Руководства, Инструкции, Бланки

ответное слово образец img-1

ответное слово образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Читать Современная деловая риторика: Учебное пособие - Анисимова Т

§ 1. Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь — это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики — дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации — вопрос жизни и смерти для нашего общества. Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами — это, как правило, печальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог.

Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки — воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно-значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.

В последнее время появилось несколько учебных пособий по риторике, предназначенных для обучения речи на разных уровнях. Однако практически все они включают в основном теоретические размышления о свойствах и признаках публичной речи, особенностях восприятия и понимания речи, речевом этикете и стилях речи, структуре массовой коммуникации и т. п. В отличие от них настоящее пособие ставит целью последовательное описание шагов человека, готовящегося произнести ответственную публичную речь, то есть стремится дать развернутую инструкцию для начинающих ораторов. Такой исключительно практической ориентацией и обусловлен отбор и расположение учебного материала. Вместе с тем считаем, что эта ориентация не должна сказываться на научном уровне материала, а описание последовательности шагов. совершаемых оратором при создании речи, ни в коем случае не должно заменяться произвольными и случайно подобранными замечаниями типа "10 (или другое количество) правил (советов) ведения дискуссии (создания эффективной речи)".

§2. Определение риторики

§ 2. Знакомство с риторикой, как и с любым другим предметом, следует начать с выяснения того, что является ее предметом, что она должна изучать, чем отличается от других предметов. Вопрос этот не такой простой, поскольку в современной науке разными авторами риторике приписывается совершенно не одинаковое содержание. В частности, в некоторых учебниках и хрестоматиях всё (или по крайней мере, большая часть) содержание риторики сводится к описанию средств выражения (тропов, фигур, стилистических средств и т. п.). На неправомерность такого подхода указывал еще Н.Ф. Кошанский: "Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым — значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются. Это называется декламация. Она не заслуживает имени красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого декламатора, но часто поддерживается мыслию будущих успехов, а иногда мечтою жалкого самолюбия."[48, 10] [1]

Попробуем же определить содержание риторики, опираясь на научную традицию, восходящую к трактатам Аристотеля и Цицерона.

Первое известное определение риторики было дано в Древней Греции, где ее описывали "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета."[6, 19] Такой взгляд на риторику как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию разрабатывался и последовательно излагался в трактатах Исократа, Гермагора, Аполлодора. Другой подход дает нам римская традиция, считавшая риторику наукой о "хорошей речи", причем в это определение вкладывалось как требование убедительности речи, так и внимание к выражению, к словесному оформлению. Дальнейшая судьба риторики связана с усилением этой тенденции — на первое место выходит интерес к форме, красивость выражения становится основным мерилом практики. Распространенным представлением о риторике как о напыщенном "внешне красивом, но малосодержательном произведении речи" мы обязаны этой ветви риторической практики. Именно тогда появилось выражение "пустая риторика" и выработалось устойчивое негативное отношение к этому термину.

Однако сегодня стало ясно, что виновато не слово, не наука: все зависит от того содержания, которое мы вкладываем в это слово и которым занимаемся, изучая науку. Риторика нужна нашему обществу не как наука об украшении речи, а как дисциплина, помогающая научиться разумно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. Поэтому совершенно очевидно, что современная риторика должна вернуться в целом к греческому толкованию предмета, решительно поставить форму на службу содержанию, ведь только в этом случае она сможет справиться с теми важными задачами, которые ставит перед ней время. Именно с таких позиций дает определение риторики А.К. Авеличев: "Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта."[2, 10] Это определение мы и возьмем за основу дальнейшей работы.

§3. Общая и частная риторика

§ 3. Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения. Действительно, несмотря на то, что в целом система работы над судебной речью совпадает с системой работы над политической речью, обвинительная речь прокурора не похожа на митинговую речь, а проповедь создается не так, как академическая лекция. Как писал Н.Ф. Кошанский: "Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. — Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель."[47, 8]

Все многообразие частных риторик объединяется в две ветви — гомилетику и ораторику .(см. об этом: [91]) Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации. Так, выступая с курсом лекций, преподаватель не обязан каждый раз сообщать задачу своего курса, показывать важность изучаемого предмета и т. п. Достаточно сделать это на первой лекции. Каждая следующая лекция вносит нечто свое в решение общей проблемы, является фрагментом в общей картине, создаваемой выступающим.

