Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция оператора абонентского отдела жкх img-1

должностная инструкция оператора абонентского отдела жкх

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция начальника жилищно-коммунального отдела

Начальник жилищно-коммунального отдела

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п. его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)

" " ____________ 20__г.


Должностная инструкция
начальника жилищно-коммунального
отдела

______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________


Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.


I. Общие положения
1.1. Начальник жилищно-коммунального отдела относится к категории
руководителей.
1.2. На должность начальника жилищно-коммунального отдела
назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж
работы по специальности в жилищно-коммунальном хозяйстве не менее _______
лет.
1.3. Назначение на должность начальника жилищно-коммунального отдела
и освобождение от нее производится приказом руководителя предприятия по
представлению __________________________________________________________.
1.4. Начальник жилищно-коммунального отдела должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, нормативные документы и
руководящие материалы вышестоящих и других органов, касающиеся
деятельности жилищного фонда предприятий;
- порядок заключения договоров найма жилых и нежилых помещений, а
также паспортизацию жилищного фонда;
- правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;
- основы экономики, организации труда и управления;
- основы трудового законодательства Российской Федерации;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и
противопожарной защиты;
- _________________________________________________________________.
1.5. Начальник жилищно-коммунального отдела подчиняется
непосредственно ________________________________________________________.
(руководителю предприятия; заместителю руководителя по
коммерческим вопросам)
1.6. На время отсутствия начальника жилищно-коммунального отдела
(болезнь, отпуск, командировка и пр.) его обязанности исполняет
заместитель (при отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном
порядке), который несет ответственность за надлежащее их исполнение.
1.7. ______________________________________________________________.


2. Должностные обязанности
Начальник жилищно-коммунального отдела:
2.1. Организует работу по сохранности и содержанию жилищного фонда
предприятия в соответствии с правилами и нормами технической
эксплуатации, обеспечивает бесперебойную работу оборудования и устройств
в жилых домах, надлежащее содержание элементов внешнего благоустройства,
соблюдение санитарно-технических и противопожарных правил.
2.2. Организует работу по профилактическому осмотру жилищного фонда
и его плановому и внеочередному текущему ремонту.
2.3. Осуществляет контроль за своевременной подготовкой жилых домов
к зиме.
2.4. Обеспечивает выполнение установленных планов и рентабельное
ведение жилищного хозяйства, своевременное поступление квартирной и
арендной платы.
2.5. Организует разработку мероприятий по снижению эксплуатационных
расходов и сокращению трудовых затрат на содержание жилищного фонда.
2.6. Принимает меры к укреплению материально-технической базы,
сохранности и правильному использованию оборудования и материалов.
2.7. Обеспечивает своевременное представление в вышестоящие органы
хозяйственно-финансовых планов, смет, бухгалтерских отчетов и балансов.
2.8. Контролирует соблюдение сроков заключения найма жилых
помещений, а также паспортизацию жилищного фонда.
2.9. Осуществляет контроль за правильным использованием, учетом и
распределением жилой площади, а также соблюдением паспортного режима.
2.10. Организует разработку мероприятий по контролю за порядком
использования и содержания нежилых и подвальных помещений.
2.11. Ведет прием жильцов.
2.12. Принимает меры по обеспечению жилищно-коммунального отдела
квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта
работников, созданию здоровых и безопасных условий труда, улучшению их
жилищных и культурно-бытовых условий.


3. Права
Начальник жилищно-коммунального отдела вправе:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися жилищного фонда предприятия.
3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по
улучшению обслуживания жилищного фонда.
3.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных)
структурных подразделений предприятия.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.6. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников,
наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой
дисциплины.
3.7. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.8. ______________________________________________________________.


4. Ответственность
Начальник жилищно-коммунального отдела несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.


Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

Видео

Другие статьи

Должностная инструкция оператора службы абонентского обслуживания

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ОПЕРАТОРА СЛУЖБЫ АБОНЕНТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

  1. Оператор Службы абонентского обслуживания (далее – оператор) относится к категории специалистов предприятия.
  2. Основными задачами оператора являются обеспечение полной, достоверной информацией клиента предприятия и предоставление квалифицированной консультационной помощи по телефону.
  3. Оператор подчиняется непосредственно руководителю Службы абонентского обслуживания.
  4. В своей деятельности оператор руководствуется:
    - Законодательством Украины в области предоставления услуг предприятия;
    - Уставом предприятия;
    - положениями и актами, регламентирующими деятельность предприятия;
    - приказами (распоряжениями, указаниями) руководства предприятия;
    - нормативно-методическими материалами по организации абонентского обслуживания клиента предприятия;
    - настоящей должностной инструкцией.
  5. На должность оператора назначаются лица с высшим, средним специальным образованием и стажем работы не менее 1 года или без стажа, но при условии прохождения обучения на курсах подготовки операторов.
  6. Оператор должен владеть вопросами:
    - перспектив развития компании и предоставляемый ею услуг;
    - организации работы с документами, оформления документации;
    - организации труда;
    - применение средств вычислительной и организационной техники;
    - изложения необходимой информации в доступной для клиента форме; - культуры речи, психологии общения и корпоративной этики;
    - охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  7. Оператор должен знать:
    - Основы трудового законодательства, нормативные правовые материалы и локальные нормативные акты компании;
    - Нормативные, инструктивные и методические материалы по организации деятельности службы абонентского обслуживания клиентов по телефону. Передовой отечественный (прежде всего опыт конкурирующих компаний) и зарубежный опыт в данной области работы;
    - Современные методы поиска в локальной сети и сети Интернет ответов на вопросы, обеспечивающие наиболее полное раскрытие темы и доступное восприятие;
    - Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  8. _________________________________________________________________.
  9. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

  1. Оператор является представителем службы на всех уровнях. Он поддерживает контакты с другими операторами компании.
  2. Оператор отвечает за эффективное использование организационных, методических, материальных и иных средств для нормального функционирования службы, в том числе технических.
  3. В этих целях оператор:
    - обеспечивает автоматизированную обработку информации, поступающей в Службу от корпоративных информационных сервисов;
    - осуществляет настройку системного и прикладного программного обеспечения, необходимого для работы;
    - изучает простые схемы технологического процесса, алгоритмы решения задач, схемы коммутации, макеты, рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним;
    - участвует в разработке программ решения простых задач, проводит их отладку и экспериментальную проверку отдельных этапов/участков;
    - обеспечивает автоматический ввод данных в систему учета поступающих звонков, работы по накоплению и систематизации показателей нормативного и справочного фонда, разработке и внесению необходимых изменений и своевременному корректированию настроек корпоративного программного обеспечения;
    - ведет учет использования рабочего времени, объемов выполненных работ.
  4. Оператор информирует абонентов, потенциальных клиентов и население о деятельности компании, особенностях функционирования оборудования и предоставляемых услугах.
  5. Оператор отвечает за ведение учета времени обслуживания клиента-абонента и ежедневно предоставляет отчет в бухгалтерию.
  6. Оператор анализирует поступающие звонки с целью распределения их по соответствующим группам (темам) и выделения вопросов-тем, не отраженных в справочниках или других источниках, где абонент может ознакомиться с перечнем и особенностями предоставляемых услуг предприятия.
  7. _________________________________________________________________.
  8. _________________________________________________________________.

Оператор имеет право:
  1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
  2. Самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции.
  3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
  4. Требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования.
  5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
  6. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.
  7. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
  8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
  9. _________________________________________________________________.
  10. _________________________________________________________________.

