Руководства, Инструкции, Бланки

образец запрос психологу img-1

образец запрос психологу

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психологический запрос

Психологический запрос

Психолог, приступая к решению консультативных задач, начинает с психологического запроса. Человек, обратившийся к психологу за психологической консультацией, формулирует свой запрос (в котором отражена его основная проблематика и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы). Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). Работать психологу без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы работы обычно потрачены исключительно на его формулировку.

Запрос – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом.

Просьба или жалоба может быть выражена конструктивно или неконструктивно.

Приведем примеры неконструктивного запроса: "Хочу никогда не волноваться”. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос. В этом случае человек не просит помочь ему самому, а требует изменить другого: "Повлияйте на него, пожалуйста”. Данный запрос содержит желание повлиять на другого, при этом снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на плечи другого. Такие запросы нуждаются в переформулировке.

Примерами конструктивного запроса могут служить:

запрос об информации;
  • запрос о помощи в самопознании, понимании принятии себя.

  • Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимы следующие условия:

    наличие психологических проблем;
  • частичная рефлексия человеком своих проблем.

  • Круг возможных проблем может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых до сложных. Для простых проблем бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы. Сложные проблемы, требующие от клиента открытий, инсайта, решаются при длительной консультативной работе.

    Выделяют три основания для локализации источников возникновения проблемы:

    • окружение (включает проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми, друзьями и т.п.);
    • жизнь человека в целом (фиксируются общие проблемы, такие как смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность);
    • человек (отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость) .

    Разнообразие психических явлений традиционно делится на три сферы:

    В зависимости от запроса, психолог использует соответствующие методы:

    Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:

    • недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии;
    • отсутствие знаний о специфике деятельности психолога;
    • существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п.

    Иногда, со стороны психолога требуется создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи.

    В условиях школы вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог, и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один день к психологу могут обратиться разные субъекты учебного процесса с различными проблемами.

    В таком закрытом образовательном учреждении, как кадетская школа-интернат (как показал опыт), далеко не все дети могут обратиться за психологической помощью и поддержкой по разным причинам: в силу неумения сформировать свою проблему, застенчивости, нехватки времени и т.п. Поэтому, если сам психолог идет навстречу, стимулируя мотивацию для формирования запроса на психологическую помощь, будет в пользу всем участникам учебно-воспитательного процесса.

    На сегодняшний день специалисты все чаще называют семью и школу зонами риска (Дружинин В.Н. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. и др). Многие болезни и дефекты развития психики связывают сегодня именно с семейным воспитанием и школьным обучением. Нарастает ухудшение здоровья детей (Захаров А.И.). У большинства школьников снижена работоспособность, слабое внимание, память и недостаточно сформирована речь. Поэтому во многих школах реализуется программа здоровьсберегающих технологий. Реализуется индивидуально-ориентированный подход в развивающем и здоровьесберегающем обучении. Кроме того, у самих учителей наблюдаются расстройства нервной системы. Не видя успехов у учеников, учитель разочаровывается, впадает в депрессию или агрессивное состояние. Получается заколдованный круг. Обучение эффективно, если оно интересно и безопасно. Проблем и вопросов, как у детей, так и у взрослых - предостаточно. Поэтому психолог, реализуя индивидуально-личностный подход в психологическом сопровождении, должен помнить, что каждый ребенок должен быть под наблюдением, чтобы никто не остался один на один со своими проблемами, чтобы учеба и жизнь в кадетском корпусе доставляла радость.

    Для решения такой важной задачи, нами были разработаны формы запроса психологу: для детей, учителей, офицеров-воспитателей, родителей и администрации. Анализ запросов поможет психологу увидеть круг проблем всего учебного заведения, наметить план работы.

    Перед каждым психологом стоит проблема объективизации результатов и способов их представления. Данная модель способов представления результатов поможет психологу избежать многих неприятностей и не выходить за рамки этического кодекса психолога.

