Руководства, Инструкции, Бланки

письмо подготовка к школе образец img-1

письмо подготовка к школе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Консультация на тему: Подготовка руки ребёнка к письму в школе

Консультация на тему:
Подготовка руки ребёнка к письму в школе

Подготовила: Федосеева Ирина Юрьевна, учитель-логопед МОУ СОШ №4 имени В.Бурова г.Бежецка Тверской области

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.

Как распознать неправильный навык

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

  • Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
  • Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
  • Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
  • Кисть жестко фиксирована.
  • Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает

лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет

изменять направление линии при помощи пальцев. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки.

Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

  • На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
  • Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
  • Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
  • Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Успехов Вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Тест предназначен для родителей. чьи дети идут в первый класс. Тест предлагает 18 вопросов ответив на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк.

Подготовка руки ребёнка к письму.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка с одной стороны, и сами.

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму

Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций.

Консультация для родителей "Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте"

Подготовка незрячего ребенка к обучению в школе.

Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут выз.

Подготовка руки ребёнка к письму

Консультация для родителей о развитии мелкой моторики руки старших дошкольников, в которой приводятся упражнения для укрепления и развития руки, координации движений.

памятка для родителей "Подготовка руки дошкольника к письму"

Ученые всего мира обеспокоены проблемой овладения детьми письмом, т.к. современные дети учатся в первую очередь печатать на компьютере, часто не умеют и не могут правильно держать.

Другие статьи

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для равзития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

Подготовка руки к письму

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

- выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
- конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
- конструирование из бумаги и картона,
- плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
- работа на детском настольном ткацком станочке,
- вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
- шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
- изготовление поделок из проволоки,
- пришивание пуговиц,
- нанизывание бусин и изготовление детских бус,
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
- пальчиковые игры,
- штриховки,
- изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
- выжигание по дереву,
- выпиливание,
- валяние,
- раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
- рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
- дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
- обведение рисунков по точкам,
- выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
- плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
- изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
- вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
- декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
- задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
- рисование на доске мелом, цветными мелками,
- оригами,
- изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
- вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
- линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
- ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита. то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки. сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики и сенсомоторной координации Вы найдете в этом видео. Какие упражнения можно провести с каштанами, ортопедическими мячиками, веревочками — ежиками, волчками? Как они готовят руку к тому, чтобы потом рука правильно держала карандаш и ручку? Несколько идей для занятий с ребенком дома и в детском саду.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам. А какие задания, которые готовят руку к письму, используете Вы? И какие из них особенно любимы Вами и Вашими детьми? Давайте поделимся в комментариях своим опытом.
До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:

А в конце статьи — еще несколько идей по подготовке руки к письму в очень радостном видеоролике для хорошего настроения Вам и Вашим детям! Вы увидите в нем современные пособия, которые используются в детских садах для подготовки руки детей к письму, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. И — это мне было очень приятно — в нем есть и текстильные игрушки моего любимого «Наивного мира» (все, кто был на Интернет-Мастерской развивающих игр, которую я веду ежегодно весной, помнят эти игрушки. Ведь «Наивный мир» — это постоянный, неизменный и очень душевный спонсор «Родной тропинки» и Мастерской игр «Через игру — к успеху!»)

Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!

Получите БЕСПЛАТНУЮ КНИГУ "50 игр и затей по развитию речи детей:

Кликните на ссылку или на обложку книги для бесплатной подписки на книгу

Методические рекомендации

Методические рекомендации. Подготовка будущих первоклассников к школе

На современном этапе перехода школы на стандарты второго поколения перед учителем стоит задача: воспитать ученика, готового жить в современном обществе.

Первоклассник испытывает трудности в усвоении нового материала. В целях избежания стрессовых ситуаций в период адаптации к новым условиям, необходимо проводить подготовительные занятия с будущими первоклассниками.