Оператор несет ответственность за:
  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  2. Причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
  3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Украины.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

Мастер жкх должностная инструкция - Полезная информация

Мастер жкх должностная инструкция

Начальник абонентского отдела относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется приказом директора предприятия. На должность начальника абонентского отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях в жилищно-коммунальном хозяйстве не менее 3 лет. В своей деятельности начальник абонентского отдела руководствуется: - уставом организации; - настоящей должностной инструкцией. Начальник абонентского отдела должен знать: - законодательные и нормативные правовые акты, распорядительные и нормативные материалы, касающиеся деятельности жилищных организаций, нормативно-методические материалы по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ; - жилищное законодательство, Жилищный кодекс РФ; - правила предоставления коммунальных услуг; - правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда; - технологию оказания жилищно-коммунальных услуг; - виды и особенности оказания жилищно-коммунальных услуг; - нормативы услуг по эксплуатации и ремонту жилья для населения; - планы и схемы объектов жилищно-коммунального хозяйства обслуживаемой территории; - действующие тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг; - методику планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг; - рекомендуемые предельные значения расходов в структуре себестоимости оплаты жилья; - основы бухучета и налогообложения жилищно-коммунальных услуг; - стандарты в области предоставления жилищно-коммунальных услуг; - экономику, организацию жилищно-коммунального хозяйства, труда и управления; - порядок заключения исполнения гражданско-правовых договоров; - законодательство о защите прав потребителей; - права и обязанности потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг; - стандарты делопроизводства классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др. Во время отсутствия начальника абонентского отдела командировки, болезнь, отпуск и др. Начальник абонентского отдела исполняет следующие обязанности: 2. Руководит работами по заключению договоров с абонентами. Обеспечивает сбор платежей и производство расчетов с абонентами за оказанные жилищно-коммунальные услуги на основе действующих норм и правил, договоров и установленных графиков. Осуществляет надзор за правильностью снятия абонентами показаний измерений и представления ими сведений об объемах полученных услуг. Определяет размеры платежей за жилищно-коммунальные услуги с учетом права на льготы и предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Корректирует исходные цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Организует: - учет корректировок в подготавливаемых платежных квитанциях; - доставку платежных документов адресату и контроль за его выдачей; - подготовку повторных иных платежных поручений. Организует проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги: - при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги; - при временном отсутствии потребителя по месту жительства; - при отклонении показателей качества жилищно-коммунальных услуг от нормативного уровня; - при введении дополнительных льгот или при их отмене; - при изменении размера субсидий. Проводит анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков. Рассматривает жалобы и заявления граждан по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги. Организует выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги, и начисляет пени в установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Составляет прогнозы платежеспособности населения. Подготавливает материалы для договорно-правового отдела на предоставление в суд, на взыскание с неплательщиков за жилье и коммунальные услуги. Начальник абонентского отдела имеет право: 3. Участвовать в обсуждении проектов решений руководителя организации. Распоряжаться вверенным ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом организации. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности, требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации по соответствующим вопросам, а также по вопросам приема, перемещения и увольнения работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающих трудовую дисциплину. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений предприятия, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. Инициировать и проводить совещания по организационным и финансово-экономическим вопросам. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. Начальник абонентского отдела несет ответственность: 4. За неисполнение ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ. © При частичном или полном использовании материалов активная индексируемая ссылка на ресурс обязательна.

Другие статьи на тему:

Copyright © 2006-2016
lookathome.ru

ТЕМА 2

/ 24. Организация городского хозяйства_1 / Тема2 / ТЕМА 2

Принципы рационализации структур.

Оценка организационных структур и их совершенствование.

Виды организационных структур.

При формировании структур управления муниципальным предприятием ЖКХ, т.е. находящимся в собственности муниципалитета, необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства.

Муниципальное предприятие ЖКХ создается по решению главы администрации (мэра) города. На основании этого решения Фонд имуществ наделяет создаваемые предприятия основными фондами, Земельный комитет администрации города – участком земли (осуществляет землееотвод), Финансовый комитет – оборотными средствами.

Руководителей муниципального предприятия ЖКХ назначает соответствующий комитет администрации местных органов управления, ведающий коммунальным хозяйством.

Имущество передается предприятию не в собственность, а на правах оперативного управления для достижения целей (видов работ), определенных Уставом (Положением) предприятия. Устав (Положение) регистрируется в администрации после согласования с комитетами, перечисленными в п.п.1;2.

