Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Протокола На Переход Из Тсж В Управляющую Компанию img-1

Образец Протокола На Переход Из Тсж В Управляющую Компанию

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Переход из управляющей компании в ТСЖ

Хранитель домашнего очага

Российское законодательство требует, чтобы многоквартирные дома (более 16 квартир) находились под чьим-либо управлением. Управлять домами могут только лицензированные организации – управляющие компании. За компаниями никто не следит, деятельность их самостоятельна и неподконтрольна, поэтому жильцы, желая, чтобы квартплата поступала не только по назначению, но и была прозрачна, ищут другие способы управления. Самостоятельно собственники квартир тоже могут управлять домом, если они объединены в товарищество или кооператив.

Управление многоквартирными домами


После реорганизации государственных эксплуатационных участков судьбы многоквартирных домов легли на самих жильцов – они должны либо выбрать управленца, либо заняться управлением самостоятельно.

Управление домом это:

  • деятельность по сохранению и содержанию дома (капитальный, текущий ремонт дома, профилактические работы);
  • обеспечение коммунальными благами жильцов (заключение договоров поставки электроэнергии, воды, газа, договоров на водоотведение, вывоз отходов, обслуживание домофонов и других).

Если домом управляет частная компания, жильцы могут и не знать – сколько фактически стоят коммунальные услуги, целевым ли платежом перечисляется квартплата, потому что контроля за финансовой деятельностью управляющих компаний нет и бюджетом наши платежи не учитываются и расчётно-кассовыми центрами не проверяются.

Этим зачастую пользуются недобросовестные управляющие компании. Чтобы деньги, вносимые жильцами, стали подконтрольны, управление домом должно принадлежать самим владельцам квартир, для чего нужно создавать ТСЖ. А что такое ТСЖ? Его плюсы и минусы в многоквартирном доме какие?

Что такое ТСЖ

Это некоммерческое объединение собственников квартир многоквартирного дома или нескольких соседних домов, имеющих общие инженерные сети. Понятие ТСЖ, как организовать его – регулируется шестым разделом Жилищного кодекса.

Для создания ТСЖ необходимо провести общее собрание собственников квартир, на котором и решить вопрос о создании товарищества. Необходимо, чтобы за создание товарищества проголосовало не меньше половины собственников! Решение собрания и станет основанием для регистрации ТСЖ.

С момента государственной регистрации товарищество становится юридическим лицом, которое имеет Устав, правление под руководством председателя, ревизионную комиссию.

Не смотря на то, что руководителем товарищества является избранный председатель правления, все важные вопросы решаются общим собранием. То есть управляют домом сами владельцы квартир.

Создание ТСЖ – плюсы и минусы

Главным преимуществом того, что домом управляет ТСЖ, а не управляющая компания, является существенная экономия денег. За счёт того, что коммунальные услуги поставляются в дом напрямую, минуя посредников, а все ремонтные работы контролируются жильцами, экономия (в долгосрочной перспективе) может достигать больше полсотни процентов! Такие данные предоставляет Росстат.

К преимуществам самостоятельного управления также можно отнести:

  • контролирует обслуживание дома правление ТСЖ (исключается халатность и коррупция);
  • все важные вопросы решаются общим собранием (например – кто, когда и почём отремонтирует крышу);
  • финансовая деятельность прозрачна (расходы может контролировать любой член ТСЖ);
  • из общего имущества дома можно извлечь прибыль (например, за счёт сдачи в аренду чердаков, подвалов, стен под рекламу).

Если вас затопят соседи сверху. а ваш дом входит в ТСЖ, то оповещайте руководителя и вызывайте слесаря. В своем коллективе и разберетесь.

Наравне с плюсами, можно выделить и такие минусы:

  • ТСЖ, как юридическое лицо, отвечает по долгам самостоятельно (если один собственник задолжает по квартплате, его долг придётся гасить перед контрагентами остальным жильцам. Но потом можно предъявить регрессное требование к недобросовестному жильцу);
  • между членами ТСЖ может возникнуть спор о величине платы за содержание дома или ремонта;
  • Уставом ТСЖ почти всегда разрешено заочное голосование, чем могут воспользоваться недобросовестные члены правления.

Чтобы нагляднее показать все плюсы и минусы ТСЖ, сравнительная таблица для вас.