В последнее время выделилась категория детей не готовых к школьному обучению. И эта проблема актуальна. В целях подготовки к обучению в школе, адаптации детей к новым условиям, необходимо проводить с дошкольниками занятия по подготовке будущих первоклассников к школе. Эти занятия закладывают основу для формирования грамотной личности, готовой к обучению в начальной школе, и должны проводиться в системе и в определенной последовательности, поэтому создание методических рекомендаций по подготовке будущих первоклассников к занятиям в начальной школе сегодня является одним из актуальных вопросов.

Целью создания пособия “Методические рекомендации” является обобщение и систематизация опыта работы по подготовке дошкольников к обучению в первом классе начальной школы. В пособии указаны характерные ошибки, которые допускают первоклассники. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать первоначальные умения: устно отвечать на вопросы, внимательно слушать, запоминать, припоминать и воспроизводить материал, анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать предметы, действовать по алгоритму, проводить аналогии и делать выводы. В “Методические рекомендации” включена тематика уроков, конспекты уроков чтения и математики.

Главной задачей в период обучения чтению является развитие фонематического слуха ребенка. Научить слышать звук, правильно произносить его и обозначать буквой, делить слова на слоги, находить ударный слог и составлять звуковую схему слова. На занятиях дошкольники учатся говорить, слушать, читать и писать. На уроках письма учитель показывает, как правильно держать ручку, знакомит с разлиновкой тетради, с рабочей строкой, с элементами букв, начинает работу по формированию правильного наклона и плавности письма. Задачей учителя является: сформировать умение правильно писать элементы букв, дать понятие о верхнем и нижнем соединении, последовательности написания элементов букв. Учитель обращает внимание на развитие тонкой моторики пальцев и формирование правильной посадки ученика за партой.

Уроки математики формируют навыки счета: умение получать предыдущее и последующее число по алгоритму. В процессе занятий школьники знакомятся с действиями “сложение” и “вычитание” путем практической работы со счетными палочками; учатся классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, изменяют форму, цвет и размер фигуры. Учителю необходимо развивать память и мышление. Большое место отвожу практической работе с палочками: пересчитать палочки, дополнить до числа, составить примеры по составу числа путем передвижения палочек, назвать части числа.

На занятиях дети отрабатывают умение правильно готовиться к уроку, вовремя доставать тетради, учебники, карандаши и ручки. Учитель тренирует детей: положить предметы справа и слева, показать правую и левую руки. Проводится работа по ориентации в пространстве. В тетради по математике можно проводить диктанты: поставить точку в правый верхний угол клетки, провести вправо по линии клетки, провести вниз, влево на две клетки и т. д. Очень полезно письмо по образцам, письмо различных фигурок. Это упражнение способствует отработке умения отсчета клеток. На занятиях закладываются основы формирования универсальных учебных умений.

“Методические рекомендации” открыты для всех технологий.

Формой проведения занятий является урок. Методы работы: фронтальная беседа, диалог, практическая работа, рассказ, работа в паре, устная работа, письмо по образцам и др.

Целью создания пособия “Методические рекомендации” является: предупреждение типичных ошибок будущих первоклассников и обобщение опыта работы.

Начальная школа создает фундамент для обучения в старшей школе. Подготовка шестилеток к школе – это очень важный этап в жизни будущего первоклассника. Здесь учитель закладывает прочные знания, умения, навыки Ритм научно - технического прогресса и информационных технологий заставляют изменить подход к обучению младших школьников. Уже в шестилетнем возрасте необходимо готовить ребенка к предстоящему обучению в школе. Дать определенный уровень культуры, ориентации в пространстве и знаний по обучению грамоте, письму и счету. Без подготовки шестилетки будут испытывать трудности в обучении в 1 классе. Занятия рассчитаны на двенадцать дней. Ежедневно учитель проводит три урока по 35 минут. Программа занятий по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе предусматривает соответствующий уровень знаний, умений и навыков, который необходим для каждого первоклассника при поступлении в школу. Закончивший курс подготовки, может учиться по развивающим методикам и по учебникам стандартов второго поколения без проблем. Подготовка шестилеток к школе – это очень важный этап в жизни будущего первоклассника.

