Руководства, Инструкции, Бланки

руководство осло это img-1

руководство осло это

Категория: Руководства

Описание

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - НеОфициальный сайт факультета ЭиП

1. Дайте характеристику современного состояния инновационной системы России.
А) России не хватает специалистов по инновационному менеджменту, владеющих метода-ми управления научными коллективами, исследованиями и разработками, а также способ-ными активно работать на рынке нововведений.
Б) Показатели инновационной системы РФ свидетельствуют о состоянии нашей экономи-ки, отнюдь не соответствующем статусу великой страны.
В) Доля отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность составляет около 50%. Доля инновационного продукта России на мировом и внутреннем рынках также достаточно велика.
2. Дайте определение инновации.
А) Это новый порядок, новый метод, изобретение
Б) Это использование новшенства
В) Это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта, внедрённого на рынке, нового (усовершенство-ванного) технологического процесса, используемого в практической деятельности
3. Чему посвящены «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло»?
А) Они содержат основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам (НИОКР), их состав и границы, а также методика измерения численности персонала, заня-того исследованиями и разработками.
Б) Это руководства по продвижению инноваций на рынке
В) В «Руководстве Фраскати» выделяются 4 сектора науки: государственный, предпринима-тельский, высшее образование, частный бесприбыльный некоммерческий.
4. Назовите важнейшие свойства инновации.
А) Научно-техническая новизна, производственная применимость, адаптивность
Б) Адаптивность, целенаправленность, научно-техническая новизна
В)Научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуе-мость

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Дайте характеристику современного состояния инновационной систе-мы России.
2. Дайте определение инновации. Чем она отличается от новшенства и нововведения?
3. Чему посвящены «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло»?
4. Назовите важнейшие свойства инновации.
5. Назовите формы инновационного процесса и приведите примеры по ним.
6. Что понимается под диффузией инноваций?
7. Назовите субъектов инновационного процесса.
8. Кто такие ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие?
9. Что является движущей силой принятия нововведений согласно К. Марксу и Й. Шумпетеру?
10. От чего зависит скорость распространения инноваций?
11. Что такое инновационный менеджмент? Назовите его основные ста-дии.
12. Расскажите о структуре инновационного процесса.
13. Что такое фундаментальные и прикладные исследования? В чем их разница?
14. Назовите причины низкой доли воплощения результатов фундамен-тальных исследований в жизнь.
15. Какова продолжительность инновационного цикла в разных отраслях народного хозяйства. От чего она зависит?
16. Назовите известные вам классификации инноваций.
17. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?
18. Как распределяются инновации по типу новизны для рынка?
19. Какие направления классификации инноваций в большей мере отра-жают новизну и инновационные изменения?
20. Назовите инновации системной структуры предприятия.
21. В чем сущность циклов Н.Д. Кондратьева?
22. Назовите технологические уклады и раскройте их содержание.
23. Каково место России в классификации технологических укладов?
24. Поясните, почему будущее человечества связано с гуманизацией об-щества и производством знаний.
25. Дайте классификацию научных организаций по секторам науки и ти-пам организаций.
26. Поясните, почему большинство базовых изобретений в мире создается мелкими фирмами и независимыми изобретателями.
27. Что такое венчурный бизнес? Как он организуется и функционирует?
28. Что такое «внутренний венчур»?
29. Дайте определения понятиям «эксплерент», «патиент», «виолент», «коммутант» и опишите деятельность этих субъектов рынка иннова-ций.
30. Какие задачи ставит Правительство России по развитию инновацион-ного предпринимательства? Какая планируется поддержка этой дея-тельности?
31. Охарактеризуйте типы инновационной стратегии.
32. Назовите этапы жизненного цикла продукта (ЖЦП).
33. Объясните, почему конкурентоспособным организациям необходимо одновременно работать над товаром, относящимся к уходящему, гос-подствующему и перспективному поколениям техники.
34. Поясните, как и на какой интеллектуальной базе может быть решен в России вопрос опережения высокотехнологичных компаний мира в создании технических новшенств.
35. Назовите основные методы выявления тенденций развития науки и техники, а также раскройте их смысл.
36. Что входит в морфологическую классификацию предметной области?
37. Поясните, зачем нужен рубрикатор предметной области, изложенный в терминах Международной патентной классификации (МПК) изобре-тений?
38. Как выбирается инновационная стратегия организации с учетом ее рыночной и технологической позиций?
39. Раскройте смысл матрицы БКГ и матрицы «продукция – рынок».
40. Какие следует учитывать риски при выборе инновационных страте-гий?
41. Каковы способы разработки инновационных стратегий?
42. Назовите элементы структуры инновационного процесса по И.Т. Ба-лабанову.
43. Поясните взаимосвязь процедур анализа и синтеза на диалектической цепочке Б.М. Кедрова.
44. Назовите известные вам методы активизации мышления, которые мо-гут быть использованы для поиска идеи инновации.
45. Раскройте сущность методов мозгового штурма, морфологического анализа, контрольных вопросов, синектики, фокальных объектов.
46. Как «работает» фантограмма Г.С. Альтшуллера?
47. Назовите основные инструменты ТРИЗ.
48. Как решаются задачи с помощью АРИЗ?

