Категория: Руководства
Дата введения 01.01.1978
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12 февраля 1976 г. N 381
Постановлением Госстандарта от 08.02.83 N 702 срок действия продлен до 01.01.88*
* Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта России N 1044 от 27.08.92. (ИУС N 11, 1992 г.).
ПЕРЕИЗДАНИЕ (июль 1983 г.) с Изменением N 1, утвержденным, в феврале 1983 г. (ИУС 5-83).
ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16.08.88 N 2936, введенное в действие с 01.01.89 и опубликованное в ИУС N 12, 1988 год
Настоящий стандарт распространяется на специализированные грузовые автомобили-, прицепы- и полуприцепы-цистерны исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150-69 (далее по тексту - "автоцистерны") и предназначенные для перевозки и раздачи сжиженных углеводородных газов по ГОСТ 20448-80 (бутан технический, смеси пропана и бутана технических) на давление до 1,8 МПа при эксплуатации по всем дорогам общей сети Союза ССР в соответствии с "Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной МВД СССР.
Стандарт соответствует требованиям рекомендации PC 3387-72 за исключением п.2.16, который не предусмотрен "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденными Госгортехнадзором СССР.
Определения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении.
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ1.1. В зависимости от транспортной базы устнавливают следующие типы автоцистерн и автопоездов:
АПЦ - автопоезда, состоящие из автомобиля-цистерны и прицепа-цистерны;
АППЦ - автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа-цистерны.
В зависимости от назначения устанавливают две группы автоцистерн и автопоездов:
Т - транспортные, предназначенные для транспортирования сжиженных газов;
З - заправочные, предназначенные как для транспортирования сжиженных газов, так и для использования их в качестве заправщиков.
В условное обозначение автоцистерн и автопоездов должны входить: тип автоцистерны (автопоезда), группа, номинальная вместимость, номер модели транспортной базы (за исключением автопоездов), обозначение технических условий.
Примеры условных обозначений:
автомобиля-цистерны транспортной номинальной вместимостью 8 м 3 на базе автомобиля ЗИЛ-130:
Автоцистерна АЦТ-8 - 130 ТУ…
1.2. Статические осевые нагрузки, масса и габариты автоцистерн должны соответствовать нормативно-технической документации.
1.3. Нормы и методы расчета автоцистерн должны соответствовать ГОСТ 14249-80, ГОСТ 24755-81 и ГОСТ 25895-83.
Днища и обечайки корпусов сосудов должны изготовляться из листовой стали марки 16ГС по ГОСТ 5520-79, которая должна проходить термическую обработку, обеспечивающую при температуре минус 40 °С значения ударной вязкости не ниже 3 кгс · м/см 2. В качестве материалов для приварных деталей следует применять:
для фланцев, люков и лазов, укрепляющих колец и подкладок опор - сталь 16ГС по ГОСТ 5520-79;
для муфт, патрубков штуцеров и фланцев - сталь 09Г2С по ГОСТ 19282-73.
Допускается изготовление сосудов и приварных деталей из сталей, физико-химические характеристики которых не ниже или превосходят требования указанных выше стандартов.
1.4. Размеры, определяющие расположение сцепного шкворня на полуприцепе-цистерне, а также контур нижней передней части полуприцепа-цистерны должны соответствовать требованиям ГОСТ 12105-74.
Сцепные петли прицепов - по ГОСТ 2349-75, сцепные шкворни полуприцепов - по ГОСТ 12017-81.
1.5. Номинальные вместимости и основные размеры сосудов автоцистерн должны выбираться с учетом грузоподъемности базового автомобиля, прицепа или полуприцепа и экономного раскроя материала.
При выборе номинальных вместимостей следует руководствоваться параметрическим рядом типа ГЭЭ исполнения 1 по ГОСТ 9931-85.
Днища сосудов автоцистерн должны соответствовать требованиям ГОСТ 6533-78.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Автоцистерны должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям на конкретный тип автоцистерны и соответствовать действующим "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденным Госгортехнадзором СССР.
