Руководства, Инструкции, Бланки

написание очерка образец img-1

написание очерка образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать очерк?

Как написать очерк?

В журналистике есть такой термин, как гонзо-журналистика. Это жанр, отображающий факты глазами самого автора, показывающий его личное отношение к предмету повествования.

В литературе же такую роль выполняет литературный очерк.

Он сочетает в себе множество элементов прозы. Наиболее часто встречается тенденция писать очерк о человеке, который известен, так как именно очерк позволяет наиболее полно раскрыть особенности характера данной личности. А отношение автора, выраженное в стиле повествования, показывает влияние этого человека на культуру и историю.

Во введениях различных сборников обычно приводится очерк об авторе этих произведений, сделанный историками и культуроведами.

Элементы очерка
  • Основной социологический аспект. Поскольку очерк – жанр, наиболее близкий к журналистике, то он должен отражать важные общественные проблемы. Это может быть что угодно – от отношений в семьях до кризиса судебной системы. Для раскрытия полной картины вопроса необходимо привести общие положения и процесс изменения ситуации. Нелишним будет приведение статистики. На фоне данной проблемы очерк используется как способ раскрытия темы и создания вывода по решению ситуации. Таким образом, очерк становится явлением социально полезным.
  • Достоверность. С точки зрения публицистического жанра необходимо, чтобы очерк был как можно более документальным. Для этого имеет смысл автору провести подготовительную работу, например, в архиве, чтобы обладать достаточным количеством фактов. Оперируя ими и добавляя свои наблюдения, автор строит композицию так, чтобы показать всю схему развития какой-либо проблемы, ее причины и следствия.
  • Литературность. Не стоит забывать, что очерк – это жанр художественный, поэтому он должен обладать яркой образностью, насыщенностью метафорами и «прорисовкой» характеров главных героев. Таким образом, люди, которые прочтут очерк, будут видеть образы своих знакомых или себя, так как черты характера и поведение в определенных ситуациях у многих людей схожее. Таким же образом читатели ассоциируют себя с героями романов или рассказов.
Принципы написания очерка

Рассмотрим подробно, как написать очерк. Если Вам предстоит стать автором очерка, то для начала Вы должны представить тот результат, который хотите получить. Очерк должен обладать всеми вышеперечисленными характеристиками. Для начала стоит соблюсти социологический аспект и решить, какую проблему будет освещать Ваш очерк, подготовить факты и проверить их достоверность.

Композиционно очерк должен состоять из определенного социального вопроса, раскрытого данными статистики, но при этом вводить ряд героев. Описание ситуаций и поведения персонажей должно быть, как и в любом повествовании.

Можно привести ряд фактов, отображающих всю глубину проблемы, а после – конкретизировать ее на примере Ваших персонажей.

В среднем от темы и способа написания выделяется до 50 поджанров очерка. Для изображения известных личностей обычно используют портретный очерк, так как он раскрывает характер и жизненный путь этого человека.

В случае, когда социальная проблема дополняется ситуациями с участием вымышленных персонажей, то такой очерк называется беллетристическим. Для отображения максимально достоверной информации используется документальный очерк.

Главная ценность этого жанра – в ярком художественном отображении реально существующей ситуации.

Другие статьи

Журналистика Особенности написания очерка с пример (Клуб Слава Фонда)

Журналистика Особенности написания очерка с пример

Редакторская выборка выполнена Еленой Араповой. Учебное пособие. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»


При написании очерка должны использоваться яркие, говорящие, зримые детали в строгом соответствии с выбранной концепцией. Все лишнее в тексте должно решительно исключаться, как бы оно не было интересно само по себе. Умелое композиционно-языковое оформление различных деталей в соответствии с ракурсом повествователя и обеспечивает наглядность очеркового письма.

