Руководства, Инструкции, Бланки

гост р 54598.1-2015 менеджмент устойчивого развития часть 1 руководство img-1

гост р 54598.1-2015 менеджмент устойчивого развития часть 1 руководство

Категория: Руководства

Описание

ГОСТ Р 54598

ГОСТ Р 54598.1-2015 Менеджмент устойчивого развития. Часть 1. Руководство

принят В настоящем стандарте установлено руководство по менеджменту устойчивого развития и методология, помогающая организациям повысить производительность и эффективность деятельности. Стандарт устанавливает согласованный подход к менеджменту социальных, экономических и экологических аспектов в деятельности организации.
Настоящий стандарт предназначен для использования организациями любого размера, сектора и типа. Кроме того, он может быть полезен и заинтересованным сторонам организации

Текст ГОСТ Р 54598.1-2015 Другие ГОСТы

ГОСТ Р 54144-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Идентификация инцидентов
ГОСТ Р 54142-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Методология построения универсального дерева событий
ГОСТ Р 54145-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология
ГОСТ Р 54143-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Промышленные инциденты
ГОСТ Р 54141-2010 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Эталонные сценарии инцидентов
ГОСТ Р 52614.9-2013 Менеджмент устойчивого развития бизнеса. Общие положения. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС с дополнением -EQV (IWA 9:2011).
ГОСТ Р 54598.2-2013 Менеджмент устойчивого развития. Требования к системе менеджмента устойчивого развития в условиях действия событий. Разработка ГОСТ Р. Прямое применение МС с дополнением -EQV (BS 8901:2009).
ГОСТ 6137-97 Мертели огнеупорные алюмосиликатные. Технические условия
ГОСТ 13844-68 Мерники металлические технические. Методы и средства поверки
ГОСТ Р ИСО 24610-2-2013 Менеджмент языковых ресурсов. Структуры элементов. Часть 2. Декларация системы элементов
ГОСТ Р ИСО 24615-2013 Менеджмент языковых ресурсов. Система синтаксического аннотирования (SynAF)
ГОСТ Р ИСО 24619-2013 Менеджмент языковых ресурсов. Постоянная идентификация и устойчивый доступ
ГОСТ Р ИСО 24614-1-2013 Менеджмент языковых ресурсов. Пословная сегментация письменных текстов. Часть 1. Основные концепции и общие принципы
ГОСТ Р ИСО 24616-2013 Менеджмент языковых ресурсов. Многоязычная информационная система

Дополнительная информация

Другие статьи

ГОСТ Р 54598

ГОСТ Р 54598.1-2015 Менеджмент устойчивого развития. Часть 1. Руководство

Вид документа:
  • ГОСТ Р от 18.11.2015 N 54598.1-2015
    Принявший орган:
  • Росстандарт

    Код ОКС/МКС:
    03.100.99
    13.020.20

    Статус:
  • Документ в силу не вступил
    Дата начала действия: 01.07.2016
    Опубликован: Официальное опубликование. Сайт Росстандарта/ http://www.gost.ru. Фактическая дата официального опубликования стандарта - март 2016 года (информация с сайта http://www.gost.ru/ по состоянию на 30.03.2016)

    Ссылка на документ:
    kodeks://link/d?nd=1200127235

    Прямой адрес данного документа:
    http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=1200127235

    В настоящем стандарте установлено руководство по менеджменту устойчивого развития и методология, помогающая организациям повысить производительность и эффективность деятельности. Стандарт устанавливает согласованный подход к менеджменту социальных, экономических и экологических аспектов в деятельности организации. Настоящий стандарт предназначен для использования организациями любого размера, сектора и типа. Кроме того, он может быть полезен и заинтересованным сторонам организации

  • ЦНТИ Стандарты и Регламенты – ГОСТ Р 54598

    ГОСТ Р 54598.1-2015 Менеджмент устойчивого развития. Часть 1. Руководство

    Статус: Действует - Взамен. Идентичен BS 8900-1:2013 (ИУС 5-2016) Изображение документа: присутствует Страниц в документе: 30 Утвержден: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 18.11.2015 Область применения: В стандарте установлено руководство по менеджменту устойчивого развития и методология, помогающая организациям повысить производительность и эффективность деятельности. Стандарт устанавливает согласованный подход к менеджменту социальных, экономических и экологических аспектов в деятельности организации. Стандарт предназначен для использования организациями любого размера, сектора и типа. Кроме того, он может быть полезен и заинтересованным сторонам организации. Ключевые слова: заинтересованные стороны, устойчивое развитие, принципы устойчивого развития, менеджмент устойчивого развития, вовлеченность заинтересованных сторон, управление устойчивом развитием Дополнительные сведения: Доступны в демо-версии системы NormaCS.

    Документ действует взамен:

    ГОСТ Р 54598.1-2011 Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития

    На документ ссылаются:

    ПНСТ 151-2016 Управление устойчивым развитием организаций. Основа для оценки в соответствии с ГОСТ Р 54598.1. Технические требования

    г. Новосибирск, ул. Станционная 2а, офис 514
    +7 (383) 354-12-99

    © 2013 ЦНТИ «Стандарты и Регламенты»

    ГОСТ Р 54598

    ГОСТ Р 54598.1-2015
    Менеджмент устойчивого развития. Часть 1. Руководство

    Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

    Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

    Способы доставки
    • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
    • Курьерская доставка (7 дней)
    • Самовывоз из московского офиса
    • Почта РФ

    В настоящем стандарте установлено руководство по менеджменту устойчивого развития и методология, помогающая организациям повысить производительность и эффективность деятельности. Стандарт устанавливает согласованный подход к менеджменту социальных, экономических и экологических аспектов в деятельности организации.

    Настоящий стандарт предназначен для использования организациями любого размера, сектора и типа. Кроме того, он может быть полезен и заинтересованным сторонам организации

    МЕНЕДЖМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Предисловие

    1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в разделе 4

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»

    3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2015 г. Ne 1858-ст

    4 Настоящий стандарт идентичен национальному стандарту Великобритании BS 8900-1:2013 «Управление устойчивым развитием организаций. Часть 1. Руководство» (BS 8900-1:2013 «Managing sustainable development of organizations - Part 1: Guide»).

    Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного национального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5).

    Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а

    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

    0.1 Общие положения

    Ожидания заинтересованных сторон организаций как государственного, так и частного сектора продолжают расширяться и углубляться. Концепция устойчивого развития обеспечивает возможность удовлетворения значительного числа этих ожиданий. Для целей настоящего стандарта под устойчивым развитием понимают долговременный сбалансированный подход к социальному прогрессу, экономической деятельности и ответственности за сохранение окружающей среды (см. 2.3).

    Успешный подход к менеджменту устойчивого развития помогает организации принимать качественные решения, обеспечивающие непрерывный и длительный успех. Долговременный успех любой организации все в большей степени зависит от учета экономических, экологических и социальных аспектов во все виды деятельности. Для оценки и изучения возможностей, сложностей и препятствий работы в глобальной экономической системе необходим последовательный и всесторонний подход.

    Настоящий стандарт представляет собой руководство по разработке подхода к устойчивому развитию для организаций, развивающихся и адаптирующихся к новым и уже существующим условиям и требованиям.

    0.2 Результаты внедрения принципов устойчивого развития

    Ожидаемым результатом применения настоящего стандарта можно считать непрерывное улучшение деятельности на пути устойчивого развития (см. рисунок в разделе 5).

    Улучшение может быть достигнуто следующими способами:

    укрепление взаимосвязей (демонстрация заинтересованным сторонам, что организация осуществляет свою деятельность экономически, экологически и социально обоснованным образом, что несет им выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе):

    укрепление внутренней сплоченности (повышение уровня понимания работниками функций организации и использование этой информации для улучшения деятельности организации и процессов принятия решений);

    укрепление доверия: (прозрачность и подотчетность деятельности); стимулирование обучения и инноваций (изучение возможностей, появляющихся за счет привлечения заинтересованных сторон);

    понимание и менеджмент риска и возможностей (систематическая идентификация и ранжирование наиболее важных вопросов в отношении риска и возможности)

    Таким образом, обеспечивается поступательное движение организации по пути устойчивого развития (пример приведен в разделе 5).

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МЕНЕДЖМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

    Часть 1 Руководство

    Management of sustainable development. Part 1. Guide

    Дата введения — 2016—07—01

    1 Область применения

    В настоящем стандарте установлено руководство по менеджменту устойчивого развития и методология, помогающая организациям повысить производительность и эффективность деятельности. Стандарт устанавливает согласованный подход к менеджменту социальных, экономических и экологических аспектов в деятельности организации.

    Настоящий стандарт предназначен для использования организациями любого размера, сектора и типа. Кроме того, он может быть полезен и заинтересованным сторонам организации.

    Примечание — Использование настоящего стандарта зависит от продвижения организации по пути устойчивого развития (см. рисунок в разделе 5).

    В стандарте не описаны критерии деятельности и специфические элементы социального, экономического или экологического влияния.

    2 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

    2.1 принцип (principle): Фундаментальная основа принятия решения или поведения.

    (BS ISO 26000:2010.2.14)

    2.2 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо или группа лиц. заинтересованные в каких-либо решениях или деятельности организации.

    Примечание - В настоящем стандарте под термином «деятельность» подразумеваются все виды деятельности, продукции и услуг.

    2.3 устойчивоо развитие (sustainable development): Развитие, удовлетворяющее потребностям настоящего времени, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

    Примечание — Устойчивое развитие относится к объединению целей обеспечения высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и поддержанием способности Земли поддерживать жизнь во всем ее разнообразии. Эти социальные, экономические и экологические цели являются взаимозависимыми и взаимоподдерживающими. Устойчивое развитие следует рассматривать как способ выражения широких ожиданий общества в целом.

    3 Принципы устойчивого развития

    3.1 Общио положения

    Менеджмент устойчивого развития организации должен быть основан на принципах, отвечающих ее ценностям. Принцип - это фундаментальная основа, которой должны соответствовать принимаемые решения и деятельность организации. Принципы формируют социальные, экономические и экологические аспекты менеджмента устойчивого развития. Организация должна следовать, как минимум, следующим принципам: вовлеченности, соблюдению этических норм, ответственности руководства и прозрачности, приведенным в 3.2—3.5. Организация должна решить, применимы ли к ней другие принципы в дополнение к этим четырем.

    Организация может выбрать и определить дополнительные принципы, соответствующие ее ценностям, общепринятым этическим нормам и менеджменту устойчивого развития.

    В таблице 1 приведены некоторые вопросы, помогающие определить в какой степени эти принципы реализованы в организации.

    Термин «вовлеченность» в настоящем стандарте (с учетом концепции взаимодействия с заинтересованными сторонами как основного условия деятельности всякой по-настоящему устойчивой организации) означает выраженное намерение или политику привлечения ключевых заинтересованных сторон к разработке стратегии организации, планированию и менеджменту. В частности, вовлеченность означает взаимодействие с людьми, которые при других обстоятельствах могли бы быть исключены или изолированы.

    Из менеджмента не следует исключать ключевые заинтересованные стороны не только на основе предвзятого к ним отношения (например, вследствие их половой или расовой принадлежности), но и по причине того, что субъект или объект организация воспринимает как трудный или препятствующий ее деятельности.

    Примеры - Персонал, члены правления, представители власти и потребители.

    Дополнительная информация по взаимодействию с заинтересованными сторонами приведена в 4.2.

    Принцип вовлеченности применительно к социальным, экономическим или экологическим аспектам устойчивого развития организации, в первую очередь относится к людям, в частности, к ключевым заинтересованным сторонам. На практике это означает:

    а) определение ключевых заинтересованных сторон организации или предприятия;

    б) взаимодействие и ведение диалога с этими заинтересованными сторонами или. если это уместно, с их представителями.

    Некоторые типичные вопросы, по которым можно судить о применении этого принципа в организации (с учетом трех главных аспектов устойчивости развития):

    1) социальные: кадровая политика и практика: разработка систем оценки; установление целей для коллективов и/или отдельных лиц внутри организации; взаимодействие с сообществом;

    2) экономические: установление экономических целей и ключевых показателей деятельности; разработка систем финансовой отчетности; социально-ориентированное инвестирование;

    3) экологические: определение экологической политики; разработка экологических процедур; установление экологических целей и ключевых показателей деятельности; экологическая отчетность; политика и процедуры закупок.

    3.3 Соблюдение этических норм

    Соблюдение этических норм - это строгое следование общепризнанным этическим нормам и приверженность соблюдению законов. Эти принципы должны лежать в основе всей деятельности организации. Поэтому принципы необходимо довести до сведения персонала, заинтересованных сторон, общественности, чтобы не было сомнений относительно того, на чем основаны настоящие и будущие действия организации и как это может отразиться на ее коллективе, экономике и окружении.

    3.4 Ответственность руководства

    Ответственность руководства означает ответственность, которая может быть распределена или возложена на одно лицо, сообщество или организацию. Организация отвечает за управление всеми аспектами своей деятельности на всех этапах жизненного цикла с момента образования до окончательного закрытия. Эти аспекты могут включать детали, упаковку, маркетинговую документацию и т.п. и должны учитывать вопросы, относящиеся к обществу, экономике и окружающей среде.

    Например, при разработке продукции управление включает в себя применение (где это возможно) экологически чистых / устойчивых материалов, которые безопасны для окружающей среды, а плановая утилизация предпочтительна путем вторичного использования. Например, закупки из устойчивых источников могут воздействовать на экономику сообщества.

    Прозрачность означает открытость в отношении решений и действий, влияющих на общество, экономику и окружающую среду и намерение сообщать о них ясно, точно, своевременно, честно и полно. Таким образом, следует отдать предпочтение прозрачности, когда информация доступна по первому требованию, если только нет причин для ее сокрытия. Например, где это уместно, организация должна быть готова предоставить информацию по менеджменту устойчивого развития. Эта информация может касаться потребления энергии и воды, взаимоотношений с поставщиками, распределения фондов, поддержки общественных инициатив и тщ.

    ГОСТ P 54598.1-2015

    Таблица 1 — Вопросы для определения выполнения принципов устойчивого развития

    Каким способом идентифицированы заинтересованные стороны, интересы которых зависят от решений и действий организаций?

    Каким способом заинтересованные стороны выражают свои мнения и интересы, и проводится пи непрерывный мониторинг этой информации?

    Как организация помогает заинтересованным сторонам в понимании принимаемых решений и значимости своей деятельности?

    Существуют ли установленные способы выявления лица или группы лиц. интересы которых могут быть ущемлены или не учтены?

    Существуют ли интересы организации вне интересов. непосредственно связанных с заинтересованными сторонами, которые следует исследовать?

    Как организация развивает структурное разнообразие?

    Соблюдение этических норм

    Каковы способы соблюдения этических норм при взаимодействии с другими организациями?

    - Как организация борется со взяточничеством, злоупотреблениями, притеснениями и/или коррупцией в своем коллективе?

    Как организация подтверждает, что ее решения и действия являются обоснованными и соответствуют юридическим обязательствам и нормам права?

    Каким образом деятельность организации влияет на качество жизни людей? Приводят ли принимаемые организацией решения к необратимым экологическим (включая биологическую вариативность) и социальным изменениям или потерям? При положительном ответе, проведен ли анализ возможных альтернативных решений?

    Проводится ли анализ и мониторинг используемых ресурсов и последствий деятельности организации?

    - Как навыки менеджмента устойчивого развития нарабатываются, распространяются, применяются и оцениваются?

    Что позволяет организации быть уверенной, что необходимая информация, предоставляемая заинтересованным сторонам, является доступной, недорогой и достоверной?

    Каким способом в организации рассматривают запросы о предоставлении дополнительной информации и как на них реагируют?

    Как организация осуществляет взаимодействие с заинтересованными сторонами, разговаривающими на других языках?

    Как осуществляют управление, регистрацию и обмен информацией о важных интересах организации, сфере ее влияния или бенефициарах?

    Как эффективно могут быть использованы новые технологии повышения прозрачности?

    Что позволяет организации быть уверенной, что необходимая информация, предоставляемая заинтересованным сторонам, является доступной, недорогой и достоверной?

    Каким способом в организации рассматривают запросы о предоставлении дополнительной информации и как на них реагируют?

    4 Рекомендации по внедрению устойчивого развития

    4.1 Принципы организации

    Руководство организации должно обеспечить, чтобы используемые организацией принципы устойчивого развития (см. раздел 3) были документально оформлены в соответствующем заявлении и доведены до сведения заинтересованных сторон. Руководство также должно обеспечить, чтобы следование этим принципам привело к долговременному успеху организации.

    Примечание — Руководство может определить, что разработка заявления о своих принципах для организации приемлема. В этом случае необходимо найти другие средства декларирования принципов работы организации.

    При разработке заявления организация должна взаимодействовать с соответствующими внутренними и внешними заинтересованными сторонами с тем. чтобы понимать их проблемы. Заявление должно содержать перспективные цели, но в то же время должно быть реалистичным. Заявление следует пересматривать на подходящей основе при возникновении значимых изменений и проблем.

    Руководство организации должно распространять заявление среди заинтересованных сторон и поддерживать виды деятельности организации, обеспечивающие ее известность.

    Характеристики организации, обладающей результативным менеджментом устойчивого развития, могут включать:

    принципы устойчивого развития, которые проявляются в ее действиях на всех уровнях; традиции организации, в соответствии с которыми вопросы устойчивого развития в полной мере включены в деятельность организации;

    учет менеджмента устойчивого развития в процессах планирования и менеджмента (например, для оценки риска, планирования, управления деятельностью, в информационных системах, при обучении и развитии, отчетности) вместо организации отдельных процессов.

    4.2 Идентификация задач и взаимодействие с заинтересованными сторонами

    4.2.1 Общие положения

    Организация должна идентифицировать задачи в области устойчивого развития. Главным механизмом их решения должно стать применение принципа вовлеченности в работу заинтересованных сторон.

    Все организации, так или иначе, привлекают к работе заинтересованных лиц, например, в форме диалога с участниками, потребителями и служащими, направленного на повышение эффективности работы, менеджмент риска, идентификацию и понимание новых возможностей.

    Некоторые заинтересованные стороны могут сами инициировать взаимодействие с организацией, при этом их интересы также должны быть учтены.

    Непрерывное и систематическое вовлечение в работу заинтересованных сторон присуще устойчивому развитию и означает, например, что:

    - заинтересованные стороны имеют возможность выразить мнение о своих задачах, проблемах и отношении к организации;

    при принятии решений организация должна учитывать интересы заинтересованных сторон; необходимо обеспечить понимание всеми вовлеченными сторонами необходимости непрерывного обучения и развития.

    Некоторые заинтересованные стороны могут иметь право (например, юридическое или моральное) на дополнительные консультации. Способы идентификации и вовлечения заинтересованных сторон зависят от размера и структуры организации и других ее особенностей.

    Дополнительные инструкции по взаимодействию с заинтересованными сторонами, приведены в разделе 5 ГОСТ Р ИСО 26000-2012. однако описание ключевых принципов приведено в настоящем стандарте.

    4.2.2 Идентификация заинтересованных сторон

    Организация должна определить и идентифицировать заинтересованные стороны и их представителей. При этом необходимо идентифицировать все заинтересованные стороны, понять их интересы и взаимоотношения с организацией. Для этого организация должна различать три типа взаимоотношений:

    между организацией и обществом;

    между организацией и ее заинтересованными сторонами, между заинтересованными сторонами и обществом.

    Примеры наиболее общих взаимоотношений с заинтересованными сторонами приведены в таблице 2.

    Таблица 2 — Примеры заинтересованных сторон и типы, к которым они могут быть отнесены

    Некоторые заинтересованные стороны (например, конкретные служащие, потребители и поставщики товаров или услуг) являются значимыми для деятельности организации. С другими

    ГОСТ P 54598.1-2015

    заинтересованными сторонами (например, заинтересованными группами лиц и правительственными учреждениями) у организации могут быть взаимоотношения, которые носят стратегический характер, эти взаимоотношения менее важны для ежедневной работы организации. Внешние взаимоотношения различны в зависимости от интересов групп и их профессиональной ориентации.

    Существуют заинтересованные стороны, которые могут быть отнесены к двум и более группам, например, группы по особым интересам, регулирующие органы, местное население и правительственные агентства.

    Заинтересованные стороны различаются в зависимости от размера организации, географических и временных особенностей ее деятельности. Кроме того заинтересованные стороны организации в целом, как правило, отличаются от заинтересованных сторон по конкретным видам деятельности, например таким, как строительство нового завода или разработка проекта для конкретного региона. Специалисты, идентифицирующие заинтересованные стороны организации, могут иметь разные мнения относительно состава заинтересованных сторон. Это зависит от их компетентности и выполняемых обязанностей в организации.

    Обоснованность идентификации заинтересованных сторон имеет существенное значение для возможности организации поддерживать и развивать дальнейшие взаимоотношения. Например, взаимоотношения с соседними организациями могут быть идентифицированы как достаточно важные. Наличие информации о составе конкретной группы заинтересованных сторон, скорее всего, позволит улучшить взаимопонимание с ними, которое необходимо всячески развивать и поддерживать.

    Некоторые заинтересованные стороны могут идентифицировать себя сами. Организация должна рассмотреть законность их требований, обеспечить прозрачность соответствующих процессов и ответственность за принятые решения.

    Заинтересованные стороны могут иметь множество разнообразных интересов. Идентификация заинтересованных сторон не является разовой акцией, организация должна регулярно пересматривать списки своих заинтересованных сторон для обеспечения постоянного представительства нужных групп и лиц. Это особенно важно, если организация меняет, например, место расположения, обьем производства или сеть поставщиков.

    4.2.3 Взаимоотношения с заинтересованными сторонами

    Организация должна вовлекать в свою деятельность заинтересованные стороны и их представителей, что позволяет организации понять и оценить экономические, экологические и социальные последствия своей деятельности, производства продукции и услуг, а также соответствующего риска. Заинтересованные стороны могут помочь при определении вопросов устойчивого развития и риска, которые организация может упустить из виду при их рассмотрении. Диалог с заинтересованными сторонами может помочь организации разработать и уточнить стратегию, а также обеспечить обмен информацией. При вовлечении заинтересованных сторон организация должна учитывать следующее.

    Вовлечение заинтересованных сторон должно быть соразмерно с их значимостью для организации и соответствовать установленным целям и задачам организации.

    Функции ключевых заинтересованных сторон, имеющих законный интерес в деятельности организации.

    Основной целью должно быть обеспечение и укрепление доверия между организацией и ее заинтересованными сторонами. Доверие может повышаться при выполнении обязательств и применении принципа прозрачности, доверио является индикатором соблюдения организацией этических норм.

    Организация несет полную ответственность за принятые решения в отношении заинтересованных сторон.

    Вовлечение основных заинтересованных сторон должно быть не обособленным видом деятельности, а методом, используемым при принятии решений, на основе которого могут быть внесены изменения в процессы организации.

    Вовлечение заинтересованных сторон является непрерывным процессом. Необходимо вести постоянный диалог через обратную связь между организацией и ее заинтересованными сторонами. Организация должна быть в состоянии учесть все возможные виды риска.

    Взаимоотношения могут осуществляться в разной форме. Например, в форме встреч, обсуждений в фокуогрулпах и консультативных комитетах, консультаций, интернет-форумов, прозрачного механизма рассмотрения претензий и социального диалога через взаимоотношения с работниками. Некоторые крупные организации могут использовать независимый консультативный совет по работе с заинтересованными сторонами для оказания содействия в

    этом процессе. Заинтересованные стороны могут воспользоваться общими экспертными группами и строить свои взаимоотношения на основе соответствующих стандартов. Многонациональные организации включают в себя международные внешние заинтересованные стороны такие, например, как правительственные, торговые, трудовые организации и организации по проведению кампаний /неправительственные организации.

    Заинтересованные стороны должны иметь возможность через обратную связь выразить свое мнение о деятельности организации. Обмен информацией позволяет организации демонстрировать динамику своей деятельности в области устойчивого развития. Отчетность по достижению целей устойчивого развития не должна рассматриваться как единственный метод обмена информацией. Отчетность должна быть актуализированной и регулярной, и не должна быть единственным результатом достижений в деятельности по устойчивому развитию организации.

    Взаимоотношения с заинтересованными сторонами наиболее эффективны, когда: цель взаимоотношений ясна и понятна;

    интересы заинтересованной стороны определены и имеют большое значение для устойчивого развития;

    существует прямая зависимость между интересами заинтересованной стороны и организации;

    заинтересованные стороны имеют необходимую информацию и понимание.

    4.2.4 Дополнительные сведения

    Если организация оказывает значительное влияние на местное сообщество, например, при строительстве обьекта. то в этом случае диалог с заинтересованными сторонами должен быть двусторонним, прозрачным и начат на ранней стадии, в идеале с местными представителями. Этот процесс необходимо контролировать уже на стадии планирования. Организация должна показать себя как сторона, способная учитывать, где это целесообразно, точку зрения заинтересованных сторон, а также поддерживать позитивный диалог в течение всего процесса, информируя заинтересованные стороны обо всех изменениях. Для этого процесса могут быть использованы социальные сети. Защита окружающей среды, минимизация ущерба, где это возможно, и уважение развития/лрав человека должны быть частью этого процесса. Результаты внешних проектов, оказывающих влияние на местное сообщество, всегда становятся лучше при взаимодействии с заинтересованными сторонами.

    Организация должна также учитывать важные вопросы, которые могут возникнуть не в связи с заинтересованными сторонами, а по другим причинам. Примерами таких факторов могут служить технический прогресс, значительные природные катастрофы, войны и эпидемии.

    4.3 Возможности организации

    4.3.1 Общие положения

    Для внедрения принципов устойчивого развития (см. раздел 3) в практическую деятельность организации необходимо выделение соответствующих ресурсов и обеспечение компетентности персонала.

    4.3.2 Выдоление ресурсов

    Организация должна выделить соответствующие ресурсы для достижения целей устойчивого развития. Для этого необходимо:

    провести идентификацию необходимых видов и объемов ресурсов, для которых следует провести оценку риска и возможностей использования, установить задачи и структуру управления. Необходимые ресурсы могут быть финансовыми, человеческими или производственными (такие как информационные системы, измерительное оборудование или опросы потребителей);

    использовать процессы планирования и бюджетирования организации для обеспечения доступности ресурсов;

    установить ответственность и полномочия, направленные на выполнение своевременных и эффективных действий.

    4.3.3 Обеспечение компетентности персонала

    Компетентность представляет собой сочетание знаний, навыков и опыта. Применение стратегии устойчивого развития может потребовать от персонала приобретения новых знаний и эффективного применения полученных знаний на практике путем развития соответствующих навыков.

    Организация должна идентифицировать потребности в обучении руководящих и рядовых работников. Особенно это относится к персоналу, на который возложена ответственность за внедрение и улучшение деятельности организации на основе принципов устойчивого развития. Этот персонал должен овладеть инструментами улучшения деятельности организации и иметь соответствующие навыки в области устойчивого развития для достижения поставленных целей. Могут быть использованы формальное обучение, наблюдение за работой специалистов или обмен

    ГОСТ P 54598.1-2015

    опытом внутри и вне организации путем посещения конференций или работы в рабочей группе по конкретному проекту и взаимодействия с заинтересованными сторонами.

    Организация должна инвестировать время и денежные средства для обеспечения соответствующего уровня компетентности персонала. Добиться результатов от этих инвестиций можно путем мотивации персонала. Эффективность затрат на обучение зависит от конкретной ситуации в организации.

    Организация должна провести анализ своих программ обучения и переподготовки для обеспечения того.чтобы:

    программы набора специалистов предусматривали информирование специалиста при введении в должность о целях организации в области устойчивого развития;

    проблемы устойчивого развития и менеджмента были включены во все виды обучения персонала;

    процесс обучения и совершенствования персонала создавал возможность внедрения, адаптации и развития деятельности организации в области устойчивого развития;

    проверка требуемого уровня компетентности персонала, занятого в менеджменте устойчивого развития, стала частью системы служебной аттестации.

    4.4.1 Общие положения

    Задачи и проблемы в области устойчивого развития необходимо решать на основе процесса применения специальных методов, выбор которых зависит от потребностей организации и уровня зрелости процесса устойчивого развития.

    Некоторые организации используют типовые системы менеджмента, например, в области финансового и экологического менеджмента, управления персоналом. Целесообразно включать элементы устойчивого развития в существующие системы менеджмента. В качестве альтернативы могут быть использованы другие подходы, например, внедрение принципов устойчивого развития в основные подразделения организации. Настоящий стандарт не устанавливает специального подхода, однако применение следующих элементов (см.4.4.2 - 4.4.4) может сформировать подход к менеджменту устойчивого развития.

    4.4.2 Оценка риска и возможностей для инноваций

    Для всех организаций задачи и проблемы, связанные с устойчивым развитием, являются, с одной стороны, возможностью для инноваций, а с другой стороны, источником риска. Для того чтобы максимизировать возможности и минимизировать риск, необходимо провести анализ, который позволит;

    идентифицировать задачи и проблемы, положительные, отрицательные, прямые и косвенные воздействия, проанализировать ключевые виды риска, а также возможности для инноваций (с точки зрения их последствий и вероятности) и установить их значимость;

    проранжировать действия и распределить ресурсы, необходимые для достижения максимальных возможностей организации и минимизации риска.

    Результаты оценки риска необходимо разделить с соответствующими заинтересованными сторонами и использовать для установления целей и задач организации на основе принципов деятельности организации в области устойчивого развития.

    4.4.3 Идентификация ключевых показателей деятельности

    Для достижения целей устойчивого развития и повышения прозрачности деятельности организация должна;

    идентифицировать ключевые показатели достижения поставленных целей; установить выбранные ключевые показатели в соответствующих инструкциях для подразделений и должностных инструкциях персонала организации;

    определить методы оценки эффективности этих показателей.

    Необходимо сделать ссылку на показатели, которые, возможно, были ранее установлены для других целей самой организацией, установлены в стандартах или на основе требований других организаций.

    4.4.4 Достижение улучшений

    Организация должна установить процессы регулярного анализа достижения целей устойчивого развития. Могут быть применены существующие методы анализа деятельности в рамках системы менеджмента, но какой бы подход ни был выбран, организация должна;

    назначить ответственных за ведение записей, анализ фактических результатов в соответствии с выбранными целями и критериями и менеджмент ;