Категория: Бланки/Образцы
Психолог, приступая к решению консультативных задач, начинает с психологического запроса. Человек, обратившийся к психологу за психологической консультацией, формулирует свой запрос (в котором отражена его основная проблематика и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы). Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). Работать психологу без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы работы обычно потрачены исключительно на его формулировку.
Запрос – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом.
Просьба или жалоба может быть выражена конструктивно или неконструктивно.
Приведем примеры неконструктивного запроса: "Хочу никогда не волноваться”. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос. В этом случае человек не просит помочь ему самому, а требует изменить другого: "Повлияйте на него, пожалуйста”. Данный запрос содержит желание повлиять на другого, при этом снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на плечи другого. Такие запросы нуждаются в переформулировке.
Примерами конструктивного запроса могут служить:
запрос об информации;запрос о помощи в самопознании, понимании принятии себя.
Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимы следующие условия:
наличие психологических проблем;частичная рефлексия человеком своих проблем.
Круг возможных проблем может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых до сложных. Для простых проблем бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы. Сложные проблемы, требующие от клиента открытий, инсайта, решаются при длительной консультативной работе.
Выделяют три основания для локализации источников возникновения проблемы:
Разнообразие психических явлений традиционно делится на три сферы:
В зависимости от запроса, психолог использует соответствующие методы:
Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:
Иногда, со стороны психолога требуется создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи.
В условиях школы вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог, и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один день к психологу могут обратиться разные субъекты учебного процесса с различными проблемами.
В таком закрытом образовательном учреждении, как кадетская школа-интернат (как показал опыт), далеко не все дети могут обратиться за психологической помощью и поддержкой по разным причинам: в силу неумения сформировать свою проблему, застенчивости, нехватки времени и т.п. Поэтому, если сам психолог идет навстречу, стимулируя мотивацию для формирования запроса на психологическую помощь, будет в пользу всем участникам учебно-воспитательного процесса.
На сегодняшний день специалисты все чаще называют семью и школу зонами риска (Дружинин В.Н. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. и др). Многие болезни и дефекты развития психики связывают сегодня именно с семейным воспитанием и школьным обучением. Нарастает ухудшение здоровья детей (Захаров А.И.). У большинства школьников снижена работоспособность, слабое внимание, память и недостаточно сформирована речь. Поэтому во многих школах реализуется программа здоровьсберегающих технологий. Реализуется индивидуально-ориентированный подход в развивающем и здоровьесберегающем обучении. Кроме того, у самих учителей наблюдаются расстройства нервной системы. Не видя успехов у учеников, учитель разочаровывается, впадает в депрессию или агрессивное состояние. Получается заколдованный круг. Обучение эффективно, если оно интересно и безопасно. Проблем и вопросов, как у детей, так и у взрослых - предостаточно. Поэтому психолог, реализуя индивидуально-личностный подход в психологическом сопровождении, должен помнить, что каждый ребенок должен быть под наблюдением, чтобы никто не остался один на один со своими проблемами, чтобы учеба и жизнь в кадетском корпусе доставляла радость.
Для решения такой важной задачи, нами были разработаны формы запроса психологу: для детей, учителей, офицеров-воспитателей, родителей и администрации. Анализ запросов поможет психологу увидеть круг проблем всего учебного заведения, наметить план работы.
Перед каждым психологом стоит проблема объективизации результатов и способов их представления. Данная модель способов представления результатов поможет психологу избежать многих неприятностей и не выходить за рамки этического кодекса психолога.
Объективизированные результаты и способы их представления:
Тем не менее, психологу следует помнить, что если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.
(Чтобы краткосрочная терапия «работала»)
В психотерапии есть два разведённых понятия: долгосрочная и краткосрочная терапия. Долгосрочная терапия - это кропотливая, долгая и дорогостоящая работа с личным психотерапевтом.
Дорогостоящая - потому что Вы оплачиваете каждый сеанс (даже тот, на который Вы не пришли по причине, которую Ваш психотерапевт счёл неуважительной, а таковыми считаютсяпочти все причины). И таких сеансов у Вас будет раз в неделю или две недели - в течение нескольких лет.