К какой бы разновидности ни принадлежал очерк ( путевой, проблемный, портретный, судебный), основу его содержания составляет образ героя, характер и действия которого обуславливают развитие событий и появление той или иной авторской концепции. Как и в художественном произведении, образ героя очерка складывается из изображения его поступков, портрета, речи, внутреннего мира. Полноценным и интересным для читателя оказывается лишь тот образ, который обладает целостностью. А целостность – это результат того, что, во-первых, у очеркиста есть оригинальная концепция жизненного явления, о котором он пишет, а во-вторых, все детали образа подчинены выражению концепции, а не являются излишествами или украшающими подробностями.

Итак, очерк – это художественно-публицистический текст, характеризующийся изобразительностью письма и подробно разработанной категорией «позиции носителя речи». Первой задачей очеркиста является выбор лица, в форме которого будет вестись изложение, способа общения с читателем и выбор времени. Основное время очеркиста, как и художественного прозаического произведения, - прошедшее. О читателе в тексте может не упоминаться, и, напротив, может быть организовано открытое общение с ним. А лицо избирается первое или третье. Второе лицо в принципе возможно, но используется крайне редко.

Повествование в форме первого лица

Изложение может вестись от лица автора и от лица героя. В последнем случае автор в начале или в конце текста объясняет, что он встретился с героем, выслушал его рассказ и передает читателю. Таким образом, в таких текстах авторское «я» выполняет вспомогательную роль – вводится речь героя-рассказчика. Наиболее распространенным является изложение в форме авторского «я».

Применимо может быть несколько ракурсов: ракурс рассказчика, повествователь -участник события, размышляющий повествователь и повествователь-исследователь.

Ракурс «рассказчика» подразумевает под собой моменты речеведения, то есть: складывание замысла, обговаривание его, объяснение хода мысли. Иными словами семантика «я рассказываю, я на глазах строю этот текст» передается многочисленными метатекстовыми средствами, причем возможно прямое обращение к читателю: «Вы представьте…». В каждой части следующего очерка использовались различные ракурсы - ракурс «рассказчика» и «размышляющего повествователя»:
Примеры: http://proza.ru/2010/03/18/714
http://proza.ru/2010/02/22/509

Ракурс «участник события» - это когда ведется рассказ о собственных переживаниях и мыслях, в связи с развивающимися событиями. В качестве примера приводятся очерки, каждая часть которых написана в различных ракурсах: «рассказчика», «участника события», «размышляющего повествователя» -
http://proza.ru/2009/12/06/1119
http://proza.ru/2010/10/08/352

Размышляющий повествователь – это когда все комментарии подаются как мысленные или записанные рассуждения по поводу того, что наблюдает в это время автор. Здесь тоже несколько ракурсов:
http://proza.ru/2009/09/01/256
http://proza.ru/2009/12/04/1432
http://proza.ru/2009/10/16/601

Повествователь-исследователь - когда пишущий тем или иным образом узнает о происшедшем, прибывает на место события, знакомится с его участниками, изучает документы и таким образом исследует причины происшедшего. На глазах читателя вырабатывается публицистическая концепция.

Таковы наиболее популярные ракурсы повествователя в очерках с изложениями от авторского «я». Примечательно, что приведенные термины обозначают технические приемы очеркового письма, но не реальное положение дел. Каждый журналист, пишущий очерк, может участвовать в событии, каждый исследует материал, размышляет над ним и затем рассказывает читателю об увиденном, услышанном, пережитом и передуманном. Но далеко не каждый, кто пишет очерк, введет в тект все эти ракурсы. Используя ракурс «участника события», он может отказаться от семантики «рассказывания». Повествуя о событии, в котором НЕ участвовал, автор может представить себя как рассказчика. Очеркист может говорить о событии, в котором он НЕ участвовал, как о вспоминаемом, тогда перед нами предстанет ракурс «размышляющего повествователя». Таким образом, в данном случае говорится только о технике очеркового письма, где все зависит от творческих задач, мастерства и фантазии пишущего.

Повествование в форме третьего лица

Используются два основных ракурса повествователя – закадровый наблюдатель и закадровый комментатор. Авторское «я» в обоих случаях полностью отсутствует. Событие развивается как бы само собой, все оценочные элементы входят в описание героев, в повествование и чужую речь. Большое место занимает в таких текстах диалог, выступающий как движущая сила сюжета, то есть, из него мы узнаем о развитии действия.

