Руководства, Инструкции, Бланки

все образцы джамбы таблица img-1

все образцы джамбы таблица

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Стихотворные размеры

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.
Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.
Пример:

Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР
Брахиколон – однодольный стихотворный размер.
Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.
Пример брахиколона:
Лоб –
Мел.
Бел
Гроб.
Спел
Поп.
Сноп
Стрел –
День
Свят!
Склеп
Слеп.
Тень –
В ад!
(В.Ходасевич)

Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:
- 4-стопный
- 6-стопный
- 5-стопный
Пример четырехстопного хорея:

Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет ?? __ / ?? __ /?? __ / ?? __
Ви?хри сне?жныЕ крутя?; ?? __ / ?? __ / ? __ / ??
(А.С.Пушкин)

Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:
- 4-стопный (лирика, эпос),
- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),
- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),
- вольный разностопный (басня 18-19 вв. комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:
Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил, __ ?? / __ ?? / __ ?? / __ ?? / __
Когда? не в шу?тку зАнемо?г, __ ?? / __ ?? / __ ? / __ ?? /
Он Уважа?ть себя? заста?вил __ ? / __ ?? / __ ?? / __ ?? / __
И лу?чше вЫдумАть не мо?г. __ ?? / __ ?? / __ ? / __ ?? /
(А.С. Пушкин)

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами):
Наря?женЫ мы вме?сте го?род ве?дать, __ ?? / __ ? / __ ?? / __ ?? / __ ?? / __
Но, ка?жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре?ть… __ ?? / __ ? / __ ?? / __ ? / __ ??
(А.С.Пушкин)

Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:
- 2-стопный (в XVIII в.)
- 4-стопный (с XIX в.)
- 3-стопный (с XIX в.)

Пример:
Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники! ?? __ __ /?? __ __ / ?? __ __ / ?? __ __ /
Сте?пью лазу?рною, це?пью жемчу?жною… ?? __ __ /?? __ __ / ?? __ __ / ?? __ __ /
(М.Ю.Лермонтов)

Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:
- 4-стопный (начало XIX в.)
- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример:
Не ве?тер бушу?ет над бо?ром, __ ?? __ / __ ?? __ / __ ?? __ /
Не с го?р побежа?ли ручьи? - __ ?? __ / __ ?? __ / __ ?? /
Моро?з-воево?да дозо?ром __ ?? __ / __ ?? __ / __ ?? __ /
Обхо?дит владе?нья свои?. __ ?? __ / __ ?? __ / __ ?? /
(Н.А.Некрасов)


Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:
- 4-стопный (с середины XIX в.)
- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:
О, весна? без конца? и без кра?ю — __ __ ?? / __ __ ?? / __ __ ?? / __
Без конца? и без кра?ю мечта?! __ __ ?? / __ __ ?? / __ __ ?? /
Узнаю? тебя, жи?знь! Принима?ю! __ __ ?? / __ __ ?? / __ __ ?? / __
И приве?тствую зво?ном щита?! __ __ ?? / __ __ ?? / __ __ ?? /
(А.Блок)

Другие статьи

Литература двухсложные и трёхсложные размеры стихов

литература двухсложные и трёхсложные размеры стихов .примеры. ямб. хорей. амфибрахий. анапест. дактиль.

Hanna Klokava Мастер (1334) 4 года назад

Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог:

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Анапест - ударение на третьем слоге:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге:

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого

Дмитрий Анатольевич Мудрец (17104) 4 года назад

Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.).

Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И. Бунин)

Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)

Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)

Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

albert gilmanov Ученик (131) 1 год назад

спасибо большое спас меня

забабурина евгения Ученик (143) 1 год назад

Инга Софийская Ученик (217) 1 год назад

thankyou very much

Людмила Барткив Ученик (112) 1 год назад

помогите определить каким размером написано стихотворение Я памятник себе воздвиг. и После грома после бури После тяжких, мрачных дней

Тамрико Тамрико Ученик (144) 12 месяцев назад

Спасибо вам всем

Иван Переверзев Ученик (108) 11 месяцев назад

Спасибо fry much

Игрок Ролик Ученик (205) 10 месяцев назад

Ольга Шельпякова Знаток (447) 8 месяцев назад

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. (с)

Это чётностопный ямб. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге.
Рифмовка перекрёстная.