    Объективизированные результаты и способы их представления:

    1. Результаты социально-психологических исследований представляются в виде письменного анализа-отчета, включающего обобщенные результаты и выводы. Результаты исследования являются авторскими и имеют право на публикацию и защиту авторских прав.
    2. Разработанные развивающие, учебные программы для кадет и других участников обучении воспитания оформляются в виде пакета документаций, содержащего наглядные пособия, конкретные поурочные разработки курса. Разработанные программы являются авторскими и имеют право на публикацию и защиту авторских прав.
    3. Результаты исследования учителей и офицеров-воспитателей:
    • Обобщенные результаты рейтинга - в графической форме представляются индивидуально аттестующемуся педагогу и в аттестационную комиссию.
    • Особенностей эмоционально-личностной сферы и др. параметров – индивидуально в устной форме.
    1. Результаты диагностики интеллектуального уровня кадет представляются:
    • кадетам — индивидуально в виде суммарных баллов в динамике за 2-3 года;
    • офицерам-воспитателям, классным руководителям, педагогам, родителям, администрации — в обобщенном виде, с акцентом на тенденциях, полученных на уровне класса.
    1. Результаты диагностики особенностей эмоционально-личностной сферы кадет и других параметров представляются:
    • кадетам — в виде формулирования проблем, требующих решения, рекомендаций в устной форме, индивидуально;
    • офицерам-воспитателям, педагогам, родителям, классным руководителям, администрации — в случае необходимости рекомендации передаются устно.

    Тем не менее, психологу следует помнить, что если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М. Независимая фирма “Класс”, 2000. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
    2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М. 1998.
    3. Битянова М.Р. Организационно - содержательные модели деятельности школьного психолога. // Школьный психолог. 2003. - N32.
    4. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других // Психотерапия, 2007. - № 4.
    5. Галеева Н.И. Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А.Шолохова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2005/2006 учебный год. Книга 2. - М. Первое сентября; Чистые пруды, 2006. - 656 с.
    6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба М. Педагогика, 1991.
    7. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с (Серия “Мир психологии”).
    8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. “Академический проект”, 1999
    9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. 1993.
    10. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопр. психол.2002. № 1.
    11. Педагог-психолог, должностная инструкция // Директор школы. — 1999. — № 6. — С. 99—103.
    12. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации // Вестник образования. — 1999. — № 12. — С. 88—91.
    13. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М. Просвещение, 1991.— 303 с. ил.— (Психол. наука—школе)
    14. Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопр. психол. 2001. № 6.
    15. Эйдемиллер Э. Юстицкиc В. Психология и психотерапия семьи. – СПб. изд. – во “Питер”, 1999.

    Другие статьи

    Конструктивный клиентский запрос

    Конструктивный клиентский запрос

    (Чтобы краткосрочная терапия «работала»)

    В психотерапии есть два разведённых понятия: долгосрочная и краткосрочная терапия. Дол­госрочная терапия - это кропотливая, долгая и дорогостоящая работа с личным психо­терапевтом.

    Дорогостоящая - потому что Вы оплачиваете каждый сеанс (даже тот, на кото­рый Вы не пришли по причине, которую Ваш психотерапевт счёл неуважительной, а таковы­ми считаютсяпочти все причины). И таких сеансов у Вас будет раз в неделю или две недели - в течение нескольких лет.

    Краткосрочная терапия пришла на смену долгосрочной, когда психология перестала быть иг­рушкой для верхушки среднего класса, и поначалу воспринималась сообществом психоана­литиков в штыки. Много было сказано слов о её неэффективности и о том, что она сводится к профанации высоких методов психотерапии. Эти слова были отчасти правдивы, пока пси­хотерапевты не «доработали модель», устранив её «технические несовершенства».

    Теперь почти во всём мире предпочтение отдаётся именно краткосрочной терапии, по прин­ципу: «Если это работает так же и быстрее, зачем я буду платить больше?»

    Однако, в чём же была основная проблема, выявленная, наконец, психотерапевтами, пробле­ма, которая часто приводила к неэффективности всех краткосрочных терапий?

    Вот об этом я и хочу подробно поговорить в статье.

    Проблема была в том, что приходя на краткосрочную терапию, клиент должен уметь сам сформулировать так называемый Конструктивный Клиентский Запрос. Я уже посвятила одну из своих статей введению в эту тему, а сейчас мы её продолжаем.