Другие статьи

Благодарность родителям

Благодарность родителям

На свадебном торжестве много особенных и трогательных моментов. Обмен обручальными кольцами и клятва верности, первый танец молодых и зажжение домашнего очага новой семьи. И, конечно же, в центре всех событий самая прекрасная, самая счастливая, самая лучшая пара – новоиспечённые муж и жена! Гости искренне радуются их счастью, поздравляют, дарят подарки, а жених и невеста купаются во внимании.

Но среди гостей есть особенные, невероятно почётные гости, которые не привлекают к себе внимания и порой очень мало говорят, потому что не могут сдержать волнения. Это, конечно же, родители жениха и невесты. Для них это счастливый и непростой день, они наблюдают как их дети, окончательно повзрослев, создают свою семью.

На протяжении долгих месяцев подготовки к свадьбе родители оказывают будущим супругам самую нужную и верную поддержку. И даже если между ними случаются разногласия, они легко преодолеваются, ведь никто больше родителей не желает молодым счастья!

Но вот проходит время милой, а порой и нервной, предсвадебной суеты и свадебное торжество идёт своим ходом. Приближается момент, когда жениху и невесте хочется поблагодарить своих родителей за всё, что они сделали в их жизни. За всю помощь и поддержку, за все советы и напутствия, просто за то, что они родители, а значит самые близкие люди на Земле.

Благодарственную речь можно подготовить заранее или положиться на своё красноречие и произнести благодарность экспромтом. Но следует учесть, что в столь волнительный момент вы можете не справиться со своими чувствами, и вам будет сложно выразить всю глубину благодарности и любви вашим родителям. Поэтому лучше подготовиться. Тем более что волнение будет присутствовать в вашей речи в любом случае. Однако это не значит, что приготовленную речь нужно читать по бумажке. Напечатанный на листе бумаги текст, может лишить речь проникновенности и искренности, не всем это понравится. Поэтому приготовленные заранее слова нужно выучить наизусть. Не переживайте, что от волнения вы не сможете воспроизвести текст в точности как задумывали. Естественное волнение внесёт свои коррективы, и речь получится ещё более искренней.

Готовя ответное слово родителям, следует учитывать некоторые рекомендации.
  • Во-первых, говорить должны оба молодожёна и жених, и невеста, ведь с этого дня они являются одним целым, а значит, и отвечать должны оба. Если кто-то из молодожёнов более робкий и найти подходящие слова или даже воспроизвести подготовленную заранее речь, ему сложно, он может присоединиться к словам супруга или супруги. Однако даже в этом случае ему всё-таки следует сказать хотя бы пару слов.
  • Во-вторых, не забывайте, что вы должны выразить благодарность не только своим родителям, но и родителям своей второй половинки. Очень важно забыть на это время все недопонимания и обиды, если таковые существовали между вами. Свадебное торжество – это отличный шанс начать гармоничные, уважительные отношения с родителями супруга. Особо хочется отметить случаи, когда родители разведены и не живут одной семьёй. Если вы сохранили добрые отношения с обоими родителями, и они оба приглашены на вашу свадьбу, то не забудьте отметить, что вы благодарны и им, несмотря на жизненные обстоятельства. Это очень ценно! Если на торжестве присутствуют новые супруги ваших родителей, можете сказать несколько слов и им. Однако в этом случае ориентируйтесь на ваши личные ощущения и отношения в семье. Иногда чтобы избежать конфликта, эту тему лучше обойти стороной.
  • Выбирая слова, старайтесь избегать общеизвестных слишком громких и пафосных фраз, используйте более простые, милые и выразительные слова. Очень хорошо включить в речь небольшие воспоминания из детства, истории связанные с вашими родителями, напомнить моменты, которые вас чему-то научили и запомнились на всю жизнь. Не бойтесь быть слишком искренними, это именно тот момент, когда это уместно. Возможно, ваша речь настолько тронет родителей, что они не смогут сдержать слёз, в этом нет ничего страшного. Ведь этот день для них не менее значим, чем для вас. Старайтесь отметить в вашей речи именно те моменты, которые наиболее характерны для вашего общения с родителями. А при благодарности родителям супруга, обратите внимания на его самые положительные и любимые вами качества, и поблагодарите родителей за то, что воспитали его именно таким.

Для того чтобы вдохновиться и написать речь, подходящую именно вам, предлагаем ознакомиться с примерами благодарственных речей, адресованных родителям.