2.2. Конструкция автоцистерн должна рассчитываться:
а) на прочность сосуда от действия внутреннего избыточного давления пропана при расчетной температуре стенки +50 °С;
б) на прочность несущих конструкций (сосуда автоцистерн безрамной конструкции, рамы, сосуда и опор) с учетом динамического коэффициента Кд = 2,5, учитывающего ударную нагрузку, воспринимаемую автоцистернами при движении по неровной дороге;
в) на устойчивость цилиндрической формы сосуда от совместного действия максимальных весовых изгибающих нагрузок (при заполнении сосуда бутаном с расчетной температурой минус 40 °С) и вакуума;
г) на распределение массы снаряженной автоцистерны и полной массы по осям транспортной базы и сторонам;
д) на продольную и поперечную устойчивость против опрокидывания.
е) на усталостную прочность сосуда (расчет на прочность при малоцикловых нагрузках - по ГОСТ 25895-83).
2.3. Транспортные базы прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн должны соответствовать требованиям ГОСТ 3163-76, автомобилей-цистерн - требованиям ГОСТ 21398-75.
2.4. Конструкция транспортных автоцистерн должна обеспечивать:
а) заполнение и слив газа с помощью средств газонаполнительных станций сжиженного газа (ГНС) и кустовых баз (КБ);
б) слив газа за счет разности уровней в сливаемом и наполняемом сосудах.
GT7 - ЗАБЕРИ СЕЙЧАС, ЗАРАБОТАЙ И РАССЧИТАЙСЯ!
При оплате авансовых платежей Вам будет отгружена продукция GT7 и Вы сможете получать доход от ее эксплуатации, части которого будет достаточно, чтобы погасить платежи по рассрочке.
Сумма авансовых платежей составляет 60% от базовой стоимости продукции:
1) первая авансовая часть - 30% оплачивается при заключении договора;
2) вторая авансовая часть – 30% оплачивается перед отгрузкой продукции.
Оставшаяся часть стоимости продукции - 40% выплачивается ежемесячно равными долями в течение 1 года с момента отгрузки продукции. Стоимость услуги предоставления оборудования в рассрочку составляет 1% в месяц от базовой стоимости продукции.
Пример расчета стоимости продукции в рассрочку.
Базовая стоимость бензовоза - 1 720 000 руб.
Первая авансовая часть при заключении договора 30% - 516 000 руб.
Вторая авансовая часть перед отгрузкой продукции 30% - 516 000 руб.
Срок рассрочки - 12 месяцев.
Оставшаяся часть стоимости продукции 688 000 руб. ежемесячно равными долями в течение 1 года с момента отгрузки продукции до 5-го числа календарного месяца.
Стоимость услуги предоставления оборудования в рассрочку 1% в месяц от базовой стоимости продукции - 17 200 руб.
Ежемесячный платеж составит: (688 000 / 12) + 17 200 = 74 533,33 руб.
Вы можете приобрести продукцию GT7 со скидкой 9% при следующих условиях:
1. предоплата - 100%.
2. срок поставки продукции – 88 рабочих дней.