С руководителями муниципального предприятия администрация заключает контракт (трудовое соглашение), в котором определены функции, права и обязанности руководителя, система оплаты его труда.

Руководитель муниципального предприятия ЖКХ действует на основании Устава (Положения) с соблюдением условий контракта и подчиняется непосредственно соответствующему комитету администрации, ведающему коммунальным хозяйством.

Комитет (департамент), ведающий коммунальным хозяйством:

устанавливает для предприятия муниципальный заказ (производственную программу) и контролирует исполнение;

производит финансирование деятельности предприятия из средств местного бюджета;

заслушивает отчеты руководителей предприятий и дает им оценку;

принимает решение о реорганизации или прекращении деятельности муниципального предприятия ЖКХ;

осуществляет другие распорядительные функции, определяемые Законом «О собственности в РФ», местными нормативными документами, распоряжениями главы администрации (мэрии).

Руководитель муниципального предприятия ЖКХ самостоятельно:

руководит текущей работой предприятия ЖКХ и представляет интересы предприятия в других учреждениях, предприятиях, организациях; заключает договора, соглашения, контракты, необходимые для осуществления уставной деятельности;

осуществляет прием и управление работников предприятия;

утверждает внутренние положения, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность, в том числе положения об отделах, должностные инструкции, структуру управления предприятием, систему организации и оплату труда работников (в рамках выделенных муниципалитетом средств);

осуществляет иную деятельность, предусмотренную Уставом (Положением) предприятия, контрактом с администрацией;

несет ответственность за результаты деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ, местными нормативными документами, учредительными документами.

На основании своих и обязанностей руководитель предприятия ЖКХ организует работу по проектированию структуры управления предприятием.

Формирование (проектирование) структур управления предприятием основывается на заданной цели (для какой цели создается предприятие) и является, по классификации, приведенной выше, второй (после прогнозирования и планирования) функцией управления.

Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед предприятием задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Согласно классической теории организации, структура предприятия должна разрабатываться сверху вниз.

Порядок разработки структур управления предприятием следующий:

Установление (обоснование) необходимости создания данного предприятия на основе маркетингового исследования.

Определение величины и источников ресурсов для создания предприятия.

Осуществление деления будущего предприятия по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии (концептуальная модель).

Установление задач и технологий структурных звеньев, исходя из стратегических задач предприятия и рационального управления технологическим процессом производства.

Определение должностных обязанностей конкретных исполнителей.

Появившаяся в итоге разработки организационно- управленческая структура не является «застывшей» формой, а будет изменяться в соответствии с изменениями внешней среды, прогнозов и планов и планов предприятий, корректировкой целей, видов деятельности.

В настоящее время в ЖКХ действуют два основных вида организационных систем управления: линейная и линейно-функциональная (смешанная). При линейной системе управления каждый работник подчинен одному руководителю и получает от него распоряжения и указания по работе; ответственность между руководителями распределяется по местному признаку (географическому), т.е. все в пределах участка находится в распоряжении руководителя. Один руководитель выполняет технические, экономические и другие функции по организации и осуществлению процесса производства; система звеньев процесса производства. Опираясь на технические и экономические связи, органы линейного управления осуществляют координацию деятельности составных частей всей системы производства.

Типичный пример линейной структуры управления – первичная организация по эксплуатации жилищного фонда в кондоминиуме.

Функциональная система управления отличается от линейной тем, что на каждой ступени управления создается аппарат, работники которого выполняют строго специализированные функции по организации и осуществлению процесса управления. Вместо одного руководителя имеется несколько специалистов, выполняющих отдельные виды работы по осуществлению процесса управления. Преимущество этой системы перед функциональной заключается в том, что орган управления структурного звена предприятия выполняет функции более точно и квалифицированно. Работник органа управления специализируется по строго определенной функции (финансовая и бухгалтерская работа, организация работ по обслуживанию и ремонту основных фондов предприятия и т.д.). Здесь действует правило: чес уже круг установленных обязанностей по организации управления, тем лучше и более квалифицированно они выполняются.