Дорогие и любимые наши мама и папа, спасибо вам за вашу нежность, что вы дарили нам, когда мы были маленькими, за любовь, которой согревали нас в трудные моменты нашей жизни. Мы благодарим вас за подаренное счастье быть рядом с вами, чувствовать ваше тепло и поддержку в самые трудные дни.

Сердечная вам благодарность, наши любимые, наши дорогие, наши незаменимые мама и папа. Вы всегда поддерживали нас в самый трудный момент. Но именно сейчас, когда мы находимся на вершине счастья, мы хотим отблагодарить за все то, что вы для нас сделали. Спасибо вам за подарки, которые мы обязательно используем в нашей дальнейшей жизни, за помощь, которую вы оказывали нам в приготовлении этого торжества. И знайте, мы любим вас не меньше, чем и вы нас!

Иногда молодожёны могут выбрать стихотворную форму выражения своей благодарности родителям. Это, пожалуй, самая сложная форма, так как кроме сосредоточенности и стремления справиться с волнением вам будет нужно хорошо выучить стихотворение, чтобы не забыть рифмованные строчки. Кроме того, достаточно трудно подобрать стихотворение, которое бы выражало всю глубину ваших чувств. Исключением является случай, если вы обладаете талантом стихосложения и можете сами написать стихотворение. Тогда родителям будет безумно приятно услышать посвященные им строки. Если написать собственное стихотворение не получается, но очень хочется внести в речь стихотворные строки, можно поблагодарить родителей в прозаической форме, а в конце подарить стихотворение в своём исполнении. В этом случае, стихотворение может уже не содержать слов благодарности, а быть просто посвящено родителям, детству и любви.

Ниже предлагаем вам несколько стихотворений, подходящих на этот случай.

Ответное слово образец

2.1.5. Жанр ответное слово

1. Системный уровень. Ответное или благодарственное слово - эпидейктическая речь, произносимая в ответ на добрые слова (поздравление, похвала, комплимент, напутственное слово) или деяния (вручение награды, присвоение почетного звания, продвижение по службе). В официальном общении не принято ограничиваться первичными жанрами выражения благодарности (типа: "Премного благодарен"), т. к. в этом случае целевая установка не реализуется. Поэтому ответное слово в официальном общении - это вторичный жанр, взаимодействующий с предыдущими речами или делами, предполагающий развернутую положительную оценку происходящего и участников общения (которые говорили или делали что-то).

2. Стратегический уровень

1) Ситуация. Это сугубо конвенциальный жанр, возможен в рамках любого эпидейктического мероприятия.

2) Оратор. Произносит ответное слово "виновник" или устроитель торжества - юбиляр; получивший награду или звание; главное лицо на презентации. Поэтому хотя социальная роль оратора вполне выражена, он произносит речь от себя лично (особенно если он "виновник", руководитель может выражать и групповое мнение).

3) Аудитория. Обращена речь к тем, кто произносил поздравление, кто способствовал продвижению к успеху, ко всем присутствующим на торжестве, кто своим участием (например, аплодисментами) выражал положительное отношение к происходящему. Поэтому аудитория оценивается как групповая, равная, свободная, конструктивная.

4) Задача жанра - выразить признательность и положительное отношение к происходящему, доставить ответное удовольствие.

5) Типичное содержание. Основным содержанием жанра является развернутая благодарность тем, кто имеет отношение к торжеству. При этом обязательным условием попадания в жанр является точное указание того, кому и за что выражается благодарность, например, поздравлявшим - за то, что они так тонко, деликатно, великодушно похвалили качества и поступки юбиляра; выносившим решение о награждении - за то, что судили непредвзято и с позиций высокого профессионализма, что делает награждение особенно дорогим; способствовавшим достижению успеха за то, что они, не жалея труда и времени, помогали и поддерживали его.

3. Тактический уровень.

1) Аргументация. Реализация задачи жанра требует положительно-оценочных суждений и подтверждающих примеров, через что оратор сможет выразить степень и качество своей признательности, т. к. аргументация наполняет слова благодарности конкретным содержанием и имеет целью доставить слушателям удовольствие, похвалив их в ответ.

