Руководства, Инструкции, Бланки

управление и руководство тождество и различие img-1

управление и руководство тождество и различие

Категория: Руководства

Описание

Управление и руководство тождество и различие

8.2. Руководство и управление в современном обществе

Под руководством в современном обществе обычно понимается выработка научно обоснованных направлений и методов развития как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах. Под научным управлением понимают непосредственную организацию реализации руководящих решений.
Цивилизованное общество ставит личность в центр общественного развития. Человек здесь всё более становится свободным, всё более реализует свою сущность как субъект общественной жизни, а не его объект. Следовательно, совпадение объекта и субъекта управления - важнейшая сущностная особенность управления и руководства в цивилизованном обществе.
В современных условиях основная масса населения является субъектом управленческих отношений в основном опосредовано, т.е. через своих избранных представителей. Есть, конечно, и формы непосредственного участия (различного рода собрания, митинги, демонстрации, письма в газеты, участие в контроле и т.п.), но не они определяют суть управления.
Такое состояние означает, что управление и власть в обществе не совпадают полностью с объектом управления (трудящейся массой). Отсюда необходимость иметь группу людей, профессионально занимающихся политикой, управлением. Наличие такого аппарата постоянно таит в себе опасность отрыва, отчуждения политической власти и управления от населения.
При определённых условиях такая опасность реализует себя в действительности (Гитлер, Сталин, Мао и т.д.). Зависит это от многих факторов. Главные из них - низкий уровень руководящих кадров и неразвитость политической активности масс. Влияют, конечно, и внешние условия, но не они главные.
Нашей стране, чтобы перейти к современной системе управления, надо установить стимулирующую развитие общества политическую систему (подробно рассмотрим далее); повысить политическую активность и осознанность действий широких народных масс; повысить уровень подготовки руководящих кадров; сформулировать и придерживаться принципов эффективного управления.
Эта проблема стоит перед всеми, но особенно актуальна - для неразвитых в экономическом отношении стран. Так происходит потому, что население здесь, как правило, малограмотно и не прошло школу политической борьбы, которая была в развитых капиталистических странах.
Как же можно повысить политическую активность широких масс? Здесь есть несколько направлений:
- через обучение широких масс социологической теории;
- через расширение участия масс в реальном управлении.
Вот почему сегодня такое большое значение придаётся расширению гуманитарного образования на всех уровнях: в школе, в вузе, в трудовых коллективах и по месту жительства. А также расширению практики участия масс в непосредственном управлении.
У нас в стране все привыкли к бюрократическому управлению, а нужны руководители, способные управлять иными, более эффективными, более современными методами.
В мире давно сформулированы требования к таким руководящим кадрам. Нам не надо ничего изобретать, надо уяснить эти требования себе и готовить в соответствии с ними новые кадры.
В крупном плане эти требования следующие:
1. Преданность идеям демократического управления. Управленцы должны понимать, что необходимо опираться в работе не только на свой личный опыт и здравый смысл, но и на мнения других людей.
Как побудить руководителей действовать таким образом? Через систему выборов и назначений одновременно. Надо, чтобы управленец мог эффективно работать и с вышестоящим руководством, и с подчинёнными.
2. Компетентность. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Отсюда широкое распространение различных школ в сфере бизнеса и менеджмента.
Время руководителей-практиков прошло. Управление стало настолько сложным, что без специальной подготовки, учитывающей опыт предшествующих поколений и новейшие теоретические разработки, эффективно управлять стало невозможным.
3. Наличие организаторских способностей. Зависит во многом от личных качеств человека, от его опыта организаторской работы в различных сферах общественной или политической жизни.
Именно поэтому на ответственные руководящие посты обычно выбираются (назначаются) люди, прошедшие школу организаторской работы в пределах какой-нибудь, для начала пусть небольшой, общественной организации, малого или среднего предприятия и т. д.
4. Простота и доступность. Если первые три требования видны со стороны вышестоящего руководства, то данное требование - только снизу, со стороны подчинённых, от которых практически невозможно скрыть какие-то недостатки в работе, в личном образе жизни.
Каждое из этих требований - тема отдельного большого разговора. Здесь же подчеркнем, что они должны быть у современного руководителя любого уровня в комплексе. Наличие всех этих требований позволяет осуществлять эффективное управление, основываясь не только на здравом смысле, но и на принципах научного управления.
Под принципами обычно понимаются основные нормы, правила, на которые опираются органы, организации и люди, осуществляющие деятельность по управлению. Рассмотрим не все, а наиболее общие принципы, прямо влияющие на эффективность управленческого труда. Какие же это принципы?
1. Принцип общечеловеческой целесообразности. В основе своей деятельности субъект управления должен исходить прежде всего из общечеловеческих интересов, а уж затем из указаний вышестоящего руководства, интересов отдельных классов, партий и т.д.
В реальной жизни выполнение данного принципа возможно лишь при определенном гуманистическом воспитании управленцев, когда человеческая жизнь, ее уровень и качество ставятся во главу угла и объявляются высшей ценностью в обществе.
2. Принцип демократического единства. Управленческие решения должны приниматься на базе выработки общего интереса, лучше всего на базе консенсуса или как можно большего числа голосов. В другом случае, если даже решения и будут приняты, они вряд ли будут претворены в жизнь, поскольку всегда найдутся силы, их тормозящие.
В истории достаточно примеров действенности этого принципа, еще больше примеров, доказывающих его действенность от обратного.
3. Принцип объективности. Этот принцип говорит о том, что в управленческой деятельности необходимо руководствоваться не столько интуицией и здравым смыслом, сколько опираться на объективную информацию и знание объективных законов.
Трудность практического применения данного принципа заключается в том, что законы современного общества проявляются не сами по себе, а через сознательную деятельность людей. В связи с этим у руководителей часто возникает мнение, что можно сделать все, что им захочется. Жизнь жестоко наказывает таких руководителей и руководимые ими коллективы.
4. Принцип комплексности. Для нас это новый принцип. Суть его в том, что при принятии управленческого решения необходимо учитывать все факторы, действующие в обществе, и все возможные последствия принятого решения. Только через учёт всех связей и взаимосвязей решаемой проблемы должно строиться управленческое решение в цивилизованном обществе.
Часто сделать это достаточно трудно. Поэтому надо учиться привлекать экспертов из различных сфер и понимать их доказательства и точки зрения.