    В той статье, которая, кстати, называется «Алгоритм обретения счастья» я действительно по­пыталась дать довольно чёткий трёхэтапный алгоритм, следуя которому Вы сможете понять, чего Вы хотите от жизни и от психотерапии, чтобы не растекаться мыслью по древу в мо­мент дорогостоящего общения с психотерапевтом.

    Ну а сейчас я хочу пойти по несколько иному пути. Дело в том, что апелляция к логике, разу­му, к левому полушарию не всегда срабатывает. Иногда, чтобы в уме человека произошло озарение и он понял «что и как ему надо делать», нужно сперва достучаться до его сердца. И здесь ничто не работает лучше, как психологическая метафора, психологическая притча.

    В этой статье я хочу рассказать Вам одну редкую и, на мой взгляд, драгоценную, психологи­ческую притчу, которую терапевты, занимающиеся расстановками по Хеллингеру, рассказы­вают своей группе, чтобы настроить её на необходимый лад. Но вначале поговорим о том, что происходит на системных семейных расстановках. Это важно.

    Системные семейные расстановки по Берту Хеллингеру

    Системные семейные расстановки по Берту Хеллингеру стремительно входят в моду, причём даже не «профессиональную», а - самую широкую, массовую.

    Это - типичная краткосрочная терапия, и как любая краткосрочная терапия нового поколе­ния, семейные расстановки «работают» так, что это напоминает волшебство. Ведь они реша­ют, порой за два дня сессии, те проблемы человека, которые таились в нём годами, а иногда даже мешали жить нескольким поколениям его родни, включая его самого.

    Но и здесь не всё бывает гладко. Некоторые люди (которых я отношу к типу «завсегдатай психотерапевтических тусовок» и к которым отношусь, как Вам известно, с неодобрением, см. старую статью «Перед тем, как идти на приём к психологу») эти люди посещают расста­новки Хеллингера не один раз.

    Почему же так происходит? Им что: больше некуда деть субботу+воскресенье и несколько тысяч из своего бюджета?

    Всё просто - эти люди видят - какая волшебная атмосфера возникает в группе. Они видят, как другие люди получают результат и какие испытывают от этого эмоции и прозрения. Они даже участвуют в расстановках в качестве Заместителей, а может быть и платят за личную (индивидуальную) расстановку. Но.

    Раз за разом они формулируют НЕ ТОТ клиентский запрос, а значит, волшебства в их случае не происходит.

    А ведь перед личной расстановкой ответить нужно всего на два традиционных вопроса:

    1. От чего я хочу избавиться, (что получить), какую проблему решить, что понять?
    2. Чего я жду от расстановки?

    Конечно, с бухты-барахты эти два запроса не сформулируешь.

    Но ведь памятка, выдаваемая каждому, записавшемуся на семинар, якобы подсказывает, на­подобие шпаргалки-«медведя», так, что и самому «тупому» должно быть вроде бы ясно, о чём просить Золотую Рыбку. Так, например,

    Расстановка берётся решать и решает:

    • проблемы супружеских и родительско-детских отношений,
    • тотальное депрессивное «нежелание учиться» как типичный невроз студентов и школь­ников,
    • проблемы депрессии вообще,
    • проблемы одиночества,
    • проблемы навязчивых состояний, фобий,
    • проблемы постсуицида,
    • проблемы насилия, инцеста,
    • симптомы психосоматических заболеваний,
    • труднообъяснимые сложности на работе или в бизнесе,
    • хронические потери денег, невозможность заработать,
    • проблемы зависимостей (не только наркотических - игромания и трудоголизм тоже отно­сятся к зависимостям),
    • общий недостаток жизненной энергии, апатию.

    И ещё многое другое, более частное и конкретное, что я не сочла нужным здесь перечислять, так как моя статья это всё же не рекламный буклет.

    Что не так?

    И вот, несмотря на такой подробный перечень вполне конкретизированных проблем, часть людей всё-таки не может сформулировать Конструктивный Клиентский Запрос и уходит с расстановок ни с чем. Что же происходит?

    А всё дело в том, что люди не могут докопаться до корня своей проблемы. Они принимают несущественное за существенное. Они выносят на обсуждение наносное, игнорируя настоя­щие причины своих негармоничных отношений с миром и с самим собой.

    Всё это, кстати, позволяет сделать долгосрочная терапия . в ходе которой тандем Клиент+Психотерапевт очень долго и не спеша докапывается до тех неочевидных проблем, которые действительно нужно решать, оставляя в стороне то, что решится потом и само со­бой.

