Руководства, Инструкции, Бланки

образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План мероприятий по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов

План мероприятий по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов

Директор ПЛ № 51

_________ / Г.А. Овчинникова

по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов

начального профессионального образования

в государственном образовательном учреждении

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 51»


1. Цели:

  • Обеспечение качества подготовки выпускника в соответствии с требованиями ФГОС;

  • Проектирование ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС;

  • Создание условий для реализации ОПОП в соответствии с ФГОС;

  • Повышение нормативно – правовой, коммуникационной, информационной и профессиональной компетентности инженерно–педагогических работников при переходе на ФГОС;


  1. Задачи:

    • Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность лицея в условиях перехода на ФГОС;

    • Создание информационной среды для внедрения ФГОС;

    • Изучение методологии и структуры ФГОС;

    • Проведение системного анализа структурных компонентов основных профессиональных образовательных программ (ОПОП);

    • Разработка алгоритма проектирования ОПОП;

    • Изучение структуры макета примерной программ учебной дисциплины (УД) и профессионального модуля (ПМ);

    • Отработка междисциплинарных связей при проектировании УД и междисциплинарной интеграции при проектировании ПМ;

    • Проектирование примерной программы учебной дисциплины;

    • Проектирование примерной программы профессионального модуля;

    • Проектирование практического обучения при реализации ФГОС;

    • Разработка положения и программ учебной и производственной практики;

    • Создание фонда заданий для практического обучения;

    • Создание фонда оценочных средств;

    • Создание фонда практических квалификационных заданий для государственной итоговой аттестации;

    • Проектирование базисных учебных планов;

    • Разработка календарного учебного графика;

    • Проектирование вариативной части ОПОП;

    • Знакомство с процедурой и требованиями проведения технической и содержательной экспертизы компонентов ОПОП;

    • Проведение экспертизы примерных программ УД и ПМ;

    • Определение единой методической темы лицея

    • Определение направления повышения квалификации педагогических работников

    • Определение индивидуальной темы (проекта) педагогических работников по повышению нормативно-правовой и профессиональной компетентности для эффективной реализации ФГОС;

    • Осуществление мониторинга и диагностика затруднений в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения.

3. Исходные данные
3.1. ФГОС по профессиям:

  • 150709.02 НПО «Сварщик»

  • 151902.04 НПО «Токарь-универсал»

  • 060501.01 НПО «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

  • 210801.01 НПО «Оператор связи»

  • 270843.03 НПО «Электромонтажник-наладчик»

  • 080118.01 НПО «Агент страховой» (проект)
^ 3.2.Нормативно-правовые документы.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)

  • Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 г.г.

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации до 2020 г.

  • Концепция модернизации образования до 2010 г.

  • Федерально-целевая программа образования на 2006-2010 г.г.

  • Модельный закон об образовании. Закон РФ «Об образовании».

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Типовое положение об образовательном учреждении профессионального начального образования.

  • Федеральный закон ФЗ №260 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (принят Государственной Думой 21 октября 2009 года; одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года)

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

  • Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

  • Приказ от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009 г. № 15083)
^ 3.3 Дополнительные источники:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС)

  • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР, ОК 016 – 94)

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029-2001)

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029-2001)

  • Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ, ОК 010-93)

  • Макеты ФГОС НПО и СПО.

  • Методика создания ФГОС СПО и НПО на основе модульно-компетентностного подхода.

  • Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009г.)

  • Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.)

Видео

образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Внедрение профессиональных стандартов

    Профриск.РФ Внедрение профессиональных стандартов

    С 1 июля 2016 г. вступают в силу статьи 195.1-195.3 Трудового кодекса, регулирующие применение профессиональных стандартов Минтруда России (Федеральный закон № 122-ФЗ от 2.05.2015). Как это бывает, с подачи недобросовестных обучающих организаций, озабоченных продажами своих услуг, возник нездоровый ажиотаж. Всевозможные «консалтинговые агентства», разного рода частные «институты кадровиков», негосударственные «академии» и т.п. из конъюнктурных соображений преднамеренно вводят людей в заблуждение, предлагая пройти у них второпях «курсы повышения квалификации» со ссылкой на якобы «обязательность» и мифические «административные санкции» за неприменение профстандартов. Не стоит спешить, рекомендуем прежде разобраться и «не бежать впереди паровоза»…

    Согласно протоколу заседания Правительства РФ от 24 марта 2016 г. No 9, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные унитарные и казенные предприятия и федеральные государственные учреждения, поручено обеспечить внедрение профессиональных стандартов в подведомственных организациях.