Практикум по теме 8

1. Что на сегодняшний день является более актуальным для России?
А - переход к частной форме собственности;
Б - выплаты дивидендов по акциям;
В - повышение управляемости обществом;
Г - понижение дефицита бюджета.
2. Чем отличается руководство от управления?
А - понятие руководства шире понятия управления;
Б - руководство - стратегия, управление - тактика;
В - понимание управления шире понимания руководства.
3. В чем проявляет себя сущность руководства и управления в цивилизованном обществе?
А - в совпадении субъекта и объекта управления;
Б - в увеличении роли руководства по сравнению с управлением;
В - в увеличении роли управления по сравнению с руководством.
4. Какую опасность таит в себе группа людей, профессионально занимающихся политикой, управлением?
А - отчуждение власти от населения;
Б - анархия в организации общественной жизни;
В - нельзя так задавать вопрос.
5. Что необходимо сделать в стране, чтобы перейти к современной системе управления?
А - послать учиться за границу молодые кадры;
Б - повысить политическую активность широких масс;
В - придерживаться принципов эффективного управления;
Г - необходимы все вышеприведенные факторы.
6. Как повысить активность широких народных масс?
А - через развитие политической системы;
Б - через обязательное введение ответственности за порученное дело;
В - необходимо одновременное действие вышеназванных факторов.
7. Какие требования предъявляются сегодня к управленческим кадрам?
А - преданность идеям демократического управления;
Б - компетентность;
В - наличие организаторских способностей;
Г - простота и доступность;
Д - все перечисленные выше факторы.
8. В чем заключается смысл принципа общечеловеческой целесообразности в научном управлении?
А - в видении приоритетов общечеловеческих интересов;
Б - в видении приоритетов трудового коллектива;
В - в признании приоритета выбранного народом руководства.
9. В чем заключается смысл принципа демократического единства в научном управлении?
А - подчинение большинства меньшинству;
Б - подчинение меньшинства большинству;
В - принятие решения на основе споров и дискуссий;
Г - принятие решения на основе согласия и единства.
10. В чем заключается смысл принципа объективности в научном управлении?
А - надо руководствоваться в управленческой деятельности объективными данными;
Б - надо руководствоваться в управленческой деятельности здравым смыслом и интуицией;
В - надо руководствоваться интересами большинства.
11. В чем заключается смысл принципа комплексности в научном управлении?
А - надо учитывать все факторы, действующие в обществе;
Б - надо учитывать все последствия принятых решений;
В - надо учитывать и то, и другое.