Другие статьи

Руководство осло - Руководство - стр

textarchive. ru

ВОПРОСЫ ИЗМЕРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ И АНАЛИЗУ ДАННЫХ ПО ИННОВАЦИЯМ

Совместная публикация ОЭСР и Евростата

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЕ БЮРО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

Перевод на русский язык, издание второе исправленное

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ

ОЭСР является уникальным форумом, где правительства 30 демократических стран совместно работают над решением экономических, социальных и экологических проблем, порождаемых глобализацией. Цель ОЭСР — помочь правительствам раз­личных государств реагировать на такие новые явления и задачи, как корпоратив­ное управление, информационная экономика и проблемы старения населения. Ор­ганизация предоставляет интеллектуальную среду, в которой правительства могут сопоставлять политический опыт, искать ответы на общие проблемы, выявлять удачные схемы практических действий и работать над координацией внутренней и международной политики.

Странами — членами ОЭСР являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария и Япония. Комиссия Европейских сообществ принимает участие в дея­тельности ОЭСР.

Издательство ОЭСР широко распространяет результаты статистических обозрений, выполненных Организацией, и ее исследований по экономическим, социальным и экологическим вопросам, а также конвенции, руководства и стандарты, согласован­ные в сообществе ее членов.

Эторуководство одобрено Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике

(CSTP), Комитетом ОЭСР по статистике (CSTATJи Рабочей группой Евростата по
статистике науки, технологий и инноваций (WPSTI).

©OECD/EQ2005. All rights reserved

© Перевод на русский язык. Государственное учреждение "Центр исследований и

статистики науки" (ЦИСН], 2010.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Впервые на русском языке вниманию читателя предлагается новая редакция «Руководства по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)». Дан­ное Руководство является основным методологическим документом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области инноваций как для стран, непосредственно участвующих в деятельности ОЭСР, так и ряда стран Вос­точной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки, не являющихся пока членами этой организации.

Если судить по названию документа, то речь идет о частной статистической проблеме - измерении инноваций. Но значение Руководства Осло гораздо шире. По сути, данный документ - ключ к пониманию инновационных процессов и связанных с ними феноменов. В основе Руководства лежит очевидная логика: прежде чем при­ступать к измерению явления, необходимо постичь его суть. О том, что это является непростой задачей, свидетельствует и российская практика.

Страна находится сегодня в начале пути построения современной инноваци­онной экономики. Хотя многое уже сделано, гораздо большее предстоит. Трудность и новизна этого пути для России порождает массу методологических проблем, кото­рые надо решать, и вопросов, на которые надо отвечать. Вполне естественно нали­чие многообразия мнений не только по поводу путей к поставленной цели, но и по основным понятиям и содержанию процесса. Дискуссионность понятий, отсутствие согласованности в формулировках порождают неуверенность и нечеткость в дейст­виях, что в свою очередь приводит к распылению сил созидания и их тяге в проти­воположные стороны. Поэтому сегодня, как никогда важно найти взаимопонимание хотя бы на терминологическом уровне.