    Информацию о проделанной работе по внедрению профстандартов необходимо представить в Минтруд России до 1 июня 2016 года. Минтруду России поручено обобщить указанную информацию и до 1 июля доложить в Правительство РФ.

    В соответствии с поручением Правительства РФ, Минтруд России обратился в федеральные органы исполнительной власти (письмо от 12.04.2016 No 14-3/10/П-2108) с просьбой:

    • до 1 мая 2016 г. – направить в подведомственные организации рекомендации о принятии и представлении в федеральный орган исполнительной власти в срок до 20 мая локального нормативного акта об утверждении плана-графика внедрения профессиональных стандартов;
    • до 1 июня 2016 г. — направить в Минтруд России:
      — информацию о количестве подведомственных организаций;
      — утвержденные организациями планы-графики внедрения профессиональных стандартов (в электронном виде и на бумажном носителе);
    • ежегодно не позднее 30 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минтруд России отчёт подведомственных организаций о результатах выполнения мероприятий в соответствии с утвержденным планом- графиком.

    Федеральные государственные унитарные и казенные предприятия и федеральные государственные учреждения должны:

    • утвердить приказом организации план-график по внедрению профессиональных стандартов
    • до 20 мая 2016 г. направить в федеральный орган исполнительной власти план-график по внедрению профессиональных стандартов
    • ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в федеральный орган исполнительной власти отчет о результатах выполнения мероприятий в соответствии с утвержденным планом- графиком.

    Дополнительная информация о разработке и применении профессиональных стандартов размещена в интернете на сайтах:

    • Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru
    • Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» («НИИ ТСС») Минтруда России http://vet-bc.ru

    Большое количество вопросов, связанных с применением профессиональных стандартов, стало основанием для проведения Байкальским государственным университетом и Восточно-Сибирским филиалом ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России «круглого стола» в рамках 8-го Байкальского кадрового форума 22 апреля в Иркутске.

    Круглый стол был также посвящён 50-летию Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России. С докладом «Профессиональные стандарты как основа трудовых отношений и ориентир для наращивания компетенций» выступил директор указанного филиала Марат Байгереев. Он осветил основные проблемы применения профстандартов и ответил на вопросы участников «круглого стола».

    Видеозапись круглого стола 22 апреля 2016 г.

    В соответствии с требованиями профессиональных стандартов, Восточно-Сибирский филиал ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России разработал программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) для специалистов по управлению персоналом и для специалистов в области охраны труда. В июне-августе т.г. можно пройти дистанционное обучение по специальным ценам в зависимости от набора учебных модулей:

    • по программе профессиональной переподготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками» (250 академ. часов) – от 16200 до 32000 руб.;
    • повышение квалификации по программе «Системы управления охраной труда, оценка и управление профессиональными рисками на предприятии» (72 академ. часа) – от 10500 руб. до 15000 руб.;
    • по программам для специалистов по управлению персоналом (от 16 до 250 акад. часов) – от 2500 до 35000 руб.

    Профессиональный стандарт педагога

    Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «24» июля 2015 г. № 514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

    Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года. С текстом стандарта можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://rospsy.ru/node/1878 .
    В настоящее время 12 региональных пилотных площадок участвуют в апробации и доработке профессионального стандарта педагога-психолога, в частности, осуществляется корректировка и уточнение формулировок трудовых действий с учетом модели дифференциации уровней соответствия компетенций содержанию трудовых функций профстандарта педагога-психолога ( http://www.rospsy.ru/PSPP ).
    Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Российской Федерации от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в РФ» разъясняет, что целью внедрения профессионального стандарта педагога-психолога является модернизация психологической службы образования в Российской Федерации. Письмо адресовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которые призваны создать условия для внедрения профессионального стандарта педагога-психолога. К указанному письму прилагается утвержденная «дорожная карта» по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога-психолога на 2015-2020 годы. Ознакомиться с содержанием этого письма можно на сайте «Российская психология: информационно-аналитический портал», перейдя по ссылке http://www.rospsy.ru/node/2198 .
    «Профстандарт педагога-психолога … должен способствовать выстраиванию системы персонифицированной подготовки специалиста (индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития профессионализма), что предполагает формирование индивидуализированных требований к объему и направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников» (Из рекомендаций круглого стола «Апробация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» XII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Москва, 14 апреля 2016 г.)) http://www.rospsy.ru/FPO2016

    Чем отличается профессиональный стандарт от квалификации и квалификационной характеристики?