Видео

Другие статьи

Различия между руководителем и менеджером: Об этом различии написано очень много

Различия между руководителем и менеджером

Об этом различии написано очень много. Основное отличие руководителя от менеджера, вероятнее всего, связано с источником власти и влияния. Для менеджера источником его власти и полномочии служит занимаемое им положение в формальной иерархической структуре организации, в то время как руководитель, помимо власти, данной ему занимаемым им служебным положением, использует свою личную власть, или авторитет, направляя их на достижение организационных целей. В этом смысле можно утверждать, что 'ффективныи лидер работает с людьми и не ожидает, что люди сами по себе будут работать дія достижения этих целей (Analoui, 2002). Различия между руководителем и менеджером по их роли в достижении организационных целей в обобщенном виде приводятся на рис. 7.8.

Личная власть влияние (личный авторитет)

Организационная власть (авторитет должности)

w Организационные Менеджер 1 * цели

Рис. 7.8 Механизмы достижения организационных целей, используемые руководителем и менеджером

Что касается личных качеств, то по сравнению с менеджером руководитель обладает большей креативностью, гибкостью, инновационным чутьем, для него более характерно провидение, умение мысленно с конструировать будущее. В отличие от него дая менеджера более характерны такие личные качества, как последовательность, умение решать проблемы, аналитический склад ума и ра- ционализм. Руководитель начинает организационные перемены, роль менеджера — стабилизировать, упорядочивать текущую ситуацию (Daft, 2000). Руководитель делает своих сотрудников более свободными, вовлекая их в процесс принятия организационных решений, он предпочитает использовать командную или восходящую модели принятия решений, тогда как менеджер использует преимущественно нисходящую и формальную.

Несмотря на существенные различия между руководителем и менеджером, следует иметь в виду, что некоторые демонстрируют сочетание качеств, свойственных как руководителю, так и менеджеру. Неудивительно, что в рамках реализации стратегии компании руководство и его стиль играют не последнюю роль. Можно утверждать, что чем больше руководитель будет вовлекать своих сотрудников в процесс разработки стратегии, тем большей преданности делу и ответственности можно от них ожидать на стадии практической реализации выработанной стратегии. А причина проста: чем больше сотрудники организации вовлечены в процесс формирования стратегии, тем большие усилия они приложат в ходе ее реализации (Analoui, 2002).

Резюме 7.8 Руководство и реализация стратегии •

Руководство — способность оказывать влияние на людей, направленное на достижение целей. •

С точки зрения личных качеств руководителю присущи креативность, гибкость, инновационное чутье и способность к провидению. Он использует личный авторитет для достижения организационных целей и задач. •

Руководитель или управляющий МСП играет несколько ролей в процессе реализации стратегии: он и начальник, и создатель стратегии, и координатор, и наставник, и постановщик задач. •

Существует шесть препятствий на пути реализации стратегии: нисходящий стиль руководства (направленный сверху вниз), противоречие в приоритетах, неэффективная управленческая команда, слабые вертикальные коммуникации, плохая координация и недостаточная последовательность и уровень квалификации руководства.

Управление и руководство тождество и различие

Понятия " управление " и " менеджмент " в современном мире близки по смыслу, но не однозначны. Понятие "управление" является более общим и относится ко всем типам систем (техническим, биологическим, социально-экономическим и проч.). Современное понятие "менеджмент" распространяется лишь на социально-экономические системы. Отличительной особенностью таких систем является человек, деятельностью которого необходимо управлять. В качестве социально-экономические систем могут рассматриваться организации (предприятия) различного профиля, которые управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управ­ления организациями составляют предмет науки общего мене­джмента.

Необходимо отметить, что термин “управление” также широко используется применительно к социально-экономическим системам [11].