Создание ТСЖ – как организовать

Организация товарищества не представляет сложности и проходит в несколько этапов:

  • проведение общего собрания собственников и закрепление решения о создании ТСЖ в протоколе;
  • разработка Устава ТСЖ и выбор ревизионной комиссии, правления и его председателя;
  • открытие расчётного счёта;
  • регистрация организации в налоговой инспекции;
  • передача дома на баланс ТСЖ;
  • заключение договоров с организациями.

Самым сложным этапом тут является первый, из-за инертности населения, но для инициативной группы это не должно являться препятствием, ведь управлять домом самостоятельно – это выгодно.

Другие статьи

Порядок перехода в управляющую компанию

Порядок перехода в управляющую компанию

В соответствии с действующим законодательством многоквартирный дом может управляться одним из трех способов управления:

  • непосредственное управление собственниками помещений;
  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом;
  • управление управляющей организацией.

Последний способ можно признать самым распространенным и исторически наиболее понятным для собственников, поскольку он мало отличается от системы ЖЭКов, существовавшей в стране в течение длительного времени. Может быть, именно это сходство приводит к тому, что большинство собственников считает управляющую компанию чем-то данным свыше и не считает дом своей собственностью. Между тем, Жилищный кодекс Российской Федерации закрепляет общую долевую собственность на помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также на оборудование и конструкции, земельный участок с элементами озеленения и благоустройства и устанавливает даже не право, но обязанность собственников выбрать способ управления своим домом. Государство поощряет инициативу собственников в этом вопросе, исходя из логичного предположения о том, что никто лучше собственника не позаботится о надлежащем содержании принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.

Таким образом, любой из собственников может инициировать проведение собрания собственников с целью изменения способа управления многоквартирным домом или смены управляющей организации в любое время. Порядок проведения собрания собственников и принятия этим собранием решения также регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.

Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В сообщении о проведении общего собрания собственников должны быть указаны:

  • сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
  • форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
  • дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
  • повестка дня данного собрания;
  • порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

К вопросу определения повестки дня следует отнестись со всей ответственностью, поскольку законом установлено, что собрание может принимать решения исключительно по тем вопросам, которые были изначально включены в повестку дня. Для выбора способа управления многоквартирным домом, Управляющей организацией, можно предложить такой вариант повестки дня:

  1. Процедурные вопросы (избрание председателя и секретаря собрания);
  2. Выбор способа управления многоквартирным домом.
  3. Определение управляющей организации/ компании.
  4. Утверждение проекта договора между собственником и управляющей организацией;
  5. Установление размеров платежей собственников помещений за содержание и ремонт.

Собрание может одновременно решать и иные вопросы, отнесенные Жилищным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (о ремонте общего имущества, реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек; оформлении права общей долевой собственности на земельный участок на котором расположен многоквартирный дом и пределах использования земельного участка, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, другие вопросы).

Сообщение должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом или вручено под роспись либо размещено в помещении данного дома и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В случае если в доме есть помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры), необходимо уведомить администрацию города, направив соответствующее сообщение. Направление сообщений в администрацию города целесообразно не только с точки зрения исполнения требований закона, но и с практической точки зрения, поскольку участие администрации в собрании собственников даст собственникам возможность получить все необходимые консультации и использовать знания и опыт специалистов управления жилищного фонда в процессе подготовки и проведения собрания.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, поэтому при определении количества голосов, которым обладает каждый собственник можно осуществлять расчет посредством деления площади помещения, принадлежащего собственнику, на сумму площадей всех жилых и нежилых помещений в доме. Для правильного решения вопроса о наличии кворума и правомерности принятия решения по вопросам повестки дня необходимо составить реестр собственников и в соответствии с ним осуществлять регистрацию участников собрания и подсчет голосов. Надо также не упускать из виду вопросы возможного наличия общей долевой либо общей совместной собственности на одни и те же помещения и допустимости участия собственников в собрании посредством своих представителей на основании надлежащим образом оформленных доверенностей.

Главным вопросом, по которому должны принять решение собственники, помимо выбора управляющей компании, являются условия договора управления многоквартирным домом. Эти условия устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Договор управления многоквартирным домом является основным документом, регулирующим отношения собственников и управляющей организации.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Протоколы общих собраний и решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. При этом у управляющей организации есть обязанность заключить с каждым из собственников договор управления на единых для всех условиях, указанных в решении общего собрания.

Управляющая организация, ранее осуществлявшая управление домом, обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.