<div><b>
<br />
</b></div>
<b><font size="4"> GT7 - ЗАБЕРИ СЕЙЧАС, ЗАРАБОТАЙ И РАССЧИТАЙСЯ!</font></b>
<div><b>
<br />
</b>
<div><b><font size="3,5">При оплате авансовых платежей Вам будет отгружена продукция GT7 и Вы сможете получать доход от ее эксплуатации, части которого будет достаточно, чтобы погасить платежи по рассрочке.</font></b></div>
<div><b><font size="3,5">
<br />
</font></b></div>
<div><font size="3,5">Сумма авансовых платежей составляет 60% от базовой стоимости продукции:</font></div>
<div><font size="3,5">1) первая авансовая часть - 30% оплачивается при заключении договора;</font></div>
<div><font size="3,5">2) вторая авансовая часть – 30% оплачивается перед отгрузкой продукции. </font></div>
<div><font size="3,5">Оставшаяся часть стоимости продукции - 40% выплачивается ежемесячно равными долями в течение 1 года с момента отгрузки продукции. Стоимость услуги предоставления оборудования в рассрочку составляет 1% в месяц от базовой стоимости продукции. </font></div>
<div> <font size="3,5">
<br />
</font></div>
<div><font size="3,5"><b>Пример расчета стоимости продукции в рассрочку.</b> </font></div>
<div><font size="3,5">Базовая стоимость бензовоза - 1 720 000 руб. </font></div>
<div><font size="3,5">Первая авансовая часть при заключении договора 30% - 516 000 руб.</font></div>
<div><font size="3,5">Вторая авансовая часть перед отгрузкой продукции 30% - 516 000 руб.</font></div>
<div><font size="3,5">Срок рассрочки - 12 месяцев. </font></div>
<div><font size="3,5">Оставшаяся часть стоимости продукции 688 000 руб. ежемесячно равными долями в течение 1 года с момента отгрузки продукции до 5-го числа календарного месяца.</font></div>
<div><font size="3,5">Стоимость услуги предоставления оборудования в рассрочку 1% в месяц от базовой стоимости продукции - 17 200 руб.</font></div>
<div><font size="3,5">Ежемесячный платеж составит: (688 000 / 12) + 17 200 = 74 533,33 руб. </font></div>
</div>
Настоящие "Методические указания по проведению обследования станков-качалок с истекшим сроком службы с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации" (в дальнейшем - "Методические указания") разработаны в соответствии с требованиями "Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" и директивных материалов Госгортехнадзора РФ по диагностированию основного нефтегазопромыслового оборудования.
1 Область применения1.1 Настоящие "Методические указания" являются руководящим документом при проведении обследования станков-качалок, предназначенных для индивидуального механического привода к нефтяным скважинным насосам с целью определения их технического состояния.
1.2 "Методические указания" устанавливают порядок, объем и методы оценки технического состояния станков-качалок: СКД8-3-4000, ПФ 8,0-3,5-4000, ПНШ-80-3-40, 7СК8-3,5-4000 (СК-8) (в дальнейшем - станки-качалки) при определении возможности их эксплуатации сверх расчетного срока службы, а также установления необходимости проведения ремонта или списания.
Расчетный срок службы (далее - срок службы), устанавливаемый заводом-изготовителем, указывается в технической документации (технических условиях, паспорте, руководстве по эксплуатации) на станки-качалки.
1.3 "Методические указания" являются обязательным документом при проведении обследования станков-качалок и предназначены для инженерно-технического персонала, ответственного за эксплуатацию, ремонт и контроль технического состояния оборудования.
1.4 "Методические указания" могут быть использованы при обследовании других балансирных станков-качалок производства России и стран СНГ.
2 Общие положения2.1 Обследованию подлежат станки-качалки, установленные на месте эксплуатации (скважине) и находящиеся в рабочем состоянии.
2.2 Обследование станков-качалок с истекшим сроком службы проводится владельцем данного оборудования с привлечением, в случае необходимости, специализированных диагностических предприятий, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора РФ.
2.3 Разрешение на выполнение работ по обследованию станков-качалок с истекшим сроком службы оформляется приказом по предприятию-владельцу станков-качалок.
2.3.1 В приказе должны быть указаны:
- наименование организации, проводящей обследование;
- даты вывода станков-качалок на обследование и сроки их проведения;
- должности и фамилии руководителя назначаемой комиссии по проведению обследования и ее членов.
2.3.2 В состав комиссии включаются лица, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию станков-качалок, с привлечением, в случае необходимости, специалистов диагностических организаций.
2.3.3 Приказ может быть оформлен на обследование одного или нескольких единиц станков-качалок. Рекомендуемая форма приказа приводится в приложении Д).