В этом контексте публикация Руководства Осло на русском языке - сущест­венный шаг в нужном направлении. Он очень важен для нас, поскольку позволяет воспользоваться плодами более чем двадцатилетней аналитической работы групп экспертов из ведущих стран мира, создавших согласованную методологическую базу в области понятийного аппарата инновационного процесса, его измерения и анали­за. Использование плодотворных результатов этого фундаментального труда дает возможность:

извлекать уроки из чужих ошибок, не повторяя их;

искать новые пути инновационного развития, действуя в едином с междуна­родным сообществом методологическом пространстве;

использовать в России опыт многих стран по строительству институтов инно­вационного развития;

проводить международные сопоставления;

обнаруживать узкие места и конкурентные преимущества в инновационной сфере страны.

Процесс развития данного Руководства носит перманентный характер: посто­янно работают фокус-группы, которые занимаются ревизией и совершенствованием его положений. Поэтому Руководство Осло нельзя считать завершенным трудом. Предлагаемая редакция документа фиксирует состояние дел на 2005 год.

Результатом последних лет работы над документом явились предложения по расширению числа статистически наблюдаемых компонент инновации. Стало воз­можным проводить измерения маркетинговых и организационных инноваций. Раз­работана система понятий, определяющая эти типы инноваций и связанные с ними процессы, а также методология их измерения.

В последующем развитии Руководства Осло хотелось бы видеть участие и российских специалистов. Активизация российских исследований в этой области по­зволяет надеяться, что российские специалисты способны внести свой весомый вклад в содержание следующей версии Руководства Осло.

В заключение хотелось бы сказать читателю, что изучение Руководства тре­бует внимания и творческого подхода. Оно будет полезно и необходимо всякому, чья профессиональная деятельность связана с процессами мониторинга, анализа и ре­гулирования, а также законодательного обеспечения инновационного процесса.

Министр образования и науки

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

Давно достигнуто понимание того, что создание, применение и диффузия знаний имеют фундаментальное значение для экономического роста, развития и благосос­тояния народов. В связи с этим на центральное место выдвигаются потребности в бо­лее совершенном "измерении" инноваций. Со временем природа и разнообразие ин­новаций варьировались, изменялась и потребность в показателях, необходимых для отслеживания этих перемен и обеспечения политиков надлежащими инстру­ментами анализа. Значительный объем работы по разработке моделей и аналити­ческих рамок для изучения инноваций был проделан в течение 1980-х - 1990-х гг. Экспериментирование с ранними обследованиями и их результатами, наряду с по­требностью в согласованном наборе концепций и инструментов, привело к появле­нию первого издания Руководства Осло в 1992 г. в котором главное внимание уде­лялось технологическим продуктовым и процессным инновациям (ТПГП в промыш­ленном производстве. Оно стало эталоном для разнообразных крупномасштабных обследований, изучавших природу и влияние инноваций в предпринимательском секторе, таких, как Инновационное обследование Европейского сообщества (CIS), по­вторяющееся сейчас в четвертый раз. Результаты этих обследований повлекли за собой дальнейшие уточнения в Руководстве Осло - в части концепций, определений и методологии, приведшие к появлению второго издания, опубликованного в 1997 г. где среди прочего сфера наблюдения была распространена на сектор услуг.

С тех пор анализ результатов обследований и меняющиеся потребности поли­тиков привели к новой переработке указанного Руководства, результаты ко­торой читатель сможет найти в этом, третьем, издании. По причине растущего ощу­щения того, что значительная часть инноваций в секторе услуг не охватывается долж­ным образом концепцией ТПП, в ходе этой переработки было решено затронуть проблему нетехнологических инноваций. В результате представления о том, что есть инновация, сейчас расширились, включив два новых типа: маркетинговую и ор­ганизационную инновации. Это - новые понятия, но они уже были опробованы в не­скольких странах ОЭСР с ободряющими результатами.