2) Композиция. Ответное слово начинается с рассуждения о значимости происходящего (повода торжества) для оратора, о его восприятии случившегося. Основная часть состоит в собственно выражении благодарности. Если объектов благодарности называется несколько, их упоминают в определенном порядке, например, по степени близости оратору (родители, другие родственники, друзья, сослуживцы), или по субординации (главный руководитель, непосредственный руководитель, коллеги), или по отношению к событию (принимавшие решение о награждении, способствовавшие достижению успеха, доброжелательные присутствующие) и т. п.

Благодарность может быть выражена не только непосредственным помощникам, устроителям и т. п. но и учителям, предшественникам – тем, кто оказывал влияние на юбиляра в молодости и тем самым способствовал формированию его личности. Ср. например, как выглядит эта микротема в ответном слове на юбилее (см. Приложение 2.4.2): "Вы очень добры ко мне: памятуя, что 25 лет тому назад, приведя меня к присяге и надев на меня знак, мои старшие братья, члены адвокатского совета, и высшая магистратура венчали меня славою и честью принадлежать к судебной семье, мне бы надлежало выделить этот день из ряда прочих и светло торжествовать выпавшее мне на долю счастье, а вы меня же чествуете! Благодарю, благодарю вас! Отрадно оглянуться назад и вспомнить то, чему свидетелем меня Господь поставил, и хочется вместо всяких словоизлияний возобновит ь в благодарной памяти и людей прошлого и их деяния — чему мы обязаны тем, что любим наш суд, нашу alma-mater, и чтим уставы, как то вековечное слово истины, которое, будучи произнесено, не забывается, не умирает, но как свет, во тьме светится, и тьме его не объять!" (Ф.Н. Плевако) Далее оратор перечисляет особенно значимых для него персонажей: преподавателей университета, составителей Устава Обновления – и заканчивает прославлением их: "Великие и дорогие имена и лица! Вы счастливы тем, что потрудились на чреде в те дни, когда впервые засияло солнце русской правды, вы счастливы тем, что вам пришлось открыть двери в новые обители правосудия, — звать русскую землю отпраздновать новоселье, будить уснувших и возвестить лето, приятное тем, кто от волнения давно уже не смыкал глаз своих! Дорогие имена! Под вашим руководством, при вашем приветливом одобрении, снисходительности, почти отеческой любви начали мы, в то время молодые люди, свои первые шаги на служении словом в защиту борющихся за право. Вам принадлежит наше сердце и вашими именами будут укреплять и направлять себя преемники ваши и г рядущие за ними смены поколений, когда, усталые и обессиленные или добровольно обленившиеся, мы вдруг вздрогнем перед недоконченными работами своими и сравним их с титаническими запасами сил, проявленных вами при первослужении вашем!"

Заканчивается ответное слово чаще всего заверениями не подвести (кого именно), оправдать (что именно), продолжать стремиться (к чему именно), быть достойным (чего именно) и т. п.

Конечно, в нашей общественной практике такие развернутые и полные речи, как у Ф.Н. Плевако встречаются довольно редко, однако и более простой и краткий вариант должен в целом следовать этой же модели. См. например, в Приложении (2.4.1) выступление Ю. Меньшовой на вручении премии "Тэффи", которое является хорошим образцом этого жанра. Вступление здесь - оценка восприятия ситуации оратором. Основная часть - выражение благодарности, причем в этой микротеме объекты благодарности правильно расположены по принципу иерархии: сначала канал, потом руководитель, потом героини передачи, потом команда. При этом каждый раз конкретно указано, за что именно их благодарят, какую роль в успехе передачи они играют.

Однако перечисление многих объектов не является жанрообразующим признаком ответного слова, здесь все зависит от ситуации. Если существует человек (организация, орган), вклад которого в успех дела может быть оценен как основополагающий, оратор ограничивается благодарностью именно ему. Таким образом построена речь А. Бородянского (см. Приложение 2.4.3), который сначала говорит о своем восприятии ситуации и кратко выражает благодарность проголосовавшим за него, а затем переходит к основной части, где благодарит продюсера, без чьей поддержки была бы невозможна постановка этого фильма.

4. Факторы, разрушающие жанр. Основными такими факторами являются следующие.

1) Оратор произносит речь в другом жанре. Так, в нашем недавнем советском прошлом было принято за все свои достижения хвалить Коммунистическую партию и ее руководителей. Ср. например, ответное слово при вручении ордена, произнесенную А.Н. Толстым (см. Приложение 2.4.4) Видимо, возможно в ответ на вручение ордена произнести похвальное слово советскому искусству (каковым собственно и является данное выступление), но при этом нет необходимости называть его ответным словом, так как речь не реализует основную целевую установку жанра - выражение благодарности и доставление удовольствия конкретным людям, имеющим к происходящему непосредственное отношение.