2.4 Станки-качалки с истекшим сроком службы, переданные для проведения капитального ремонта, подвергаются последующему обследованию ремонтным предприятием, согласно действующим техническим условиям на капитальный ремонт.
Заключение о продлении срока службы в данном случае выдается ремонтным предприятием.
2.5 Организация, ответственная за проведение обследования станков-качалок, обязана обеспечивать:
- условия безопасного проведения работ;
- подготовку оборудования к обследованию;
- предоставление требуемой технической документации;
- использование стендов, контрольно-измерительных приборов и инструментов, соответствующих требованиям техники безопасности.
2.6 Обследование станков-качалок рекомендуется совмещать по срокам проведения с техническим обслуживанием и капитальным ремонтом.
2.7 Количество повторных обследований не ограничивается.
Возможность дальнейшей эксплуатации станков-качалок определяется их техническим состоянием, т.е. исправностью, работоспособностью и правильностью функционирования.
3 Порядок проведения обследования3.1 Обследование станков-качалок проводится с целью оценки его технического состояния и включает в себя:
- подготовку станков-качалок к обследованию;
- оформление результатов обследования.
3.2 Работы могут быть прекращены на любом этапе обследования при установлении причин, исключающих возможность дальнейшей эксплуатации станков-качалок (невосстанавливаемость металлических конструкций и т.д.) или необходимости проведения капитального ремонта. В этих случаях оформляется акт на списание или передачу станков-качалок на капитальный ремонт.
3.3 При проведении обследования станков-качалок необходимо выполнение требований действующих правил и норм по технике безопасности.
4 Подготовка станков-качалок к обследованию4.1 Подготовка проводится предприятием-владельцем обследуемых станков-качалок.
4.2 Станки-качалки, подвергаемые обследованию, должны быть в рабочем состоянии и полностью укомплектованными.
4.3 Станки-качалки и его сборочные единицы должны быть очищены от грязи, нефти, коррозии, отслоений краски, снега, обледенений.
4.4 Места проведения обследования должны быть оснащены необходимыми устройствами и средствами, обеспечивающими безопасность проведения работ.
4.5 При решении комиссии в необходимости проведения ремонта станка-качалки на специализированном участке или организации предприятие-владелец оформляет необходимые документы и проводит отправку станка-качалки в ремонт.
5 Аналитические исследования5.1 Аналитические исследования станков-качалок включают изучение и анализ:
- информации о выполненных ремонтах;
- имевших место отказах и их причинах.
5.2 Предоставление комиссии технической документации для проведения аналитических исследований обеспечивается предприятием-владельцем станков-качалок.
5.3 Изучению подлежит следующая техническая документация:
- паспорт (или заверенный дубликат);
- технические условия, руководство по эксплуатации и инструкция по монтажу;
- журналы и другие виды эксплуатационной документации, содержащие сведения о фактической наработке, материалы о ранее проведенных обследованиях и ремонтах.
5.4 По результатам аналитических исследований устанавливаются следующие предельные основные характеристики станков-качалок, определяющие их соответствие техническим требованиям:
- наибольшая допускаемая нагрузка на устьевой шток;
- наибольший допускаемый крутящий момент на ведомом валу редуктора;
- диаметр окружности, в пределах которого допускается перпендикулярное пересечение оси устьевого штока с плоскостью основания станка-качалки при любом положении балансира;
- температура нагрева подшипников в рабочем режиме станков-качалок.
Предельные значения характеристик станков-качалок приведены в таблице 5.1.
6 Натурное обследование6.1 Натурное обследование станков-качалок предусматривает выполнение следующих основных этапов работ:
- проверка правильности функционирования в рабочем режиме;
- дефектация сборочных единиц и деталей;
6.2 Наружный осмотр.