Обучение грамоте. Уроки обучения чтению

На занятиях по обучению грамоте перед учителем стоят задачи сформировать важные умения: ставить ударение, слышать звук в сильной и слабой позиции, произнести и охарактеризовать звук. Важно научить будущих первоклассников выполнять звуковой анализ слов, ставить ударение, делить слова на слоги, составлять звуковую схему слова, на слух определять слияния звуков. Все эти умения являются фундаментом для формирования грамотного письма.

В чем же причина безграмотности? Одним из ответов на этот вопрос является то, что первоклассники не умеют выделять звук в слове, правильно произносить звук и сопоставлять звук и букву. Это неумение приводит к безграмотному письму. На занятиях они научатся правильно проводить звуковой анализ слов, слышать звук и различать на слух звонкие, глухие, твердые, мягкие согласные, делить слова на слоги, постановке ударения. Эти знания являются базовыми для обучения в первом классе. Чтобы сформировать умение правильно проводить звуковой анализ слова, можно использовать различные цвета для обозначения звуков в словах. Как правильно организовать работу по изучению звука? Сначала произносим слово, выделяем гласные и согласные звуки, обозначаем гласные красным квадратиком, твердые согласные - синим квадратиком, мягкие согласные звуки - зеленым квадратиком. Наглядно обозначаем каждый звук и при этом его характеризуем. Дети понимают, что каждый звук обозначается буквой. Звук мы произносим, а букву пишем. В процессе подготовки к занятиям в школе, провожу работу над словарными словами. С этой целью произношу звук двояко. Например: пенал и пинал. Обращаю внимание, что в одном слове разное произношение одного и того же звука, значит это слово надо запомнить и на данном этапе произносить так как оно пишется.

Важным умением является понимание слияния согласного и гласного звуков. Чтобы дети поняли, что такое слияние я произношу звуки отдельно, а затем их произношу слиянии как один звук. Задаю вопрос: как звучат звуки, как один или два звука? Составляем звуковую схему и делаем вывод, что это слияние двух звуков и читается как один звук.

На этапе закрепления произношу слияние звуков и составляем прямые слоги из букв разрезной азбуки. На этот момент большинство шестилеток знают буквы. По исследуемому мной вопросу, рекомендую проводить урок обучения чтению, используя следующие виды работ:

1.Организационный момент. Чтение по ленте букв. Буквы читаем как звуки.

2. Сообщение темы урока. Создание проблемной ситуации.

3.Знакомство с новым звуком. Использование занимательного материала, загадок, скороговорок в изучении звука. Выделение звука в слове. Произношение звука. Сильная позиция звука. Слабая позиция звука.

4. Характеристика звука. Характеристика звуков в слове.

5. Закрепление. Назвать звук в других словах.

6.Узнать в азбуке букву, которой обозначается звук. Печатание этой буквы.

7. Составление слияний с этим звуком и чтение этих слияний.

8. Работа по азбуке. Составление предложений и маленьких рассказиков. Работа со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Название картинок в азбуке и постановка ударения. Составление звуковых схем к картинкам и отдельным словам.

10. Чтение с доски слогов по цепочке и хором. Составление слов из слогов.

11. Итог урока. С каким звуком познакомились на уроке? Каким по счету стоит новый звук в конкретном слове? Придумайте слово, в котором новый звук звучит во втором слоге.

При прохождении курса подготовительных занятий у дошкольника не возникнет проблем с обучением в первом классе. При наборе первого класса у меня возникали трудности в проведении уроков обучения грамоте. Как правило, это было неумение учащихся выполнять звуковой анализ слова, что приводило к тому, что ребенок не мог сложить слоги, а из слогов сложить слова. В результате у школьника складывалось негативное отношение к занятиям в школе. Чтобы ребенок в школе получал позитивные эмоции и мог преодолеть трудности школьной программы, его необходимо подготовить к поступлению в школу. Это и воодушевило меня на создание “Методических рекомендаций”, которые помогут учителю в проведении занятий по подготовке к школе будущих первоклассников.