Сергей Сушков Ученик (154) 8 месяцев назад

Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог:

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Анапест - ударение на третьем слоге:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге:

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого
64 Нравится Пожаловаться

Кирилл Кузнецов Ученик (203) 2 месяца назад

Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.).

Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И. Бунин)

Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)

Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)

Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Даниил Соболев Ученик (168) 2 месяца назад

Вы все списали из интернета

марсель шамсудинов Ученик (135) 1 неделю назад

Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры - Статьи - Сидоров Сергей Владимирович

Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры Содержание
  • Знание стихотворных размеров должно помогать, а не мешать восприятию поэзии
  • Моё решение проблемы

Несколько лет назад мой материал с памятками для изучения стихотворных размеров был опубликован на портале Ucheba.com. Он и теперь там (см. источник, указанный в конце страницы). Но вот недавно потребовалось дать на него ссылку - и поиски заняли довольно продолжительное время: в сети несколько сайтов с похожим названием, заглавия статьи я не помнил, и нашёл её, только догадавшись процитировать Гуглу начало одного из четверостиший-памяток. Поэтому, слегка доработав эту статью, я решил продублировать её на si-sv.com, чтобы всегда была под рукой.

Изучение классических размеров стиха в школе буквально соткано из противоречий. С одной стороны, хорошая поэзия показывает размышления, чувства, душевные переживания лирического героя, которые могут быть совершенно нелогичны (как, впрочем, и ответные эмоции читателя или слушателя). С другой – ритм классического стиха подчинен определенной логике, его легко изобразить в виде четких схем.

При изучении основ стихосложения детям надо усвоить сразу несколько непростых терминов: силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение, стих, стопа, двусложные и трехсложные размеры, название каждого размера. Однако зачастую результат таких усилий близок к нулю, потому что знания даются в отрыве от их практического применения, и у школьников не формируются умения слышать и понимать структуру стиха, различать размеры на слух. А без этого сведения о стихотворных размерах – просто лишний груз для нашей памяти.

Мне и самому в школе эта премудрость далась нелегко и, помнится, стоила десятка исчерканных тетрадных листов. Потом уже в институте преподаватель теории литературы поэт Александр Михайлович Виноградов подал нам идею запомнить примеры для каждого классического размера, и – о чудо! – размеры стали определяться на слух и почти мгновенно. Правда, оставалась ещё одна проблема: зная наизусть примеры и быстро подбирая их по ритмическому сходству, я все же иногда опасался перепутать названия размеров.

Придя работать в школу, я окончательно убедился, что методика преподавания стихотворных размеров не даёт детям главного: она не помогает лучше понять красоту поэзии, а скорей отпугивает сложностью и кажущейся инородностью учебного материала.

Стремясь облегчить своим ученикам запоминание стихотворных размеров, педагоги пытаются использовать мнемотехнику: втискивают названия размеров в какую-либо фразу, как правило – причудливую и бессмысленную. В результате само запоминание такой фразы и её смысла порой даётся сложней, чем сам учебный материал.

ХОдит ЯМщик, ДАкает.
АМёба пищит, АН не всякая.

По замыслу автора этого двустишия, оно должно помочь запомнить стихотворные размеры. Мне бы, всего скорей, не помогло, я и сейчас-то смог выделить нужные части заглавными буквами именно потому, что знаю размеры, а не наоборот.

А вот ещё один пример, рядом с которым стишок про ямщика и амёбу выглядит шедевром ясности и стиля:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

Неустановленный автор сопровождает эту фразу таблицами и пояснениями, которые устанешь даже просто изучать, а не то, что заучивать! Хотя, кому интересно - вот ссылка .