Новым в этом издании является также стремление рассматривать инновации в системном контексте - в главе, посвященной инновационным взаимосвязям. Уро­ки, извлеченные из опыта предыдущих обследований, также были учтены - с целью уточнения существующих концепций и прояснения методологических проблем, та­ких, как измерение затрат и прибылей от инноваций и совершенствование методов сбора данных.

Инновации исследуются и за пределами ареала ОЭСР: все больше стран в Ла­тинской Америке, Восточной Европе, Азии и Африке стали проводить обследования на основе Руководства Осло. Хотя дизайн таких обследований обычно был ориенти­рован на следование этим стандартам, многие из них адаптировали методологию Осло к специфическим потребностям пользователей и особенностям статистическо­го учета в своих странах, с их различными экономическими и социальными усло­виями. Соответствующие изменения самостоятельно разрабатывались каждой страной и отражали различные подходы. Например, широко признается, что боль­шая часть инноваций, возникающих в странах - не членах ОЭСР, приходится на диф­фузию и поэтапные изменения. На основании этого богатого и разнообразного опы­та в настоящее издание Руководства Осло добавлено Приложение, в котором отра­жены некоторые из полученных уроков и даны рекомендации по организации бу­

дущих инновационных обследований в странах - не членах ОЭСР.

Руководство Осло, совместно разработанное Евростатом и ОЭСР, является ча­стью непрерывно эволюционирующего семейства руководств, посвященных изме­рению и интерпретации данных, относящихся к науке, технологиям и инновациям. Оно включает руководства, рекомендации и справочники, охватывающие исследо­вания и разработки (Руководство Фраскати), показатели глобализации, патенты, ха­рактеристики информационного общества, человеческие ресурсы в науке и техно­логиях (Руководство Канберры) и статистику биотехнологий.

Подготовленное под совместной эгидой ОЭСР и Европейской комиссии (Ев­ростата), третье издание Руководства Осло является результатом трехлетней со­вместной работы, в которой участвовали Рабочая группа национальных экспертов по индикаторам науки и технологий ОЭСР (NESTI) и Рабочая группа Евростата по статистике науки, технологий и инноваций (WPSTI), а также многочисленные внеш­ние эксперты. Это Руководство содержит рекомендации для сбора и интерпретации сведений об инновациях в международно сопоставимом виде. Для достижения кон­сенсуса иногда приходилось идти на компромиссы и заключать соглашения. Все это - известные трудности, характерные для создания подобных международных руко­водств, но каждое издание Руководства Осло - шаг вперед в нашем понимании инно­вационного процесса, включающий в себя уроки предшествующих исследований. Вместе с тем, Руководство является еще и мощным инструментом, позволяющим пу­тем экспериментов и проверок расширить наше понимание того, что имеется в виду под словом "инновация".

Многие лица заслуживают благодарности за ценный вклад в общую работу. Наша особая признательность - экспертам из Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Франции и Японии, которые руководили работой шести тематических групп, изучавших множество вопросов и высказавших ценные рекомендации по переработке издания. Текст переработанного Руководства Осло был составлен д-ром Петером Мортенсеном и д-ром Картером Блохом из Датского центра исследований науки и научной политики под руководством ОЭСР и Евроста­та. Приложение об инновационных обследованиях в развивающихся странах было подготовлено Институтом статистики ЮНЕСКО на основе предложений и проекта текста Ибероамериканской сети показателей науки и технологий (RICYT) и последо­вавших обширных консультаций со многими национальными экспертами.

НОБУО ТАНАКА МИШЕЛЬ ГЛОД ФРЕД ГОЛТ

Директор по науке, Директор ДиректоратаFПредседательNESTI,

технологиям (Социальная статистика и Директор Отдела науки,

и промышленности, информационное общество), инноваций и электронной

ОЭСР Евростат информации, Статистика
Канады

Глава 1. ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ РУКОВОДСТВА 10

ОЭСР является уникальным форумом, где правительства 30 демократических стран совместно работают над решением экономических, социальных и экологических проблем, порождаемых глобализацией.