Дети научатся выполнять звуковой анализ слов, соединять из букв слоги, из слогов составлять слова. У первоклассников не возникнут трудности при чтении слияний, при определении твердости и мягкости согласных звуков, звонкости и глухости. Быстро научатся плавному чтению. В рекомендациях указаны приемы и методы, которые помогают учителю реализовать задачи, поставленные стандартами второго поколения. Интерес к обучению поддерживается игровыми ситуациями, сменой видов деятельности, похвалой учителя с выходом на практическую работу у доски, работа с наборным полотном, составление из букв слогов и слов. Огромный интерес вызывает у ребят работа с кассой букв, это практическая работа учащихся.

Очень полезным занятием при обучении чтению является чтение по ленте букв. Надо научить читать буквы как звуки. Этот вид работы является переходным мостиком к обучению слоговому чтению. Чтение по ленте букв можно провести как в начале урока, так и в середине, и в конце урока.

Уроки обучения письму

На уроках письма необходимо сформировать умение правильно держать ручку, различать рабочую строку и междустрочное пространство, научить писать элементы букв, запомнить их название и последовательность написания этих элементов. Только после усвоения этих умений, можно приступать к написанию букв и слов. Выделяю трудности, которые встречаются при формировании безотрывного письма. Неправильное написание палочек маленькой и большой. Элементы маленькая и большая палочки встречаются во многих буквах. В связи с этим перед учителем стоит задача: предупредить ошибку в написании заглавных букв Т, П, Р. Обычно первоклассники пишут эти буквы неправильно. Надо писать их строго сверху вниз. Объяснение: ставлю точку выше верхней рабочей строки, веду вниз на нижнюю рабочую строку. Закругляю на нижней рабочей строке. Ставлю ручку на уровне первой палочки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю направо.

Типичной ошибкой является неправильное написание палочки с закруглением внизу. При написании этого элемента нужно показать середину прямой палочки, поставить точку на прямой палочке и рядом написать палочку с закруглением внизу. Вести закругление до середины прямой палочки. Элементы: маленькая прямая палочка и палочка с закруглением внизу выполняются на одном уроке. Дети ориентируются на середину прямой палочки при написании закругления.

Написание овала. Необходимо сформировать умение написания овала. Нередко родители учат писать овал неправильно и трудно исправить эту ошибку. При написании овала ставим точку выше нижней рабочей строки, ведем вниз, закругляем вправо, ведем вверх, закругляем влево, ведем влево вниз, пишем палочку влево- это нижнее соединение буквы О с буквами Л, М, В, Б. Необходимо следовать этому правилу написания буквы О с нижним соединением и сравнить написание буквы О с верхним соединением. Пишем овал и ведем ручку по овалу вправо, закругляем вниз и ведем вверх, доводим ручку выше середины палочки, ставим точку, закругляем влево вверх и присоединяем сверху к следующей букве. Нужно создать игровую ситуацию: буква О подала ручку сверху букве Н - это верхнее соединение буквы О с буквой Н. Предупредить ошибку в умении правильно писать верхнее соединение буквы О с буквами: С, Р, Т, Н. Остановить внимание на нижнем соединении буквы О с буквами М, Л, Я.

Особенно трудно первоклассникам соблюдать интервал по ширине букв. Чтобы овладеть этим умением, необходимо формировать пространственные представления и развивать глазомер. Надо научить ставить точки на верхней рабочей строке и на нижней рабочей строке на расстоянии одной клетки. Это упражнение способствует выработке глазомера, что особенно важно при письме букв Ш, Щ, Ж Ч, П, Т, М.

Одним из главных умений является развитие тонкой моторики кисти пальцев. С этой целью я ввожу элемент лепки букв. Можно использовать мозаику и работу с конструктором.

На подготовительных занятиях отводить время для письма росчерков на листочках бумаги. Письмо росчерков воспитывает уверенность в написании буквы. Ребенок пробует писать росчерк и становится уверенным в правильном написании буквы.

Письмо в воздухе - очень важный этап при изучении новой буквы. Созданный образ буквы в воздухе помогает с легкостью воспроизвести эту букву на бумаге. Таким образом, формируются пространственные представления о написании букв.

На уроках письма овладеть умениям соединения некоторых элементов букв снизу, сверху, в середине. Надо заметить следующее: все соединения показывает учитель на доске, дети повторяют за ним, пишут в тетради, а затем находят их на буквах, показывают и называют: верхнее, нижнее, среднее соединение. Складывается образ соединения (верхнее, нижнее, среднее) в памяти ученика.

По окончании занятий дети овладевают умениями: различать рабочую строку, правильно писать элементы букв, уметь ориентироваться в пространстве, правильно держать ручку и правильно сидеть за партой. Правильная посадка – хорошее здоровье ученика.

Схема проведения урока письма

2.Знакомство с новым элементом буквы. Из каких частей состоит новый элемент?

3.Разминка пальчиков. Скатать из пластилина шарик. Вылепить элемент буквы, изученный на прошлом уроке.

4. Знакомство с новым элементом. Лепка нового элемента из пластилина. Нахождение нового элемента в словах и буквах, показ указкой на доске этого элемента. Физминутка.

5. Письмо нового элемента.

6. Нахождение нового элемента в начертаниях букв.

7. Выполнение росчерка.

8. Повторение изученного материала. Письмо по образцу в тетради. Нахождение верхнего, нижнего, среднего соединения в словах.

9. Штриховка. Обведение по трафарету.

10. Письмо фигурок по образцам в тетради, закрашивание фигурок.

11. Другие виды работ. Устная работа. Деление слов на слоги. Постановка ударения. Чтение букв алфавита как звуков. Пение гласных звуков. Произношение звонких и глухих согласных, определение звонких согласных в результате практической работы. Письмо элементов букв под диктовку. Составление звуковых схем слов. Подбор слов под схему. Составление из азбуки слов.

12. Итог урока. Найти изучаемый элемент в словах, написанных на доске, назвать и показать его. Обращаю ваше внимание на штриховку. Именно этот вид работы поможет выработать правильный наклон букв. Виды работ подбираются в зависимости от темы урока.

При прохождении курса подготовительных занятий у дошкольника не возникнет проблем с обучением в первом классе. При наборе первого класса у меня возникали трудности в проведении уроков письма. Как правило, это было неумение учащихся писать букву в той последовательности, как требует формирование безотрывного письма. Невыполнение этих правил приводило к искажению почерка. При включении памяти дети не запоминают письмо букв с первого раза. В результате тренировки у ребенка складывается мысленный образ буквы.

Общие вопросы методики проведения занятий по математике. Одно занятие с будущими первоклассниками проводится 35 минут. На уроке математики третья часть времени отводится работе со счетным материалом. Формируется понятие “ число”, как количество элементов множества. Доступно происходит сравнение чисел: устанавливается соответствие количества элементов первого и второго множества. Практическая работа на каждом уроке. На первых занятиях математикой формируются навыки устного счета, развивается логическое мышление. Дети учатся выделять существенные признаки для классификации предметов, узнают названия геометрических фигур. Занятия по математике построены с учетом изучения учебного материала программы первого класса, что поможет развивать логическое мышление.

Распределение времени на уроке делится на три части: десять минут отводится на устный счет и работу с демонстрационным материалом, десять минут на практическую работу с палочками, со счетным материалом, десять минут на работу в тетради. Важно научить вести тетрадь: научиться отсчитывать три клетки между столбиками примеров, две клетки между заданиями, записывать номер, рисовать фигурки предметов по аналогии, отсчитывать четыре клетки вниз между работами.

Для снятия напряжения и усталости учитель проводит физкультурные минутки. Можно физкультурные минутки проводить несколько раз на уроке.