В общем, получается сложновато. Но главное в этих примерах – непонятно, при чём тут поэзия! Даже запомнив названия классических размеров, ученик столкнётся с той же проблемой: зачем и как это применять?

Как учителю сделать стихотворные размеры более «живыми», а знания о них – более действенными?

Главная особенность художественной литературы – образность. Прекрасно! Создадим художественный образ каждого классического размера, и тогда на уроке литературы они перестанут быть чужеродным элементом.

Для этого…
  1. Определение и схему каждого размера дополним ключевыми особенностями его «характера».
  2. Подберём яркий, запоминающий пример из школьной программы (как советовал когда-то мой вузовский преподаватель).
  3. Посвятим каждому размеру маленькое стихотворение (четверостишие), создающее его образ и написанное этим же размером (это моя собственная «находка» – чтобы не перепутать названия). Да, и уже чтобы точно не забыть название размера, назовем его прямо в тексте четверостишия.
Тогда краткую характеристику классических размеров можно представить в виде следующих памяток.

Двусложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение:–? – /
Особенности: легкость, стремительность стиха.
Литературный пример: поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (четырехстопный хорей).
Фольклорный пример: частушка.
Четверостишие-памятка

Мчится вдаль хорей летучий,
Переваливая кручи,
Поднимаясь выше туч,
Лёгок, весел и певуч.

Двусложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –? /
Особенности: универсальность; ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы.
Литературный пример: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (четырехстопный ямб).
Четверостишие-памятка

Могучий ямб всегда в движеньи,
Он рассудителен и скор.
И по заслугам с давних пор
Он царствует в стихосложеньи.

Трехсложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение: –? – – /
Особенности: неторопливость, торжественность.
Литературный пример: поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога» (четырехстопный дактиль).
Четверостишие-памятка

Дактилю выпала важная роль –
Есть от чего возгордиться:
Шагом торжественным словно король
Шествует он по странице.

Трехсложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –? – /
Особенности: элегичность, «задумчивость».
Литературный пример: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (четырехстопный амфибрахий).
Четверостишие-памятка

Не зря амфибрахий порою печален,
Суровой задумчивостью наделен:
Он твёрже и звонче гранита и стали,
В движениях нетороплив и силен.

Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.
Схематичное изображение: – – –? /
Особенности: передаёт печаль лирического героя.
Литературный пример: стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (трехстопный анапест).
Четверостишие-памятка

Вот анапест идет, не спеша,
Осторожно ступая, по свету,
Чтобы в нём отразила душа
Сокровенные думы поэта.

Выучив четверостишия-памятки, ваши ученики будут легко на слух определять классические стихотворные размеры.

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Стихотворные размеры

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему:
Стихотворные размеры
Подписи к слайдам:

Слайд 1
Стихотворные размеры

Слайд 2
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Стопа Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи стопа 1 2 3 4

Слайд 3
Пора! Пора! Рога трубят… СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги. Стихотворный размер

Слайд 4
Буря мглою небо кроет… ХОРЕЙ Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. А.С. Пушкин

Слайд 5
Мой дядя самых честных правил… ЯМБ Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. А.С. Пушкин

Слайд 6
Вырыта заступом яма глубокая… ДАКТИЛЬ Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. И.С. Никитин

Слайд 7
На севере диком стоит одиноко… АМФИБРАХИЙ Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. М.Ю. Лермонтов

Слайд 8
Прозвучало над ясной рекою… АНАПЕСТ Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. А.А. Фет

Слайд 9
Богат и славен Кочубей… ПИРРИХИЙ Двусложная безударная стопа (пропуск очередного метрического ударения) в ямбе и хорее. А.С. Пушкин пиррихий

Слайд 10
Швед, русский – колет, рубит, режет… СПОНДЕЙ Двусложная стопа из двух ударных слогов (в ямбе и хорее). А.С. Пушкин спондей

Слайд 11
Как определить стихотворный размер? 1. Прочитайте строфу, расставьте ударения. 2. Подчеркните безударные гласные. 3. Запишите получившуюся схему. 4. Проследите повторяющийся рисунок, разделите на стопы. 5. Определите размер.