6.2.1 Наружный осмотр (с возможной частичной разборкой) проводится с целью визуального выявления дефектов, возникающих в процессе эксплуатации станка-качалки. При проведении наружного осмотра станки-качалки должны быть в отключенном (обесточенном) состоянии с обеспечением надежного стопорения (положения) кривошипа и балансира.
6.2.2 Наружный осмотр предусматривает визуальный контроль с возможным использованием оптических средств (например, лупы с 6-10-кратным увеличением) всех участков несущих и вспомогательных элементов металлоконструкций и сварных соединений на отсутствие дефектов, представляющих опасность с точки зрения возможных усталостного и хрупкого разрушений.
К таким дефектам относятся:
- трещины в основном металле;
- трещины в сварных швах и околошовной зоне;
- местные механические повреждения (разрывы, вырубы, изломы, деформации и пр.);
- расслоение основного металла;
- местные коррозионные повреждения;
- дефекты сварных швов.
Параметры допускаемых отклонений элементов металлоконструкций приводятся в разделе 9.
6.3 Проверка правильности функционирования в рабочем режиме.
6.3.1 Испытания станков-качалок под действующей (рабочей) нагрузкой проводятся при условии отсутствия дефектов, определяемых при наружном осмотре.
6.3.2 Испытания проводятся при работающем электродвигателе и действующей (рабочей) нагрузке на устьевой шток .
где - наибольшая допускаемая нагрузка станка-качалки (см. таблицу 5.1).
6.3.3 Испытаниями определяется:
- состояние и исправность работы редуктора, тормозной системы, кривошипа, балансира, подвески устьевого штока;
- обеспечение жесткости соединений сборочных единиц (секций металлоконструкций, редуктора с кривошипом, балансира с головкой и т.д.);
- отсутствие ослабления болтовых и прочих соединений.
6.4 Дефектация сборочных единиц и деталей.
6.4.1 Дефектация сборочных единиц и деталей проводится в случае обнаружения следующих неисправностей (дефектов) или их признаков при работе станка-качалки:
- необеспечение соответствия фактических технических характеристик паспортным показателям или техническим условиям;
- наличие (образование) трещин на элементах металлоконструкций и сварных швах;
- образование задиров, вмятин и других поверхностных дефектов на ответственных деталях;
- появление характерного шума при работе (ударов, скрежета, щелчков и т.д.);
- неудовлетворительное состояние креплений и соединений;
- тугое проворачивание валов и осей;
- неудовлетворительная работа тормозной системы;
- образование конструктивных изменений (прогибы, изгибы, деформации и пр.) сверх допустимых значений, предусмотренных техническими требованиями;
- повышенное биение шкивов;
- необеспечение требований герметичности редуктора, а также других неисправностей, приведенные в инструкциях по эксплуатации и техническому обслуживанию станков-качалок.
6.4.2 При невозможности устранения обнаруженных неисправностей на эксплуатационном объекте станки-качалки подлежат ремонту на специализированном участке или организации в соответствии с требованиями технических условий на ремонт.
6.4.3 Установление причин неисправностей (дефектов) проводится путем частичной или полной разборки станков-качалок на составные части, сборочные единицы и детали, с определением их принадлежности к одной из приведенных групп годности:
- негодные, не подлежащие ремонту.
6.4.4 Перечень критериев для оценки годности составных частей, сборочных единиц и деталей станков-качалок приведены в соответствующих картах обследования "Методических указаний".
6.4.5 Контроль критериев для оценки годности при дефектации проводится приборами и измерительными инструментами, обеспечивающими необходимую точность измерения.
6.4.6 Поверхность металла (материалов) на участке контроля должна быть очищена от окалины, краски, грязи, остатков нефтепродуктов и пр. до получения поверхности, обеспечивающей использование прибора (аппаратуры) и измерительных инструментов.
6.4.7 Настройку и эксплуатацию приборов (аппаратуры) и мерительного инструмента следует производить в соответствии с рекомендациями и требованиями инструкций заводов-изготовителей.