    Статья 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации содержит следующие трактовки:

    КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

    Если КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА каждой должности имеет только три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации» (в разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих; в разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей; в разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы), то ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – это документ, включающий в себя:

    • общие сведения: наименование вида профессиональной деятельности, её основная цель, перечень занятий по общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ), перечень видов экономической деятельности;
    • описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
    • характеристика обобщенных трудовых функций;
    • сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

    В профессиональном стандарте указываются наименование профессиональной деятельности, её основная цель, наименования возможных должностей (профессий), требования к профессиональному образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, подробно описываются обобщенные и частные трудовые функции, каждая из которых характеризуется соответствующими трудовыми действиями, необходимыми знаниями и умениями.

    Сравнив утвержденный в 2015 году профессиональный стандарт педагога-психолога и квалификационную характеристику педагога-психолога в редакции 2010 года, можно убедиться в том, что профессиональный стандарт гораздо более подробно и полно описывает труд педагога-психолога через возможные профессиональные функции и трудовые действия. В профессиональном стандарте конкретно и достаточно определенно раскрываются необходимые знания и умения по каждому из указанных трудовых действий педагога-психолога.

    Доклад Ю.М. Забродина «Профессиональный стандарт как основа эффективной работы психолога в системе образования». который был представлен на Всероссийском семинаре — совещении «Эффективное функционирование региональной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи – гарантия реализации прав детей и подростков на образование» в Санкт-Петербурге (апрель 2015 года)

    В частности отмечается, что «обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора». Кроме того, «по вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы»

    Часто задаваемые вопросы

    Центр профессионального образования «ТехноПрогресс» – Введение профессиональных стандартов на предприятии: нормативно-правовая база и практическое при

    Введение профессиональных стандартов на предприятии: нормативно-правовая база и практическое применение

    Современное законодательство предъявляет новые требования к профессиональным навыкам и знаниям работников предприятий. С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения Трудового кодекса, касающиеся внедрения профессиональных стандартов.

    Семинар ответит на многие вопросы, связанные с нормативно-правовой базой, оценкой и приведением уровня квалификации работников в соответствие с профессиональными стандартами. Обучение поможет определять в каких ситуациях, какие профессиональные стандарты применяются, а в каких действует Единый квалификационный справочник должностей. Также наши преподаватели рассмотрят планы Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификация и Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом на 2016-2018 гг.

    Знания и практический опыт преподавателя, являющегося одним из авторитетных членов национального Союза кадровиков и опытным руководителем кадровой службы, позволит слушателям максимально эффективно и наиболее комфортно перейти на работу с системой профессиональных стандартов.

    Исключительность семинара – модуль «Приведение уровня квалификации работников в соответствие профессиональным стандартам путем обучения», который на сегодняшний день доступен в учебной программе только нашего Центра профессионального образования «ТехноПрогресс».

    Если вы хотите точно знать, как внедрить систему профессиональных стандартов на предприятии и уметь эффективно применять эти знания на практике – приглашаем вас на обучение!

    • Руководителей подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями;
    • Начальников отдела кадров;
    • Начальников отдела организации и оплаты труда;
    • Начальников отдела подготовки кадров;
    • Начальников отдела социального развития;
    • Заведующих (начальников) отделом кадров;
    • Руководителей подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями;
    • Заместителей директора по управлению персоналом

    Продолжительность: 1 день
    Количество часов: 8 академических часов

    Работа кадровой службы. Кадровое делопроизводство

    Ближайшая группа: 7 февраля

    Только грамотный специалист способен компетентно вести кадровое делопроизводство, ведь данная сфера труда требует от исполнителя знания многих отраслевых и узкоспециальных документов, а также системы по составлению и ведению учетной документации.

    В ходе обучения слушатели курсов по кадровому делопроизводству получат актуальные знания в области трудового права и кадрового учета. Это особенно важно, так как в 2016 г. многие законодательные акты в данной области – профессиональные стандарты; МРОТ; определение льготных категорий граждан; правила охраны труда и пр. – претерпели значительные изменения.