Краткосрочная терапия пришла на смену долгосрочной, когда психология перестала быть игрушкой для верхушки среднего класса, и поначалу воспринималась сообществом психоаналитиков в штыки. Много было сказано слов о её неэффективности и о том, что она сводится к профанации высоких методов психотерапии. Эти слова были отчасти правдивы, пока психотерапевты не «доработали модель», устранив её «технические несовершенства».
Теперь почти во всём мире предпочтение отдаётся именно краткосрочной терапии, по принципу: «Если это работает так же и быстрее, зачем я буду платить больше?»
Однако, в чём же была основная проблема, выявленная, наконец, психотерапевтами, проблема, которая часто приводила к неэффективности всех краткосрочных терапий?
Вот об этом я и хочу подробно поговорить в статье.
Проблема была в том, что приходя на краткосрочную терапию, клиент должен уметь сам сформулировать так называемый Конструктивный Клиентский Запрос. Я уже посвятила одну из своих статей введению в эту тему, а сейчас мы её продолжаем.
В той статье, которая, кстати, называется «Алгоритм обретения счастья» я действительно попыталась дать довольно чёткий трёхэтапный алгоритм, следуя которому Вы сможете понять, чего Вы хотите от жизни и от психотерапии, чтобы не растекаться мыслью по древу в момент дорогостоящего общения с психотерапевтом.
Ну а сейчас я хочу пойти по несколько иному пути. Дело в том, что апелляция к логике, разуму, к левому полушарию не всегда срабатывает. Иногда, чтобы в уме человека произошло озарение и он понял «что и как ему надо делать», нужно сперва достучаться до его сердца. И здесь ничто не работает лучше, как психологическая метафора, психологическая притча.
В этой статье я хочу рассказать Вам одну редкую и, на мой взгляд, драгоценную, психологическую притчу, которую терапевты, занимающиеся расстановками по Хеллингеру, рассказывают своей группе, чтобы настроить её на необходимый лад. Но вначале поговорим о том, что происходит на системных семейных расстановках. Это важно.
Системные семейные расстановки по Берту ХеллингеруСистемные семейные расстановки по Берту Хеллингеру стремительно входят в моду, причём даже не «профессиональную», а - самую широкую, массовую.
Это - типичная краткосрочная терапия, и как любая краткосрочная терапия нового поколения, семейные расстановки «работают» так, что это напоминает волшебство. Ведь они решают, порой за два дня сессии, те проблемы человека, которые таились в нём годами, а иногда даже мешали жить нескольким поколениям его родни, включая его самого.
Но и здесь не всё бывает гладко. Некоторые люди (которых я отношу к типу «завсегдатай психотерапевтических тусовок» и к которым отношусь, как Вам известно, с неодобрением, см. старую статью «Перед тем, как идти на приём к психологу») эти люди посещают расстановки Хеллингера не один раз.
Почему же так происходит? Им что: больше некуда деть субботу+воскресенье и несколько тысяч из своего бюджета?
Всё просто - эти люди видят - какая волшебная атмосфера возникает в группе. Они видят, как другие люди получают результат и какие испытывают от этого эмоции и прозрения. Они даже участвуют в расстановках в качестве Заместителей, а может быть и платят за личную (индивидуальную) расстановку. Но.
Раз за разом они формулируют НЕ ТОТ клиентский запрос, а значит, волшебства в их случае не происходит.
А ведь перед личной расстановкой ответить нужно всего на два традиционных вопроса:
Конечно, с бухты-барахты эти два запроса не сформулируешь.
Но ведь памятка, выдаваемая каждому, записавшемуся на семинар, якобы подсказывает, наподобие шпаргалки-«медведя», так, что и самому «тупому» должно быть вроде бы ясно, о чём просить Золотую Рыбку. Так, например,
Расстановка берётся решать и решает:
И ещё многое другое, более частное и конкретное, что я не сочла нужным здесь перечислять, так как моя статья это всё же не рекламный буклет.
Что не так?И вот, несмотря на такой подробный перечень вполне конкретизированных проблем, часть людей всё-таки не может сформулировать Конструктивный Клиентский Запрос и уходит с расстановок ни с чем. Что же происходит?
А всё дело в том, что люди не могут докопаться до корня своей проблемы. Они принимают несущественное за существенное. Они выносят на обсуждение наносное, игнорируя настоящие причины своих негармоничных отношений с миром и с самим собой.