6.4.8 При обнаружении косвенных признаков наличия дефектов (раковин, пор, рыхлостей, утонение стенок и т.д.) детали должны быть подвергнуты одному из методов неразрушающего контроля (дефектоскопии).
6.5.1 Испытания с определением правильности функционирования и прочности сборочных единиц и станка-качалки в целом должны проверяться под нагрузкой (кН) не менее 1 часа, при этом
где - наибольшая допускаемая нагрузка (на устьевом штоке), кН, в зависимости от модели обследуемого станка-качалки (см. таблицу 5.1).
При этом остаточные деформации и трещины в сварных швах не допускаются.
6.5.2 Испытания проводятся решением комиссии при устранении неисправностей, связанных, например, с ремонтом балансира с головкой, опоры балансира, тормозной системы, сварки несущих элементов металлоконструкций и т.д. на месте эксплуатации станков-качалок.
6.5.3 При проведении ремонтных работ на специализированных ремонтных предприятиях станки-качалки подлежат испытаниям по соответствующим методикам или требованиям технических условий на капитальный ремонт.
6.5.4 Данные о результатах по проведенным испытаниям станков-качалок заносятся в техническое заключение (приложение И).
6.5.5 По результатам анализа условий и режимов эксплуатации обследуемых станков-качалок, выполнения структуры ремонтного цикла согласно "Системе технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта", времени последнего капитального ремонта и фактической наработки оборудования комиссия может принять решение о сокращении объема и видов работ, предусмотренных при натурном обследовании.
7 Порядок продления срока эксплуатации7.1 Результаты аналитических исследований, натурного обследования и испытаний служат основанием для установления возможности дальнейшей эксплуатации станков-качалок свыше расчетного срока службы.
7.2 Срок продления службы станков-качалок сверх расчетного определяется исходя из его соответствия техническим требованиям, структуре ремонтных циклов, длительности межремонтных периодов с учетом условий эксплуатации станков-качалок в действующей технологической схеме и характера последствий, которые могут возникнуть в связи с неисправностью станков-качалок в результате износа отдельных сборочных единиц и деталей.
Срок продления службы станков-качалок сверх расчетного (устанавливается комиссией по результатам обследования) составляет от одного до трех лет.
7.3 По результатам натурного обследования, испытаний и аналитических исследований комиссия составляет и утверждает "Техническое заключение" (приложение Е).
7.4 Акт о продлении срока службы (приложение Ж) станков-качалок в трех экземплярах, с установленным сроком дальнейшей эксплуатации, подписывается членами комиссии и утверждается Главным инженером предприятия-владельца.
Один экземпляр акта о продлении срока службы станков-качалок хранится в организации, проводившей обследование.
Второй экземпляр акта о продлении срока службы станков-качалок передается владельцу.
Третий экземпляр акта о продлении срока службы прикладывается к техническому паспорту станка-качалки.
7.5 На основании акта в паспорте на станок-качалку делается отметка о продлении срока эксплуатации за подписью председателя комиссии, проводившей обследование станка-качалки.
7.6 При установлении невозможности восстановления технических характеристик станков-качалок в соответствии с паспортными данными, требованиями настоящих "Методических указаний" и экономической нецелесообразностью проведения ремонта станки-качалки подлежат списанию в установленном порядке.
8 Требования техники безопасности8.1 К работам по обследованию станков-качалок допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение, имеющие удостоверение на право проведения работ и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
8.2 С целью обеспечения безопасности проведения работ работники, занятые обследованием станков-качалок, с применением различных подъемно-транспортных механизмов, электрических приборов и аппаратуры, должны соблюдать требования техники безопасности, предусматриваемые эксплуатационной документацией соответствующего вида оборудования.
8.3 Работники, занятые обследованием, должны знать и выполнять требования стандартов, инструкций и правил по технике безопасности труда предприятия, на котором проводится обследование станка-качалки.
8.4 Производственный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте проводит руководитель работ.