Слайд 12
Определите стихотворный размер

Слайд 13
Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом… А.С. Пушкин Четырехстопный хорей

Слайд 14
Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А.А. Фет Трехстопный амфибрахий

Слайд 15
Четырехстопный дактиль Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Н.А. Некрасов

Слайд 16
Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка… Трехстопный анапест И. Макаров

Слайд 17
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орёл молодой… Четырехстопный амфибрахий А.С. Пушкин

Слайд 18
Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он. Четырехстопный ямб И. Козлов

Слайд 19
Утро туманное. Утро седое. Нивы печальные, снегом покрытые. Четырехстопный дактиль И. Тургенев

Слайд 20
Рифма, системы рифмовки

Слайд 21
РИФМА Созвучие окончаний стихотворных строк. Царь с царицею прост ился. В путь-дорогу снаряд ился. И царица у ок на Села ждать его од на. Ждет-пождет с утра до н очи. Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядю чи С белой зори до но чи ; Не видать милого дру га. Только видит: вьется вью га. Снег валится на по ля. Вся белешенька зем ля. А.С. Пушкин

Слайд 22
Системы рифмовки парная кольцевая перекрестная 1 – 2 3 – 4 1 – 3 2 – 4 1 – 4 2 – 3

Слайд 23
Системы рифмовки У лукоморья дуб зел ёный ; Златая цепь на дубе т ом. И днём и ночью кот уч ёный Всё ходит по цепи круг ом … … В темнице там царевна т ужит. А бурый волк ей верно сл ужит ; Там ступа с Бабою Яг ой Идет, бредет сама соб ой … …И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил. перекрестная парная кольцевая А.С. Пушкин

Слайд 24
Определите способ рифмовки Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. Е.А. Баратынский кольцевая

Слайд 25
Определите способ рифмовки Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф.И. Тютчев перекрестная

Слайд 26
Определите способ рифмовки Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять. В.А. Жуковский парная

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как определять стихотворные размеры"

Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры и запомнить их.

«Поэзия и информатика» Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики

Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой.

план-конспект урока "О стихотворных размерах"

В 6 классе продолжаем работу над формированием понятия "стихотворный размер": на смену ямбу и хорею" приходят" дактиль, анапест, амфибрахий. В этой непростой для шестиклассников ситуации на помощь пр.

Наглядные пособия по разным разделам русского языка, а также схемы стихотворных размеров

Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без си.

Силлабо- тоническое стихосложение. Стихотворные размеры- теория и подсказки в форме таблицы.

Доклад содержит методические рекомендации по теме /`Стихотворные размеры/` для учителей-словесников, находящихся в творческом поиске. Первая часть представлена теоретическим минимумом (словарная работ.

В данной презентации кратко и с примерами представлены определения стихотворных размеров. Эта тема одна из самых сложных в курсе литературы. Определить размер стихотворения подчас бывает нелегко, но с.

Анапест, дактиль, амфибрахий – это

Анапест, дактиль, амфибрахий – это. Поговорим о стихотворных размерах

Прежде чем описывать конкретные определения (мол, амфибрахий – это. и т. д.), следует понять, что же такое стихосложение. Обычно под ним понимают принципы организации поэтической речи в одно ритмическое целое. Литературоведы разделяют метрическую и акцентную системы, причем первая, представленная античными произведениями, русскими народными стихами, является более древней. Акцентное стихосложение подразделяется, в свою очередь, на тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы.