Меняем способ управления многоквартирным домом

Меняем способ управления многоквартирным домом

Тема ТСЖ не выходит из поля зрения нашей газеты с момента появления в российском законодательстве этой организационно-правовой формы, объединяющей собственников жилых помещений многоквартирного дом[1]. Сегодня речь пойдет о том, как жильцам, создавшим ТСЖ, избавиться от нерадивой управляющей компании и выиграть возможный спор с ней.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления таким домом, например организовать товарищество собственников жилья или нанять профессионального участника рынка жилищно-коммунальных услуг — управляющую организацию (п. 2 ст. 161ЖК РФ). Если способ управления не выбран, управляющую компанию на конкурсной основе определяет муниципалитет. У каждой из названных форм управления свои особенности.

Товарищество собственников жилья — это некоммерческая организация, представляющая собой объединение собственников помещений и создаваемая для целей управления общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 135 ЖК РФ). Решение о создании ТСЖ принимают собственники помещений на общем собрании большинством (более чем 50%) голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. При выборе способа управления договоры по обслуживанию дома заключает правление ТСЖ от имени жильцов. Правление распоряжается их денежными средствами, контролирует качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, получает за них платежи и осуществляет расчеты.

Управление домом через ТСЖ сопряжено с определенными сложностями. Так, товарищество ведет бухгалтерский учет и сдает в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Кроме того, ТСЖ обязано раз в год утверждать на общем собрании членов товарищества сметы доходов и расходов на год, а также отчет об исполнении этих смет. Следовательно, может понадобиться бухгалтер. Важно и то, что заключение от имени жильцов договоров по обслуживанию дома с управляющей компанией требует специальных юридических знаний.

Управляющая компания — это коммерческая организация, которая на профессиональной основе оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме комплекс жилищно-коммунальных услуг и (или) выполняет работы, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в доме. Если жильцы многоквартирного дома отдали его в управление такой компании, именно она осуществляет все действия, связанные с организацией обслуживания дома, контролем качества услуг (работ), распоряжением денежными средствами жильцов, отвечая перед собственниками помещений.

Таким образом, степень вовлеченности жильцов в управление домом — основной критерий отличия этих двух форм. И сложно сказать, что лучше: активное участие в управлении посредством ТСЖ, когда жильцам предоставлены широкие возможности непосредственно влиять на обустройство дома и качество получаемых услуг, или пассивное, когда жильцы не обременены коммунальными заботами и в минимальной степени вовлечены в процесс принятия управленческих решений.

Основания для смены способа управления

Взаимоотношения управляющей компании с собственниками помещений строятся на основе так называемого договора управления многоквартирным домом. Руководствуясь им, управляющая компания по заданию собственников помещений в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, а также вести иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

При смене способа управления домом ключевая проблема для собственников — возможность в одностороннем порядке расторгнуть договор управления.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является не просто договором возмездного оказания услуг, а особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Именно такой точки зрения до недавнего времени придерживались арбитражные суды.

В 2010 г. Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.07.2010 № 1027/10 высказался в пользу того, что собственники жилья не обладают безусловным правом по своей инициативе расторгнуть договор с управляющей компанией в одностороннем порядке[2]. Подобное расторжение возможно лишь по основаниям, установленным в п. 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон. В силу п. 8.1 ст. 162 ЖК РФ жильцы вправе решением общего собрания собственников помещений изменить способ управлениям своим домом и на этом основании в одностороннем порядке расторгнуть договор с управляющей компанией, отобранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в случае, когда жильцами не выбран способ управления (п. 4 ст. 161 ЖК РФ). Аналогичным образом жильцы могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая компания не выполняет условий данного договора (п. 8.2 ст. 162 ЖК РФ). То есть право на подобный отказ возникает у жильцов лишь при условии неисполнения (ненадлежащего исполнения) управляющей компанией принятого на себя обязательства.

В прошлом году ВАС РФ изменил точку зрения (Определение от 16.08.2011 № ВАС-7677/11). По мнению суда, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способом управления домом конкретную управляющую компанию, домовладельцы лишаются возможности сменить этот способ и саму управляющую компанию иначе как по суду и только при подтверждении нарушений с ее стороны. То есть ВАС РФ подтвердил, что договор управления многоквартирным домом можно расторгнуть в порядке, установленном гражданским законодательством, которое предусматривает односторонний отказ заказчика от исполнения всякого договора подряда при заказе работ для бытовых нужд (ст. 717,731 и 740 ГК РФ) и от исполнения договора на оказание услуг (ст. 782 ГК РФ).

Поводы, побуждающие жильцов отказываться от услуг управляющей компании, различны. Наиболее распространенные — завышенные тарифы и ненадлежащее оказание услуг.

