Руководства, Инструкции, Бланки

Проект Мониторинга Безопасности Гтс Образец img-1

Проект Мониторинга Безопасности Гтс Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Разработка проекта мониторинга безопасности ГТС

Разработка проекта мониторинга безопасности ГТС

Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" (принят ГД ФС РФ 23.06.1997) обязывает собственника гидротехнических сооружений и эксплуатирующую организацию обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений.

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений представляет собой совокупностью постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером воздействия опасных факторов на окружающую среду и осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений и подготовки рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранения выявленных недостатков.

Разработка и согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности регламентированы Правилами безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов (ПБ 03-438-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002 № 6, зарегистрированным Минюстом России 16.04.2002 № 3372; Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.1998 № 2, зарегистрированным Минюстом России 02.04.1998 № 1467; Методическими рекомендациями по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (РД 03-417-01), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 04.07.2001 № 27 (письмо Минюста России от 31.07.2001 № 04/7781-ЮД).
Согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, составленного эксплуатирующей организацией, может осуществляться одной из организаций, определенных Ростехнадзором по согласованию с Минприроды России и МЧС России на проведение экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений (приказ Ростехнадзора от 23.01.2009 № 17).

ИКЦ "Безопасность гидротехнических сооружений" выполняет составление и согласование проектов мониторинга безопасности гидротехнических сооружений.

8 (8635) 26 60 26

Другие статьи

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений в электроэнергетике - Энергетика и промышленность России - № 18 (278) сентябрь 2015 года - информа

Первый заместитель Генерального директора ПАО «Россети», эксперт газеты "Энергетика и промышленность России".

ППГ входит в состав многофункциональной системы газоподготовки "ЭНЕРГАЗ", которая обеспечит энергоцентр топливным газом с проектными параметрами по чистоте, температуре и давлению.

15 декабря 2016 года при поддержке Регионального центра инжиниринга Чувашской Республики и Минэкономразвития Чувашии в Чебоксарах прошел совместный семинар производителя электротехнических изделий для.

Представители энергетической компании «EPS Distribucija Beograd» (Белград, Сербия) посетили завод «Таврида Электрик» в Таллине (Эстония) по производству комплектных распределительных устройств (КРУ) и.

Главные новости энергетики

Итоги недели 12-16 декабря: журналисты предупреждают прокуратуру, парламентарии готовятся к проверкам, а энергетики пересаживаются на «Жигули»

Павел Завальный: «Наша задача — обеспечить информационную безопасность ТЭК»

Механизм «альтернативной котельной» может заработать в субъектах уже к следующему отопительному сезону

Минэнерго России утвердило Схему и программу развития ЕЭС России на 2015-2021 годы

В законодательство внедрят унифицированные правила подключения объектов капстроительства к инженерным сетям

Законопроект об изменениях в ФЗ «О теплоснабжении» может быть принят в первом чтении

Выработка электроэнергии на Северо-Западе возрастет за счет увеличения перетока

Тепло в Чите подорожало в несколько раз, предприниматели грозятся закрывать бизнес

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений в электроэнергетике

Энергетика: наука Василий СТЕПЧЕНКО, Антон ЗЮБАНОВ, Дмитрий ЛЕНШИН, Михаил СТЕПАНОВ, Дмитрий ЗОНОВ

В настоящее время общее количество поднадзорных Ростехнадзору комплексов гидротехнических сооружений (далее ГТС) в России составляет более 37 000 объектов.

Из них в топливно-энергетическом комплексе – более трехсот. Это плотины (гидроэлектростанции), дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов (сброс золы, шлаков угольных электростанций), водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую среду.

Наиболее резонансная и повлекшая тяжелые последствия авария ГТС произошла 17 августа 2009 года, в черный день энергетики – 75 погибших и колоссальный материальный ущерб при трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. И хотя начальные причины аварии – переходные режимы оборудования и неудовлетворительное техническое состояние гидроагрегата (обрыв шпилек) – не относятся напрямую к ГТС, но ее развитие, обусловленное несвоевременным закрытием затворов водоприемников гидроагрегатов, игнорировать нельзя.