Закадровый наблюдатель. Очень часто здесь мы имеем авторскую речь, передающую развитие действия, сюжетообразующий диалог и оценочный монолог героя. Все средства направлены прежде всего на изображение хода события, а пишущий остается за кадром. Эта форма изложения характеризуется картинностью, все повествование мотивируется естественным ходом события: объект обсуждения появляется потому, что герой вспомнил о прошлом, оценка высказывается потому, что герой подумал о ситуации или сообщил о ней в диалоге.
Примеры: http://proza.ru/2009/09/01/259
http://proza.ru/2010/02/21/638

Закадровый комментатор вносит в текст семантику рассказывания, и не прибегая к открытому появлению в виде авторского «я», он вмешивается в ход событий двумя способами, меняя хронологию и прерывая события своими рассуждениями, хотя и выполненными в форме третьего лица, но явно принадлежащими повествователю.

Повествователь этого типа часто приостанавливает свое изложение, чтобы оценить уже известные факты, обобщить их, и это является важнейшим средством введения оценок в текст.


В целом изложение в форме третьего лица интересно своей живописностью, возможностью создать впечатление самодвижения, саморазвития события, чуть приглушаемое при появлении семантики рассказывания, но все-таки присутствующее в любом тексте, написанном в подобной манере.

© Copyright: Клуб Слава Фонда. 2011
Свидетельство о публикации №211032500697

Как написать очерк

Как написать очерк

Социологический. В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Предположим, это подростковая преступность. Автор исследует эту проблему, и очерк - итог этого исследования. Так, например, очерк может включать в себя цифры статистики: количество колоний для несовершеннолетний, численность малолетних преступников, количество преступлений совершенных подростками. Но забивать очерк сухими цифрами нельзя. Они лишь придают ему серьезность. Это опора для художественного повествования.

Публицистический. Подразумевается, что автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию, то есть он работает, как журналист. Именно здесь широкая проблема подростковой преступности должна быть конкретизирована. Например, автор может исследовать причины, по которым подростки становятся преступниками (неблагополучные семьи, отсутствие досуга). Может, узнать больше о механизмах помощи подросткам, попавшим в беду (телефоны доверия, их работа). Автор документального очерка, как и журналист, может провести один день с работником комиссии по делам несовершеннолетних. Хороший очеркист - великий знаток жизни.

Художественный. Автор очерка создает яркое описание, выводит на первый план героев своего очерка - наиболее типичных героев таких ситуаций. Он должен обозначить их взаимодействие. Например, можно описать, как инспектор ПДН приходит в неблагополучную семью, и ребенок почти с ненавистью смотрит на официальное лицо. Какими бы родители ни были, он их любит. Да и мир уличного криминала для запущенного подростка ближе, чем представитель закона. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. То есть композиционно очерк должен связывать размытые цифры статистики с реальными житейскими драмами, сводки криминальной хроники со глазами ребенка, чьего пьющего отца суд лишает родительских прав. Начинать очерк можно как с художественной зарисовки: "Щуплый мальчонка в огромных кирзовых сапогах и заношенном пуховике стоит у магазина и жалобными глазами смотрит на проходящих покупателей. " Можно с описания среды обитания: "В этом поселке спиваются уже к тридцати годам. ". А можно начать с социологии и статистики: "Количество деревенских школ. ".

Специалисты выделяют до 50 жанров жанровых разновидностей очерка. Например, документальный (реальные люди в реальных событиях), беллетристический (ситуация типичная, но персонажи вымышленные). Портретный подразумевает типичного представителя среды. Через портрет рыночного торговца читатель получает представление о мире, в котором он живет. Очерк может быть путевым. Это всем известные записки автостопщиков и туристов. Очерк может быть и негативным, и позитивным, где рисуются герои, преодолевающие житейские невзгоды и помогающие другим, или предприятия, которые нашли свой путь к процветанию. И автору важно понять и передать читателям рецепт успеха. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Методическая разработка (8 класс) по теме: Как написать очерк

Методическая разработка (8 класс) по теме:
Как написать очерк.
Предварительный просмотр:

Как написать очерк

«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.