Понятие “менеджмент” в настоящее время является субъективным. Если провести поиск значения этого понятия в сети Интернет, то можно найти следующие определения:

  • Менеджмент - вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.
  • Менеджмент - иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.
  • Менеджмент - категория людей, занятых управлением.
  • Менеджмент – это вид деятельности по планированию, организации, мотивированию и контролю деятельности людей в рамках организаций.
  • Менеджмент – это область человеческого знания, обобщающая опыт работы успешных управленцев-практиков.
  • Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
  • Менеджмент - функциональный аспект экономики.
  • Менеджмент - наука, практика, техника управления и контроля.
  • Менеджмент – наука, практика и искусство управления.
  • Менеджмент – деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени.

· Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

· Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

· Менеджмент - совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эф­фективности (увеличения прибыли и др.).

Существуют и другие определения. Причем они отражают различные стороны деятельности менеджеров при реализации своих функций.

Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать вывод, что менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область знания, аккумулирующую достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики.

В международных стандартах качества ИСО 9000 версии 2000 года аккумулирован опыт ведущих мировых компаний по созданию эффективных систем менеджмента (управления) в организациях различного профиля и приводится следующее определение: “Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией” [12].

Под управлением обычно понимают целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения целей его функционирования. В задачу субъекта управления входит формирование управляющих, корректирующих или предупреждающих воздействий, которые поступают на объект управления. Управляющие воздействия должны обеспечить переход объекта управления в новое состояние. Корректирующие воздействия вырабатываются в том случае, если известна причина, вызвавшая недопустимые отклонения в работе объекта управления. Предупреждающие воздействия формируются в том случае, если прогнозируется ситуация, которая может привести к ненормальному функционированию объекта управления.

В качестве субъекта управления могут рассматриваться менеджеры различного уровня, высшее руководство и т.д. В качестве высшего руководства могут быть “лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне” [12].

В свою очередь, организации являются сложными социально-экономическими объектами управления. Принято под объектом управления понимать такой объект окружающего нас мира, в котором необходимо управлять некоторым процессом. В международном стандарте ИСО 9000 процесс определен как “совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы” [12]. Информационные технологии и бизнес становятся самым теснейшим образом взаимосвязаны. Причем, в последние время многие авторы используют термин “бизнес-процесс” как синоним понятию “процесс”. По всей видимости, использование термина “бизнес-процесс” в большей степени подчеркивает рыночный характер экономики.

Как показывает анализ экономической ситуации, для большинства предприятий требуется серьезный пересмотр принципов и механизмов управления. Сегодня система управления практически всех предприятий имеет ярко выраженную функциональную направлен­ность, соответствующую структуре предприятия. Имеется Руководитель, которому подчи­нены заместители, под каждым из них находятся подразделения, выполняю­щие определенные функции.

В основе подобной организации управле­ния лежит известный принцип разделения и специали­зации труда Адама Смита, описанный в его работе «Достояние народа», опубликован­ной еще в конце XVIII века. Однако в условиях рыночной экономики этот принцип управления ока­зывается малоэффективным в силу ряда причин. В литературе по бизнес-процессам можно найти подробное объяснение этих причин. Здесь мы остановимся только на одной из главных причин, связанной с низкой заинтересованностью работника в конечном результате своего труда, и, как следствие с низкой эффективностью управления персоналом. Работники предприятия при таком подходе не ориенти­рованы на целевые задачи предприя­тия, они ориентированы только на задачи конкретного подразделения, которые, в силу ряда обстоятельств, могут вступать в противоречия с задачами других подразделений. Главным потребителем результатов труда ра­ботника является его вышестоящий на­чальник, а не клиент, со всеми вытекающими отсюда последствиями при рыночной экономике.

Альтернативой функциональному принципу организации управления на предприятии является процессно-ориентированный принцип организации управления. Каждое предпри­ятие может разработать свой собствен­ный набор основных бизнес-процессов, поэтому появилась возможность представления организации в виде набора бизнес-процессов, а управления ее деятельностью - как управление совокупностью бизнес-процессов. Ведущие компании в западных странах нача­ли решать для себя эти задачи и на практи­ке доказали важность, эффективность, экономичность и прогрессивность перехода на процессно-ориентированный принцип организации управления, при котором каждый работник заинтересован в конечном результате деятельности предприятия.

