Руководства, Инструкции, Бланки

2эс4к малые шестерни по зубчатым колесам руководство по эксплуатации img-1

2эс4к малые шестерни по зубчатым колесам руководство по эксплуатации

Категория: Руководства

Описание

Зубчатое колесо - это

Зубчатое колесо это:

Зубча?тое колесо?. шестерня?  — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое зубчатое колесо с меньшим числом зубьев называть шестернёй. а большое — колесом. Однако часто все зубчатые колёса называют шестерня?ми.

Зубчатые колёса обычно используются па?рами с разным числом зубьев с целью преобразования вращающего момента и числа оборотов валов на входе и выходе. Колесо, к которому вращающий момент подводится извне, называется ведущим. а колесо, с которого момент снимается — ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше. то вращающий момент ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращения. и наоборот. В соответствии с передаточным отношением. увеличение крутящего момента будет вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение — механическая мощность  — останется неизменным. Данное соотношение справедливо лишь для идеального случая, не учитывающего потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств.

Движение точки соприкосновения зубьев с эвольвентным профилем;
слева — ведущее, справа — ведомое колесо

Параметры зубчатого колеса

Поперечный профиль зуба

Профиль зубьев колёс как правило имеет эвольвентную боковую форму. Однако, существуют передачи с круговой формой профиля зубьев (передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.

Параметры эвольвентного зубчатого колеса:

  • m  — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в ? раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к ?. то есть модуль - число миллиметров диаметра приходящееся на один зуб. Тёмное и светлое колёсо имеют одинаковый модуль. Самый главный параметр, стандартизирован. определяется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Через него выражаются все остальные параметры. Модуль измеряется в миллиметрах. вычисляется по формуле:
  • z  — число зубьев колеса
  • p  — шаг зубьев (отмечен сиреневым цветом)
  • d  — диаметр делительной окружности (отмечена жёлтым цветом)
  • da  — диаметр окружности вершин тёмного колеса (отмечена красным цветом)
  • db  — диаметр основной окружности — эвольвенты (отмечена зелёным цветом)
  • df  — диаметр окружности впадин тёмного колеса (отмечена синим цветом)
  • haP +hfP  — высота зуба тёмного колеса, x+haP +hfP  — высота зуба светлого колеса

В машиностроении приняты определенные значение модуля зубчатого колеса m для удобства изготовления и замены зубчатых колёс, представляющие собой целые числа или числа с десятичной дробью: 0,5 ; 0,7 ; 1 ; 1,25 ; 1,5 ; 1,75 ; 2 ; 2,5 ; 3 ; 3,5 ; 4 ; 4,5 ; 5 и так далее до 50 .

Высота головки зуба — haP и высота ножки зуба — hfP — в случае т.н. нулевого зубчатого колеса (изготовленного без смещения, зубчатое колесо с "нулевыми" зубцами) (смещение режущей рейки, нарезающей зубцы, ближе или дальше к заготовке, причем смещение ближе к заготовке наз. отрицательным смещением. а смещение дальше от заготовки наз. положительным ) соотносятся с модулем m следующим образом: haP = m; hfP = 1,25 m. то есть:

Отсюда получаем, что высота зуба h (на рисунке не обозначена):

Вообще из рисунка ясно, что диаметр окружности вершин da больше диаметра окружности впадин df на двойную высоту зуба h. Исходя из всего этого, если требуется практически определить модуль m зубчатого колеса, не имея нужных данных для вычислений (кроме числа зубьев z ), то необходимо точно измерить его наружный диаметр da и результат разделить на число зубьев z плюс 2:

Продольная линия зуба

Зубчатое колесо от часового механизма

Деревянная форма для изготовления зубчатого колеса из музея Geararium, 1896 год

Литература
  1. Под ред. Скороходова Е. А. Общетехнический справочник. — М. Машиностроение, 1982. — С. 416.
  2. Гулиа Н. В. Клоков В. Г. Юрков С. А. Детали машин. — М. Издательский центр «Академия», 2004. — С. 416. — ISBN 5-7695-1384-5
  3. Богданов В. Н. Малежик И. Ф. Верхола А. П. и др. Справочное руководство по черчению. — М. Машиностроение, 1989. — С. 438-480. — 864 с. — ISBN 5-217-00403-7
  4. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд. перераб. и доп.. — М. Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035)
  5. Фролов К. В. Попов С. А. Мусатов А. К. Тимофеев Г. А. Никоноров В. А. Теория механизмов и механика машин / Колесников К. С. — Издание четвёртое, исправленное и дополненное. — М. Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2002. — Т. 5. — С. 452-453, 456-459, 463-466, 497-498. — 664 с. — (Механика в техническом университете). — 3000 экз.  — ISBN 5-7038-1766-8
  6. Леонова Л. М. Чигрик Н. Н. Татаурова В. П. Зубчатые передачи. Элементы расчета и конструирования: Методические указания . — Омск: Изд-во ОмГТУ. 2005. — 45 с.
Категории:
  • Детали машин и механизмов
  • Простейшие механизмы

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое "Зубчатое колесо" в других словарях:

зубчатое колесо — Зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого звена. [ГОСТ 16530 83] Тематики передачи зубчатые Обобщающие термины понятия, относящиеся к зубчатому колесу … Справочник технического переводчика

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО — звено зубчатого механизма, имеющее замкнутую систему зубьев и обеспечивающее непрерывное движение другого звена (колеса, червяка, рейки) … Большой Энциклопедический словарь

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО — основная деталь зубчатой (см.) в виде диска с замкнутой системой зубьев, которая входит в зацепление с зубьями др. колеса (рейки), что обеспечивает непрерывное движение колеса (червяка, рейки) … Большая политехническая энциклопедия

зубчатое колесо — 3.14 зубчатое колесо: Цельная деталь или сборочная единица, являющаяся зубчатым звеном с замкнутой системой зубьев, обеспечивающим непрерывное движение другого зубчатого звена (колеса). 3.15 Источник: ГОСТ 11018 2011: Колесные пары тягового… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

зубчатое колесо — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. Цилиндрические зубчатые колеса могут иметь наружные или внутренние зубья. Зубья… … Энциклопедический словарь

зубчатое колесо — krumpliaratis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. gear wheel; rack wheel; toothed wheel vok. Zahnrad, n rus. зубчатка, f; зубчатое колесо, n pranc. roue a denture, f; roue dentee, f … Fizikos terminu zodynas

зубчатое колесо — gear Зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого колеса. Шифр IFToMM: 1.1.24 Раздел: СТРУКТУРА МЕХАНИЗМОВ … Теория механизмов и машин

Зубчатое колесо — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого З. к. Цилиндрические З. к. могут иметь наружные или внутренние зубья. Зубья выполняются… … Большая советская энциклопедия

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО — звено зубчатого механизма, имеющее замкнутую систему зубьев и обеспечивающее непрерывное движение др. зубчатого звена. По форме различают цйлиндрич. и конич. 3. к.; с прямыми, косыми и криволинейными зубьями. 3. к. изготовляют из стали, чугуна,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Зубчатое колесо — З. к. (шестерня)было изобретено греками в кон. 4 в. до н.э. хотя слова для его обознач. не было. Уже перипатетиков интересовало, почему колеса, захватывающие друг друга зубцами, вращаются в противоположных направл. Вначале З. к.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Велосипед "BestRide" (зеленый). Двухколесный велосипед"BestRide"отлично подойдет для активной прогулки Вашего ребенка. У велосипеда мягкое сиденье, боковые страховочные колеса, багажник для различных принадлежностей… Подробнее Купить за 6843 руб
  • Конструктор "Королевский форт". Конструктор состоит из 70 элементов, из которых собираются большой форт с подъёмными воротами и лодка. Ворота поднимает зубчатое колесо, нажатие на рычаг делает форт неприступным.Материал –… Подробнее Купить за 2455 руб
  • Башня для бросания кубиков (Dice Tower) "Белый замок". Механическая башня для кубиков «Белый замок» поможет вам сделать честный и аккуратный бросок игральных костей. Этот дайс-тауэр лучше всего подходит для настольныхигр в средневековых и… Подробнее Купить за 1851 руб
Другие книги по запросу «Зубчатое колесо» >>

Другие статьи

2эс4к малые шестерни по зубчатым колесам руководство по эксплуатации

9.2. ТРАНСМИССИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ И ТРАКТОРОВ Т10М Т-170

Рис. 9.16. Гидротрансформатор;

1 – кожух гидротрансформатора; 2 – полумуфта кардана; 3 – маховик дизеля; 4. – кожух маховика дизеля;