О?черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

Основной признак очерка — писание с натуры.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.

В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми. которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина"). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.

«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов).

С помощью чего достигается очерковость текста?

Во-первых. документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых. предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

В-третьих. данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

В-четвертых. огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

Особое внимание следует уделять языку.

План работы над очерком (пример):

Портретный очерк — это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача — увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем — частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой — образ — проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача — ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

Надо уметь придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов

Критерии оценки очерка

1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

7. Этична ли позиция автора? (ЭТИЧНОСТЬ)

8. Владение русским языком

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя.

Рассказ ученицы Марковой Елизаветы о ветеране Великой Отечественной войны Пелагее Фёдоровне Дущенко. История её жизни переплелась с героической историей нашей страны.

Очерк выполнен учащимся 10 класса.

Портретный очерк

Данная презентаия поможет при подготовке к сочинению как учителю, так и учащимся.

Серия презентаций о истории развития представлений о электрических зарядах и их взаимодействиях. Даны портреты ученых, годы жизни, описание наиболее интересных опытов.

Показано развитие представлений ученых о электрических зарядах и взаимодействиях. Представлены портреты ученых, годы их жизни, цитаты из работ. Представляет интерес для начала изучения электростатики.

Продолжение очерка о развитии представлений человечества о электрических взаимодействиях с портретами ученых, иллюстрациями их опытов и отзывами современников о вкладе ученых в развитие науки.

Как написать портретный очерк?

Как написать портретный очерк?

Очерк, как жанр, базируется на реальных событиях. Разновидность очерка - портретный, в нем дается описание жизни исторической личности или реального человека-современника с выделением, подчеркиванием черт характера. Обычно очерк о человека строится в хронологической последовательности событий его жизни. Для портретного очерка нет нужды описывать всю биографию, следует отобрать значительные события, в которых во всей полноте раскрывается характер личности. Возможный план изложения материла таков:

1) чем привлекла автора данная личность,

2) факты биографии с подчеркиванием тех свойств, которые особо проявились,

3) как вывод целостная характеристика.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Очерк является одним из самых интересных жанров литературы. Это одновременно и осмысление действительности на основе документального исследования, и эстетическое освоение окружающего мира. Не случайно очерк многие сравнивают с живописью, считая, что если рассказ - это живописная картина, то очерк – это своего рода, эскиз к картине.

Основным признаком очерка является писание с натуры.

Портретный очерк основан на описании личности человека, его жизни, устремлений, огорчений и радостей. Портретные очерки дают возможность сравнить собственные взгляды на жизнь с системой нравственных ценностей другого человека. Это своего рода спрессованный рассказ о жизни определенного человека.

Прежде чем начать писать очерк, набрасывают его структуру в виде обозначения социальной проблемы, анализа её решения; затем связывают собственные рассуждения с характером персонажа.

Начать очерк можно с зарисовки, описывающей место действия, с социологических аспектов. Желательно, конечно, избегать речевых штампов, используя метафоры, сравнения, прочие художественно-изобразительные средства. Очерк интересен тем, что практически не ограничивает любопытство и фантазию автора.

Примерный краткий план очерка :

План работы над очерком (пример):

  • Проблема, описанная в общих чертах
  • Собирательный образ с максимально большим количеством характеристик
  • Противоречия, вытекающие из положительных и отрицательных черт героя
  • Акценты в виде 3-4 деталей, наиболее важных для характеристики героя, стараясь найти "ведущую" деталь.
  • Описание персонажа (лица, мимики, одежды, движений, манеры держаться, общаться).
  • Черты характера героя (какой он дома, на работе, в учебной аудитории, в неформальной обстановке).
  • Ситуация, ярко характеризующая человека.
  • Связки героя с собирательным образом и проблемой
  • Оценки

в избранное ссылка отблагодарить