8.5 Результаты и даты проведения инструктажа по технике безопасности заносятся в журнал регистрации (учета) проведения инструктажа.
8.6 Лица, привлекаемые к работе по обследованию станков-качалок, должны иметь индивидуальный план выполняемых мероприятий с указанием цели, объема работ и зон обследования.
8.7 Лица (члены бригады, проводящие обследование) должны находиться только на месте (участке) работ, определенных мероприятиями при обследовании станков-качалок.
8.8 Время проведения обследования должно быть согласовано с лицом (организацией), ответственным за исправное состояние и эксплуатацию станка-качалки.
8.9 Место, предназначенное для обследования, должно обеспечивать нормальные условия труда исполнителю работ и соответствовать требованиям по охране труда.
8.10 Обследование станка-качалки при его проведении на эксплуатационном объекте должно производиться при благоприятных метеорологических условиях, в светлое время суток.
8.11 Контроль за выполнением мероприятий по охране труда и техники безопасности на время проведения работ по обследованию станка-качалки возлагается на председателя комиссии.
9 Требования на дефектацию леталей и сборочныз единиц обшего назначения9 ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
9.1 Дефектация болтов, гаек и резьбовых деталей
9.1.1 На резьбе деталей не должно быть смятий, забоин, выкрашиваний, срывов более двух ниток.
9.1.2 Головки болтов и гаек не должны иметь повреждений и износа граней более 0,05 S.
9.2 Дефектация подшипников
Порядок контроля подшипников должен быть следующим: осмотр, проверка на шум и легкость вращения, измерение радиального зазора.
9.2.1 При наружном осмотре подшипников выявляются:
- трещины или выкрашивание металла на кольцах и телах качения;
- выбоины и отпечатки (лунки) на беговых дорожках колец;
- глубокая коррозия, шелушение металла;
- чешуйчатые отслоения, раковины, глубокие риски и забоины на беговых дорожках колец и телах качения;
- надломы, трещины на сепараторе;
- отсутствие или ослабление заклепок сепаратора;
- забоины и вмятины на сепараторе, препятствующие плавному вращению подшипника;
- неравномерный износ беговых дорожек;
- заметная на глаз и на ощупь ступенчатая выработка рабочей поверхности колец.
9.2.2 Проверку на легкость вращения производят, вращая наружное кольцо и удерживая внутреннее. Наружное кольцо годного подшипника должно вращаться легко, без заметных местных притормаживаний и заеданий, останавливаться плавно, без рывков и стуков. При вращении кольца должен быть слышен глухой шипящий звук. Резкий металлический или дребезжащий звук не допускается.
9.2.3 Радиальные зазоры в подшипниках качения должны соответствовать таблице 9.1
9.3 Дефектация шпоночных соединений
9.3.1 Шпоночные пазы и шпонки не должны иметь смятий, выкрашивания кромок.
9.3.2 Посадка, предусмотренная в шпоночном соединении, должна быть по пазу вала с натягом 0,01-0,03 мм, по пазу насаживаемой детали - с зазором 0,01-0,04 мм.
9.4 Дефектация стопорных и пружинных шайб
9.4.1 Стопорные шайбы не должны иметь трещин и надрывов в месте перегиба.
9.4.2 Пружинные шайбы должны быть упругими. Нормальный развод шайбы равен двойной ее толщине, допустимый - полуторной.
9.5 Дефектация уплотнений и прокладок
9.5.1 Все неметаллические уплотнения и прокладки подлежат замене.
9.6 Дефектация пружин
9.6.1 На пружинах не допускаются деформация, трещины, надломы.
Допуск перпендикулярности опорных торцов пружины к оси не должен превышать 3,0 мм на 100,0 мм длины пружины.
Потеря упругости пружины не должна превышать 20% от номинальной величины.
Неравномерность шага витков пружины не должна превышать 20% от номинального шага.
Допускаемые отклонения формы основных элементов металлоконструкций