5 – колесо турбинное; 6 – сапун; 7 – колесо насосное; 8 – колесо реактора; 9 – уплотнительные кольца;

10 – вход рабочей жидкости; 11 – выход рабочей жидкости; 12 –откачивающий насос НМШ-25; 13 – колесо зубчатое привода откачивающего насоса; 14 –заборник; 15 – ось реактора; 16 – вал турбинный; 17 – насос НШ-50А-2; 18 – колесо зубчатое привода насоса НШ-50А-2; 19 – фильтр магнитный; 20 – фильтр тонкой очистки; 21 – датчик указателя температуры ТМ100-В; 22 – датчик аварийного давления ММ126Д;

23 – клапан выхода из ГТР; 24 – датчик аварийного давления ММ129

В реакторе меняется направление и уменьшается скорость потока, происходит трансформация вращающего момента на величину, воспринимаемую реактором. Опоры рабочих колес гидротрансформатора расположены на ступице и выходном валу.

Рабочая жидкость в торе гидротрансформатора находится под избыточным давлением.
Уплотнение тора обеспечивается двумя парами уплотнительных фторопластовых колец.

К насосному колесу (рис. 9.17) прикреплено ведущее зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с зубчатым колесом привода откачивающего насоса НМШ-25, а оно в свою очередь находится в зацеплении с зубчатым колесом привода насоса НШ-50А-3 системы управления и смазки. Смазка привода насосов обеспечивается маслом, поступающим из канала выхода из тора гидротрансформатора через трубку 22 (рис. 9.23), каналов в корпусе гидротрансформатора и корпусах подшипников.

и фильтр (рис. 9.19).

Внутренняя полость фильтра разделена на две камеры. В нижней, соединенной с всасывающей магистралью, расположен магнитный фильтр, в верхней, соединенной с нагнетанием, фильтр тонкой очистки.

Магнитный фильтр обеспечивает очистку рабочей жидкости от частиц железа. Он состоит из постоянных магнитов расположенных друг к другу одноименными полюсами. Фильтр тонкой очистки состоит из фильтроэлементов, установленных на трубе. Полости неочищенного и очищенного масла разделены крышкой 7

(рис. 9.19). На крышке установлен клапан 11. срабатывающий при загрязнении фильтроэлементов до состояния, препятствующего пропуску всего расхода масла. Работа с этим клапаном в открытом положении допускается только при необходимости передвижения трактора до ремонтной базы при невозможности очистки фильтроэлементов на месте эксплуатации.

Фильтр тонкой очистки соединен через трубу с магнитным фильтром в единый блок, который может выниматься при техническом обслуживании вместе с крышкой 7. В крышке выполнены два резьбовых отверстия для съемника.

В случае замены фильтроэлементов обеспечить размер А (52 ± 3 мм) (рис. 9.19) установкой необходимого количества фильтроэлементов (72 max).

Уплотнение между полостью фильтра тонкой очистки (высокое давление – нагнетание на-соса НШ-50) и полостью магнитного фильтра (низкое давление – всасывание насоса НШ-50)обеспечивается за счет плотного прилегания тор-цатрубы 13 к торцу нижнего корпуса 3 фильтра.

1, 13 – труба; 2 – фильтр магнитный; 3 – нижний корпус фильтра; 4 – верхний корпус фильтра; 5 – пружина; 6 – фильтр тонкой очистки; 7, 9 – крышка; 8 – штуцер; 10 – датчик аварийного давления ММ129; 11 – клапан; 12, 14 – муфта; А-52±3мм

Карданный вал (рис. 9.20) двухшарнирный.

Шипы крестовин кардана прокачиваются на игольчатых подшипниках. Концы карданного вала соединены с полумуфтой выходного вала гидротрансформатора и с полумуфтой ведущего вала планетарной коробки передач. Для болотоходных тракторов длина карданного вала увеличена на 350 мм. Фланец заменен трубой.

Коробка передачреверсивная планетарная (рис. 9.21) трехскоростная с переключением передач на ходу. Планетарная часть коробки состоит из пяти элементарных планетарных рядов, пяти фрикционных дисковых тормозов, работающих в масле, включение которых производится гидравлическими бустерами.