Статья «Управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома» составляет более половины всей суммы, выставляемой к оплате в квитанции собственникам помещений в многоквартирном доме. В эту статью закладывается прибыль управляющих компаний, поскольку в отличие от ТСЖ они являются коммерческими организациями и не могут работать себе в убыток. Обычно именно эта статья не устраивает жильцов.

В оправдание управляющие компании заявляют, что руководствуются соображениями «развития бизнеса», имея в виду, что есть определенный порог стоимости услуг, позволяющий обеспечить их надлежащее качество. Но примеров, когда средства собственников

действительно направляются на повышение эффективности и переоборудование коммуникаций, немного.

Ненадлежащее оказание услуг

Требования к порядку предоставления и качеству коммунальных услуг в настоящее время установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — действующие Правила)[3]. Так, минимальная температура в жилых помещениях не должна быть ниже +18 градусов по Цельсию, в угловых комнатах — не ниже +20 градусов по Цельсию. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. За каждый час отклонения размер ежемесячной платы за отопление должен быть снижен на 0,15% за любой градус отклонения (приложение 1 к действующим Правилам).

Жильцам важно обеспечить доказательства ненадлежащего оказания жилищно-коммунальных услуг. Но сделать это не всегда просто.

Например, при сообщении в аварийно-диспетчерскую службу о проблеме с предоставлением коммунальных услуг (скажем, надолго отключили горячую воду), нужно удостовериться, что сотрудник службы зарегистрировал заявку в специальном журнале и сделал в нем отметку, что потребитель уведомлен о причинах перебоя в оказании услуг. Без этой отметки факт непредоставления услуг нельзя считать признанным управляющей компанией. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины сбоя в предоставлении коммунальных услуг, потребуется составить акт (раздел VIII действующих Правил).

Дом сдал — дом принял!

После принятия решений о создании ТСЖ и смене способа управления управление многоквартирным домом переходит к такому товариществу. Но, как показывает практика, управляющие компании не спешат передавать бразды правления ТСЖ: отказываются отдавать техническую документацию на дом, обжалуют решения общего собрания собственников помещений, не возвращают остатки денег, собранных на капитальный ремонт дома.

Борьба за документацию

При смене способа управления домом, в том числе на ТСЖ, управляющая компания за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на него и иные документы, связанные с управлением домом (п. 10 ст. 162 ЖК РФ). Как правило, это требование нарушается.

Типичная ситуация описана в постановлении ФАС Московского округа от 21.12.2011 по делу № А41-11369/11. Управляющая компания, от услуг которой отказались собственники помещений многоквартирного дома, не реагировала на требования ТСЖ и не передавала документацию на дом и придомовую крышную котельную. Это послужило основанием для предъявления иска. Руководствуясь п. 1,8,9 ст. 162 ЖК РФ и п. 1,3 ст. 450 ГК РФ, суды сделали вывод о расторжении договора на управление домом и обязанности управляющей компании в силу ч. 10 ст. 162 ЖК РФ передать всю техническую документацию на дом.

Желая удержать прибыльный бизнес, компании доходят до абсурда. Например, одна управляющая компания указала в кассационной жалобе, что документация на дом является ее собственностью и не имеет отношения к ТСЖ (постановление ФАС Уральского округа от 06.09.2010 по делу № А50-2595/2010). Суд отклонил этот довод как несостоятельный.

Претензии к порядку проведения общего собрания

Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). С созывом и проведением общего собрания, оформлением результатов голосования сопряжено немало тонкостей. Любое нарушение может стать поводом для управляющей компании, к которой ТСЖ подает иск об обязании передать документацию на дом, оспорить в суде решение собственников (постановление ФАС Московского округа от 09.09.2010 по делу № А41-28159/09).

Перечислим наиболее распространенные доводы:

- отсутствие на собрании требуемого кворума в более чем 50% голосов;

- отсутствие в протоколе общего собрания указания оснований для расторжения договора с управляющей компанией (п. 8.1 или 8.2 ст. 162 ЖК РФ);

- несоответствие формы бюллетеней для заочного голосования требованиям ст. 47 ЖК РФ;

- несоответствие поставленных на голосование вопросов вопросам повестки дня общего собрания;

- ненадлежащее уведомление собственников помещений о проведении голосования в заочной форме.

Иными словами, управляющие компании предлагают арбитрам оценить юридическую силу решений общего собрания. К возможности подобной оценки суды относятся неоднозначно.