предшествующие Всемирному потопу Домашнее задание 3 Контрольный опрос по периоду от сотворения мира до потопа 4 Лекция Error: Reference source not found Времена патриархов (послепотопное время) Период второй - От Всемирного потопа

Уже десять лет Норвежский Хельсинкский комитет проводит школы по правам человека для молодежи в возрасте от 16 до 20 лет1. Школа по правам человека обычно длится от семи до девяти дней и собирает около 20-25 участников.

Этот материал представляет собой введение в Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) - глобальную политику и стратегию, одобренные правительствами и заинтересованными группами в целях защиты

Туры в Скандинавию, как правило, выбирают туристы, которые имеют богатый опыт поездок в экскурсионные автобусные или авиатуры по Европе (Чехия, Франция, Италия, Испания).

В 1994 г. был опубликован третий вариант Манифеста ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке. Он сразу же был признан важным документом, излагающим основополагающие принципы службы публичных библиотек.

Руководство ОСЛО - Презентация 177974-14

Руководство ОСЛО

<< Факторы производства

Под инвестициями обычно понимают поток вложенных средств, отвлеченных >>

«Руководство ОСЛО». Типы инновации: Продуктовые (значительные изменения в свойствах производимых товаров и услуг. Создание совершенно новых товаров и услуг и значительное усовершенствование существующих продуктов). Процессные (значительные изменения в методах производства и доставки). Организационные (относятся к сфере внедрения новых организационных методов. Это могут быть изменения в деловой практике, в организации рабочих мест или во внешних связях предприятия). Маркетинговые (включают реализацию новых методов маркетинга. Это могут быть изменения в дизайне и упаковке продукта, в его продвижении и размещении, в методах установления цен на товары и услуги).

Слайд 14 из презентации «Подготовка инновационных проектов к инвестированию»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Подготовка инновационных проектов к инвестированию.ppt» можно в zip-архиве размером 2687 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Инновационный процесс» - Взаимосвязь инновационных областей деятельности. Стадии инновационного процесса. Виды инновационной деятельности. На переходных участках мобилизуются необходимые ресурсы для решения, возникающей проблемы. Объектами инновационного менеджмента являются инновации и инновационный процесс. Инновационный процесс.

«Управление инновациями» - Тенденция. Управление инновациями и модернизация промышленности. Китайская станкостроительная компания. Принцип фабричной системы. Экология китая. Неустойчивое равновесие. Плохая продукция. Толчок к кризису. Число городских жителей. Наполеон. Теодор Рузвельт. Ямаха. Новая фаза. Нордстрем. Ведущие компании мира.

«Инновация» - Инновационная волна. Инновационная деятельность фирм: Революционные технологии - примеры. Source: Moore. 5 инновационных волн – 5 технологических укладов: Позднее большин- ство. Многогранность определения термина «инновация»: Рынки. Стратегические технологии 2020 г. 2. Расширенный инновационный процесс.

«Инновационная активность компаний» - Исследования и оценки. Инновационная система. Планы и программы. Общетеоретические представления. Вызовы инновационного развития. Наукоемкие отрасли. Сравнения. Факты. Прорывные исследования. Исследовательские интересы. Технологическое развитие. Инновационная активность. Основные выводы. Инновационная экономика.

«Инновационные проекты» - Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. 4. Компетентность кадров в инновационной сфере. 2. Классификация инновационных проектов. Компетентность кадров. Территориальная расположенность предприятия уровень компетенции персонала состоянии производственного потенциала. 1. Сущность Инновационного Проекта.

«Инновационная деятельность предприятия» - Стратегия социально-экономического развития. Осуществлялись ли инновации. Исполнительный директор АИРР. Понятия. Основные проблемы. Калужская область. Переговоры с зарубежными партнерами. Деятельность. Цели и задачи семинара. Что такое инновация. Результаты обучения. Конкурс «ТехУспех». Типы инновационных решений.