При функциональной организации управления цехом или участком каждый рабочий получает распоряжение от нескольких специалистов в одной строго ограниченной области. Однако существенными недостатками такой системы, характерной для крупных предприятий ЖКХ, являются: усложнение взаимоотношений и подчиненности в процессе производства, т.к. работник имеет несколько руководителей; снижение ответственности за общие результаты деятельности; некоторое дублирование функций управления.

В «чистом» виде функциональные структуры на предприятиях ЖКХ встречаются редко. Наибольшее распространение получили смешанные линейно-функциональные системы, представляющие собой соединение преимущества линейной и функциональной систем управления. Связь структурных подразделений здесь строится в вертикальном и горизонтальном направлениях. Такая структура показывает четкое разграничение линейного руководства с функциональными подразделениями. На каждой ступени управления в помощь линейному руководителю создаются функциональные отделы, которые разрабатывают для линейных руководителей рекомендации по отдельным вопросам организации труда и производства. Такая система управления в ЖКХ показала ее преимущество перед другими системами и экономическую целесообразность. Она отвечает требованиям рационального построения органов управления.

Структура управления муниципального предприятия

водопроводные станции и сетевое хозяйство

канализационные станции и сетевое хозяйство

На схеме показаны только прямые основные связи подчинения. Кроме этих связей существуют и другие виды управленческих связей. Например, в области плановой работы все структурные звенья подчиняются или, по крайней мере, в обязательном порядке согласуют свои действия с планово-комерческим отделом.

Таким образом, при разработке проекта управления предприятием ЖКХ целесообразно ориентироваться на линейно-функциональную структуру управления.

В приведенном выше порядке разработки структур управления, ориентированном на наиболее распространенные структуры, ключевое место занимает разработка основных функций управления предприятиями коммунального (жилищно-коммунального) хозяйства.

Научный подход к организации процесса управления предприятием коммунального хозяйства требует глубокого знания сущности функций, их классификации и выработки методов организации в различных звеньях управляющей системы. Такой подход обеспечивает рациональное комбинирование различных функций управления предприятием и наиболее эффективное их взаимодействие в процессе производства. Основные функции управления предприятием ЖКХ приведены в таблице ниже. Здесь дана обобщенная группировка функций управления, применимая для всех предприятий коммунального хозяйства. В состав функций управления не включены функции по управлению объектами (службами), не относящиеся к основной деятельности предприятия (подсобное хозяйство, бытовые учреждения, охранные и пожарные службы и др.).

Следует отметить, что анализ функций управления имеет первоочередное значение в деле дальнейшего совершенствования работы предприятия ЖКХ. При этом каждую функцию следует рассматривать как самостоятельный специфический вид работы по осуществлению управления ходом производственного процесса.

Основные функции управления муниципальным (коммунальным)

предприятием с указанием структурных подразделений.

Заведующие канцелярией, машбюро; машинистки, секретари-делопроизводители, секретарь-референт, архивариус, экспедитор

В таблице каждая функция управления предприятием может быть расчленена на несколько подфункций, которые, в свою очередь, подразделяются на элементарные действия, операции и т.д.

Это позволяет применять нормативы расчета численности работников аппарата управления.

Рассмотрим содержание функций управления коммунальным предприятием в соответствии с их назначением.

Функции общего (линейного) управления предприятием выражаются в прогнозировании и технико-экономическом планировании, организации производственно-хозяйственной деятельности, координировании и осуществлении оперативного управления производством, распоряжении трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, учете и контроле на всех стадиях производства.

Часть управленческих функций выступает в качестве специализированных. В отличие от общего (линейного) управления структурные подразделения, выполняющие специализированные функции по организации процесса управления, не наделены директивными полномочиями. Эти структурные подразделения не могут давать распоряжения от имени этих отделов для руководителей линейного управления (цехов, участков). Основной задачей функциональных отделов является выработка предварительных решений, направленных на обеспечение эффективного использования средств, предметов труда, и рабочей силы в процессе производства. Функциональные структурные подразделения вырабатывают рекомендации по внедрению новой техники и прогрессивных технологий для повышения эффективности хозяйственной деятельности, а общее (линейное) управление имеет право вносить необходимые изменения в рекомендации, утверждать их. Функциональные структурные подразделения связаны с производством через каналы общего управления. Эти функциональные звенья несут ответственность за правильность методов и форм работы, за качество информации и разработанных рекомендаций.