Рис. 9.21. Планетарная коробка передач:

1 – корпус коробки передач; 2, 14 – водило; 3 – вал; фрикционы: 4 – переднего хода, 5 – заднего хода, 6 – второй передачи, 7 – третьей передачи, 8 – первой передачи; 9 – проставка; 10 – труба; 11 – штуцер; 12 – кольцо; 13 – вал шестерня; 15 – подшипники сателлитов; 16 – корпус согласующего редуктора

Планетарные ряды выполнены по схеме (рис. 9.22).

Рис. 9.22. Схема планетарных рядов:

А – схема 1, 3, 5 планетарных рядов; В – схема 2, 4 планетарных рядов

1 – эпицикл; 2 – солнечная шестерня; 3 – сателлит

Первые два планетарных ряда выполняют роль механизма реверса. При замыкании 1-го фрикциона обеспечивается передний ход. 2-го фрикциона – обеспечивается задний ход .

Три последующих планетарных ряда выполняют функцию коробки передач. При замыкании 3-го фрикциона включается вторая передача. 4-го фрикциона – включается третья передача. 5-го фрикциона – включается первая передача .

Ведущий вал смонтирован на подшипниках качения, установленных в корпусе коробки передач. Задний шлицевой конец вала служит для отбора мощности. На шлицах вала установлены солнечные шестерни механизма реверса, на шариковом и роликовом подшипниках смонтировано первое водило, в котором на осях на игольчатых подшипниках без обойм установлены сателлиты 1-го, 2-го и 3-го планетарных рядов. Сателлиты 4-го и 5-го планетарных рядов смонтированы на осях второго водила, которое зафиксировано в корпусе коробки передач при помощи шарикового подшипника.

На наружных поверхностях эпициклов нарезаны шлицы, в которые устанавливаются диски с металлокерамикой на медной основе. Гладкие диски соединяются с корпусами гидравлических фрикционных тормозов. При помощи гидроаппаратуры жидкость попадает под поршень одного из тормозов, который, перемещаясь, замыкает пакет фрикционных дисков, тем самым, останавливая эпицикл планетарного ряда. При движении трактора включено два тормоза: механизма реверса (передний или задний ход) и коробки передач (первая, вторая и третья передачи). При нейтральном положении рычага переключения передач включен тормоз 3-го планетарного ряда, что обеспечивает центрирование планетарных рядов относительно корпуса.

За планетарной частью коробки передач установлен редуктор соосности, обеспечивающий необходимое межцентровое расстояние между валом отбора мощности и выходящим валом коробки передач.

Ведущая шестерня соединена с солнечной шестерней третьего и пятого планетарных рядов. Ведомая шестерня соединена с выходным валом, заканчивающимся малой конической шестерней главной передачи.

Переключение передач осуществляется без разрыва потока мощности.

С ведущего вала посредством планетарных механизмов и согласующего редуктора мощность передается на вал-шестерню главной передачи. Переключение передач и реверса обеспечивается рычагом управления 13 (рис. 3.5), 1 (рис. 8.16).

Для переключения передач перемещение рычага передается через управления переключением передач (рис. 8.14, 8.15) на золотник блока передач 13 (рис. 8.14).

Фиксация золотника блока передач обеспечивается рычагом-фиксатором 6 .

Сверху на крышке коробки передач напротив тяги управления переключением передач установлен выключатель ВК415 блокировки пуска дизеля. В нейтральном положении рычага переключения передач выключатель разомкнут. При включенной I передаче – замкнут.

Для переключения реверса перемещение рычага 1 (рис.8.16) передается через рычажную систему управления переключением реверса (рис. 8.15, 8.16), на золотник блока реверса 7 (рис. 8.14).

Фиксация золотника блока реверса обеспечивается рычагом-фиксатором 15 .

Сверху на крышке коробки передач напротив тяги управления переключением реверса установлен выключатель ВК415 звукового прерывистого сигнала, который замыкается при переводе рычага управления в положение задний ход (REV).

ВНИМАНИЕ! Система сигнализации работает непрерывно при движении трактора назад.

При включенном переднем ходе выключатель разомкнут.

Проверить работу выключателей блокировки пуска и звукового прерывистого сигнала можно под напряжением не более (24 ± 2) В и силой тока не более 1 А.

Гидроаппаратура системы управления и смазки (рис. 9.23, 9.24) смонтирована на корпусах гидротрансформатора и корпусах фрикционных тормозов планетарной коробки передач.