Принципы работы службы эксплуатации

В случае с тепловыми станциями, на экспертизе промышленной безопасности которых специализируется ОАО «Инженерный центр» (Оренбург), конечно, нет таких напоров воды, но последствия неправильной эксплуатации ГТС ТЭС также могут быть существенными.

Контроль за безопасностью ГТС на каждой ТЭС должен быть строго регламентирован и отлажен. Контроль за безопасностью ведется в объемах и сроках, предусмотренных проектом и местными инструкциями, по годовым графикам, утвержденным руководителем объекта.

Мониторинг состояния ГТС проводится службой эксплуатации ГТС и ведется визуальными и инструментальными методами.

Важным условием безаварийной работы ГТС является ответственное отношение владельца ГТС к службе эксплуатации ГТС: комплектование ее квалифицированным персоналом, оборудованием, обеспечение исполнительной дисциплины в части реализации технологий эксплуатации и мониторинга.

К основным видам наблюдений, проводимых на ГТС, относятся:

• инструментальные наблюдения за уровнем и химическим составом грунтовых вод в районе ГТС с использованием скважин режимной сети;
• инструментальные наблюдения за осадкой ГТС по поверхностным маркам с привязкой к исходному реперу;
• наблюдения за уровнем воды ГТС по водомерной рейке;
• визуальные наблюдения за состоянием ГТС;
• контроль состояния и работоспособности механического оборудования ГТС – коррозионный износ, повреждение конструктивных элементов, наличие трещин;
• предпаводковые обследования ГТС паводковыми комиссиями, определенными приказами по станции, весенние и осенние обследования;
• регулярные комиссионные (преддекларационные) обследования ГТС;
• разработка декларации безопасности ГТС (является обязательной для гидротехнических сооружений первого, второго и третьего класса, входящих в состав электростанций, а также иных гидротехнических сооружений электростанций, если их аварии и повреждения могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации).

В типовой состав документации по ведению мониторинга безопасности ГТС входят:

• проект мониторинга безопасности ГТС;
• инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, накопителей жидких промышленных отходов;
• аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС.

Ведение мониторинга и фиксация периодических изменений необходимы для того, чтобы на основании данных, накопленных за прошедшие периоды, можно было делать более достоверные прогнозы о дальнейшей эксплуатации объекта (прогноз паводкового притока, сроков перехода на летний / зимний режим эксплуатации и т. д.).

Каждый объект ГТС имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при организации его мониторинга и эксплуатации. Поэтому для каждого ГТС утверждается свой перечень контролируемых во время мониторинга критериев. Основной принцип отнесения элемента ГТС к перечню контролируемых критериев – степень его влияния на безопасность ГТС.

Состав и количество

Для каждого контролируемого параметра устанавливается способ его мониторинга и периодичность (с указанием условий, влияющих на периодичность контроля).

Для каждого контролируемого параметра устанавливаются предельно допустимые значения (ПДЗ) по уровням безопасности. При ухудшении уровня безопасности частота контроля увеличивается. Также должны быть разработаны и утверждены методики измерения (контроля) контролируемых параметров. Делается это для обеспечения идентичности и сопоставимости измерений.

Нормативными документами определяются три состояния безопасности ГТС:

• надежное – можно эксплуатировать;
• удовлетворительное – можно эксплуатировать, но необходимо разрабатывать и исполнять компенсирующие мероприятия с усиленным контролем текущего состояния;
• аварийное – эксплуатация в проектном режиме запрещена.

При оценке критериев безопасности ГТС (таких, как плотины, дамбы золошлакоотвалов и др.) учитывается, что при контроле технического состояния ГТС необходимо также анализировать показатели, которые характеризуют взаимодействие элементов в системе «основание – сооружение».

Кроме того, необходимо отметить, что критерии безопасности данного ГТС не являются чем?то незыблемым, неизменным. Изначально они устанавливаются на основании проектной документации, далее корректируются по результатам эксплуатации и возможных изменений в ГТС. Действие критериев безопасности устанавливается на срок действия декларации безопасности ГТС, но не более чем на пять лет. После истечения пяти лет, а также в случае изменения условий эксплуатации или выявившихся дефектов, требующих дополнительного контроля, они должны уточняться.