2) Чаще всего виновник торжества не готовит свою речь заранее, и при всеобщем отсутствии навыков произнесения экспромтом любых речей, но эпидейктических в особенности, оратор в ответном слове не считает нужным сформулировать тезис и продумать логику выступления, а выдает совершенно сумбурно первые пришедшие на ум фразы.

3) Не отбираются и не иерархизируются объекты благодарности. Чаще всего оратор принимается благодарить своих родителей, родственников, друзей, что само по себе неплохо (особенно на юбилеях), но требует содержательной связанности их усилий с нынешним торжеством, в противном случае может возникнуть двусмысленная ситуация. Так, молодая актриса Н. Негода, исполнившая роль девушки сомнительного поведения в фильме "Маленькая Вера", при вручении ей "Ники" за эту роль сказала: "Спасибо моим маме и папе за то, что воспитали меня такой" (?!)

4) Полностью разрушают эпидейктическую форму жанра посторонние рассуждения, обидные намеки и т. п. Ср. например: "…И еще я вам скажу одну вещь. Когда у нас в студии был пожар, то такая Ника, которая там стояла, стала темная, обгорела, и стала гораздо красивее, чем эта новая. У нее появилась необычная фактура. Так что блестящая хуже, а обгорелая - вот так! Спасибо!" (А. Балабанов) Здесь содержится совершенно недопустимый и обидный для устроителей комментарий к виду приза. После этой речи Ю. Гусман долго объяснял, что приз изготовлен из весьма ценного сплава и покрыт слоем чистого золота.

В качестве примера речи, содержащей три последних фактора, приведем выступление, произнесенное при вручении приза "Тэффи" передаче "Совершенно секретно":

Вы знаете, я сейчас вспомнила "Москву слезам не верит": я так часто думала об этой встрече, а сейчас и сказать нечего. Огромное спасибо всем, кто почти семь лет смотрит нас на российском канале. Огромное спасибо российскому телевидению, которое последние полтора года создает настолько невыносимые условия для нашего существования, что мы все-таки вырвались! Мы сделали это! Огромное спасибо, Артем, если ты нас видишь! Боровик! Огромное вам спасибо! Мы сделали это! Спасибо нашим родителям, которые сидят с нашими детьми, которые болеют и которые первыми нам звонят и говорят, хорошо это или плохо. Спасибо команде: Таня, Вадик (сейчас в Тюмени), Ольга Мельниченко – главный редактор компании, Галина Петровна, девочки из бухгалтерии, всем операторам, Дима (директор)! Спасибо огромное!

Понятно, что эта речь не готовилась заранее, поскольку в ней нет даже намека на тезис. Цитата из фильма совершенно неуместна в качестве вступления, ведь героиня разочарована встречей с бывшим возлюбленным - поэтому ей нечего сказать. Отсюда по аналогии следует, что и номинанты разочарованы тем, что получили премию, однако дальнейшая речь опровергает это предположение. Основная часть содержит благодарность, но она выражена так непоследовательно, что вызывает только смех в зале и осуждение. Присутствуют совершенно неуместные намеки на трудности и козни со стороны второго канала. Неприлично упоминание объектов благодарности в интимной форме (Таня, Вадик, и даже Галина Петровна - слушатели не знают, кто эти люди); объекты перечисляются в том порядке, в каком попадаются на глаза оратору, и их роль в успехе передачи совершенно непонятна (особенно это касается девочек из бухгалтерии).

Из выступлений на церемонии вручения премии «Человек года - 2012» - Русский биографический институт

Из выступлений на церемонии вручения премии «Человек года - 2012»

Иванов Олег Николаевич. временный поверенный в делах Республики Беларусь в России: «…Проект, который начался с ЕврАзЭС и завершился созданием Таможенного Союза, в ближайшей перспективе Евразийского Союза, стал глобальным проектом. Я думаю, сегодня много раз вспоминали главные исторические события нашей родной страны и, наверное, души и сердца большинства присутствующих открыты к тому призыву, с которым обращался автор бессмертного «Слова о полку Игореве»: «Ищите путь к могуществу через единение и согласие!» Я думаю, что сегодняшняя церемония, лауреатами которой стали граждане целого ряда государств, является одним из тех кирпичиков в построении этого здания «единения и согласия», которое вернет себе былое величие. »