Руководство осло это

6. Соотношения между Руководством Осло и другими международными стандартами и концепциями

Руководства по измерению научной и технической деятельности 57.

Существуют два основных семейства показателей состояния науки и техники, непосредственно относящиеся к измерению инноваций: ресурсы, выделяемые на исследования и разработки, и патентная статистика. Дополнительные сведения дают библиометрия и показатели нескольких других типов; эта информация, впрочем, не всегда имеется на уровне фирмы. 58.

Данные об исследованиях и разработках собираются в ходе национальных обследований в соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати (OECD, 2002). Их ценность подтверждена многими исследованиями: например, воздействие исследований и разработок на производительность оценивалось эконометрическими методами в масштабах страны, отрасли и фирмы. Эти данные имеют два главных ограничения. Во-первых, исследования и разработки - это только вложение средств. Хотя и очевидно, что они связаны с техническими изменениями, они не могут служить для измерения последних. Во-вторых, понятие исследований и разработок не охватывает всей деятельности фирм и правительств в этой области, так как имеются и другие источники технических изменений, такие как метод проб и ошибок, не укладывающиеся в рамки этого узкого определения познавательной деятельности. 59.

Патент есть юридическое право собственности на изобретение, присваиваемое национальными патентными ведомствами. Патент дает его владельцу (на определенный срок) исключительные права на использование запатентованного изобретения; одновременно он раскрывает подробности изобретения, создавая тем самым возможности для его широкого использования в интересах всего общества. Патентная статистика в том или ином виде все чаще используется в качестве характеристики результативности исследовательской деятельности. Количество патентов, выданных какой-либо фирме или стране, может отражать их технологический динамизм; изучение роста числа патентных классов может подсказывать направления технологического прогресса. Недостатки патентов в качестве показателей инновационной активности хорошо известны: многие инновации не патентуются, а некоторые покрываются сразу многими патентами; многие патенты не имеют технологической или экономической ценности, тогда как ценность других очень высока (см. Patent Manual, OECD, 1994). 60.

Два рассмотренных выше основных семейства статистических показателей дополняются еще несколькими: статистикой научных публикаций (библиометрия), статистикой публикаций в коммерческих и технических журналах (так наз. “LBIO” - показатели результативности инноваций на основе анализа литературы), статистикой квалифицированных человеческих ресурсов, балансом технологических платежей, показателями глобализации и активности в высокотехнологичных отраслях (инвестиции, занятость, внешняя торговля). Кроме того, некоторая информация об инновациях и инновационной деятельности может быть получена косвенным путем из многих других источников, таких как обследования деловой активности или статистика системы образования. 61.

Процесс глобализации воздействует на инновационную деятельность по многим каналам - через рост международной конкуренции, увеличение интенсивности потоков товаров, услуг и знаний через национальные границы и расширение разнообразных международных взаимодействий. Ключевую роль здесь играют транснациональные предприятия. В “Справочнике по экономическим показателям глобализации” (Handbook on Economic Globalisation Indicators, OECD, 2005) рассматриваются вопросы, относящиеся к глобализации, и приводится набор соответствующих показателей. 62.

Всегда, когда это возможно, Руководство следует в русле концепций и классификаций, изложенных в других публикациях из комплекта руководств ОЭСР по измерению научной и технической деятельности (см. бокс 1.2) - прежде всего в Руководстве Фраскати по части учета ресурсов, выделяемых на исследования и разработки (OECD, 2002). Это замечание в особенности относится к многочисленным вопросам, характеризующим исследования и разра ботки и другие виды научно-технической активности, рекомендуемым для включения в вопросники инновационных обследований в главах 6 и 7. 6.1.

Другие экономические нормативы и классификации

Вследствие необходимости поместить инновации в более широкий контекст - как концептуально, так и в отношении баз данных, в настоящем Руководстве по мере возможности используются инструктивные документы и классификации ООН, в особенности Система национальных счетов - СНС (СЕС et al. 1994) и Международная стандартная хозяйственная классификация видов экономической деятельности - ISIC Rev.