Система управления обеспечивает:

– наполнение тора гидротрансформатора рабочей жидкостью под избыточным давлением;

– подачу жидкости к фрикционным тормозам реверса и переключения передач;

– смазку подшипников гидротрансформатора и коробки передач;

– плавное включение фрикционов трансмиссии;

– установку рычага управления КП в нейтральное положение при остановке дизеля или падении давления в системе управления.

На корпусах фрикционных тормозов планетарной части коробки передач смонтированы четыре узла гидроаппаратуры:

– блок передач с четырехпозиционным золотником для подачи рабочей жидкости во фрикционные тормоза реверса;

– блок реверсов с двухпозиционным золотником для подачи рабочей жидкости во фрикционные тормоза реверса;

– плита с золотником предохранительного клапана блокировки 16 (рис. 9.24) и клапаном регулирования давления рабочей жидкости на входе в гидротрансформатор в пределах от 0,48 до
0,51 МПа (от 4,8 до 5,1 кгс/см?);

– блок клапанов, обеспечивающий плавное трогание трактора с места, состоит из двух клапанных систем: перепускного клапана 8 (рис. 9.24) и клапана давления 28. отрегулированного на давление от 2,2 до 2,5 МПа (от 22 до 25 кгс/см?), предназначенных для ограничения максимального давления и обеспечения в определенной последовательности включения фрикционов передач и реверса.

На корпусе ГТР установлен клапан выхода из ГТР, обеспечивающий давление на выходе из гидротрансформатора в пределах от 0,22 до 0,28 МПа (от 2,2 до 2,8 кгс/см?).

При работающем дизеле рабочая жидкость из поддона КП поступает через рукав 23

(рис. 9.23) в нижнюю внутреннюю полость корпуса фильтра ГТР, где находится магнитный фильтр.

Рис. 9.23. Гидравлическая система питания, управления и смазки ГМТ:

1 – радиатор; 2 – магнитный фильтр; 3 – фильтр тонкой очистки; 4 – датчик аварийного давления ММ129; 5 – датчик указателя температуры ТМ100-В; 6 – датчик аварийного давления ММ126-Д; 7 – клапан выхода из ГТР; 8 – гидротрансформатор; 9 – насос НМШ-25 (откачивающий); 10 – труба подвода масла к ГТР; 11 – блок реверса; 12 – блок клапанов; 13 – блок передач; 14 – рукав высокого давления; 15 – датчик аварийного давления ММ111-В; 16 - фильтр; 17 – клапан смазки КП; 18 – планетарная коробка передач; 19 – поддон ГТР; 20 – насос НШ-50А-3; 21 – труба фильтра ГТР; 22 – трубка смазки привода насоса; 23 – рукав

После магнитного фильтра рабочая жидкость поступает во всасывающую полость насоса НШ-50А-3, после чего оно попадает в верхнюю внутреннюю полость фильтра, где расположен фильтр тонкой очистки.

После тонкой очистки рабочая жидкость через рукав высокого давления 14 поступает в блок передач КП, откуда в зависимости от положения золотника, при включенной передаче или нейтрали, поступает под поршень одного из тормозов.

Рис. 9.24. Схема гидравлической системы питания управления и смазки ГМТ,

нейтральное положение (при работающем дизеле):

1 – поддон КП; 2 – магнитный фильтр; 3 – блок клапанов; 4 – плунжер; 5 - насос НШ-50А-3; 6 – клапан обратный; 7 – фильтр тонкой очистки; 8 – клапан перепускной; 9 – клапан входа в ГТР предохранительный; 10 – датчик аварийного давления ММ129 системы управления КП; 11 – блок передач; 12 – золотник блока передач; 13 – золотник предохранительного клапана; 14 – золотник блока реверса; 15 – блок реверса;

16 – клапан предохранительный; 17 – плита маслораспределительная;

18 – датчик аварийного давления ММ111-В системы смазки КП;

19 – клапан смазки КП; 20 – радиатор масляный; 21 – фильтр системы смазки КП; 22 – гидротрансформатор; 23 – клапан выхода из ГТР; 24 – датчик аварийного давления ММ126-Д на выходе из ГТР; 25 – датчик указателя температуры ТМ100-В гидротрансформатора; 26 – поддон ГТР; 27 – насос откачивающий НМШ-25; 28 – клапан давления

Из блока передач 11 (рис. 9.24) рабочая жидкость поступает в плиту маслораспределительную, а из нее по каналам в блок клапанов 3 .