Великая Княгиня Мария Владимировна, Глава Российского Императорского дома): «…Я не знаю, действительно ли я этого достойна – получить такую высокую награду, но, во всяком случае, я всегда любила страну своих предков, прилагала все силы, чтобы идеалы и ценности Российского Императорского дома стали частью общественной жизни России. Помня о традициях благотворительности, я стараюсь по мере моих сил тоже помогать тем, кто нуждается в моей помощи. К сожалению, это не всегда финансовая помощь, поскольку у меня нет достаточных средств, чтобы помочь многим, но, по крайней мере, я стараюсь поддерживать в них надежду и веру в будущее. В то, что Русь навсегда останется такой же великой, доброй, прекрасной страной, которая готова сотрудничать со всеми странами Содружества – наследниками ее исторической и духовной связи. Во время своих визитов в государства ближнего и дальнего зарубежья я как глава Дома Романовых стараюсь всемерно содействовать восстановлению и укреплению многовековых связей между странами и народами. Очень надеюсь, что по мере своих сил смогу еще что-то сделать для России…»

Денисов Алексей Григорьевич. корреспондент, автор исторических фильмов телеканала «Россия»:«Дорогие, уважаемые друзья! Я хотел бы напомнить вам слова историка Святослава Николаевича Бородина: «История есть изъяснение настоящего и пример будущего». А наша телерадиокомпания, наш холдинг вложил действительно сердце и душу в то, чтобы достойно отметить два самых важных события русской истории в этом году – 200 лет изгнания наполеоновских полчищ из России и 400 лет освобождения Москвы от иноземных захватчиков. И сегодня ни одна медийная структура в России не делает столько, сколько Всероссийская государственная телерадиокомпания для того, чтобы наш народ читал свою историю как священную книгу, находя в ней примеры чистого прошлого и укрепляя дух для того, чтобы строить свое будущее. От себя лично хочу добавить: я глубоко убежден в том, что душа русской культуры заключена не столько и не только в тех победных гимнах, которые вы сегодня уже слушали, а в тихой, сокровенной и нежной молитве, обращенной к Богу, в жертвенной и сострадательной любви к ближнему, без которой нет той Святой Руси, к которой наш народ стремился на протяжении стольких веков своей многострадальной истории. Спасибо!»

Лопота Виталий Александрович. президент, генеральный конструктор ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева»: «С верой и усердием служу отечеству! Уважаемые дамы и господа! Космическая область или деятельность России в области космоса демонстрирует наше лидерство, пожалуй, только в этой отрасли – мы, безусловно, первые преодолели земное притяжение, мы первые запустили человека в космос, мы обеспечили выход в открытый космос, и практически вся идеология космонавтики стартовала в нашей стране. Идеология, которая сегодня обсуждается всеми странами, всеми национальными космическими агентствами мира – это идеология России. Она была оглашена в 2001-м году, и сегодня практически по нашему сценарию обсуждается, какие амбиции человечество может проявить в космосе, мечтая о полете на другие планеты. Правда, пока лишь речь идет о полете на Луну и на Марс, дальше, пожалуй, мы в этом веке полететь не сможем, но, тем не менее, Россия здесь – полноправный и заслуженный участник космической деятельности. Эту награду я отношу ко всем своим коллегам, которые вместе со мной успешно несут свою вахту. Спасибо!»

Игумен Евфимий, заместитель председателя Издательского совета Русской Православной Церкви: «Высокочтимые лауреаты и уважаемые участники и гости сегодняшней церемонии! Сердечно благодарим за признание заслуг Московского Патриархата Русской православной церкви в укреплении межконфессионального мира в России. Сейчас уже общим местом стало утверждение о том, что Россия – это многонациональная и многоконфессиональная страна, но если бы не консолидирующая роль русского православия и Русской православной церкви, той православной цивилизации, которую она создала, наверное, мы бы не добились такого результата. Наверное, за всю тысячелетнюю историю России у нас не было ни одной религиозной войны, и мне очень хотелось бы, чтобы такая ситуация сохранилась и в будущем. Русская православная церковь делает всё возможное и будет делать всё от нее зависящее для того, чтобы в нашей стране и в странах Русского мира всегда сохранялись мир, добрососедство и спокойствие. Спасибо!»