Первый подход. Решение общего собрания собственников может быть оспорено только в рамках отдельного искового производства и только по иску одного из собственников в соответствии с п. 6 ст. 46 ЖК РФ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2009 по делу № А78-421 /09, Поволжского округа от 22.04.2009 по делу № А57-3217/2008 и Уральского округа от 29.09.2009 по делу №А71-84/2009-ГЗЗ).

Второй подход. Возможна судебная оценка юридической силы решений общего собрания собственников для установления их действительной воли по вопросам, связанным с управлением жилым домом (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.12.2007 по делу № А05-1712/2007, Северо-Западного округа от 20.10.2008 по делу № А21-6325/2006 и Восточно-Сибирского округа от 15.01.2009 по делу № АЗЗ-16761/07).

Деньги на капремонт

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Периодичность капремонтов определяется согласно действующим инструкциям по проведению планово-предупредительных ремонтов, разрабатываемым и вводимым в действие с учетом требований правил и инструкций соответствующих органов государственного надзора. Об этом сказано в п. 1.7 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий МДС 13-1.99 (далее — Инструкция)[4]. Межремонтные сроки и объемы ремонтов устанавливаются исходя из технического состояния и конструктивных особенностей объектов. Основным документом, характеризующим техническое состояние здания и отражающим необходимость капремонта, является технический паспорт (п. 1.13 Инструкции).

Капремонт осуществляют только по утвержденным проектам и сметам (п. 1.14 Инструкции). Ежемесячные платежи собственников помещений за такой ремонт формируются на основании сметы на проведение работ: сумма по смете делится на общую площадь жилых и нежилых помещений и на количество месяцев, в течение которых будет оплачиваться стоимость ремонтных работ.

Таким образом, периодичность капремонта многоквартирного дома зависит от его технического состояния. Средства на ремонт, аккумулируемые на счете ТСЖ или управляющей компании, собственники помещений в многоквартирном доме вносят на ежемесячной основе. Учитывая, что в среднем капремонт такого дома осуществляется раз в десять лет, при смене способа управления часто возникает спор о судьбе этих средств.

Очевидно, что при надлежащей смене способа управления домом удержание такого остатка следует признать неосновательным обогащением. В случае несвоевременного возврата неизрасходованного остатка на сумму остатка начисляются штрафные проценты по ст. 395 ГК РФ.

ФАС Северо-Кавказского округа рассмотрел следующую ситуацию (постановление от 12.08.2010 по делу № А32-18358/2009). Управляющая компания за полгода собрала на капремонт с собственников помещений в многоквартирных домах около 1 млн. руб. Остаток неизрасходованных средств (примерно 600 000 руб.) подтвержден представленными в дело документами. Судьи посчитали, что правовых оснований для удержания названной суммы у бывшей управляющей компании нет, поскольку ее полномочия в отношении спорных многоквартирных домов прекращены. Суд признал наличие неосновательного обогащения у бывшей управляющей компании и обязал ее перечислить вновь избранной управляющей организации сумму, накопленную на капремонт, с учетом набежавших процентов.

1. Вместо того чтобы оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме собственными силами, ТСЖ может привлечь управляющую компанию (п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ). В этом случае ТСЖ будет контролировать выполнение управляющей компанией обязательств по договору на управление многоквартирным домом, в том числе оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме.

2. Для контроля за использованием собираемых средств имеет смысл из числа собственников помещений сформировать счетно-ревизионную комиссию либо привлечь на договорной основе профессионального бухгалтера. Такой контроль позволит исключить злоупотребления со стороны руководства ТСЖ (правления и председателя правления) и добиться существенной экономии за счет умелого управления финансами.

3. На этапе выбора способа управления домом, на этапе заключения договора с управляющей компанией, а также в случае возникновения споров с прежним субъектом управления обращайтесь к юристам. От того, насколько грамотно составлен договор на управление многоквартирным домом, напрямую зависит добросовестность управляющей компании и спокойствие жильцов.

Дмитрий Смирнов, магистр права, старший юрист юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры»

Дмитрий Савочкин, юрист юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры»

[1] См. статьи «Управлять домами будем по-новому», «ЭЖ». 2011. №22. «В какой суд идти по спорам с ТСЖ». «ЭЖ», 2010, № 41, «Понуждение к управлению», «ЭЖ». 2010, №22.

[2] См. статью «Одну управляющую компанию сменить на другую не просто». «ЭЖ», 2010, №35.

[3] Утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

[4] Утверждена постановлением Государственного комитета РФ по сравнительному и жилищно-коммунальному комплексу от 17.12.99 № 79