Необходимо отметить, что определение набора бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование - колос­сальный резерв для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы. Среди основных преимуществ такого подхода можно отметить простоту проведе­ния оптимизации как самих процессов, с точ­ки зрения их организации и синхронизации, так и ресурсов, по­требляемых процессами, особенно это каса­ется человеческих ресурсов за счет более эффективного их использования.

Исходя из вышеизложенного видно, что объектом общего менеджмента (управления) в организации является, в конечном итоге, персонал. При эффективном управлении персоналом предприятие будет конкурентоспособным и высоко прибыльным.

Специальный менеджмент рассматривает управление объек­тами с учетом их специфики, например, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др. Объектами специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процес­сов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые ин­вестиционным менеджментом).

И, наконец, необходимо отметить, что для социально – экономических систем характерно, что для одного объекта управления могут быть несколько субъектов управления и для одного субъекта управления могут существовать несколько объектов управления, которыми он управляет.

Управление и руководство тождество и различие

14.1. Руководство и управление

Одна из важнейших проблем современного бизнеса - вопрос руководства. Концепция лидерства включает и рассматривает вопросы организации изменений. Во всех исследованиях, касающихся этой темы, выделяют три аспекта: люди, влияние и цель. Руководитель всегда так или иначе имеет дело с людьми, с сотрудниками компании и членами других организаций, стремится осуществить на них влияние, для того чтобы побудить их к определенным поступкам. И все это направлено на достижение организационной цели. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, они совершаются ради определенной цели.

Итак, руководство - это процесс воздействия на подчиненных, который является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководство (в бизнесе) - это способность заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, которые стоят перед организацией.

Прежде всего руководство следует рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, которые направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Управлять можно научиться, в потенциале это дано каждому. Вторым элементом руководства является непосредственное влияние на учеников, подчиненных, друзей и т.д.

Третий элемент руководства - обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия.

Результаты руководства с самого начала заложены в системе его осуществления. Результат руководства - производная от качества его выполнения.

Лидерство (руководство) - это способность индивида для достижения некоторых целей влиять на других людей. Предполагается, что руководители вместе с другими членами коллектива направляют свои усилия на решение некоторых задавань.

Лидерство - двусторонний процесс, протекающий между людьми. Руководство - это «работа с людьми» в отличие от административной бумажной работы или действия для решением проблем. Руководство динамичное и содержит в себе использование личных полномочий и прав.

Рис. 14.1. Основные качества лидера и менеджера

В последние годы появилось много публикаций о различиях между управлением и руководством. И менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Так как право управлять следует из организационной структуры, оно способствует стабильности, порядка и решению проблем внутри организации. С другой стороны, право лидерства вытекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цели и ценности и способствует развитию видение перспектив, креативности и изменений в организации. На рисунке 14.1 перечислены различные качества, которые присущи руководителям и менеджерам, хотя необходимо помнить, еще некоторые индивиды обладают и теми, и другими.

Одно из главных отличий между руководителем и менеджером относится к источников их власти, а соответственно уровня подчинения сотрудников. Власть - это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть - это основной имеющийся в распоряжении руководителя ресурс, который позволяет изменять поведение сотрудников. Как правило, в учреждениях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенция) и референтное право. Иногда источником власти является должность, которую занимает менеджер в организации, в других случаях - личные качества лидера.

Центральной фигурой в системе менеджмента любой организации есть менеджер - руководитель, который руководит собственно организацией (предприятием), неким конкретным видом деятельности, функцией, подразделением, службой, группой людей.

Несмотря на то, что руководство - существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда является одновременно и эффективными менеджерами. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других, иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.

Есть разница между управлением и лидерством. Управление определяют как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, - является процессом, с помощью которого одна и та же личность влияет на членов группы.

Управляющий становится во главе организации в результате наміреної действия формальной организации - делегирование полномочий. Лидерами становятся не по инициативе организации, хотя возможности вести за собой людей также можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером без всякой привязки к его формальной должности в иерархии.

Руководитель организации - человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Американские исследователи Роберт Блейк и Джейн Моутон подчеркивают, что сильное и эффективное руководство способствует созданию атмосферы участия и поддержки коллективной целей деятельности организации, в которой ее члены получают стимул в устранении преград и достижении максимальных результатов. Следовательно, основой эффективного руководства является умело построены взаимоотношения с подчиненными.