Блок клапанов работает следующим образом: при нейтральном положении рычага КП и неработающем дизеле давление жидкости в системе отсутствует. Клапаны 8 и 28 находятся в крайнем правом, а плунжер 4 в крайнем левом положении. После пуска дизеля и достижения определенного давления клапан 8 открывается, и жидкость по системе отверстий перемещает обратный клапан6 в крайнее левое положение, перекрывая слив.

Через жиклер клапана жидкость поступает на плунжер 4. который передвигается вправо до упора, сжимая пружину, обеспечивая в системе плавное нарастание давления, необходимое для включения фрикционов. При включении передачи трактор плавно трогается с места.

Из блока клапанов рабочая жидкость через клапан перепускной 8 поступает по каналам маслораспределительной плиты в предохранительный клапан блокировки 16 .

Предохранительный клапан состоит из золотника, штока, втулки и пружины. Предназначен для перекрытия канала подачи рабочей жидкости в блок реверса при нейтральном положении рычага переключения передач и возврата его в нейтральное положение при остановке дизеля. Этим обеспечивается блокировка пуска дизеля при включенной передаче.

При работающем дизеле давление рабочей жидкости в полости (между штоком и втулкой) достаточно высокое для сжатия пружины, и клапан 16 не касается передней стенки КП – в этом случае возможно переключение передач.

При падении давления рабочей жидкости в гидросистеме или остановке дизеля рабочая жидкость вытесняется через зазор между штоком и втулкой и разжимает пружину. Клапан упирается в переднюю стенку КП, перемещает золотник предохранительного клапана назад и возвращает рычаг переключения передач в нейтральное положение.

При нейтральном положении рычага переключения передач золотник предохранительного клапана перекрывает канал к блоку реверса. При включенных передачах канал открыт, и рабочая жидкость поступает в блок реверса, при этом возможно реверсирование коробки передач путем перемещения золотника блок реверса 14 и подачи рабочей жидкости под давлением в полости поршней тормозов переднего или заднего хода.

После блока клапанов основной расход рабочей жидкости поступает в плиту в канал клапана 9 входа в ГТР. Клапан входа в ГТР, расположенный в плите, является предохранительным и начинает перепускать рабочую жидкость на слив из системы в случае повышения гидравлического сопротивления трассы со стороны ГТР сверх допустимого.

После клапана входа рабочая жидкость поступает в канал входа корпуса ГТР, откуда через каналы оси реактора 11 (рис. 9.16) поступает в тор ГТР, затем через зазор между осью реактора и турбинным валом, каналы оси реактора 13. канал корпуса ГТР – в клапан 23 выхода из ГТР (рис. 9.24).

Клапан выхода из ГТР полнопоточный, поддерживает избыточное давление в торе ГТР. После клапана выхода рабочая жидкость поступает в масляный радиатор, установленный перед радиатором дизеля. Радиатор масляный трубчато-пластинчатый, двухрядный, с латунной цельнотянутой трубкой. Далее рабочая жидкость поступает в дополнительный фильтр системы смазки КП. Фильтр установлен на лонжеронах корпуса бортовых фрикционов и служит для очистки рабочей жидкости, поступающей из масляного радиатора в коробку передач.

После дополнительного фильтра рабочая жидкость поступает в систему смазки КП. На входе в систему смазки расположен клапан смазки 19 (рис. 9.24), обеспечивающий необходимое давление в системе смазки КП.

Рабочую жидкость в коробку передач и отделение конических шестерен заливать через горловину, расположенную на верхней плоскости корпуса бортовых фрикционов справа от сервомеханизма.

Гидромеханическая трансмиссия оборудуется датчиками аварийного давления рабочей жидкости в системе смазки коробки передач, системе управления КП и на выходе из гидротрансформатора, которые соединены с контрольными лампами на щитке приборов и датчиком температуры рабочей жидкости в гидротрансформаторе, соединенным с указателем на щитке приборов.

Главная передача (рис. 8.19) коническими зубчатыми колесами передает вращение от продольного расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал. Ведущая шестерня выполнена заодно с нижним валом коробки передач, ведомая шестерня крепится на валу, установленном на подшипниках, в корпусе бортовых фрикционов, система смазки общая с коробкой передач.

Бортовые фрикционы (рис. 9.25) многодисковые постоянно замкнутые сухого трения с гидросервированным приводом их выключения; ведомые диски имеют фрикционные накладки.