    Каждый модуль курса рассматривается в учебное время очень подробно. Самые трудные и неоднозначные темы, в том числе обучение ведению военно-учетного стола, «совместительство» и «совмещение»; дистанционная и надомная работа и др. опытные преподаватели объясняют детально, обращая внимание на все нюансы. Ведение военного учета в организации – порой одна из самых непростых задач даже для кадровиков с большим стажем работы. Наш преподаватель, обладающий внушительным опытом работы в Вооруженных силах РФ, специально разработал модуль программы «Обучение ведению воинского учета», позволяющий слушателям получить исчерпывающую информацию по этому вопросу.

    Слушатели курса посетят интересные лекции, получат информативные методические пособия: по каждому модулю есть теоретическая часть, практические кейсы, образцы форм; и лаконичные, но емкие презентационные материалы. В Центре профессионального образования «ТехноПрогресс» вы пройдете не просто обучение составлению трудовых договоров. Окончив курс, вы станете обладателем масштабных знаний в сфере кадров и трудового права, которые, несомненно, помогут вам достичь высоких результатов, и доказать свое соответствие профессиональному стандарту специалиста по управлению персоналом.

    Если вы хотите в совершенстве владеть навыками в области кадрового делопроизводства – приглашаем вас на обучение!

    По окончании занятий слушателям выдается документ о повышении квалификации установленного образца.

    Программа повышения квалификации рекомендована для подготовки к аттестации специалистов в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 г. № 691н.

    Алгоритмы внутреннего аудита кадровых документов и подготовка к проверке ГИТ

    Ближайшая группа: 14 февраля

    Внутренний аудит кадровых документов – процесс, требующий определенных навыков и скрупулезного внимания. Наш курс специально создан для того, чтобы научить слушателей квалифицированно проводить аудит кадровых документов и грамотно оформлять его итоги.

    Во время обучения компетентные преподаватели дадут рекомендации по вопросам ведения кадровой документации в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, научат правильно протоколировать ситуации, связанные с потерей или порчей документов. Также слушатели узнают о нюансах подготовки к проверке трудовой инспекции, процедуре обжалования решений госинспекторов, ответственности за нарушения.

    Учебный курс аудита кадровых документов построен так, что на занятиях демонстрируются слайды, видеоматериалы «Из жизни отдела кадров». Слушатели видят, а потом анализируют типичные профессиональные ошибки при приеме сотрудников на работу, ведении трудовых книжек, увольнении персонала и пр. В конце каждой темы слушатели проходят практикум, обсуждают актуальные вопросы. Все это помогает отрабатывать и закреплять необходимые знания и умения. Кроме того, слушатели получают информативные методические пособия и рабочую тетрадь.

    Все обучение основано на реальных ситуациях и судебных делах. Такая форма занятий поможет слушателем избежать собственных ошибок при подготовке к проверке ГИТ, и успешно отстаивать свои права во время ее проведения.

    Если вы хотите уметь грамотно проводить аудит внутренних кадровых документов организации и знать, как пройти проверку ГИТ – приглашаем вас на обучение!

    По окончании занятий слушателям выдается документ установленного образца.

    Программа повышения квалификации рекомендована для подготовки к аттестации специалистов в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 г. № 691н.

    Операционное и стратегическое управление персоналом и подразделением организации

    Ближайшая группа: 18 апреля

    Программа курса разработана с учётом требований, предъявляемых профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом», утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «06» октября 2015 г. № 691н по части трудовых функций 3.7.1. 3.7.2. 3.7.3, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3 (7 уровень квалификации).

    Построение эффективной системы оплаты труда: типичные ошибки и практические рекомендации

    Ближайшая группа: 24 апреля

    Программа курса составлена с учетом требований стандарта профессии «Специалист по управлению персоналом», утвержденным 06.10.2015 Приказом Минтруда №691н. Главная задача семинара – научить ответственных лиц оптимизировать существующую систему оплаты труда и разработать эффективные методы мотивации и удержания сотрудников.

    При помощи игровых форм обучения, решения задач и разбора бизнес-кейсов участники курса изучат практические приёмы по построению эффективной системы оплаты труда на предприятии. На семинаре используют наглядные материалы: бланки, документацию, отчеты. Это поможет лучше усвоить и закрепить полученные знания.