Опыт проверок состояния мониторинга безопасности ГТС на энергообъектах показывает, что основными выявленными нарушениями (зоны, на которые эксплуатирующей организации надо обратить особое внимание) являются:

• отсутствие соответствующей рабочей документации;
• наличие различных неисправностей (шлам, снижение пропускной способности);
• отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке критериев безопасности ГТС, деклараций безопасности, инструкций и проектов мониторинга безопасности;
• несоответствие проекту и нормативным документам квалификационного уровня службы эксплуатации;
• отсутствие согласованного плана ликвидации возможных аварий и инцидентов;
• отсутствие или несоответствие проекту мониторинга безопасности контрольно-измерительной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов.

Из вышеуказанного перечня считаем наиболее тревожным фактором несоответствие нормативным документам квалификационного уровня службы эксплуатации, проще говоря – слабый уровень подготовки персонала, поскольку именно служба ГТ обеспечивает безопасную эксплуатацию и снабжает руководителей организации достоверной информацией о состоянии ГТС. От достоверности, обоснованности и достаточности этой информации зависит своевременность и правильность принимаемых эксплуатационных, ремонтных, технологических решений, а следовательно – безопасность ГТС.

ОАО «Инженерный центр»

460023, г. Оренбург, Манежная ул. 26.

Для корреспонденции: 460052, г. Оренбург, ул. Энергетиков, 1.

Тел. / факс (3532) 404131

Мониторинг ГТС

Мониторинг гидротехнических сооружений

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений — система регулярных инструментальных и визуальных наблюдений за показателями работы и технического состояния сооружений, за проявлением и развитием опасных для сооружений техногенных и природных процессов и явлений, проводимых по определенной программе с целью объективной оценки эксплуатационной надежности и безопасности сооружений, своевременной разработки и проведения ремонтных мероприятий.

Основной задачей мониторинга безопасности является обеспечение управления в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ.

Цели и задачи мониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных ( непрерывных) визуальных и инструментальных ( в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах.

Система мониторинга состояния гидротехнических сооружений – совокупность измерительных приборов и других взаимодействующих технических устройств, обеспечивающих получение, передачу, сбор и обработку информации регулярных наблюдений диагностических показателей технического состояния сооружения.

Мониторинг осуществляется с целью обеспечения постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий для безопасной эксплуатации.

Объекты на которых выполнялся мониторинг ГТС Днестровская ГАЭС Смоленская АЭС

Проект мониторинга безопасности гтс образец

V. Рекомендуемый состав и содержание типовой проектной документации мониторинга

В проекте мониторинга безопасности ГТС отражаются: цели и задачи монит оринга, объекты мониторинга, состав и объем наблюдений, методика натурных наблюдений и обработки материалов (в том числе визуальных наблюдений; геодезического контроля; наблюдения за влиянием на окружающую среду накопителей жидких отходов, за их заполнение м, технологией осветления, гидротранспортированием, сбросом); сроки начала и окончания наблюдений; график наблюдений (выполненный в виде таблицы с указанием наблюдаемых параметров, исполнителя, периодичности, предельно допустимых значений), перечень КИА (К ИП), квалификация и требования к эксплуатационному персоналу, проектная, эксплуатационная и нормативная документация, разрезы, схемы по накопителям жидких отходов, формы журналов наблюдений.

Перечень разделов и их содержание в зависимости от назначения нак опителей, состава жидких отходов, стоков и вод, могут меняться.

Введение может содержать:

Данные об организации-разработчике проектной документации мониторинга безопасности ГТС .

Це ли и задачи мониторинга безопасности ГТС.

Краткую характеристику и состав ГТС с указанием их класса и класса токсичности отходов.

Краткое описание состояния проектной документации и ее соответствие требованиям дейс твующих норм и правил в части ведения мониторинга безопасности ГТС (наличие проектной документации натурных наблюдений и на установку КИА (КИП), обоснование объема и состава натурных наблюдений, наличие в рабочей документации расчетных схем ограждающих дам б с возможными расчетными призмами обрушения, кривой депрессии, контролируемые параметры, установленные проектной документацией с учетом предельно допустимых расчетных параметров состояния безопасности сооружений).