    Вспомните сказочную метафору о вновь отрастающих головах дракона - она как раз об этом.

    Внимание: все вышеперечисленные проблемы из «шпаргалки», которые решает любая краткосрочная терапия (в том числе и расстановки Хеллингера) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ Конструк­тивным клиентским Запросом. А чем же они являются. А - разнообразными следствиями той загадочной, лежащей в глубине Рода или Личности проблемы, до которой нужно как-то дойти и затем выразить самому.

    Именно тогда, когда сам клиент понимает свою Проблему, до решения её уже остаётся один шаг. Сами собой появляются затем и возможности заработать, и нормальные отношения с мамой, папой, супругом, ребёнком, и энергия, необходимая для жизни.

    Как же всё-таки сформулировать конструктивный клиентский запрос, имея в распоряжении небольшой отрезок времени, отво­димого на краткосрочную терапию?

    Краткосрочная терапия знает ответ на этот вопрос. Нужно суметь выразить

    • то . что не даёт Вам быть счастливым,
    • так . чтобы это тронуло сердца других людей,
    • чтобы они поняли, что Вы действительно нуждаетесь в помощи
    • и чтобы они захотели Вам помочь.

    Тогда на Ваш «зов» откликнется Коллективное Бессознательное, которое выразит себя через актёров-расстанавливаемых, и Вы увидите результат.

    Сделать это так - действительно очень трудно. Ну-ка попробуйте с унылым видом перечис­лять людям, что у Вас нет денег, нет любимой работы и нет любимого человека? Вы только надоедите окружающим - ведь люди - не марсиане, у всех проблемы стереотипные, только с небольшими вариациями.

    Но если Вам удастся найти слова.

    Тогда энергия коллективного тренинга завибрирует в ответ Вам.

    Если же нет, случится, примерно, как в сказке о рыбаке и рыбке:

    Крикните морю. заволнуется море, зашумит и выбросит на берег одну тину морскую. Не захочет рыбка покупать Вашей старухе новую кофточку, чтобы та, наконец, обрела счастье.

    А теперь я расскажу Вам психологическую притчу, которая лучше некоторых «трёхэтапных алгоритмов» позволяет понять - как сформулировать конструктивный клиентский запрос.

    Психологическая притча «Ничего такого, что бы было неправ­дой»

    Около церкви сидел слепой человек. Перед ним лежала шляпа, в которую прохожие очень редко бросали жалкие медяки. А рядом стояла картонная табличка. На табличке было напи­сано:

    «Помогите, люди добрые. Я - слепой».

    Как-то мимо слепого проходил один человек. Он подошёл к слепому, но не бросил медяк, а стал возиться с табличкой - что-то на ней написал.

    После этого деньги в шляпу слепого посыпались рекой, и это были уже не медяки.

    Как-то слепой сидел на своём месте и вдруг узнал по шагам того человека. Он тотчас же окликнул его: «Эй, человек! Скажи, что ты написал такое на моей табличке, что теперь я просто купаюсь в деньгах?»

    - Ничего такого, что бы было неправдой.

    Я написал: «Сейчас весна. А я не могу это увидеть».

    Елена Назаренко

    © www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

    Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

    Список психологических запросов, с которыми вы можете обратиться ко мне

    Возможные вопросы для обращения

    Я постаралась обозначить здесь те запросы, которые, по моим наблюдениям, являются наиболее распространенными в практике. Если в данном списке вы не нашли подходящей для своего случая формулировки. то можете связаться со мной, и мы обсудим целесообразность встречи, попробуем сформулировать ваш запрос вместе.