Обращение поэта к одной из них продиктовано особенностями его языка. Для силлабического стихосложения важным оказывается количество слогов, для тонического – ударений. Именно поэтому силлабическое стихосложение распространено в национальных литературах, которые пользуются языком с фиксированным ударением. К ним относятся польский, французский. Русской и украинской литературе также известны примеры силлабического стихосложения, однако оно, в силу вполне понятных причин, здесь не прижилось. Для силлабо-тонического стихосложения (а именно оно наиболее присуще русской поэзии) важным оказывается количество ударных и безударных слогов; схема их чередования получила название стихотворный размер. Он бывает двухсложным и трехсложным. К первой группе относятся ямб и хорей, ко второй – дактиль, амфибрахий, анапест.

Как свидетельствовал М. Гаспаров, на долю этого стихотворного размера приходится примерно половина всех поэтических текстов второй половины XIX века. В ямбе стопа (сочетание ударного и безударного компонентов) состоит из двух слогов. Первый безударный, второй находится под ударением (например: «Опять стою я над Невой. »). В русском классицизме особо распространенным был 6-стопный ямб. Его употребляли преимущественно в так называемых высоких жанрах – одах или посланиях. Впоследствии 6-стопный, а также вольный ямб амфибрахий и другие трехсложные размеры полностью вытеснят.

В данном случае под ударением оказывается первый слог двухсложной стопы (пример – знакомые строчки из детской поэзии «Мой веселый звонкий мяч»). Особенно часто в поэзии прошлого и позапрошлого столетий встречается 5-стопный хорей.

Переходим к трехсложным размерам. К ним относятся, как уже говорилось, дактиль, амфибрахий, анапест. Первый размер из этого списка начинается ударным слогом, а два остальных остаются невыделенными. Пример дактиля – строчка из поэзии Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники. »

Амфибрахий – это.

Ударный слог может находиться не в начале, а в середине трехсложной стопы. Подобная ритмическая организация строки ясно говорит, что перед нами амфибрахий. Это им написано знаменитое «Коня на скаку остановит. », являющееся едва ли не официальным гимном всех русских женщин.

Наконец, ударение может падать на последний, третий слог, тогда мы имеем дело с анапестом. Он отчетливо проявляется, например, в строках: «Прозвучало над ясной рекою. » Анапест, амфибрахий и дактиль получили особое распространение в поэтических текстах позапрошлого века. Как указывает М. Гаспаров, изначально они были 4-стопными, однако затем их заменил вариант с тремя стопами.

Если вам необходимо в соответствии с заданием указать стихотворный размер, не беритесь наобум определять, амфибрахий это или, быть может, хорей. Или вообще русский народный стих. Для начала советуем текст прочитать вслух, не особо обращая внимание на смысл написанного, а просто чеканя каждую фразу. Как будто выбиваете дробь. После этого запишите строку, обозначьте ударные участки, нарисуйте схему системы стихосложения – и задание выполнено.

Однако не все так просто. В стихотворении могут присутствовать стопы, полностью состоящие из ударных (спондей) или безударных (пиррихий) слогов. Изначально названные термины применялись к античной поэзии. Применительно же к силлабо-тонической системе они просто обозначают пропуск (или наличие) ударения там, где его быть не должно. Кроме того, текст может быть написан дольником. Это значит, что в нем присутствует ритмическая организация, однако интервалы между различными слогами непостоянны. Яркий тому пример – строчки Блока: «Девушка пела в церковном хоре. »

В поэзии ХХ века также использовалась форма акцентного стиха (уже упомянутым Блоком, Маяковским). Он отличается равным количеством ударных слогов и насчитывает разное количество безударных компонентов. То есть по сути акцентный стих является воплощением тонической системы стихосложения в современной литературе. Встречаются и более экзотические случаи – сочетание одного ударного и трех безударных слогов (так зазываемый пеон). Им написаны знаменитые строчки: «Не думай о секундах свысока. » Также необходимо помнить о поэтических экспериментах футуристов, которые шли вразрез с любыми теоретическими представлениями.

Наконец, стихотворение может быть вообще белым. Это значит, что у него нет рифмы, однако ритмическая организация все же присутствует. Так что белый анапест или белый ямб в природе существуют.