Всё это, кстати, позволяет сделать долгосрочная терапия . в ходе которой тандем Клиент+Психотерапевт очень долго и не спеша докапывается до тех неочевидных проблем, которые действительно нужно решать, оставляя в стороне то, что решится потом и само собой.
Вспомните сказочную метафору о вновь отрастающих головах дракона - она как раз об этом.
Внимание: все вышеперечисленные проблемы из «шпаргалки», которые решает любая краткосрочная терапия (в том числе и расстановки Хеллингера) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ Конструктивным клиентским Запросом. А чем же они являются. А - разнообразными следствиями той загадочной, лежащей в глубине Рода или Личности проблемы, до которой нужно как-то дойти и затем выразить самому.
Именно тогда, когда сам клиент понимает свою Проблему, до решения её уже остаётся один шаг. Сами собой появляются затем и возможности заработать, и нормальные отношения с мамой, папой, супругом, ребёнком, и энергия, необходимая для жизни.
Как же всё-таки сформулировать конструктивный клиентский запрос, имея в распоряжении небольшой отрезок времени, отводимого на краткосрочную терапию?Краткосрочная терапия знает ответ на этот вопрос. Нужно суметь выразить
Тогда на Ваш «зов» откликнется Коллективное Бессознательное, которое выразит себя через актёров-расстанавливаемых, и Вы увидите результат.
Сделать это так - действительно очень трудно. Ну-ка попробуйте с унылым видом перечислять людям, что у Вас нет денег, нет любимой работы и нет любимого человека? Вы только надоедите окружающим - ведь люди - не марсиане, у всех проблемы стереотипные, только с небольшими вариациями.
Но если Вам удастся найти слова.
Тогда энергия коллективного тренинга завибрирует в ответ Вам.
Если же нет, случится, примерно, как в сказке о рыбаке и рыбке:
Крикните морю. заволнуется море, зашумит и выбросит на берег одну тину морскую. Не захочет рыбка покупать Вашей старухе новую кофточку, чтобы та, наконец, обрела счастье.
А теперь я расскажу Вам психологическую притчу, которая лучше некоторых «трёхэтапных алгоритмов» позволяет понять - как сформулировать конструктивный клиентский запрос.
Психологическая притча «Ничего такого, что бы было неправдой»Около церкви сидел слепой человек. Перед ним лежала шляпа, в которую прохожие очень редко бросали жалкие медяки. А рядом стояла картонная табличка. На табличке было написано:
«Помогите, люди добрые. Я - слепой».Как-то мимо слепого проходил один человек. Он подошёл к слепому, но не бросил медяк, а стал возиться с табличкой - что-то на ней написал.
После этого деньги в шляпу слепого посыпались рекой, и это были уже не медяки.
Как-то слепой сидел на своём месте и вдруг узнал по шагам того человека. Он тотчас же окликнул его: «Эй, человек! Скажи, что ты написал такое на моей табличке, что теперь я просто купаюсь в деньгах?»
- Ничего такого, что бы было неправдой.
Я написал: «Сейчас весна. А я не могу это увидеть».
Елена Назаренко© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"
Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.
Я постаралась обозначить здесь те запросы, которые, по моим наблюдениям, являются наиболее распространенными в практике. Если в данном списке вы не нашли подходящей для своего случая формулировки. то можете связаться со мной, и мы обсудим целесообразность встречи, попробуем сформулировать ваш запрос вместе.
1. Отношения в пареЧтобы записаться на консультацию. позвоните по телефону +7 903 542-91-77
Я веду прием на метро Рижская, Проспект Мира и работаю через Skype
Очные встречиВы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов и ответы на них, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.
Записаться на консультацию / Спросить
Подписаться на обновления
Никакого спама! Письма будут приходить 1 раз в начале месяца. С анонсами новых статей сайта.
+7 903 542-91-77, с 9:00 до 23:00
Предоставляю услуги психолога в Москве:
м. Рижская, Проспект мира, дом 78
© «ИП Долгополова М. Н.» — частный психолог, 2014—2016
При копировании материала прямая ссылка на сайт обязательна.
© Создано и поддерживается в catchideas.ru. 2008—2016