Процесс управления коммунальным предприятием предполагает также выполнение ряда вспомогательных работ. Служба по техническому обслуживанию процесса управления может подразделяться на самостоятельные структурные подразделения или входить в состав функциональных звеньев. Совокупность всех вспомогательных работ по обслуживанию управления необходимо рассматривать как самостоятельные функции технического обслуживания общего и специфического управления.

Основные функции управления предприятиями коммунального хозяйства можно также классифицировать по следующим принципам:

по стадиям производства – функции технической и технологической подготовки производства, функции оперативного управления, функции сбыта (реализации) продукции (услуг);

по содержанию выполняемых работ – технико-технологические, экономические, вспомогательные функции управления.

На крупных предприятиях коммунального хозяйства функции управления можно классифицировать по функциональным признакам:

общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью, осуществляемое директором предприятия;

техническое руководство производством, осуществляемое главным инженером и подчиненными ему структурными подразделениями;

экономическое руководство производством, осуществляемое заместителем директора по экономическим вопросам и соответствующими подразделениями аппарата управления;

руководство внутренними и внешними хозяйственными связями, осуществляемое заместителем директора по общим вопросам;

руководство подготовкой и переподготовкой кадров, наймом и увольнением, социальным развитием, осуществляемое заместителем или помощником директора предприятия по персоналу.

Не следует отождествлять задачи и функции отделов. Задачи отделов дают представление о целевом назначении данного органа, а функции – это виды деятельности, отличающиеся по своему объему и составу решаемых вопросов, связанных с организацией и осуществлением процесса управления.

Научно обоснованные положения о функциональных отделах коммунального предприятия и должностные инструкции работников позволяют составить схему линейных и функциональных связей всех структурных подразделений и должностных лиц. Составление схем линейных и функциональных связей дает возможность четко разграничивать функции, ликвидировать дублирование в работе, установить подчиненность, определить информационные связи.

На крупных предприятиях для выполнения каждой функции управления создаются специализированные структурные подразделения (планово-экономический отдел, бухгалтерия и др.), на небольших предприятиях выполнение нескольких однородных функций сосредотачивается в одном структурном подразделении, или эти функции выполняются отдельными исполнителями, которые находятся в подчинении одного из руководителей предприятия. Например, на Киевском ремонтно-механическом заводе коммунального оборудования создан финансово-коммерческий отдел, в котором сосредоточены функции бухгалтерского учета, финансовой деятельности и сбыта продукции.

В крупных коммунальных хозяйствах (водопроводно-канализационных, трамвайно-троллейбусных и др.) созданы самостоятельные отделы: плановый, финансовый, производственный, на небольших предприятиях все эти функции выполняет один планово-производственный отдел.

Внутри аппарата управления происходит функциональное разделение труда, что способствует специализации и, следовательно, повышает эффективность управления, осуществляемого высококвалифицированными специалистами.

Работники аппарата управления, выполняющие однородные функции, объединяются в отделы. Права, обязанности и ответственность отделов определяются соответствующими положениями, в которых указаны задачи отделов, характеристика функций, организационная структура каждого отдела, права и обязанности его работников, а также регламентация информационной связи с другими функциональными отделами аппарата управления и производственными подразделениями.

Особенностью предприятий ЖКХ является разделение функций и структурных подразделений между должностными лицами, стоящими во главе предприятия.

Изложенное выше позволяет с достаточной степенью точности определить структуру управления и рассчитать по известным методикам численность управленческих работников на предприятии коммунального хозяйства.

На основании изложенного выше можно предложить следующую последовательность разработки схемы управления коммунальным предприятием.

Последовательность разработки схемы управления

Цели предприятия и важнейшие проектируемые показатели его деятельности