Абрамян Ара Аршавирович, президент Общероссийской общественной организации «Союз армян России»: «Огромная честь сегодня для Союза армян России получить вашу награду! Девиз нашей организации – «Никто больше, чем мы сами, не может быть озабочен обеспечением лучшего будущего для нашей страны – России, нашей Родины – Армении и, в конечном итоге, для нас и наших детей». Российский народ – это и есть сильная Россия. Российский народ – это и армяне, и великая культура России, и сплоченность с помощью русского языка разных национальностей. Мы здесь, в Храме Христа Спасителя, тоже общаемся на великом русском языке. Российский народ – это есть российское будущее. И мы, армяне, участвуем в строительстве сильного стабильного российского государства, и можем победить, если будем все вместе, будем едины. Спасибо!»

Шахназаров Карен Георгиевич, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Генеральный директор К.Г. Шахназаров: «…Для меня, конечно, это огромная честь, особенно в кругу таких выдающихся граждан нашей страны, получить такую награду. Конечно, эта награда не для меня лично, а прежде всего – для коллектива «Мосфильма». Причем «Мосфильм» – это не только те люди, которые в нем работают сегодня. Это сотни, тысячи замечательных, выдающихся мастеров советского кино, имена которых, думаю, может вспомнить каждый из вас: Эйзенштейн, Бондарчук, Шукшин, Тарковский и далее. А также замечательные операторы, художники, осветители – все те, кто создавал «Мосфильм» на протяжении последних 80-и лет и, в конечном счете, их труд и сегодня присутствует в деятельности нашей студии, поэтому и награда, прежде всего, для них. Спасибо вам за это большое!»

Андреев Андрей Алексеевич. председатель Совета директоров Приборного завода «Тензор». «Спасибо большое за такую высокую оценку. «Тензор» относится к числу передовых приборостроительных заводов. Его системами оборудованы четырнадцать энергоблоков атомных станций в России и за границей. Я считаю, что национальные проекты должны приводить к позитивным изменениям внутри государства и к повышению конкурентоспособности России, ее привлекательности в глобальном масштабе. Сегодняшние же национальные проекты – это чрезвычайно актуальные федеральные целевые программы, но в них нет великих целей, которые должны стоять перед нацией, того, что сможет изменить к лучшему жизнь всех людей на планете. Если сегодня мы не будем заниматься наукоемкими технологиями, мы проиграем. Вот почему сейчас очень важно понять, какая задача ставится перед Российским государством, нацией, страной в целом. Нам нужно богатое государство, в котором живут богатые граждане. Богатые не только материально, но и духовно – с развитой системой ценностей. Основное богатство страны – это ее граждане, для которых такие слова, как честь и достоинство, этика и мораль – не пустые лозунги, а основа их мировоззрения, часть их существа, и воспитание таких граждан – это и есть основная задача государства.

Вера, семья и отечество – это вот те столпы, которые позволяют нам чувствовать себя безопасно и жить с пониманием того, ради чего мы родились. У меня сейчас семеро детей, и я поведаю вам историю, которую рассказал своему младшему сыну. Он говорит: «Пап, мне приснился сон, что у меня был миллион мороженого, я проснулся, а мороженого нет. Я расстроился и заплакал. И со мной заплакал весь детский сад». Я хочу сказать, что мы работаем для того, чтобы подобные сны были единственными поводами, по которых плакали дети. Так что поздравляю с наградой! Желаю всем удачи в вашей деятельности!»

Бокерия Лео Антонович. президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»: «…Огромная благодарность за признание деятельности нашей общественной организации. Десять лет назад группа деятелей культуры, науки, здравоохранения, спорта обратилась к нации с призывом подумать о собственном здоровье. А сегодня у нас создана комиссия, которую возглавляет председатель правительства по формированию здорового образа жизни. Десять лет назад, когда начиналась организация, «Лиги здоровья нации» вообще не существовало, никто не слышал этого названия. Позже была создана комиссия Общественной палаты по формированию здорового образа жизни и, на наш взгляд, сегодня тема стала настолько актуальной, что в профильных министерствах уже есть департаменты. Мне кажется, что в стране реально появилась мода на здоровый образ жизни. Мы надеемся, что с помощью такой пропаганды, которая происходит сегодня, мы сможем сформировать у всего населения России здоровый образ жизни – основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Спасибо большое!»