    1. Отношения в паре
    • Не складывается личная жизнь, отношения с противоположным полом (одиночество, повторяющиеся неудачи). Подробнее
    • Пережить расставание.
    • Неудовлетворенность отношениями, конфликты и взаимные обиды, потеря радости в отношениях (в формате парной психотерапии или индивидуальной консультации). Подробнее
    • Пережить измену партнера.
    • «Любовный треугольник».
    • Любовная зависимость.
    • Супружеские отношения, неудовлетворенность браком или отдельными его аспектами. Подробнее
    • Конфликты с ребенком: психологическая поддержка родителей, поиск ресурсов. Подробнее
    • Работа с разводящимися парами.
    • Переживание утраты после потери одного из членов семьи.
    • Принятие важных семейных решений (в формате парной терапии).
    • Отношения с родителями во взрослом возрасте (обиды, взаимное непонимание, ссоры).
    • Исследование «прошлое в настоящем» — о том, как влияет на нашу нынешнюю жизнь прошлый семейный опыт.
    3. Сложный жизненный выбор
    • Кризис и проблема самоопределения, поиск новых смыслов и ценностей, адаптация к сильным переменам в жизни, определение приоритетов.
    4. Как изменить свою жизнь?
    • Исследование психологических «препятствий» к изменениям.
    • Неудовлетворенность отдельными сферами своей жизни.
    5. Отношение к себе
    • Найти уверенность в своих силах.
    • Поиск себя.
    • Исследование и принятие своих особенностей.
    6. Личностное развитие
    • Улучшение качества жизни, саморазвитие и самопознание.
    • Работа с характером; «Если у Боба проблемы со всеми, то видимо главной проблемой является сам Боб». Для тех, кому хочется измениться.
    7. Работа с эмоциональными состояниями 8. Психологическое сопровождение в трудных жизненных ситуациях
    • Резкое изменение условий жизни.
    • Первая беременность.
    • Физическое и психологическое насилие. Подробнее
    • Предательство.
    • Психологическая подготовка к важному событию.

    Чтобы записаться на консультацию. позвоните по телефону +7 903 542-91-77

    Я веду прием на метро Рижская, Проспект Мира и работаю через Skype

    Очные встречи
    • Одна консультация (длительность приема 50 минут ) — 3000 рублей.
    • Работа с парами (длительность приема 90 минут) — 4000 рублей .
    Skype (онлайн) консультация
    • Одна консультация — 2000 рублей
    • Скайп консультация пары (полтора часа) — 3000 рублей
    Реквизиты:
    • ИП Долгополова Мария Нифонтовна
    • ИНН 771775025268
    • ОГРНИП 315774600393582
    • Р/счет: 40802810202240000194
      в АО «АЛЬФА-БАНК»
    • БИК 044525593
    Способы оплаты:
    • наличными в конце консультации для очных встреч
    • по реквизитам
    1. Факт вашего обращения является анонимным и конфиденциальным (подробнее )
    2. Продолжительность индивидуальной консультации — 50 минут. При работе с парами — 90 минут.
    3. Для очных консультаций существует правило отмены — встреча может быть отменена или перенесена не менее чем за 24 часа до предполагаемого времени начала сеанса, выбранного по общей договоренности. При более поздней отмене пропущенный сеанс оплачивается. В случае несвоевременного предупреждения об отмене или переносе встречи с моей стороны, я обязуюсь предоставить ближайшую встречу бесплатно.
    4. Если вы опаздываете к назначенному времени, наша встреча укорачивается на длину вашего опоздания. Если у меня есть возможность, я стараюсь скомпенсировать вам время вашего опоздания на 5-7 минут. Но, в любом случае, с наступлением следующего часа мы заканчиваем.
    5. Если мы договорились о долгосрочной работе, для вас стоимость консультаций становится фиксированной и не может быть повышена ранее, чем через 2 года, а также больше, чем на процент инфляции — за 2 года это примерно 20%.
    Депрессия как реакция на потерю или личностно значимую неудачу. Часть 1

    13 «неприятностей» психолога, привыкшего работать с индивидуальными клиентами, при встрече с клиентской парой. Часть 3

    Психотерапия — пространство ценности человека

    Задать вопрос психологу

    Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов и ответы на них, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

    Записаться на консультацию / Спросить

    Подписаться на обновления

    Никакого спама! Письма будут приходить 1 раз в начале месяца. С анонсами новых статей сайта.

    +7 903 542-91-77, с 9:00 до 23:00

    Предоставляю услуги психолога в Москве:

    м. Рижская, Проспект мира, дом 78

    © «ИП Долгополова М. Н.» — частный психолог, 2014—2016

    При копировании материала прямая ссылка на сайт обязательна.

    © Создано и поддерживается в catchideas.ru. 2008—2016