3.1 (UN, 2002). Поскольку настоящее Руководство - совместный документ ОЭСР и Евростата, в нем использованы соответствующие европейские стандарты, в особенности Общая классификация видов экономической деятельности в Европейском сообществе - NACE Rev. 1.1 - series 2Е.

Бокс 1.2. Руководства и другие инструктивные издания для измерения активности в сферах науки и технологий

Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development - Frascati Manual, sixth edition (OECD, 2002).

OECD Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data - Oslo Manual, third edition (OECD/EU/Eurostat, 2005).

Using Patent Data as Science and Technology Indicators - Patent Manual (OECD, GD 1994).

The Measurement of Human Resources Devoted to S&T - Canberra Manual (OECD/EU/Eurostat, GD 1995).

Proposed Standard Method of Compiling and Interpreting Technology Balance of Payments Data - TBP Manual (OECD, GD 1992).

Handbook on Economic Globalisation Indicators (OECD, 2005).

Measuring Productivity Manual (OECD, 2001).

A Guide for Information Society Measurements and Analysis (OECD, 2005).

A Framework for Biotechnology Statistics (OECD, 2005). 6.2.

Другие понятия и обследования, относящиеся к проблеме 63.

Как это было отмечено выше, существуют и другие способы изучения изменений, производимых фирмами в целях повышения их собственной производительности и эффективности. Здесь будут рассмотрены только немногие из наиболее важных типов “неявных инвестиций”, преследующих те же цели: создание и освоение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), биотехнологии и управление знаниями. 64.

Понятие информационтіе и коммуникационные технологии включает как аппаратные средства, так и программное обеспечение. Принято считать, что их развитие и распространение оказало первостепенное влияние на облики производства и занятость в широком диапазоне отраслей. Подразумевая аппаратные средства, может быть интересно знать не только, когда некая компания впервые начинает использовать технологически новый или усовершенствованный прибор, но и долю ИКТ во всем парке оборудования, включая последующие закупки машин - хотя бы и той же самой модели. Отслеживание разработок, создания, освоения и использования программного обеспечения - дело более сложное, поскольку эти события происходят в масштабах всей экономики. Обследования использования ИКТ, так же как и деятельности по исследованиям и разработкам в фирмах, занимающихся развитием информационно-коммуникационных технологий, уже проводились. 65.

Хотя биотехнологии и не столь вездесущи, как ИКТ, нарастают ожидания, что все более широкое использование биотехнологий в производстве и для создания новых технологических процессов окажет большое воздействие на экономику. Уже был проведен ряд соответствующих целевых обследований - прежде всего среди фирм-разработчиков биотехнологий. Впрочем, предпринимались обследования и среди пользователей биотехнологиями (например, Statistics Canada, 1999). 66.

Управление знаниями включает в себя деятельность по поиску, использованию и распределению знаний, проводимую той или иной организацией. Это важная часть инновационного процесса. За последние годы был проведен ряд обследований практики управления знаниями1. Они охватывали политику и стратегию, показатели лидерства, умение находить и приобретать знания, обучение и коммуникации, а также причины, побуждающие заниматься управлением знаниями, и мотивы, определяющие облики соответствующей практики. Кроме того, вопросы об управлении знаниями включались в различные инновационные обследования2. 67.

Неявные инвестиции включают в себя затраты на нерутинный маркетинг, обучение, программное обеспечение и некоторые другие подобные вещи в дополнение к текущим затратам на исследования и разработки. Они, таким образом, охватывают затраты на инновации, но включают еще дополнительные позиции, не являющиеся частью текущих инновационных расходов (например, сюда входят все затраты фирмы на обучение и маркетинг в целом, а не только на обучение или маркетинг в связи с осуществлением инноваций). В них, однако, не входят явные вложения - такие, как капитальные затраты на инновации, включающие капитальные затраты на исследования и разработки, и приобретение разнообразных машин и оборудования в связи с внедрением инноваций.