Руководства, Инструкции, Бланки

методическое руководство практические рекомендации тренерам img-1

методическое руководство практические рекомендации тренерам

Категория: Руководства

Описание

Методическое руководство практические рекомендации тренерам

Хоккейная литература для тренеров

1) Методическое пособие для тренеров шведской федерации хоккея.

Методическое пособие предназначено для тренеров по хоккею. Разработано Федерацией хоккея Швеции.

В пособии приведены не только теоретические положения и практические рекомендации по развитию игрока, формированию команды, организации и управлению тренировочно-соревновательным процессом, но и излагается философия современного тренера - лидера, наставника, коуча.

Рекомендуется к обязательному изучению всем специалистам хоккея.
Книга также будет полезна и всем любителям хоккея для лучшего понимания игры.

Коучинг.
Лидерство.
Самоконтроль хоккеиста.
Индивидуальная техника.
Силовая борьба.
Понимание игры.
Игра у ворот.
Нападение и нападающий.
Искусство забивать гол.
Нападение.
Тренировка вратарей.
Атакующая вратарская игра.
Питание хоккеистов.

Пособие содержит иллюстрации, схемы, таблицы, фотографии.

2) Скотти Боумэн, "Искусство руководить командой во время матча".

В книге один из выдающихся хоккейных тренеров делится опытом по руководству командой, подготовке к матчу и управлению игрой. Значительное внимание уделяется технологиям, используемым в хоккее, раскрываются секреты тренерской работы, даются практические рекомендации для тренеров и специалистов, а также для всех любителей хоккея.

Предисловие
Подготовка
Анализ матча и оценка игроков
Составление плана на матч
Выбор Вратаря
Составление звеньев нападающих и пар защитников
Составление альтернативного плана на матч, плана Б
Тренировка
Перед матчем
Роли игроков
Личная подготовка тренера к матчу
Действия во время матча
Руководство тренерским штабом
Общая организация
Руководство игроками и формирование звеньев, пар защитников и пятерок
Выбор нужного игрока для игры в численном большинстве и меньшинстве
Выдерживать правильную продолжительность смен
Искусство организации смен в игре
Меры, которые можно предпринять
Опережать соперника на шаг
Как получить преимущество
Случаи избегания наложения
Случаи, требующие повышенной бдительности
Преимущества реальные и мнимые
Преимущества при реализации запланированных наложений
Обмен информацией
Замечания, статистика и наблюдения
Пять «золотых принципов»
Об авторе

3) С.Е. Павлов "Секреты подготовки хоккеистов"

Настоящая книга адресована, прежде всего, - специалистам, занимающимся подготовкой хоккеистов. Возможность адекватного восприятия ее содержания обусловлено знаниями читателя основ спортивной педагогики и физиологии. Вместе с тем относительная доступность формы изложения делает отдельные главы книги интересными и для родителей юных хоккеистов. Рассмотренные автором проблемы дают возможность, прежде всего, - тренерам открыть для себя ряд «секретов» воспитания спортсменов вообще и хоккеистов - в частности.

4) А.В. Тарасов "Поточный метод тренировки в хоккее"

"Повышение спортивного мастерства требует не только качественных сдвигов в учебно-тренировочной и воспитательной работе, но и существенных изменений форм организации и методов проведения тренировочных занятий. В данной брошюре мы касаемся лишь одного раздела - тренировочной работы команды на льду. " (А. В. Тарасов).

Введение
Существо поточного метода
Организация занятий
Советы по проведению тренировки
Примерные уроки
Тренировочные упражнения

5)Михно Л.В. Михайлов К.К. Шилов В.В. "Содержание и структура спортивной подготовки хоккеистов".

Данное пособие имеет цель - способствовать освоению системы теоретико-методических знаний в области управления спортивной подготовкой с хоккеистами различной квалификации на разных этапах их подготовки.

Введение
Глава 1. Особенности двигательной и соревновательной деятельности в хоккее
Глава 2. Основы теории адаптации и закономерности ее формирования и хоккеистов
Глава 3. Теоретико-методологические основы спортивной подготовки
Глава 4. Этапность спортивной подготовки в хоккее
Глава 5. Периодизация спортивной подготовки в годичном цикле тренировки хоккеистов
Глава 6. Виды спортивной подготовки в хоккее

6) Личность и авторитет тренера.

Файл Методическое пособие для тренеров шведской феде. Файл PDF, 19 МБ

Другие статьи

МУДО «Вейделевская ДЮСШ» - Методическая работа

МУДО «Вейделевская ДЮСШ» Методическая работа Методическая работа ДЮСШ

Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам
Подготовил: тренер-преподаватель - Поляков Н.А.

«Копилка методических советов»
Тренра-преподавателя по волеболу Донцова Ю.Я.

Мониторинг физической подготовленности учащихся в рамках спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания»
Выступление тренера-преподавателя МОУ ДОД «Вейделевская ДЮСШ» Посохова В.М. на районном методическом объединении учителей физической культуры и тренеров-преподавателей

Использование подвижных игр для освоения технических приемов в волейболе
Тренер-преподаватель ДЮСШ -Донцов Ю.Я.

Психолого-педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта
Донцов Ю.Я.-тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ. Выступление на заседании круглого стола с работниками учреждений
дополнительного образования Вейделевского района «Новые подходы к организации досугово-творческой деятельности во второй половине дня»

Двигательный режим и здоровье учащихся. Лысенко О.И.-тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ
Из выступления на методическом объединении тренеров-преподавателей и учителей физкультуры

Методическая разработка «Укрепляйте здоровье детей» Консультация для родителей
Подготовила и провела тренер – преподаватель Прудникова Ж.В.

Методическая разработка Зимние веселые старты
Подготовила и провела Тренер – преподаватель Прудникова Ж.В.

Методическая разработка "Неспецифические средства подготовки футболистов"
Подготовил:Косов И.В. -тренер –преподаватель МОУ ДОД «Вейделевская ДЮСШ»

Картотека подвижных игр, применяемых в тренировке юных футболистов
Подготовил:Косов И.В. -тренер –преподаватель МОУ ДОД «Вейделевская ДЮСШ»

Методическая разработка:Обучение техническим приемам футболистов в группах начальной подготовки
Подготовил: Косов И. В.-тренер-преподаватель по футболу МОУ ДОД «Вейделевская ДЮСШ»

Методическая разработка: Обучение техническим приемам футболистов в группах начальной подготовки
Подготовил: КОСОВ И. В.-тренер-преподаватель по футболу МОУ ДОД «Вейделевская ДЮСШ»

Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей
Подготовила:тренер-преподаватель Ярая Е.Н.

Методическая разработка
Тема:«Связка»(для групп начальной подготовки 2 года обучения)
Разработал:Тренер – преподаватель Пухличенко А.Г.

Методическая разработка
Тема:«Открытое нападение»(для групп начальной подготовки 2 года обучения)
Разработал:Тренер – преподаватель Пухличенко А.Г.

Тема опыта:«Развитие у детей гибкости, пластичности и выносливости через использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях в детском саду».
Подготовила:тренер-преподаватель Ярая Е.Н.

Современная методология обучения детей играм с элементами спорта.
Тренер-преподаватель Ярая Е.Н.

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей и учителей физической культуры
«Развитие памяти и внимания в процессе обучения шахматной игре»
Подготовил: Пухличенко А.Г- тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ

Методическая разработка
"Мат двумя слонами в середине игры"
Подготовил: Пухличенко А.Г- тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ

"Использование игрового стретчинга в самостоятельной деятельности детей" (Консультация для воспитателей)
Тренер-преподаватель-Ярая Е.Н.

Методическая разработка
Тема:«Двойной удар» (для групп начальной подготовки 2 года обучения)
Подготовил: Пухличенко А.Г- тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ

Выступление на районном семинаре по физическому воспитанию «Детский стретчинг»
Тренер-преподаватель-Ярая Е.Н.

Практические советы Гузеев А.Н. Статья: Моторная асимметрия в физическом воспитании и спорте. Гузеев А


Обучение техническим приемам футболистов в группах начальной подготовки. Подготовил: Апанасенко Е.А.-тренер-преподаватель по футболу

Методические рекомендации "Развитие быстроты методом круговой тренировки". А.В. Вдовенко -тренер-преподаватель по футболу

Методические рекомендации "Развитие выносливости методом круговой тренировки". А.В. Вдовенко -тренер-преподаватель по футболу

Методические рекомендации "Развитие гибкости методом круговой тренировки". А.В. Вдовенко -тренер-преподаватель по футболу

Методические рекомендации "Развитие ловкости методом круговой тренировки". А.В. Вдовенко -тренер-преподаватель по футболу

Методические рекомендации "Развитие силы методом круговой тренировки". А.В. Вдовенко -тренер-преподаватель по футболу

Подготовил: Воронков В.А. - тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ

Методическая разработка Тема: " Сравнительная сила и ценность фигур "

Подготовил: Воронков В.А. - тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ

Методическая разработка Тема: " Стоит ли менять слона на коня "

Подготовил: Воронков В.А. - тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ

Методическая разработка Тема: Комбинация «Двойной удар»

Подготовил: Воронков В.А. - тренер-преподаватель Вейделевской ДЮСШ

Выступление на тема: "Стратегия тяжелых фигур"

Тренер-преподаватель Воронков В.А.

Методическая разработка по физкультуре на тему: Методические рекомендации для начинающим тренерам-преподавателям

Методическая разработка по физкультуре на тему:
Методические рекомендации для начинающим тренерам-преподавателям

по теме: «Мотивация занятий спортом»

Приведенные ниже рекомендации содержат не рецепты на все случаи жизни, а ряд обоснованных принципов, которые следует применять в практической работе тренера.

1. Чтобы понять мотивы занятий спортом и успешной активной работы какого-то спортсмена, необходимо с помощью разных методов собрать информацию, касающуюся социального положения, эмоциональной структуры спортсмена и его отношения к настоящей ситуации. Для получения такой информации применяются следующие способы:

А) тренер проводит со спортсменом неофициальные, но хорошо продуманные и заранее спланированные беседы, в ходе которых с помощью прямых и косвенных вопросов выясняет, как спортсмен чувствует себя в команде, поддерживают ли родители его увлечение спортом и т.д. Одновременно с этим тренер выясняет его отношение к соревнованиям, к жизни, а также личные и профессиональные планы;

Б) чувства и мотивы спортсмена можно также выявить, внимательно наблюдая за его поведением и позой после поражения и выигрыша, присматриваясь к его жестам и мимике. Информацию о спортсмене можно получить из бесед с другими членами команды;

В) для оценки эмоционально-волевой сферы спортсмена полезно использовать специальные объективные и проективные тесты;

Г) перед началом сезона тренер может предложить спортсменам написать подробную автобиографию с акцентом на том, как они пришли в спорт и как складывалась их спортивная карьера.

2. Тренеру не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в тренировочном цикле. Новые события, новые люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру, занятиям спортом. Тренер должен относиться к изменениям в отношениях с пониманием дела, терпеливо и внимательно, стараясь быть объективным. Такое отношение тренера поможет спортсмену перестроиться и найти мотивы для продолжения занятий спортом, которые соответствовали бы новым жизненным установкам.

3. Тренеру следует обращаться с индивидом как с личностью, если он стремится привлечь его к занятиям спортом. Высказывания тренера должны быть аргументированы и обращены к интеллекту спортсмена, а не к его эмоциям. Тренеру следует приводить разумные доводы о пользе занятий спортом, как во время активной спортивной деятельности, так и после окончания спортивной карьеры.

по теме: «Тревожность и выступления

спортсменов в соревнованиях»

Изложенный материал содержит несколько важных практических выводов для тренера. Одни рекомендации требуют непосредственного вмешательства самого тренера, тогда как другие предлагают ему пути эффективного контакта с психологом или психиатром.

1. Тренер должен уметь распознавать признаки тревожности у спортсменов своей команды.

2. Если окажется, что один или более спортсменов в команде проявляют чрезмерную тревожность, то тренер должен выявить причины их страхов. Это можно сделать путем личных бесед тренера со спортсменами, анализируя их автобиографические данные, а в случае, если речь идет о совсем юных спортсменах, в беседах с их родителями.

3. Тренер должен готовить всю команду к встрече с ситуативным соревновательным стрессом и тревожностью. Эта подготовка может осуществляться заранее путем ориентации всей группы на предстоящий стресс с постепенным введением тщательно подобранных стрессоров, аналогичных тем, которые могут возникнуть непосредственно на соревнованиях.

4. Тренер может провести ряд групповых бесед о тревожности и страхе, отметив, что признаки тревожности не всегда мешают успешному выступлению. Часто именно их отсутствие должно беспокоить спортсменов.

5. Членов команды, у которых имеются постоянные страхи, которые легко падают духом и у кого в более стрессовых ситуациях происходит полная дезорганизация деятельности, следует направить на консультацию к психологу для постановки более точного диагноза и лечения.

6. Спортсмену следует напоминать, что предсоревновательная тревожность уменьшится во время соревнования. Одновременно его надо информировать о том, каким образом в результате предсоревновательной тревожности могут нарушиться одни виды деятельности (т.е. вновь освоенные двигательные навыки или сложные действия, требующие точности), в то время как другие ее компоненты могут существенно улучшиться по той же причине.

по теме: «Агрессивность в спорте»

На основе имеющихся научных данных тренеры могут сделать практические выводы о том, как понимать, направлять по нужному руслу и контролировать агрессивность спортсменов.

1. Развитие агрессивного поведения зависит от характера общения ребенка с родителями. Как правило, характер агрессивности связан с санкциями родителей – в зависимости от того, какой интенсивности и направленности агрессивное поведение поощряется или наказывается. Тренер может в этом разобраться при обсуждении со спортсменом его поведения, при наблюдении за общением своих воспитанников с родителями, когда те приходят на тренировки или соревнования, при анализе автобиографических данных спортсмена.

2. Не все молодые спортсмены, являющиеся членами команд в видах спорта, где агрессивность поощряются, считают ее нормальным явлением. В силу особенностей воспитания для них может быть характерно выраженное чувство вины, которое мешает их выступлениям. В таком случае целесообразно обсудить с молодым спортсменом причины его неумения проявить агрессивность во время игры, а не направлять на него «агрессию тренера».

3. На тренера ложится моральная ответственность за оказание помощи спортсмену в конце его спортивной карьеры, чтобы тот мог направить в другое русло свою энергию и агрессивность, если ему приходилось проявлять чрезмерную и потенциально-опасную агрессивность, занимаясь спортом. Но в целом подобная перестройка требует профессиональной помощи со стороны психологов или психиатров.

4. Наблюдение агрессивности, в свою очередь, может вызвать агрессивность. Запасных игроков, подключающихся к игре после наблюдения за агрессивными действиями партнеров по команде, иногда нужно предупреждать против чрезмерного проявления своих эмоций. Наиболее критическим моментом в игре для всех участников является ситуация после проявления агрессивности, независимо от того, была она наказана судьями или нет.

5. Направленность агрессивности может быть самой различной. Нередко она меняет свой объект. Тренер не должен всякий раз проявлять ответную агрессивность, если спортсмен реагирует на него агрессивно. В этом случае тренер должен спросить себя: а не связано ли поведение спортсмена вообще с его отношением к авторитету и старшим? Не напоминает ли сам он спортсмену его отца? Не переносит ли спортсмен на тренера свою враждебность по отношению к товарищам по команде или соперникам?

6. Необходимо научить спортсменов проявлять агрессивность, но в соответствии с правилами соревнований и общепринятыми нормами поведения, особенно в играх против более сильных соперников и при проигрыше. В некоторых видах спорта, требующих проявления агрессивности, отдельные спортсмены нуждаются в значительной помощи для овладения умением проявлять нужную агрессивность, контролировать ее и не испытывать угрызений совести после подобных действий.

7. Агрессия может быть вызвана кК внутренними, так и внешними стимулами. Поэтому тренер не должен удивляться, если спортсмен вдруг неожиданно проявит чрезмерную агрессивность, казалось бы, в безобидной ситуации. Прогнозирование подобного рода вспышек значительно облегчится, если тренер хорошо знает личностные особенности спортсмена, его прошлое, положение в настоящее время и те моменты, которые вызывает у него чрезмерную агрессивность в жизни и в спортивной деятельности.

8. Тренеры не должны поддаваться влиянию стереотипов агрессивности при оценке реального уровня агрессивности, которым обладает данный спортсмен.

по теме: «Лидерство в спорте»

Изложенная информация может по-разному использоваться тренером как при анализе им своей деятельности в качестве лидера, так и при наблюдении за лидерами и ведомыми среди своих воспитанников.

1. В целом, самые эффективные лидеры обычно те, кто лучше других понимает роль лидеров и ведомых, а также могут оценить относительный статус членов группы. Поэтому тренер должен стремиться не только формировать у себя такое понимание, но и выявлять лидеров среди членов команды.

2. Тренер должен оценивать свою роль официального лидера с точки зрения параметра ориентации на задачу или на межличностные отношения. Если окажется, что он ориентирован главным образом на задачу, то ему следует учесть как сильные, так и слабые стороны этой позиции и, может быть, выбрать себе помощника либо капитана команды, который дополнял бы его установки и ориентацию.