“Методические рекомендации” учитель рассматривает в соответствии с уровнем умственного развития класса, с собственным опытом работы. В соответствии с этим подбираются конкретные методы и методические приемы, дозировка учебного времени, использование наглядности, использование игры и игровых моментов. При использовании методических рекомендаций учитель должен помнить, что недопустимы учебные перегрузки.

По исследуемому мной вопросу, рекомендую проводить уроки математики по следующей схеме:

1.Счет предметов. Ритмический счет через 1 и хлопок на счет 2.

2.Работа с наборным полотном. Счет предметов. Обратный счет. Применение различных игр.

3. Новый материал. Практическая работа с палочками. Образование числа. Сравнение с предыдущим и последующим числами. Название числа. Сделать вывод: каким способом получили число. (Путем прибавления 1, или путем вычитания 1).

4. Составление модели числа из палочек или точек. Сравнение количества элементов способом установления соответствия палочек в первом и во втором ряду. Составление из палочек на парте различных предметов.

5. Знакомство с цифрой. Нахождение цифры в числовом ряду. Показ печатной цифры.

6. Знакомство с прописной цифрой. Показ учителем на доске письма цифры. Письмо учащимися на доске изученной цифры. Нахождение ошибок в начертании цифры.

7. Письмо в тетради изученного числа, названного цифрой.

8. Составление модели числа из точек и запись в тетрадь.

9. Запись математических выражений на сложение и вычитание с этим числом.

10. Работа над развитием логического мышления. Классификация геометрических фигур. Выведение признаков классификации предметов: классификация по форме, по размеру, по цвету.

11. Изменение цвета фигуры, формы, размера.

12. Порядковый счет. Использовать демонстрационные картинки. Работать над формированием понятия: порядковый счет.

13. Итог урока. Какие вопросы были рассмотрены на уроке? Составить математические выражения по теме урока.

На уроках математики рассматриваются модели чисел от 1 до 10.

Наиболее трудные моменты в подготовке шестилеток к школе – развитие внимания, воображения, мышления, умения слушать объяснение учителя на уроке, трудно приучить правильно сидеть за партой и правильно держать ручку.

Для выполнения этих задач необходимо проводить на уроке разные виды работ, также практическую работу с палочками и счетным материалом.

Учитель планирует занятие, меняя виды деятельности учащихся. Смена видов деятельности помогает настроить внимание. Очень важно выработать определенный алгоритм по изучению числа. Действие по алгоритму развивает ум и способности ученика, учит развивать мысль. “Методические рекомендации” полезны каждому учителю.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивановская О.И. “Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников?” Журнал “Начальная школа”№1,1999г. С.61-62.

2. Аристова Т.А. “Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму”. Журнал “Начальная школа”№1,1999г.,С.64-66.

3. Петерсон Л.Г. “Программа дошкольной подготовки по математике детей 3-6лет.” Журнал “Начальная школа” №3,1999г.,С.22-31.

4. Федосова Н.А. “Подготовка детей к школе, не посещающих дошкольные учреждения”.Журнал “Начальная школа” №8,1999г. С21-23.

5. Собода Р.В. “Проблема адаптации детей к обучению в школе”.Журнал “Начальная школа плюс до и после”.№2, 2008г. С. 66.

6. Финогеева Н.В. “Формирование навыков общения у детей в период предшкольной подготовки”. Журнал “Начальная школа плюс до и после”.№12, 2008г.,С.29.

7. Чиндилова О.В. “Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе”.№8, 2010г.,С.7-10.Журнал “Начальная школа плюс до и после”.

8. Система требований к содержанию и процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста. Готовность дошкольников к обучению в начальной школе: Методическое письмо Минобрнауки.-М. 2007г.

9. Пособие для учителя “Обучение в 1 классе”. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы в двух книгах. Под редакцией Б. И.Фоминых. Рекомендовано Министерством просвещения РСФСР Москва “Просвещение” 1988г.

10. Горецкий В.В. Кирюшкин В.А. Шанько А.Ф. “Азбука”. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Москва “Просвещение”, 1998 г.