Общая характеристика ГТ С может содержать:

Краткую характеристику месторасположения накопителя, его тип по технологии заполнения и рельефу; основные технологические процессы с указанием используемых реагентов и химического состава шламов (хвостов) и воды; сост ав натурных наблюдений, особенности инженерно-геологических, гидрогеологических, климатических и гидрологических условий района, влияющих на состав мониторинга безопасности ГТС .

Описание предусмотренного и обоснованного в рабочем проекте или проекте эксплуатации состава и объема натурных наблюдений.

Описание опасной, санитарно-защитной и механически охраняемой зон с учетом требований действующих нормативных документов.

Обоснование состава и объема ведения натурных наблюдений и установки КИА (КИП) с учетом технологии заполнения накопителя и класса ГТС на основании действующих нормативных документов, рекомендаций и предложений экспертных организаций, служб мониторинга безопасности ГТС, создаваемых на базе эксплуатирующих организаций, и аналитических центров по ведению мониторинга безопасности ГТС.

Перечень и краткое описание объектов мониторинга безопасности ГТС.

Обоснование отказа от проведения инструментальных наблюдений в полном составе и объеме для сооруж ений данного класса и ненадобности установки соответствующей КИА (КИП), если это продиктовано особенностями данного объекта.

Перечень контролируемых параметров.

Критерии безопасной эксплуатации и предельно допустим ые значения контролируемых параметров состояния ГТС, основанные на выполненных и (или) имеющихся в рабочем проекте (или проекте эксплуатации) расчетах, требованиях СНиП и правил безопасности.

Методики проведения натурных наблюдений (по всем объектам мониторинга безопасности ГТС ), в том числе методика визуальных наблюдений.

Описание службы мониторинга безопасности ГТС и ее функций, схема веде ния мониторинга, отражающая распределение обязанностей и порядок отчетности.

Эксплуатация и ведение мониторинга безопасности ГТС в сложных и чрезвычайных ситуациях.

Паспорт безопасности гидротехнических сооружений - УКЭФ - Промышленная Безопасность, Екатеринбург


Нормативные документы, регламентирующие разработку Паспорта безопасности ГТС, являются

  • Приказ МЧС от 04.12.2004г. № 506
  • Методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта, утверждены МЧС РФ от 19 августа 2004 года


Для каких объектов разрабатывается Паспорт безопасности ГТС
Для ГТС, на которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации

Порядок разработки и согласования
Утверждается руководителем организации и в Главном управлении МЧС России по Свердловской области

Декларация безопасности ГТС регистрируется в Ростехнадзоре.

Помимо Паспорта безопасности гидротехнического сооружения должны быть разработаны также следующие документы:

Декларация безопасности ГТС

Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (ст. 21), утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303,

Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России организациях, производствах и объектах от 9.04.01 №11

Дополнительные требования к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России, утвержденные приказом МПР России от 02.03.99 г. № 39.

Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

«Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» от 18.12.01 г. № 876

РД 03-521-02. «Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения», утвержден приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18.05.02 г. № 243/150/270/68/89, зарегистрированным Минюстом России 03.06.02 г. № 3493

Мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий

ст.9 Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ

Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России РД 02-259-98 от 12.02.98 №2 Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору РФ производствах, объектах и организациях РД 03-417-01 от 4.06.01 №27

Экспертиза декларации промышленной безопасности

Правила экспертизы декларации промышленной безопасности от 7.09.1999 г. № 65 (с изменениями от 27.10.2000 г.)

Регистрация в Российском регистре гидротехнических сооружений

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.98г. № 490 “О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений”

Получение разрешения на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"

Приказ Ростехнадзора от 23.09.2004 N 99 "Об утверждении инструкции по организации выдачи федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики»

План ликвидации аварий (ПЛА)

ПБ 03-438-02 (Приложение 3)
В соответствии с Постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002 г. № 6 " Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов" (зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.02 Рег. № 3372) План ликвидации аварий со всеми приложениями пересматривается и утверждается один раз в год до 15 декабря