3. Тренеру следует выбирать капитана не путем выявления популярности его у различных членов команды, а попытаться определить формальными и неформальными способами, кого в группе считают наиболее способным помочь достижению общегрупповых целей. Так, лидеры учебной группы в школе далеко не всегда подходят для выполнения роли лидеров в команде.

4. Тренер, как лидер команды с очевидными признаками власти, и лидер-спортсмен должны суметь сформировать у себя правильное отношение к умеренной внутригрупповой напряженности и конфликтам, возникающим между членами команды. Наличие умеренных межличностных конфликтов свидетельствует о том, что большинство членов команды ориентированы больше на задачу, чем на межличностные отношение, что обычно характерно для групп, выступающих более успешно.

5. Тренер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать тяготы временной непопулярности во время напряженных тренировок и отказаться от шуток и дурачества ради серьезных и длительных успехов в предстоящих соревнованиях.

Если окажется, что тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможным огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным.

Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов.

6. В индивидуальных видах спорта спортсмену требуется более существенная эмоциональна поддержка со стороны тренера-лидера, чем в командных видах спорта, где помощь, поддержка и даже технические указания спортсмен может получить у своих партнеров. В то же время спортсмены в индивидуальных видах спорта более критично относятся к своим тренерам, чем спортсмены в командных видах.

7. Представление тренеров о себе чаще всего не совпадает с тем, как оценивают их личностные особенности и профессиональные знания спортсмены. Поэтому тренерам необходимо анализировать свое поведение и деятельность с помощью различных средств (видеозаписей, киносъемки, в ходе стандартизированных и нестандартизированных опросов и бесед), чтобы привести их в соответствии со своим представлением о себе. Даже сама попытка к самосовершенствованию поможет сформировать положительное отношение к тренеру со стороны спортсменов.

по теме: «Зрители и болельщики»

1. Неопытных спортсменов следует специально приучать к воздействию зрителей, заставляя их выступать в присутствии всевозрастающих по размеру групп наблюдателей начиная с первых недель и месяцев их тренировок.

2. Высокотревожным спортсменам необходимо оказывать специальную помощь с учетом стрессоров, которые на них будут влиять при выступлении в присутствии зрителей.

3. Следует обращать особое внимание на прочность освоения спортсменами двигательных навыков, чтобы присутствие зрителей не влияло на последующее выполнение упражнения.

4. Спортсмены должны ясно представлять себе характер тех изменений, которые с ними произойдут при выступлении в присутствии зрителей. Например, спортсмен должен знать, что навыки и действия, требующие главным образом проявления силы или выносливости, будут протекать активнее, хотя при этом возможно нарушение времени приложения усилий либо чувства ритма и темпа движений, особенно в видах, требующих выносливости.

5. Тренер должен быть готов к совместному воздействию различных факторов, повышающих тревожность и агрессивность, и к другим подобным состояниям у зрителей, у себя самого и у спортсменов. Внимание к подобным реакциям должно стать обязательной частью его забот еще в начале сезона.

6. Тренер должен научить спортсменов понимать ситуации, в которых возможны враждебные реакции со стороны зрителей. Спортсменам следует заранее сообщать о таких зрителях и болельщиках с тем, чтобы предупредить чрезмерную тревожность или агрессивность.

7. Тренер не должен удивляться, если спортсмены будут проявлять явные или косвенные признаки враждебности по отношению к своим болельщикам. Не во всех случаях призыв игроков выиграть ради их болельщиков будет лучшим для них мотивом. Скорее наоборот, тренер должен помочь спортсменам понять мотивы поведения болельщиков и зрителей, получающих удовольствие от соревнований.

8. В ряде случаев спортсменов следует на тренировках специально готовить к чрезмерному шуму толпы или применять специальные противошумные затычки для ушей. Для адаптации спортсменов к возможным выкрикам и критическим замечаниям можно использовать неожиданное посещение тренировок посетителями, которые по просьбе тренера будут делать неблагоприятные замечания.

9. Спортсменам следует объяснить, что тревожность и признаки активации (возбуждения), которые у них могут появиться в присутствии большого числа зрителей, являются нормальными и могут помочь выступлению, если заранее к этому подготовиться.

10. При освоении спортсменами сложных движений их следует оградить от чувствительных зрителей. Первые соревнования сезона следует планировать с учетом этого фактора. Однако по мере освоения движений и навыков влияние зрителей можно использовать для повышения уровня деятельности.