате организации сотрудников;
  • отсутствие справочной информации об организации в открытых источниках информации (Интернет, справочные печатные издания и т. д).
б) Наличие номинального директора:
  • организация оформлена на утерянный паспорт;
  • организация регистрируется на лицо, которое после регистрации к ее деятельности не имеет никакого отношения.
  • руководителем организации является подставное лицо, обязанности которого сведены к подписанию бухгалтерских и налоговых документов, при этом фактически юридическое лицо используется в качестве «транзитной» организации в схеме обналичивания денежных средств.
в) Недостоверная налоговая отчетность:
  • «нулевая» отчетность, в которой отражаются минимальные доходы, не соответствующие движению денежных средств по расчетному счету организации;
  • отчетность, в которой расходы практически равны доходам, при этом отсутствует первичная документация, подтверждающая произведенные расходы.
г) Анализ движения денежных средств по расчетному счету организации:
  • получение крупных денежных сумм от большого количества организаций- контрагентов;
  • отсутствие арендных и коммунальных платежей вследствие отсутствия офисных, складских и торговых помещений, используемых в хозяйственной деятельности организации.
Борьба с мошенничеством (ст. 159 УК РФ «Мошенничество»)

Сотрудники подразделений экономической безопасности при невыполнении договорных обязательств могут усмотреть в действиях должностных лиц организации признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество», в следующих случаях:

  • отсутствие изначальной возможности исполнить обязательства по договору;
  • наличие нескольких заявителей, заключение новых договоров и получение оплаты при наличии аналогичных договоров, обязательства по которым не исполнены;
  • уклонение от контактов с контрагентом, игнорирование его официальных претензий.
Борьба с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей (cт.188 УК РФ «Контрабанда», ст.194 УК РФ – «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»).

В настоящее время ввоз товаров на таможенную территорию РФ зачастую осуществляется с нарушением действующего законодательства. Товар ввозится по различным «черным» и «серым» схемам, при этом документально право собственности переходит к конечному получателю товаров от подставных организаций, через которые осуществляется ввоз товаров.

Борьба с незаконным возмещением НДС(ст.159 УК РФ «Мошенничество»).

Следует отметить, что в настоящее время государство занимает крайне жесткую позицию в отношении незаконного возмещения НДС из бюджета. Уголовные дела возбуждаются при наличии минимальных оснований предполагать незаконное возмещение НДС из бюджета. Уголовные дела данной категории, как правило, ставятся на контроль вышестоящих правоохранительных органов.

Борьба с коррупцией (ст.159 УК РФ «Мошенничество», ст.290 УК РФ «Получение взятки», ст.291 УК РФ «Дача взятки»).

В последнее время борьба с коррупцией является одной из приоритетных задач подразделений экономической безопасности. В настоящее время активизированы оперативно- розыскные мероприятия по выявлению преступлений коррупционной направленности в органах власти, в том числе в налоговых, таможенных органах и т.д. Учитывая, что решение проблем бизнеса с помощью взяток является массовым явлением, задержания руководителей и сотрудников коммерческих организаций за дачу взяток случаются достаточно часто. При этом зачастую не помогает даже использование посредников, что ошибочно считается надежным способом избежать уголовной ответственности за дачу взятки.

Борьба с нарушением авторских прав (ст.146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»).

Как правило, в случае использования нелицензионного программного обеспечения сотрудниками подразделений экономической безопасности не удается доказать вину конкретных лиц, однако в ходе проверки деятельность организации может быть практически парализована в связи с тем, что в ходе проверочных мероприятий изымаются системные блоки офисных компьютеров, на жесткие диски которых установлено нелицензионное программное обеспечение.

Учитывая, что проводимые сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативно- розыскные мероприятия могут повлечь серьезные последствия (возбуждение уголовного дела), мы рекомендуем вам тщательно подходить к выбору специалистов, которым вы доверите свою защиту.


Все консультации по защите бизнеса — бесплатные.

Заявка на бесплатную встречу с адвокатом

Что еще почитать по этой теме: