Руководства, Инструкции, Бланки

культура руководства содержание функции критерии img-1

культура руководства содержание функции критерии

Категория: Руководства

Описание

Культура: сущность, содержание, структура, функции - Студопедия

Культура: сущность, содержание, структура, функции

Термин «культура» восходит к латинскому слову «cultura », которое означало возделывание почвы, ее обработку, т.е. изменения в окружа­ющем мире под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

Хотя само слово «культура» утверждается в европейской социаль­ной мыслью лишь во второй половине XVIII века, становление содер­жания понятия сопровождает историю человечества.

В Древней Греции культурность понимали, прежде всего, как вос­питанность. Отсутствие культурности считалось признаком варварства. В эпоху Древнего Рима возникает представление о культуре как укла­де социальной жизни, а также степени личного совершенства. Пред­ставление о культуре эпохи Возрождения содержало соответствие гуманистическим идеалам человека. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Дидро) сводили содержание культуры к развитию челове­ческого «разума». Культурность нации, по их представлению, состоит в разумности их общественных порядков и политических учреждений, а измеряется совокупностью достижений в области науки и искусств. В рамках Просвещения уже возникает «критика» культуры и цивили­зации (Руссо), которая состоит в показе противостояния морально развращенных «культурных» народов и тех общностей людей, которые находятся на патриархальной ступени развития. Возможность разрешения этого культурного противоречия немецкие философы искали в духовной сфере. Кант ядром культуры считал мораль, которая способна примирить человеческий разум и чувства. Гегель по­нятие культуры искал в сфере духовной свободы человека. Гердер рассматривал культуру как прогрессивное раскрытие способностей человеческого ума, высшим достижением которого он считал идею гуманизма. Гуманизм соответствует природе человека. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности. По мнению Шиллера, базовыми ценностями, лежащими в основании культуры, являются идея красоты и творчества человека (художника).

Николай Данилевский (1822—1885), культурологические взгляд которого сформировались под воздействием естественных наук, в частности биологии, разработал идею культурно-исторических типов. Как и биологические, культурно-исторические типы проходят естественные стадии возмужания, дряхления и гибели. Он выделяет десять исторических типов культуры: от египетского до германо-романского. Качественно новым, исторически перспективным типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры. Рассекая мировую культур Данилевский стремится все же сохранить ее цельность, кладя в ее основание деятельность людей, которая выражалась в национальном ха­рактере, психической жизни, этнических особенностях народа.

Немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) в работе «Закат Ев­ропы» выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается не как единая, а как расколотая на восемь культур, функционирующих на основе своего собственного «способа переживания жизни». Каждая из этих независимых друг от друга культур подчинена жесткому биологическому ритму, от рождения до заката. Этап восхождения и является собственно культурой, этап нисхождения и есть то, что принято назы­вать цивилизацией. Мировая культура в этом случае выступает как совокупность несвязанных друг с другом, чередующихся, однократ­ных типов культуры.

Культура у немецкого философа Шпенглера — историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Цивилизация выступает последней, неизбежной фазой всякой культуры, ее «затуха­нием», возвратом в небытие.

С позиций психологического подхода К. Юнга (1875-1961) к фе­номену культуры, она предстает как производное от «коллективного бессознательного», содержание которого выступает в единстве общече­ловеческих первообразов — архетипов. Наиболее ярко они представлены в мифах, сказках, магии и т.д. Французский ученый К. Леви-Стросс считает, что в основе культуры лежит бессознательное творчество че­ловеческого духа. Условием спасения мировой культуры является гар­мония отношений между внутренним (бессознательная структура ра­зума) и внешним (символы, которыми оперирует человек). Драма современной культуры — это драма самого человека. Необходим воз­врат к целостности, единству человека, что наиболее полно прояви­лось в первобытную эпоху. Неоценима, по мнению Лева-Стросса, роль гуманитарных дисциплин в осмыслении этих процессов. Либо XXI век будет веком гуманитарного знания, либо его не будет совсем.

Исследователи насчитывают в современной литературе несколько сотен определений культуры. Чем объясняется такое разнообразие? Прежде всего тем, что культура выражает все многообразие, все богатство человеческого бытия. Насколько неисчерпаем и многовариантен человек, настолько многогранна и неисчерпаема культура. Понимание культуры производно от базовых ценностей философской концеп­ции, которая лежит в основе той или иной дефиниции. Если в основе культурно-философских взглядов лежат религиозные положения, то такие исходные позиции будут приводить к утверждениям, что всякая культура основывается на религиозной почве. Культура будет являть­ся способом реализации религии. Правомерно говорить о ведущей конкретно-исторической роли той или иной религии в системе миро­вой культуры, но недопустимо все многообразие культуры выводить из религиозных составляющих этой культуры. С учетом этого поло­жения, культуры различают по форме религиозности. Существуют культуры, основанные на политеизме (многобожии) и монотеизме (единобожии). Явлениями мировой культуры являются, например, христианская, исламская, буддийская культура.

Философы, стоящие на позиции идеализма, в основе культуры ви­дят либо какой-нибудь духовный феномен жизни человека, либо рас­сматривают ее как космическое явление. Исследователи с материали­стическими установками сущность культуры ищут в различных материальных основах жизнедеятельности людей. Известно, напри­мер, что К. Маркс рассматривал культуру как результат материально-преобразующей деятельности, которая и является основанием, поч­вой для духовных компонентов культуры. Способы материальной деятельности лежат в основе марксистского понимания развития культуры как целостного и закономерного процесса. Вместе с тем, суще­ствует философская позиция прагматического толка, сторонники ко­торой видят в культуре лишь определенный способ приспособления человека к внешним обстоятельствам, что является условием его существования.

Кроме того, культура выступает предметом внимания не только Философов, культурологов, но и историков, этнографов, археологов, социологов, политологов. Каждая из дисциплин имеет свою теоретическую задачу, социальную методику, способы постижения этого феномена. Следует также помнить, что процесс познания человеком культуры отличается от процессов познания, допустим, в естественнонаучной сфере. Познавая культуру, человек познает не некую независящую от него реальность, а свое собственное существование, которое воплощается в фактах культуры. Постигая культуру, человече­ство пытается ответить на такие «вечные вопросы», как смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Познание культуры предстает, прежде всего, реализацией человеческих чаяний познать свою собственную природу.

Взаимосвязь человека и культуры не вызывает сомнений у большин­ства исследователей, стоящих на самых различных мировоззренчес­ких и методологических основаниях. По существу, принято суждение, согласно которому вне культуры невозможно не только бытие чело­века, но и он сам как сущность. И человек предстает здесь высшим смыслом, критерием и главной ценностью культуры. Возможность раз­вития сущностных человеческих качеств выступает в культуре опре­деляющей. В этом смысле культуру можно определить как человеч­ность человечества.

Важнейшим принципом философской методологии для изучения такого многомерного, сверхсложного, многовариантного феномена как культура, является принцип системности. Только в рамках систем­ного подхода возможно понять культуру как, с одной стороны, цело­стный объект, а, с другой, характеризующийся многообразием взаимодействия и динамикой преобразования структурных элементов. Все другие подходы способны уловить важные, но частные характеристи­ки культуры. Результатом системного рассмотрения культуры высту­пает синтетическое знание, многомерная картина бытия культуры.

Первой формой бытия является природа, под которой понимают совокупность стихийно сложившихся форм существования материи в единстве как органических, так и неорганических структур. Устояв­шейся считается и вторая форма бытия - человеческое общество. Сущность этой формы бытия состоит в том, что ее существование и разви­тие определяются не биологическими факторами и, соответственно, общественные отношения не детерминированы генетически. Общество не является природно данным, оно исторически изменчиво, его развитие обусловлено характером отношения людей к природе, спе­цификой общественного производства, а также различными формами человеческого сознания.

Но следует согласиться, что «если общество есть внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности, то сам человек, синтезирующий в своем реальном существовании и поведении природные и общественные закономерности, являющийся тем самым воплощенным единством природы и общества, должен быть признан носителем особой - третьей формы бытия, не сводимой ни к биологической ни к социальной его формам» (Каган М.С. Философия культуры. СПб. 1996. С. 37-38).

Эта форма бытия охватывает все проявления внутренней (психи­ческой, духовной) и внешней (поведение, практическая деятельность) жизни людей, эта сторона человеческого бытия имеет свое традици­онное название - культура. Тогда общественное бытие человека, его социальность, будут включать в себя не все его внеприродные каче­ства и характеристики (вплоть до духовности), а только обусловлен­ные системой экономических, политических и юридических отноше­ний (Что такое человек? Основы человековедения. В 2-х книгах. Книга II. СПб. 1996. С. 79-83).

Культура возникает, как результат деятельности человека и являет­ся сложной, динамической, саморазвивающейся системой.

Функционирование культуры может быть представлено в единстве трех ее составляющих: предметов культуры, способов человеческой дея­тельности и человеческих качеств. Но какую бы грань культуры мы не рассматривали, она всегда будет «очеловечена». Какой бы черепок ни исследовали археологи, он и ценен не сам по себе, а потому, что характеризует мышление человека ушедших эпох. Любой способ чело­веческой деятельности характеризует степень реализации сущностных сил человека.

Только в рамках культурологического подхода возможно понять содержание специфических человеческих качеств, таких как духов­ность, свобода, гуманизм. Эти понятия и будут выражать высшие цен­ности культуры.

Духовность - в форме религиозной, нравственной, эстетической, художественной, политической, познавательной — является особым «продуктом» психической деятельности, возвышающим человека над витальными, эгоистичными и своекорыстными потребностями его су­ществования, связывая тем самым индивида с другими людьми, а затем и с природой, и с творимой ими «второй природой» — миром вещей, в котором культура обретает предметное существование (там же, с. 86).

Условием возникновения и сущностным признаком культуры яв­ляется свобода, т.к. деятельность человека может осуществляться только на основе самостоятельного выбора каждым человеком целей и средств его действия. Вся история культуры есть движение от мира необходимости через порабощение человека человеком к свободе, к демократически организованному сообществу. Свобода выступает условием творчества во всех видах человеческой деятельности.

Гуманизм выступает качественной мерой культуры, ее критерием, мерилом истинности, показателем ее внутренней сущности. В свою очередь, культура выражает не внешние признаки явления, а гуманность его содержания, идеальные установки и устремления. Под гуманизмом (от лат. hитапиs - человеческий, человечный) следует понимать систему идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Идеи гуманизма в системе культуры выступают духовными ориентирами, указывающими направление движения человека к самому себе как к существу: а) разумному; б) духовному; в) свободному.

Исходя из изложенного, культуру можно определить как форму бытия человека, представленную в продуктах материальной и духов­ной деятельности и составляющую средство самореализации и осно­вание ценности человека.

В настоящее время понятие «культура» означает исторически оп­ределенный уровень развития общества, творческих сил и способнос­тей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Философский энциклопедический словарь. М.,1983.С. 292-293).

Культура - сложная, многоуровневая система. Принято подразде­лять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют куль­туру мировую, национальную, а также культуру различных социальных общностей (клановая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи, отдельного человека). Общепринято выделять культу­ру народную (непрофессиональную) и профессиональную.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет разнообразия человеческой деятельности.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд авторов предлагают делить ее на прогрессивную и регрессивную, реакционную. Культура, как формирующее человека начало, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. Это зависит от ряда объективных и субъективных факторов и условий.

Специфика, типология человеческой деятельности позволяют выделить в системе культуры различные уровни, слои. Критериями для их выделения могут быть внутренние характеристики самой деятельности, ее условия и связи, особенности производимых продуктов. Исходя из этого, принято выделять материальную, духовную, художественную культуры (достаточно распространенным является рассмотри художественной культуры в рамках духовной культуры общества, личности). Выделяя художественную культуру как особый, специфичес­кий феномен культуры, мы хотели подчеркнуть ее особый статус в системе человеческой духовности. Каждый слой культуры имеет свою специфику, собственное внутреннее строение.

Материальная культура включает в себя основные сферы, образо­ванные различными типами материальной деятельности людей. К та­ковым относят преобразовательную и коммуникативную деятельность людей. К первой сфере материальной культуры относятся предметы, являющиеся результатами материального производства, а также тех­ническая составляющая производства. Это то, что можно назвать «про­изводственно-технической культурой». Она включает в себя и техни­ческие аспекты (технологическую культуру) производства.

Вторая сфера материальной культуры связана со способом повеле­ния человека в его интимной жизни. Культура воспроизводства чело­веческого рода в известной степени характеризует уровень обшей куль­туры человека. Безусловно, сфера половых отношений не может рассматриваться в чисто биологическом плане, она несомненный ком­понент духовной культуры. Это важная сторона человеческого бытия связана с особым качеством, способностью человека к любви. В фи­лософии (этике) с понятием любви связаны интимные и глубокие чув­ства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, кото­рые направлены на другого человека (более подробно см. Философия любви. 4.1, М. 1990. С. 510). Попытки современной массовой куль­туры свести эту сложнейшую и прекраснейшую сферу человеческой жизни к «технике секса», технологической стороне вопроса, к вуль­гарной материализации носит явно антигуманный характер и должен встречать противодействие со стороны людей, заинтересованных в нравственном здоровье молодежи.

Несмотря на то, что отношения по поводу детопроизводства окра­шены множеством общественных, групповых, индивидуальных пси­хологических и духовных оттенков, эти отношения нельзя исключать из сферы материальных отношений. Производство и воспроизводство материальной жизни требует как определенных физических качеств человека, так и необходимого социального обеспечения. В этом плане правомерно выделение еще двух сфер материальной культуры — физической культуры и культуры социально-политической.

В физической культуре главным объектом является человеческое тело. Совершенствование физических возможностей, качеств, двига­тельных навыков и умений - определяющее в физической культуре. Еще античным мудрецам было известно, что здоровый дух может существовать только в здоровом теле.

Если в структуре деятельности человека выделить такие виды как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и ком­муникативная, то и в духовной культуре следует признать наличие со­ответствующих сфер.

Первая сфера создается творческой активностью человеческого со­знания. Это — деятельность, в основе которой лежит стремление спро­ектировать, спрогнозировать будущие состояния различных областей и феноменов жизни общества. Этот вид деятельности предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих кон­струкций. Проектирование и прогностика в истории культуры является важной стороной духовного производства. Результаты прогнозирова­ния (от краткосрочного, предметного, регионального до глобального становятся важным фактором, корректирующим деятельность чело­веческого сообщества. Знания о будущем, становятся реальным фак­тором, изменяющим общественное бытие. Объектом такого прогно­зирования становится прежде всего сам человек.

Вторая область духовной культуры включает плоды познаватель­ной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности зна­ний о природе, обществе, человеке. Важнейшим структурным элемен­том в этой области духовной культуры являются знания, которые не существуют вне познающего мир человечества. Человеческие знания, существуя в различных формах и на различных уровнях, являются фор­мой осознания субъектом (от личности до человечества) мира и себя в этом мире. Знания систематизируются, концептуализируются и обра­зуют более или менее целостную систему, которая опосредованно свя­зана и влияет на практическую деятельность субъектов. В любом об­ществе складывается и функционирует независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, пере­дачи информации и знаний. Эта система создает информационное поле, в котором живет и действует человек.

Третья сфера духовной культуры связана с ценностно-ориентационной деятельностью.

Осмысленный характер познания мира предполагает не просто зна­ние о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта дея­тельности, ценность его знаний, творений, ценность самого мира куль­туры, в котором живет человек. Мир человека — это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значениями. Ценности представляют из себя способности, свойства различных предметов, явлений удовлетворять потребности, желания, интересы людей. Пред­меты культуры отличаются от природных объектов тем, что они явля­ются наделенными каким-то особым свойством, которым не облада­ют естественные объекты. Создавая предметный мир, человек не стремился воспроизвести природу, а созидал отличное от нее, имею­щее смысл как выражение человеческой сущности. Возникновение культуры характеризуется, прежде всего, стремлением человека утвер­ждать ценности. Совокупностью ценностных свойств мир культуры отличается от мира природы. Ценности выступают и регулятором че­ловеческого поведения, и высшей целью его деятельности; они не да­ются человеку изначально, а возникают как результат его культурной деятельности. В систему ценностей человека наиболее часто включа­ют следующие их виды: смысложизненные (добро, зло, счастье, цель жизни, смысл жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безо­пасность, благосостояние, семья, образование); ценности обществен­но признания (трудолюбие, уважение, социальное положение); де­мократические (свобода слова, свобода совести, право на труд, право на образование).

Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей в разнообразных формах его проявления, которые зависят от особенностей предмета коммуникации. «Роскошь человеческого общения» (выражение А. Экзюпери), в ходе которого происходит обмен информацией - высокая культурная ценность. Духовное общение может происходить как на межличностном (межгрупповом) уровне, так и на уровне объективированных ценностей. В процессе межличностного (межгруппового) общения индивидов происходит совместное восприятие объекта, ситуации, действий, состояний. Результатом коммуникации является и возможное изменение установок, поведения, достижение определенной степени взаимопонимания, согласия. Во втором варианте объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «по­требляются», распредмечиваются, становятся достоянием человечес­кого сознания.

Особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художе­ственное мышление, творчество, восприятие и т.п.), получила назва­ние художественная культура. По своему содержанию она представ­ляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведе­ний искусства или материальных предметов, обладающих эстетичес­кой ценностью. Как социальный институт художественная культура представляет собой, прежде всего, сферу создания художественных цен­ностей (деятельность личностей и организаций, занимающихся худо­жественным творчеством). Она включает в себя также области распро­странения и освоения того бесконечного богатства, которым обладает художественная культура.

Художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Личностный аспект художественной культуры предполагает обращение к специфике процесса формирования идеалов, художественных вкусов, совершенствования эстетических чувств, выработки художе­ственных навыков, а также системы идей, взглядов, суждений, убеж­дений, которые являются феноменами мировоззрения личности.

Таким образом, культура будет представлять собой единство трех видов деятельности людей: в материальной, духовной и художествен­ной сферах их жизни. Безусловно, между этими видами и сферами деятельности не существует строгих границ, но, тем не менее, каждая обладает своей спецификой, относительной самостоятельностью.

Существуют и другие основания для выделения структуры культу­ру. Так, например, в зависимости от характера отношений с другими формами бытия возможно рассмотрение связей «культура - природа», «культура - общество», «культура - человек».

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, кото­рые опредмечиваются в ее ценностях и нормах. Структура культуры включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, политику, право, мораль.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и раз­нообразие ее функций в жизни общества и человека.

Главная функция культуры является человеко-творческая или гума­нистическая. Все остальные так или иначе вытекают из нее.

Важнейшей функцией принято считать информационную, функцию трансляции социального опыта. Культура, представляющая сложный, социальный организм, знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Культуру еще называют социальной памятью человечества.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологи­ческая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений, приобретает способность накапливать богатей­шие знания в мире и тем самым создавать благоприятные возможнос­ти для его познания и освоения. Можно смело утверждать, что обще­ство настолько интеллектуально, насколько использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регули­рованием различных сторон, видов общественной и личной деятель­ности людей. Именно в сфере быта, труда, межличностных отноше­ний культура определяет их поступки, действия, выбор ценностных ориентаций. Она опирается при этом на такие нормативные системы как мораль и право. Причем, чем человек более культурен, тем боль­шее значение для него имеет регуляция моральная, а не правовая.

Семиотическая, или знаковая, функция реализуется в языке. Без изучения соответствующих знаковых систем нельзя ни понять культуру, ни, тем более, приобщиться к ее достижениям. Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей; литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, театра, живописи. Естественно-научные дисциплины (физика, химия, ма­тематика, биология и др.) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшие качественные состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о сте­пени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответ­ствующей оценки.

Другие статьи