Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации компрессора кт-6 img-1

инструкция по эксплуатации компрессора кт-6

Категория: Инструкции

Описание

Компрессор КТ6

Компрессор КТ6

25. Стопорная шайба

30. Приводной валик 37. Корпус

Компрессор является поршневой трехцилиндровой машиной с двухступенчатым сжатием, УУ-образным расположением цилиндров Дизель-компрессоры КТ-6 и КТ-7 с приводом от вола дизеля через муфту, отличаются только направлением вращения коленчатого вала, вентилятора и масляного насоса Для перехода на холостой режим при достижении максимального давления, регулятором давления ЗРД подается сжатый воздух в клапанные коробки к разгрузочным устройствам и компрессор прекращает нагнетать воздух КТ-бЭл-мотор-комлрессор с приводом от электродвигателя имеет меньшую скорость вращения вала и производи-

тельность. Регулятором давления АК-11Б через магнитный пускатель обеспечивается включение и выключение двигателя компрессора для поддержания давления в главных резервуарах в установленных пределах Оптимальный рабочий режим по продолжительности включения компрессора в цикле составляет ПВ = 15—25 %, а максимальный ПВ - 50 % Длительность цикла не более 10 мин.

Разделение процесса сжотия воздуха на две ступени в компрессорах вызвано тем, что при повьшении давления до 0,5 МПа его температура значительно повышается, что затрудняет нормальную смазку цилинд-

ров. Нагрев маспа приводит к его окислению и возникновению нагара на стенках цилиндров Кроме того, нагрев сжимаемого воздуха вызывает повышение росхода энергии на работу компрессора и снижение его кпд Поэтому давление воздуха после первой ступени сжатия обычно составляет 0,2—0,4 МПа, и он напровляется в холодильник для промежуточного охлаждения Вторая ступень сжатия компрессоров обеспечивает повышение давления до конечного 0,75—0,9 МПа, необходимого для главных резервуаров локомотивов по условиям работы автотормозов.

КОМПРЕССОР КТ6 (принцип действия)

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К СХЕМЕ ДЕЙСТВИЯ КОМПРЕССОРА

А, Г — трубопроводы

Д — фильтр ЦВД — цилиндр высокого давления ЦНД — цилиндр низкого давления

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К МАСЛЯНОМУ НАСОСУ

А — всасывающая полость Б — нагнетающая полость В — канал выхода масла Г — канал входа масла Д — диск приводного валика

Другие статьи

Компрессор КТ6

25. Стопорная шайба

30. Приводной валик

Компрессор является поршневой трехцилиндровой машиной с двухступенчатым сжатием, УУ-образным расположением цилиндров Дизель-компрессоры КТ-6 и КТ-7 с приводом от вола дизеля через муфту, отличаются только направлением вращения коленчатого вала, вентилятора и масляного насоса Для перехода на холостой режим при достижении максимального давления, регулятором давления ЗРД подается сжатый воздух в клапанные коробки к разгрузочным устройствам и компрессор прекращает нагнетать воздух КТ-бЭл-мотор-комлрессор с приводом от электродвигателя имеет меньшую скорость вращения вала и производи-

тельность. Регулятором давления АК-11Б через магнитный пускатель обеспечивается включение и выключение двигателя компрессора для поддержания давления в главных резервуарах в установленных пределах Оптимальный рабочий режим по продолжительности включения компрессора в цикле составляет ПВ = 15—25 %, а максимальный ПВ - 50 % Длительность цикла не более 10 мин.

Разделение процесса сжотия воздуха на две ступени в компрессорах вызвано тем, что при повьшении давления до 0,5 МПа его температура значительно повышается, что затрудняет нормальную смазку цилинд-

ров. Нагрев маспа приводит к его окислению и возникновению нагара на стенках цилиндров Кроме того, нагрев сжимаемого воздуха вызывает повышение росхода энергии на работу компрессора и снижение его кпд Поэтому давление воздуха после первой ступени сжатия обычно составляет 0,2—0,4 МПа, и он напровляется в холодильник для промежуточного охлаждения Вторая ступень сжатия компрессоров обеспечивает повышение давления до конечного 0,75—0,9 МПа, необходимого для главных резервуаров локомотивов по условиям работы автотормозов.

КОМПРЕССОР КТ6 (принцип действия)

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К СХЕМЕ ДЕЙСТВИЯ КОМПРЕССОРА

А, Г — трубопроводы

Б — холодильник

Д — фильтр ЦВД — цилиндр высокого давления ЦНД — цилиндр низкого давления

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К МАСЛЯНОМУ НАСОСУ

А — всасывающая полость Б — нагнетающая полость В — канал выхода масла Г — канал входа масла Д — диск приводного валика

Инструкция по эксплуатации компрессора кт-6

Эксплуатация и меры безопасности КТ-6, КТ-7, КТ-6 Эл. Эксплуатация

Нормальная длительная работа компрессора может быть обеспечена только при соответствую­щем уходе за ним, заключающемся в соблюдении предусмотренных технической характеристикой пара­метров его работы; внимательном ежедневном наблюдении за состоянием и работой компрессора и его узлов; своевременном устранении неисправностей и принятии профилактических мер для их предупре­ждения; выполнении требований настоящего руководства по эксплуатации.

В процессе эксплуатации следите за сохранением установленной величины зазоров между сопря­гаемыми подвижными деталями компрессора, так как при увеличенных зазорах начинается ускоренный износ деталей. Увеличение зазоров сопровождается появлением стуков и одновременным снижением давления масла в компрессоре.

3.2.2 При установке компрессора на локомотиве соблюдайте следующие правила:

3.2.2.1 Применяйте муфту для привода компрессора, которая исключила бы передачу дополни­тельных нагрузок на коленчатый вал компрессора.

3.2.2.2 Направление вращения коленчатого вала (смотреть со стороны привода) должно быть: у компрессоров КТ6 и KT6 Эл по часовой стрелке, у компрессора КТ7 - против часовой стрелки. Работы компрессора с противоположным направлением вращения коленчатого вала не допускается.

3.2.2.3 Нагнетательный трубопровод от компрессора до первого воздушного резервуара выпол­няйте из труб с внутренним диаметром не менее 50 мм.

3.2.2.4 На нагнетательном трубопроводе от компрессора до первого воздушного резервуара установите один или несколько предохранительных клапанов, пропускная способность которых должна быть
не менее производительности компрессора.

Предохранительные клапаны отрегулируйте на давление 1,02 +0,03 МПа (10,2*°'3 кгс/см 2) и оплом­бируйте их.

3.2.2.5 В воздушную систему включите регулятор или пневмореле, которые обеспечивали бы перевод компрессора на холостой ход (при отключение электродвигателя) при повышении давления в
главных резервуарах до 0,9+0,02 МПа (9±0,2 кгс/см2) и включали бы его в работу под нагрузкой при падении давления в резервуарах до 0,75±0,02 МПа (7,5±0,2 кгс/см2).

3.2.3 Подготовка к пуску

Проверьте уровень масла в корпусе компрессора, который должен быть между рисками на масло-указателе.

При необходимости долейте или залейте в компрессор масло до нормы.

1. Масло заливайте через воронку с сеткой, размер ячеек в свету которой должен быть не более 0,45мм.

2. Для смазки применяйте масла, разрешаемые настоящим руководством по экс­плуатации, так как применение других масел может вызвать повышенное нагарообразование на клапанах или полное отекание масла со стенок цилиндров.

3. Температура масла в компрессоре перед пуском должна быть не ниже +15°С.

Осмотрите компрессор для выявления течи масла, состояние креплений, соединений и пр.

После монтажа при первом пуске компрессор должен работать 10. 15 мин при открытых кранах на главных воздушных резервуарах. После этого краны должны быть закрыты и компрессор переведен на работу под нагрузкой.

Примечание. В дальнейшем пуск компрессора при открытых кранах главных резервуаров не требуется.

При каждом пуске компрессора:

? откройте сливные краны и продуйте холодильник;

? по манометру, установленному на компрессоре, проверьте давление масла, которое должно быть 0,15. 0,6 МПа (1,5. бкгс/см2) (компрессор должен быть прогрет).

1. Кран манометра нормально должен быть закрыт. Кран открывайте только при проверке давления масла.

2. При необходимости регулировку величины давления производите только на про­гретом остановленном компрессоре, зажимая или отпуская пружину редукционного клапана маслонасоса (рис 7, поз 8).

? убедитесь в отсутствии посторонних шумов и стуков;

? контролируйте время, необходимое для нагнетания воздуха в главные резервуары до требуемо­го давления; такой контроль необходим для определения производительности компрессора и режима его работы.

Примечание.В случае если компрессор не отвечает одному из вышеизложенных требований, остановите его, выясните причину ненормальной работы и устраните её.

3.2.5 Контроль во время работы

Работа компрессора сопровождается шумом определённой низкой тональности. С переходом ком­прессора с рабочего на холостой ход и обратно (тепловозный режим) уровень шума незначительно меня­ется. Во время работы компрессора посторонний шум или стуки показывают, что в компрессоре появился дефект.

При работе компрессора периодически:

? - проверяйте на слух, не слышны ли в компрессоре повышенный шум и стуки;

? - по манометру, установленному на компрессоре, контролируйте давление масла;

? - проверяйте, не выбрасывает ли компрессор масло через воздушные фильтры.

Примечание.При обнаружение дефекта во время работы устраните его на работающем компрессоре или после его остановки.

Меры безопасности

Требования по технике безопасности.

Перед пуском компрессора отрегулируйте и опломбируйте предохранительные клапаны на холо­дильнике компрессора и нагнетательном трубопроводе, а также проверьте исправность ограждения вен­тилятора и муфты привода.

Не допускайте работу компрессора в среде агрессивных и взрывоопасных газов и паров.

Во время работы компрессора запрещается:

? Регулировать и выворачивать предохранительные клапаны;

? Регулировать давление масла в системе смазки редукционным клапаном маслонасоса;

? Регулировать натяжение ремня привода вентилятора;

? Заправлять компрессор маслом и вынимать маслоуказатель;

? Производить обтирку и очистку поверхностей компрессора.

Инструкция по эксплуатации компрессора кт-6

3.2. Компрессоры КТ-6, КТ-7, КТ-6 Эл.


Компрессоры КТ-6, КТ-7 и КТ-6 Эл широко применяются на тепловозах и электровозах. Компрессоры КТ-6 и КТ-7 приводятся в действие либо от коленчатого вала дизеля, либо от электродвигателя, как например, на тепловозах 2ТЭ116. Компрессоры КТ-6 Эл приводятся в действие от электродвигателя.

Общее устройство компрессора КТ-6 показано на рис. 3.2.

Компрессор КТ-6 - двухступенчатый, трехцилиндровый. поршневой с W - образный расположением цилиндров.

Компрессор КТ-6 состоит из корпуса (картера)13. двух цилиндров 29 низкого давления (ЦНД). имеющих угол развала 120°. одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД) и холодильника 8 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10. узла шатунов 7 и поршней 2, 5.

Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки цилиндров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21. а в нижней части корпуса помещен сетчатый масляный фильтр 25. Передняя часть корпуса (со стороны привода) закрыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух шарикоподшипников коленчатого вала 19. Второй шарикоподшипник расположен в корпусе со стороны масляного насоса.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонтальным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют вертикальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верхней части цилиндров расположены клапанные коробки 1 и 4 .

Коленчатый вал 19 компрессора - стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну шатунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балансиры 22. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленчатый вал снабжен системой каналов, показанных на рис. 3.2. пунктиром.

Техническая характеристика локомотивных компрессорных установок


Узел шатунов (Рис. 3.3.) состоит из главного 1 и двух прицепных 5 шатунов, соединенных пальцами 14. застопоренными винтами 13 .

1- главный шатун, 2, 14 -пальцы, 3, 10 - штифты, 4- головка, 5- прицепные шатуны, 6- бронзовая втулка, 7- шпилька, 8- замковая шайба, 9- каналы для подачи смазки, 11, 12-вкладыши, 13- стопорный винт, 15- съемная крышка, 16- прокладка


Главный шатун выполнен из двух частей - собственно шатуна 1 и разъемной головки 4. жестко соединенных между собой пальцем 2 со штифтом 3 и пальцем 14. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6. Съемная крышка 15 прикреплена к головке 4 четырьмя шпильками 7. гайки который стопорятся замковой шайбой 8. В расточке головки 4 главного шатуна установлены два стальных вкладыша 11 и 12. залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом 10. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками 16. Каналы 9 служат для подачи смазки к верхним головкам шатенов и к поршневым пальцам.

Основным преимуществом данной системы шатенов является значительное уменьшение износа вкладышей и шатунной шейки коленчатого вала, которое обеспечивается передачей усилий от поршней через головку сразу на всю поверхность шейки.

Поршни 2 и 5(рис.3.2.) - литые чугунные. Они присоединяются к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 30 плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения пальцев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые пальцы ЦНД - стальные, пустотелые, поршневые пальцы ЦВД сплошные. На каждом поршне установлены по четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные (уплотнительные), два нижних - маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.

Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую (В) и нагнетательную (Н). (Рис.3.4.) .

В клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен всасывающий воздушный фильтр 9(рис. 3.2.), а со стороны нагнетательной полости - холодильник 8. Корпус 6 клапанной коробки (рис. 3.4.) снаружи имеет оребрение и закрыт крышками 3 и 15. В нагнетательной полости помещен нагнетательный клапан 4. который прижат к гнезду в корпусе с помощью упора 5 и винта 2 с контргайкой 1. Во всасывающей полости расположен всасывающий клапан 8 и разгрузочное устройство, необходимое для переключения компрессора в режим холостого хода при вращающемся коленчатом вале. Разгрузочное устройство включает в себя упор 9 с тремя пальцами, стержень 11. поршень 13 с резиновой диафрагмой 14 и две пружины 10 и 12 .

Крышка 3 и седла клапанов уплотнены прокладками 18 и 7. а фланец стакана 16 - асбестовым шнуром 17 .

Всасывающие и нагнетательные клапаны (Рис. 3.5.) состоят из седла 1. обоймы (упора) 5. большой клапанной пластины 2. малой клапанной пластины 3. конических ленточных пружин 4. шпильки 7 и корончатой гайки 6. Седла 1 по окружности имеют по два ряда окон для прохода воздуха. Нормальный ход клапанных пластин 1,5 2,7 мм.

Рис. 3.4. Клапанная коробка компрессора КТ-6.

1- контргайка, 2- винт, 3, 15- крышки, 4- нагнетательный клапан, 5, 9 -упоры, 6- корпус, 7, 18 -прокладки, 8- всасывающий клапан, 10, 12- пружины, 11- стержень, 13- поршень, 14- резиновая диафрагма, 16- стакан, 17- асбестовый шнур Б- всасывающая полость, Н- нагнетательная полость


Разгрузочные устройства компрессора КТ-6 работают следующим образом: как только давление в ГР достигнет 8,5 кгс/см2 регулятор давления открывает доступ воздуха из резервуара в полость над диафрагмой 14 (рис. 3.4.) разгрузочных устройств клапанных коробок ЦНД и ЦВД. При этом поршень 13 переместится вниз. Вместе с ним после сжатия пружины 10 опустится вниз и упор 9. который своими пальцами отожмет малую и большую клапанные пластины от седла всасывающего клапана. Компрессор перейдет в режим холостого хода, при котором ЦВД будет всасывать и сжимать воздух, находящийся в холодильнике, а ЦНД будут засасывать воздух из атмосферы и выталкивать его обратно через воздушный фильтр. Это будет продолжаться до тех пор. пока в ГР не установится давление 7,5кгс/см2. на которое отрегулирован регулятор. При этом регулятор давления сообщит полость над диафрагмой 14 с атмосферой, пружина 10 поднимет упор 9 вверх и клапанные пластины прижмутся к седлу своими коническими пружинами. Компрессор перейдет в рабочий режим.

Компрессор КТ-6 Эл при достижении в ГР определенного давления в режим холостого хода не переводится, а отключается регулятором давления.

В процессе работы компрессора воздух между ступенями сжатия охлаждается в холодильнике радиаторного типа (Рис. З.6.) .

Холодильник состоит из верхнего 9 и двух нижних коллекторов и двух радиаторных секций 1 и 3. Верхний коллектор перегородками 11 и 14 разделен на три отсека. Секции радиаторов крепятся к верхнему коллектору на прокладках. Каждая секция состоит из 22 медных трубок 8. развальцованных вместе с латунными втулками в двух фланцах 6 и 10. На трубках навиты и припаяны латунные ленты, образующие ребра для увеличения поверхности теплоотдачи.

Для ограничения величины давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан 13. отрегулированный на давление 4,5 кгс/см2 .Фланцами патрубков 7 и 15 холодильник прикреплен к клапанным коробкам первой ступени сжатия, а фланцем 12 - к клапанной коробке второй ступени. Нижние коллекторы снабжены спускными краниками 16 для продувки радиаторных секций и нижних коллекторов и удаления скапливающихся в них масла и влага.

Воздух, нагретый при сжатии в ЦНД. поступает через нагнетательные клапаны в патрубки 7 и 15 холодильника, а оттуда - в крайние отсеки верхнего коллектора 9. Воздух из крайних отсеков по 12 трубкам каждой радиаторной секции поступает в нижние коллекторы, откуда по 10 трубкам каждой секции перетекает в средний отсек верхнего коллектора, из которого через всасывающий клапан проходит в ЦВД. Проходя по трубкам, воздух охлаждается, отдавая свое тепло через стенки трубок наружному воздуху.

В то время как в одном ЦНД происходит всасывание воздуха из атмосферы, во втором ЦНД идет предварительное сжатие воздуха и нагнетание его в холодильник. В это же время в ЦВД заканчивается процесс нагнетания воздуха в ГР .


Рис. 3.5. Всасывающий (а) и нагнетательный (б) клапаны компрессора КТ-6

1- седла, 2- большие клапанные пластины, 3- малые клапанные пластины, 4- конические ленточные пружины, 5- обоймы (упоры), 6- корончатые гайки, 7- шпильки


Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором 14(рис.3.2.). который установлен на кронштейне 12 и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на муфте привода компрессора. Натяжка ремня осуществляется болтом 13 .

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун 3(рис. З.2.). который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун 3(рис.З.2.). который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора. Сапун (Рис. 3.7.) состоит из корпуса 1 и двух решеток 2. между которыми установлена распорная пружина 3 и помещена набивка из конского волоса или капроновых нитей. Над верхней решеткой помещена фетровая прокладка 4 с шайбами 5, 6 и втулкой 7. На шпильке 10 шплинтом 11 закреплена упорная шайба 8 пружины 9 .

При повышении давления в картере компрессора, например, за счет пропуска воздуха компрессионными кольцами, воздух проходит через слой набивки сапуна и перемещает вверх фетровую прокладку 4 с шайбами 5 и 6 и втулкой 7. Пружина 9 при этом оказывается сжатой. Сжатый воздух из картера компрессора выходит в атмосферу. При появлении в картере разрежения пружина 9 обеспечивает перемещение вниз прокладки 4. не допуская попадания в картер воздуха из атмосферу.

Смазка компрессора - комбинированная. Под давлением, создаваемым масляным насосом 20(рис.3.2). смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла противовесами и дополнительными балансирами коленчатого вала. Резервуаром для масла служит картер компрессора. Масло заливают в картер через пробку 27. а его уровень измеряют маслоуказателем (щупом) 26. Уровень масла должен быть между рисками маслоуказателя. Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный фильтр 25 .

Масляный насос (Рис. 3.8.) приводится в действие от коленчатого вала, в торце которого выштамповано квадратное отверстие для запрессовки втулки и установки в нее хвостовика валика 4. Масляный насос состоит из крышки 1. корпуса 2 и фланца 3. которые соединены между собой четырьмя шпильками 12 и центрируются двумя штифтами 11. Валик 4 имеет диск с двумя пазами, в которые вставлены две лопасти 6 с пружиной 5. Благодаря небольшому эксцентриситету, между корпусом насоса и диском валика образуется серповидная полость.

При вращении коленчатого вала лопасти 6 прижимаются к стенкам корпуса пружиной 5 за счет центробежной силы. Масло всасывается из картера через штуцер «А» и поступает в корте насоса, где подхватывается лопастями. Сжатие масла происходит за счет уменьшения серповидной полости в процессе вращения лопастей. Сжатое масло по каналу «С» нагнетается к подшипникам компрессора.

К штуцеру «В» присоединена трубка от манометра. Для сглаживания колебаний стрелки манометра 16 (рис. 3.2.) вследствие пульсирующей подачи масла в трубопроводе между насосом и манометром помещен штуцер с отверстием диаметром 0,5 мм, установлены резервуар 17 объемом 0,25 л и разобщительный кран для отключения манометра.

Редукционный клапан (рис.З.8.). ввернутый в крышку 1. служит для регулировки подачи масла к шатунному механизму компрессора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для слива избытка масла в картере.

Редукционный клапан состоит из корпуса 7. в котором размещены собственно клапан 8 шарового типа, пружина 9 и регулировочный винт 10 с контргайкой и предохранительным колпачком.

По мере повышения частоты вращения коленчатого вала растет усилие, с которым клапан прижимается к седлу под действием центробежных сил. и. следовательно, для открытия клапана 8 требуется большее давление масла.

При частоте вращения коленчатого вала 400 об/мин давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см2 .

Компрессор КТ-7 получает левое вращение коленчатого вала (если смотреть со стороны привода) вместо правого на компрессоре КТ-6. Это обстоятельство вызвало изменение конструкции вентилятора для сохранения прежнего направления потока охлаждающего воздуха, а также масляного насоса.

В клапанных коробках компрессора КТ-6 Эл отсутствуют разгрузочные устройства, поскольку этот компрессор не переводится в режим холостого хода, а останавливается. На этом компрессоре не нужен и резервуар для гашения пульсаций стрелки масляного манометра, так как относительно низкая частота вращения коленчатого вала компрессора и валика масляного насоса не дают заметной пульсации стрелки, а вибрация компрессора при такой частоте вращения вала практически отсутствует.



1- корпус, 2- решетка, 3- распорная пружина, 4- прокладка, 5,6- шайбы, 7- втулка, 8- упорная шайба, 9- пружина, 10- шпилька, 11- шплинт.


1- крышка, 2- корпус насоса, 3- фланец, 4- валик, 5,9- пружины, 6- лопасть, 7- корпус редукционного клапана, 8- собственно клапан шарового типа, 10- регулировочный винт, 11-штифт, 12- шпилька.