Для обеспечения эффективного руководства нужно учитывать следующие шесть элементов:

  • инициативность;
  • информированность;
  • защита своего мнения;
  • принятия решений;
  • решение конфликтных ситуаций;
  • критический анализ.

Ни один из рассмотренных элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.

Известный украинский экономист Валерий Терещенко подчеркивал, что задача руководителя - дирижировать, подобрать хороший персонал, разработать организационную структуру предприятия, выбрать общее направление его деятельности, координировать всю работу, бороться с непродуктивными затратами времени.

Следует выделить еще одна из важнейших задач - учиться интенсивно работать, улучшать качество работы.

В основе руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство - это способность влиять на отдельные лица и группы работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации.

Влияние - это любое поведение одного індивідума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого індивідума.

Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другую, могут быть разными: от просьбы к угрозам.

Чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.

Власть - это возможность влиять на поведение других людей.

Необходимость власти в управлении.

Как дополнение к формальных полномочий руководителю необходима власть, поскольку он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне его.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

Руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчиненные, потому что никто не будет полностью подчиняться приказам только потому, что он или она руководитель.

В различных предприятиях организации руководитель зависит от своего непосредственного руководства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы являются частью окружающего руководителя среды. Это зависит от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, что является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только ощущение. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими много-численными "неуправляемыми" силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность в качестве индивидуального трудового вклада, так и деятельность всей организации. Власть и влияние - инструмент лидерства, являются фактически единственными средствами, которые есть в распоряжении руководителя для решения подобных ситуаций. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Многим людям кажется, что, имея власть, можно навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако, следует признать, что влияние и власть одинаково зависят от личности, на которую влияют, а также от ситуации и способности руководителя.

Не существует реальной абсолютной власти, поскольку никто не может воздействовать на всех людей и во всех ситуациях.

Конечно, руководитель имеет власть над подчиненными том, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задачи, продвижения по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных нужд и т.п.

Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, поскольку он зависит от них в таких вопросах, как получение информации, необходимой для принятия решения, неформальные контакты с людьми других предприятий, влияние на своих коллег и способность подчиненных выполнять задание.

Научные исследования подтвердили, что подчиненные также обладают властью. Руководитель должен осознать, что когда подчиненные тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в определенном объеме может вызывать у подчиненных такую реакцию, при которой они хотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к ненужной траты усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточного для обеспечения достижения целей, но не вызывая у подчиненных чувство обездоленості.

Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель из финансовых или производственных вопросов зависит от услуг отдела обработки данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть.

Эффективный руководитель имеет большую потребность во власти, и он никогда не будет проявлять свою власть в принудительном порядке.

По психологическим критериям определяется потенциальная способность к лидерству и руководству. Однако в практике деловых отношений психические качества руководителя дополняются приобретенным опытом, определенными управленческими навыками, умениями, методами и приемами, которые реализуются на практике.

Феномен успешного руководства зависит от своеобразия сочетание и "взаимодействия" двух главных факторов - врожденных задатков и приобретенного опыта личности.

Врожденные задатки - это первооснова психических качеств, которые, в свою очередь, бывают двойственного характера:

  • психические качества, которые не или слабо поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенность ощущения и т.п.);
  • психические качества, которые подвергаются усовершенствованию (уровень и структура интеллекта, адаптабельность, удовлетворительная память, внимание и др.).

Совершенствуются психические качества под влиянием опыта, что его приобретает человек в процессе жизни и деятельности.

Важными составляющими приобретенного опыта является "управленческие умения" и "социальную ориентированность на конъюнктуру".

В основных управленческих умений обычно относят умение принять правильное и своевременное решение, поставить задачу, распределить функции, проконтролировать выполнение и т.д.

Ориентированность на социальную конъюнктуру - это умение сравнивать интересы и задачи своей организации с состоянием дел в обществе. Это умение ориентироваться на политические решения, законодательные акты, рынок, общественную мораль, традиции и моду.

Все вышеперечисленное имеет место за любого процесса руководства. Но вариантность, акценты, соотношение в процессе управления будут разными у каждого руководителя, который и составляет стиль руководства.